Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА ФАКУЛЬТЕТА ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА ФАКУЛЬТЕТА ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БАКАЛАВРИАТ / СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябова Т.В.

Актуальность статьи обусловлена ростом требований к оценке профессиональной и психологической готовности будущих специалистов здравоохранения. Введение системы аккредитации, обучение в соответствии с профессиональными стандартами является необходимым условием повышения качества медицинской помощи. Цель статьи заключается в изучении и оценке различных факторов готовности к профессиональной деятельности выпускников бакалавриата по направлению подготовки 34.03.01 «Сестринское дело», квалификация «академическая медицинская сестра (академический медицинский брат). Преподаватель». Авторами статьи выявлено, что профессиональная потребность овладевать основами педагогического мастерства у будущих преподавателей находится на низком уровне. Выпускники испытывают неуверенность в своих знаниях и умениях, страх перед ответственностью. Академические медицинские сестры предвосхищают «шок от реальности», который произойдет в то время, когда после обучения они начнут работать в медицинских и образовательных учреждениях, взаимодействовать с персоналом, пациентами, студентами и др. Предложено активизировать работу Центра профессиональной карьеры, действующего в Казанском ГМУ по формированию представлений о будущем трудоустройстве выпускников бакалавриата. Материалы статьи могут быть полезны профессорско-преподавательскому составу для повышения эффективности обучения и совершенствования содержания образовательных дисциплин с целью соответствия профессиональным стандартам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF READINESS OF THE GRADUATES OF THE BACHELOR’S DEGREE COURSE OF THE FACULTY OF HIGHER NURSING EDUCATION FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES

The relevance of the article is caused due to the growth of requirements for assessment of professional and psychological readiness of future healthcare professionals. The introduction of Accreditation System, training in accordance with professional standards is the necessary condition for improving the quality of medical aid. The purpose of the article is to study and assess various factors of readiness of the graduates of the bachelor’s degree course, majoring in 34.03.01 “Nursing” qualification of “an academic medical nurse (an academic medical brother). Teacher”, for professional activities. The authors of the article revealed that occupational need to master the fundamentals of teaching mastery was in the low level at future teachers. The graduates experience lack of confidence in their own knowledge and skills, fear of responsibility. Academic medical nurses anticipate “Reality Shock or Transition Shock” in the period, when after training they start working at medical and educational institutions; interact with the personnel, patients, students, and etc. It was suggested to intensify the work of the Professional Career Center functioning at Kazan SMU on formation of true to life ideas of future employability of the bachelor’s degree course graduates. The materials of the article can be helpful for the higher-education teaching personnel to increase the learning efficiency and improve the content of educational disciplines for the purpose of raising the level of the graduates’ readiness for profession.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА ФАКУЛЬТЕТА ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378.244.6:614.23

Оценка готовности к профессиональной деятельности выпускников бакалавриата факультета высшего сестринского образования

Assessment of readiness of the graduates of the bachelor's degree course of the Faculty of Higher Nursing Education for professional activities

Рябова Т.В., ФГБОУ ВО Казанский Государственный медицинский университет, tatry@rambler. ru

Ryabova T., Kazan State Medical University, tatry@rambler.ru DOI: 10.51379/KPJ.2021.146.3.014

Ключевые слова: готовность, профессиональная деятельность, бакалавриат, сестринское дело, академическая медицинская сестра, профессиональные стандарты.

Keywords: readiness, professional activity, the bachelor's degree course, Nursing, academic medical nurse, professional standards.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена ростом требований к оценке профессиональной и психологической готовности будущих специалистов здравоохранения. Введение системы аккредитации, обучение в соответствии с профессиональными стандартами является необходимым условием повышения качества медицинской помощи.

Цель статьи заключается в изучении и оценке различных факторов готовности к профессиональной деятельности выпускников бакалавриата по направлению подготовки 34.03.01 «Сестринское дело», квалификация «академическая медицинская сестра (академический медицинский брат). Преподаватель».

Авторами статьи выявлено, что профессиональная потребность овладевать основами педагогического мастерства у будущих преподавателей находится на низком уровне. Выпускники испытывают неуверенность в своих знаниях и умениях, страх перед ответственностью. Академические медицинские сестры предвосхищают «шок от реальности», который произойдет в то время, когда после обучения они начнут работать в медицинских и образовательных учреждениях, взаимодействовать с персоналом, пациентами, студентами и др.

Предложено активизировать работу Центра профессиональной карьеры, действующего в Казанском ГМУ по формированию представлений о будущем трудоустройстве выпускников бакалавриата.

Материалы статьи могут быть полезны профессорско-преподавательскому составу для повышения эффективности обучения и совершенствования содержания образовательных дисциплин с целью соответствия профессиональным стандартам.

Abstract. The relevance of the article is caused due to the growth of requirements for assessment of professional and psychological readiness of future healthcare professionals. The introduction of Accreditation System, training in accordance with professional standards is the necessary condition for improving the quality of medical aid.

The purpose of the article is to study and assess various factors of readiness of the graduates of the bachelor's degree course, majoring in 34.03.01 "Nursing" qualification of "an academic medical nurse (an academic medical brother). Teacher", for professional activities.

The authors of the article revealed that occupational need to master the fundamentals of teaching mastery was in the low level at future teachers. The graduates experience lack of confidence in their own knowledge and skills, fear of responsibility. Academic medical nurses anticipate "Reality Shock or Transition Shock" in the period, when after training they start working at medical and educational institutions; interact with the personnel, patients, students, and etc.

It was suggested to intensify the work of the Professional Career Center functioning at Kazan SMU on formation of true to life ideas offuture employability of the bachelor's degree course graduates.

The materials of the article can be helpful for the higher-education teaching personnel to increase the learning efficiency and improve the content of educational disciplines for the purpose of raising the level of the graduates' readiness for profession.

Медицинские образовательные организации играют ключевую роль в подготовке квалифицированных специалистов

здравоохранения. Введение системы

аккредитации в вузах позволяет объективно оценивать профессиональную и психологическую готовность будущих специалистов. В системе здравоохранения наблюдается необходимость развивать перспективные направления высшего сестринского образования в связи с «резким ростом требований к квалификации медицинских сестер, беспрецедентным расширением и усложнением их функционала» [15].

Необходимым условием повышения качества медицинской помощи является обучение в соответствии с профессиональными стандартами. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2017 г. № 971 «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело» к перечню профессиональных стандартов выпускников относятся «Педагог

профессионального обучения,

профессионального образования и

дополнительного профессионального

образования» и «Специалист по управлению персоналом», «Специалист по организации сестринского дела» [1;2].

Главным результатом профессиональной подготовки любого специалиста является успешное трудоустройство выпускника образовательного учреждения по выбранной профессии и специальности [9]. Были проведены исследования, авторы которых ставили перед собой цель определить готовность практического здравоохранения принять в профессиональное сообщество бакалавров сестринского дела [3;7;9]. По мнению организаторов здравоохранения, выпускники бакалавриата сестринского дела имеют широкие возможности применить свои знания и умения в структуре практического здравоохранения и в сфере среднего профессионального медицинского образования [12].

А готовы ли выпускники направления «сестринского дела» занять достойное место в профессиональном сообществе работников практического здравоохранения? Какова их готовность к профессиональной деятельности в соответствии с профессиональными стандартами?

Целью нашего исследования являлось изучение и оценка различных факторов готовности выпускников бакалавриата факультета высшего сестринского образования

медицинского университета по направлению подготовки 34.03.01 «Сестринское дело», квалификация «академическая медицинская сестра (академический медицинский брат). Преподаватель» [11].

В зарубежной литературе большое внимание уделяется вопросу адаптации выпускников медицинских учебных заведений к практической деятельности. A.C. Graf, E. Jacob, D. Twigg, B. Nattabi в своей работе представили критический обзор моделей перехода выпускников сестринского дела к практической работе. Авторы описали «шок от реальности», который происходит в то время, когда после обучения специалист попадает на работу и реальность не совпадает с представлениями о ней [18]. Термин «переходный шок» был введен J. Duchscher для описания этапов перехода к практической работе выпускников учебных заведений [17]. В отечественной литературе проблеме

психологической подготовленности выпускников к работе в практическом здравоохранении уделяется мало внимания. Ядром профессиональной готовности считается профессиональная направленность и

профессиональное мастерство специалистов, без учета психологических составляющих [6].

Задачами данного исследования являлись определение уровня развития волевой, мотивационной (профессионально -

педагогической), эмоциональной и

коммуникативной подготовленности

выпускников.

Материалы и методы исследования.

В исследовании приняли участие 29 студенток четвертого курса факультета высшего сестринского образования. Экспериментальная часть заключалась в проведении опросов, бесед (групповых, индивидуальных) с выпускницами, психодиагностическом тестировании.

Использовалась психодиагностические методики:

- тест «Самооценка профессионально -педагогической мотивации (в адаптации Н.П. Фетискина) [14];

- тест «Уровень субъективного контроля»;

- тест «Эмоциональный интеллект» Люсина;

- тест «Определение социального интеллекта» [8].

Данные тесты позволяли определить интеллектуально - познавательную,

мотивационную, коммуникативную,

операционально - деятельностную составляющие готовности психики к профессиональной деятельности [4;6].

На первом этапе проводилось изучение научной литературы по проблеме, собирался эмпирический материал. На втором этапе осуществлялись опросы, беседы, тестирование. На третьем этапе проводилась интерпретация полученных результатов исследования, оформление и статистическая обработка результатов исследования, уточнялись выводы.

Результаты исследования.

При анализе результатов самооценки профессионально - педагогической мотивации к педагогической деятельности будущих академических медицинских сестер

(преподавателей) были выявлены невысокая потребность сознательно изучать педагогику и овладевать основами педагогического мастерства. Это следует из низких значений показателей средних величин по шкалам «профессиональная потребность» и «функциональный интерес».

Средние значения мотивации по шкале «развивающая любознательность» у 34% означают, что студентки интересуются стремятся к освоению новой информации, считают, что «важно постоянно пополнять свой запас знаний, желание все время учиться самой, ведь знания постоянно обновляются».

Значения шкал «показная

заинтересованность» (ориентированность на внешние показатели своего труда), имеют высокие значения у 83% опрошенных, «эпизодическое любопытство» у 86% студенток и «равнодушное отношение» у 72% студенток. Это позволяет делать вывод о невысокой мотивационной готовности выпускниц к овладению основами педагогического мастерства.

В качестве примера совершенствования практической подготовки бакалавров

предлагается использовать педагогическую технологию, при овладении которой студенты высшего сестринского образования обучают студентов первого курса других факультетов основам ухода за больными, приобретая тем самым опыт преподавательской деятельности [16].

Анализ результатов теста «Уровень субъективного контроля» показал, что студентки не стремятся брать на себя ответственность за происходящее в их жизни. Вот как говорят выпускницы: «Что я испытываю? Страх ответственности. У меня присутствует неуверенность в себе, что я не смогу, у меня не получится, а я тогда всё брошу и уйду. Я боюсь сделать что-то неправильно, поэтому, скорее всего, не задержусь надолго в медицине». Самые низкие показатели у бакалавров по шкале «интернальности в области неудач». 76%

девушек склонны приписывать ответственность за отрицательные события и ситуации другим людям, а не себе. Они считают, что «на любой работе всё зависит от окружающих, от коллектива: и желание работать, и вообще приходить на работу».

Выпускники медицинского вуза «выходят» в практическую деятельность без особой уверенности в своем будущем, как в плане выбора дальнейшего профессионального направления, так и в отношении взаимодействия с коллегами [13]. По результатам тестирования 52% выпускниц считают себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, имеют показатели выше среднего уровня по шкале «области межличностных отношений».

Анализ ответов по тесту эмоционального интеллекта показал парадоксальные данные: студентки считают, что способны управлять своими эмоциями, но не считают себя способными понимать эти эмоции. Выпускницам легче понимать и управлять эмоциями других людей, чем своими. Средние значения показателей внутриличностного эмоционального интеллекта у них ниже, чем межличностного интеллекта (различия между значениями недостоверны).

Раннее нами было показано, что у студентов имеются значительные различия между субъективными представлениями о

сформированности коммуникативных

компетенций от данных объективного тестирования [10]. В данном исследовании обнаружена та же тенденция. 52% опрощенных студенток считает, что им будет сложно понимать других людей и, тем более, управлять ими: «Непонятно, как строить отношения с сотрудниками учреждения. Как

взаимодействовать с людьми, у которых больше знаний и опыта, но они со средним образованием, а у меня высшее».

Исследование готовности к успешному социальному взаимодействию,

коммуникабельность, умение действовать сообразно ситуации определялись у студенток с помощью теста социального интеллекта. Девушки продемонстрировали низкий уровень развития социального интеллекта в целом. Это означает, что у них не высокий уровень контактности, доброжелательности,

организаторских способностей, потребности к познанию себя и других людей.

M.A. Hidalgo-Blanco, M. Puig-Llobet, M.T. Lluch-Canut с соавторами провели лонгитюдное исследование ожиданий бакалавров - медсестер

на протяжении четырёх лет обучения, в котором выявлены значительные изменения

представлений об их деятельности [19]. При опросе бакалавров Казанского ГМУ обнаружено, что 31% студенток не собираются работать по специальности. Почему? Вот их ответы: «Есть небольшое разочарование в медицине, не думала, что работа медицинской сестры так скучна, в ожиданиях при поступлении всё было интересней». «Не хочу однообразную работу, хочу, чтобы работа не только приносила деньги, но была полезной и интересной».

В процессе опросов и бесед 56% студенток оценили свою готовность к профессиональной деятельности на низком уровне из-за небольшого опыта, ощущения пробела в знаниях, неуверенность: «у меня нехваток знаний и умений в области проведения манипуляций, внутривенные инъекции делать не умею и мне понятно, что это основное, что должна уметь медицинская сестра»; «нас не учили делать какие - либо манипуляции (уколы, капельницы, клизмы и т.д.). Нам говорили, что на работе все равно всему заново учиться будете». Эти ответы студенток демонстрируют их непонимание или незнание, по каким профессиональным стандартам они смогут работать по окончании вуза. 17% бакалавров считают, что «диплом нужен только для дальнейшего обучения, например, в магистратуре». Выпускницы имеют информацию о внедрении в образовательную траекторию бакалавров по направлению «сестринское дело» модели подготовки магистров по профилю «управление сестринской деятельностью» [5].

Заключение.

1. Профессиональная потребность овладевать основами педагогического мастерства у будущих преподавателей, академических медицинских сестер имеет низкий уровень. Студентки демонстрируют эпизодическое любопытство к педагогике, у подавляющего большинства опрошенных выявлено равнодушное отношение к преподаванию.

2. Выпускники испытывают неуверенность и страх перед ответственностью. Эти состояния касаются событий в их собственной жизни, дальнейшего трудоустройства, взаимодействия с людьми, коллективом организации.

3. Объективные данные тестирования показали, что студенткам легче понять и управлять эмоциями других людей, чем осознавать, понимать описывать свои собственные эмоции и управлять ими. Большинство опрошенных имеют невысокий уровень контактности и доброжелательности. Академические медицинские сестры

предвосхищают «шок от реальности или шок перехода», в период, когда после обучения они начнут работать в медицинских и образовательных учреждениях,

взаимодействовать с персоналом, пациентами, студентами и др.

Согласно Федеральному государственному стандарту (ФГОС) 3++ в Учебном плане по программе бакалавриата имеются дисциплины «Психология», «Педагогика с методикой преподавания», «Менеджмент в сестринском деле». Для подготовки выпускников к осуществлению деятельности по

профессиональным стандартам данных дисциплин явно недостаточно.

Рекомендации. Активизировать работу с Центром профессиональной карьеры, действующим в Казанском ГМУ по формированию реалистических представлений о будущем трудоустройстве выпускников бакалавриата. На портале управления карьерой и содействия в трудоустройстве выпускников Казанского ГМУ размещать информацию, соответствующую профессиональным

стандартам выпускников.

Совместно с деканатами и выпускающими кафедрами осуществлять активную работу по формированию у профессорско-

преподавательского состава и руководителей на базах практики представлений о будущем трудоустройстве выпускников.

Материалы статьи могут быть полезны профессорско-преподавательскому составу для повышения эффективности обучения и совершенствования содержания образовательных дисциплин с целью соответствия профессиональным стандартам для повышения качества подготовки, успешного прохождения аккредитации, повышения качества оказываемой помощи будущими специалистами

здравоохранения.

Литература:

1. Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело / Приказ

Минобрнауки РФ от 22.09.2017 г. № 971 [Электронный ресурс] // Справочник правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2799 06

2. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по организации сестринского дела» / Приказ Минтруда России от 31.07.2020 N 479н // Сайт Минтруда России. - Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/docs/mintmd/orders/1508

3. Глухих С.И. Особенности подготовки медицинских сестер в современном профессиональном образовании / С.И. Глухих // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 1. - С. 73-79.

4. Звонников В.И., Свистунов А.А., Семенова Т.В. Оценка профессиональной готовности специалистов в системе здравоохранения / В.И. Звонников, А.А. Свистунов, Т.В. Семенова; под ред. Семеновой Т.В. - Москва: ГЭОТАР - Медиа, 2019. -272 с.

5. Касимовская Н. А. Реализация новых подходов к подготовке бакалавров сестринского дела: переход на уровень магистратуры «управление сестринской деятельностью» / Н.А. Касимовская // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2019. - Т. 10. - № 4(36). - С. 74-83.

6. Кашутина М.И. Островская И.В. Потенциальная готовность бакалавров сестринского дела к работе / М.И. Кашутина, И.В. Островская // Медицинская сестра. - 2017. - № 4. - С. 47-52.

7. Лапик С.В. Перспективы и проблемы подготовки бакалавров сестринского образования / С.В. Лапик // Системная интеграция в здравоохранении. - 2017. - № 4(34). - С. 45-50.

8. Люсин Д.В., Михеева Н.Д. Психометрический анализ русской версии теста на социальный интеллект Дж. Гилфорда и М.О. Салливан. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования; под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 176 с.

9. Новокрещенова И.Г. Проблемы подготовки бакалавров сестринского дела / И.Г. Новокрещенова, И.В. Новокрещенов, Н.А. Семикина [и др.] // Медицинская сестра. - 2020. - Т. 22. - № 5. - С. 24-28.

10. Петрова Р.Г., Рябова Т.В. Междисциплинарный дискурс формирования коммуникативных умений у будущих социальных работников / Р.Г. Петрова, Т.В. Рябова // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 1. - С. 61 -67.

11. Сайт КазанскогоГМУ [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.kgmu.kcn.ru/files/sveden/ standarts

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Referen

1. On the approval of the federal state educational standard of higher education - Bachelor's degree in the direction of training 03.03.01 Nursing / Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of September 22, 2017 No. 971 [Electronic resource] // Directory of the legal system "Consultant Plus".

- Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_279906

2. On the approval of the professional standard "Specialist in the organization of nursing" / Order of the Ministry of Labor of Russia dated July 31, 2020 N 479n //

12. Семынина Н.М. К вопросу о месте бакалавров сестринского дела в современной системе здравоохранения / Н.М. Семынина, А.В. Крючкова, Ю.В. Кондусова [и др.] // Nauka I Studia. - 2017. - Т. 3. -№ 5. - С. 003-006.

13. Соловьева И.А. Анализ отношения выпускников медицинского вуза к самостоятельной практической деятельности / И.А. Соловьева, А.А. Газенкампф, Р.А. Адамян [и др.] // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2020. - Т. 11. - № 4. - С. 29-50. doi: 10.2441 1/2220-8453-202014003.

14. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 362 с.

15. Ходжая А.Б. Проблемы и перспективы подготовки кадров в системе высшего сестринского образования в современной России / А.Б. Ходжая, Н.А. Федько, Н.К. Маяцкая [и др.] // Медицинская сестра. -2020. - Т. 22. - № 3. - С. 12-15.

16. Шурыгина Е.П., Иванова Н.В. Подготовка преподавателей профессионального образования для медицинских колледжей / Е.П. Шурыгина, Н.В. Иванова: в кн.: «Инновационные технологии в медицинском образовании». - Красноярск, 2019 // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. -Красноярск: Изд-во: Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, 2019. - C. 118-121.

17. Duchscher J., Windey M. Stages of Transition and Transition Shock. Journal for Nurses in Professional Development, 2018. Vol. 34, issue: 4, pp. 228-232. doi: 10.1097/NND.0000000000000461.

18. Graf A.C., Jacob E., Twigg D., Nattabi B. Contemporary nursing graduates' transition to practice: A critical review of transition models. Journal of Clinical Nursing, 2020. Vol.29, issue: 15-16, pp. 3097-3107. doi: 10.1111/jocn. 15234.

19. Hidalgo-Blanco M.A., Puig-Llobet M., Lluch-Canut M.T., Guardia-Olmos J., Moreno-Arroyo C., Amador-Campos J.A. Expectations of nursing degree students: A longitudinal analysis. Nurse Education Today, 2020. Vol. 92, pp. 104474. doi: 10.1016/j.nedt.2020.104474

ces:

Website of the Ministry of Labor of Russia. - Access mode: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/1508

3. Glukhikh S.I. Features of training nurses in modern vocational education / S.I. Glukhikh // Siberian Pedagogical Journal. - 2016. - № 1. - P. 73-79.

4. Zvonnikov V.I., Svistunov A.A., Semenova T.V. Assessment of professional readiness of specialists in the health care system / V.I. Zvonnikov, A.A. Svistunov, T.V. Semenova; ed. by Semenova T.V. - Moscow: GEOTAR -Media, 2019. - 272 p.

5. Kasimovskaya N.A. Implementation of new approaches to the training of nursing bachelors: transition to the master's level "nursing management" / N.A. Kasimovskaya // Medical education and professional development. - 2019. - T. 10. - № 4(36). - S. 74-83.

6. Kashutina M.I. Ostrovskaya I.V. Potential readiness of nursing bachelors to work / M.I. Kashutina, I.V. Ostrovskaya // Nurse. - 2017. - № 4. - P. 47-52.

7. Lapik S.V. Perspectives and problems of training bachelors of nursing education / S.V. Lapik // System integration in health care. - 2017. - № 4(34). - S. 45-50.

8. Lyusin D.V., Mikheeva N.D. Psychometric analysis of the Russian version of the social intelligence test by J. Guildford and M.O. Sullivan. Social intelligence: theory, measurement, research; ed. by D.V. Lyusina, D.V. Ushakov. Moscow: Publishing house "Institute of Psychology RAS", 2004. - 176 p.

9. Novokreschenova I.G. Problems of training bachelors of nursing / I.G. Novokreshchenova, I.V. Novokreshchenova, N.A. Semikina [et al.] // Nurse. - 2020. - T. 22. - № 5. - S. 24-28.

10. Petrova R.G., Ryabova T.V. Interdisciplinary discourse of the formation of communicative skills at future social workers / R.G. Petrova, T.V. Ryabova // Kazan Pedagogical Journal. - 2018. - № 1. - P. 61-67.

11. Site of Kazan State Medical University [Electronic resource]. - Access mode: http://www.kgmu.kcn.ru/files/sveden/standarts

12. Semynina N.M. To the question of the position of nursing bachelors in the modern health care system / N.M. Semynina, A.V. Kryuchkova, Yu.V. Kondusova [et al.] // Nauka I Studia. - 2017. - T. 3. - № 5. - S. 003-006.

13. Solovieva I.A. Analysis of the attitude of graduates of a medical university to independent practice / I.A. Solovyova, A.A. Gazenkampf, R.A. Adamyan [et al.] // Medical education and professional development. - 2020.

- T. 11. - № 4. - P. 29-50. doi: 10.2441 1 / 2220-8453-202014003.

14. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuilov G.M. Socio-psychological diagnostics of personality development and small groups / N.P. Fetiskin, V.V. Kozlov, G.M. Manuilov. - Moscow: Publishing house of the Institute of Psychotherapy, 2002. - 362 p.

15. Khodzhaya A.B. Problems and Perspectives of Personnel Training in the System of Higher Nursing Education in Modern Russia / A.B. Khodzhaya, N.A. Fedko, N.K. Mayatskaya [et al.] // Nurse. - 2020. - T. 22. -№ 3. - S. 12-15.

16. Shurygina E.P., Ivanova N.V. Training of teachers of vocational education for medical colleges / E.P. Shurygina, N.V. Ivanova: in the book: "Innovative technologies in medical education". - Krasnoyarsk, 2019 // Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. - Krasnoyarsk: Publishing house: Krasnoyarsk State Medical University named after Professor V.F. Voino-Yasenetsky, 2019. - P. 118-121.

17. Duchscher J., Windey M. Stages of Transition and Transition Shock. Journal for Nurses in Professional Development, 2018. Vol. 34, issue: 4, pp. 228-232. doi: 10.1097 / NND.0000000000000461.

18. Graf A.C., Jacob E., Twigg D., Nattabi B. Contemporary nursing graduates' transition to practice: A critical review of transition models. Journal of Clinical Nursing, 2020. Vol.29, issue: 15-16, pp. 3097-3107. doi: 10.1111 / jocn.15234.

19. Hidalgo-Blanco M.A., Puig-Llobet M., Lluch-Canut M.T., Guardia-Olmos J., Moreno-Arroyo C., Amador-Campos J.A. Expectations of nursing degree students: A longitudinal analysis. Nurse Education Today, 2020. Vol. 92, pp. 104474.doi: 10.1016 / j .nedt.2020.104474.

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования Сведения об авторе:

Рябова Татьяна Владимировна (г. Казань, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры медицинской и общей психологии и педагогики, руководитель Центра исследования медицинского образования, ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России, e-mail: tatry@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.