Научная статья на тему 'Оценка и классификация факторов, сдерживающих инновационную восприимчивость региона'

Оценка и классификация факторов, сдерживающих инновационную восприимчивость региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ РЕГИОНА / ФАКТОРЫ / СДЕРЖИВАЮЩИЕ ИННОВАЦИОННУЮ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТИ / REGION INNOVATIVE SUSCEPTIBILITY / FACTORS RESTRAINING THE INNOVATIVE SUSCEPTIBILITY / REGIONAL INNOVATIVE SUSCEPTIBILITY ASSESSMENTS CRITERIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осипова Ольга Николаевна, Бороздина Н. С.

В данной статье проводится оценка существующей классификации факторов, сдерживающих инновационную восприимчивость региона, уточняются критерии классификации и классификационные признаки, на основе системного анализа формируется комплексный подход к оценке инновационной восприимчивости региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION AND CLASSIFICATION OF THE FACTORS RESTRAINING REGION INNOVATIVE SUSCEPTIBILITY

The article gives the assessment of the current classification of the factors restraining the region innovative susceptibility. The classification criteria and features are specified; the complex approach to the regional innovative susceptibility assessment is formed on the basis of system analysis.

Текст научной работы на тему «Оценка и классификация факторов, сдерживающих инновационную восприимчивость региона»

УДК 338.242

ОЦЕНКА И КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ, СДЕРЖИВАЮЩИХ ИННОВАЦИОННУЮ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ РЕГИОНА

О.Н. Осипова, Н.С. Бороздина

Ивановский государственный химико-технологический университет

В данной статье проводится оценка существующей классификации факторов, сдерживающих инновационную восприимчивость региона, уточняются критерии классификации и классификационные признаки, на основе системного анализа формируется комплексный подход к оценке инновационной восприимчивости региона.

Ключевые слова: инновационная восприимчивость региона; факторы, сдерживающие инновационную восприимчивость; критерии оценки региональной инновационной восприимчивости.

Инновационная восприимчивость трактуется в научной литературе, как способность создавать и применять пионерные технологические новшества, либо готовность и способность того или иного предприятия (организации) осуществить впервые и воспроизвести (воспринять) новацию.

Актуальность инновационного развития предприятий регионов продиктована не только внешними вызовами, но и внутренними проблемами, а именно, необходимостью обеспечения экономически сбалансированного развития экономики страны.

Целью данного исследования является классификация причин, которые не позволяют перейти региону на инновационный путь развития. Уровень инновационного развития региона определяется двумя факторами: инновационной восприимчивостью и инновационной активностью региона (рис. 1).

Инновационная активность это комплексная характеристика инновационной деятельности, включающая степень интенсивности действий по трансформации новации и их своевременность, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества и обеспечить обоснованность применяемых методов.

Инновационная восприимчивость

- способность создавать и приметать пионерные технологические новшества, готовность и способность того или иного предприятия осуществить впервые и воспроизвести новацию.

Инновационная восприимчивость или инновативность фирмы зависит от различных внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам относится наличие благоприятных экономических, организационных, психологических, кадровых и технических условий для инноваций. Важным звеном в поддержке инновационных инициатив на предприятии является и информационный аспект, то есть место взаимодействия информации о нововведениях в системе принятия решений на предприятии. Важную роль играют внешние факторы, связанные с развитостью рыночных отношений; состоянием финансово-экономической системы; социально-экономическими и политическими факторами; наличием или отсутствием благоприятного инновационного климата и поддержки со стороны государства; позиционированием предприятия в отрасли; характеристики самой отрасли; развитостью соответствующей инфраструктуры местоположения предприятия.

Инновационная восприимчивость предприятий выглядит следующим образом. Технологический лидер упирается в собственный технологический предел. В это же самое время большая масса конку-рентов-имитаторов перенимает передовые технологии и стремится догнать лидера. Стремясь сохранить свое преимущество, лидер, достигший технологического предела, начинает искать новые технологические решения. Для этого он осуществляет поисковую деятельность и тем самым пре-

вращается в инноватора. Сгенерировав инновацию, он ее внедряет, повышает свой технологический уровень и снова отрывается от своих преследователей. Инновато-

ров в экономике всегда мало (по крайней мере, ограниченное число), а имитаторами (по крайней мере, потенциальными) являются все остальные участники рынка.

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

Инн ов ащноннля ВОСПРИИМЧИВОСТЬ региона

І їннов анионная активно сть региона

Проігїв одительно сть труда

Затрать:

разраб-

трлтына исследования и боткина 1 занятого

Фондоотдача

Экологичность

производства

Затр а тына технол о п гческие ннновацнина 1 занятого

Выпуск инновационной продукции на душу населения

Рис.1. Факторы, характеризующие

Не беря во внимание редчайшие исключения, инновации генерируют, как правило, технологические лидеры, а не фирмы-аутсайдеры. Именно поэтому в реальной экономике инновациям предшествует технологическое выравнивание. Если же технологический разрыв между лидером и преследователями слишком велик, то это отрицает между ними серь-

инновациоиное развитие региона

езную конкуренцию, что в свою очередь делает бессмысленными вложения в инновации. Именно этот механизм и лежит в основе «диагональной закономерности» формирования инновационных и технологических укладов экономики.

Проведем оценку и классифицируем факторы, ограничивающие переход к инновационной экономике (рис.2).

Т

Низкое

производственное

разнообразие

Отсутствие крупных местных компании

Отсутствие поддержки адмикистраі$ш малого и среднего предпринимательства

Непоследовательность развития экономики региона

Т

— Низкая рыночная во стреб о ванн ость инноваций — |Н епоследовательность в инновационнотехнологической политике

— Низкая вероятность коммерческого успеха инновации при значительных рисках — Отсутствие четкой концепции развития

Отсутствие Отсутствие

эффективной проработанного

координации инновационного

инновационных идеи законодательства

п

ФАКТОРЫ БИЗНЕС- ФАКТОРЫ ПРАВОВОГО СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

ОКРУЖЕНИЯ ФАКТ ОРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФАКТОРЫ НАУКИ

Низкий уровень жизни населения

Отсутствие синергии, интеграции опыта

Низкий платежеспособный спрос на инновации

Цивилизационный

разрыв

Отсутствие поддержки международного сотрудничества

Недостаточная

инвестиционная

грамотность

Отсутствие

«инновационных

центров»

Рис. 2. Факторы, ограничивающие переход регионов к инновационной экономике

Рассмотрим факторы предложенной классификации более подробно:

I. Региональные (Факторы окружения):

1. Превалирование низкого производственного разнообразия. К сожалению, состав доминирующих отраслей и видов деятельности регионов выстраиваются в следующую иерархию: добыча и переработка полезных ископаемых с акцентом на неф-те- и газодобычу (если присутствуют соответствующие месторождения и благоприятный экономический климат ); металлургия (с учетом факторов размещения производства и исторически сложившейся специализацией региона); торговля; агропромышленный комплекс; строительство. Химическая промышленность, электроэнергетика и деревообрабатывающая промышленность встречаются гораздо реже. Все остальные отрасли, включая ОПК, машиностроение, рыбное хозяйство и легкую промышленность, фигурировали -лишь эпизодически. То есть в экономике регионов по-прежнему превалирует низкое производственное разнообразие. Традиционные отрасли образуют костяк региональной экономики, а все новые и высокотехнологические отрасли выступают, в лучшем случае, символическим придатком к ним. Финансово-экономический кризис показал, что регионы, имеющие низкий уровень диверсификации бизнеса - как например в Ивановской области - сталкиваются с куда более серьезными проблемами формирования бюджета, чем их более предприимчивые и активные соседи. Первоочередная задача состоит в сохранении и умеренном расширении отраслевой диверсификации регионов.

2. Отсутствие крупных местных компаний (более высокой конкурентной среды). В российских регионах превалирует самая примитивная экономика, не являющаяся самодостаточной, "отсутствие крупных местных компаний". Построение инновационной экономики невозможно без построения производственной платформы, иначе негде внедрять новые технологии, реализовывать новые проекты. С появлением достаточного количества успешных

производств возрастет конкуренция. На этом фоне сами предприятия инициируют инновационную деятельность, воспринимая новшества, внедренные в производства, как потенциальный источник получения прибыли, а не как необоснованные затраты. Инновационное развитие - это не только, и не столько, забота государства, сколько составляющая конкурентного преимущества бизнеса. Специфика сложившейся в настоящее время ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные фундаментальные и технологические разработки, уникальная научно-производственная база. В то же время крайне слаба ориентация существующего инновационного потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности. Основные усилия должны быть направлены не на многочисленные точечные мероприятия по стимулированию инноваций, а на разработку цельной программы по ликвидации отставания за счет развития всей экономической системы. На территории Ивановской области разработаны шесть проектов: "Текстильно-промышленный кластер Ивановской области", "Создание торговосервисной инфраструктуры международного аэропорта "Иваново-Южный", "Создание гольф-клуба в г. Плесе", "Создание инфраструктуры островов "Асафовы горы" в г. Юрьевец", "Строительство гостиничного торгово-развлекательного комплекса по проспекту Ф. Энгельса (ООО "Волга-Транс"), "Строительство деревообрабатывающего завода "Эггердревпродукт", взаи-моувязка которых осуществлена в рамках Концепции Социально-экономического развития Ивановской области до 2020 г.

3. Отсутствие поддержки администрации малого и среднего предпринимательства. Формально практически в каждом регионе существуют программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Однако получение реальной помощи от администрации должно предполагать не только софинансирование затрат на организацию или поддержание бизнеса, но и оказание консультативной, информа-

ционной, правовой поддержки субъектов регионального малого и среднего бизнеса.

4. Непоследовательность развития экономики региона. Еще одним необходимым условием начала разработок и исследований по определенному направлению является динамичность развития экономики в данном направлении. Если отрасль или регион находятся в кризисном состоянии, то бесполезно снабжать их инновациями. Сначала они должны «взорваться», нарастив высокие темпы роста, а только потом этот рост необходимо будет поддержать инновациями. В регионе имеющем узкую отраслевую специализацию, в особенности с неконкурентоспособными отраслями реализовать стратегию инновационного прорыва невозможно.

II. Бизнес-Факторы:

1. Низкая рыночная востребованность инноваций. Непременными свойствами инноваций является их рыночная востребованность. Инновации должны обладать не только новизной как ко всему обществу, так и по отношению к конкретной организации, но и удовлетворять рыночному спросу, то есть обладать рыночным потенциалом как показателем эффективности работы предприятия, реализации его инновационного потенциала. Еще одно условие начала разработок и исследований по определенному направлению является наличие конкуренции. Если таковая отсутствует, то инновации просто никому не нужны. Именно этот принцип отсутствует в большинстве отраслей российской экономики и ее регионов. Развитие конкуренции должно предшествовать финансированию инноваций.

2. Низкая вероятность высокого коммерческого успеха инновации при значительных рисках Коммерческий успех инновации определяется двумя основными факторами: возможностью внедрения инновационной идеи в производство и тиражирования нового продукта в необходимых масштабах; соответствием новинки потребностям участников рынка. Возможность внедрения и тиражирования инновационной идеи — есть суть показателя ин-

новационной восприимчивости предприятия, тогда как соответствие новинки запросам рынка, составляющая коммерческого успеха, есть отражение коммерческой эффективности деятельности инновационного предприятия, его рыночного потенциала. В российских регионах объективных рыночных условий для развития инновационной экономики пока нет. Любые попытки продавливания инновационных проектов «новой» экономики будут наталкиваться на отсутствие спроса. Учитывая же консервативную структуру спроса в регионах, можно утверждать, что первоочередная задача состоит в сохранении и умеренном расширении отраслевой диверсификации регионов. В этой связи следует пересмотреть отраслевые приоритеты в сторону традиционных отраслей, так как их слабое развитие препятствуют формированию рынка инноваций.

3. Отсутствие эффективной координации инновационных идей. Долгое время в нашей стране отсутствовала не только координация, но и единая база инновационных разработок. Потенциальный инвестор вынужден был действовать в условиях чрезвычайной неопределенности. Задача создания единого банка данных инновационных идей и разработок сегодня поэтапно решается. На уровне регионов, федеральных округов и федерации в целом организуются инновационные конвенты, формируются базы данных презентованных инновационных разработок. Однако процесс координации и управления реализацией наиболее перспективными разработками попросту отсутствует. Поэтому многие идеи, инновационные и перспективные по определению, не доходят до адресата.

Ш. Факторы правового регулирования (законодательный аспект).

1. Непоследовательность в инноваци-онно-технологической политике правительства. Многие инновационнотехнологические начинания российского правительства содержат в себе неправомерные перескоки на стадию разработки

инноваций, для которых еще не созданы технологические предпосылки.

2. Отсутствие четкой концепции развития. Основной правовой базой на федеральном уровне, регулирующей инновационный процесс, в настоящее время является законодательство в области интеллектуальной собственности. При этом вопросы стимулирования инновационной деятельности и поддержки инновационного бизнеса имеют фрагментарный, не до конца проработанный характер. Подчас они слабо увязаны между собой, отдельные нормы изложены недостаточно четко, не стимулируют использование достижений научно-технического прогресса в развитии отечественного производства, защиту отечественного товаропроизводителя и потребителя. Инновационная сфера остается малопривлекательной для отечественного банковского капитала, иностранных инвесторов и частного капитала. Необходимо не только формирование прогрессивного технологического уклада, но и использование всего арсенала инструментов прямого и косвенного государственного регулирования для инвестирования инновационной деятельности. Консерватизм, неумение мобильно переходить на новую инновационную экономику оборачивается государству потерей. Необходимо завершение формирования законодательной и нормативноправовой базы проводимой экономической реформы.

3. Фактическое отсутствие проработанного инновационного законодательства (защита интеллектуальной собственности).

ГУ. Социальные Факторы.

1. Низкий уровень жизни населения.

Этот фактор сказывается на формировании потребительских ожиданий и потребительских предпочтений. Степень конкурентоспособности многих товаров определяется показателем низкой цены товара и, как результат, невысокими нормами прибыли производителей. Осуществление модернизации предполагает значительные инвестиционные вложения, источником которых выступают либо аккумулированные

собственные средства, либо - заемные. Создание первых невозможно в силу низкой рентабельности действующего производства, а привлечение заемных - слишком дорого и часто нецелесообразно. Более того, после проведения модернизации качественно новый продукт может стоить значительно дороже. Низкий платежеспособный спрос ограничивает целесообразность внедрения многих инноваций. Исключение составляют инновации, направленные на ресурсосбережение и снижение себестоио-сти уже известного востребованного продукта.

2. Отсутствие синергии, интеграции опыта. Инновационная экономика должна быть основана на знании, в том числе научном. Это всегда интегрированная категория. Если научное знание может существовать само по себе, то в инновационной экономике знание в различных отраслях интегрируется, позволяя извлекать синергетический эффект. В российской науке и практике уровень знаний в различных сферах несопоставим между собой. Для синхронизации векторов развития приоритетных разработок, целесообразно развивать не моноотраслевые научные направления, а разрабатывать интегрированные научные подходы в рамках системного анализа.

3. Низкий платежеспособный спрос на инновации (психологическая неготовность платить больше за инновации).

V. Фактор науки.

1.Цивилизационный разрыв. Международная ИТМ (инвестиционно-техническая матрица) России фиксирует цивилизационный разрыв между Россией и развитыми странами мира. Например, США и российские регионы находятся на совершенно различных этапах инновационнотехнологического развития. Теоретически ликвидировать такой разрыв, конечно, можно, однако это требует колоссальных экономических ресурсов и высокой институциональной гибкости. Если первый фактор у России есть, то второй фактор отсутствует полностью. Несмотря на это попытки ликвидировать цивилизационный разрыв на территории России предпринима-

ются. Свидетельством тому является разработанная и реализуемая программа модернизации отечественных отраслей промышленности, программа ресурсосбережения и энергоэффективности и т.д.

2. Отсутствие поддержки международного академического и научного сотрудничества. Большинство разработок, патентующихся в западных университетах, сделаны в сотрудничестве с другими университетами или зарубежными научными центрами. В России практически не реализуются проекты для поддержки международного академического и научного сотрудничества. Исключение составляет проект «Сколково», реализуемый по инициативе президента РФ. Большинство научных отечественных разработок получают российский патент, международный статус у данных разработок отсутствует.

3. Недостаточная инвестиционная грамотность предпринимателей Сложно говорить о переходе на инновационную экономику, которая, как минимум, требует высокого уровня инвестиционной грамотности предпринимателей и осознания механизмов протекания инновационного процесса. Повышение инновационной и инвестиционной грамотности способствует повышению ответственности и формированию экономических стимулов предпринимателей в процессе осуществления инновационной деятельности. Непонимание перспектив развития экономики, основных направлений функционирования отраслей демотивирует предпринимателя к осуществлению инновационной деятельности и осуществлению инновационных проектов.

4. Отсутствие «инновационных центров».

Анализ инновационного потенциала каждого предприятия должен зависеть от соотношения основных составляющих и включать исследование таких факторов, как: наличие ресурсов для инновационной деятельности, а также их распределение в организации; способность реагировать на новаторские действия конкурентов и принимать во внимание тенденции развития отраслей, где она функционирует; способность менеджмента анализировать технологическую среду бизнеса; структурные и социокультурные особенности компании, влияющие на характер предпринимательского поведения, способность руководства принимать решения по реализации предпринимательских инициатив.

В целом, предложенная классификация позволяет диагностировать «болевые точки» регионов, отграничивающие их инновационное развитие. Это позволит создать условия для оптимального решения стратегической задачи формирования базы для устойчивого экономического развития и перехода на инновационный путь развития экономики.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Разработка модели инновационного развития региона в условиях нестационарной экономики». 10-02-54619а/Ц.

ЛИТЕРАТУРА

1. Качалов А. Ивановская область представляет свой инновационный потенциал в Каннах // Капитал Страны от 14.03.2008 г. [электронный ресурс] -http://www.kapital-rus.ru

2. Балацкий Е.В. Инновационно-технологическая матрица российских регионов// Капитал Страны от 12.07.2010 г. [электронный ресурс] http://www.kapital-rus.ru.

Рукопись поступила в редакцию 14.12.2010.

EVALUATION AND CLASSIFICATION OF THE FACTORS RESTRAINING REGION INNOVATIVE SUSCEPTIBILITY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

O. Osipova, N. Borozdina

The article gives the assessment of the current classification of the factors restraining the region innovative susceptibility. The classification criteria and features are specified; the complex approach to the regional innovative susceptibility assessment is formed on the basis of system analysis.

Key words: region innovative susceptibility, factors restraining the innovative susceptibility, regional innovative susceptibility assessments criteria.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.