Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПО СУБЪЕКТАМ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В 2021 ГОДУ'

ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПО СУБЪЕКТАМ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В 2021 ГОДУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
73
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ / КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ЭКСТРЕННОГО ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (КСЭОН) / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Меретуков Заур Довлетбиевич

Проведена оценка готовности систем оповещения населения о чрезвычайных ситуациях по субъектам Южного федерального округа. Перечислены основные нормативно-правовые акты по вопросам оповещения населения. Предложен комплекс мероприятий по обеспечению развития и поддержания в готовности систем оповещения населения. Приведены показатели оповещения населения техническими средствами оповещения (электрическими, электронными сиренами и мощными акустическими системами) в автоматизированном режиме в ЮФО по состоянию на 1 января 2022 г, а также показатели оповещения населения комплексными системами экстренного оповещения населения (КСЭОН) в зонах экстренного оповещения населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Меретуков Заур Довлетбиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE READINESS OF THE PUBLIC WARNING SYSTEMS ABOUT EMERGENCY SITUATIONS IN THE SUBJECTS OF THE SOUTHERN FEDERAL DISTRICT IN 2021

The readiness of emergency warning systems for the population in the subjects of the Southern Federal District was assessed. The main normative-legal acts on the issues of warning the population are listed. A set of measures has been proposed to ensure the development and maintenance of alert systems for the population. The indicators of notification of the population by technical means of notification (electric, electronic sirens and powerful acoustic systems) in an automated mode in the Southern Federal District as of January 1, 2022, as well as indicators of notification of the population by integrated emergency warning systems of the population (EPS) in the areas of emergency warning of the population are given.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПО СУБЪЕКТАМ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В 2021 ГОДУ»

Столыпинский вестник №5/2022

Научная статья Original article УДК 654.9

ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПО СУБЪЕКТАМ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В 2021 ГОДУ

ASSESSMENT OF THE READINESS OF THE PUBLIC WARNING SYSTEMS ABOUT EMERGENCY SITUATIONS IN THE SUBJECTS OF THE SOUTHERN FEDERAL DISTRICT IN 2021

Меретуков Заур Довлетбиевич, младший научный сотрудник ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (Федеральный центр науки и высоких технологий)

Meretukov Zaur Dovletbievich, junior researcher Federal State Budgetary Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergency Situations of the Ministry of Emergency Situations of Russia" (Federal Center for Science and High Technologies)

Аннотация: Проведена оценка готовности систем оповещения населения о чрезвычайных ситуациях по субъектам Южного федерального округа. Перечислены основные нормативно-правовые акты по вопросам оповещения населения. Предложен комплекс мероприятий по обеспечению

Столыпинский вестник

2797

развития и поддержания в готовности систем оповещения населения. Приведены показатели оповещения населения техническими средствами оповещения (электрическими, электронными сиренами и мощными акустическими системами) в автоматизированном режиме в ЮФО по состоянию на 1 января 2022 г, а также показатели оповещения населения комплексными системами экстренного оповещения населения (КСЭОН) в зонах экстренного оповещения населения.

Annotation: The readiness of emergency warning systems for the population in the subjects of the Southern Federal District was assessed. The main normativelegal acts on the issues of warning the population are listed. A set of measures has been proposed to ensure the development and maintenance of alert systems for the population. The indicators of notification of the population by technical means of notification (electric, electronic sirens and powerful acoustic systems) in an automated mode in the Southern Federal District as of January 1, 2022, as well as indicators of notification of the population by integrated emergency warning systems of the population (EPS) in the areas of emergency warning of the population are given.

Ключевые слова: система оповещения населения; нормативно -правовые документы; Национальный центр управления в кризисных ситуациях; комплексная система экстренного оповещения населения (КСЭОН); автоматизированная система оповещения.

Keywords: public warning system; regulatory documents; National Crisis Management Center; comprehensive public emergency alert system; automated warning system.

В целях повышения готовности органов управления и сил РСЧС к ликвидации последствий ЧС, ежегодно проводятся учения и тренировки. Так, в 2021 году Главным управлением «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» МЧС России было проведено более 300 тренировок. В

2798

тренировках участвовали оперативно -дежурные смены центра управления в кризисных ситуациях, оперативные группы территориальных органов МЧС России, а также единые дежурно -диспетчерские службы муниципальных образований по реагированию, в том числе и на циклические риски, свойственные соответствующим субъектам РФ. Проведенные тренировки показали отличный результат и было решено продолжить их в 2022 г.

Организация оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях является одной из основных и первостепенных задач РСЧС[2].

Для выполнения мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения, с 1 января 2021 года были введены в действие основные нормативно-правовые акты по вопросам оповещения населения. [1]

приказ МЧС России и Минцифры России от 31 июля 2020 г. № 578/365 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» (зарегистрирован Минюстом России 26 октября 2020 г., регистрационный № 60567);

приказ МЧС России и Минцифры России от 31 июля 2020 г. № 579/366 «Об утверждении Положения об организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения» (зарегистрирован Минюстом России 26 октября 2020 г., регистрационный № 60566).

Утвержден ГОСТ Р 42.3.01-2021 «Национальный стандарт Российской Федерации. Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования» и введён в действие с 1 июня 2021 года приказом Росстандарта от 9 февраля 2021 г. № 46-ст.

В 2021 году было проведено два заседания Рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем

2799

оповещения населения. На это заседании утверждены Методические рекомендации по созданию и реконструкции систем оповещения населения и Справочник «Технические средства оповещения», а также единое имя отправителя «RSCHS» при передаче населению СМС-сообщений. Спланирована её работа на 2022 год.

В целях поддержания в готовности в 2021 году были проведены комплексные проверки готовности систем оповещения населения централизовано во всех субъектах Южного федерального округа РФ, с запуском электросирен и уличных громкоговорителей. Проведенные проверки показали, что готовность систем оповещения населения в субъектах ЮФО РФ оценена как:

- «готовы к выполнению задач» в 3 (37,5 %) субъектах;

- «ограниченно готовы к выполнению задач» в 2 (25 %) субъектах;

- «не готовы к выполнению задач» в 3 (37,5 %) субъектах.

Все результаты были подтверждены актами проверок.

Результат проведенных проверок показал, что в ряде субъектов Южного федерального округа до сих пор функционируют устаревшие системы оповещения населения, которые выслужили свой установленный ресурс эксплуатации. Это фактор требует проведения реконструкции и приведения в постоянную готовность действующих систем оповещения населения в незамедлительном порядке (Таблица 1) [4].

Таблица 1.

Распределение готовых, ограниченно готовых и неготовых систем

оповещения населения в Южном федеральном округе

Южный Федеральный округ Системы оповещения населения «готовы к выполнению задач»

2800

Волгоградская область, Краснодарский край и Ростовская область;

Системы оповещения населения «ограниченно готовы к выполнению задач»:

Республика Крым и г. Севастополь;

Системы оповещения населения «не готовы к выполнению задач»:

Республики Адыгея и Калмыкия, Астраханская область;

Показатели оповещения населения техническими средствами оповещения (электрическими, электронными сиренами и мощными акустическими системами) в автоматизированном режиме в ЮФО по состоянию на 1 января 2022 г. приведены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели оповещения населения техническими средствами оповещения (электрическими, электронными сиренами и мощными акустическими системами) в автоматизированном режиме в ЮФО

Южный федеральный округ Проживает населения

Всего (тыс. чел.) в зоне действия ТСО

(тыс. чел.) %

Ростовская область Краснодарский край Республика Адыгея Республика Калмыкия Республика Крым Астраханская область Волгоградская область г. Севастополь 4 182 3156 75

5 648 4320 76

463 315 68

271 222 82

1 894 1 231 65

999 553 55

2474 1880 76

449 296 66

Итого за Южный федеральный округ 14 486 10 742 74

2801

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. № 1544-р органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано осуществлять комплекс мероприятий по созданию новых, реконструкции и обеспечению готовности действующих систем оповещения населения. Поэтому, одним из основных направлений деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, должны быть мероприятия по обеспечению развития и поддержанию в готовности систем оповещения населения.

Одним из основных мероприятий по обеспечению развития и поддержания в готовности систем оповещения населения являются своевременное планирование и выделение необходимых финансовых средств для проведения мероприятий по модернизации и реконструкции, поддержания в готовности систем оповещения населения, которые заключаются в планирование и выделение необходимых финансовых средств. Необходимость проведения реконструкции действующих систем оповещения населения продиктована использованием в составе указанных систем выслужившего установленные сроки оборудования. Однако финансирование данных работ в настоящее время остается еще недостаточным [3].

Показатели оповещения населения комплексными системами экстренного оповещения населения (КСЭОН) в зонах экстренного оповещения населения приведены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели оповещения населения комплексными системами экстренного оповещения населения (КСЭОН) в зонах экстренного

оповещения населения в ЮФО

Количес тво Количество КСЭОН Население

Введено в эксплуата цию Сопряженных с МСО (РСО) Прожив ающее в зоне Оповещаемое средствами КСЭОН

2802

зон с СМ

всего % всего % тыс. чел. тыс. чел. %

182 61 34 58 32 4 554 4 150 91

Для повышения обеспечения готовности систем оповещения населения к задействованию по предназначению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в 2021 году были проведены следующие мероприятия:

организована работа межведомственных рабочих групп по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения;

уточнены нормативные акты в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;

проведено уточнение порядка задействования систем оповещения населения, а также подготовка типовых аудио- и аудиовизуальных, текстовых и графических сообщений населению;

проведены мероприятия по обучению и повышению уровня профессиональной подготовки дежурно (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, а также технического обслуживающего персонала, ответственного за поддержание в готовности технических средств оповещения населения;

организовано регулярное проведение проверок готовности систем оповещения населения, в том числе комплексных (с задействованием оконечных средств оповещения и замещением телерадиоэфира);

продолжены работы по созданию и планированию применения резерва технических средств оповещения по предназначению, в том числе громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения населения;

2803

организовано своевременное эксплуатационно-техническое

обслуживание, ремонт неисправных и замена выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения населения;

заключены договора (соглашения) с операторами связи о взаимодействии по обеспечению передачи сигналов оповещения и экстренной информации;

проведение мероприятий по сопряжению региональных автоматизированных систем оповещения с сетью телерадиовещания для сокращения время доведения экстренной информации до населения;

проведено уточнение планов (соглашений) задействования для оповещения населения громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения населения;

продолжена реконструкция (модернизация) региональных и муниципальных систем оповещения населения.

На сегодняшний день в Российской Федерации разработаны и серийно выпускаются современные перспективные программно-технические комплексы оповещения различных разработчиков (производителей), которые позволяют создавать системы оповещения населения на региональном, муниципальном и объектовом уровнях РСЧС и отвечающие современным требованиям.

Каждый год при участии МЧС России проводятся работы по совершенствованию отечественных комплексов технических средств оповещения. Внедрение перспективных отечественных технических средств оповещения осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, эксплуатирующими опасные объекты, в ходе работ по строительству или модернизации систем оповещения населения.

В соответствии с планом мероприятий по реализации Основ государственной политики в области гражданской обороны, к 2030 году не

2804

менее 90 % населения Российской Федерации должно оповещаться техническими средствами оповещения.

Список использованных источников:

1. Федеральный закон № 68 от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

2. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

3. Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ (от 11.06.2021) «О гражданской обороне»;

4. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2021 году».

List of sources used:

1. Federal Law No. 68 of December 21, 1994 "On the protection of the population and territories from natural and man-made emergencies"

2. Decree of the Government of the Russian Federation dated 30.12.2003 No. 794 "On the Unified State System for the Prevention and Elimination of Emergency Situations"

3. Federal Law of 12.02.1998 No. 28-FZ (of 11.06.2021) "On Civil Defense"

4. State report "On the state of protection of the population and territories of the Russian Federation from natural and man-made emergencies in 2021"

© Меретуков З.Д., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №5/2022

Для цитирования: Меретуков З.Д. ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПО СУБЪЕКТАМ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В 2021 ГОДУ// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №5/2022

2805

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.