Экономика
ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Р.Э. ХАЙРЕТДИНОВ,
старший преподаватель кафедры экономической теории, Башкирский ГАУ
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, сельское хозяйство, муниципальный район, Республика Башкортостан
Степень инвестиционной привлекательности регионов определяется совокупностью факторов, формирующих ряд конкурентных преимуществ при выборе инвесторами территории реализации проектов. Аграрный сектор экономики, как известно, взаимодействует со многими сферами как АПК, так и других отраслей производства, находящихся внутри региона. Поэтому инвестиционная привлекательность региона в значительной мере влияет и на уровень развития АПК и сельского хозяйства как основного его блока.
Цель и методика исследований
Целью исследований является разработка методики оценки инвестиционной привлекательности муниципальных районов региона и группировка районов Республики Башкортостан по уровню инвестиционной привлекательности для развития сельского хозяйства.
Инвестиционная привлекательность носит комплексный характер, так как формируется совокупным воздействием отдельных частных факторов, поэтому одним из способов её измерения может быть определение единого показателя, объединяющего в себе множество частных показателей, характеризующих действие тех или иных факторов на инвестиционную привлекательность. Многообразие способов и методов расчёта комплексного показателя, базирующихся на различных принципах его построения, а также постоянно меняющиеся условия функционирования экономики обусловливают необходимость создания собственной системы показателей для расчёта показателя инвестиционной привлекательности регионов.
Для оценки инвестиционной привлекательности были применены подходы Л.В. Сердюковой [1], В.Ф. Гранкина, А.Л. Пустуева, В.К. Чашина и Е.Г. Шатковс-кого [2].
Предлагаемый нами состав показателей соответствует цели создания методики оценки инвестиционной привлекательности регионов для последующего управления инвестиционным процессом в них, поскольку отражает все стороны инвестиционного процесса, затрагивая ресурсно-сырьевые, финансовые, производственные, потребительские, инфраструктурные и социальные факторы функционирования муниципаль-
450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34; тел. 8-9373584959; e-mail: [email protected]
ных районов как экономических систем и объектов инвестирования, а именно:
■ изменение объёма сельхозпроиз-водства в сопоставимых ценах по сравнению с предыдущим годом, %;
■ площадь сельскохозяйственных угодий, га;
■ основные фонды отрасли экономики (по полной балансовой стоимости) на душу сельского населения, тыс. руб.;
■ оценка пашни, балл;
■ коэффициент транспортной доступности;
■ удалённость от промышленных центров и рынков сбыта, экв. км;
■ доля сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств в валовой продукции сельского хозяйства, %;
■ удельный вес прибыльных сельхозпредприятий в общей их численности, %;
■ уровень окупаемости затрат по деятельности сельхозпредприятий, %;
■ выделенные средства из республиканского и местного бюджетов республики в фактических ценах, тыс. руб.;
■ доля работников сельского хозяйства в общей численности занятых в экономике села, %;
■ соотношение валовой продукции сельского хозяйства и продукции промышленных производств, раз;
■ плотность сельского населения, чел./км2;
■ жилищный фонд на душу населения, м2/чел.;
■ ввод в действия жилья на 1000 чел. населения, м2/чел.;
■ ввод в действие газовых сетей, км.
Оценка инвестиционной привлекательности муниципальных районов региона состоит из трёх этапов.
На первом этапе оценки рассчитывается общий (суммарный) индекс Ио (по методике Л.В. Сердюковой), определяемый как сумма индексов по каждому ь му фактору (УИ:) за минусом значений индексов, факторы которых оказывают отрицательное влияние на инвестиционную привлекательность (УИр. К последним относится в нашем случае удалённость от промышленных центров и рынков сбыта. Разделив значение общего индекса на число факторов, мы получим значение среднего индекса (Иср).
В формализованном виде эти расчёты представляются следующим обра-
И„
ІИ і -І И І =1 j=1
N
= ИО , (і)
N
где N - общее число факторов (Ы = п + т).
Индексы определяются делением фактического значения конкретного фактора (ФЫ) на его значение, взятое в среднем по республике (ФЫС), то есть:
Ф N
Ф N
(2)
Тогда выражение (1) примет вид:
(З)
На втором этапе все районы ранжируются по величине среднего совокупного индекса по сельскому хозяйству (ИСС).
На третьем этапе сравнительной оценки инвестиционной привлекательности по величине среднего совокупного индекса по сельскому хозяйству для каждого района определяется группа по уровню инвестиционной привлекательности для развития сельского хозяйства.
Основным информационным источником для оценки инвестиционной привлекательности районов Республики Башкортостан явились данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан за 2008 год.
Результаты исследований Совокупный индекс привлекательности для сельскохозяйственного производства районов республики, определённый по 16 показателям в сравнении со средними условиями по республике, наиболее высоким оказался в 5 районах, средним - в 16 районах, незначительным - в 18 районах и низким - в 15 районах (табл. 1).
Investment attraction, agriculture, municipal district, Republic of Bashkortostan.
'с =
n + m
Таблица 1
Группировка районов Республики Башкортостан по уровню инвестиционной привлекательности
Диапазон общего суммарного индекса по сельскому хозяйству (Ит)
0,514-0,737 0,738-0,960 0,961-1,183 1,184-1,405
Уровень инвестицион ной привлекательности
низкий незначительный средний высокий
1-я группа 2-я группа 3-я группа 4-я группа
район район район район
Белорецкий 0,514 Бижбулякский 0,745 Чекмагушев- ский 0,963 Татышлинский 1,159
Бурзянский 0,518 Хайбуллинский 0,757 Куюргазинский 0,978 Мечетлинский 1,216
Салаватский 0,523 Бураевский 0,759 Бирский 0,984 Стерлитамак- ский 1,220
Аскинский 0,557 Мишкинский 0,760 Балтачевский 0,992 Уфимский 1,324
Калтасинский 0,620 Стерлибашев- ский 0,777 Мелеузовский 0,993 Учалинский 1,405
Архангель- ский 0,626 Кушнаренков- ский 0,795 Федоровский 0,999
Зилаирский 0,634 Шаранский 0,796 Дюртюлинский 1,000
Нуриманов- ский 0,650 Миякинский 0,818 Альшеевский 1,010
Белокатай- ский 0,678 Иглинский 0,829 Гафурийский 1,016
Дуванский 0,693 Благоварский 0,836 Ишимбайский 1,026
Зианчурин- ский 0,694 Бакалинский 0,837 Баймакский 1,027
Белебеевский 0,718 Кигинский 0,843 Илишевский 1,046
Караидель- ский 0,719 Буздякский 0,853 Чишминский 1,072
Абзелилов- ский 0,730 Туймазинский 0,868 Аургазинский 1,092
Ян аульский 0,884 Кармаскалин- ский 1,097
Краснокам- ский 0,735 Давлекановс- кий 0,912 Благовещен- 1,112
Ермекеевский 0,919 ский
Кугарчинский 0,920
Таблица 2
Характеристика групп по инвестиционной привлекательности для развития сельского хозяйства
Показатели 1-я группа 2-я группа 3-я группа 4-я группа В среднем по РБ
Изменение объёма сельхозпроизводства в сопоставимых ценах по сравнению с предыдущим годом, % 1,137 1,020 1,139 1,218 1,106
Индекс И 1,028 0,922 1,030 1,101 1,000
Площадь сельскохозяйственных угодий, га 103565 138557 149871 131924 131575
Индекс И2 0,787 1,053 1,139 1,003 1,000
Основные фонды отрасли экономики (по полной балансовой стоимости) на душу сельского населения, тыс. руб. 10,4 16,2 19,3 54,8 19,1
Индекс И3 0,545 0,848 1,013 2,870 1,000
Оценка пашни, балл 82,3 96,8 112,1 101,6 97,8
Индекс И4 0,842 0,991 1,147 1,039 1,000
Коэффициент транспортной доступности 1,538 1,650 1,703 1,524 1,623
Индекс И5 0,948 1,0017 1,049 0,939 1,000
Удалённость от промышленных центров и рынков сбыта, экв. км 50,1 42,3 42,9 36,4 44,1
Индекс Иб 1,135 0,959 0,974 0,826 1,000
Доля сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств в валовой продукции сельского хозяйства, % 23,2 40,9 44,7 43,9 37,4
Индекс Ит 0,619 1,094 1,196 1,174 1,000
Уровень окупаемости затрат по деятельности сельхозпредприятий, % 105,2 106,4 111,5 110,2 107,9
Индекс И8 0,975 0,986 1,033 1,021 1,000
Удельный вес прибыльных сельхозпредприятий в общей их численности, % 89,4 91,0 94,4 93,4 91,8
Индекс Ид 0,974 0,991 1,029 1,017 1,000
Выделенные средства из республиканского и местного бюджетов республики в факт. ценах, тыс. руб. 6826,7 22831,2 40221,1 66178,2 27551,6
Индекс Ию 0,248 0,829 1,460 2,402 1,000
Доля работников сельского хозяйства в общей численности занятых в экономике села, % 13,0 24,2 30,8 28,4 23,4
Индекс Иц 0,555 1,032 1,315 1,213 1,000
Соотношение валовой продукции сельского хозяйства и продукции промышленных производств, раз 3,453 4,055 5,172 2,010 4,024
Индекс И12 0,853 1,008 1,285 0,500 1,000
Плотность сельского населения, чел./км2 10,123 14,653 15,297 18,728 13,957
Индекс И*|3 0,725 1,049 1,096 1,342 1,000
Жилищный фонд на душу населения, м2/чел. 18,88 20,23 20,32 21,04 19,96
Индекс Ии 0,946 1,014 1,018 1,054 1,000
Ввод в действия жилья на 1000 чел. населения, м2/чел. 379,0 406,8 426,1 644,5 426,8
Индекс И15 0,888 0,953 0,998 1,510 1,000
Ввод в действие газовых сетей, км. 3,23 3,04 11,28 20,60 7,165
Индекс И16 0,452 0,426 1,574 2,875 1,000
Средний индекс, Исс 0,641 0,828 1,026 1,265 0,875
Экономика
Сельскохозяйственные организации районов 1-й группы - районов с неблагоприятными производственными и социальными условиями с минимальной бюджетной поддержкой - характеризуются низкой рентабельностью своей деятельности. В данных районах основная часть валовой продукции сельского хозяйства приходится на сектор личных подсобных хозяйств. В них недостаточно трудовых ресурсов (нет возможностей в связи с низкими социальными условиями для их привлечения), меньше земельных ресурсов по сравнению с районами других групп, самая высокая удалённость от рынков сбыта и промышленных центров.
Районы 2-й группы - районы с малоблагоприятными производственными и социальными условиями со средней бюджетной поддержкой - имеют достаточные трудовые и земельные ресурсы для развития сельского хозяйства. Социально-экономические проблемы данных районов связаны с недостаточным развитием социальной и рыночной инфраструктуры. Они являются границей между районами с недостаточными условиями для привлечения инвестиций и районами, имеющими благоприятные условия для привлечения инвесторов с целью развития сельского хозяйства.
Преимуществом районов 3-й группы - районов с интенсивным сельским хозяйством, благоприятными природными и развивающимися социальными и производственными условиями - является более высокая обеспеченность земельными ресурсами и их качество, объёмы республиканской и местной бюджетной поддержки, высокие показатели эффективности деятельности сельхозтоваропроизводителей по сравнению со средними по республике. Но они имеют низкую обеспеченность производственными фондами по сравнению с 4-й группой и недостаточно благоприятное местоположение для развития сельского хозяйства.
Районы 4-й группы - районы с индустриальным сельским хозяйством, благоприятными рыночными и социальными условиями - характеризуются развитой производственной инфраструктурой; наличием достаточных трудовых ресурсов для расширения имеющегося и создания нового производства в аграрном секторе экономики; местоположением, благоприятным для развития сельского хозяйства; крупными размерами выделяемых средств из республиканского и местного бюджетов республики. В то же время сельскохозяйственные организации данных районов характеризуются низким качеством менеджмента (уровень окупаемости затрат по деятельности сельхозпредприятий и удельный вес прибыльных сельхозпредприятий ниже по сравнению с районами 3-й группы) и ограниченностью земельных ресурсов по сравнению со 2-й и 3-й группами.
Районы 3-й и 4-й групп имеют серьёзные основания для создания стабиль-
ных условий существенного пополнения финансовых источников воспроизводства основного капитала и общего оздоровления инвестиционного климата.
Выводы. Рекомендации Аналитическое исследование инвестиционной привлекательности муниципальных районов Республики Башкорто-
стан для развития сельского хозяйства предполагает учёт региональных условий, особенностей и следствий развития механизма инвестиционной привлекательности производства на территориях аграрной специализации. Его результаты требуют от местных органов управления адаптивного подхода к
Экономика
формированию, регулированию и поддержке инвестиционного климата района, учитывающего существующие экономические диспропорции и социальные проблемы, и выработку предложений для дальнейшей деятельности по улучшению позиций своих районов для привлечения инвесторов.
Литература
1. Сердюкова Л. В. [и др.]. Региональные рынки аграрных продуктов: формирование и развитие. М. : Агропресс, 2002. 227 с.
2. Гранкин В. Ф., Пустуев А. Л., Чашин В. К., Шатковская Е. Г. Стратегия развития сельского хозяйства: региональный аспект. Екатеринбург : Изд-во Урал.ГСХА, 2002. С. 113-116.