Научная статья на тему 'Оценка ИКТ-компетентности специалиста государственной службы'

Оценка ИКТ-компетентности специалиста государственной службы Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
358
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭФФЕКТИВНАЯ ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ / ОЦЕНКА УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ / АНКЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Довгаль Виталий Анатольевич

Рассматривается методика оценки уровня владения государственными служащими средствами вычислительной техники и информационно-коммуникационными технологиями, приведены образцы анкет для объективной оценки и анализа качества электронных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Довгаль Виталий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка ИКТ-компетентности специалиста государственной службы»

УДК 004.5:352/354

ББК 73

Д-58

Довгаль Виталий Анатольевич, кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной информатики и информационных систем факультета информационных систем в экономике и юриспруденции Майкопского государственного университета, тел.: 79184266535.

ОЦЕНКА ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

(рецензирована)

Рассматривается методика оценки уровня владения государственными служащими средствами вычислительной техники и информационно-коммуникационными технологиями, приведены образцы анкет для объективной оценки и анализа качества электронных материалов.

Ключевые слова: сотрудники государственной службы, информационно-компьютерные технологии, эффективная обработка информации, оценка уровня владения, анкетирование.

Dovgal Vitaliy Anatolievich, Cand. of Technology, senior lecturer of the chair of applied informatics and informational technologies, faculty of information systems in economics and law of Maykop State Technological University, tel.: + 79184266535.

EVALUATION OF ICT-COMPETENCE OF A STATE SERVICE SPECIALIST

The author of the article considers a system of evaluation of level of mastering computer engineering and informational-communicative technologies by state employees. Examples of questionnaires for objective evaluation and analysis of quality of electronic materials are given.

Keywords: state employees, informational-computing technologies, effective processing of information, evaluation of mastering level, questionnaire poll.

Владение информационно-компьютерными технологиями (ИКТ) делает актуальной зону научно-технического прогресса каждого человека, помогает ускорить обработку информации и более эффективно решать задачи, поставленные перед специалистом. Стремительная информационная революция охватывает все стороны деятельности специалистов государственной службы, требуя от последних формирования у них профессиональной и общей информационной культуры. Об остроте использования таких навыков свидетельствует хотя бы скорость внедрения важнейших составных частей Федеральной Целевой программы «Электронная Россия».

В настоящее время идет переход бюджетных организаций на новую систему оплаты труда, а у администрации этих организаций появляется действенный механизм стимулирования сотрудников, развивающих свою профессиональную информационную культуру, применяющих ИКТ в своей профессиональной деятельности. Стимулирование невозможно без заранее определенных четких критериев оценки эффективности работы специалистов.

Общая методика контроля за результатами внедрения программы создания единого информационного пространства должна содержать положения для обеспечения роста мотивации специалистов в повышении уровня ИКТ-компетенций. Функции контроля распределяются в соответствии с имеющимися должностными инструкциями. Необходимая координация действий проводится по линии коллегий, проводимых в территориальных образованиях (например, Управлениях). Анализ навыков специалистов проводит специалист информационного отдела, который в конце года предоставляет руководству отчет об активности участников во внедрении ИКТ в работу учреждения (в соответствии с планом мероприятий). Результаты анализа учитываются при подведении итогов работы в текущем календарном году. Отчет может быть сформирован на основе данных анкетирования и анализа качества электронных материалов, созданных специалистом в течение календарного года на жестком диске своего компьютера или на сетевых дисках локальной сети предприятия. Анкеты оценки ИКТ-компетенции и ИКТ-активности специалиста могут быть составлены с учетом материалов оценки уровня информатизации подобных структурных

подразделений других регионов. Последнее обстоятельство позволяет выявить пользовательский уровень специалистов и наметить области дальнейшего их развития.

Таким образом, результаты работы каждого служащего становятся легко представимыми в количественном выражении, измеримыми, сравнимыми, и их можно использовать для стимулирования сотрудников, активно повышающих уровень ИКТ-компетенций.

Для обеспечения роста мотивации государственных служащих в повышении уровня ИКТ-компетенций в рамках отдельных структурных подразделений применяется методика контроля за результатами внедрения программы создания единого информационного пространства. Функции контроля могут быть возложены на начальников отделов информатизации или их заместителей. Необходимая координация действий проводится по линии соответствующих подразделений на более вышестоящих уровнях. Анализ материалов сотрудников, предоставленных по результатам внедрения программы, проводит сотрудник отдела информатизации, имеющий достаточно высокую компетенцию. В конце года администрации предоставляется отчет, в котором отражается активность государственных служащих по внедрению ИКТ в работу своего подразделения (в соответствии с планом мероприятий). Результаты анализа учитываются при подведении итогов работы в текущем календарном году.

В отчете анализируются данные, полученные с помощью анкетирования и анализа качества электронных материалов, собранных государственным служащим в течение календарного года в личной электронной папке.

Примерная форма анкеты сотрудника может иметь вид:

ОЦЕНКА ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКА ФИО__________________________________________________________________

1. Использование компьютера при выполнении служебных обязанностей:

Не использую Использую редко Использую часто

2. Использование ИКТ в повседневной практике сотрудника:

Текстовый редактор _____

Электронные базы данных_______

Электронные таблицы________

Программы для создания презентаций______

Программы для работы с видео, звуком и графикой____

Использование электронной почты_______

Поиск информации в Интернет______

Участие в электронных тестах_____

Сбор данных с помощью информационных компьютерных технологий (стационарных или

мобильных)_______

Компьютерное моделирование_______

Использование информационно-правовых систем________

Использование геоинформационных систем_______

Подбор ПО для выполнения текущих задач_______

Использование ИКТ для мониторинга совершенствования навыков подчиненными__________

Использование цифровых инструментов (сканеры, цифровые фото- и видеокамеры, цифровые

планшеты и т.д.)_____

Итого баллов за ответы_____

Анкета «ИКТ-АКТИВНОСТЬ СОТРУДНИКА» заполняется сотрудником, ответственным за составление рейтинга использования государственными служащими информационнокоммутационных технологий. Общий вид анкеты представляется следующим образом:

ОБЩАЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКА

ФИО__________________________________________________________________

Баллы из анкеты оценки ИКТ-компетентности сотрудника: (0 - не использую,

1 - использую иногда, использую постоянно)____

Сумма баллов из анкеты оценки ИКТ-компетентности сотрудника______

и ее анализ:

Информатизация управления________

Заполнение шаблонов мониторинга (0 - нет, 1 - нерегулярно, 2 - регулярно, материал

неполный, 3 - материал полный, без замечаний)________

Регулярная поддержка базы данных_________

Работа с личной папкой_______

Повышение квалификации по ИКТ: результат освоения (0 - 3 балла)_________

Оценка использования ИКТ по отношению к общему уровню подразделений (1 - слабо, 2 -

средне, 3 - выше среднего). Уровень оценивается по широте диапазона применяемых средств._________

Заполнение электронных папок сотрудников_________

Оценка по активности работы с папкой: (0 - не работал, 1 - работал иногда, объем небольшой, собственные материалы низкого качество, 2 - регулярная работа, материалов много, собственные

материалы высокого качества)________

Использование аудио- и видеооборудования для выполнения функциональных обязанностей

Создание условий для взаимодействия других сотрудников подразделения и сотрудников

других подразделений через единое информационное пространство:_________

Таким образом, результаты работы каждого государственного служащего становятся легко представимыми в количественном выражении, измеримыми, сравнимыми, и их можно использовать для стимулирования сотрудников, активно повышающих уровень ИКТ-компетенций.

Литература:

1. Водопьян Г.М. О построении модели процесса информатизации предприятий / Г.М. Водопьян, А.Ю. Уваров. - М., 2006.

2. Сайков Б.П. Организация информационного пространства: практ. руководство / Б.П. Сайков.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

3. Солдатова Н.М. Создание единого информационного пространства / Н.М. Солдатова.-Владивосток: Приморский ИППКРО, 2007.

4. Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)".- Режим доступа: http://fccland.ru/

5. Юдина И.А. Основные направления информатизации государственной службы / И.А. Юдина.- Владивосток: Приморский ИППКРО, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.