ОЦЕНКА ГУМОРАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ИММУНИТЕТА СЛЮНЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Рочев Валерий Павлович
доктор медицинских наук, профессор кафедры экологии человека и безопасности жизнедеятельности ГОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, РФ.
Яницкая Татьяна Евгеньевна
директор, муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа N 9 У111 вида", заслуженный учитель РФ, Пермь, РФ
Рочева Людмила Ивановна
учитель-логопед высшей квалификационной категории муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа N9 У111 вида", Пермь, РФ.
Для оценки состояния здоровья у здоровых и больных детей и подростков применяется большое число методов и показателей. Однако эти методы часто трудоемки, недостаточно точны, при исследовании требуется дорогостоящая аппаратура и реактивы.
Из литературы известно, что в патогенезе, который отражает механизмы возникновения и развития различных заболеваний, большую роль играет изменение уровня неспецифической резистентности организма (НРО) [1, 5].
Величина НРО отражает, по нашему мнению, устойчивость (сопротивляемость) организма к факторам и явлениям окружающей среды, в том числе к умственной перегрузке у детей и подростков, дефициту физической активности и питанию, микробам, токсическим веществам и др. Большую роль в механизме возникновения и развития различных заболеваний играет изменение уровня реактивности организма (РО). Реактивность - это способность организма как целого отвечать изменениям жизнедеятельности на воздействие окружающей среды [1]. Оценка величины НРО и уровня РО человека на различные факторы внешней среды проводится с использованием различных методов, в том числе основанных на исследовании активности и количества отдельных клеточных и гуморальных факторов иммунитета (ФИ) крови [2].
Однако большинство этих методов отличается сложностью и трудоемкостью, проведение исследований требует дорогостоящих, дефицитных реактивов, а также сложной аппаратуры. Забор крови представляет определенную опасность как для обследуемого, так и для медицинского персонала в связи с широким распространением среди населения ВИЧ и других инфекций. Указанные недостатки ограничивают применение известных методов как для оценки величины НРО, так и уровня РО на различные факторы внешней среды.
В литературе имеются работы, указывающие о возможности определения состояния здоровья людей, величины НРО по определению активности и количества ФИ слюны [3-4]. Однако эти методики не получили широкого применения в системе образования и в медицине для оценки состояния здоровья у детей и подростков.
Вышеизложенные положения свидетельствуют об актуальности темы работы.
Целью исследования было разработать новые показатели и классификации, отражающих величину НРО, уровня РО и состояния здоровья детей и подростков.
Материал и методы исследований. Изучение взаимосвязи между величинами НРО и объемами зрительной и слуховой памяти было проведено у 73 детей и подростков СКОУ N 9 г. Перми, их них у 39 мальчиков и 34 девочек с первого по седьмой класс в возрасте с 8 до 15 лет. Это учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, занимающиеся по программе специального (коррекцион-ного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа У111 вида".
Методика оценки состояния здоровья. В результате исследований нами был разработан, апробирован и внедрен новый оригинальный метод для определения индивидуальной величины НРО, уровня РО к различным факторам внешней среды и состояния здоровья и детей и подростков [3-4]. Принцип метода основан на том, что величину НРО у учащихся оценивали по величине титра антител (ТА) в слюне в реакции пассивной гемагглютинации (РПГА) к шигеллам Зонне с использованием коммерческого антигенного эритроцитарного диагностикума. Абсолютной величиной ТА считали последнее разведение слюны, в которой РПГА оценивали в 3 или 4 креста. Способ отличается простотой исполнения, высокой точностью и 100%-й безопасностью для обследуемого, так как для забора слюны не требуется специальных условий [3,4].
В результате исследований установлено, что методы отличаются простотой исполнения, высокой точностью и 100% безопасностью для обследуемых лиц. Для забора слюны не требуются специальные условия.
При статистической обработке результатов исследований с использованием программ "ЕхсеП", вычисляли среднюю арифметическую (М), среднюю ошибку (±т), достоверность различий по Стьюденту (Р) и коэффициент ранговой корреляции (г).
Результаты исследования и их обсуждение. С использованием выше описанного метода оценки изучена величина НРО у 73 учащихся СКОУ N 9. Результаты исследований представлены в табл. 1.
Таблица 1
Взаимозависимость между величиной НРО и ТА слюны у учащихся_
Обследованные Величина ТА слюны в РПГА (М±т) Величина НРО
N группы по величине ТА в слюне число детей в % к общему числу детей
I 6 8.2 2±2* 2-2 очень низкая
II 17 23.3 6±1* 4-8 низкая
III (контрольная группа) 33 45.2 38±2 16-64 средняя
ГС 13 17.8 197±11* 128-256 высокая
У 4 5.5 1280±373* 512-2048 очень высокая
всего 73 100.0 124±50 2-2048
Примечание: *Р<0,05 по сравнению показателями 3 контрольной группы учащихся; в числителе средняя величина ТА в слюне, в знаменателе - ее индивидуальные показатели.
Как видно из табл. 1, средняя величина ТА в слюне у 73 детей составляет 124±50, индивидуальные показатели колеблются от 2 до 2048. С учетом величин ТА слюны, взаимосвязи между этими показателями и уровнем заболеваемости обследуемых была разработана новая классификация величины НРО у детей, согласно которой всех обследуемых делили на 5 групп: к первой группе отнесли лиц с очень низкой величиной НРО (ТА равнялись 2 и менее, ко второй группе - с низкой (4-8), к третьей - со средней, оптимальной (16-64), к четвертой - с высокой (128256) и к пятой с очень высокой (512 и выше). При этом установлено, что наибольшее число детей имеют среднюю величину НРО, на их долю приходится 45.2% обследуемых. Выявлено, что наименьшее число обследуемых определяется в первой и пятой группах, соответственно на эти группы приходится 8.2 и 5.5%.
По результатам исследований уровня изменения НРО под влиянием адаптогенов (поливитаминов, аскорби-
новой кислоты, дибазола и различных факторов окружающей среды [3-4] нами разработана классификация величины НРО, уровня РО и величины резервных возможностям организма обследуемых (табл.2).
Из табл. 2 видно, что отмечается обратная зависимость между исходной величиной НРО и уровнем РО к факторам окружающей среды. С учетом исходной величиной НРО и уровнем РО по величине резервных возможностей состояния здоровья учащиеся разделены на 5 групп: на очень низкую, низкую, среднюю, высокую и очень высокую. При этом очень высокие показатели резервных возможностей организма определяются у учащихся со средней величиной НРО и средним уровнем РО. По мере изменения величины НРО как в сторону снижения, так и ее повышения наблюдается снижение уровня резервных возможностей организма, повышение вероятности ухудшения состояния здоровья и формирования различных болезней у детей и подростков.
Таблица 2
Взаимосвязь между величиной НРО и уровнем РО у учащихся к факторам окружающей среды_
№ группы Величина по НРО Уровень РО Величина резервных возможностей организма
1 группа «абсолютного риска» очень низкая очень высокая очень низкая
2 группа «относительного риска» низкая высокая низкая
3 группа с очень высокой величиной здоровья средняя средняя очень высокая
4 группа с высокой величиной здоровья высокая низкая высокая
5 группа «относительного риска» очень высокая очень низкая средняя
Список литературы
1. Адо А. Д., Ишимова Л. М. Патологическая физиология. М.: Медицина, 1980. 520 с.
2. Долгих В.Т. Основы иммунопатологии. Ростов в/Д: Феникс, 2007. 320 с.
3. Оценка неспецифической защиты организма по определению гуморальных факторов в слюне (методические рекомендации) / В.А. Черешнев [и др.]. Пермь, 1998. 20 с.
4. Принципы оценки естественной резистентности организма в норме и при патологии / Л. А. Мозговая [и др.]. Пермь: Перм. гос. мед. академия, 2000. 14 с.
5. Сиротинин Н. Н. Реактивность и резистентность организма. Многотомное руководство по патологической физиологии. М.: Медицина, 1966. Т. 1. С. 346-373.