Научная статья на тему 'Оценка инвестиционной привлекательности региона в контексте формирования регионального сегмента национальной инновационной системы'

Оценка инвестиционной привлекательности региона в контексте формирования регионального сегмента национальной инновационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РИСК / REGIONAL INNOVATION SYSTEM / INVESTMENT ATTRACTION / INVESTMENT CLIMATE / INVESTMENT POTENTIAL / INVESTMENT RISK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кормишкин Евгений Данилович, Земскова Елена Сергеевна

Показан характер взаимосвязи инвестиционной привлекательности региона и возможности построения в нем действующего сегмента национальной инновационной системы. Выявлены основные инвестиционные потенциалы и инвестиционные риски Республики Мордовия и их влияние на современный этап формирования РИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of investment attractiveness of the region in the context of the formation of regional segment of national innovation system

The nature of the correlation of the investment attractiveness of the region and the possibility of active segment of the national innovation system constructing are shown. Key elements of the investment potential and investment risks of the Republic of Mordovia are considered and its influence on the current stage of development of a regional investment system is defined.

Текст научной работы на тему «Оценка инвестиционной привлекательности региона в контексте формирования регионального сегмента национальной инновационной системы»

Кормишкин Евгений Данилович

ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева», кафедра экономической теории

Доктор экономических наук, профессор Kormishkin Evgeny Danilovich N.P. Ogarev Mordovia State University, Chair of economic theory

Doctor of Economics, full professor E-Mail: zemskovalena@mail.ru

Земскова Елена Сергеевна

ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева», кафедра экономической теории

Associate Professor Кандидат экономических наук, доцент Zemskova Elena Sergeevna N.P. Ogarev Mordovia State University, Chair of economic theory

PhD in Economics, Associate Professor E-Mail: zemskovalena@mail.ru

08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством

Оценка инвестиционной привлекательности региона в контексте формирования регионального сегмента национальной инновационной системы

Evaluation of investment attractiveness of the region in the context of the formation of

regional segment of national innovation system

Аннотация: Показан характер взаимосвязи инвестиционной привлекательности региона и возможности построения в нем действующего сегмента национальной инновационной системы. Выявлены основные инвестиционные потенциалы и инвестиционные риски Республики Мордовия и их влияние на современный этап формирования РИС.

Abstract: The nature of the correlation of the investment attractiveness of the region and the possibility of active segment of the national innovation system constructing are shown. Key elements of the investment potential and investment risks of the Republic of Mordovia are considered and its influence on the current stage of development of a regional investment system is defined.

Ключевые слова: Региональная инновационная система; инвестиционная

привлекательность; инвестиционный климат; инвестиционный потенциал; инвестиционный риск.

Keywords: Regional innovation system; investment attraction; investment climate; investment potential; investment risk.

Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ, номер проекта 11-02-00328.

***

Необходимость формирования региональных сегментов национальной инновационной системы продиктована высоким уровнем конкуренции в современной мировой экономике и, как следствие, потребностью в создании уникальных технологий, позволяющих противостоять вызовам времени. Являясь относительно обособленной и в то же время

органично интегрированной в единое экономическое пространство частью национальной инновационной системы, региональная инновационная система (РИС) представляет собой институциональную основу инновационной деятельности региона.

Построение РИС невозможно без реализации следующих мероприятий:

• повышение экономической активности субъектов инновационной деятельности с помощью таких эффективных экономических инструментов, как налоговое стимулирование, субсидирование, а также программно-целевого подхода, обеспечивающего увязку приоритетных направлений (целей) социальноэкономического развития региона с реализацией на его территории инновационной политики;

• привлечение инвестиционных (финансовых) ресурсов с целью их концентрации на приоритетных направлениях инновационного развития региона (его инновационной специализации, важнейших базовых технологиях и направлениях инновационной деятельности), которые могут осуществляться в регионе с учетом специфики его социально-экономического и научнотехнического развития;

• образование системы финансовых институтов организационно-правового статуса, способствующих обеспечению непрерывность финансирования научнотехнической деятельности и инновационных проектов на всех стадиях их осуществления (от фундаментальных исследований до внедрения в производственно-хозяйственную практику);

• обеспечение качественной подготовки и переподготовки кадров для науки, инженерно-проектировочной деятельности, разработки и внедрения инноваций;

• формирование потребительской инфраструктуры для пользователей инновационной продукции и услуг путем стимулирования консалтинговой, маркетинговой, образовательной деятельности (организации баз данных, семинаров, выставок, ярмарок и т. п.) в целях повышения инновационной восприимчивости в регионе.

Следует заметить, что создание и обеспечение эффективного функционирования РИС -особого, относительно самостоятельного и в то же время функционально-интегрированного звена национальной инновационной системы (НИС) - это одно из важнейших условий совершенствования процесса регионального развития, реализации в субъектах федерации модели инновационного развития. Последнюю мы предлагаем рассматривать как желаемый образ, ориентир функционирования социально-экономической системы региона с опорой на приоритетное развитие РИС и использование наукоемких технологий.

С позиции институционального подхода модель, описывающая взаимодействие различных составляющих РИС в развитых экономиках показывает, что функциональная роль каждого субъекта инновационного процесса специфична: частный сектор создает технологии на основе собственных исследований и разработок, а также осваивает инновации, роль государства состоит в содействии производству фундаментального знания и комплекса технологий стратегического (оборонного) характера, а также в формировании инфраструктуры и благоприятного институционального климата для инновационной деятельности частных компаний.

Переход субъектов Российской Федерации к инновационному развитию предполагает эффективное взаимодействие всех участников инновационного процесса в регионе, координацию всех этапов инновационного цикла, обеспечение преемственности и диффузии

научно-технических знаний, их доступность и возможность коммерциализации.

Создание инновационной системы, чаще всего, является результатом целенаправленных действий государства по консолидации государственного и частного капитала, поскольку именно государство «задает тон» складывающимся отношениям партнерства, формируя мотивационную основу для эффективного и результативного функционирования элементов инновационной системы. Такой мотивационной основой, для формирования РИС, может стать формирование региональными властями благоприятного инвестиционного климата. Опыт динамично развивавшихся в 1980-е гг. стран Азии показывает, что наибольшего успеха добились те из них, что обладали благоприятным инвестиционным климатом и наоборот, стагнация характерна для стран с деградирующим инвестиционным потенциалом [11]. Инвестиционная привлекательность региона является индикатором, сигнализирующем потенциальным инвесторам, бизнесу о перспективности вложений в данный регион.

Изначально оценка инвестиционной привлекательности регионов России возникла в связи с переходом страны к рыночной экономике, крайней неоднородностью экономического пространства, несостоятельностью государства в качестве бессменного инвестора обширного народно-хозяйственного комплекса страны, а также настоятельной потребностью в притоке инвестиций, в том числе и иностранных, в стагнирующую экономику.

Наиболее распространенной методикой оценки инвестиционной привлекательности в России является подход, разработанный в 1996 году рейтинговым агентством «Эксперт РА» и вобравший в себя как отечественный, так и зарубежный опыт анализа инвестиционной привлекательности различных стран (при этом инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат рассматриваются как синонимы). В этом рейтинге инвестиционная привлекательность трактуется как комплексное понятие, включающее в себя характеристику инвестиционного потенциала региона (его возможностей) и инвестиционного риска (отклонение прогнозных значений от фактических) [6].

В соответствии с определением «Эксперт РА», инвестиционная привлекательность (инвестиционный климат) региона представляет собой качественную оценку уровня благоприятности условий инвестирования в данном регионе [6]. В качестве составляющих инвестиционного климата «Эксперт РА» использует две относительно самостоятельные характеристики: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.

Инвестиционный потенциал - количественная характеристика, учитывающая насыщенность территории региона факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и другие показатели, влияющие на потенциальные объемы инвестирования в регион.

Инвестиционный риск - характеристика качественная, зависящая от политической, социальной, экономической, финансовой, экологической, криминальной ситуации и законодательной среды. Его величина показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них.

Говоря об общей оценке инвестиционной привлекательности (инвестиционного климата) Республики Мордовия, стоит отметить, что регион традиционно начиная с 1998 г. относится к группе регионов с незначительным инвестиционном потенциалом и умеренным инвестиционным риском (только в 1999 г. региону был присвоен ранг 3В1 - пониженный потенциал - умеренный риск). В таблице 1 представлен удельный вес региона в общероссийских экономических показателях. Из всего перечня отраслей, только доля продукции сельского хозяйства вносит чуть более 1 % в общероссийское производство. Значения оставшихся показателей экономической деятельности РМ существенно ниже:

удельный вес региона по производству ВРП - 0,3 % (практически константа за последние 5-7 лет), по объему розничного товарооборота - 0,28 %, по объему инвестиций в основной капитал - 0,4 %, поступление налогов в федеральный бюджет составило 0,12 % от общероссийских значений.

Таблица 1

Удельный вес субъекта в общероссийских основных социально-экономических показателях в 2011 г., %

Валово Инвест Объем Продук Поступ Основн Объем отгруженных

й иции в рознич ция ление ые товаров собственного

регион основ- ного сельск налого фонды производства, работ и

альный ной товаро- ого в, сбо- в услуг, выполненных

продук капита оборот хозяйс- ров и эконо- собственными силами,

т в л а тва - иных мике по видам экономической

Регион 2010 г. всего обязате (на деятельности

й ы н з е оле х с 2 ае ЕГ1 Й ы об ок ос ^ к К

льных платежей в федера льный бюдже т конец года) обрабатывающие производства производство ] распределение электроэнергии,

Республ

ика

Мордо-

вия 0,3 0,4 0,28 1,2 0,12 0,36 0,00 0,39 0,25

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012:

Стат. сб. / Росстат. - М., 2012. - 990 с.

Анализ структуры ВРП Мордовии за период 2005-2010 гг. (таблица 2) выявил характерную для завершающей стадии индустриального развития тенденцию: практически двукратное сокращение доли сельского хозяйства компенсировалось приростом отраслей сферы услуг (в РМ это оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, государственное управление, обеспечение военной безопасности и обязательное социальное обеспечение).

Таблица 2

Созданная добавленная стоимость по видам экономической деятельности в Республике Мордовия в 2005-2010 гг.

Вид экономической деятельности Годы

2005 2008 2009 2010

Обрабатывающие производства 24,4 26,1 21,5 25,5

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 10,8 11,3 13,6 14,1

Строительство 11,5 12,1 9,8 11,5

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 20,2 15,7 13,7 10,9

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 5,2 7,8 9,6 8,4

Транспорт и связь 6,4 7,3 8,9 8,1

Операции с недвижимым имуществом, аренды и предоставление услуг 5,7 5,1 6,7 5,7

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 5,9 5,6 5,0 5,6

Образование 4,3 3,8 4,7 4,1

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 4,0 3,7 4,2 3,9

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 1,1 0,9 1,0 1,0

Гостиницы и рестораны 0,5 0,5 0,7 0,7

Финансовая деятельность 0 0 0,6 0,4

Добыча полезных ископаемых 0 0,1 0 0,1

Всего 100 100 100 100

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012:

Стат. сб. / Росстат. - М., 2012. - 990 с.

Стоит отметить, что Мордовская АССР в советский период была крупнейшим производителем светотехнической продукции, однако трансформационный кризис, распад хозяйственных связей и деградация основных фондов привели экономику региона к затяжной депрессии. Сегодня для повышения конкурентоспособности РМ необходимо использовать инструменты, содействующие формированию эффективной экономики на базе сложившихся конкурентных преимуществ региона. Дальнейшее развитие Мордовии предполагает реализацию сценария «Локальное технологическое лидерство», предложенного в «Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года» и предполагающего формирование и использование человеческого капитала, инновационно-технологического потенциала, выход региона на новые рынки и усложнение структуры региональной экономики [7]. Реализация названного сценария строится на основе создания регионального кластера, который, по нашему мнению, является предпосылкой формирования РИС. Вместе с тем, реализация сценария «Локальное технологическое лидерство» видится нам фактором, способствующим улучшению инвестиционного климата региона и притоку инвестиционных ресурсов в другие сферы региональной экономики.

Рассмотрим слагаемые инвестиционного климата РМ, используя упомянутую методику «РА Эксперт».

Традиционно в Мордовии самым высоким значением обладал инфраструктурный потенциал, однако в 2012 г. его значение оказалось минимальным за все исследуемые годы. Так, по плотности автомобильных дорог с твердым покрытием Мордовия занимает 30-е место среди субъектов федерации, по плотности железнодорожной сети - 22-е, по наличию квартирных телефонных аппаратов сети общего пользования - 6-е. В целом по инфраструктурному потенциалу Мордовия заняла в 2012 г. 38-е место.

По инновационному потенциалу РМ находится на 43-ем месте, объем инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров составил 22 %, инновационную активность проявили 12 % предприятий, а затраты на технологические инновации составили 10 % республиканского ВРП, что соответствует критериям экономической безопасности. Вместе с тем, очевидно, что для, нацеленного на формирование РИС, региона это очень скромные показатели.

Удельный вес инновационно активных организаций в Республике Мордовия возрос с 9,6 % в 2007 г. до 12,4 % в 2011 г. Доля отгруженной инновационной продукции в 2011 г. в

сфере добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения газа и воды составила 18,5 %, что превышает пороговое значение. Однако в области связи, деятельности, связанной с использованием вычислительной техники, эта доля составляет 7,1 %, что вдвое меньше порогового значения. В 2011 г. количество созданных передовых технологий составило 7 ед., что составляет 4 % всех созданных в ПФО передовых технологий

Стоит также отметить, что в рейтинге инновационной активности регионов, проведенном Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) 2011 г., целями которого были определение регионов, демонстрирующих лучшие показатели в области стимулирования развития науки и инновационной сферы, Республика Мордовия заняла 48 место, ухудшив свои позиции по сравнению с 2010 г., когда она занимала 44 строчку рейтинга. По данным НАИРИТ, РМ относится к группе регионов с умеренной инновационной активностью и значением индекса инновационной активности 0,02241 [4]. Лидером рейтинга ожидаемо стала Москва (индекс инновационной активности - ИИА -

0,89239), к регионам с высокой инновационной активностью относятся также шесть регионов ПФО (Республика Татарстан, Нижегородская и Самарская области, Республика Башкортостан, Пензенская и Саратовская области). Конкурировать за приток инвестиций, направленных в том числе на формирование РИС, в окружении таких соседей Мордовии будет непросто.

Трудовой потенциал оценивается с учетом значений таких показателей как: число лиц с высшим и средним образованием в численности занятых - 50,9 %, доля экономически активного населения - 56 % (в России в целом 52 %). Негативной тенденцией, характеризующей ситуацию на региональном рынке труда является высокий миграционный отток населения трудоспособного возраста в более экономически благополучные регионы (общий коэффициент миграционного оттока составил в 2011 г. -41, при этом за пределы региона выехало 46,4% всех выбывших) [5]. По уровню трудового потенциала РМ находится на 54 месте. При этом, трудовой потенциал это важнейший ресурс развития, определяющий принципиальную возможность создания региональной инновационной системы.

Производственный потенциал, оценивается исходя из размера ВРП, вклада региона в общероссийский ВВП, общей численности занятых в экономике (в 2011 г. 83 % от числа экономически активного населения) и числа предприятий и организаций (в 2011 г. количество предприятий уменьшилось по сравнению с 2010 г на 322 и составило 15 923). Значение данного потенциала составило для Мордовии - 60.

По уровню туристического потенциала исследователи поставили Мордовию на 61-е место. В последние 5-7 лет в республике активно развивается религиозный туризм, Кафедральный собор Феодора Ушакова привлекает паломников из других регионов, однако ощутимого вклада в формирование ВРП этот вид услуг не вносит.

Природно-ресурсный потенциал Мордовии также невелик (63 место). Мордовия не обладает стратегически важными для России запасами полезных ископаемых, однако местная промышленность эффективно использует имеющиеся месторождения известняков, разнообразных глин, торфа, мела. Так, доля ОАО «Мордовцемент», использующего для производства высококачественного цемента добываемое на территории республики сырье, на цементном рынке России составляет 7,4 % [7], что позволяет отнести предприятие к числу ведущих в данной отрасли.

Институциональный потенциал складывается из численности малых предприятий, числа банков и их филиалов, а также количества предприятий с иностранными инвестициями. По совокупности значений названных показателей эксперты присвоили Мордовии 66 место.

[2].

Численность малых предприятий в РМ из расчета на 10 000 человек населения составила в 2011 г. - 76, для сравнения по ПФО данный показатель равен 113, по ЦФО -142, и по России в целом -128. Число занятых на малых предприятиях не превышает 12 % от общего числа занятых в экономике, что также ниже среднероссийского показателя (15 %). Число предприятий с иностранными инвестициями в РМ в 2011 г. составило 33, с количеством занятых 17,7 тыс. чел. Очень мало в Мордовии число кредитных организаций и их филиалов (см. таблицу 3) - самые низкие показатели по всему ПФО, кроме того, очевидна тенденция к ежегодному уменьшению банковских институтов.

Таблица 3

Распределение действующих кредитных организаций и филиалов (на начало года) [8]

2001 2006 2008 2009 20 10

Число кредит ных органи заций Число фили алов в субъе кте Число кредит ных органи заций Число фили алов в субъе кте Число кредит ных органи заций Число фили алов в субъе кте Число кредит ных органи заций Число фили алов в субъе кте Число кредит ных органи заций Число фили алов в субъе кте

Привол жский федерал ьный округ 159 787 146 671 134 746 131 774 125 694

Республ ика Мордо- вия 5 21 4 18 4 15 4 16 4 11

Характеризуя институциональный потенциал, следует отметить, что в Республике Мордовия на паритетных началах планируется создать Региональный инвестиционный фонд в целях реализации проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства. Софинансирование Регионального инвестиционного фонда из федерального бюджета предполагается осуществлять за счет ассигнований из Инвестиционного фонда Российской Федерации. Фонд будет осуществлять бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, предоставлять субсидии местным бюджетам на софинансирование строительства объектов муниципальной собственности (в том числе, в рамках концессионных соглашений), а также финансировать разработку проектной документации (в том числе, в рамках концессионных соглашений). Кроме того, создан Закрытый паевый инвестиционный фонд «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия» (880 млн рублей составляет размер Фонда). В 2012 г. начал работу АУ «Технопарк Мордовия», специализирующийся на разработке и внедрении технологий, как традиционных для республики (электроника, приборостроение, светотехника), так и новых - оптиковолоконных и информационных. А в 2013 г. на базе АУ «Технопарк-Мордовия» начал работу кластер «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением» [9].

Создание региональных кластеров призвано интегрировать усилия бизнеса, региона и государства в повышении конкурентоспособности российской экономики в целом. Вместе с тем в настоящее время в стране недостаточно развиты государственные и общественные институты, стимулирующие связи между крупными и малыми инновационными

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ)

предприятиями, между научными и образовательными организациями, финансовыми структурами и инвестиционными компаниями (то есть сама модель ГЧП), а российская наука в большей степени ориентирована на фундаментальные исследования.

Финансовый потенциал Республики находится на 68 месте. Доходы консолидированного бюджета в 2011 г. выросли по сравнению с 2010 г. на 2,99 млрд руб., однако следует отметить, что значительную часть доходов консолидированного бюджета (53%) составили безвозмездные поступления, а не собственные налоговые доходы. По поступлению налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации на душу населения РМ заняла в 2011 г. 60 место. Сальдированный финансовый результат деятельности предприятий оказался положительным - 3,2 млрд. руб.

Потребительский потенциал РМ традиционно находится в самой нижней части рейтинга и 2011 г. не стал исключением - 70 место. По величине среднедушевых денежных доходов Мордовия занимает 78 место среди 83 субъектов федерации (11 948 руб. против 20 755 руб. в среднем по РФ), численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляет 20,2 % (в России - 12,7 %), соотношение среднедушевых денежных доходов с величиной прожиточного минимума составило 236,9 % и это 62 место среди регионов РФ. Средний размер вклада (депозита) физических лиц на рублевых счетах в сберегательном банке РФ составил в Мордовии 6 244 руб. (75 место среди регионов РФ).

Таким образом, общий ранг инвестиционного потенциала РМ составил 67, что характеризует текущее состояние экономики региона как депрессивное. Об этом свидетельствует и высокая дотационность регионального бюджета, и один из самых низких в стране уровень потребительского потенциала, а также невысокий институциональный потенциал, являющийся следствием неразвитости в республике рыночных институтов. Относительно благоприятные значения имеют инновационный и трудовой потенциал, как раз и призванные стать драйверами региональной экономики и субстратом для «выращивания»

Вторым слагаемым инвестиционного климата является инвестиционный риск,

предполагающий учет следующих видов риска.

Самым низким значением из оцениваемых видов риска является экологический риск (4 место). Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух составил в 2011 г. 1,3 т/км2, что далеко от предкризисной ситуации (5-10 т/км2) [3].

По экономическому риску Мордовия занимает 32-е место в РФ. Показатели, оценивающие названный вид риска, - удельный вес убыточных предприятий - 25,8 % (в 2000 г. значение этого показателя составляло 48,9 %) при среднероссийском уровне 30 %; динамика промышленного производства - 100,6 % (в РФ - 104,6 %), динамика ВРП - 104,6 % (в РФ - 104,7 %); износ основных фондов - 57,2 % (74-е место в РФ), при этом полностью изношенными оказались 11,9 % основных фондов.

По степени криминального риска Мордовия занимает 55-е место, по числу зарегистрированных преступлений на 100 тыс. чел. населения - 77-е.

Социальный риск Мордовии находится на 58 - м месте, что обусловлено значениями следующих показателей: уровень безработицы в Мордовии (5,2 %) ниже среднероссийского значения (6,6 %) на 1,4 п. п. Однако динамика реальных доходов населения в 2011 г. составила 96,7 % по отношению к 2010 г. (в России 101,1 %). Просроченная задолженность по заработной плате в расчете на одного работника составила 46 548 руб. (в России 25 681 руб.). Нужно отметить, что это самое высокое значение с 2000 г.

Негативной характеристикой социального положения граждан является наличие

РИС.

просроченной задолженности по заработной плате. Так, размер просроченной задолженности по заработной плате, в расчете на одного работника, перед которым имеется просроченная задолженность, составил в Мордовии 46 548 руб. (в России 25 681 руб.), нужно отметить, что это самое высокое значение задолженности, начиная с 2000 г. Однако, начиная с того же 2000 г., в Мордовии не нашлось недовольных существующим уровнем оплаты труда - работники, участвующие в забастовках, не выявлены.

По совокупности показателей, используемых для оценки финансового риска, Мордовия заняла 74 место. Дефицит бюджета РМ составил 5 % ВРП, что превышает рекомендуемое значение экономической безопасности (3 % ВРП), размер просроченной кредиторской задолженности в 2011 г. составил 4,8 % от общей суммы кредиторской задолженности, что больше, чем значение аналогичного показателя 2010 г. на 1,8 п. п.

Обобщенное значение инвестиционного риска Республики Мордовия, названное РА «Эксперт» составило в 2012 г. - 63.

Завершая характеристику инвестиционной привлекательности Мордовии, приведем результаты исследования инвестиционной привлекательности России компанией «Эрнст энд Янг», являющейся международным лидером в области консультирования и вопросах ведения бизнеса (таблица 4).

Таблица 4

Отрасли, определяющие рост российской экономики в течение следующих двух лет

Отрасль Ответы респондентов, %

Энергетика и окружающая среда 32

Тяжелая промышленность 23

Автомобилестроение 13

Производство потребительских товаров 12

Производство высокотехнологичного оборудования 12

Транспорт 10

Химическая промышленность 10

Фармацевтическая промышленность 9

Банковские/финансовые услуги, страхование 8

Телекоммуникационные услуги 8

Телекоммуникационная инфраструктура и оборудование 7

Недвижимость и строительство 6

Услуги, связанные с применением высоких технологий 5

Услуги для бизнеса 4

Борьба с загрязнением окружающей среды 3

Затрудняюсь ответить 17

Источник: Исследование инвестиционной привлекательности России, 2013 г., «Эрнст энд Янг». иКЬ : http://www.ey.com/RU/ ги/Ь8ие8/Вшше88-епу1гоптеп№и881а-айгасЙуепе88-8игуеу-2013.

Сравнивая данные таблицы 4 и таблицы 2, можно сказать, что профиль ВРП Мордовии на данный момент, сформирован отраслями не вполне соответствующими будущим тенденциям развития страны. В частности, необходимо отметить большой удельный вес сельского хозяйства и оптовой и розничной торговли, однако, есть и отрасли, укладывающиеся в выделенные прорывные направления инновационного развития: энергетика, телекоммуникации, фармацевтика, производство высокотехнологичного оборудования, производство потребительских товаров и др. Учитывая, систематическую

работу правительства РМ по улучшению инвестиционного климата республики посредством законодательных преференций инвесторам и открытия технопарка можно предположить, что, несмотря на существенные уязвимые места (слабый потребительский и финансовый потенциалы и др.), республике все же удастся преодолеть негативные тенденции в своем развитии (в том числе за счет создания территориального инновационного кластера и развития сопутствующей инновационной инфраструктуры) и сформировать эффективную РИС.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исследование инвестиционной привлекательности России, 2013 г., «Эрнст энд

Янг» [Электрон. ресурс]. - Режим доступа :

http://www.ey.com/RU/ru/Issues/Business-environment/Russia-attractiveness-survey-2013.

2. Кормишкин Е. Д. Инновационная безопасность как условие эффективного функционирования региональной инновационной системы / Е. Д. Кормишкин, О. С. Саушева // Регион. экономика: теория и практика. - 2013. - № 34 (313). -С. 2-8.

3. Кормишкин Е. Д. Экономическая безопасность (государство, регион,

предприятие) : учеб. пособие / Е. Д. Кормишкин, Л. А. Кормишкина, О. С.

Саушева. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2007. - 136 с.

4. Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий :

офиц. сайт [Электрон. ресурс]. - Режим доступа : http://www.nair-

it.ru/news/22.06.2012/334.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012 : стат. сб. / Росстат. - М., 2012. - 990 с.

6. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2012 : Грядет третья волна [Электрон. ресурс]. - Режим доступа : http://raexpert.ru/ratings/regions.

7. Стратегия социально-экономического развития Респ. Мордовия до 2025 г. Утв.

Законом Республики Мордовия от 1.10.2008 г. № 94-З [Электрон. ресурс].-Режим доступа : http://mineco.e-

mordovia.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=69&Itemid=146.

8. Федеральная служба государственной статистики : офиц. сайт [Электрон. ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru.

9. Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления

освещением : Респ. программа поддержки развития инновац. территор. кластера Респ. Мордовия на 2013-2015 гг. Утв. распоряжением Правительства РМ 06.09.2013 г. № 551-р // Изв. Мордовии. - 2013. - № 134-47, 12 сент.

10. Delmon J. Private Sector Investment in Infrastructure: Project Finance, PPP Projects and Risk / J. Delmon. - The Netherlands : Kluwer Law International, 2008. - 640 р.

11. Freeman C. Technology Policy and Economic Performance : Lesson from Japan / C. Freeman. - London : Pinter Publishers, 1987. - 155 p.

Рецензент: Горина Алла Петровна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Экономики и организации производства» ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.