Научная статья на тему 'Оценка инновационных проектов, реализуемых предприятиями оборонно-промышленного комплекса в условиях экономического кризиса'

Оценка инновационных проектов, реализуемых предприятиями оборонно-промышленного комплекса в условиях экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предприятие / оценка / инновационный проект / обороннопромышленный комплекс / оптимизация. / enterprise / evaluation / innovation project / military-industrial complex / optimiza- tion.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. М. Батьковский, А. В. Фомина

В процессе исследования выявлены проблемы, с которыми сталкиваются предприятия оборонно-промышленного комплекса при осуществлении инновационной деятельности в современных условиях. Для их решения предложен инструментарий оценки реализуемых ими в настоящее время инновационных проектов. При его разработке использованы в совокупности целевой, программный, комплексный и системный подходы. В качестве критерия оценки эффективности инновационных проектов используется показатель экономичности создания инновационного продукта (изделия). Он позволяет сравнивать между собой различные проекты с учетом жизненного цикла создаваемой инновационной продукции. Кроме того, предложенный инструментарий учитывает прогнозируемый масштаб реализации (внедрения) создаваемых инновационных продуктов и поэтому он может использоваться при сравнении проектов, направленных на создание однотипных инновационных продуктов для выбора его оптимального варианта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А. М. Батьковский, А. В. Фомина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF INNOVATIVE PROJECTS IMPLEMENTED BY THE DEFENSE-INDUSTRIAL COMPANIES UNDER THE CONDITIONS OF THE ECONOMIC CRISIS

In the course of the research, the problems that the enterprises of the militaryindustrial complex are faced with when carrying out innovative activities in modern conditions are identified. To solve them, a toolkit for evaluating innovative projects that they are currently implementing is proposed. During its development, the combined target, software, integrated and systemic approaches were used. As a criterion for evaluating the effectiveness of innovative projects, an indicator of the cost-effectiveness of creating an innovative product (product) is used. It allows you to compare different projects among themselves, taking into account the life cycle of the created innovative products.

Текст научной работы на тему «Оценка инновационных проектов, реализуемых предприятиями оборонно-промышленного комплекса в условиях экономического кризиса»

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

А.М. Батьковский, д-р экон. наук, член-корреспондент А.В. Фомина, д-р экон. наук, член-корреспондент Академия военных наук (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10528

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, в рамках научного проекта № 18-00-00012 (18-00-00008) КОМФИ.

Аннотация. В процессе исследования выявлены проблемы, с которыми сталкиваются предприятия оборонно-промышленного комплекса при осуществлении инновационной деятельности в современных условиях. Для их решения предложен инструментарий оценки реализуемых ими в настоящее время инновационных проектов. При его разработке использованы в совокупности целевой, программный, комплексный и системный подходы. В качестве критерия оценки эффективности инновационных проектов используется показатель экономичности создания инновационного продукта (изделия). Он позволяет сравнивать между собой различные проекты с учетом жизненного цикла создаваемой инновационной продукции. Кроме того, предложенный инструментарий учитывает прогнозируемый масштаб реализации (внедрения) создаваемых инновационных продуктов и поэтому он может использоваться при сравнении проектов, направленных на создание однотипных инновационных продуктов для выбора его оптимального варианта.

Ключевые слова: предприятие, оценка, инновационный проект, оборонно-промышленный комплекс, оптимизация.

В силу своего особого предназначения и специфических особенностей создаваемой продукции, предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) должны осуществлять инновационные проекты и в условиях экономического кризиса. Однако реализация указанных проектов в данных условиях затруднена значительно возросшими рисками и финансовыми проблемами, порожденными кризисом [1; 2]. Первое обстоятельство требует тщательной оценки реализуемости рассматриваемых проектов. Второе - повышения обоснованности и реализуемости инструментария оценки эффективности осуществления инновационных проектов [3]. Несмотря на наличие большого числа работ, посвященных исследованию рассматриваемой задачи, она до настоящего времени не получила своего комплексного ре ения [4; 5].

Кризис 2020 г. оказывает негативное влияние на финансовое положение предприятий оборонно-промышленного ком-

плекса. В результате кризиса значительная часть предприятий становится убыточными. Финансово-экономические проблемы предприятий ОПК сужают экономические возможности их инновационного развития [6]. Поэтому проблема реализации инновационных проектов в современных условиях превратилась в сложную управленческую задачу и приобрела особую актуальность. В настоящее время нет общепринятой точки зрения по поводу показателей, которые необходимо использовать при ее решении. Однако общим методологическим подходом к оценке реализуемых инновационных проектов, является, как правило, разработка экономико-математических моделей, отражающих инновационное развитие предприятий с учетом его специфики в современных условиях [7].

Инструментарий оценки инновационного проекта, реализуемого предприятием ОПК в условиях кризиса

Кризис 2020 года потребовал определения новых стратегий развития предприятий ОПК. При их разработке необходимо учитывать научные концепции, согласно которым инновационные новшества вводятся, как правило, когда промышленная конъюнктура находится на низких уровнях, т.е. в условиях кризиса и посткризисного развития экономики. В благоприятных экономических условиях, согласно данным концепциям, реализацию инновационных проектов предприятия часто стремятся откладывать, т.к. у них нет экономических стимулов для их внедрения. Г. Менш, выдвинувший гипотезу о «депрессии как спусковом крючке» развития, полагал, что ухудшение состояния предприятия является стимулом к инновациям [8]. При этом основным способом выхода предприятия из кризисного или неустойчивого состояния является, по его мнению, внедрение новшеств (инноваций). Мировая практика в значительной мере подтверждает правоту отмеченных взглядов. Она свидетельствует, что экономические кризисы, депрессии и рецессии пре-

Для оценки эффективности инновационных проектов необходимо сопоставить между собой различные инновационные продукты, создание которых предусмотрено инновационными проектами [9]. Если

где x= C1/ZK - безразмерная величина, определяющая какую долю от исходной стоимости ZK разработки инновационного продукта составляют затраты С1 на производство и реализацию одного экземпляра этого продукта.

Из (2)-(3) следует, что с увеличением объемов производства и внедрения инновационного продукта k величина удельных затрат Az (или Ш) монотонно убывает и асимптотически стремится к величине С1 (или x).

одолевались во многих странах, в первую очередь, широким внедрением инноваций, создававших новые производственные возможности, освоение которых обеспечивало переход к росту экономики. Однако, учитывая сложные финансовые условия осуществления инновационной деятельности в условиях кризиса, особую значимость в это время приобретает задача оценки инновационных проектов.

Для решения данной задачи применительно к предприятиям ОПК предлагается следующая модель. Пусть ZK - исходные затраты на создание инновационного продукта (изделия), C1=SP+RP - затраты на производство SP и реализацию ЯР одного экземпляра этого продукта С1, к - количество планируемых к реализации экземпляров инновационного продукта, который рассматривается к включению в инновационный проект, О - ожидаемый срок эксплуатации инновационного продукта (в годах). Суммарные затраты на создание и реализацию данного продукта составят V, а абсолютные удельные затраты - Az. Тогда:

(1) (2)

данные продукты имеют разные исходные затраты ZK по их созданию, то необходимо при их сравнении использовать приведенные удельные затраты Ш на один экземпляр инновационного продукта:

(3)

Чтобы при решении рассматриваемой задачи учесть срок эксплуатации (использования) инновационного продукта О необходимо в качестве исходных данных использовать вектор вида ^К, к, С1, О). Тогда в качестве показателей оценки эффективности проектов можно использовать.

- абсолютные удельные затраты по разработке и реализации одного экземпляра инновационного продукта, приведенные к одному году его использования:

V=kx C1+ ZK Az= V/ k = ZK / k + C1

U1=Az/ZK=1/k + C1/ZK=1/k+x,

Agz = Az / G =1/G x( ZK/k + C1)

(4)

- приведенные удельные затраты по разработке и реализации одного экземпляра инновационного продукта, приве-

денные к одному году его использования, которые определяются по формуле:

Ug1= Agz / ZK x G =1 / G x (1/k + x)

(5)

При анализе эффективности инновационного проекта необходимо оценить прогнозируемую экономию Wg руб./год, которую можно будет ежегодно получать от использования, планируемого к созданию, инновационного продукта [10]. Если ожидаемый срок службы этого продукта составляет О лет, то исходные данные по

инновационному проекту, связанному с его созданием, можно описать вектором (2К, к, С1, О, Wg) [11]. В этом случае без учета дисконтирования сумм Wg за текущие п лет скорректированные с учетом будущей экономии суммарные удельные затраты Лр2 на реализацию инновационного проекта составят:

Apz = ZK C1xk - Wg xk x n

(6)

Удельные затраты на внедрение одного экземпляра инновационного продукта Лр12 можно определить следующим способом:

Ap1z = Apz/k = ZK/k + ZK - Wg x n

(l)

Тогда можно рассчитать срок окупаемости инновационного продукта 0, планируемого к созданию и реализации в количестве У экземпляров:

Q = ZK /k x Wg + C1 / Wg =1/ Wg x( ZK /k + C1)

(8)

Если 0<О, то данный инновационный проект окупится за период эксплуатации (использования) созданного при его реализации инновационного продукта, если же 0>О, то данный инновационный проект в указанный срок не окупится и его реализация свидетельствует о неэффективности инновационного развития предприятий ОПК при осуществлении данного проекта.

Заключение. Оптимальное решение за-

необходимое условие осуществления предприятиями ОПК инновационной деятельности в кризисных условиях. Использование разработанного инструментария данной оценки в условиях кризиса позволит предприятиям ОПК снизить риски инновационной деятельности в настоящее время и, соответственно, будет способствовать финансовому выздоровлению предприятий.

дачи оценки инновационных проектов -

Библиографический список

1. Авдонин Б.Н., Батьковский А.М., Батьковский М.А. Теоретические основы и инструментарий управления инновационной модернизацией предприятий оборонно -промышленного комплекса // Вопросы радиоэлектроники, серия Электронная вычислительная техника. - 2014. - № 2. - С. 35-47.

2. Батьковский А.М. Методологические проблемы совершенствования анализа финансовой устойчивости предприятия радиоэлектронной промышленности // Экономика, предпринимательство и право. - 2011. - № 1. - С. 30-44.

3. Тресорук А.А., Фролов И.Э. Стратегический подход к организации производства инновационной продукции в оборонно-промышленном комплексе России // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2016. - № 4 (246). - С. 147-161.

4. Батьковский А.М., Клочков В.В., Фомина А.В., Чернер Н.В. Управление производственным потенциалом оборонно-промышленного комплекса // Вопросы радиоэлектроники.

- 2015. - № 5. - С. 222-246.

5. Авдонин Б.Н., Батьковский А.М. Экономические стратегии развития предприятий радиоэлектронной промышленности в посткризисный период. - М.: Креативная экономика. - 2011. - 512 с.

6. Бородакий Ю.В., Авдонин Б.Н., Батьковский А.М., Кравчук П.В. Моделирование процесса разработки наукоемкой продукции в оборонно-промышленном комплексе // Вопросы радиоэлектроники, серия Электронная вычислительная техника (ЭВТ). - 2014. -№ 2. - С. 21-34.

7. Батьковский А.М. Моделирование инновационного развития высокотехнологичных предприятий радиоэлектронной промышленности // Вопросы инновационной экономики.

- 2011. - № 3. - С. 36-46.

8. Mensch G. Stalement in Technology: Innovation Overcome the Depression. - Cambridge: Mass, 1979. - Р. 208.

9. Bozhko V.P., Batkovsky A.M., Batkovsky M.A., Stiazkin A.N. Modeling process of creation of new jobs in defense-industrial complex // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2014. - № 2. - С. 27-31.

10. Маккаева Р.С.-А., Мусханова Э.Ж. Оценка финансового состояния предприятия в условиях кризиса // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 3 (116). - С. 859-863.

11. Kamenetskaya N.V., Medvedeva O.M., Gorbunov A.A., Smirnova I.V. Application of the sequential analysis method in the justification of optimal managerial decisions in the context of uncertainty. Espacios. - 2019. - Vol. 40 (35). - Р. 15.

EVALUATION OF INNOVATIVE PROJECTS IMPLEMENTED BY

THE DEFENSE-INDUSTRIAL COMPANIES UNDER THE CONDITIONS OF THE

ECONOMIC CRISIS

A.M. Batkovsky, Doctor of Economic Sciences, Corresponding Member A.V. Fomina, Doctor of Economic Sciences, Corresponding Member Academy of military Sciences, (Russia, Moscow)

Abstract. In the course of the research, the problems that the enterprises of the military-industrial complex are faced with when carrying out innovative activities in modern conditions are identified. To solve them, a toolkit for evaluating innovative projects that they are currently implementing is proposed. During its development, the combined target, software, integrated and systemic approaches were used. As a criterion for evaluating the effectiveness of innovative projects, an indicator of the cost-effectiveness of creating an innovative product (product) is used. It allows you to compare different projects among themselves, taking into account the life cycle of the created innovative products.

Keywords: enterprise, evaluation, innovation project, military-industrial complex, optimization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.