Научная статья на тему 'Оценка и контроль системы менеджмента качества современной транспортной компании'

Оценка и контроль системы менеджмента качества современной транспортной компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
700
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ / ISO / СТАНДАРТЫ ISO / ЛОГИСТИКА / КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / QUALITY MANAGEMENT / TRANSPORT COMPANY / ISO STANDARD / LOGISTICS / QUALITY OF PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Архангельская Ульяна Андреевна, Комарова Светлана Григорьевна

Соблюдение стандартов ISO 9000 служат относительно важным критерием в доказательстве качества предоставляемых компанией товаров и услуг. Наличие сертификата ISO у транспортных компаний влияет на их текущую и будущую деятельность. В результате анализа компаний, практиковавших внедрение этого стандарта, проглядывался значительный прогресс в их планово-экономическом секторе, надёжности и уровня развития в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT AND MONITORING OF QUALITY MANAGMENT IN MODERN COMPANIES OF TRANSPORT

The ISO certificates are one of the most important things and criterion, which can prove the quality of company products and services. The current and future activity of companies will depend on this certificate. As a result, there was runaway progress in economics, reliability and level of development in company.

Текст научной работы на тему «Оценка и контроль системы менеджмента качества современной транспортной компании»

УДК 621.311:005

Архангельская У. А.*, Комарова С.Г.

Российский Химико-Технологический Университет им. Д.И.Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская пл., д. 9 *e-mail: [email protected]

ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОЙ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ

Соблюдение стандартов ISO 9000 служат относительно важным критерием в доказательстве качества предоставляемых компанией товаров и услуг. Наличие сертификата ISO у транспортных компаний влияет на их текущую и будущую деятельность. В результате анализа компаний, практиковавших внедрение этого стандарта, проглядывался значительный прогресс в их планово-экономическом секторе, надёжности и уровня развития в целом.

Ключевые слова: менеджмент качества, транспортная компания, ISO, стандарты ISO, логистика, качество продукции.

С давних пор во всём мире огромное значение уделяется качеству продукции и услуг. Только в том случае, если компания заслужила доверие потребителей не только яркой презентацией, но и качеством, её можно считать успешной. Для всеобъемлющего внедрения качества нужно начинать контроль уже с разработок и первых заказов компании. Для достижения успеха в разнообразных видах деятельности в современных условиях должны применяться не отдельные мероприятия по повышению качества, а должен использоваться комплексный системный подход к управлению качеством на уровне предприятий и организаций, который бы учитывал все факторы, влияющие на качество. Система менеджмента качества нацелена на обеспечение стабильного и высокого качества продукции, что подразумевает, как минимум, выполнение требований к продукции. Качество- это выполнение этих требований. Система менеджмента качества в транспортной сфере предъявляет требования к поставщикам деталей, компонентов и материалов не только для производителей автомобильной техники, но и для компаний, оказывающих транспортные услуги. Данные требования определены стандартами ISO 16949 и ISO/TS 16949, которые были составлены Международной организацией автомобильной промышленности, ассоциацией производителей транспортных средств и Международной Организацией Стандартизации. Транспортные компании России , которые за последнее десятилетие набрали популярность, не являются исключением по внедрению стандартов ISO серии 9000. Цель Стандарта ISO 9000: бесперебойное функционирование документированной системы менеджмента качества продукции предприятия-поставщика. Существует 8 основных принципов управления качеством по стандартам серии ISO 9000: ориентация на потребителя, лидерство руководства, вовлечение работников в

организационные процессы, процессный подход, принятие фактических решений (т.е. решений, основанных на фактах), постоянное улучшение,

системный подход к управленческой деятельности внутри организации, взаимовыгодные отношения с клиентами, поставщиками.

Наличие сертификата ISO 9000 зачастую является ключевым фактором успеха на многих рынках или даже выхода на них. Оно свидетельствует о принадлежности компании к цивилизованному деловому миру. Кроме того, системы качества многих компаний требуют наличия

сертифицированных систем качества у их поставщиков.

Целесообразно оценить внедрение стандартов ISO в транспортных компаниях можно по нескольким направлениям. Состояние экономики: нестабильная экономическая ситуация в стране вызывает необходимость сертифицировать систему менеджмента качества, которая создаст возможность для роста компании в целом, в том числе и в области качества. Информационная насыщенность стандарта, его ясность сказывается на упрощенном процессе его внедрения. Внедрение в транспортную компанию стандарта ISO 9000 делает её более престижной, более конкурентоспособной на рынке идентичных услуг . Последний фактор можно проконтролировать тем, что компания уже прошла сертификацию менеджмента качества своей продукции. Стандарты ISO 9000 большое внимание уделяют способностям самой компании удовлетворять потребности всех заинтересованных сторон: от сотрудников до потребителей. Наличие стандарта ISO,который компании внедряют чтобы улучшить менеджмент качества, может создать ей дополнительную инвестиционную

привлекательность, в особенности, если компания планирует выйти на зарубежные рынки. Кроме этого, контролировать необходимо не только внешнюю сущность компании, огромное внимание уделяется также и её внутренней организации (контроль операций, контроль готовой продукции, услуг, входной контроль). На наш взгляд, сложнее контролировать внутреннюю сущность компании после внедрения стандарта, так как в стандартах

серии ISO 9000 не предусмотрены регламентированные процедуры проведения работ, присутствуют общие требования к качеству, но не описаны способы достижения этого уровня качества. Особенности определения качества транспортных услуг должны учитываться при разработке проекта внедрения системы менеджмента качества на предприятии транспортного комплекса . Ряд компаний, уже внедривших ISO 9000, считают себя, по крайней мере, более конкурентоспособными по сравнению со своими коллегами по отрасли. На практике это подтверждает тот факт, что до внедрения стандартов серии ISO 9000 более 50% случаев недочетов транспортного обслуживания связаны с потерей контроля над управлением компанией или её подразделением. Так орган внедрения системы менеджмента качества основное внимание должен уделять 1) своим клиентам, 2) предотвращению негативных ситуаций в организации, 3)упрощению понимания некоторых аспектов самого стандарта, который внедрён в компанию. Проконтролировать работу СМК может только руководство организации, которое несёт как ответственность перед клиентом за соответствия внедрённым стандартам, так и уместность сертификации деятельности в целом. Таким образом, внедрение сертификата качества в транспортные компании имеет ряд преимуществ: улучшение позиции компании на рынке, участие в разнообразных тендерах, повышение её конкурентоспособности, увеличение рынка услуг,

предоставляемых организацией. В заключении хотелось бы отметить главную цель внедрения стандартов серии ISO 9000- с их помощью компании, в частности транспортные, могут существенно увеличить уровень развития и укрепить позиции компании на рынке сбыта. Для четкого взаимодействия клиента и экспертов в области стандарта ISO 9000 и информационных технологий необходимо следовать соответствующим методикам, которые являются своеобразным дополнением к внедряемым стандартам. Многие российские компании столкнулись с глубочайшим кризисом доверия со стороны западных партнеров. Если оценивать ситуацию реально, практически перекрыт доступ на финансовые рынки. Кроме того, страдают и те компании, которые могут успешно работать и развиваться. Большой риск внутри страны мешает объективно оценить российскую компанию как возможного контрагента или объект инвестиций. В этих условиях система качества, построенная в соответствии с ISO 9000 и сертифицированная признанным в мире сертификационным обществом, приобретает особое значение. По существу, наличие такой системы подтверждает способность высшего руководства управлять компанией и свидетельствует о наличии стратегических планов. Работа с подобной компанией всегда будет считаться менее рискованной, и это будет непременно сказываться как на развитии компании в целом, так и на менеджменте качества в частности.

Архангельская Ульяна Андреевна, студентка 3 курса факультета Институт Экономики и Менеджмента, РХТУ им.Д.И.Менделеева, г.Москва, Россия

Комарова Светлана Григорьевна,к.т.н., доцент кафедры стандартизации и инженерно-компьютерной графики РХТУ им.Д.И.Менделеева, г.Москва, Россия

Литература

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования

2. Розина, Т.М. Распределительная логистика [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Т.М. Розина. - Минск: Выш. шк., 2012. - 319 с.

Arkhangelskaya Uliana Andreevna

D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. e-mail: arhangelskaya [email protected]

ASSESSMENT AND MONITORING OF QUALITY MANAGMENT IN MODERN COMPANIES OF TRANSPORT.

Abstract

The ISO certificates are one of the most important things and criterion, which can prove the quality of company products and services. The current and future activity of companies will depend on this certificate. As a result, there was runaway progress in economics, reliability and level of development in company.

Key words: quality management, transport company, ISO, ISO standard, logistics, quality of products.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.