РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 18 • Номер 5 • март 2017 ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
издательство
Креативная экономика
оценка изменчивости инвестиционной привлекательности компаний легкой промышленности
Лихутин П.Н.1, Харитонова В.В. 1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
АННОТАЦИЯ:_
В данной статье рассмотрены основные подходы к оценке инвестиционной привлекательности компаний. Особое внимание уделено стоимостному подходу, в рамках которого был подробно рассмотрен коэффициент q-Тобина. В качестве объекта исследования была отобрана группа российских компаний легкой промышленности, занимающихся производством одежды. На основании полученных значений коэффициента q-Тобина для каждой компании и статистических методов была произведена кластеризация компаний швейной промышленности с учетом степени изменчивости инвестиционной привлекательности.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инвестиционная оценка, инвестиционная привлекательность, стоимостной подход, коэффициент q-Тобина, легкая промышленность, швейная промышленность.
Assessment of the variability of investment attractiveness of light industry companies
Likhutin P.N.1, Kharitonova V.V. 1
1 Novosibirsk State University of Economics and Management "NINH"
введение
Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. Они, выступая важным условием реализации стратегических целей, в значительной степени формируют будущее страны в целом, ее регионов и отраслей экономики, а также отдельных компаний.
Любой потенциальный инвестор, решая, куда вложить свои средства с целью получения дальнейшей выгоды и при этом иметь минимальные инвестиционные риски, должен оценить интересующие его компании, регионы и отрасли по системе различных объективных признаков, возможностей и средств в экономике, которые в итоге дадут общее представление об инвестиционной привлекательности исследуемого объекта и позволят инвестору принять верное решение [1] (Antonov, Ivanova, Tumin, Antonova, 2016).
Понятие инвестиционной привлекательности является относительно новым в отечественной экономике и не имеет конечного точного определения.
В.Ф. Максимов дает следующее определение инвестиционной привлекательности (или непривлекательность): «Субъективная оценка инвестором страны, региона или предприятия по поводу принятия решения о вложении своих средств в, соответственно, страну, регион или предприятие. Субъективная оценка складывается на основе анализа объективных характеристик предполагаемого объекта инвестирования, главной и практически всеохватывающей характеристикой данного объекта является инвестиционный климат» [7] (Ilyina, 2012).
И.А. Бланк под инвестиционной привлекательностью понимает «возможность гарантированного и своевременного достижения целей инвестора на базе экономических результатов деятельности объекта инвестирования», а также «степень вероятности достижения выдвигаемых целей инвестирования, выраженную в индивидуальных ожиданиях экономических агентов, потенциальных субъектов инвестиционного процесса» [4] (Blank, 2001).
Л.С. Валинурова и О.Б. Казакова определяют инвестиционную привлекательность как «совокупность различных объективных признаков, свойств, средств, возможностей экономической системы, обусловливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции» [7] (Ilyina, 2012).
А. Верхоланцев под инвестиционной привлекательностью предлагает понимать «совокупность объективных финансово-экономических характеристик, значений и показателей состояния объекта на конкретную дату, соответствующих требованиям каждого типа инвесторов по соотношению «доходность-риск» для инвестирования
ABSTRACT:_
The article examines the basic approaches to assessing the investment attractiveness of companies. We paid a special attention to the cost approach, within which we considered in detail the Tobin's q coefficient. As a research object we have chosen a group of Russian light industry companies engaged in clothing manufacturing. On the basis of the obtained rates of the q-Tobin coefficient for each company and statistical methods, we made a clusterization of garment industry companies taking into account the degree of variability of investment attractiveness.
KEYWORDS: investment assessment, investment attractiveness, cost approach, q-Tobin, light industry, garment industry.
Received: 14.02.2017 / published: 16.03.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Likhutin P.N. (p.n.lihutinBedu.nsuem.ru)
CITATION:_
Likhutin P.N., Kharitonova V.V. (2017) Otsenka izmenchivosti investitsionnoy privlekatelnosti kompaniy legkoy promyshlennosti [Assessment of the variability of investment attractiveness of light industry companies]. Rossiyskoe predprinimatelstvo, 18(5), 783-796. doi: 10.18334/rp.18.5.37596
в соответствующие категории объектов при условии достижения целей инвестора в течение определенного периода времени» [5] (Verkholantsev, 2007).
В.А. Лацинников считает, что инвестиционная привлекательность - «это индикатор его совокупной ценности, представляющий собой набор объективных и субъективных характеристик, необходимых для удовлетворения интересов всех участников инвестиционного процесса, позволяющих оценить целесообразность и перспективность вложений и учитывающих совокупное влияние факторов макро- и мезосреды» [8].
Представленные трактовки понятия инвестиционной привлекательности подтверждают неоднозначное понимание данной категории. Так, авторы В.Ф. Максимов и И.А. Бланк считают, что в основе понятия инвестиционной привлекательности лежит субъективная оценка, основывающаяся на целях инвестора. По мнению же Л.С. Валинуровой и О.Б. Казаковой, инвестиционная привлекательность - есть сочетание различных объективных характеристик. Авторы А. Верхоланцев и В.А. Лацинников понимают под инвестиционной привлекательностью совокупность как объективных, так и субъективных признаков, которые чаще всего соотносят доходность и риски.
Методология оценки инвестиционной привлекательности также находится на начальном этапе и не имеет конкретных эффективно работающих инструментов. Многие авторы (М.Г. Егорова, М.Н. Крейнина, Л.В. Минько, В.А. Москвин и др.) предлагают оценивать инвестиционную привлекательность компаний на основе анализа системы финансовых и производственных показателей, информация о которых содержится в финансовых отчетностях компаний, что является безусловно сильной стороной данного метода. Например, предлагается рассчитывать, а затем анализировать различные показатели платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости или же оценить конечные финансовые результаты компании. Однако данный подход не учитывает потенциала компаний и не позволяет дать интегральную характеристику.
Другие авторы (Г.Л. Игольников, Н.Ю. Брызгалова, В.А. Миляев, Х.А. Фасхиев и др.) используют методы, основанные на комплексной сравнительной оценке, которая предполагает ранжирование информации по выделенным признакам. Данный подход носит субъективный характер, поскольку потенциальный инвестор, сравнива-
ОБ АВТОРАХ:_
Лихутин Павел Николаевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративного управления и финансов (p.n.lihutinBedu.nsuem.ru) Харитонова Валерия Владимировна, сотрудник
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Лихутин П.Н., Харитонова В.В. Оценка изменчивости инвестиционной привлекательности компаний легкой промышленности // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 5. - С. 783-796. -doi: 10.18334/rp.18.5.37596
ния несколько компаний с целью вложения средств в какую-либо из них, выделяет и оценивает наиболее значимые для себя не только количественные, но и качественные показатели, которые в итоге дают общую картину по каждому объекту и позволяют принять верное решение. Данный подход очень трудоемок и, следовательно, является дорогостоящим. Однако такой подход удобен при отсутствии достаточного объема количественной информации.
Особый интерес на сегодняшний день представляет стоимостной подход к оценке инвестиционной привлекательности компании, где основным критерием является рыночная стоимость бизнеса (Н.Н. Петухова, А.Д. Шеремет, А. Дамодаран, Дж. Тобин, К. Уолш и др.). Это связано с тем, что главной целью компании теперь является не максимизация прибыли, как это трактовалось в классической экономической теории, а максимизация ее стоимости. Данный подход позволяет определить реальную стоимость компании и оценить срытый потенциал развития бизнеса [6, 9] (Damodaran, 2008; Pluzhnikov, Smagin, Shikina, 2015). Существенная роль в этом процессе отводится оценке информационной среды, которая влияет на динамические условия развития компаний [2] (Astanina, 2014).
При анализе инвестиционной привлекательности компаний в рамках стоимостного подхода многие авторы используют аналитический показатель - коэффициент q-Тобина. Он разработан американским экономистом Тобином и позволяет провести анализ инвестиционной привлекательности компании при помощи соотношения рыночной стоимости компании к стоимости ее чистых активов, что позволяет отразить эффективность вложенных финансовых средств в активы компании [3] (Belagurov, Sokolyanskiy, Terekhov, 2016).
Коэффициент Тобина определяется по формуле:
где Р = — - рыночная стоимость компании;
МР - чистая прибыль;
СЯ - ставка капитализации;
С - стоимость чистых активов.
Если предприятие является успешно функционирующим, то числитель дроби должен превышать ее знаменатель. И чем больше это превышение, тем выше значение коэффициента и, соответственно, инвестиционная привлекательность компании. Значение коэффициента Тобина в значительной степени зависит от совокупности нематериальных факторов (например, репутация и перспективы развития компании, используемые технологии и т. д.), помогающие приобретать определенные конкурентные преимущества в отрасли и благодаря этому получать дополнительный доход [3] (Belagurov, Sokolyanskiy, Terekhov, 2016).
Коэффициент Тобина достаточно прост в расчете и тем самым является незатрат-
ным, также данный показатель достаточно полно отражает инвестиционную привлекательность какого-либо объекта.
Таким образом, в рамках данного подхода рассматривается возможность оценки инвестиционной привлекательности на основе коэффициента Тобина, что, в свою очередь, позволяет, оценив его изменчивость, оценить изменчивость инвестиционной привлекательности конкретного объекта.
Для проверки практической применимости коэффициента q-Тобина в оценке изменчивости инвестиционной привлекательности компаний была выдвинута следующая гипотеза: можно ли, опираясь на коэффициент Тобина, провести кластеризацию компаний с учетом изменчивости их инвестиционной привлекательности.
Для исследования были отобраны тридцать российских предприятий, основным видом деятельности которых является производство одежды, а также с объемом выручки более 250 млн руб. за 2015 г. и с положительными финансовыми результатами за 2010-2015 гг.
Значения чистой прибыли и стоимости активов компаний были взяты из финансовых отчетностей. Для определения ставки капитализации предлагается использовать модифицированную модель оценки долгосрочных активов (CAPM), которая рассчитывается следующим образом [6] (Damodaran, 2008):
CR = Rf + р5 х (RM - Rf ) + C,
где Rf - безрисковая процентная ставка;
RM - средняя рыночная ставка доходности;
PS - мера систематического риска, присущего данной отрасли;
C - дополнительная норма дохода, учитывающая страновой риск.
В качестве безрисковой процентной ставки была принята среднемесячная доходность индекса тридцатилетних государственных облигаций. По данным Центрального банка Российской Федерации, безрисковая процентная ставка равна 8,74 процента [10] (Rostislavov, 2009). Средняя рыночная ставка доходности, по данным информационного агентства «Bloomberg», равна 18,21 процента [13]. Бета-коэффициент взят на информационном портале американского профессора А. Дамодарана и для легкой промышленности равен 0,82 [14]. В качестве специфического риска примем страновой риск, равный 3,56 процентов, по данным информационного агентства «Bloomberg» [13].
Таким образом, ставка капитализации для компаний швейной промышленности составила 20 %:
CR=8,74+0,82x(18,21-8,74)+3,56=20%.
Полученные результаты расчета коэффициента Тобина, а также его средние значения и стандартные отклонения представлены в таблице 1.
Таблица 1
Коэффициент Тобина и его общие статистические характеристики для предприятий, занимающихся производством одежды (2010-2015 гг.)
Компания Год Средн. Станд.
2010 2011 2012 2013 2014 2015 знач. откл.
1. АО «Синар» 0,31 0,74 0,64 0,17 0,06 0,16 0,35 0,254
2. ООО «Пальметта» 2,08 2,09 1,37 1,23 1,01 2,20 1,66 0,473
3. ЗАО «Корпорация «Глория Джинс» 1,24 1,91 1,72 1,53 1,29 0,79 1,41 0,361
4. АО «Элис Фэшн Рус» 0,64 0,61 0,57 0,15 0,12 0,44 0,42 0,213
5. ЗАО «Славянка» 0,77 0,74 0,60 0,58 1,05 0,72 0,74 0,156
6. ОАО «Гамма» 1,25 0,54 0,94 0,42 0,61 0,40 0,69 0,306
7. ЗАО «КРО» 1,96 2,39 2,99 2,68 2,64 1,97 2,44 0,377
8. МОАО «Большевичка» 0,43 0,36 0,30 0,30 0,24 0,34 0,33 0,060
9. ООО «Текстиль М» 0,70 0,87 0,82 0,73 0,55 0,65 0,72 0,107
10. ПВ ООО «Фирма «Техноавиа» 1,49 1,76 1,41 1,44 1,21 1,36 1,44 0,167
11. АО «Легпромресурс» 1,30 1,90 2,00 1,18 1,09 1,02 1,42 0,388
12. ООО «Тверская ЧНФ» 1,79 2,85 2,62 1,32 1,07 2,01 1,94 0,638
13. ООО КШФ «Инициатива» 0,36 0,91 0,63 0,73 0,67 0,72 0,67 0,165
14. ООО «Кузбасслегпром» 0,96 1,86 1,73 0,47 0,68 0,15 0,97 0,629
15. ООО Фирма «Чайковский 1,54 0,75 0,41 0,69 1,67 4,08 1,52 1,230
партнер»
16. ООО «Округ» 1,50 1,62 0,89 1,11 0,17 1,29 1,10 0,479
17. ЗАО ЦВМ «Армоком» 1,99 1,80 0,13 1,63 1,80 1,22 1,43 0,627
18. АО «Меридиан» 1,82 2,24 1,94 1,35 0,40 0,75 1,42 0,660
19. ООО «Промкомплектация» 4,66 2,34 1,86 1,59 1,29 0,82 2,09 1,240
20. ЗАО «Пеплос» 2,50 1,11 1,00 0,18 0,21 1,06 1,01 0,769
21. ООО «Надежда» 1,92 0,88 3,60 2,94 2,01 1,70 2,17 0,878
22. ООО «СШФ» 0,53 0,72 0,37 0,52 0,59 1,13 0,64 0,240
23. ЗАО «Александрия» 0,29 0,37 0,34 0,12 0,03 0,32 0,25 0,125
24. ЗАО «Элиот» 0,21 0,84 0,46 0,76 0,10 0,52 0,48 0,267
25. АО «Борисоглебский трико- 1,49 0,24 1,02 1,06 0,99 0,83 0,94 0,370
таж»
26. ООО «ППО «Орбита» 3,39 1,28 0,26 0,56 0,02 0,28 0,96 1,155
27. ООО «Комацо» 1,18 1,11 1,23 1,14 1,02 0,70 1,07 0,176
28. ОАО «Тверская швейная 0,22 0,88 0,32 0,15 0,47 0,50 0,42 0,241
фабрика»
29. АО «Аткарская швейная фа- 2,23 2,12 1,76 1,40 0,39 1,67 1,59 0,605
брика «Элит»
30. ООО «Светал» 3,46 2,82 3,40 2,77 1,23 1,34 2,50 0,902
Таблица 2
Группировка предприятий швейной промышленности по уровню инвестиционной привлекательности
компания среднее значение коэффициента тобина
1. ЗАО «Александрия» 0,25
2. МОАО «Большевичка» 0,33
3. АО «Синар» 0,35
4. АО «Элис Фэшн Рус» 0,42
5. ОАО «Тверская швейная фабрика» 0,42
6. ЗАО «Элиот» 0,48
7. ООО «СШФ» 0,64
8. ООО КШФ «Инициатива» 0,67
9. ОАО «Гамма» 0,69
10. ООО «Текстиль М» 0,72
11. ЗАО «Славянка» 0,74
12. АО «Борисоглебский трикотаж» 0,94
13. ООО «ППО «Орбита» 0,96
14. ООО «Кузбасслегпром» 0,97
15. ЗАО «Пеплос» 1,01
16. ООО «Комацо» 1,07
17. ООО «Округ» 1,10
18. ЗАО «Корпорация «Глория Джинс» 1,41
19. АО «Легпромресурс» 1,42
20. АО «Меридиан» 1,42
21. ЗАО ЦВМ «Армоком» 1,43
22. ПВ ООО «Фирма «Техноавиа» 1,44
23. ООО фирма «Чайковский партнер» 1,52
24. АО «Аткарская швейная фабрика «Элит» 1,59
25. ООО «ПальметтА» 1,66
26. ООО «Тверская ЧНФ» 1,94
27. ООО «Промкомплектация» 2,09
28. ООО «Надежда» 2,17
29. ЗАО «КРО» 2,44
30. ООО «Светал» 2,50
Условные обозначения:
- инвестиционно непривлекательные; - слабо инвестиционно привлекательные; - инвестиционно привлекательные.
Исходя из полученных данных в таблице 1, следует, что значения коэффициент Тобина достаточно разнообразны: чуть больше половины компаний имеет среднее значение показателя за шесть лет выше единицы, тогда как остальная часть предприятий демонстрирует обратную картину. На основании этого факта можно разделить предприятия на три группы в зависимости от среднего значения коэффициента Тобина за шесть лет: инвестиционно привлекательные (среднее значение показателя выше 1,1), слабо инвестиционно привлекательные (среднее значение от 1 до 1,1) и инвестиционно непривлекательные (среднее значение ниже 1). Полученный результат наглядно представлен в таблице 2.
Из таблицы 2 видно, что шестнадцать предприятий за 2010-2015 гг. имеют среднее значение коэффициента Тобина больше единицы, что позволяет говорить об их положительной инвестиционной привлекательности. При этом три предприятия из шестнадцати имеют незначительное превышение единицы, что говорит об их слабой инвестиционной привлекательности. Остальная часть, а именно четырнадцать предприятий, демонстрируют обратную картину - коэффициент ниже единицы, что говорит о низком инвестиционном потенциале и, как следствие, отсутствии возможности привлечения финансовых ресурсов для расширения своих производственных активов. Максимальное значение коэффициента имеет ООО «Светал» (2,50), а минимальное - ЗАО «Александрия» (0,25).
Если рассмотреть конкретные значения коэффициента Тобина по разным предприятиям за различные периоды, то видно, что компании демонстрируют разную степень изменчивости своей инвестиционной привлекательности. Так, например, у МОАО «Большевичка» на протяжении шести лет значение показателя существенно не изменяется и держится на уровне не выше единицы. Тогда как, например, полученные значения коэффициента для ООО «Промкомплектация» отличаются высокой динамикой, принимая как достаточно высокие, так и низкие позиции.
На основании этого проведем анализ устойчивости значений коэффициента Тобина и в качестве меры изменчивости (стабильности) уровня инвестиционной привлекательности предприятий швейной промышленности будем использовать метод математической статистики - среднеквадратическое отклонение. На основании данных таблицы 1 видно, что минимальное и максимальное среднеквадратическое отклонение принимают значения 0,060 и 1,1240 соответственно. Следовательно, можно выделить три равных группы по уровню изменчивости инвестиционного потенциала: слабо изменчивые (с отклонением от среднего значения от 0,060 до 0,453), средне изменчивые (с отклонением от среднего значения от 0,454 до 0,847) и сильно изменчивые (с отклонением от среднего значения от 0,848 до 1,240). Полученный результат наглядно представлен в таблице 3.
Таблица 3
Группировка предприятий швейной промышленности по степени изменчивости уровня инвестиционной привлекательности
Компания Стандартное откло-
нение
1. МОАО «Большевичка» 0,06
2. ООО «Текстиль М» 0,107
3. ЗАО «Александрия» 0,125
4. ЗАО «Славянка» 0,156
5. ООО КШФ «Инициатива» 0,165
6. ПВ ООО «Фирма «Техноавиа» 0,167
7. ООО «Комацо» 0,176
8. АО «Элис Фэшн Рус» 0,213
9. ООО «СШФ» 0,24
10. ОАО «Тверская швейная фабрика» 0,241
11. АО «Синар» 0,254
12. ЗАО «Элиот» 0,267
13. ОАО «Гамма» 0,306
14. ЗАО «Корпорация «Глория Джинс» 0,361
15. АО «Борисоглебский трикотаж» 0,37
16. ЗАО «КРО» 0,377
17. АО «Легпромресурс» 0,388
18. ООО «ПальметтА» 0,473
19. ООО «Округ» 0,479
20. АО «Аткарская швейная фабрика «Элит» 0,605
21. ЗАО ЦВМ «Армоком» 0,627
22. ООО «Кузбасслегпром» 0,629
23. ООО «Тверская ЧНФ» 0,638
24. АО «Меридиан» 0,66
25. ЗАО «Пеплос» 0,769
26. ООО «Надежда» 0,878
27. ООО «Светал» 0,902
28. ООО «ППО «Орбита» 1,155
29. ООО Фирма «Чайковский партнер» 1,23
30. ООО «Промкомплектация» 1,24
Условные обозначения:
- сильная степень - средняя степень - слабая степень
изменчивости: изменчивости: изменчивости.
Таблица 4
Группировка предприятий швейной промышленности по уровню изменчивости инвестиционной привлекательности
компания среднее значение коэффициента тобина стандартное отклонение
1. ЗАО «Александрия» 0,25 0,125
2. МОАО «Большевичка» 0,33 0,06
3. АО «Синар» 0,35 0,254
4. АО «Элис Фэшн Рус» 0,42 0,213
5. ОАО «Тверская швейная фабрика» 0,42 0,241
6. ЗАО «Элиот» 0,48 0,267
7. ООО «СШФ» 0,64 0,24
8. ООО КШФ «Инициатива» 0,67 0,165
9. ОАО «Гамма» 0,69 0,306
10. ООО «Текстиль М» 0,72 0,107
11. ЗАО «Славянка» 0,74 0,156
12. АО «Борисоглебский трикотаж» 0,94 0,37
13. ООО «ППО «Орбита» 0,96 1,155
14. ООО «Кузбасслегпром» 0,97 0,629
15. ЗАО «Пеплос» 1,01 0,769
16. ООО «Комацо» 1,07 0,176
17. ООО «Округ» 1,1 0,479
18. ЗАО «Корпорация «Глория Джинс» 1,41 0,361
19. АО «Легпромресурс» 1,42 0,388
20. АО «Меридиан» 1,42 0,66
21. ЗАО ЦВМ «Армоком» 1,43 0,627
22. ПВ ООО «Фирма «Техноавиа» 1,44 0,167
23. ООО Фирма «Чайковский партнер» 1,52 1,23
24. АО «Аткарская швейная фабрика «Элит» 1,59 0,605
25. ООО «Пальметта» 1,66 0,473
26. ООО «Тверская ЧНФ» 1,94 0,638
27. ООО «Промкомплектация» 2,09 1,24
28. ООО «Надежда» 2,17 0,878
29. ЗАО «КРО» 2,44 0,377
30. ООО «Светал» 2,5 0,902
В результате разбивки предприятий на три группы значительно превалирует первая группа, включив в себя семнадцать предприятий. Это говорит о том, что на протяжении 2010-2015 гг. значения коэффициента Тобина у этих компаний изменялись с минимальными отклонениями. Следующая группа предприятий, имеющая среднюю степень изменчивости показателя инвестиционной привлекательности, включила в себя восемь предприятий. И самой малочисленной оказалась третья группа, характеризующая нестабильный уровень изменчивости инвестиционного потенциала. В нее вошли пять предприятий.
На основании проведенных группировок, представленных в таблицах 1 и 2, можно соотнести средние значения коэффициента Тобина каждого предприятия с соответствующими значениями среднеквадратического отклонения. Это позволит установить связь между уровнем инвестиционной привлекательности компаний и степенью его изменчивости (стабильности) и таким образом провести кластеризацию компаний. Полученный результат представлен в таблице 4.
На основании таблицы 4 видно, что практически полностью обе группы слабо инвестиционно привлекательных и инвестиционно непривлекательных компаний являются таковыми постоянно. Это говорит о том, что весомая доля предприятий швейной промышленности практически не имеет склонности к увеличению рыночной стоимости своих активов над их балансовой стоимостью и находится в стагнационном состоянии, что не является приемлемым для инвестиционных вложений.
Что касается группы инвестиционно привлекательных предприятий, то девять из тринадцати таких компаний показывают средний и сильный уровень изменчивости, тем самым активными темпами изменяя свой инвестиционный потенциал в худшую или лучшую сторону.
В результате проведенного анализа наиболее инвестиционно перспективными являются четыре предприятия: ЗАО «Корпорация «Глория Джинс», АО «Легпромресурс», ПВ ООО «Фирма «Техноавиа» и ЗАО «КРО». По сравнению с другими исследуемыми предприятиями они имеют достаточно высокий уровень инвестиционной привлекательности, который является стабильным на протяжении 2010-2015 гг.
Заключение
Таким образом, проведя анализ инвестиционной привлекательности предприятий, занимающихся производством одежды, при помощи коэффициента Тобина удалось провести кластеризацию компаний, что позволяет принять выдвинутую гипотезу.
Из проведенных исследований можно сделать вывод, что на сегодняшний день отрасль легкой промышленности переживает не лучшие времена и не имеет достаточного уровня развития для привлечения внимания со стороны
инвесторов. Это связано не только с влиянием факторов внешней среды и «настроением» рынка, но и с низким уровнем заинтересованности самих предприятий легкой промышленности в наращивании интеллектуального капитала бизнеса, включающего в себя совокупность навыков всех сотрудников, наличие и уровень внедрения ноу-хау, имидж, деловые связи и т.д. [1] (Antonov, Ivanova, Tumin, Antonova, 2016).
Тем не менее швейная промышленность в России обладает хорошим творческим потенциалом и имеет возможность выйти на рынки соседних стран, что положительно скажется на росте инвестиционной привлекательности всей отрасли. Для этого необходимо внедрение, поддержание и развитие системы управления результатами интеллектуальной деятельности на предприятиях швейной промышленности. Это условие будет положительно влиять на рост стоимости существующего бизнеса и, соответственно, способствовать повышению инвестиционного потенциала отечественного производства.
ИСТОЧНИКИ:
1. Антонов Г.Д., Иванова О.П., Тумин В.М., Антонова И.С. Управление инвестиционной привлекательностью организации: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 223 с.
2. Астанина Л.А. Модель развития фирмы в информационной среде // Евразийский союз ученых. - 2014. - № 8-1. - C. 24-27.
3. Белагуров А.О., Соколянский В.В., Терехов В.И. Коэффициент q-Тобина как один из показателей инвестиционной привлекательности компаний ИТ-сектора экономики // Экономические науки. - 2016. - № 137. - C. 74-78.
4. Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента. - Киев: Эльга-Н: Ника-Центр, 2001. - 448 с.
5. Верхоланцев А. Наиболее выгодное и наименее рисковое вложение капитала. В чем заключается инвестиционная привлекательность организации? // Кадровый менеджмент. - 2007. - № 5-1. - C. 15. - URL: http://www.hr-portal.ru/article/naibolee-vygodnoe-i-naimenee-riskovoe-vlozhenie-kapitala.
6. Дамодаран А. Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 1340 с.
7. Ильина С.А. Сущность категории «инвестиционный климат» и категории «инвестиционная привлекательность» // Молодой ученый. - 2012. - № 5. - C. 153-157.
8. Лацинников В.А. Проблемы привлечения и оценки инвестиций: Монография. -Ставрополь: СевкавГТУ, 2007. - C. 8.
9. Плужников В.Г., Смагин В.Н., Шикина С.А. Анализ существующих методов оцен-
ки инвестиционной активности предприятия // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - № 2. - C. 2-10.
10. Ростиславов Р.А. Методы оценки инвестиционной привлекательности предприятия // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2009. - № 2-2. - C. 153-157.
11. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. - URL: https://www.cbr.ru/ (дата обращения: 30.11.2016).
12. Сетевое издание «Сайт раскрытия информации СКРИН» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.skrin.ru/ (дата обращения: 27.11.2016).
13. Bloomberg - European Edition [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bloomberg. com/europe (дата обращения: 30.11.2016).
14. Damodaran Online: Home Page for Aswath Damodaran [Электронный ресурс]. - URL: http://pages.stern.nyu.edu/~adamodar/ (дата обращения: 30.11.2016).
REFERENCES:
Antonov G.D., Ivanova O.P., Tumin V.M., Antonova I.S. (2016). Upravlenie investitsionnoy privlekatelnostyu organizatsii [Organization's investment attractiveness management]. Moscow: INFRA-M. (in Russian).
Astanina L.A. (2014). Model razvitiya firmy v informatsionnoy srede [Model of the company's development in the information environment]. Evraziyskiy soyuz uchenyh, 8-1, 24-27. (in Russian).
Belagurov A.O., Sokolyanskiy V.V., Terekhov V.I. (2016). Koeffitsient q-Tobina kak odin iz pokazateley investitsionnoy privlekatelnosti kompaniy IT-sektora ekonomiki [Tobin-q as an indicator of investment appraisal of the IT economic sector]. Ekonomicheskie nauki, 137, 74-78. (in Russian).
Blank I.A. (2001). Osnovy investitsionnogo menedzhmenta [Investment management basics]. Kiev: Elga-N: Nika-Tsentr. (in Russian).
Damodaran A. (2008). Investitsionnaya otsenka: Instrumenty i metody otsenki lyubyh aktivov [Investment assessment: tools and methods for assessing any assets]. Moscow: Alpina Biznes Buks. (in Russian).
Ilyina S.A. (2012). Suschnost kategorii «investitsionnyy klimat» i kategorii «investitsionnaya privlekatelnost» [The essence of the categories "investment climate" and "investment attractiveness"]. Molodoy uchenyy 5, 153-157. (in Russian).
Pluzhnikov V.G., Smagin V.N., Shikina S.A. (2015). Analiz suschestvuyuschikh metodov otsenki investitsionnoy aktivnosti predpriyatiya [Analyzing existing methods of an investment activity assessment of an enterprise]. Economic analysis: theory and practice, 2, 2-10. (in Russian).
Rostislavov R.A. (2009). Metody otsenki investitsionnoy privlekatelnosti predpriyatiya [Methods for assessing the investment attractiveness of an enterprise]. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki, 2-2, 153-157. (in Russian).
Verkholantsev A. (2007). Naibolee vygodnoe i naimenee riskovoe vlozhenie kapitala. V chem zaklyuchaetsya investitsionnaya privlekatelnost organizatsii? [The most profitable and the least risky capital investment. What is the investment attractiveness of the organization?]. Kadrovyy menedzhment, 5-1, 15. (in Russian).