Список литературы:
1. Керимов В.Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы: Учебник. - М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2005.
2. Практические материалы круглого стола ABC(activity based costing) и ABM (activity based management): оптимизация бизнес-процессов и повышение прибыльности компаний [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gaap.ru.
ОЦЕНКА ИМИДЖА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ КАК ТУРИСТСКОГО РЕГИОНА
© Иванова Я.В.*
Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь
Проанализирован туристский имидж Ставропольского края, выявлены сильные и слабые стороны регионального бренда, разработаны стратегии по формированию бренда Ставрополья, как территории, благоприятной для рекреации и туризма.
Ключевые слова имидж, фирменный стиль, туристско-рекреацион-ное значение, региональный туристский бренд, интернет-коммуникации, брендинг.
В настоящее время возникает потребность создания, развития и распространения положительной картины региона с помощью маркетинговой программы, разработанной для конкретной территории.
Своеобразным маркетинговым продуктом, представляющим собой стилизованный символический комплекс, представляющий особенности региона через различные коммуникативные каналы, является имидж туристского региона.
По своей сути имидж - это образ фирмы в представлении потребителей. Повышает конкурентоспособность коммерческой организации на рынке позитивный имидж, который притягивает потребителей и партнеров, ускоряет продажи и увеличивает их объем, облегчает доступ к различным ресурсам, как информационным и финансовым, так человеческим и материальным, способствует ведению успешных коммерческих операций [3].
Имидж формируется под подчиненную целевую аудиторию, поскольку их желаемое поведение в отношении туристского предприятия может отличаться. Так, для широкой общественности предпочтительна реклама гражданской позиции фирмы, для партнеров же - высокой конкурентоспособности предприятия. Кроме того, существует внутренний имидж фирмы - представление
* Студент 3 курса факультета социально-культурного сервиса и туризма (направление «Туризм»).
сотрудников о своей организации. В финансовом менеджменте имидж значим также, так как представляет собой неявный (нематериальный) актив.
Туристскому предприятию следует стремиться к тому, чтобы его образ фирмы в сознании целевых аудиторий максимально соответствовал образу, представленному специалистами. В связи с этим вытекает ряд следствий, которые в целом можно назвать, по сути, основными правилами формирования положительного имиджа фирмы.
Во-первых, созданный специалистами образ должен соответствовать реальным достоинствам фирмы. Фирма, некачественно выполняющая свои обязательства перед клиентами, безусловно, потеряет не только имидж проявляющего заботу о своих клиентах и чрезвычайно надежного партнера, но и какое-либо доверие в целом.
Во-вторых, имидж должен иметь четкую направленность, т.е. привлекать определенные целевые группы.
В-третьих, имидж должен быть индивидуален и отличаться от образов других фирм, быть оригинальным и легко распознаваться.
В-четвертых, имидж должен быть простым и понятным, не перегруженным информацией, чтобы легко запоминался и сводил к минимуму возможные его искажения.
В-пятых, имидж должен быть гибким: оставаясь стабильным в восприятии потребителей и легко видимым, оперативно изменяться в ответ на любые перемены экономической, социальной, психологической ситуации, моды, а также под воздействием восприятия его потребителями.
Самым важным в продвижении туристского региона является фирменный стиль, разработка которого служит важным шагом во всей коммуникационной политике региона. Основными целями формирования фирменного стиля можно назвать:
1. Идентификацию продуктов фирмы, их связь между собой и с фирмой.
2. Выделение продуктов фирмы из общей массы аналогичных продуктов конкурентов.
Для того что бы повысить значимость региона в сознании потребителей, необходимо сформировать положительный имидж конкретной территории. Реклама и грамотная пропагандистская политика являются самыми эффективными средствами продвижения того или иного региона.
Ставропольский край, является значительным элементом маркетинговой стратегии продвижения, как региона, благоприятного для туризма, важнейшей стадией формирования коммуникационной политики, как механизма стратегического управления продвижением совокупных туристских продуктов региона; инструментом реализации программ позиционирования и маркетинга бренда Ставропольского края в туристском информационном поле [2].
В крае должны прилагать усилия по разработке и внедрению в сознание целевых потребителей, что именно этот регион обладает всеми возможностями для осуществления туристской деятельности [4].
Туристско-рекреационное значение Ставропольского края определяется многообразием природных ландшафтов; большим количеством памятников культуры, истории, археологии, природы; благоприятными климатическими условиями для организации круглогодичного отдыха; богатой флорой и фауной; выгодным географическим положением региона и его транспортной доступностью.
На территории края располагается известный более двухсот лет курорт -Кавказские Минеральные Воды, обладающий удачными климатологическими условиями, значительными запасами минеральных вод.
Все это делает Ставропольский край благоприятным регионом для развития различных видов туризма, но, к сожалению, туристский потенциал края используется не в полной мере и создание условий для качественного отдыха требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма [6].
Имидж Ставрополья имеет слабые стороны, которые определяются следующими факторами:
- недостаточное количество информации о крае как регионе, безопасном для пребывания туристов;
- небольшая информированность российских и иностранных граждан о туристском потенциале края;
- отсутствие специальной туристской информации;
- низкий уровень диверсификации туристских услуг;
- очень слабое продвижение на мировом и региональных туристских рынках;
- недостаточное количество средств размещения для туристов;
- невысокий уровень квалификационной подготовки обслуживающего персонала.
Для того что бы решить вышеизложенные проблемы и сформировать позитивный образ Ставропольского края как региона, благоприятного для туризма, необходимо разработать две имиджевые стратегии [7]:
1. Стратегия для внешнего рынка, т.е. международных туристов: как места, открытого всему миру, безопасного, с развитой инфраструктурой, уникальными природными ресурсами и богатым культурно-историческим наследием.
2. Стратегия для внутреннего российского рынка: как места, доступного для широких слоев из различных российских регионов, интересного и разнообразного для различных социальных групп туристов, традиционного места отдыха и лечения нескольких поколений россиян.
Для эффективного позиционирования Ставропольского края как туристского направления должно быть сформировано «позиционное утверждение», основанное на бренде края как места, привлекательного для туризма.
Региональный туристский бренд относится к числу важнейших инструментов создания осознаваемых потребителями различий между предлагаемыми туристскими услугами.
Бренд территории, предлагающей уникальные турпродукты, опирающиеся на природно-рекреационные, геополитические ресурсы, кадровый, научный, образовательный потенциал. Культурные традиции - это репутация, набор ожиданий и ассоциаций, связываемых потребителями с торговой маркой данной территории [5].
В прогнозируемых условиях последовательного роста реальных доходов населения эффективность брендинга туристских услуг, предлагаемых территорией, становится одним из необходимых условий обеспечения конкурентоспособности Ставропольского края на внутреннем и внешнем рынке.
В целевой программе «Развитие курортов и туризма в Ставропольском крае на 2012-2016 гг.» обоснована необходимость разработки маркетинговой стратегии продвижения края, как региона, благоприятного для туризма. В качестве одного из центральных инструментов продвижения предусматривается формирование и развитие регионального бренда «Туристское Ставрополье» [1].
Необходимость формирования благоприятного туристского бренда Ставропольского края обусловлена рядом факторов: наличие инструментов продвижения регионального туристского бренда, повышение роли маркетинговой информационной системы в обеспечении конкурентоспособности территории.
Создание бренда «Туристское Ставрополье» нацелено на увеличение привлекательности Ставропольского края, как комфортного и безопасного региона для российских и иностранных туристов [8].
В рамках разработки стратегии продвижения регионального бренда определяется желаемое позиционирование и возможные пути его достижения.
Данная стратегия описывает целевые аудитории, внешние и внутренние коммуникации, а также образы и персонажи, которые сообщает туристский бренд.
В результате реализации этой стратегии, должно быть обеспечено комплексное использование различных каналов коммуникаций:
1. Прямая реклама.
2. Развитие общественных связей, форумов, конференций, выставок, ярмарок и семинаров.
3. Мероприятия в сфере культуры, интернет-коммуникаций и государственных информационных агентств.
4. Эффективная координация деятельности органов власти, бизнес-сообщества, ассоциаций и общественных организаций.
Повышение имиджа Ставропольского края является одной из основных задач органов власти, бизнеса и гражданского общества. Успех стратегии развития во многом зависит от имиджевой политики органов власти, вы-
страивающей эффективную обратную связь с общественностью, как за пределами региона, так и внутри территории. Это позволит нам занять собственную нишу в условиях растущей конкуренции за привлечение инвестиционных ресурсов.
Список литературы:
1. Краевая целевая программа «Развитие курортов и туризма в Ставропольском крае на 2012-2016 годы» от 20 июля 2011 г. № 287-п (в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 18.01.2012 № 12-п).
2. Стратегия развития туристско-рекреационного комплекса Ставропольского края до 2020 года. - Ставрополь, 2009.
3. Аливанова С.В. Конкуренция как неотъемлемая часть рыночного механизма // Опыт и проблемы маркетинговой деятельности в экономике региона. Матер. 4 Региональной науч.-практ. конф. - Ставрополь: СтГАу апрель, 2011. - С. 45-52.
4. Горлов С.М., Аливанова С.В. Анализ маркетинговой деятельности сельскохозяйственных организаций в регионе // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - Ставрополь, 2005. - № 4. - С. 157-163.
5. Зуева А.А., Наливайченко Е.Г., Аливанова С.В. Особенности создания эффективного бренда// Опыт и проблемы маркетинговой деятельности в экономике региона. Матер. 4 Региональной науч.-практ. конф. - Ставрополь: СтГАу апрель 2011. - Ч. 2. - С. 38-41.
6. Саак А.Э. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие / А.Э. Саак, Ю.А. Пшеничных. - СПб.: Питер, 2007.
7. Скачков Р.А. Коммуникативные стратегические цели как основа развития туристического кластера региона. - М., 2011. - С. 662-665.
8. Фурсов В.А., Лазарева Н.В., Аливанова С.В. Использование инструментария стратегического маркетинга при выходе предприятия на мировой рынок // Экономика и маркетинг: новый взгляд. VI Региональная науч.-практ. конф. - Ставрополь, 2013. - С. 12-20.
МИНИ-ТЭЦ: ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И БАРЬЕРЫ ДЛЯ ИХ ВНЕДРЕНИЯ
© Клевко А.Г.*
Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск
Сегодня большое количество потребителей переходят от централизованного энергоснабжения к использованию малой энергетики. Все
* Магистрант.