Научная статья на тему 'Оценка характера деятельности судебно-медицинской службы в зависимости от уровня финансирования бюро судебно-медицинской экспертизы'

Оценка характера деятельности судебно-медицинской службы в зависимости от уровня финансирования бюро судебно-медицинской экспертизы Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
143
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕРТИФИКАТ / МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Вылегжанин С. В., Рязанов Н. П., Заславский Г. И., Молин Ю. А., Амелехина О. Е.

В статье представлены объективные данные о связи уровня финансирования региональных Бюро судебно-медицинской экспертизы и ключевых показателей его экспертной деятельности. На обширном материале (проанализирован десятилетний период времени) прослежена динамика финансовых и экспертных показателей, даны практические рекомендации по взаимодействию органа управления здравоохранением и судебно-медицинской службы области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Вылегжанин С. В., Рязанов Н. П., Заславский Г. И., Молин Ю. А., Амелехина О. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка характера деятельности судебно-медицинской службы в зависимости от уровня финансирования бюро судебно-медицинской экспертизы»

медицинская, может производиться вне государственных экспертных учреждений лицами, обладающими специальными познаниями. В Федеральном законе № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в

РФ» для таких случаев указано, какие статьи этого закона распространяются на экспертную деятельность этих лиц. В приказе Минздравсоцразвития № 346н нет указания на распространение его пунктов на экспертную деятельность таких лиц.

© С.В. Вылегжанин, Н.П. Рязанов, Г.И. Заславский, Ю.А. Молин, О.Е. Амелехина, 2012 УДК 340.6

С.В. Вылегжанин, Н.П. Рязанов, Г.И. Заславский, Ю.А. Молин, О.Е. Амелехина ОЦЕНКА ХАРАКТЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮРО СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Комитет по здравоохранению Ленинградской области (председатель - д.м.н. А.А. Лобжанидзе);

ГКУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Ленинградской области» (начальник - проф. Г.И. Заславский) В статье представлены объективные данные о связи уровня финансирования региональных Бюро судебно-медицинской экспертизы и ключевых показателей его экспертной деятельности. На обширном материале (проанализирован десятилетний период времени) прослежена динамика финансовых и экспертных показателей, даны практические рекомендации по взаимодействию органа управления здравоохранением и судебно-медицинской службы области.

Ключевые слова: медицинская деятельность, сертификат, медицинские услуги.

ASSESSMENT OF THE NATURE OF THE FORENSIC SERVICE, DEPENDING ON THE LEVEL OF FUNDING FOR THE BUREAU OF FORENSIC MEDICINE S.V. Vylegzhanin, N.P. Ryazanov, G.I. Zaslavsky, J.A. Molin, O£. Amelehina In the article the objective data about relation of level of financing of regional Bureaus of a forensic medical examination and key indicators of its expert performance is presented. On a comprehensive data (the ten years' period of time has been analyzed) dynamics of financial and expert indicators has been tracked, practical recommendations about interaction of controls by public health services and forensic medical service of area have been made.

Key words: management of public health services, forensic medical examination bureau, performance indicators.

Судебно-медицинская служба является неотъемлемой частью отечественного здравоохранения и традиционно участвует в решении комплекса задач, которые ставятся правительством перед Министерством здравоохранения. В последние годы проблемы такого взаимодействия активно обсуждались в Ленинградской области (ЛО).

Национальный проект «Здоровье» (далее Проект) определяет две основные цели: укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни россиян, формирование в стране положительной демографической ситуации. Одним из путей достижения положительной демографической ситуации в стране является снижение показателей смертности. Решение этой задачи лежит на пути комплексного подхода к решению проблемы усилиями не только здравоохранения, но и экономических, производственных, социальных, правоохранительных структур. Судебно-медицинская экспертиза в этом блоке является источником сведений о структуре и причинах смертности, дефектах оказания медицинской помощи.

Вследствие этого в работе Комитета по здравоохранению ЛО по снижению смертности населения принимает участие и судебно-медицинская служба. В этой связи в бюро судебно-медицинской экспертизы (БСМЭ) сформирована группа, которая работает по следующим направлениям:

1. Снижение смертности от заболеваний, отравлений и травм во взаимодействии с учреждениями здравоохранения ЛО;

2. Снижение смертности во взаимодействии с местными органами исполнительной власти;

3. Снижение смертности от транспортной травмы во взаимодействии со службами скорой медицинской помощи и органами исполнительной власти;

4. Совершенствование посмертной диагностики.

В рамках реализации этих магистральных направлений проводятся анализ материалов «врачебных дел» сов-

местно с врачами-клиницистами по выявлению ошибок оказания медицинской помощи, а также оценка качества диспансеризации населения, эффективности пре- и пост-мортальной диагностики заболеваний.

Начиная с 2006 года, судебно-медицинская служба ЛО по своим запросам получает амбулаторные карты скоропостижно умерших вне стационара жителей области в возрасте от 18 до 70 лет. Ежегодно судебно-медицинскими экспертами исследуется 3-3,5 тыс. таких случаев. Среди них в возрасте 35-55 лет (возрастная категория, подвергающаяся диспансеризации) - около 1,2-1,5 тыс. Наблюдается постепенное улучшение последнего показателя в сравнении с предыдущим годами (с 45 до 51%).

По судебно-медицинским данным при сопоставлении показателей 2008-2011 г.г. выявлены следующие основные тенденции: сокращение доли граждан, умерших в возрасте 35-55 лет; стабилизация показателя представляемых амбулаторных карт на недостаточном уровне - 44%; низкий уровень (16%) диспансеризации среди скоропостижно умерших; неравномерная доля расхождений амбулаторного и посмертного диагнозов по основным нозологическим формам: по ХИБС - 13%, по ЦВБ - 38%, по гипертонической болезни - 76%, по патологии печени - 23%. Все эти показатели были систематизированы по районам ЛО и предоставлены в Комитет по здравоохранению, а также руководству районных больниц для активного использования в работе с врачами амбулаторно-поликлинического звена. Дополнительно эти данные анализировались на совместных совещаниях участковых терапевтов и судебно-медицинских экспертов. Ежеквартально руководству комитета по здравоохранению, главам муниципальных образований (МО) предоставляются сведения о структуре смертности в МО для оперативного принятия главами МО управленческих решений.

Для объективизации показателей смертности населения ЛО скорректирована достоверность сведений в

отношении граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации, но умерших в ЛО. В летний период в районных судебно-медицинских отделениях доля судебно-медицинских исследований трупов иногородних достигает 20%. Существенно сблизила статистические данные Бюро и сведения, поступающие в органы Государственной статистики практика выдачи окончательных медицинских свидетельств о смерти после получения результатов дополнительных исследований.

Принятие управленческих решений по оптимизации экспертной деятельности включает обобщение результатов контроля и анализа, выполненных на предыдущих этапах, выбор форм дополнительного контроля и принятие решений о проведении углубленного анализа (рецензирования экспертной документации, обследования структурных подразделений, заслушивания отчетов о работе, о проведении совместных координационных совещаний с руководством правоохранительных органов и учреждений здравоохранения). На основе обобщения полученной информации происходит выработка управленческих решений и определение мероприятий по предупреждению выявленных ошибок и совершенствованию экспертного процесса - корректировка плана учебных мероприятий, индивидуальное обучение на рабочем месте, прикрепление куратора или наставника, внеочередная переаттестация, рецензирование экспертной документации и т. д.

Нам представилось интересным, в продолжение цикла исследований оптимизации организации судебно-медицинской службы, рассмотреть другой аспект взаимодействия Комитета по здравоохранению и БСМЭ. В этих целях проанализированы сроки и качество экспертиз в случаях убийств, как основного показателя экспертной работы, и финансирование ключевых статей сметы, обеспечивающих функционирование базы учреждения.

Характер деятельности по финансированию обсуждаемых направлений представлен в таблице 1.

Таблица 1

Денежные средства, потраченные на медицинское оборудование для лабораторий и РСМО (руб.)

Из нее следует, что за последние шесть лет в улучшении приборной базы Комитетом здравоохранения вложено свыше 15 млн. рублей. Это позволило выполнить обеспечение лабораторных отделений современным оборудованием для идентификации ядовитых веществ (газовый хроматограф с масс-селективным детектором), технологической линией по изготовлению гистологичес-

ких препаратов, дооснащением молекулярно-генетичес-кого отделения до уровня одного из лучших в стране.

На обеспечение достойных и безопасных условий труда, непосредственно влияющих на конечные результаты экспертной работы, за 6 лет выделено более 8,2 млн. рублей. При этом это направление не финансировалось лишь в кризисном 2009 году (таблица 2).

Таблица 2

Расходы на капитальный ремонт (руб.)

Года Здание бюро Морги Итого:

2006 г. 2102018,00 59567,58 2161585,58

2007 г. 1653790,00 0,00 1653790,00

2008 г. 1169708,65 757484,00 1927192,65

2009 г. 0,00 0,00 0,00

2010 г. 990985,00 448468,00 1439453,00

2011 г. 0,00 998640,00 998640,00

Таблица 3

Количество компьютеров, полученных БСМЭ ЛО с 2005 по 2011 гг.

Года Кол-во РСМО Другие лаб. и отделы БСМЭ

2005 г. 37 18 19

2006 г. 12 1 11

2007 г. 26 6 20

2008 г. 18 7 11

2009 г. 6 2 4

2010 г. 61 20 41

2011 г. 1 0 1

Итого: 161 54 107

Четкое функционирование работы современного учреждения немыслимо без максимального обеспечения персональными компьютерами, объединенными модемной связью, сопровожденных системами Интернета и электронной почты. В ЛОБСМЭ обеспеченность экспертов ПК приблизилась к 100%, средних медицинских работников - к 80%.

Компьютеризация позволила резко ускорить процессы синтеза результатов исследований, их обработки, получения результатов лабораторных исследований в РСМО по электронной почте, согласование проектов заключений с руководством в необходимых случаях и др.

Следующая таблица (4) наглядно демонстрирует положительную динамику важнейшего показателя деятельности бюро - срока экспертизы в случаях убийств. По этому показателю руководство бюро ежегодно отчитывается на коллегиях Областной прокуратуры и Следственного управления СК РФ.

Таким образом, выявляется четкое снижение числа экспертиз, выполненных с нарушением нормативного срока (42 дня) с 26-35% в 2000-2001 гг. до 2% в 2011 г.

Влияние современного приборного оснащения прослеживается и в показателях работы лабораторных отделений, без исследований в которых невозможно качественное оформление Заключений в случаях экспертиз убийств (таблица 5).

На рисунке 1 наглядно видно, что структура сроков настоящее время близка к оптимальной: около 50% экспертиз выполняется в срок до 42 дней и такое же количество - в срок до 30 дней (как правило, это «простые» случаи, не требующие медико-криминалистических исследований). В 2012 г. руководством Бюро по ходатайству следственных

Лаборатории РСМО

2006 г.

3160784,34 408670,00

2007 г.

3675374,00 498140,00

2008 г.

3712276,53 53400,00

2009 г.

2895783,52 508100,41

2010 г.

34000,00 153962,50

2011 г.

- 65000,00

Итого

13478218,39 1622272,91

органов нормативный срок оформления обсуждаемых экспертиз снижен на 3 дня - до 39 суток, что полностью обеспечивает возможность выполнения всех процессуальных действий в связи с экспертным документом.

Таблица 4

Соотношение сроков выполнения экспертиз по убийствам

Таблица 5

Динамика сроков проведения экспертиз (%)

Годы До 30 дней 31-42 дня Свыше 42 дней Всего

2000 178 (27,8%) 291 (45,5%) 171 (26,7%) 640

2001 203 (26,9%) 287 (38,1%) 264 (35,0%) 754

2002 239 (31,3%) 323 (42,3%) 201 (26,3%) 763

2003 192 (27,7%) 287 (41,5%) 213 (30,8%) 692

2004 136 (20,1%) 269 (39,9%) 270 (40,0%) 675

2005 119 (20,4%) 238 (40,9%) 225 (38,7%) 582

2006 93 (19,5%) 237 (49,6%) 148 (31,0%) 478

2007 166 (38,9%) 203 (47,5%) 58 (13,6%) 427

2008 152 (38,1%) 198 (49,6%) 49 (12,3%) 399

2009 143 (46,1%) 143 (46,1%) 24 (7,7%) 310

2010 121 (41,4%) 150 (51,4%) 21 (7,2%) 292

2011 138 (51,1%) 130 (46,6%) 5 (2,2%) 273

Таким образом, рассмотренные два основных направления деятельности службы - по исследованию трупов граждан, умерших от заболеваний, а также погибших в

Отделение 2000 г. 2011 г.

до 14 дней >1 мес. до 14 дней >1 мес.

Судебно-гистологическое 63,5 3,36 27,0 1,0

Медико-криминалистическое 33,3 13,1 20,0 1,0

2000 2001 2002 2003 2 XI4 2005 2006 2007 200В 2009 2010 2011

--доЗОдн. -'31-42 дн. - - - - Сбыте 42 дн.

Рис. 1. Процентное соотношение сроков экспертиз по убийствам

результате убийств, наглядно демонстрируют тесную взаимосвязь достойного финансирования учреждения и показателей его деятельности.

Выполненные плановые научные исследования для нужд Комитета по здравоохранению Ленинградской области используется для принятия оперативных и стратегических решений. Данное исследование продолжает цикл научно-практических разработок, проводимых в Бюро судебно-медицинской экспертизы для оптимизации организации здравоохранения в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.