Научная статья на тему 'Оценка готовности нефтяных компаний к выходу на международный рынок'

Оценка готовности нефтяных компаний к выходу на международный рынок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК / НЕФТЬ / НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волгина Т. А.,

В статье представлена авторская методика по оценке готовности нефтяных компаний к развитию своего бизнеса за рубежом с учетом отраслевой специфики деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка готовности нефтяных компаний к выходу на международный рынок»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 005.1

Т.А. Волгина

Студент 2 курса магистратуры ФГБОУ ВО УГНТУ,

г. Уфа, РФ

Научный руководитель: В.В. Бирюкова

канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО УГНТУ,

г.Уфа, РФ

ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ К ВЫХОДУ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК

Аннотация

В статье представлена авторская методика по оценке готовности нефтяных компаний к развитию своего бизнеса за рубежом с учетом отраслевой специфики деятельности.

Ключевые слова Стратегия, международный рынок, нефть, нефтяная компания.

В условиях процесса глобализации нефтяные компании все больше стремятся охватить не только традиционные регионы ведения бизнеса, но и привлекательные зарубежные рынки. Успешность функционирования компании на таких рынках во многом зависит от способности понять и учесть требования потребителей других стран, а также стабильности текущей позиции на рынке. Для определения позиции компании на рынке был сформирован показатель «сила компании» (Ск). Он учитывает отраслевую специфику деятельности нефтяных компаний и поэтому рассчитывается отдельно по двум направлениям: «upstream» и «downstream».

Рассмотрим показатель Ск по сегменту «upstream» (формула 1).

^ups _(Уф.н.ск.+Упнп+Уоб.доб.) (1)

где: Уф.н.ск. - показатель прироста уровня эксплуатационного фонда нефтяных скважин (прирост за 3 года), %;

Упнп - уровень применения современных технологий и методов повышения нефтеотдачи пластов (ПНП), %. Рассчитывается как средний прирост дебита за 3 года от применения методов ПНП;

Уоб.доб. - уровень прироста объема добычи нефти (прирост за 3 года), %.

Рассмотрим показатели Ск и для сегмента «downstream» отдельно по направлениям: нефтепереработка и сбыт.

В переработке важно оценить применяемые технологии и получаемое качество продукции, поэтому необходимо сравнить не только прирост показателей деятельности самой компании за несколько лет, но и оценить уровень развития технологии по сравнению с конкурентами. Ск по направлению «нефтепереработка» представлен в формуле (2).

(--пер. _(ГПН+уин.Нел.+Доб.пер.) (2)

где: ГПН - глубина переработки нефти, %;

Уин.нел. - показатель уровня индекса Нельсона, %;

Доб.пер. - показатель прироста объемов переработки нефти за 3 года, %.

Глубина переработки нефти (ГПН) представляет собой величину, которая показывает отношение объёма полученных товарных нефтепродуктов к общему объему потраченного сырья.

Индекс Нельсона иллюстрирует уровень развития мощностей вторичной переработки по сравнению

~ 80 ~

с первичной мощностью дистилляции. Для того, чтобы оценить индекс Нельсона компании по сравнению с конкурентами необходимо рассчитать уровень индекса Нельсона по формуле 3.

у _ Индекс Нельсона компании % .

ин.Нел. Самый высокий в мире индекс Нельсона'

Рассмотрим следующий показатель Ск по направлению «сбыт». Сектор сбыта имеет особое значение для компании с точки зрения наличия гарантированных каналов реализации готовой продукции. Сбытовую деятельность компании сложно оценить, используя лишь динамику показателей во времени. В данном случае целесообразна будет экспертная оценка компании по нескольким параметрам, которые характеризуют эффективность сбытовой деятельности нефтяной компании (таблица 1).

Таблица 1

Показатели для расчета Ск по направлению сбыт

Показатель Экспертная оценка (от 0 до 100)

1 Наличие опыта ведения сбытовой деятельности за рубежом 0 - полное отсутствие опыта 100 - значительный опыт

2 Наличие собственной брендированной сети АЗС 0 - отсутствие сети АЗС 100 - разветвленная сеть АЗС

3 Возможность осуществления специфических услуг (бункеровка судов, авиабункеровка и т.д.) 0 - отсутствие специфических услуг 100 - возможность оказания специфических услуг

4 Эффективность маркетинговой политики 0 - отсутствие маркетинговой политики 100 - эффективная маркетинговая политика

5 Лояльность потребителей 0 - потребители абсолютно нелояльны к продукции компании 100 - потребители абсолютно лояльны к продукции компании

6 Качество продукции 0 - низкое качество продукции 100 - соответствие самым современным стандартам качества

7 Наличие собственной сети доставки нефтепродуктов (терминалы перевалки, танкеры, трубопроводы, автопарк и т.д.) 0 - полное отсутствие собственной сети доставки 100 - разветвленная собственная сеть доставки продукции

8 Предоставление дополнительных услуг на АЗС (мини-маркет, шиномонтаж, автомойка и т.д.) 0 - отсутствие дополнительных услуг 100 - значительное количество дополнительных услуг

Сскбыт - сила компании в секторе «сбыт» X показателей 8

Таким образом мы получим показатели силы компании по всем основным бизнес-сегментам и сможем классифицировать ее по одной из категорий представленной в таблице 2.

Таблица 2

Классификация по силе компании

Границы значений Ск Классификация компании и описание стратегии

Менее 0 Слабая компания - необходимо в первую очередь уделить внимание развитию самой компании: инвестиции в НИОКР, развитие бренда, разработка или приобретение усовершенствованных технологий и т.д. Выход на зарубежный рынок целесообразно отложить на некоторый срок для того, чтобы достигнуть уровня развития зарубежных конкурентов.

от 0 до 20 Перспективная компания - такая компания может позволить себе начать поэтапное выведение активов за рубеж. Целесообразно первоначально вкладывать в зарубежные проекты небольшие инвестиции и наблюдать за их эффективностью.

от 20 и выше Сильная компания - такая компания является одним из лидеров на рынке. Успешное функционирование в традиционном регионе дает основания полагать, что компания имеет высокие шансы стать успешной и за рубежом. Стратегия такой компании может заключатся в стремительном входе в регион для захвата максимально возможной доли рынка. Здесь есть возможность применения любых методов от слияний и поглощений до организации собственных предприятий, дочерних структур и т.д.

Показатель «сила компании» значительно упростит выстраивание стратегии развития нефтяных компаний на международном рынке, а также поможет наиболее точно оценить перспективы ведения бизнеса за рубежом.

Список использованной литературы: 1. Нефть. Просто о сложном // Сибирская нефть, приложение к журналу - апрель 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gazprom-neft.ru/files/journal/SNp131.pdf (дата обращения: 12.04.2019);

~ 81 ~

2. Бирюкова В.В., Валеева Э.Н. Анализ подходов к оценке конкурентоспособности нефтяной компании на международном рынке // Нефтегазовое дело: электрон. науч. журн. 2015. N° 4. (дата обращения: 12.04.2019);

3. Бирюкова В.В., Чанышев И.А. Обзор методических подходов к управлению устойчивым развитием нефтяной компании // Проблемы и тенденции развития инновационной экономики: международный опыт и российская практика Сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет». 2014. С.347-350.

© Волгина Т А., 2019

УДК 65.015

Гергиев И.Э.

канд.экон.наук, старший преподаватель кафедры «Менеджмент», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет),

г. Вл дикавказ, РФ e-mail: [email protected] ПлиеваМ.О. студентка 3 курса бак л вриат , Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет)

г. Вл дикавказ, РФ e-mail: [email protected]

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Аннотация

В статье рассматриваются факторы и современные тренды оказывающие влияние на сферу управления персоналом компании в условиях повсеместной цифровизации российского бизнеса. В условиях трансформационной экономики Росииважнейшей основой долгосрочных конкурентных преимуществ бизнеса являются человеческие ресурсы, их профессиональная квалификация, знания, умения, определенные навыки и мотивация к реализации целей и задач предприятия.

Ключевые слов :

Управление персоналом, цифровизация, мотивация, цифровизация российского бизнеса, технологии, демограция, интеллектуализация.

Цифровая трансформация заставляет бизнес на современном этапе формировать внутренние онлайн-сообщества, перенося в них привычные офлайн-практики и процессы, выстраивать систему digital learning, использовать машинное обучение и искусственный интеллект (AI) и т.д.

В условиях повсеместной цифровизации российского бизнеса, нами были определены факторы оказывающие непосредственное влияние на сферу управление персоналом компании:

1. Технологии. Стремительный и непрекращающийся технологический прогресс диктует темпы изменений во всех прочих областях человеческой деятельности, и работа с персоналом здесь не исключение - в основе многих HR-трендов, в том числе тех, которые описаны будут нами ниже, лежат те или иные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.