Научная статья на тему 'Оценка итогов развития мировой автопромышленности на основе группировки стран производителей автомобилей'

Оценка итогов развития мировой автопромышленности на основе группировки стран производителей автомобилей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
394
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / AUTOMOBILE INDUSTRY / ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ / CARS / ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА / PRODUCTION VOLUME / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / VEHICLES / ОБЪЕМ ПРОДАЖ / SALES VOLUME / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / FINANCIAL CRISIS / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / CLUSTER ANALYSIS / МАТРИЦА БОСТОНСКОЙ КОНСАЛТИНГОВОЙ ГРУППЫ / BOSTON CONSULTING GROUP MATRIX / ПРОГНОЗ / FORECAST / ЕВКЛИДОВО РАССТОЯНИЕ / EUCLIDEAN DISTANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курилов Кирилл Юрьевич

Мировая автомобильная промышленность является важной составляющей мировой экономики. Данные статистических наблюдений развития автомобильной промышленности позволяют сделать вывод о том, что мировая промышленность оправилась от кризиса 2008-2009 года и возобновила рост. По итогам 2016 года объем зарегистрированных транспортных средств вырос более чем в два раза по сравнению 1996 годом. Является актуальным прогнозирование развития автомобильной промышленности в различных странах. Для проведения прогнозирования были использованы принципы матрицы бостонской консалтинговой группы. Для объективности оценки при подготовке матрицы бостонской консалтинговой группы был использован метод кластерного анализа. Расстояние между имеющимися объектами было рассчитано с применением евклидового расстояния. В качестве индикаторов использованы показатели динамики роста количества зарегистрированных транспортных средств и доли конкретной страны в общем объеме зарегистрированных транспортных средств. Группировка стран автопроизводителей позволила разделить страны на кластеры, отражающие положение стран на мировом рынке транспортных средств. Оценка показала объективное разделение всего множества стран на четыре группы, которые характеризуются следующим признаками. Первая группа стран характеризуется значительной долей рынка, более 1 % и темпами роста более 4 %. Лидером этой группы является Китай. Прирост объемов зарегистрированных транспортных средств в 2015 году по сравнению с 2014 годом составил 10,36 %. В эту группу входят и другие страны со значительными объемами производства автомобилей, такие как Индия, Индонезия, Иран и Турция. Эту группу в соответствии с матрицей БКГ можно отнести к «звездам». Во вторую группу «вопрос», входит 92 страны, их основная характеристика достаточно высокие темпы роста более 2 %, максимальный темп рост у стран данной группы 18 %. Дальнейшее развитие производства в этих странах будет зависеть от различных факторов: спрос на продукцию автомобилестроения; привлекательность производства продукции для импорта и т. д. Третья группа стран «денежный мешок» состоит из 10 стран характеризующихся значительной долей на рынке, более 1 %, а также значительными темпами роста более 1,3 %. Лидером этой группы является США, доля которого в общем объеме зарегистрированных транспортных средств составляет 20,6 %, а темпы прироста составляют 2,33 %. Четвертая группа стран «собаки» состоит из 27 стран. Их основная характеристика минимальная доля рынка и отрицательные или минимальные темпы роста. Максимальный темп роста не превышает 2 %. Перспективы этой группы в плане производства транспортных средств не определены, так как факторы, влияющие на сбыт продукции спрос и себестоимость продукции не позволяют обеспечить рост рынка. Проведенная группировка показала возможность использования кластерного анализа и матрицы группы бостонской консалтинговой группы (БКГ) для целей прогнозирования на рынке транспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE RESULTS OF THE DEVELOPMENT OF THE WORLD AUTO INDUSTRY ON THE BASIS OF A GROUPING OF COUNTRIES OF CAR MANUFACTURERS

The global automotive industry is an important component of the global economy. Data of statistical observations of the development of the automotive industry allow us to conclude that the global industry recovered from the 2008-2009 crisis and resumed growth. By the end of 2016, the volume of registered vehicles increased more than two times in comparison to 1996. It is important to predict the development of the automotive industry in different countries. The principles of Boston consulting group matrix were used for forecasting. The cluster analysis method was used for the objectivity of the assessment in the preparation of the Boston consulting group matrix. The distance between the available objects was calculated using Euclidean distance. The indicators used include the dynamics of the growth in the number of registered vehicles and the share of a particular country in the total volume of registered vehicles. Country grouping of car manufacturers made it possible to divide countries into clusters that reflect the position of countries in the global market of vehicles. The assessment showed an objective division of the whole set of countries into four groups, which are characterized by the following features. The first group of countries has a large market share, more than 1 per cent, and a growth rate of more than 4 per cent. The leader of this group is China. The increase in the volume of registered vehicles in 2015 compared to 2014 amounted to 10.36 %. This group includes other countries with significant production volumes of cars, such as India, Indonesia, Iran and Turkey. This group in accordance with the BCG matrix can be attributed to the "stars". The second group "question" includes 92 countries, their main characteristic is quite high growth rates-more than 2 %, the maximum growth rate in the countries of this group 18 %. Further development of production in these countries will depend on various factors demand for automotive products; attractiveness of production for import, etc. The third group of countries consists of 10 countries with a significant market share, more than 1 %, and a significant growth rate of more than 1.3 %. The leader of this group is the USA, whose share in the total registered vehicles is 20.6 %, and the rate of increase is 2.33 percent. The fourth group of countries "dogs" consists of 27 countries. Their main characteristic is the minimal market share and negative or minimal growth rates. The maximum growth rate does not exceed 2 %. The prospects of this group for the production of vehicles are uncertain, as factors affecting the sale of products demand and cost of production do not allow for market growth. The grouping showed the possibility of using the cluster analysis and matrix of the Boston consulting group (BCG) for forecasting in the market of vehicles.

Текст научной работы на тему «Оценка итогов развития мировой автопромышленности на основе группировки стран производителей автомобилей»

экономические науки

Курилов Кирилл Юрьевич ОЦЕНКА ИТОГОВ РАЗВИТИЯ ...

УДК 330.43

ОЦЕНКА ИТОГОВ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ АВТОПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ОСНОВЕ ГРУППИРОВКИ СТРАН ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ

© 2018

Курилов Кирилл Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит»

Тольяттинский государственный университет (445667, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14,e-mail: [email protected])

Аннотация. Мировая автомобильная промышленность является важной составляющей мировой экономики. Данные статистических наблюдений развития автомобильной промышленности позволяют сделать вывод о том, что мировая промышленность оправилась от кризиса 2008-2009 года и возобновила рост. По итогам 2016 года объем зарегистрированных транспортных средств вырос более чем в два раза по сравнению 1996 годом. Является актуальным прогнозирование развития автомобильной промышленности в различных странах. Для проведения прогнозирования были использованы принципы матрицы бостонской консалтинговой группы. Для объективности оценки при подготовке матрицы бостонской консалтинговой группы был использован метод кластерного анализа. Расстояние между имеющимися объектами было рассчитано с применением евклидового расстояния. В качестве индикаторов использованы показатели динамики роста количества зарегистрированных транспортных средств и доли конкретной страны в общем объеме зарегистрированных транспортных средств. Группировка стран автопроизводителей позволила разделить страны на кластеры, отражающие положение стран на мировом рынке транспортных средств. Оценка показала объективное разделение всего множества стран на четыре группы, которые характеризуются следующим признаками. Первая группа стран характеризуется значительной долей рынка, более 1 % и темпами роста более 4 %. Лидером этой группы является Китай. Прирост объемов зарегистрированных транспортных средств в 2015 году по сравнению с 2014 годом составил 10,36 %. В эту группу входят и другие страны со значительными объемами производства автомобилей, такие как Индия, Индонезия, Иран и Турция. Эту группу в соответствии с матрицей БКГ можно отнести к «звездам». Во вторую группу «вопрос», входит 92 страны, их основная характеристика достаточно высокие темпы роста - более 2 %, максимальный темп рост у стран данной группы - 18 %. Дальнейшее развитие производства в этих странах будет зависеть от различных факторов: - спрос на продукцию автомобилестроения; - привлекательность производства продукции для импорта и т. д. Третья группа стран «денежный мешок» состоит из 10 стран характеризующихся значительной долей на рынке, более 1 %, а также значительными темпами роста - более 1,3 %. Лидером этой группы является США, доля которого в общем объеме зарегистрированных транспортных средств составляет 20,6 % , а темпы прироста составляют 2,33 %. Четвертая группа стран - «собаки» - состоит из 27 стран. Их основная характеристика - минимальная доля рынка и отрицательные или минимальные темпы роста. Максимальный темп роста не превышает 2 %. Перспективы этой группы в плане производства транспортных средств не определены, так как факторы, влияющие на сбыт продукции - спрос и себестоимость продукции - не позволяют обеспечить рост рынка. Проведенная группировка показала возможность использования кластерного анализа и матрицы группы бостонской консалтинговой группы (БКГ) для целей прогнозирования на рынке транспортных средств.

Ключевые слова: автомобильная промышленность, легковые автомобили, объем производства, транспортные средства, объем продаж, финансовый кризис, объем производства, кластерный анализ, матрица бостонской консалтинговой группы, прогноз, евклидово расстояние.

EVALUATION OF THE RESULTS OF THE DEVELOPMENT OF THE WORLD AUTO INDUSTRY ON THE BASIS OF A GROUPING OF COUNTRIES OF CAR MANUFACTURERS

© 2018

Kurilov Kirill Yuryevich, candidate of economic sciences, associate professor

of «Finance and Credit» Togliatti State University (445667, Russia, Togliatti, Belorusskaya street, 14,e-mail: [email protected])

Abstract. The global automotive industry is an important component of the global economy. Data of statistical observations of the development of the automotive industry allow us to conclude that the global industry recovered from the 2008-2009 crisis and resumed growth. By the end of 2016, the volume of registered vehicles increased more than two times in comparison to 1996. It is important to predict the development of the automotive industry in different countries. The principles of Boston consulting group matrix were used for forecasting. The cluster analysis method was used for the objectivity of the assessment in the preparation of the Boston consulting group matrix. The distance between the available objects was calculated using Euclidean distance. The indicators used include the dynamics of the growth in the number of registered vehicles and the share of a particular country in the total volume of registered vehicles. Country grouping of car manufacturers made it possible to divide countries into clusters that reflect the position of countries in the global market of vehicles. The assessment showed an objective division of the whole set of countries into four groups, which are characterized by the following features. The first group of countries has a large market share, more than 1 per cent, and a growth rate of more than 4 per cent. The leader of this group is China. The increase in the volume of registered vehicles in 2015 compared to 2014 amounted to 10.36 %. This group includes other countries with significant production volumes of cars, such as India, Indonesia, Iran and Turkey. This group in accordance with the BCG matrix can be attributed to the "stars". The second group "question" includes 92 countries, their main characteristic is quite high growth rates-more than 2 %, the maximum growth rate in the countries of this group - 18 %. Further development of production in these countries will depend on various factors - - demand for automotive products; - attractiveness of production for import, etc. The third group of countries consists of 10 countries with a significant market share, more than 1 %, and a significant growth rate of more than 1.3 %. The leader of this group is the USA, whose share in the total registered vehicles is 20.6 % , and the rate of increase is 2.33 percent. The fourth group of countries - "dogs" - consists of 27 countries. Their main characteristic is the minimal market share and negative or minimal growth rates. The maximum growth rate does not exceed 2 %. The prospects of this group for the production of vehicles are uncertain, as factors affecting the sale of products - demand and cost of production - do not allow for market growth. The grouping showed the possibility of using the cluster analysis and matrix of the Boston consulting group (BCG) for forecasting in the market of vehicles.

Keywords: automobile industry, cars, production volume, vehicles, sales volume, financial crisis, production volume, cluster analysis, Boston consulting group matrix, forecast, Euclidean distance.

Введение. По данным американской организации более 80 лет занимающейся исследованием мировой

Kurilov Kirill Yuryevich economic

EVALUATION OF THE RESULTS ... sceinces

автомобильной промышленности и публикацией соответствующих материалов - Ward's Auto общий парк автомобилей в мире вырос на 4,6 % по сравнению с предыдущим годом. Следует отметить, что большая часть роста обусловлена резким ростом спроса на транспортные средства в Китае.

Общий парк транспортных средств в 2016 году составил 1,32 млрд. легковых и грузовых автомобилей. Данный показатель почти в два раза превышает показатель мирового парка транспортных средств, который был, достигнут 20 лет назад в 1996 году. В этом году парк транспортных средств составил 670 млн. легковых и грузовых автомобилей. При этом наметилась тенденция удвоения парка транспортных средств каждые 20 лет, так как в 1976 году общий парк транспортных средств составлял 343 млн. автомобилей.

Доля США в приросте объемов транспортных средств во всем мире по итогам 2016 года составила 2,4 %. При этом показатель прирост объемов транспортных средств в США 2016 году оказался выше, чем среднее значение данного показателя за предыдущее десятилетие, которое составило 1,2 %. На территории США проживает около 4 % мирового населения владеющего парком транспортных средств, доля которого в обще мировом объеме составляет 21 %. Общее количество транспортных средств зарегистрированных в США составляет 271 млн. шт. Если говорить об относительных показателях, то соотношение межу численностью населения и объемом транспортных средств в США составляет 1,2 человека на транспортное средство. По данному показателю к США приближаются такие страны как Австрия (1,4 человек/ на одно транспортное средство), Новая Зеландия (1,2 человек/ на одно транспортное средство) и Люксембурге (1,4 человек/ на одно транспортное средство).

Немного другая ситуация в развивающихся странах, таких как Индия в которой на одно транспортное средство приходится 28,8 человек. При этом общий парк транспортных средств в Индии составляет 46 млн. шт. что примерно соответствует показателю парка транспортных средств в Германии, население которой меньше в 16 раз. Динамика изменения парка показывает, что общий объем транспортных средств в Индии растет в среднем на 11 % за десятилетний период. Для сравнения средний показатель роста парка автомобилей в Германии составляет 1,2 %. Схожую с Индией ситуацию имеют такие страны Юго-Восточной Азии как Индонезия, Пакистан и Филиппины которые по итогам 2016 года имели показатели количество жителей на одно транспортное средство 11,6, 58,9 и 26,6 соответственно.

Некоторые страны Южной Америки имеет относительно также имеют относительно небольшой объем транспортных средств в расчете на жителей страны. Так в Бразилии имеющей наибольший парк автомобилей в размере 43 млн. транспортных средств показатель обеспеченности транспортными средствами составляет 4,9 человека на одно транспортное средство. Показатель роста парка транспортных средств в 2016 году составил менее одного процента (+ 0,8 %), что представляет собой достаточно скромный показатель, так как парк Бразилии в последние десять лет рос «ударными» темпами, в среднем составлявшими 6,1 % в год. Для сравнения в Чили, в которой зарегистрировано всего 5 млн. транспортных средств отмечается резкий рост парка транспортных средств по итогам 2016 год - 15,4%. Уровень обеспеченности транспортными средствами для Чили составляет 3,7 человек на одно транспортное средство.

Следует отметить, что данные указанной выше статистики не учитывают такие транспортные средства как мотоциклы, которые широко используются в развивающихся странах. Например, во Вьетнаме в 2016 году парк транспортных средств составлял не боле 0,5 млн. шт. транспортных средств. В то время как парк зарегистрированных мотоциклов составлял 45 млн. шт.

Для развивающихся стран существует хорошая

перспектива по расширению среднего класса, которая в свою очередь может стать двигателем для развития спроса. Негативный фактор, который может повлиять на развитие - отсутствие развитой транспортной системы развивающихся стран.

Доля Китая в общем объеме транспортных средств выросла на 12,8% в 2016 году до 194 миллионов легковых и грузовых автомобилей. Необходимо отметить, что по количеству транспортных средств Китай пока не достиг показателя США. Тем не менее, темпы роста объемов зарегистрированных транспортных средств в Китае поражают. За шесть лет темп роста автомобильного парка составил 100 млн. шт. транспортных средств в год. В 2016 году объем продаж транспортных средств составил 28 млн. шт. транспортных средств что по абсолютному показателю соответствует парку транспортных средств Китая в 2004 году. При этом, Китай имеет значительный потенциал для роста. Показатель обеспеченности транспортными средствами составляет 7,1 жителей на одно транспортное средство, что показывает отставание Китая от развитых стран.

Правительство Китая в целях улучшения экологической ситуации установило жесткие экологические стандарты, применение которых подразумевает утилизацию нескольких миллионов физически и морально устаревших автомобилей в год. Учитывая это, существует значительный потенциал роста Китайского рынка, так в основном китайские покупатели автомобилей вынуждены покупать новые автомобили выбирая из 500 моделей доступных на рынке в широком ценовом диапазоне.

Объем транспортных средств зарегистрированных в Японии составил 76 млн. шт. По сравнению с 2015 годом данный показатель вырос на 0,4 %. По объему зарегистрированных транспортных средств Япония занимает третье место после Китая, который превзошел Японию в 2010 году. Уровень автомобилизации Японии достаточно высок - 1,7 человек на транспортное средство. Однако такие негативные факторы как старение населения и низкий уровень рождаемости может препятствовать росту парка транспортных средств независимо от экономической ситуации в стране, а также той или иной фазы экономического цикла.

В Европе Россия имеет наибольший объем транспортных средств - 52 млн. шт. По итогам 2016 года парк автомобилей вырос на 5,7 %, при этом продажи новых автомобилей упали на 9,5 %. Уровень обеспеченности населения транспортными средствами составляет около 2,8 человек на одно транспортное средство, что соответствует значению для стран Восточной Европы. Другими лидерами по количеству зарегистрированных транспортных средств является Германия - 49 млн., Италия - 43 млн., Франция и Великобритания - около 39 млн. транспортных средств [1].

Методы. В целях проведения более глубокого анализа является целесообразным группировка стран в зависимости от различных показателей - парк транспортных средств, объем производства автомобилей и т. д. Целью подобной группировки является выявление на основе проведенной группировки обобщенных групп стран, имеющих схожие характеристики. Такая группировка позволит не только более точно охарактеризовать признаки той или иной группы, но и позволит сформировать прогноз изменения положения страны и переход ее из одной группы в другую.

Проведенные нами исследования [2,[3] показали, что для такой группировки целесообразно использовать матрицу, предложенную бостонской консалтинговой группой, которая показана на рисунке 1.

Схема использования матрицы бостонской консалтинговой группы достаточно проста - по горизонтальной оси X откладывается доля рынка экономического субъекта, а по горизонтальной Y отражается показатель «темп прироста доли рынка».

Полученные группы экономических субъектов мож-Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

экономические науки

Курилов Кирилл Юрьевич ОЦЕНКА ИТОГОВ РАЗВИТИЯ ...

но разделить на четыре условные группы stars (звезды), cash bags (денежные мешки), questions (вопросы), dogs (собаки).

Данную матрицу можно трансформировать и для целей оценки стран с точки зрения степени развития в них производства транспортных средств и других показателей.

Учитывая отсутствие в открытом доступе полных данных о количестве зарегистрированных транспортных средств по странам в 2016 году, используемы для анализа данные Всемирной организации производителей автомобилей (OICA) [4] за 2015 год.

Имеющуюся матрицу бостонской консалтинговой группы изменим следующим образом - ось Х будем использовать для отражения данных о доли страны в общемировом объеме регистрации транспортных средств, по оси Y отразим данные по темпам прироста доли каждой страны производителя.

Полученные группы будем характеризовать следующим образом «звезда» группа стран, обладающая высокими темпами роста при этом занимающую значительную долю в объеме зарегистрированных транспортных средств.

«Денежный мешок» эта группа стран, которые занимают значительную долю рынка и при этом темпы роста рынка являются незначительным.

К группе «собаки» мы будем относить страны с небольшой долей рынка и низкими темпами роста рынка. «Знак вопроса» это группа стран, доля рынка которых незначительная, но темпы роста, которых достаточно высоки.

Таблица 1 - Матрица бостонской консалтинговой группы для стран производителей автомобилей

- Значительная доля страны в общем объеме регистрации транспортных средств Незначительная доля страны в общем объеме регистрации транспортных средств

Высокий темп прироста доли страны в общем объеме регистрации транспортных средств Звезда Знак вопроса

Низкий темп прироста доли страны в общем объеме регистрации транспортных средств Денежный мешок Собака

(.У,, y j) Ч(у12- У)

.1,2,...,« \ 2

(1)

где у.12-" и у.12-" фактические данные параметров показывающих положение объектов у. и у.. Выделение групп будет осуществляться с помощью метода «ближайший сосед», а также для увеличения информационного содержания и точности классификации показателей, которые оценивают состояние автомобильной промышленности конкретной страны.

Результаты и выводы. В качестве индикаторов мы будем использовать показатели, которые характеризуют страну с точки зрения развития динамики роста количества зарегистрированных транспортных средств и доли

конкретной страны в общем объеме зарегистрированных транспортных средств.

Данные, приведенные в таблице 2, были получены на основе данных Международной организации автомобильных производителей (01СА).

Проведенная группировка стран автопроизводителей позволила получить четкую разбивку стран на кластеры, позволяющие выявить положения стран на мировом рынке транспортных средств.

Проведенная оценка показала объективное разделение всего множества стран на 4 группы, характеризующимися следующим признаками.

Таблица 2 - Комплекс показателей, предлагаемый для проведения группировки

Страна Доля страны в показателе общий объем зарегистрированных транспортных средств в % Динамика изменения объемов зарегистрированных за период с 2015 по 2016 год в %

Австрия (AUSTRIA) 1,20 0,41

Бельгия (BELGIUM) 1,52 0,50

Дания (DENMARK) 2,45 0,22

Финляндия (FINLAND) 0,63 0,21

Франция (FRANCE) 0,63 3,01

Германия (GERMANY) 1,61 3,78

Первая группа стран характеризуется значительной долей рынка, более 1 % и темпами роста более 4 %. Данные группы показаны в таблице 3.

Таблица 3 - Данные стран первой группы

Чтобы повысить объективность оценки в процессе подготовки матрицы бостонской консалтинговой группы применим методологические подходы известные как кластерный анализ, который представляет собой методы группировки полученных многомерных наблюдений и объектов путем расчета расстояний между полученными объектами с дальнейшим перераспределением наблюдательных групп (кластеров и таксонов). Для определения расстояний между имеющимися объектами рассчитывается с применением методологических подходов известных как формула евклидового расстояния рассчитываемого по формуле (1):

Доля страны в показателе общий объем зарегистрированных транспортных средств в % Динамика изменения объ-

Страна емов зарегистрированных за период с 2015 по 2016 год в %

Китай (CHINA) 10,36 12,699708

Индия (INDIA) 8,14 2,250697

Турция (TURKEY) 6,43 1,197951

Индонезия (INDONESIA) 5,69 1,755709

Иран (IRAN) 5,45 1,101952

Малайзия (MALAYSIA) 5,40 1,037903

Тайланд (THAILAND) 4,30 1,208053

Мексика (MEXICO) 4,28 2,913084

Южная Корея (SOUTH KOREA) 4,15 1,636932

Лидером этой группы является Китай. Прирост объемов зарегистрированных транспортных средств в 2015 году по сравнению с 2014 годом составил 10,36 %.

Таблица 4 - Группировка стран производителей автомобилей

Номер группы Состав группы

1 Китай, Индия, Турция, Индонезия, Иран, Малайзия, Таиланд, Мексика, Южная Корея

2 Египет, Панама, Грузия, Сирия, Уругвай, Пакистан, Ирак, Албания, Мозамбик, Вьетнам, Австрия

3 Польша, Великобритания, Аргентина, США, Бразилия, Австралия, Россия, Германия, Испания, Канада, Япония

4 Пуэрто-Рико, Финляндия, Афганистан, Украина, Бангладеш Сингапур, Казахстан, Греция, Бермуды

Данная группа характеризуется высокими темпами роста, при этом она занимает относительно большую долю рынка. Следует отметить, что страны этой группы являются достаточно крупными производителями автомобилей. Так объем производства транспортных средств Китаем по данным международной организации производителей автомобилей (01СА) составил 28 118 794 шт. транспортных средств в 2016 году. По данному

Kurilov Kirill Yuryevich EVALUATION OF THE RESULTS ..

economic sceinces

показателю Китай является лидером мирового автомобилестроения. Другие производители также являются достаточно крупными производителями автомобилей. Например, Индия произвела в 2016 году 4 488 965 шт. транспортных средств в год. Объем производства автомобилей другими странами составил не менее 1 млн. шт. транспортных средств в год, к числу таких стран относится Индонезия, Иран, Турция и т. д.

Эта группа характеризуется достаточно большим объемом внутреннего спроса на продукцию автомобилестроения. Это делает привлекательным данные страны для развития производства транспортных средств на территории данной страны. Достаточно просто сделать вывод о том, что объем производства в странах первой группы будет расти пока объем спроса на продукцию автомобилестроения не снизиться.

Во вторую группу, входит 92 страны, их основная характеристика достаточно высокие темпы роста - более 2 %, максимальный темп рост у стран данной группы Белиз с темпом роста, составляющим 18 %. Дальнейшее развитие производства в этих странах находится под вопросом и будет зависеть от различных факторов: - спрос на продукцию автомобилестроения; - привлекательность производства продукции для импорта и т. д.

Третья группа стран состоит из 10 стран характеризующихся значительной долей на рынке, более 1 %, а также значительными темпами роста более 1,3 %. Лидером этой группы является США доля которого, в общем объеме зарегистрированных транспортных средств составляет 20,6 % , а темпы прироста составляют 2,33 %.

Следует отметить, что факторы, влияющие на продажи в данных странах, являются умеренно-положительными, что обеспечивает прирост объемов продаж в этих странах. В число данных стран входит, и Россия с долей в общем мировом объеме регистрации в размере 4 % и темпами прироста объемов транспортных средств в размере 1,67 %. При этом рост объемов регистрации транспортных средств происходит на фоне финансового кризиса в России. Это говорит о том, что Россия имеет значительный потенциал роста объемов производства транспортных средств. При успешном развитии российской экономики Россия может перейти из третьей группы в первую группу «звезда».

Четвертая группа стран состоит 27 стран, их основная характеристика минимальная доля рынка и отрицательные или минимальные темпы роста. Максимальный темп роста не превышает 2 %. Перспективы этой группы в плане производства транспортных средств достаточно туманны, так как факторы, влияющие на сбыт продукции: спрос и себестоимость продукции не позволяют обеспечить рост рынка.

Проведенная группировка показала возможность использования кластерного анализа и матрицы группы бостонской консалтинговой группы (БКГ) для целей прогнозирования на рынке транспортных средств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Парк автотранспортных средств вырос на 4,6 % в 2016 году (World Vehicle Population Rose 4.6% in 2016) // Вардз Ауто (Wards Auto): [сайт]. URL: http://wardsauto. com/analysis/world-vehicle-population-rose-46-2016 (дата обращения: 29.10.2017).

2. Курилов К.Ю. Анализ развития мировой автопромышленности на современном этапе // Самара: Аймпресс, Издательский дом «АГНИ», -2007, С.33-34

3. Курилов К.Ю. Место и роль российского авто-прома в мировой автомобильной промышленности по итогам 2010 г. // -М: Аудит и финансовый анализ № 3, - 2012, С.411-419.

4. Мировой индекс моторизации 2015 // Международная организация производителей автомобилей (OICFA): [сайт]. URL: http://www.oica.net/category/ vehicles-in-use/ (дата обращения: 29.10.2017).

5. Автомобильная промышленность и перевозки (Automotive & Transportation) // Ernst & Young [сайт]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

URL: http://www.ey.com/ru/en/industries/automotive (дата обращения: 29.10.2017).

6. Автомобильная отрасль // PricewaterhouseCoopers [cafe]:http://www.pwc.ru/ru/industries/automotive.html (дата обращения: 29.10.2017).

Статья поступила в редакцию 04.02.2018

Статья принята к публикации 26.03.2018

136

Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.