Научная статья на тему 'Оценка инвестиционньгх проектов на основе комплекса межотраслевых межрегиональных моделей'

Оценка инвестиционньгх проектов на основе комплекса межотраслевых межрегиональных моделей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
923
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михеева Надежда Николаевна, Новикова Татьяна Сергеевна, Суслов Виктор Иванович

В статье предлагается методический подход и комплекс экономико-математических моделей для оценки эффективности крупных инвестиционных проектов, реализуемых на основе механизма государственно-частного партнерства, который позволяет прогнозировать общественные результаты реализации проектов одновременно на макро-, мезои микроэкономическом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Михеева Надежда Николаевна, Новикова Татьяна Сергеевна, Суслов Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка инвестиционньгх проектов на основе комплекса межотраслевых межрегиональных моделей»

ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСА МЕЖОТРАСЛЕВЫХ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ*

В статье предлагается методический подход и комплекс экономико-математических моделей для оценки эффективности крупных инвестиционных проектов, реализуемых на основе механизма государственно-частного партнерства, который позволяет прогнозировать общественные результаты реализации проектов одновременно на макро-, мезо- и микроэкономическом уровне.

Методический инструментарий оценки эффективности инвестиционнъш проектов. Активное использование механизмов государственно-частного партнерства в регулировании экономики требует разработки адекватного инструментария для расчета эффективности инвестиционных проектов, реализуемых с участием государства. Оценка инвестиционных проектов при этом не ограничивается анализом финансовой (коммерческой) эффективности и взаимодействия частных участников инвестиционного процесса. Она требует расширения границ традиционного микроэкономического анализа и одновременно применения более широких межуровневых и междисциплинарных подходов к определению последствий инвестиционной деятельности, возникающих за институциональными рамками отдельных проектов. В терминах эффективности это означает, что наряду с финансовой эффективностью необходимо учитывать и количественно измерять экономическую (общественную) эффективность, а также оценивать результаты взаимодействия участников проекта на принципах государственно-частного партнерства.

Соответствующие зарубежные методики проектного анализа традиционно разрабатываются банками развития и международными финансовыми организациями, прежде всего, Всемирным банком [1] и организациями Европейского Сообщества

[2]. Среди отечественных методик до сих пор основными являются Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов 1999 г. [3].

Методика оценки эффективности крупных проектов, реализуемых при поддержке Инвестиционного фонда РФ, была разработана Министерством экономического развития и торговли РФ в 2006 г. После передачи прав распоряжения Инвестиционным фондом в Министерство регионального развития последним была разработана новая методика расчета показателей и критериев эффективности региональных инвестиционных проектов [4]. В обеих методиках выделяется ключевая проблема оценки инвестиционных проектов с точки зрения общества в целом и предпринимаются попытки дополнить показатели финансовой эффективности оценкой макроэкономических и региональных последствий реализации проектов.

Все указанные методики предусматривают одновременную оценку финансовой и экономической эффективности, а также сравнение показателей проектов, получающих и не получающих государственную поддержку, и соответствуют микроэкономическому уровню анализа в рамках отдельных проектов. Между тем для получения количественных оценок экономической эффективности инвестиционных проектов необходимо прогнозировать общественные результаты их реализации на макро- и мезоэкономическом уровне.

Ниже рассматриваются многоуровневые подходы к оценке эффективности проектов, реализуемые в прогнозных расчетах на основе межотраслевых межрегио-

* Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 09-06-00377).

нальных моделей [5-7]. В качестве инструментария оценки влияния реализации крупного инвестиционного проекта на макроэкономические и региональные показатели предлагается модификация динамической оптимизационной межрегиональной межотраслевой модели, расширенной за счет учета проекта. Для оценки финансовой и экономической эффективности на микроэкономическом уровне применяется многопериодная имитационная межотраслевая модель инвестиционного проекта. Это позволяет оценивать последствия реализации инвестиционных проектов на макроэкономическом, региональном и микроэкономическом уровнях, что важно, прежде всего, при оценке эффективности проектов, предполагающих получение государственной поддержки.

Характеристика комплекса межотраслевых межрегиональных моделей. Используемый для анализа инвестиционных процессов на макро- мезо- и микроэкономическом уровне модельный комплекс включает три группы моделей: межотраслевые модели национальной экономики (точечные); межотраслевые межрегиональные модели с учетом инвестиционных проектов и многопериодные имитационные модели инвестиционных проектов. На рис. 1 показана общая схема работы модельного комплекса с выделением расчетов по оценке инвестиционного проекта.

В состав комплекса включены: точечная динамическая межотраслевая модель, которая позволяет получить отраслевой разрез макроэкономического прогноза развития национальной экономики; двухпериодная оптимизационная межотраслевая межрегиональная модель, реализуемая в разрезе макрорегионов; блок имитационных моделей инвестиционных проектов. В результате согласованных расчетов по точечной и межрегиональной межотраслевым моделям происходит региональная спецификация основных гипотез, апробированных на точечной модели, и получается решение исходной двухпериодной оптимизационной межотраслевой межрегиональной модели без учета инвестиционного проекта.

Межотраслевой баланс России Система региональных межотраслевых балансов

Базовые | предпосылки І*-

II

«Точечная» межотр асл ев ая динамическая модель

предпо- і

Исходная двухпериодная оптимизационная м ежреги ональн ая м ежотрасл ев ая модель

Блок

I

I инеести- |

| ционного II проекта \

Дв утери одная оптимизационная м ежреги ональная м ежотрасл ев ая модель с учетом проекта

Финансовая многопериодная имитационная модель инв естиционного проекта

I Косвенные | ^1 и внешние |_ I эффекты ]

Экономическая многопериодная имитационная модель инв естиционного проекта

Рис. 1. Общая схема работы модельного комплекса с выделением расчетов по оценке инвестиционного проекта. Стрелки в обратном направлении указывают на возможность корректировки исходных посылок после реализации модели

Блок межотраслевых межрегиональных моделей, используемых для количественной оценки результатов реализации инвестиционного проекта, включает следующие составные части:

- двухпериодную оптимизационную межотраслевую межрегиональную модель (ДОМММ), модифицированную с учетом инвестиционного проекта;

- многопериодные имитационные модели инвестиционного проекта (МИМИП), в том числе финансовую и экономическую.

Влияние реализации проекта на макроэкономические, региональные и отраслевые показатели оценивается путем сравнения результатов расчетов по модифицированной и исходной ДОМММ. Одновременно проводится оценка проекта на микроэкономическом уровне с учетом его воздействия на частных участников в рамках финансовой МИМИП и с учетом специфических факторов общественной эффективности в рамках экономической МИМИП.

Информация о проекте одновременно представляется в двух форматах, соответствующих подходу оптимизационной межотраслевой межрегиональной модели (характерному для макроэкономического и межрегионального анализа) и подходу имитационной модели проекта (традиционному для микроэкономического проектного анализа). Для перехода от одной группы моделей к другой, прежде всего, обеспечивается сопоставимость временных периодов, номенклатуры продукции и используемых цен.

Особенности отдельных моделей комплекса. В качестве модельной среды, в которую «погружается» новый инвестиционный проект, используется исходная двухпериодная оптимизационная межотраслевая межрегиональная модель [5]. В математическом смысле ДОМММ является задачей линейного или сепарабельного программирования, решение которой определяет состояние экономики региона на последние годы подпериодов некоторого прогнозного периода.

Каждый регион в модели представлен межотраслевой моделью с расчетом состояния экономики на последний год каждого подпериода прогнозного периода. Региональные блоки объединены транспортными потоками и условиями выравнивания уровней потребления населения.

Основными ограничениями служат балансы производства и потребления по отраслям, регионам, направлениям перевозок, локальным ресурсам, смысл которых состоит в том, что нельзя потребить и вывезти больше, чем произведено и ввезено. Поэтому решение этой модели показывает одно из возможных состояний экономики, отвечающее интересам страны и населения каждого региона.

Каждый региональный блок включает в себя: балансы производства и распределения продукции, трудовых ресурсов, инвестиций и внешней торговли и ограничения по объемам выпуска, экспорта и импорта продукции.

Используемый способ моделирования инвестиционного процесса в ДОМММ характеризуется следующими особенностями. В ограничениях, которые связывают инвестиции за каждый прогнозный период с инвестициями последнего года данного периода и последнего года предшествующего периода, используется функциональная зависимость, отображающая экспоненциальный закон роста валовых инвестиций в основной капитал внутри каждого из периодов. Инвестиции представлены продукцией двух основных капиталообразующих отраслей - машиностроения (инвестиции в активную часть основного капитала) и строительства (инвестиции в пассивную часть основного капитала).

В ДОМММ сохранен шахматный принцип моделирования транспортных связей, т.е. представлены переменные связи каждого региона с каждым. Модель также адаптирована к возможностям сегментации внешнего рынка по трем географическим направлениям внешней торговли.

В модифицированной с учетом инвестиционного проекта ДОМММ определяются эндогенные решения, позволяющие проводить оценку воздействия проекта на макроэкономические, региональные и отраслевые показатели, а также на межрегиональные и внешнеэкономические связи. Модификация исходной ДОМММ осуществляется путем добавления к ней фиксированного технологического способа, представляющего собой результат суммирования по строке показателей блока инве-

стиционного проекта за соответствующий период времени. Кроме того, за счет положительных внешних эффектов, возникающих в результате реализации инфраструктурных и инновационных проектов, в модифицированной ДОМММ изменяются технологические коэффициенты сопряженных отраслей (прежде всего, коэффициенты материалоемкости и трудоемкости).

Блок инвестиционного проекта схематично показан на рис. 2. Он аналогичен региональному блоку межрегиональной модели и содержит информацию о проекте, сформированную в терминах ДОМММ по используемым способам моделирования и измерению показателей. Для обеспечения перехода к МИМИП осуществляется построение аналогичных блоков по всем временным периодам, рассматриваемым в имитационной модели. Для перехода к ДОМММ используется информация по двум периодам (например, указанные на рисунке 2010 г. и 2020 г.). Технологический способ инвестиционного проекта, представленный в правой части, отражает чистые выгоды и затраты, измеренные в терминах ДОМММ, которые возникают в каждый из двух периодов времени в результате реализации проекта.

Балансовые условия по производству и распред елению продукции Годы Н о мер огр анич е н ия Вы Прод 2010 туск /кции 2020 Бал инвес в осн кап 2010 эвые гиции .'ЕНОЙ стал 2020 Кон потре 2010 =чное бление 2020 Межрегио свя: 2010 нальные ЇИ 2020 Внешнетор 2010 ’ОВЫе связи 2020

Вы- воз Ввоз Вы- воз Ввоз Экс- порт Им- порт Экс- порт Им- порт

2010 1

3

5

2020 2

4

б

Ограни чения по труду 2010 7

2020 8

Ограни чения по инвестициям 2010 9

2020 10

Ограниче нияна внешне- торговое сальдо региона 2010 11

2020 12

Рис. 2. Блок инвестиционного проекта

Параметры инвестиционной программы отражаются в инвестиционных переменных и ограничениях блока инвестиционного проекта. Воспроизводственная структура инвестиций в реализацию проекта фиксируется в переменных валовых инвестиций в основной капитал. Общий объем инвестиций в реализацию проекта задается в производственных способах через коэффициенты приростной капиталоемкости и включается в общий баланс инвестиций в регионе, тем самым полагается, что реализация намеченного инвестиционного проекта связана с отвлечением инвестиционных ресурсов от других, конкурирующих проектов.

Параметры производственной программы инвестиционного проекта отражаются в производственном блоке модели. Структуру затрат на производство в инвестиционном проекте необходимо представить в виде производственного способа модели в принятой в ней номенклатуре видов деятельности по конечным годам прогнозного периода.

Продукция инвестиционного проекта используется не только для производственного, но и для конечного потребления. Соответствующие параметры задаются в столбцах конечного потребления и, как правило, используются с единичной интенсивностью, т.е.

фактически определяются экзогенно. Одновременно переменная часть объема конечного продукта соответствующего региона в каждом периоде определяется эндогенно.

Способ включения в модель переменных межрегиональных и внешнеторговых связей зависит от того, связана ли реализация инвестиционного проекта с появлением в регионе нового вида деятельности. Если связана, то необходимо формирование транспортного способа по вывозу продукции за пределы региона и, возможно, по ввозу, если в базовом периоде продукция нового вида деятельности в регионе не использовалась. То же справедливо и для способов, задающих внешнюю торговлю региона. Если продукция соответствующих видов деятельности производилась в регионе до реализации инвестиционного проекта, то необходимость формирования транспортных и внешнеторговых способов отпадает, а объемы межрегиональных и внешнеторговых связей включаются в состав соответствующих переменных. Дальнейшая модификация ДОМММ зависит от конкретной постановки задачи оценки и особенностей реализуемого проекта.

Преимуществом предлагаемого подхода является возможность получения не только качественных, но и количественных оценок результатов «встраивания» нового проекта в систему существующих и перспективных межотраслевых и межрегиональных балансов производства и распределения продукции и услуг, ограничений по трудовым ресурсам, локальным ресурсам и инфраструктуре. Межотраслевая межрегиональная модель с включением крупного инвестиционного проекта позволяет учесть прямые и косвенные результаты реализации проекта в терминах прироста показателей выпусков и затрат, соответствующих величин валовой добавленной стоимости и чистых доходов по представленным в модели видам деятельности с учетом изменения технологических коэффициентов за счет положительных внешних эффектов, индуцированных межотраслевых и межрегиональных эффектов, а также перераспределения части производственных и трудовых ресурсов в пользу нового проекта.

Система показателей эффективности проекта в модельном комплексе, приведенная на рис. 3, включает две части в соответствии с основными группами моделей.

Двухпериодная ОМММ: исходная модифицированная

г

Многопериодная ИМИП: экономическая, финансовая

Внешняя торговля Межрегиональные связи

Регионы Национальная экономика

Прирост макроэкономических и региональных показателей, в том числе ВРП

Прямые и косвенные, внутренние и внешние эффекты (в основных ценах и двойственных оценках)

Эффективность участия в проекте

Эффективность проекта

Показатели экономической (общественной) эффективности: ЧДД, ВНД, СО

Показатели финансовой (коммерческой) эффективности: ЧДД, ВНД, СО

Рис. 3. Показатели эффективности инвестиционного проекта в комплексе моделей: ЧДД - чистый дисконтированный доход, ВНД - внутренняя норма доходности,

СО - срок окупаемости

Последствия реализации инвестиционного проекта, рассматриваемые в рамках общества в целом, оцениваются на основе сравнения решений исходной и модифицированной ДОМММ. При этом экономическая эффективность характеризуется изменением всех показателей межотраслевой межрегиональной модели в результате реализации проекта (полными эффектами), измеренными в основных ценах. Кроме того, возникает возможность разделения полных эффектов на прямые и косвенные, а также внутренние и внешние. Прямые эффекты непосредственно связаны с выгодами и затратами в институциональных рамках проекта, а также с изменениями технологических коэффициентов в результате реализации проекта. Косвенные эффекты связаны с последствиями реализации проекта за его институциональными рамками и учитывают изменения по цепочке межотраслевых и межрегиональных взаимодействий, а также влияние ограниченности ресурсов. В свою очередь и прямой, и косвенный эффекты подразделяются на внутренний и внешний в зависимости от того, учитываются или нет соответствующие изменения выгод и затрат.

В качестве измерителей рассмотренных эффектов могут использоваться не только основные цены, но и оптимальные двойственные оценки, получаемые в решении ДОМММ и рассматриваемые в качестве эндогенно определяемых теневых цен.

В зависимости от использования оценок исходной или модифицированной ДОМММ различаются прямой и полный макроэкономические эффекты проекта. Прямой макроэкономический эффект инвестиционного проекта определяется произведением составляющих технологического способа проекта и соответствующих двойственных оценок исходной ДОМММ и показывает, насколько возрастает дисконтированное конечное потребление населения и государства (функционал модели) в двух годах (для двухпериодной ОМММ), если данный способ вводится в модель с единичной интенсивностью, а оптимальный базис модели при этом остается неизменным. Полный макроэкономический эффект проекта рассчитывается аналогично, но с применением двойственных оценок модифицированной ДОМММ.

Многопериодная имитационная модель инвестиционного проекта позволяет проводить оценку проектов по двум взаимосвязанным направлениям, включающим анализ финансовой (коммерческой) и экономической (общественной) эффективности и базирующимся на соответствующих финансовой и экономической моделях [8, 9]. В свою очередь каждое направление включает оценку эффективности проекта и эффективности участия в проекте. Отличительной особенностью названных моделей является представление всех показателей в годовом разрезе. Это позволяет сконцентрировать внимание на центральной для инвестиционных проектов проблеме оценки отдачи капитальных вложений с учетом фактора времени. В имитационной модели рассчитываются традиционные для представления проектов на микроэкономическом уровне показатели оценки эффективности: чистый дисконтированный доход (чистая приведенная стоимость), срок окупаемости, внутренняя норма доходности.

На основе расчетов по МИМИП возникает возможность обоснования необходимости предоставления государственной поддержки проекту, в частности, в форме бюджетного финансирования. Проведение оценки одновременно по двум направлениям определяется основной проблемой реализации проектов в современных условиях, связанной с представлением на рынке информации о различных видах эффективности: финансовой эффективности, учитывающей выгоды и затраты при реализации проекта с точки зрения частных участников, и экономической эффективности, учитывающей последствия реализации проекта с точки зрения общества в целом. Соответствующую информационную проблему можно представить в виде «айсберга»: видимой является информация о финансовой эффективности проектов и скрытой - информация об отличии уровня экономической эффективности от финансовой.

Частные участники при принятии решений ориентируются на очевидные наблюдаемые показатели финансовой эффективности (например, финансового чистого дисконтированного дохода) и не заинтересованы в инвестициях для таких проектов, несмотря на их высокую экономическую эффективность (измеренную, например, с помощью показателя чистого дисконтированного дохода) и соответствующий разрыв между экономической и финансовой эффективностью.

Финансовая эффективность означает сопоставление выгод и затрат по проекту, реализуемых на рынке частными участниками, поэтому финансовая модель строится на основе стандартных показателей, традиционных для методик проектного анализа. Экономическая эффективность проекта означает сопоставление всех реальных выгод и затрат, которые отличаются от непосредственно наблюдаемых на рынке и характеризуют проект с точки зрения общества в целом. Различие между экономической и финансовой эффективностью (другими словами, разность действительных и проявляющихся на рынке выгод и затрат) определяется наличием перераспределительных, внешних и косвенных эффектов.

Государство выступает в качестве специфического участника, который предоставляя поддержку, влияет на уровень финансовой эффективности проектов и приводит ее в соответствие с экономической эффективностью. Без участия государства проекты данной группы характеризуются низким уровнем финансовой эффективности, неспособным заинтересовать частных инвесторов, однако уровень их экономической эффективности настолько высок, что служит основанием для государственного вмешательства. За счет предоставления государственной поддержки финансовая эффективность возрастает до уровня, приемлемого для частных участников. Так государственное вмешательство решает проблему разрыва финансовой и экономической эффективности. В результате государственной поддержки инвестиционных проектов обеспечивается взаимовыгодное сочетание интересов участников, при котором частные инвесторы заинтересованы в предоставлении финансовых ресурсов для общественно значимых государственных проектов. Одновременно бюджетная эффективность поддерживается на достаточно высоком уровне (хотя и меньшем по сравнению с вариантом без предоставления поддержки).

Финансовая МИМИП имеет следующие составные части:

- базовые расчеты: выручка от реализации продукции и ликвидационная стоимость, инвестиции, амортизация и основной капитал, текущие издержки, оборотный капитал, налогообложение, финансирование;

- прогноз денежных потоков, включая денежный поток проекта, используемый для оценки эффективности проекта (поток от операционной и инвестиционной деятельности), денежный поток для финансового планирования (поток от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности); денежный поток для государства; денежные потоки для собственников предприятия - инициатора проекта и для инвесторов;

- финансовые прогнозы отчета о прибылях и убытках и балансового отчета;

- расчеты показателей эффективности проекта и эффективности участия в проекте на основе соответствующих денежных потоков.

Важной особенностью финансовой МИМИП как составной части рассматриваемого комплекса моделей является представление материальных затрат в составе текущих издержек на основе межотраслевого подхода.

Экономическая МИМИП включает прогноз денежных потоков и соответствующих показателей экономической эффективности проекта и участия в проекте, построенных на основе финансовой МИМИП и решения ДОМММ. Переход к экономической МИМИП осуществляется за счет корректировки денежных потоков за каждый год, полученных из многопериодной финансовой модели, с учетом трех

групп эффектов: налоговых, косвенных и внешних. Информация о налоговых эффектах поступает из финансовой МИМИП. Общая сумма косвенных и прямых внешних эффектов определяется в результате расчетов по ДОМММ за два соответствующих периода. В качестве основного способа оценки этих эффектов предлагается использовать изменение объема конечного продукта в модифицированной ДОМММ по сравнению с исходной. Распределение косвенных и внешних эффектов по годам (в соответствии с временными интервалами многопериодной имитационной модели) осуществляется пропорционально ежегодным объемам продаж на базе информации финансовой МИМИП.

На основе денежных потоков финансовой и экономической моделей рассчитывается система показателей эффективности инвестиционного проекта в МИМИП, типичная для традиционной оценки проектов и сопоставимая для двух рассматриваемых моделей (см. рис. 3). Прежде всего, она включает чистый дисконтированный доход (ЧДД, или ЫРУ), внутреннюю норму доходности (ВНД), срок окупаемости (СО). Среди показателей эффективности основным является ЧДД, который равняется разности дисконтированных выгод и затрат при заданной ставке дисконтирования. Для эффективных проектов в результате их осуществления обеспечивается положительное значение чистого дисконтированного дохода. Эффективный проект обеспечивает заинтересованность в его реализации каждого частного участника при отсутствии провалов рынка, т.е. при неотрицательности ЧДД всех участников.

Алгоритм расчетов по модельному комплексу. Алгоритм расчетов оценки влияния инвестиционного проекта на экономику макрорегионов предполагает последовательное прохождение десяти этапов:

(1) идентификация проекта;

(2) проведение расчетов по исходной ДОМММ без учета проекта;

(3) проведение расчетов по финансовой МИМИП без предоставления бюджетного финансирования;

(4) формирование сопоставимых данных о проекте;

(5) проведение расчетов по модифицированной ДОМММ с учетом проекта;

(6) расчет изменения показателей ДОМММ в результате включения проекта;

(7) формирование данных для включения проекта в экономическую МИМИП;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(8) проведение расчетов по экономической МИМИП;

(9) обоснование бюджетного финансирования проекта;

(10) проведение расчетов по финансовой МИМИП с предоставлением бюджетного финансирования.

На рис. 4 приведена логическая схема алгоритма соответствующих расчетов. Четыре этапа (с номерами 1, 4, 7, 9) имеют вспомогательный характер. Шесть этапов (с номерами 2, 3, 5, 6, 8, 10) являются основными.

(1) Идентификация проекта. В качестве отправной точки проведения расчетов выступает идентификация инвестиционного проекта с точки зрения потребности в применении методов оценки, учитывающих различие интересов частных участников и общества в целом. На данной стадии даются: краткая характеристика рассматриваемого проекта, включая его цели и задачи, отличительные особенности, конкурентные преимущества, потенциальные проблемы и способы их решения, информационная база проекта.

Определение целей проекта не сводится к максимизации прибыли частных участников и предполагает его направленность на повышение национальной конкурентоспособности и рост общественного благосостояния. Среди целевых ориентиров учитывается необходимость стимулирования экономической активности в масштабах страны и отдельных регионов.

Рис. 4. Этапы алгоритма расчетов оценки эффективности инвестиционного проекта

Проекты, претендующие на получение бюджетных ассигнований, отличаются от других инвестиционных проектов сочетанием особенностей, неблагоприятных с точки зрения частных инвесторов. Например, инфраструктурные проекты необходимо анализировать в соответствии с масштабами, продолжительностью реализации, возможностью возникновения положительных внешних эффектов, неконкурентностью и/или не-исключаемостью, характеристиками неторгуемых товаров, свойствами естественных монополий, прежде всего, эффектами масштаба и ценовой политики. Выявленные особенности проектов анализируются с точки зрения идентификации провалов рынка и обоснования необходимости использования особых механизмов реализации проектов, базирующихся на государственно-частном партнерстве.

Информационная база и соответствующие исходные данные об инвестиционных проектах в общем случае могут быть представлены в двух способах измерения, соответствующих системе показателей двух основных моделей: МИМИП и ДОМММ. Традиционный для проектного анализа способ представления исходных данных, применяемый в МИМИП и соответствующий Методическим рекомендациям по подготовке документов для участия регионального инвестиционного проекта в отборе проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ, показан на рис. 4 сплошными стрелками связей; вариант формирования информационной базы проекта на основе измерителей ДОМММ - пунктирными стрелками связей.

(2) Проведение расчетов по исходной ДОМММ без учета проекта. Расчеты проводятся в целях прогнозирования экономического развития, не предусматри-

вающих реализации инвестиционного проекта и получения количественной оценки соответствующих макроэкономических и региональных показателей. В результате расчетов по исходной ДОМММ для каждого периода определяются прогнозные значения основных показателей макрорегионов, в том числе объемы ВВП и ВРП, конечного продукта, объемы инвестиций в части затрат капиталообразующих отраслей, выпуска продукции каждой отрасли, перевозок продукции из одного региона в другой, объемы экспорта и импорта продукции каждой отрасли по каждому направлению, двойственные оценки продукции и ресурсов модели в каждом регионе и стране в целом.

(3) Проведение расчетов по финансовой МИМИП без предоставления бюджетного финансирования. Расчеты проводятся в целях прогнозирования реализации проекта в частном секторе в ситуации без предоставления государственной поддержки.

В результате расчетов по финансовой МИМИП в варианте без предоставления бюджетного финансирования для каждого периода времени определяются прогнозные значения основных показателей инвестиционного проекта, в том числе объемы выпуска каждого вида продукции, выручка от реализации продукции на различных рынках, капитальные и текущие затраты, платежи по основным видам налогов с распределением по уровням бюджетной системы.

Затем определяются основные показатели финансовой эффективности инвестиционного проекта на основе денежных потоков от инвестиционной и операционной деятельности при заданной ставке дисконтирования, прежде всего, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, срок окупаемости. На основе денежных потоков различных участников при заданной ставке дисконтирования рассчитываются также бюджетная эффективность проекта для государства и показатели эффективности для всех частных участников. Для проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований, типичны относительно низкие значения показателей эффективности, недостаточные для обеспечения заинтересованности частных инвесторов в предоставлении финансовых ресурсов.

(4) Формирование сопоставимых данных о проекте. На данном этапе обеспечивается подготовка информации об инвестиционном проекте для проведения расчетов по ДОМММ, что предполагает согласованность информационной базы и сопоставимость исходных данных в различных составляющих модельного комплекса. Для этого проводятся расчеты на базе вспомогательных информационных блоков инвестиционного проекта. Вначале определяется номенклатура продукции по принципу чистых отраслей для учета различных видов инвестиционных и материальных затрат. Затем осуществляется переход к измерению показателей проекта в основных ценах и применяется стандартная процедура агрегирования (или дезагрегирования) производимой продукции и соответствующих технологий. В результате формируется необходимая исходная информация для построения блока инвестиционного проекта по всем временным периодам (годам), соответствующим МИМИП. Наконец, для двух периодов, сопоставимых с ДОМММ, с помощью суммирования по строке формируется технологический способ инвестиционного проекта, затем включаемого в ДОМММ. Кроме того, для учета влияния положительных внешних эффектов реализации инвестиционного проекта в ДОМММ передается исходная информация о коэффициентах изменения материалоемкости и трудоемкости.

Последовательность расчетов и направления передачи информации на данном и предыдущем этапах различаются в зависимости от формы представления и способов измерения исходных показателей инвестиционного проекта. Выше был изложен основной вариант информационной базы проекта (см. на рис. 4 сплошные линии связей между первоначальными этапами). Во втором варианте (на рис. 4 пунктирные

линии связей) исходная информация о проекте изначально представляется в измерителях ДОМММ. В этом случае проблема формирования блока инвестиционного проекта существенно упрощается, однако возникает аналогичная по сложности и противоположная по последовательности расчетов задача перехода в обратном направлении к финансовой МИМИП. В рамках модельного комплекса обеспечивается возможность перехода в обоих направлениях от одного способа представления показателей инвестиционного проекта к другому.

(5) Проведение расчетов по модифицированной ДОМММ с учетом проекта. Расчеты проводятся в целях прогнозирования экономического развития в условиях реализации инвестиционного проекта и получения количественной оценки соответствующих макроэкономических и региональных показателей. В результате расчетов по модифицированной ДОМММ для каждого из двух периодов определяются прогнозные значения показателей макрорегионов, аналогичных получаемым в расчетах по исходной ДОМММ и перечисленных выше при рассмотрении второго этапа.

(6) Расчет изменения показателей ДОМММ в результате включения проекта. На данном этапе проводится сравнение прогнозируемых показателей, полученных в результате расчетов по модифицированной и исходной ДОМММ.

Результаты расчетов включают изменение макроэкономических показателей на национальном и региональном уровнях с выделением изменения объемов валового внутреннего продукта, валовых региональных продуктов, конечного потребления, инвестиций, валового выпуска, выпуска продукции каждой отрасли, объемов межрегиональных и внешнеэкономических связей. Для перечисленных показателей наряду с объемами в денежном выражении приводятся темпы роста, отраслевая и территориальная структура. Отдельный информационный массив образуют значения оптимальных двойственных оценок продукции и ресурсов. Основные результаты оценки эффективности проекта в терминах ДОМММ связаны с расчетом полного и прямого макроэкономического эффекта инвестиционного проекта; прямых и косвенных, внутренних и внешних эффектов реализации инвестиционного проекта, измеренных в основных ценах и двойственных оценках. В частности, возможность определения суммы косвенных и прямых внешних эффектов инвестиционного проекта и передачи соответствующих данных в имитационную модель является одним из важных результатов сочетания макро- и микроэкономического анализа влияния реализации проекта на развитие макрорегионов.

(7) Формирование данных для включения проекта в экономическую МИМИП. На данном этапе проводится комплекс расчетов с целью перевода значений косвенных и прямых внешних эффектов (полученных на основе решения ДОМММ на предыдущем этапе) в форму, сопоставимую с показателями имитационной модели (для определения изменения денежных потоков при переходе от финансовой к экономической эффективности). Общая сумма косвенных и положительных внешних эффектов проекта рассчитывается на основе решения ДОМММ и распределяется по годам в соответствии с динамикой выпуска продукции в финансовой МИМИП, тем самым представляется в форме, необходимой для включения в экономическую МИМИП.

(8) Проведение расчетов по экономической МИМИП. Проведение расчетов позволяет анализировать проект с точки зрения общества в целом и получать количественную оценку макроэкономических и региональных последствий реализации инвестиционных проектов с использованием микроэкономического подхода.

В результате расчетов по экономической МИМИП для каждого периода времени определяются прогнозные значения основных показателей инвестиционного проекта, аналогичных финансовой МИМИП. На основе денежных потоков от ин-

вестиционной и операционной деятельности, но уже определяемых в рамках анализа общественной эффективности, при заданной социальной ставке дисконтирования рассчитываются основные показатели экономической эффективности инвестиционного проекта с выделением влияния основных факторов различия двух видов эффективности: налоговых, косвенных и внешних эффектов.

Представление результатов расчетов по данному этапу включает расчет системы показателей экономической эффективности проекта. Соответствующие показатели чистого дисконтированного дохода, внутренней нормы доходности и срока окупаемости являются основными показателями экономической эффективности инвестиционного проекта в измерителях МИМИП, традиционными для проектного анализа.

(9) Обоснование бюджетного финансирования проекта. На данном этапе проводится сравнение показателей финансовой и экономической эффективности, полученных по расчетам на МИМИП, и обосновывается необходимость бюджетного финансирования проекта. Сочетание низких показателей финансовой и высоких показателей экономической эффективности служит основанием предоставления государственного финансирования и требует проведения новых расчетов по финансовой модели, уже с учетом бюджетного финансирования проекта. В противном случае расчеты завершаются выводом об отсутствии оснований для выделения бюджетных ассигнований для рассматриваемого проекта.

(10) Проведение расчетов по финансовой МИМИП с предоставлением бюджетного финансирования. Расчеты по финансовой многопериодной имитационной модели инвестиционного проекта с государственной поддержкой в форме бюджетного финансирования проводятся с целью оценки заинтересованности частных участников в реализации проекта в новой, более благоприятной для них ситуации (по сравнению с отсутствием бюджетных ассигнований). Они базируются на информации финансовой модели, построенной на этапе (3), но включающей новые способы финансирования проекта с учетом бюджетных ассигнований. В результате расчетов определяются новые значения показателей финансовой эффективности инвестиционного проекта. На данном этапе экспериментальные расчеты в основном аналогичны расчетам по соответствующей модели без учета государственного финансирования. Главное отличие от этапа (3) заключается в оценке эффективности участия в проекте в новых условиях частных инвесторов и обосновании экономических стимулов для их привлечения к совместному финансированию проекта, а также в анализе институциональных изменений, необходимых для успешной реализации инвестиционного проекта.

Условием эффективной реализации инвестиционных проектов, связанных с государственным стимулированием инвестиционной деятельности и соответствующей государственной поддержкой, выступает прозрачность деятельности государства в сфере государственно-частного партнерства. Прозрачность предполагает представление информации о разрыве уровней финансовой и экономической эффективности проектов, соответствующем обосновании необходимости их государственной поддержки на этапе разработки, наличии информации о выделении бюджетных средств и контроль за их использованием в процессе осуществления проекта. При этом высокой прозрачности государственно-частного партнерства соответствует активное общественное участие в бюджетном процессе. К сожалению, для инвестиционной политики в России характерна обратная ситуация, когда низкий уровень бюджетной прозрачности сопровождается слабым общественным участием. Применяемые на практике способы оценки инвестиционных проектов не включают обоснования необходимости государственной поддержки, что оправдано для частных проектов, но недопустимо для проектов государственно-частного

партнерства. Между тем расходование бюджетных средств целесообразно только на социально значимые проекты, требующие государственной поддержки, а для их анализа необходимы особые методы оценки, сочетающие анализ финансовой и экономической эффективности.

Рассмотренные подходы к оценке эффективности ориентированы на проекты, реализация которых приводит к существенным различиям в результатах для частных участников проектов и общества в целом и требует применения особых механизмов взаимодействия экономических агентов. Выявленные в результате такой оценки общественно значимые, и как правило, крупномасштабные инфраструктурные и инновационные проекты требуют предоставления бюджетного финансирования, в противном случае они не будут поддержаны частным сектором. Обоснованная государственная поддержка отдельных инвестиционных проектов предполагает адекватное развитие демократических преобразований и соответствующее обеспечение прозрачности государственного вмешательства в инвестиционный процесс.

Литература

1. Jenkins G.P., Harberger A.C. Cost-benefit Analysis of Investment Decisions. Manuel. Queen’s University. Canada. 2001.

2. A Guide to Cost-Benefit Analysis of Investment Projects. DG Regional Policy, European Commission. 1999.

3. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. М.: Экономика. 2000.

4. Методика расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации. Утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 октября 2009 г. № 493. Официальный сайт Минрегиона РФ www.minregion.ru

5. Гранберг А.Г., Суслов В.И., Суспицын С.А. Многорегиональные системы: экономико-математическое исследование. Новосибирск: Сибирское научное издательство. 2007.

6. Суслов В.И. Стратегия экономического развития макрорегиона: подходы к разработке, структура, модели //Регион: экономика и социология. 2009. № 4.

7. Экономика Сибири: стратегия и тактика модернизации. Новосибирск: Анкил. 2009.

8. Новикова Т.С. Анализ общественной эффективности инвестиционных проектов. Новосибирск: ИЭОПП. 2005.

9. Новикова Т.С. Опыт оценки эффективности инновационных проектов СО РАН: взаимодействие государства и бизнеса // Инновации. 2009. № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.