ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010
Оценка инновационного потенциала
типовых территориальноадминистративных образований Красноярского края
В. И. Кирко,
д. ф.-м. н., профессор, директор научнотехнического центра инновационных технологий, зав. кафедрой менеджмента высоких технологий Института управления бизнес-процессами и экономики ФГАУ ВПО Сибирский федеральный университет (СФУ) e-mail: [email protected]
В статье представлено исследование инновационного потенциала типовых территориальноадминистративных образований Красноярского края, проведенное по модифицированной методики ТАСИС. На основе полученных результатов сформированы практические рекомендации по улучшению инновационного климата территорий.
Ключевые слова: федеральный университет, инновационный потенциал.
А. В. Бухаров,
специалист Центра трансфера технологий СФУ
e-mail: buch [email protected]
А. В. Кеуш,
магистрант, Институт экономики, управления и природопользования СФУ
e-mail: [email protected]
Одним из важнейших приоритетов государственной политики России на сегодняшний день является перевод экономики на инновационный путь развития, что требует создания инфраструктуры, которая обеспечила бы благоприятный климат для применения знаний, развития и внедрения высоких технологий.
Президент России Дмитрий Медведев еще в апреле 2008 г. сделал заявление о переходе России к инновационной экономике, в котором отметил, что развитие инновационной системы — «...это, по сути, структурный сдвиг российской экономики и реальный выход к модели, позволяющей достичь опережающего развития», а это и есть «...цель, которую ставит большинство стран». В качестве базовых элементов инновационной системы президент назвал наукограды, особые экономические зоны, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы и технопарки.
Бизнес-инкубаторы во всем мире являются эффективным инструментом регионального развития
экономики, направленного на оказание поддержки инновационным компаниям на начальной стадии их деятельности.
Важную роль в создании и развитии бизнес-инкубаторов должны играть администрации территориально-административных образований (ТАО), бизнес и федеральные университеты, как центры создания и реализации инноваций, интеграции образования, науки и производства, формирования и развития конкурентоспособного человеческого капитала [1-4].
На рис. 1 приведена принципиальная модель формирования региональной инновационной структуры на основе взаимодействия Сибирского федерального университета с ТАО и бизнесом.
В данной модели университет выступает как активный участник инновационного развития ТАО различного социально-экономического уровня. У администраций городов и районов появляется возможность формирования собственной инновационной
Рис. 1. Модель взаимодействия университета с ТАО и бизнесом
структуры в соответствии с их планами развития и с использованием всего потенциала университета [2].
Авторами статьи проведено исследование инновационного потенциала типовых административнотерриториальных образований Красноярского края, по результатам которого были сформированы рекомендаций по его развитию.
Красноярский край расположен в основном в пределах Восточной Сибири, в бассейне реки Енисей. Население на 1января 2009 г. составляло 2889 тыс. человек, состоящее из основных 27 национальностей и 42 национальностей относящихся к коренным малочисленным народам. Регион богат природными своими ресурсами и обладает значительным научно-техническим и промышленным потенциалом который концентрируется в основном в крупных городах (Красноярск, Железногорск, Зеленогорск, Норильск, Ачинск и т. д.). В крае существуют развитые сельскохозяйственные зоны (Назаровский, Минусинский и Саянский районы), а также районы, относящиеся к районам Крайнего севера, где проживает немногочисленное население(в том числе коренные малочисленные народы), занимающиеся в основном оленеводством и народными промыслами. На территории Красноярского края действуют крупные финансово-промышленные группы такие как «Базовый элемент», «Альфа-групп», ЗАО «Интеррос», ОАО «Газпром», МДМ - СУЭК «Байкал уголь» и т. д.
Для целей исследования были выбраны ТАО, различающиеся уровнем социально-экономического развития и расположенные в различных климатических условиях Красноярского края:
• Эвенкийский муниципальный район (МР);
• г. Минусинск и Минусинский МР;
• г. Ачинск;
• г. Дивногорск;
• г. Железногорск.
Эвенкийский муниципальный район [5].
Район относится к Крайнему Северу России. Эвенкия обладает огромным промышленным потенциалом, обусловленным богатством недр (нефть, газ, алмазы, уголь, золото и т. д.).
Перспективы социально-экономического развития Эвенкийского района можно выделить следующие направления:
1. Формирование нового района нефтегазодобывающей промышленности.
2. Рациональное природопользование, создание экономических и экологических предпосылок, способствующих устойчивому развитию Эвенкии, сохранению традиционных форм хозяйственной деятельности коренного населения в близких ему природных условиях, обеспечение экологической стабильности и безопасности территорий промышленного освоения, прежде всего в районах добычи, переработки и транспортировки углеводородного сырья.
3. Развитие сельскохозяйственного производства и традиционного промыслового и охотничьего хозяйств.
4. Создание необходимой транспортной инфраструктуры с учетом особенностей региона и обеспечение нормальных транспортных связей. Муниципальное образование городской округ —
город Минусинск и Минусинский МР [6].
Город Минусинск является самым крупным муниципальным образованием на юге Красноярского края. Природно-климатические условия определили его сельскохозяйственную специализацию, широкое распространение приусадебных хозяйств населения, а также развитость комплекса пищевой промышленности.
Муниципальное образование городской округ — город Ачинск [7].
Ачинск расположен в западной части Красноярского края и является третьим по численности населенным пунктом в крае после Красноярска и Норильска. Из полезных ископаемых Западной зоны важнейшее место занимает бурый уголь: на территории зоны располагается западная часть Канско-Ачинского угольного бассейна. Имеются также месторождения марганца, глины (в том числе белой), песка, цеолитов и флюоритов. Значительны лесные ресурсы, представленные в основном темнохвойными породами.
Муниципальное образование относится к числу наиболее развитых промышленных зон на западе Красноярского края. Промышленный комплекс на начало 2009 г. включал в себя 17 крупных и средних промышленных предприятий. Промышленный профиль города определяет цветная металлургия, нефтепереработка, легкая и пищевая промышленность.
Основными градообразующими предприятиями города являются ОАО «РУСАЛ Ачинск» и ОАО «Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании».
Муниципальное образование городской округ — город Дивногорск [8].
Город Дивногорск — спутник Красноярска и связан с ним федеральной автомобильной трассой, железной дорогой и водным сообщением. Создание Дивногорска связано со строительством Красноярской ГЭС. Сегодня Дивногорск — современный промышленный центр. Градообразующие предприятия: ОАО «Красноярская ГЭС»; ОАО «Дивногорский завод низковольтных автоматов», ООО «ЛМЗ “СКАД”»; ООО «Стройресурс», ЗАО «Техполимер», ООО ПКФ «Пионер»; ООО «Дивногорский хлебозавод», ООО «Дивногорский мельничный комплекс».
ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010
ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010
ЗАТО город Железногорск [9].
Железногорск — центр закрытого административно-территориального образования (ЗАТО), одной из территорий, на которых находятся военнопромышленные объекты с особым режимом. Свой особый статус Железногорск получил благодаря градообразующим предприятиям — горно-химическому комбинату, Научно-производственному объединению прикладной механики им. М. Ф. Решетнева (ОАО «Информационные спутниковые системы» им. акад. М. Ф. Решетнева»).
Особенностью города является то, что на его территории расположены уникальные высокотехнологичные производства.
ФГУП «Горно-химический комбинат» (ГХК) — производство значительного масштаба и высокой технологической сложности, которое было размещено в подземных выработках. В настоящее время предприятие стабильно развивается, реализует перспективные конверсионные проекты, наиболее крупными из которых являются: совершенствование процедур и технологий обращения с облученным ядерным топливом; создание комплексного производства полупроводникового кремния; создание энергозамещающих мощностей.
ОАО «Информационные спутниковые системы» им. акад. М. Ф. Решетнева» (ОАО «ИСС»). Оно на сегодня одно из наиболее динамично развивающихся головных предприятий Российского авиационнокосмического агентства по разработке, изготовлению и эксплуатации космических аппаратов связи, управления, ретрансляции информации, телевидения, навигации и геодезии. Портфель коммерческих заказов предприятия сформирован партнерами Sodern (Франция), Astrium (Германия), NEC/Toshiba Space (Япония), Alcatel Space (Франция).
Для исследования инновационного потенциала выбранных территорий в работе была использована модифицированная методика ТАСИС [10].
Методика основана на проведении рабочих семинаров со специалистами субъекта, их анкетированию по соответствующему направлению, в том числе формированию обобщенного показателя (профиль зрелости) и определенной схеме анализа полученных результатов.
Полученные результаты не предназначены для сравнения инновационного потенциала отдельных территорий (хотя определенную возможность соотнести уровни развития факторов она дает).
Выводы нацелены на качественную оценку (возможно и в динамике) научно-технического и коммерческого потенциала конкретного территориальноадминистративного образования, его анализа и составления рекомендаций, способствующих инновационному развитию ТАО.
Одним из ключевых этапов методики является процесс построения профиля зрелости инновационного развития ТАО.
Профиль зрелости строится на основе анализа:
• информации, представляемой специалистами ТАО в процессе открытого семинара, в котором принимают участие небольшая группа высшего руководства администрации территории, а также
местные эксперты, представляющие бизнес сообщество ТАО;
• заполненных анкет специалистами ТАО, занимающимися вопросами развития территории (в том числе связанными с инновационной деятельностью).
Профиль зрелости оценивает уровень развития ТАО в различных аспектах на основе отобранных факторов, определяющих развитие территории. Результаты представляются в виде диаграммы (кривой), наглядно иллюстрирующей относительные уровни развития различных сфер деятельности. Форма этой диаграммы, в том числе дает возможности сопоставить соотношения уровней развития факторов отдельной территории с другими ТАО.
Исходя из поставленной задачи, авторами были определены восемь факторов: четыре фактора характеризующие ресурсы и четыре фактора, характеризующие организационные структуры и технологии, а именно:
1. Стратегия развития ТАО (наличие целей, их официальное оформление, возможность корректировки, наличие задач по достижению целей и мероприятий по их выполнению).
2. Лидирующая роль руководства ТАО в инновационном развитии территории (является ли руководители лидерами или бюрократическими администраторами, знания и практический опыт руководителей в области инновационного менеджмента).
3. Внешние факторы (степень влияния руководства ТАО на инновационное развитие региона, наличие межрегиональных связей с элементами инновационной структуры, возможности регулярных консультаций с федеральными органами, конкурентоспособность региона на инновационном пути развития).
4. Материально-техническая база предприятий ТАО (отвечает ли материально-техническая база предприятий ТАО задачам его инновационного развития).
5. Уровень квалификации персонала (уровень квалификации управляющего звена администрации и предприятий ТАО в области инновационного менеджмента, возможности его повышения).
6. Финансовое обеспечение и риски (какова степень развития финансовых институтов на территории, возможность получения льготного кредитования для малый инновационных предприятий, связи с финансово-промышленными группами (бизнесом), работа с бюджетными и внебюджетными фондами).
7. Инновационная инфраструктура (наличие субъектов инновационной инфраструктуры на территории, достаточна ли поддержка существующих объектов инновационной инфраструктуры (ОИИ) и требуется ли формирование новых ОИИ).
8. Поддержка малых инновационных предприятий (на федеральном, краевом и территориальном уровне).
Для каждого фактора сформулированы вопросы (в анкетах), ответы на которые характеризуют
№ Уровень развития 1 низкий 2 3 4 5 высокий
1 Цели и задачи (стратегия) д &\ а
2 Лидирующая роль руководства : 1 *
3 Внешние факторы ■О 1б ^ 1
4 Материальнотехническая база
5 Уровень квалификации персонала г.**1 ♦
6 Финансовое обеспечение и риски ;
7 Уровень развития инновационной и нфраструктуры Щ
8 Уровень поддержки малых инновационных предприятий Ц •\»
а — профиль зрелости для г. Ачинска; б — профиль зрелости для г. Минусинска; в — профиль зрелости для г. Дивногорска; г — профиль зрелости для п. г. т. Туры; д — профиль зрелости для ЗАТО г. Железногорска
Рис. 2. Профили зрелости типовых ТАО
его наиболее точно. Уровень зрелости по факторам определяется на основе ответов экспертов на вопросы по 5-балльной шкале.
Уровень 1 показывал «незрелость» в данной области и отсутствие значительного развития.
Уровень 2 показывал некоторую степень осознания соответствующих вопросов и очень небольшое развитие.
Уровень 3 показывал понимание вопросов и частичное развитие.
Уровень 4 показывал хорошие знания в данной области и существенное развитие (компетентность).
Уровень 5 показывал полное понимание данного вопроса и небольшое пространство для улучшения (превосходство).
Результаты по анализу анкет пяти рассматриваемых территориально-административных образования представлены на рис. 2 в виде профилей зрелости.
В общей сложности было опрошено 96 специалистов: Ачинск — 31 чел., Минусинск — 17 чел., Дивно-горск — 14 чел., Тура — 23 чел., Железногорск — 18 чел.
Определенность целей и задач (стратегия).
В Ачинске мнения респондентов по первому вопросу раздела (фактора) разделились, в связи с чем, можно сделать вывод, что документы о целевом назначении ТАО и их реализации официально существуют, но доступны только администрация ТАО и руководителям крупных предприятий. Это подтверждается самым низким баллом в разделе в ответах по второму вопросу («Оцените степень участия научно-технической общественности в определении целей развития ТАО» — 2,9), поскольку научно-техническая общественность считает, что она может более активно привлекаться к определению и решению стратегических задач ТАО.
Самые высокие баллы по данному разделу респонденты из Минусинска дали при ответе на вопросы: о четкости целей, частоте их корректировки, об эффективности нормативных актов; а самый низкий
балл получил вопрос об ориентации на долгосрочную перспективу, т. е. респонденты однозначно за то, чтобы увеличить горизонт долгосрочного планирования.
Разные оценки на территориях получил вопрос «Определите степень совпадения ваших ценностей и целей с целями социально-экономического развития ТАО». У респондентов Минусинска — низкие, у респондентов из Дивногорска и п. г. т. Туры — высокие. Из чего следует, что администрации Минусинска необходимо вести более широкую разъяснительную работу с населением при принятии целевых программ развития региона, существующее документально оформленное целевое назначение ТАО разделяется большинством жителей как Дивногорска, так и п. г. т. Туры.
В ЗАТО Железногорска респонденты считают:
• необходимо более широко привлекать научнотехническую общественность при определении целей развития ЗАТО (очень похоже на мнение респондентов Ачинска);
• нормативная база перспективного развития территории имеет четкую направленность на решение долгосрочных стратегических задач, но степень эффективности нормативных актов, законов и пр. на решение внутренних задач развития ТАО недостаточно высокая, что позволяет сделать вывод о необходимости поиска дополнительных, более эффективных механизмов их реализации. Лидирующая роль руководства ТАО.
В Ачинске и Дивногорске по данному разделу самые высокие баллы получили вопросы, связанные с качеством и опытом руководящего состава ТАО. Ниже оценивается подготовка руководства (в том числе теоретическая) в области инновационного менеджмента. Также респонденты считают, что руководство уделяет недостаточное внимание проблемам малого бизнеса, а вопрос о степени влияния руководства ТАО на ФПГ с целью их участия в социально-экономическом развитии региона вообще получил самую низкую оценку.
Вопрос «Оцените степень влияния руководства ТАО на ФПГ с целью их участия в социальноэкономическом развитии территории» получил одну из самых высоких оценок по разделу у респондентов Минусинска и п. г. т. Туры, т. е. по данному направлению администрации ТАО проводят работу и есть определенные результаты, известные населению.
В Туре по всем вопросам данного фактора оценки достаточно ровные, за исключением вопроса, связанного с влиянием руководства ТАО на ФПГ (бизнес).
В ЗАТО Железногорска результаты, достигнутые инновационным бизнесом, дают основание полагать, что и требование у бизнесменов к руководству ЗАТО, связанные с инновационным развитием территории, в отличие от других ТАО, гораздо выше. Имеющееся управленческие ресурсы у руководства есть, что показывает самая высокая оценка по данному фактору вопроса «Оцените степень управляемости ТАО» (единственная оценка выше трех баллов). Взаимодействие с внешней средой.
Респонденты из Минусинска, Дивногорска, Туры и Железногорска по данному разделу единогласно отмечают, что без участия государства инновационную деятельность в регионе развивать очень сложно
ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010
ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010
(«Оцените степень зависимости ТАО от государственного регулирования в области инновационной деятельности» — 3,65, 3,92, 3.78 и 3,71 баллов, соответственно). Также респонденты единодушны в необходимости:
• разработки дополнительной законодательной базы РФ и Края, связанной с развитием инновационной деятельности;
• внешних источников финансовых средств на развитие инновационной инфраструктуры и поддержку малого бизнеса на первых этапах его развития. В то же время небольшой задел в части инновационного потенциала у отдельных территорий есть. Так вопрос: «Оцените уровень спроса на научнотехнические продукты предприятиями ТАО» в Ачинске получил 3,2 балла; в ЗАТО Железногорска высокую оценку получил вопрос «Определите степень достаточности подготовки и переподготовки кадров промышленных предприятий ТАО в области инновационной деятельности», а вопрос: «Оцените степень кооперации организации и предприятий ТАО с вузами и академическими институтами в области новых технологий» в Минусинске получил 3,41 балла (возможно благодаря этому, общая оценка по рассматриваемому фактору вышла на третий уровень развития у единственной территории).
Материально-техническая база предприятий и организаций ТАО.
Оценки доступности к информационным ресурсам российской инновационной системы у предприятий и организаций исследуемых ТАО достаточно высокие (3,58 балла — Дивногорск, 3,75 балла — Ачинск, 3,53 балла — Минусинск, 3,78 балла — Тура, 3,36 баллов — Железногорск), что говорит, в том числе и об информационной независимости регионов. Однако вопросы, связанные с техобслуживанием, обновлением и ремонтом приборного парка требуют значительного внимания, так как без их решения деятельность промышленных предприятий, а в большей степени малых наукоемких фирм в инновационном направлении практически невозможна.
Большинство респондентов осознают необходимость формирования городского бизнес-инкубатора, хотя считают что выделение под него земли и производственных помещений проблематично (может из-за отсутствия соответствующей информации). Это вопрос к администрации ТАО.
Только половина респондентов из Минусинска считают, что создание филиала краевого бизнес-инкубатора и бизнес-инкубатора совместно с СФУ может дать толчок развитию малого наукоемкого бизнеса, остальные оценивают данную необходимость достаточно низко. В то же время остальные четыре региона оценили необходимость создания филиала краевого бизнес-инкубатора и бизнес-инкубатора совместно с СФУ очень высоко (3,75 балла — Дивно-горск, 3,65 балла — Ачинск, 3,35 балла — Тура, 3,57 — Железногорск).
Уровень квалификации персонала.
В соответствии с таблицей «Интерпретация таблиц качественной оценки инновационного потенциала» средняя оценка данного показателя соответствует
уровню 2 профиля зрелости инновационного развития ТАО, а именно:
• средний возраст персонала администрации ТАО, на предприятиях и в организациях ТАО — 40 лет и выше;
• обучение и подготовка работников (администрации, предприятий и организаций ТАО) носят в основном технический характер;
• научно-исследовательская деятельность на территории ТАО не системна и не имеет преемственности;
• в ТАО ежегодно проводится одно-два территориальных мероприятия (конференции, круглые столы, выставки и пр. по вопросам долгосрочного развития региона), также остро стоит вопрос по привлечению молодых специалистов на предприятия ТАО, нет постоянных связей со специалистами из вузов и академических институтов. Финансовое обеспечение и риски инновационной
структуры.
Самую низкую оценку раздела (а также среди всех вопросов анкеты) у респондентов исследуемых ТАО, получил вопрос оценки уровня участия различного рода фондов (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, РФФН, СИНД и пр.) в финансировании малого инновационного бизнеса на территориях ТАО.
Уровень развития инновационной инфраструктуры.
Уровень развития инновационной инфраструктуры на территориях, по ответам на вопросы данного раздела, респонденты оценивают достаточно низко. Поэтому, в связи с тем, что у ближайших к ТАО регионов есть сложившиеся научные центры, а также уже накоплен определенный опыт создания объектов инновационной инфраструктуры (Томская область: высшие учебные заведения, институты СО РАН, более 20 муниципальных центров поддержки предпринимательства пр.; Новосибирская область: высшие учебные заведения, институты СО РАН, технопарки и пр.; Красноярск: высшие учебные заведения, в том числе СФУ, институты СО РАН, городской и краевой бизнес-инкубатор и пр.) самое простое — сотрудничество с существующими структурами (по вопросам: оценки проектов, создания условий для развития малых наукоемких компаний, финансирования и пр.) и заимствование уже накопленного опыта.
Уровень поддержки малых инновационных предприятий, органами власти и структурами разного уровня.
В отношении уровня поддержки малых инновационных предприятий у респондентов обследуемых территорий сложилось единое мнение о недостаточном внимании со стороны органов власти и прочих структур, особенно это касается материально-технической базы и представительства. При этом встал вопрос о низкой активности и незаинтересованности финансовых структур, очевидно, не видящих для себя каких-либо перспектив своей деятельности с развитием малых инновационных предприятий.
По результатам проведенного исследования выбранных территорий были сформированы практиче-
ские рекомендации по улучшению их инновационного климата. Общими для всех ТАО можно выделить следующие:
• провести комплекс мероприятий, с привлечением широкой общественности, по определению направлений развития городов, в том числе с выделением инновационной составляющей. По результатам принять официальный документ с конкретными задачами и вести мониторинг их выполнения (с использованием ресурсов региональных СМИ);
• организовать широкое участие высшего и среднего звена руководства в программах повышения квалификации, таких как: Федеральная программа подготовки управленческих кадров для предприятий и организаций народного хозяйства (президентская программа), МВА и пр.;
• организовать круглые столы по инновационной тематике с участием ученых Сибирского федерального университета, высшего звена руководящих кадров администрации и предприятий ТАО с привлечением известных специалистов из других регионов (Красноярск, Москва, Новосибирск, Томск);
• сформировать базу данных проектов (в том числе инновационных) возможных к реализации на территориях. Провести рекламу проектов в СМИ, российских и международных информационных сетях, например, таких как КТТ№,
• организовать контакты и сотрудничество с близлежащими регионами, имеющими опыт развития инновационной инфраструктуры (Томск, Новосибирск, Красноярск), по вопросам создания и развития объектов инновационной инфраструктуры. Анализ полученных результатов показал необходимость и возможность создания региональной инновационной инфраструктуры на основе эффективного сотрудничества университета, бизнеса и территорий.
Работа выполнена при финансовой поддержке Красноярского краевого фонда поддержки науки и научно-технической деятельности, а также Федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.
Список использованных источников
1. А. В. Бухаров, В. Г. Зинов, В. И. Кирко. Об инновационной структуре университетских комплексов//Инновации, № 7, 2008.
2. С. В. Верховец, А. В. Кеуш, В. И. Кирко. Роль федеральных университетов в формировании региональной инновационной инфраструктуры (на примере Сибирского федерального уни-верситета)//Инновации, № 10, 2010.
3. V. I. Kirko, A. V. Keush. The Model of the Regional Innovative Platform of the Autonomic Educational Institution on the Example of the Siberian Federal University//Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, № 1, 2011.
4. A. V. Buharov, V. I. Kirko, V. G. Zinov. On the Innovative Structure of University Complexes//Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, № 3, 2008.
5. Официальный портал Красноярского края http://www.krskstate.ru/krasnoyarskkray/about.
6. Сайт администрации Эвенкийского района http://www.evenkya.ru.
7. Сайт администрации г. Ачинска http://adm-achinsk.ru.
8. Сайт администрация г. Дивногорска http://www.divnogorsk-adm.ru.
9. Сайт администрации ЗАТО г. Железногорска http://www.admk26.ru.
10. Проект ТАСИС FinRus 9804 «Инновационные центры и наукограды»/Под ред. М. А. Аллингтона, Дж. Мэтьюза, А. П. Сорокина, Г. И. Швиденко, 1999-2001.
Evaluation of innovative potential of territorialadministrative units of Krasnoyarsk region
V. I. Kirko, Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor, Siberian Federal University, The Director of Scientific-Technical Center of Innovative Technologies, the Head of the High Technologies Management Department of IUDM&RE FSAEI of HVE «Siberian Federal University».
A. V. Bucharov, specialist, Siberian Federal University.
A. V. Keusch, candidate for a master’s degree, Siberian Federal University, Institute of Economics, Management and Environmental Studies.
The article is about innovative potential of territorialadministrative units of the Krasnoyarsk region. Practical recommendations were based on the results of the research.
Keywords: federal university, innovative potential.
ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010