Научная статья на тему 'ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ РИСКАМИ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ЛЕГКОВЫХ ШИН'

ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ РИСКАМИ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ЛЕГКОВЫХ ШИН Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
138
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / ПРОИЗВОДСТВО ЛЕГКОВЫХ ШИН / АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РИСКОВ / КАУЧУК МАРКИ СКС-30 / ОЦЕНКА РИСКА / RISK / PRODUCTION OF PASSENGER TIRES / ANALYSIS OF PRODUCTION RISKS / RUBBER OF THE SKS-30 BRAND / RISK ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шемелова Анастасия Дмитриевна, Клейменова Наталья Леонидовна, Назина Людмила Ивановна, Пегина Алла Николаевна, Болгова Инэсса Николаевна

В процессе изготовления легковых шин при несоблюдении норм и правил безопасности вполне может произойти чрезвычайная ситуация. С целью обезопасить персонал на стадиях производства продукции, а также удовлетворить все требования стандартов, не нанести вред потребителям и удовлетворить их предпочтения на производстве необходимо проводить оценку и анализ риска. Анализ риска является частью системного подхода к принятию х решений, процедур и практических мер в решении задач предупреждения или уменьшения опасности для жизни человека, заболеваний или травм, ущерба имуществу и окружающей среде, называемого в нашей стране обеспечением промышленной безопасности. В статье описываются методы оценки, а также анализа риска при производстве легковых шин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шемелова Анастасия Дмитриевна, Клейменова Наталья Леонидовна, Назина Людмила Ивановна, Пегина Алла Николаевна, Болгова Инэсса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT AND MANAGEMENT OF PRODUCTION RISKS IN THE MANUFACTURE OF PASSENGER TIRES

In the process of manufacturing passenger tires with noncompliance with safety standards and rules, an emergency may well occur. In order to protect personnel at the stages of production, as well as to satisfy all the requirements of the standards, not to harm consumers and satisfy their preferences in the production, it is necessary to conduct a risk assessment and analysis. Risk analysis is part of a systematic approach to the adoption of x decisions, procedures and practical measures in solving the tasks of preventing or reducing risks to human life, illness or injury, damage to property and the environment, which is called industrial safety in our country. The article describes the methods of assessment, as well as risk analysis in the production of passenger tires.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ РИСКАМИ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ЛЕГКОВЫХ ШИН»

СТАНДАРТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ КА ЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ

УДК 005.6

ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ РИСКАМИ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ЛЕГКОВЫХ ШИН

Н.С. Пустовалова, Н.Л. Клейменова, Л.И. Назина, А.Н. Пегина, И.Н. Болгова

В процессе изготовления легковых шин при несоблюдении норм и правил безопасности вполне может произойти чрезвычайная ситуация. С целью обезопасить персонал на стадиях производства продукции, а также удовлетворить все требования стандартов, не нанести вред потребителям и удовлетворить их предпочтения на производстве необходимо проводить оценку и анализ риска. Анализ риска является частью системного подхода к принятию х решений, процедур и практических мер в решении задач предупреждения или уменьшения опасности для жизни человека, заболеваний или травм, ущерба имуществу и окружающей среде, называемого в нашей стране обеспечением промышленной безопасности. В статье описываются методы оценки, а также анализа риска при производстве легковых шин.

Ключевые слова: риск, производство легковых шин, анализ производственных рисков, каучук марки СКС-30, оценка риска.

При производстве легковых шин персонал нередко сталкивается с необходимостью решением вопросов по уменьшению вероятности возникновения неблагоприятных результатов. В процессе изготовления данного вида продукции при несоблюдении норм и правил безопасности вполне может произойти чрезвычайная ситуация. С целью обезопасить персонал на стадиях производства продукции, а также удовлетворить все требования стандартов, не нанести вред потребителям и удовлетворить их потребности на производстве необходимо провести оценку и анализ рисков [1-2]. Анализ литературных данных показал, что обеспечение безопасности обычно сводится к стремлению сделать производство безопасным для людей. Для этого необходимо внедрить различные мероприятия по защите. В настоящее время невозможно достичь абсолютной безопасности без финансовых вложений. Полностью избежать риска на данный момент не представляется реальным [3-5]. Каждый сотрудник предприятия обязан знать о возможности возникновения чрезвычайной ситуации и как правильно реагировать на нее. Переход от понятия «абсолютная безопасность» к концепции «до-

212

пустимый риск» является главным аспектом, который направлен на снижение риска при производстве продукции до такого минимального уровня, который будет на данный момент времени приемлемым.

Оценку и анализ рисков при производстве легковых шин производят на основе характеристик уровней рисков. Схема оценки и управления рисками представлена на рис. 1.

Рис. 1. Оценка и анализ рисков при производстве легковых шин на основе характеристик уровней риск

Схема позволяет рассмотреть процесс оценки и анализа производственных рисков в процессе изготовления легковых шин. Здесь представлены факторы, влияющие на процесс принятия решения по устранению производственного риска.

Проанализировав технологический процесс, были выбраны контролируемые параметры, которые представлены на рис. 2 в виде дерева свойств. Дерево свойств наглядно демонстрирует показатели качества легковых шин как на стадиях, так и по завершению производственного процесса, следовательно, позволяет определить ключевые риски и расставить приоритеты.

Для оценки рисков при производстве легковых шин используется матрица оценки рисков, представленная на рис. 3.

213

Рис. 2. Параметры, подлежащие контролю при производстве

легковых шин

Вероятность

Очень низкая (1) Низкая (2) Средняя <3! Высокая И) Очень высокая (5)

$ 10 в ^ Очень высокий уровень(5)

4 8 12 го Высокий уровень (4)

Э 6 9 12 Средний уровень (3)

Ц 4 В 8 <0 Низкий уровень (2)

1 г 3 4 5 Очень низкий уровень(1)

Рис. 3. Матрица оценки производственн ых рисков

Для создания матрицы рисков при производстве легковых шин оценивают вероятность возникновения и степень наносимого вреда [6-8]. После по отдельности оценивают каждый возможный риск, распределяя значения на сторонах матрицы. Существует пять уровней вероятности возникновения того или иного риска. Их выражают в процентах:

до 20 % — нет вероятности; 21.. .40 % — вероятность очень мала; 41.. .60 % — риск вполне вероятен; 61.80 % — вероятность близка к критической отметке; 81.100 % — максимально вероятный риск возникновения. Таким же образом идет распределение степени ущерба на пять уровней: ущерб от происшествия низок, средняя степень ущерба, степень высока, очень высокая и критическая степень ущерба [9-10].

Каждая зона на матрице рисков при производстве легковых шин для наглядности выделяется цветом:

зеленый цвет сигнализирует, что риск маловероятен и не несет тяжелых последствий, следовательно, не нужно предпринимать меры предосторожности.

желтый цвет на матрице говорит о том, что необходимо снижать риск (уменьшать вероятность возникновения)

красный цвет сигнализирует о рисках, которые прямо угрожают производству легковых шин. Это разделение условно, но делает процесс управления рисками прозрачным [11].

Таким образом, для заполнения матрицы рисков, составляется анкета выявления рисков на рабочем месте, приведенная в таблице.

Анкета выявления рисков на рабочем месте

Риск Последствие действия Вероятность возникновения риска при производстве легковых шин, V Оценка результата воздействия (последствия риска), 8 Итоговый показатель риска, Я Категория риска Меры управления

1 2 3 4 5 6 7

Неисправные электробытовые приборы Возможность поражения электрическим током 2 3 6 Небольшой риск Регулярный мониторинг состояния электрооборудования. Выключение из розеток электрических чайников во всех случаях, когда он не используется. Регулярное проведение инструктажей по технике безопасности на тему электробезопасности

Движение служебных машин Получение травм при наезде 1 3 3 Минимальный риск Осуществление контроля над соблюдением ПДД работниками

Напряженность трудового процесса Физические нагрузки 3 4 12 Серьезный риск Мужскому полу разрешается поднимать и переносить тяжести вручную: постоянно в течение рабочей смены -массой не более 15 кг периодически (до 2 раз в час) при чередовании с другой работой - массой не более 30 кг

Пониженная температура воздуха рабочей зоны Простудные заболевания 2 3 6 Небольшой риск Использование СИЗ от воздействия пониженных температур. Сокращение времени от воздействия

Окончание таблицы

1 2 3 4 5 6 7

Риск, если работник принимал алкоголь Травмирование различной степени 1 5 5 Минимальный риск Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка. Контроль состояния здоровья в начале и в течение смены. При обнаружении устраняют человека от места работы

Повреждения вилок, розеток Возможность поражения электрическим током 2 3 6 Небольшой риск Регулярный мониторинг состояния электрооборудования. Регулярное проведение инструктажей по технике безопасности на тему электробезопасности

Движущиеся машины и механизмы; подвижные части производственного оборудования Травмы из-за воздействий подвижных частей производственного оборудования 3 4 12 Средний риск Соблюдение требований нормативных документов по безопасности

Повышенный уровень шума на рабочем месте Ухудшение остроты слуха, снижение внимания, развитие профессионального заболевания 3 5 15 Средний риск Использование СИЗ для защиты органов слуха

Недостаточная освещенность рабочей зоны Перенапряжение зрительных анализаторов 1 3 3 Минимальный риск Использование переносных светильников для освещения рабочей зоны

Ограниченное пространство, вход и работа в ограниченных помещениях Получение микротравм, переутомление 1 3 3 Минимальный риск Использование сигнальных и защитных ограждений, настильных щитов, переходных мостиков

Открытые проемы (люки, колодцы, и т.д.) Травмирование различной степени 1 5 5 Минимальный риск Использование сигнальных и защитных ограждений, настильных щитов, переходных мостиков. Применение сигнальных и предупредительных обозначений

В анкете представлены ключевые опасности, с которыми сталкиваются специалисты разных областей в процессе изготовления легковых шин.

Расчёт итоговой величины риска производится по формуле

Я = V ■ 5,

где V - вероятность возникновения опасности; 5 - оценка серьезности воздействия опасности.

Анкета выявления рисков позволяет увидеть ключевые опасности, на которые стоит обратить внимание, прежде всего. Также помимо ключевых опасностей, с которыми может столкнуться персонал, существуют риски при производстве готовой продукции: высокая вязкость по Муни; низкая вязкость по Муни; металлические включения; инородные включения; прожиг; несоответствия плотности; малая плотность при растяжении. Помимо выявления ключевых производственных рисков для полного видения необходимо построить диаграмму Парето, приведенную на рис. 4, с помощью которой можно выявлять частоту (повторяемость) возникновения производственных дефектов.

На данной диаграмме по оси абсцисс приведены несоответствия брикетов каучука марки СКС - 30 АРК, слева на оси ординат - количественная оценка несоответствий продукции, справа - кумулятивный процент несоответствий. Эта диаграмма позволяет определить дефекты, на которые следует обратить внимание в первую очередь. Таковыми являются: металлические включения, прожиг и низкая вязкость по Муни. Эти дефекты занимают 80 % от числа всех дефектов. Следовательно, в первую очередь необходимо принять меры по их устранению.

Каучук бутадиен - альфаметилстирольный является одним из самых распространенных каучуков, довольно часто применяемых в производствах. Как правило, данный вид каучука используется для производства легковых шин.

Марка СКС-30 обладает очень хорошими свойствами: сопротивлением старению и высокой износостойкостью при длительных деформациях. По газонепроницаемости и диэлектрическим свойствам каучуки СКС-30 фактически подобны резинам на основе натурального каучука (НК). Каучук данной марки часто применяется не только в шинной, но также в обувной, резинотехнической, кабельной промышленности.

100,00 90,00 80,00 70,00 60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00

Виды дефектов

Рис. 4. Диаграмма Парето (несоответствия при производстве

каучука СКС - 30 АРК)

Несоответствия каучука данной марки показателям качества могут привести в дальнейшем к некорректному производству легковых шин. Поэтому своевременное обнаружение дефекта посредством визуализации при помощи диаграммы Парето очень важно при оценке возможных рисков.

Приведенные методы оценки рисков помогают своевременно обнаружить критические точки в процессе производства легковых шин и устранить в дальнейшем как возможные дефекты продукции, так и аварийные ситуации, сбои в работе оборудования, остановку технологического процесса. Управление рисками базируется на прогнозировании и приня-

217

тии управленческих решений, направленных на снижение возникновения неблагоприятного результата. Приведенные методы позволяют прогнозировать возможные несоответствия в будущем, что значительно сокращает затраты на ресурсы по восстановлению былого имиджа предприятия

Список литературы

1. Бирюк В.А., Булавка Ю.А., Иманов Р.Н. Методы оценки рисков в системе управления промышленной безопасностью предприятий нефтехимической промышленности // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси, 2018. № 4. С. 437-445.

2. Мартыщенко Д.О. Анализ производственных рисков на промышленных предприятиях // Научный электронный журнал «Меридиан», 2019. №10. С. 156-158.

3. Петренкова М.А., Назина Л.И., Орловцева О. А., Клейменова Н.Л. Риск-ориентированный подход к системе менеджмента качества // Моделирование энергоинформационных процессов. Сборник материалов VII национальной научно-практической конференции с международным участием, 2019. С. 355-359.

4. Шемелова А.Д., Дворянинова О.П., Клейменова Н.Л., Орловцева О. А. Разработка алгоритма внедрения механизма управления качеством и безопасностью на основе требований потребителя в системе менеджмента качества // Моделирование энергоинформационных процессов. Сборник материалов VII национальной научно-практической конференции с международным участием, 2019. С. 349-354.

5. Тарина Е.Е. Методы анализа риска производственной и коммерческой деятельности предприятия на территории российской федерации // Форум молодых ученых, 2018. №12. С. 14-18.

6. Petersona M.K., Lemayb Ju.C., Shubina S.P., Prueitt R.L. Comprehensive multipathway risk assessment of chemicals associated with recycled rubber in synthetic turf fields // Environmental Research, 2018. № 160. P. 256268.

7. Fithri P., Wirdianto E., Yoselina A. Assessing safety performance of tire retreading production employees // Conference on Innovation in Technology and Engineering Science. IOP Publishing, 2019. № 602. P. 12-45.

8. Piotrowska K., Kruszelnicka W., Baldowska-Witos P., Kasner R., Rudnicki J., Tomporowski A., Flizikowski J., Opielak M. Assessment of the Environmental Impact of a Car Tire throughout Its Lifecycle Using the LCA Method // Materials, 2019. № 12. P. 4177.

9. Trimarjokoa A., Sarosoa D.S., Purbaa H.H., Hasibuana S., Jaqina C., Aisyah S. Integration of nominal group technique, Shainin system and DMAIC methods to reduce defective products: A case study of tire manufacturing industry in Indonesia // Management Science Letters, 2019. № 9. P. 2421-2432.

10. Pacana A., Wozny A. Draft questions of 5S pre-audit with regard to health and safety standards for tires retreating plant // Production engineering archives, 2016. № 4. P. 26-30.

11. Файнбург Г.З. Риск-ориентированный подход к управлению безопасностью и рисками // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Безопасность и управление рисками. 2016. № 5. С. 240-251.

Шемелова Анастасия Дмитриевна, студент, shemelova98@mail.ru, Россия, Воронеж, Воронежский государственный университет инженерных технологий,

Клейменова Наталья Леонидовна, канд. техн. наук, доцент, klesha78@list.ru, Россия, Воронеж, Воронежский государственный университет инженерных технологий,

Назина Людмила Ивановна, канд. техн. наук, доцент, nazina_lyudmila@,mail.ru, Россия, Воронеж, Воронежский государственный университет инженерных технологий,

Пегина Алла Николаевна, канд. техн. наук, доцент, toriss@yandex. ru, Россия, Воронеж, Воронежский государственный университет инженерных технологий,

Болгова Инэсса Николаевна, канд. техн. наук, доцент, toriss@yandex. ru, Россия, Воронеж, Воронежский государственный университет инженерных технологий

ASSESSMENT AND MANAGEMENT OF PRODUCTION RISKS IN THE MANUFACTURE OF PASSENGER TIRES

A.D. Shemelova, N.L. Kleimenova, L.I. Nazina, A.N. Pegina

In the process of manufacturing passenger tires with non-compliance with safety standards and rules, an emergency may well occur. In order to protect personnel at the stages of production, as well as to satisfy all the requirements of the standards, not to harm consumers and satisfy their preferences in the production, it is necessary to conduct a risk assessment and analysis. Risk analysis is part of a systematic approach to the adoption of x decisions, procedures and practical measures in solving the tasks of preventing or reducing risks to human life, illness or injury, damage to property and the environment, which is called industrial safety in our country. The article describes the methods of assessment, as well as risk analysis in the production of passenger tires.

Key words: risk, production of passenger tires, analysis of production risks, rubber of the SKS-30 brand, risk assessment.

Shemelova Anastasia Dmitrievna, student, shemelova98@mail. ru, Russia, Voronezh, Voronezh State University of Engineering Technologies,

Kleimenova Natalia Leonidovna, candidate of technical sciences, docent, klesha 78@list. ru, Russia, Voronezh, Voronezh State University of Engineering Technologies,

Nazina Lyudmila Ivanovna, candidate of technical sciences, docent, nazi-na_lyudmila@,mail. ru, Russia, Voronezh, Voronezh State University of Engineering Technologies,

Pegina Alla Nikolaevna, candidate of technical sciences, docent, toriss@yandex.ru, Russia, Voronezh, Voronezh State University of Engineering Technologies

Bolgova Inessa Nikolaevna, candidate of technical sciences, docent, bolgovain-essa@yandex. ru, Russia, Voronezh, Voronezh State University of Engineering Technologies

УДК 005.6; 658.3:378

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: АНАЛИЗ ВХОДНЫХ ЗАПРОСОВ

Т.Г. Морозова, В.Б. Морозов

Рассмотрена задача комплексной оценки системы управления качеством подготовки студентов технических направлений. Организован комплексный опрос потребителей компетенций: выпускников и организаций-работодателей. Представлена общая статистическая оценка результатов анкетирования. Сформирован пул рекомендаций для перспективных исследований.

Ключевые слова: управление качеством, подготовка специалистов, опрос, анкетирование, работодатели, выпускники, статистика, анализ, рекомендации.

Системный подход в управлении качеством процессов широко распространен как на технологические системы, так и находит применение в прочих отраслях народного хозяйства, в оценке социально-экономических процессов [5]. Подготовка высокопрофессиональных специалистов в рамках обучения в профессиональных образовательных организациях выступает стратегической задачей развития общества, государства [3, 4]. Контроль качества подготовки и управление этих процессов осуществляется в общей концепции.

Перед авторским коллективом специалистов Тульского государственного университета возникла задача формирования научных основ управления качеством компетентностной подготовки студентов технических направлений вуза. Сформирован ряд элементов этапов исследования:

1. Обзор состояния вопроса, обоснование цели и постановка задач при разработке методов управления качеством компетентностной подготовки по техническим направлениям вуза.

2. Формирование статистических данных [1] об уровне компетенций студентов технических направлений вуза. Оценка регионального запроса на выпускников технических направлений.

3. Комплексная оценка данных по качеству подготовки студентов технических направлений. Формирование фактических и прогностических моделей качества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Разработка и тестирование алгоритмов формирования качества компетентностной подготовки кадров в по техническим направлениям подготовки университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.