ния социальных и экологических проблем, хотя формально декларируется, что данный закон является одним из важнейших документов в рамках реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.
Документ также определяет задачи и принципы промышленной политики, однако принципы обособлены от задач и фактически затрагивают различные аспекты предоставления промышленным предприятиям государственной поддержки, в том числе через меры торговой политики. Вводится новый инструмент политики в области привлечения инвестиций - «специальный инвестиционный контракт» (аналог белорусского «инвестиционного соглашения»), позволяющий предоставлять инвесторам практически любые льготы на срок до 10 лет. Особое место в документе отводится промышленной политике в оборонно-промышленном комплексе (ОПК). Предполагается, что промышленная политика в ОПК сделает его «эффективным инновационным ресурсом», нацеленным, однако, исключительно на нужды вооруженных сил и самого ОПК.
Очевидно, что концепция промышленной политики в России находится в стадии становления, однако в нынешнем виде она представляет собой скорее набор патерналистских и протекционистских мер, цели которых не согласованы с общеэкономическими и социальными целями развития страны. Вероятно, реализация промышленной политики в предлагаемом виде может повысить эффективность ОПК и даже способствовать некоторому ускорению роста в промышленности, однако ценой значительных потерь в эффективности вследствие нерационального перераспределения ресурсов и внесения существенных искажений в работу рынков.
Список литературы 1. European Commission (2010). An Integrated Industrial Policy for the Globalisation Era. Putting Competitiveness and Sustainability at Centre Stage, Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions COM (2010) 614.
2. European Commission (2012). Industrial Policy Communication Update: A Stronger European Industry for Growth and Economic Recovery, Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions COM (2012) 297 final.
3. European Commission (2014). For a European Industrial Renaissance, Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions COM (2014) 14 final.
4. Harrison, A., Rodriguez-Clare, A. (2010). Trade, Foreign Investment, and Industrial Policy for Developing Countries. In: Rodrik, D., Rosenzweig, M. (eds.) Handbook of Development Economics, Vol. 5, Elsevier.
5. Head, K. (1994). Infant Industry Protection in the Steel Rail Industry, Journal of International Economics 37, 141-65. Irwin, D. (2002). Interpreting the Tariff-Growth Correlation in the Late Nineteenth Century, American Economic Review Papers and Proceedings 92(2), 165-69.
6. Lehmann, S. H., O'Rourke, K. H. (2008). The Structure of Protection and Growth in the Late 19th Century, NBER Working Paper 14493, National Bureau of Economic Research.
7. Lin, J. (2009). Economic Development and Transition: Thought, Strategy, and Viability, Cambridge University Press.
8. Mobarak, A. M., Purbasari, D. P. (2006). Do multinational corpora-tions seek out politically connected firms? Evidence on Local Partner Search by MNCs in Indonesia, working paper.
9. Nishimizu, M., Page, J. (1982). Total factor productivity growth, technological progress and technical efficiency change: Dimensions of productivity, The Economic Journal 92, 920-36.
10. Pack, H., Saggi, K. (2006). Is There a Case for Industrial Policy? A Critical Survey, World Bank Research Observer 21(2), 267-97.
11. Rodrik, D. (2004). Industrial Policy for the Twenty-First Century, CEPR Discussion Paper 4767.
ОЦЕНКА И МОНИТОРИНГ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Карепов Игорь Анатольевич
Студент кафедры ГМиК КузГТУ, г. Кемерово Асанов Роман Сергеевич Студент кафедры ГМиК КузГТУ, г. Кемерово Вик Светлана Владимировна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики КузГТУ, г. Кемерово
С нашей точки зрения, процесс обеспечения экономической безопасности - это процесс устойчиво-сбалансированного развития экономики, ее диверсификации на структурно-инновационной основе, что позволяет проводить независимую экономическую политику и достигать глобальные стратегические цели страны в целях динамичного и постоянного повышения качества жизни населения.
Под экономической безопасностью субъекта Федерации (региона) можно полагать «совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики территории, органически интегрированной в экономику Федерации, как относительно самостоятельной структуры». На уровне города (района, поселка) с гра-
дообразующим предприятием экономическая безопасность предполагает поддержание устойчивого развития данного предприятия, исключающего отрицательное влияние на состояние и условия жизни проживающего на данной территории населения.
Сущность экономической безопасности региона реализуется в системе показателей (индикаторов). Оценка состояния экономики рассматривается с позиции развития процессов на территории в рамках ее экономической безопасности и включает набор индикаторов экономической безопасности (ИЭБ), которые позволяют количественно оценить, сигнализировать о грозящей опасности и осуществить комплекс программно-целевых мероприятий по стабилизации обстановки.
Для экономической безопасности территории принципиальным являются не сами показатели, а их пороговые значения, т.е. предельные значения, несоблюдение
(превышение или не достижение) которых приводит к началу разрушительных, нерегламентированных процессов на территории. Такие индикаторы пороговых ситуаций (ИПС) могут проявляться как отдельно, так и в комплексе.
На наш взгляд, для оценки уровня экономической безопасности региона вполне достаточным будет 13-15 показателей, достаточным, с точки зрения определения тенденций и вектора движения этого процесса. Или уровень экономической безопасности региона будет сориентирован в своем движении на достижение ее идеальных параметров, либо останется на прежнем месте, или, напротив, снизится. Для отслеживания этого движения необходимо осуществлять постоянный мониторинг данного процесса. Предложенная нами таблица состоит из 14 показателей, отражающих основные параметры региональной политики.
Система показателей экономической безопасности региона (Кемеровской области)
Показатели Пороговые значения Кемеровская Область (2003 г.) Кемеровская Область (2013 г.) Кемеровская Область (2014 г.)
1. Степень износа основных фондов, % 50 60-65 43,8 41,2
2. Доля обрабатывающих отраслей в промышленном производстве, % 60 24,5 19,8 20,8
3. Доля машиностроения в промышленном производстве, % 20 4,7 5,1 5,3
4. Доля новых видов продукции в общем объеме
выпускаемой продукции, % 6 1,1 1,4 1,5
5. Объем инвестиций, % к ВРП 25 22,5 23,2 24,1
6. Расходы на научные исследования, %, к ВРП 2 0,2 0,75 0,85
7. Дефицит бюджета, % к ВРП 5 1,5 1,6 2,3
8. Продолжительность жизни, лет 70 62,4 62 67
9. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности, % 7 23,5 12,9 12,6
10. Разрыв между доходами 10 процентов самых
высокодоходных и 10 процентов самых низко- 8 раз 12 раз 15раз 15 раз
доходных групп населения
11. Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения) 5 тыс. 1570 тыс. 1638 тыс. 2304 тыс.
12. Уровень безработицы (по методологии 7 10,8 6 6,2
МОТ)
13. Доля населения, проживающего в зонах,
подверженных действиям экологического за- 0,0 55 55 55
грязнения в общей численности, %
14. Доля импорта во внутреннем потреблении, всего, в том числе продовольствия 30% 25% прод. закрыто 35% закрыто 27% закрыто 25%
На основе анализа социально-экономического развития Кемеровской области в период 2003-2014 годов, с учетом особенностей экономики, можно дать оценку уровня экономической безопасности Кемеровской области, отследить динамику, тенденции и обозначить перспективу ее развития.
По экономическому потенциалу Кемеровская область — крупный территориально-производственный комплекс Российской Федерации. Основу экономики области составляют добывающие и перерабатывающие производства (72%). Доля остальных видов экономической деятельности менее значительна: химическое производство - 3,5 %, производство машин и оборудования - 5,1 %,
производство пищевых продуктов - 3,1 %, сельское хозяйство - 3,5 %, перерабатывающая промышленность - около 3 %, строительный комплекс формирует 5,4 % и др. На сегодняшний день Кузбасс производит 56 % угля, добываемого в целом по России, и 76 % наиболее ценных коксующихся марок, около 80 % всего угольного экспорта страны. Вклад Кузбасса в общероссийское производство стали составляет 15 % (каждая седьмая тонна), проката черных металлов - 14 %, азотных удобрений - 15 %, пластических масс и синтетических смол - 30 %, капролак-тама - 40 %, ферросилиция - 53 %, железнодорожных рельсов широкой колеи - 65 %, трамвайных рельсов - 100 %.
За 2004-2014 гг. Отраслевая структура ВРП Кемеровской области стала более сырьевой, доля добывающей
промышленности выросла с 20,6 до 29,6%, а доля обрабатывающей промышленности сократилась с 24,5 до 18,7%. Для области пока не характерна общероссийская тенденция увеличения роли сектора услуг в экономике, он дает менее 40% ВРП (по РФ в целом - 56%). Новый экономический кризис раньше и сильнее затронул Кемеровскую область из-за специализации на металлургии, а затем ударил по машиностроению и строительной отрасли. Пик кризиса пришелся на первые месяцы 2009 г., спад промышленного производства достигал 20-22% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Выход из кризиса начался раньше благодаря улучшению мировой конъюнктуры в металлургии, но этот импульс роста иссяк в 2010 г. Спад в целом за 2009 г. Был немного меньше общероссийского (9 и 11% соответственно). Производство важнейшего вида продукта - стали - уменьшилось на 7% и составило 7,6 млн. Тонн (13% общероссийского производства). Объем производства добывающей промышленности был более стабильным: добыча угля сократилась только на 2,7%, было добыто 178 млн. Тонн угля. Кризис способствовал росту концентрации российской добычи угля в Кузбассе: в 2008 г. На него приходилось 55% добычи российских углей, в 2009 г. - 59%. К концу 2010 г. Угольная промышленность, металлургия, машиностроение, производство транспортных средств и пищевая промышленность вышли на докризисные объёмы производства. Стали было произведено 8,4 млн т, металлопроката - 7,1 млн т. В 2010 г. Было добыто 185,5 млн т угля, что не только превысило докризисный уровень 2008 г., но и стало рекордным за всю историю угледобычи в Кузбассе.
Индекс промышленного производства в Кемеровской области за январь-октябрь 2014 года составил 102,8% к уровню аналогичного периода прошлого года, сообщил территориальный орган Росстата. Темпы промышленного роста за первые восемь месяцев года составляли 2,6%, за девять - 2,7%. Впрочем, увеличение темпов отмечено тогда, когда в аналогичный период прошлого года имел место спад.
В частности, он наблюдался в июле-сентябре 2013 года, а в октябре прошлого года прирост промпроизвод-ства составил менее 1%. В октябре 2014 года промышленное производство выросло на 2,6% по сравнению с октябрем прошлого года и на 4,6% по сравнению с сентябрем текущего года.
В сфере добычи полезных ископаемых рост за 10 месяцев 2014 года составил 4,9%, в том числе, в добыче угля, - 5%. В обрабатывающих отраслях рост производства за январь-октябрь текущего года - 1%, но ряде сегментов обрабатывающего сектора статистика наблюдает спад. В частности, в производстве машин и оборудования сокращение за 10 месяцев составило 24,2%, в металлургии - 2,9%.
Вместе с тем в кузбасской экономике активно развиваются и другие драйверы роста — оптовая и розничная торговля, гражданское и промышленное строительство, транспортные и логистические услуги. Высокие темпы показывают телекоммуникационные компании и сервисные компании. Наращивают динамику и такие промышленные сегменты, как добыча нерудного сырья, выпуск цемента и строительных материалов, пищевая промышленность, производство металлоконструкций, машиностроительной техники и оборудования.
Достаточно высок уровень развития сельского хозяйства, по объему производства сельскохозяйственной продукции область занимает 26-е место среди регионов страны. В Кузбассе производится 1,7% российского мяса, 1,4% молока, 2% яиц.
Область производит сырье и продукцию первого передела (уголь, металлы, удобрения) для мирового рынка, поэтому 90% ее внешнеторгового оборота составляет экспорт (9,7 млрд. Долл. Из 10,7 млрд. Долл. В 2008 г.). Основная доля экспортных операций приходится на предприятия угольной (61%) и металлургической (поставка черных металлов - 25%) промышленности. В 2008 г. Регион экспортировал более 40% производимой металлургической продукции, 43% угля, до 50% продукции химического производства (минеральные удобрения). Сырьевая специализация экономики региона и первичной переработки ресурсов создают опасную зависимость экономической ситуации в области от конъюнктуры на товарно-сырьевых рынках. Последняя, является цикличной — рост цен на продукцию основных отраслей экономики в любой момент может смениться их стагнацией или спадом. Любое увеличение цен на сырьевых рынках укрепляет позиции отраслей и предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых в валовом региональном продукте (равно как и наоборот, при снижении цен ослабляет).
Экономика области в номинальном выражении растет, восстановление происходит почти по всем направлениям, можно говорить о том, что рост стал устойчивым. Темп прироста выручки крупнейших компаний региона в 2011 году достиг 38,2%, превысив 810 млрд рублей. Официально (по данным Росстата) увеличение оборота предприятий Кемеровской области составило 36,8% (1 107,3 млрд рублей в 2011 году). Темп прироста доходов топовых компаний региона в 2011 году опережает результаты 2010 года на 4-6%, то есть увеличение оборота предприятий составляло уже 40,8-42,8%.
Сырьевые отрасли в силу нестабильности мировых рынков могут давать краткосрочные сбои в развитии региона, но сырьевым рынкам свойственно восстанавливаться. Значит, профильные отрасли Кузбасса являются гарантией его устойчивости и развития в течение следующих 10-15 лет. Повысится социально-экономическое значение непромышленных отраслей, возрастет роль среднего бизнеса (сервисного и производственного направления), все это в целом должно способствовать усилению экономической безопасности в промышленном секторе.
Список литературы
1) [Электронный ресурс] - URL: http:// lentaregion.ru/70456
2) [Электронный ресурс] - URL: http://kemoblast.ru/ region/economics/
3) [Электронный ресурс] - URL: http://gazeta.a42.ru/ lenta/show/defitsit-byudzheta-kuzbassa-v-2014-godu-sostavit-22.html
4) [Электронный ресурс] - URL: http://kemoblast.ru/ news/e-konomika/2014/11/21/k-kontsu-2014-goda-valovyj -regionalnyj -produkt-obem-vseh-proizvedennyh-v-kuzbasse-produktsii-i-uslug-za-minusom-materialnyh-zatrat-sostavit-695-mlrd-rublej.html