Оценка информационного участия аудитории в деятельности газеты «Кольское слово»
Assessing audience's informational participation in practices of the newspaper «The word of
Kola»
Королькова А. О.
Магистрант
ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет»
г. Мурманск, Россия [email protected]
Korolkova A. O.
Master student Murmansk State Humanities University Russia, Murmansk [email protected]
Научный руководитель Иванищева О.Н.
доктор филологических наук, профессор ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет»
г. Мурманск, Россия
Scientific leader
Ivanisheva O.N.
doctor of philological sciences, professor Murmansk State Humanities University Russia, Murmansk
Аннотация.
Статья посвящена изучению информационного участия аудитории в деятельности муниципальной газеты Кольского района Мурманской области «Кольское слово». В статье представлены результаты анкетирования читателей, редакторов и журналистов издания.
Annotation.
The article is devoted to the study of information participation of the audience in the activities of the municipal newspaper Kola district of Murmansk region"Kola word". The article presents the results of a survey of readers, editors and journalists.
Ключевые слова: газета, аудитория, взаимодействие, участие аудитории, формы информационного участия.
Key words: newspaper, audience, interaction, the participation of audience, forms of informational participation.
Для наиболее эффективной оценки информационного участия граждан в деятельности газеты «Кольское слово» нами было проведено анкетирование аудитории, редакторов и журналистов издания, а также интервьюирование главного редактора газеты Оксаны Валерьевны Погорецкой.
Журналистский коллектив редакции газеты «Кольское слово» состоит из главного редактора, шеф-редактора и репортерской службы — два корреспондента. Анкета для редакторов и журналистов (в дальнейшем обе группы будем обозначать общим словом «журналисты») состоит из двух частей: основной (8 открытых и закрытых вопросов) и «паспортички», где выясняется пол, возраст, уровень образования и стаж работы в журналистике.
Первые два вопроса анкеты «Как Вы считаете, каковы наиболее важные ЗАДАЧИ издания «Кольское слово» сегодня?», «Как вы считаете, в какой мере вашей газете удается реализовать перечисленные задачи» и восьмой: «Как Вы считаете, в какой из РОЛЕЙ журналист районной газеты сегодня особенно значим для аудитории?» предполагают наличие нескольких вариантов ответов и позволяют выяснить редакционную политику издания, то есть на что ориентированы сотрудники редакции в своей работе.
Вопросы: «Как Вам кажется, имеют ли обычные горожане возможность оказывать влияние на содержание издания?» и «Как Вам кажется, имеет ли аудитория газеты возможности для высказывания своей точки зрения, выражения своего мнения, широкого обсуждения важных общественно-политических вопросов?» напрямую касаются реализации принципа патриципарности, и позволяют выяснить мнение журналистов об информационном участии аудитории в деятельности газеты.
Вопросы: «Какие формы информационного участия аудитории в деятельности газеты Вы используете?», «Практикует ли ваша редакция какие-либо совместные обсуждения с горожанами, представителями городских сообществ важных для города проблем?» и «Выступают ли Ваши читатели в роли информаторов, экспертов, внештатных авторов?» направлены на выявление конкретных форм информационного участия аудитории в деятельности газеты «Кольское слово».
Анкета для представителей читательской аудитории газеты «Кольское слово» также состоит из двух частей: основной (8 открытых и закрытых вопросов) и «паспортички», где выясняется пол, возраст, уровень образования и род деятельности респондентов.
Первый вопрос анкеты «Как давно вы являетесь читателем газеты «Кольское слово»?» позволяет выяснить имел ли возможность читатель наблюдать изменения, происходящие с содержанием и оформлением газеты, с течением времени.
Вопрос «Удовлетворяет ли Вас содержание газеты?» даёт возможность узнать, удовлетворяет ли газета сегодня потребности своей аудитории.
Следующие два вопроса анкеты «Как Вам кажется, имеете ли Вы возможность оказывать влияние на содержание издания?» и «Как Вам кажется, имеет ли аудитория газеты возможности для высказывания своей точки зрения, выражения своего мнения, широкого обсуждения важных общественно-политических вопросов?» напрямую касаются реализации принципа патриципарности, и позволяют выяснить мнение читателей об их информационном участии в деятельности издания.
Вопросы с дополнительными пояснениями «Обращались ли Вы когда-либо в редакцию газеты? Если да, то каким образом, и по какому вопросу?» и «Удовлетворил ли Вас ответ представителей редакции? Если нет, то почему?» направлены на выявление определенных форм информационного участия аудитории в деятельности газеты «Кольское слово» и уровня их реализации.
Последние два вопроса «Как Вы считаете, каковы наиболее важные ЗАДАЧИ издания «Кольское слово» сегодня?» и «Как Вы считаете, в какой из РОЛЕЙ журналист районной газеты сегодня особенно значим для аудитории?» предполагают наличие нескольких вариантов ответов и позволяют выяснить, чего сегодня ждет аудитория от газеты в целом и журналистов в частности.
В опросе читателей приняли участие 100 респондентов. 35 анкет были заполнены он-лайн в социальной сети ВКонтакте, ещё 65 — бумажные анкеты.
Онлайн анкеты в течение 4-х месяцев размещались в официальных группах газеты «Кольское слово», администрации Кольского района — «Кольский район», открытых группах поселений и учреждений культуры Кольского района.
Опрос читателей с помощью бумажных анкет проводился в Администрации муниципального образования городское поселение Кола Кольского района, Межпоселенческой библиотеке Кольского района, Кольской городской организации Общества инвалидов, в самой редакции издания, также были опрошены люди на улице в день празднования 70-летия Кольского района.
Основной сложностью в проведении опроса стал отказ респондентов заполнять анкету. Многих отталкивал большой объем, а в Кольском районном Центре культуры заполнять опросник отказались, сославшись на занятость сотрудников.
Онлайн анкеты заполнялись медленно, что свидетельствует о низкой активности читателей «Кольского слова» в Интернет-пространстве либо о том, что аудитория издания в принципе мало использует Интернет. Второе предположение подтверждает тот факт, что официальная группа газеты в социальной сети ВКонтакте насчитывает лишь около 630 подписчиков. Посты в группе не комментируются, отметок «Мне нравится» очень мало.
Анкетирование журналистов показало, что аудитория газеты «Кольское слово» имеет недостаточную возможность оказывать влияние на содержание издания. У читателей на этот вопрос свой взгляд: большинство (32%) считают, что совсем не имеют такой возможности. 27% выбрали пункт «Затрудняюсь ответить», и только 24% считают, что имеют вполне достаточную возможность.
Мнения и читателей, и сотрудников редакции о возможности аудитории высказывания точки зрения, выражения мнения, широкого обсуждения общественно-политических вопросов в целом разделилось: двое журналистов ответили «Да, вполне достаточную», двое — «Да, но недостаточную»; варианты «Да, вполне достаточную» и «Да, но недостаточную» получили одинаковый процент и у аудитории — 28%. 25 респондентов выбрали пункт «Затрудняюсь ответить».
Главный редактор газеты Оксана Валерьевна Погорецкая так прокомментировала этот вопрос: «Конечно, тот факт, что учредителем газеты является администрация, накладывает некоторые ограничения. Крайне резкие, грубые, неконструктивные высказывания жителей района в газете не публикуются. Но группа в социальной сети дает нашим читателям дополнительные возможности высказаться».
Анкетирование журналистов выявило следующие формы участия аудитории в деятельности газеты «Кольское слово»: письма читателей, телефонные звонки, электронная почта, социальные сети, «прямые», «горячие» линии, личные встречи с читателями и конкурсы среди читателей.
Конференции, круглые столы и иные формы массовых встреч с читателями не проводятся из-за отсутствия финансовых возможностей у редакции.
По словам Оксаны Валерьевны Погорецкой, коллектив редакции газеты «Кольское слово» использует и формат «Вопрос-ответ», когда человек пишет, звонит или приходит в редакцию со своей проблемой, не зная к кому обратиться. Журналисты или подсказывают, куда обратиться читателю, или самостоятельно отправляют запрос в соответствующие органы, перенаправляют вопрос компетентным лицам. Официальный ответ или комментарий затем публикуется в газете. Иногда журналисты лично звонят обратившемуся человеку. Среди самых частых вопросов - социальные проблемы, благоустройство города, жилищно-коммунальное хозяйство.
Читатели газеты «Кольское слово» регулярно выступают в роли внештатных авторов. В редакцию приходят письма об интересных событиях или людях Кольского района. Такие письма публикуются в специальной рубрике «Нам пишут» 2-3 раза в месяц или выходят под одной из традиционных рубрик, таких как «Культура», «Спорт», «Люди Кольского района» и другие. Однако контент-анализ издания показал, что авторами, в основном, являются работники государственных учреждений.
В поселениях Кольского района регулярно проходят встречи с жителями, на которых обсуждаются конкретные проблемы населения. На мероприятиях обязательно присутствуют журналисты газеты «Кольское слово». Результаты таких встреч обрабатываются, отчеты по ним публикуются в газете.
Вопрос, направленный на выявление форм участия, заданный читателям — «Обращались ли Вы когда-либо в редакцию газеты?» оказался проблемным. 73 респондента из ста опрошенных в редакцию не обращались. 26 — да. Однако на пояснительный открытый вопрос «Если да, то каким образом, и по какому вопросу?» были даны ответы, не позволившие выявить конкретные формы участия граждан в деятельности газеты. Никто не ответил, каким именно образом обратился в редакцию. Причины же обращений сформулированы так, что сложно понять суть проблемы. Например, «авторские права на фото», «проходила выставка», «благотворительность», «по сельскому хозяйству», «проблемы ЖКХ», «по поводу дорог
в Кольском районе», «нет программы», «откройте рубрику письма читателей». Остальные обращения связаны с размещением на страницах газет статей, рекламы, объявлений, поздравлений и благодарностей.
На вопрос «Удовлетворил ли Вас ответ представителей редакции?» из 26 человек 25 ответили положительно. Читатель, обращавшийся в редакцию по поводу авторских прав, остался неудовлетворен ответом редакции, но почему не объяснил.
Таким образом, муниципальная газета Кольского района Мурманской области «Кольское слово» взаимодействует со своей аудиторией, но ограничено.
Главными задачами своего издания сегодня журналисты газеты «Кольское слово» считают информирование о важнейших событиях в жизни города и района, о решениях и действиях органов местной власти, информационная поддержка важных для города решений органов власти, привлечение общественного внимания к актуальным проблемам жизни города. К важным задачам журналисты также отнесли пропаганду позитивных ценностей, морально-этическое воспитание и социальная защита людей и оказание помощи в конкретных житейских делах.
Те же задачи выделили и читатели:
— Информирование о важнейших событиях в жизни города, района — 58%;
— Привлечение общественного внимания к актуальным проблемам жизни города, района — 54%;
— Информирование о решениях и действиях органов местной власти, информационная поддержка важных для города решений органов власти — 41%.
Пропаганду позитивных ценностей, морально-этическое воспитание и социальную защиту людей и оказание помощи в конкретных житейских делах среди аудитории выбрали 26% и 21% соответственно. На четвертом и пятом месте у аудитории задачи содействия развитию у горожан чувства малой родины, причастности к жизни города, патриотизма — 34% и содействия развитию культурно-исторических традиций — 33%.
Таким образом, и журналисты, и читатели сегодня рассматривают газету, в первую очередь, как источник информации, а не дискуссионную площадку.
Однако ответы на вопрос, в какой роли журналист районной газеты сегодня особенно значим для аудитории, несколько противоречат ответам на вопрос о задачах издания. Все журналисты единогласны во мнении, что журналист районной газеты сегодня - это осведомленный, знающий человек, помогающий разбираться в происходящих событиях и процессах; человек, помогающий решать сложные жизненные проблемы людей, добиваться справедливости, а также человек, привлекающий внимание к важным городским проблемам и организатор диалога между обществом и властью.
Читатели также считают основными ролями журналиста районной газеты сегодня:
— Источник оперативной информации — 46%;
— Осведомленный, знающий человек, помогающий разбираться в происходящих событиях и процессах — 45%;
— Человек, привлекающий внимание к важным городским проблемам — 42%.
Читатели выделили ещё несколько ролей: Человек, помогающий решать сложные жизненные проблемы людей, добиваться справедливости и Организатор диалога между обществом и властью — 30%.
Можно предположить, что аудитории сегодня не хватает от газеты оперативности, что в эпоху Интернета вполне логично.
Анализируя ответы на вопросы о задачах районной газеты и ролях ее сотрудников, можно сделать вывод, что читатели возлагают больше ответственности на журналистов, чем на издание в целом.
Это подтверждает и тот факт, что подавляющее большинство (47%) скорее удовлетворены содержанием газеты «Кольское слово», чем нет, 33% — удовлетворены полностью.
Таким образом, сегодня доступ аудитории муниципальной газеты Кольского района Мурманской области «Кольское слово» к производству и распространению информации заметно ограничен. Непосредственное авторское
участие принимают лишь работники государственных учреждений. Многие виды организаторской работы не ведутся вовсе. Газета не является площадкой для ведения диалога, как между общественностью и властью, так и между различными слоями населения.
Однако, как показало анкетирование, аудитория и не ждет от газеты больших для себя полномочий. В целом содержанием издания читатели удовлетворены. Чуть большего они ждут от конкретных журналистов — помощи в решении проблем и организации диалога с властью. Что, в принципе, журналисты и реализуют, когда перенаправляют запросы аудитории уполномоченным лицам и дают ответы не через страницы издания, а по телефону или при личной встрече.
Список используемой литературы:
1. Верховская А.И. Письма в редакцию и читатель. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1972. - 185 с.
2. Ворошилов В.В. Теория и практика массовой информации: учебник/В.В. Ворошилов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2014. — 464 с.
3. Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. М.: Аспект-Пресс, 2004. — 288 с.
4. Иванищева О.Н. Диалог с читателем (печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона): монография/О.Н. Иванищева. — Мурманск: МГГУ, 2014. — 116 с.
5. Платонова Д.В. Социальная сущность и формы участия аудитории в деятельности СМИ: дис. ... канд. филол. наук/Д.В. Платонова. М., 2008. — 255 с.