Научная статья на тему 'Оценка ингаляционной терапии в педиатрической практике'

Оценка ингаляционной терапии в педиатрической практике Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
68
12
Поделиться
Ключевые слова
ИНГАЛЯЦИЯ / НЕБУЛАЙЗЕР / ДЕТИ / БРОНХООБСТРУКТИВНЫЙ СИНДРОМ / ЛЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гарифуллина Галия Ильгамовна, Галиева Елена Рустамовна, Фазлинуров Радик Кадирович, Кашуба Виктория Александровна, Абдуллина Алина Салаватовна

В настоящее время общепризнано, что наилучшим в пульмонологической практике является ингаляционный путь доставки лекарственных препаратов. Это обусловлено быстрым поступлением вещества непосредственно в дыхательные пути, его местной активностью, снижением частоты и выраженности системных побочных эффектов. В данном исследовании проведен анализ эффективности использования ингаляционных средств у детей в остром периоде респираторной патологии в условиях стационара. Показано, что 43% детей имеют нарушения проведения ингаляции, а обучающие занятия могут повысить их эффективность до 100%.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гарифуллина Галия Ильгамовна, Галиева Елена Рустамовна, Фазлинуров Радик Кадирович, Кашуба Виктория Александровна, Абдуллина Алина Салаватовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Оценка ингаляционной терапии в педиатрической практике»

ОЦЕНКА ИНГАЛЯЦИОННОЙ ТЕРАПИИ В ПЕДИАТРИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ Гарифуллина Г.И.1, Галиева Е.Р.2, Фазлинуров Р.К.3, Кашуба В.А.4,

Абдуллина А.С.5

'Гарифуллина Галия Ильгамовна - студент;

2Галиева Елена Рустамовна - студент, педиатрический факультет;

3Фазлинуров Радик Кадирович - студент, лечебный факультет; 4Кашуба Виктория Александровна - студент;

5Абдуллина Алина Салаватовна - студент, кафедра факультетской педиатрии с курсами педиатрии, неонатологии и симуляционным центром ИДПО, педиатрический факультет, Башкирский государственный медицинский университет, г. Уфа

Аннотация: в настоящее время общепризнано, что наилучшим в пульмонологической практике является ингаляционный путь доставки лекарственных препаратов. Это обусловлено быстрым поступлением вещества непосредственно в дыхательные пути, его местной активностью, снижением частоты и выраженности системных побочных эффектов. В данном исследовании проведен анализ эффективности использования ингаляционных средств у детей в остром периоде респираторной патологии в условиях стационара. Показано, что 43% детей имеют нарушения проведения ингаляции, а обучающие занятия могут повысить их эффективность до 100%.

Ключевые слова: ингаляция, небулайзер, дети, бронхообструктивный синдром, лечение.

Актуальность: В настоящее время медицинская и фармацевтическая наука занимается не только разработкой новых лекарственных препаратов, но также активно разрабатываются методы и алгоритмы оптимальной доставки лекарственных препаратов непосредственно в органы-мишени.[1] При этом обеспечивается минимализация риска, как местных, так и системных побочных эффектов, простота проведения процедуры, а также достижение максимальной терапевтической эффективности. Такие подходы в терапии пациентов особенно актуально в педиатрической практике. При этом могут использоваться различные виды ингаляционных устройств: небулайзеры, дозированные порошковые ингаляторы (ДНИ), дозированные аэрозольные ингаляторы (ДАИ). [2]. На сегодняшний день в педиатрической практике применяются три типа ингаляционных устройств: дозированные аэрозольные ингаляторы (ДАИ);дозированные порошковые ингаляторы (ДНИ); небулайзеры.В дозированных порошковых ингаляторах выделение препарата происходит под воздействием потока воздуха и не требуют координации вдоха. [4,5]

На сегодняшний день сохраняется проблема выполнения правил проведения ингаляции ребенком, когда неэффективность назначенной терапии может быть связана с неправильной техникой ингаляции или выбором ингалятора без учета возраста пациента Кроме того при использовании небулайзеров необходимо учитывать перечень лекарственных средств, которые можно применять для ингаляции через эти устройства, а именно: ингаляционные глюкокортикостероиды, бета 2-агонисты, антихолинергические препараты, ряд муколитиков и антибиотиков при наличии прописи в инструкции к лекарству. К сожалению в клинической практике дети не всегда должным образом применяют назначенное врачом устройство для ингаляции, что значительно снижает эффективность терапии.[3]. Учитывая это, целью настоящей работы была оценка эффективности использования ингаляционных устройств детьми с заболеваниями органов дыхания.

Материал и методы: Исследование проведено на базе ГБУЗ РБ ГДКБ №17 г. Уфа в педиатрических отделениях №1 и №3 в течение последнего квартала 2017 года. Под наблюдением находились 120 детей, из которых 60 пациентов в возрасте от 1 месяца до 5 лет) - 1 группа; и 60 - от 6 до 18 лет - 2 группа. При выполнении работы применены методы анонимного анкетирования по разработанной нами анкете, выкопировки медицинской документации, организация обучения пациентов и медицинской статистики (программа Microsoft Office Excel). Всем пациентам проведено клиническое обследование детей до и после ингаляции. Анкета включала следующие вопросы: возраст и пол ребенка; наличие аллергического заболевания у ребенка и ближайших родственников; используете ли ингаляционные устройства, если да, то какие; частота заболеваний в год, требующих ингаляционной терапии; какие препараты используете для ингаляции; умеете ли пользоваться приборами для ингаляции.

Результаты и обсуждение: Результаты анкетирования показали, что у мальчиков раннего возраста симптомы бронхиальной обструкции наблюдались чаще, чем у девочек, 87: и 13% соответственно. Мальчики и девочки старшего возраста болели одинаково.

У детей 1 группы в структуре заболеваний мы наблюдали острое респираторное заболевание (назофарингит) в 28 % (17 детей) случаев; острый простой бронхит - в 22 % (13 детей); острый обструктивный бронхит - 20% (12 детей); пневмония - 16 % (10 детей); острый стенозирующий ларинготрахеит - 8% (5 детей) и бронхиальная астма - 4% (3 ребенка). У детей 2 группы структура заболеваний несколько отличалась и представлена следующей патологией: пневмония в 32% (20 детей) случаев; острый простой бронхит - 20% (12 детей); бронхиальная астма - 18% (10 детей); острый обструктивный бронхит -14% (8); острое респираторное заболевание (назофарингит) - 12% (7 детей) и острый стенозирующий лариготрахеит у 4% (3 ребенка). Если у детей 1 группы чаще регистрировалось ОРЗ, то у детей старшего возраста чаще причиной госпитализации являлась пневмония. Кроме того, причиной обструкции бронхов у детей 1 группы чаще был обструктивный бронхит и редко бронхиальная астма, то у детей 2 группы - чаще бронхиальная астма, чем обструктивный бронхит. В отделении всем детям была назначена ингаляционная терапия через небулайзер с использованием бронхолитических, противовоспалительных и муколитических препаратов в соответствии с клинической картиной заболевания.

Результаты исследования показали, что у 67% (40 чел.) детей 1 группы дома имеется компрессорный небулайзер конвекционного типа для ингаляции, а у детей 2 группы только у 45% (27 чел.).

Оценка проведения ингаляции у наблюдаемых нами детей показала, что имеются дефекты технического характера, при этом в среднем только 57% (68 детей) умеют пользоваться небулайзером.

На вопрос при каких состояниях используют ингаляцию в 1 группе ответили, что при появлении кашля 43% (26 детей), при одышке 35% (21 ребенок), при осиплости голоса 22% (13 детей), во 2 группа - при кашле 60% (36 детей), при одышке 40% (24 ребенка). Учитывая полученные результаты в ходе исследования нами были проведены индивидуальные обучающие занятия с пациентами и их матерями, что позволило повысить качество проводимой ингаляции и эффективность проводимой терапии. После обучающих занятий в 100% случаев пациенты смогли заправить прибор и провести технически правильно ингаляционную процедуру.

Заключение и выводы. Таким образом, ингаляционная терапия с применением небулайзера проводится часто в педиатрической практике как у детей раннего, так и старшего возраста. В 67% случаев в семьях у детей раннего возраста имеется прибор дома и его используют для ингаляции препаратов как с муколитической, так и бронхолитической активностью, а у детей старшего возраста прибор имеется дома

реже, в 45% случаев и используют его чаще для ингаляции бронхолитиков и препаратов с противовоспалительным действием. Среди детей старшего возраста было больше пациентов с бронхиальной астмой.

Следовательно, при назначении ингаляционной терапии пациентам необходимо их обучение по технике подготовки прибора и ингаляции, которое может провести медицинский работник детской поликлиники или стационара.

Список литературы

1. Шайтор В.М., Сафронова А.И. Алгоритм оказания неотложной медицинской помощи при бронхообструктивном синдроме. АНО научное медицинское общество "Медицинская практика", Москва 2016. с. 27.

2. ЧучалинА.Г., Геппе Н.А., Национальная программа бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика. Москва 2017 . с. 85-87.

3. Глобальная стретегия лечения и профилактики бронхиальной астмы (пересмотр 2014 г.) / перевод с английского языка под редакцией А.С. Белевского. Москва: Российское респираторное общество, 2015 г. с. 116-117.

4. Овчаренко С.И., Передельская А.О. Небулайзерная терапия тяжелой бронхиальной астмы // Российский медицинский журнал. 2017. № 1. C. 24-25.

5. Гуменюк Е.Л., Игнатьева В.И. Современные доставочные устройства в управлении бронхиальной астмой // 2015. № 1. С. 27-31.