Научная статья на тему 'Оценка готовности детей 6-7 лет к освоению нормативных требований ГТО в условиях детского дошкольного учреждения'

Оценка готовности детей 6-7 лет к освоению нормативных требований ГТО в условиях детского дошкольного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
169
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ / КОМПЛЕКС ГТО 1 СТУПЕНИ / СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Карпов Владимир Юрьевич, Козьяков Роман Валерьевич, Сибгатулина Фаиля Равильевна, Алиходжин Рустам Рашитович, Федорова Татьяна Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы обеспечения подготовленности детей 6-7 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения г. Дмитрова Московской области к освоению нормативов комплекса ГТО. Проведено сравнение успешности освоения нормативов комплекса в первой и второй редакции ГТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Карпов Владимир Юрьевич, Козьяков Роман Валерьевич, Сибгатулина Фаиля Равильевна, Алиходжин Рустам Рашитович, Федорова Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of 6-7 years old children’s readiness for developing of “GTO” -complex standard requirements in the preschool institution’s conditions

In the article, the authors have considered the questions of providing readiness at 6-7 years old children for mastering “GTO” complex standard requirements by visiting preschool education institutions at Moscow region’s city Dmitrov. The comparison of successfulness of mastering of the first and the second edition “GTO”-complex standards is carried out.

Текст научной работы на тему «Оценка готовности детей 6-7 лет к освоению нормативных требований ГТО в условиях детского дошкольного учреждения»

3. Karpov, V.Yu., Davidov, V.Yu., Savelieva, O.Yu. and Lapina N.M. (2012), Games and entertainment on water: manual, Sochi State University, Sochi.

4. Karpov, V.Yu., Bakutina, A. and Lapina, N.M. (2016), "Outdoor games as development tool of physical qualities of younger school students", Physical education and youth sport, No.1, pp.68-72.

5. Manko, I.N., Ioakimidi, N.S. and Kolomiytseva, N.S. (2018), "Training in swimming of children of 8-9 years in groups of initial preparation of the first year of training", Messenger of the Adygei State University, Series3: Pedagogic and psychology, Vol. 213, No.1, pp.183-188.

6. Savelieva, O.Yu., Karpov, V.Yu., Sibgatulina, F.R. and Kozyakov, R.V. (2017), "Providing features of educational process in swimming with preschool age children at the youth sport schools and fitness clubs", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 211-217.

7. Savelieva, O.Yu. (2012), Fundamentals of the initial swimming training: tutorial, publishing house Moscow State Pedagogical University, Moscow.

8. Tokareva, E.A., Karpov, V.Yu. and Lapina, N.M. (2018) "Place of outdoor games in physical training of children of younger school age", Actual problems ofphysical culture, sports and tourism, adaptive physical culture and physical rehabilitation: collection of scientific works of bachelors, masters, graduate students and faculty of faculty of physical culture of RGSU, Moscow, pp.190-192.

9. "FINA expressed interest in studying of experience of introduction of the General Compulsory Education on Swimming program in regions of Russia", available at: http://www.russwim-ming.ru/node/16671. (accessed 18 February 2019)

Контактная информация: vu2014@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.02.2019

УДК 372.363:796.011

ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОСВОЕНИЮ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ГТО В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ

Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, Москва; Роман Валерьевич Козьяков, кандидат психологических наук, доцент, Гжельский государственный университет (ГГУ); Фаиля Равильевна Сибгатулина, кандидат педагогических наук, профессор, Рустам Рашито-вич Алиходжин, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Юрьевна Федорова, кандидат социологических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ),

Москва

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы обеспечения подготовленности детей 6-7 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения г. Дмитрова Московской области к освоению нормативов комплекса ГТО. Проведено сравнение успешности освоения нормативов комплекса в первой и второй редакции ГТО.

Ключевые слова: старшие дошкольники, примерные программы, комплекс ГТО 1 ступени, сенситивные периоды.

ASSESSMENT OF 6-7 YEARS OLD CHILDREN'S READINESS FOR DEVELOPING OF "GTO" -COMPLEX STANDARD REQUIREMENTS IN THE PRESCHOOL INSTITUTION'S CONDITIONS

Vladimir Yurievich Karpov, the doctor of pedagogical science, professor, Russian State Social

University, Moscow; Roman Valerievich Kozyakov, the candidate of psychological science, senior lecturer, Gzhel State University; Failya Ravilievna Sibgatulina, the candidate of pedagogical science, professor, Rustam Rashitovich Alihodjin, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Tatiana Yurievna Fedorova, the candidate of social science, senior lecturer, Russian University of Transport, Moscow

Annotation

In the article, the authors have considered the questions of providing readiness at 6-7 years old children for mastering "GTO" - complex standard requirements by visiting preschool education institutions at

Moscow region's city Dmitrov. The comparison of successfulness of mastering of the first and the second édition "GTO"-complex standards is carried out.

Keywords: senior preschool children, approximate programs, 1-st step of "GTO" - complex, sensitive periods.

ВВЕДЕНИЕ

Для успешного перехода дошкольника к обучению в школе необходима не только должная умственная, психическая и социальная подготовленность, но и качественный уровень физической готовности для успешной адаптации к изменению жизненного уклада, увеличению умственных нагрузок, установлению новых контактов.

В 2014 году стартовал новый комплекс ГТО, в сравнении с предыдущими документами, начиная с БГТО 1934 года, рассчитанного на школьников, это фактически первый шаг, сделанный для привлечения дошкольников и младших школьников к освоению нормативов по физической культуре, первая, практически, не реализованная попытка была в 1985 г. С 1 января 2018 года были приняты откорректированные нормативы для всех возрастных групп [1, 7]. В настоящее время имеется немало возможностей для повышения уровня физической подготовленности дошкольников: занятия в спортивных школах, фит-нес-клубах, учреждениях дополнительного образования [1, 4], однако наиболее доступными для большинства детей являются физкультурные занятия в дошкольных образовательных учреждениях, которые в процессе своей деятельности руководствуются собственными или примерными программами, подготовленными согласно требованиям действующего в данный момент федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Поскольку требования комплекса ГТО в отечественной системе физического воспитания определяются как основополагающие, то, следовательно, все программные документы должны быть направленны на подготовку к освоению соответствующих возрасту нормативных требований, в данном случае - требований 1 ступени ГТО [2]. Успешность освоения детьми 6-7 лет, «выпускниками» дошкольных учреждений, тестов ГТО позволяет судить о качестве физической подготовленности детей и эффективности конкретной образовательной программы [3, 5, 6, 7].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами была поставлена задача определить эффективность примерных образовательных программ дошкольного образования (область - «физическое развитие»), применяемых в детских садах г. Дмитрова, для подготовки дошкольников к выполнению требований ГТО 1 ступени.

Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения .№7 «Родничок» (ДОУ № 7) и Муниципального дошкольного образовательного учреждения №9 «Цветик-семицветик» (ДОУ № 9) г. Дмитров Московской области в два этапа: с февраля по апрель 2017 года и с февраля по апрель 2018 года. На первом этапе проверялась физическая подготовленность 48 детей: 23 мальчика и 25 девочек (ДОУ № 7 -12 мальчиков и 8 девочек; ДОУ № 9 - 11 мальчиков и 17 девочек), на втором - 47 детей: 24 мальчика и 23 девочки (ДОУ № 7 - 11 мальчиков и 9 девочек; ДОУ № 9 - 13 мальчиков и 14 девочек) основной и подготовительной групп здоровья в возрасте 6-7 лет, допущенных к занятиям физической культурой. Обеспечение двигательной активности детей и их физическое развитие осуществлялось по адаптированным примерным образовательным программам, являющимися основными: ДОУ № 7 - программа «Детство», разработанная Т.И. Бабаевой с соавторами; в ДОУ № 9 - программа «От рождения до школы», подготовленная под редакцией Н.Е. Вераксы. При сравнении содержания программ, в том числе и режимов двигательной активности старших дошкольников (область - «физическое развитие»), была выявлена их идентичность, единственным отличием в программе «Детство» - еженедельные тридцатиминутные занятия ритмической гимнастикой. В обеих программах представлены требования к умениям и навыкам детей, но без оценки качества их формирования, в

документах не предусмотрены нормативные требования к физической подготовленности детей, в связи с чем, мы ориентировались на требования 1 ступени комплекса ГТО.

В ходе спортивных праздников в ДОУ № 7 и № 9 дошкольники проходили тестирование физической подготовленности, согласно требованиям комплекса ГТО 1 ступени. Были проведены все обязательные тесты: челночный бег 3*10 м, смешанное передвижение на 1000 м, подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине 90 см, наклон вперед из положения стоя прямыми ногами на полу в 2017 г. и из положения стоя на гимнастической скамье в 2018 г., а также три теста по выбору (прыжок в длину с места, метание теннисного мяча в цель с дистанции 6 м, бег на лыжах 2 км в 2017 г. и 1 км в 2018 г.). Поскольку с 1 января 2018 года требования комплекса ГТО к физической подготовленности были изменены, то возникла возможность определить доступность тестов для детей 6-7 лет.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Следует отметить, что никому из детей ни на одном этапе исследования не удалось выполнить требования ГТО 1 ступени на золотой значок. В целом по итогам исследования на первом этапе в ДОУ № 7 к выполнению требований на серебряный и бронзовый значок были готовы 58,3% мальчиков и 75,0% девочек, на втором этапе, соответственно, 27,27% и 11,11%; в ДОУ № 9, соответственно, 54,5 % мальчиков, 76,5% девочек и 23,08%, и 14,29%.

Из всего количества испытуемых значкистами ГТО на первом этапе смогли стать 66,67%, на втором - 19,15%. Такое резкое снижение процента готовности дошкольников к освоению тестов ГТО 1 ступени в 2018 году может быть объяснено неподготовленность детей к выполнению нормативов на выносливость. В 2017 году для всех 6-7-летних детей легкими были тесты «смешанное передвижение на 1000 м» и «бег на лыжах 2 км», показавшие 100% освоения, Доступность выполнения тестом объясняется тем, что они проводились без учета времени. Однако в 2018 году эти тесты получили временные параметры, и выполнить их смогла весьма незначительная часть дошкольников, и то лишь на бронзовый значок. Тест «смешанное передвижение 1 км» смогли выполнить 25,53% детей (33,33% - мальчиков, 17,39% - девочек), тест «бег на лыжах 1 км» - 19,15% детей (25,0% - мальчиков, 13,04% - девочек). Именно эти требования на наш взгляд к повлияли на значительное снижение потенциальных значкистов ГТО 6-7 лет. Считаем, что это в значительной степени связано с недостатком внимания в ходе образовательного процесса развитию физического качества - выносливости, слабым навыком передвижения детей на лыжах и отсутствием необходимых условий для их формирования, а так же несовпадением сенситивного периода развития выносливости у дошкольников со временем тестирования.

На обоих этапах достаточно сложным для детей оказался тест «челночный бег 3*10 м»: на первом этапе на золотой значок его смогли выполнить только 10,41% дошкольников, на втором - 6,39%; не смогли выполнить норматив, соответственно, 33,33% детей и 44,68%. В значительной степени, на наш взгляд, это связано с тем, что старший дошкольный возраст соответствует лишь старту сенситивного периода развития ловкости и начальному этапу формирования скоростных качеств. Аналогичные сложности вызвал и тест «прыжок в длину с места»: никто из детей не смог выполнить требования золотого значка. В 2017 году с тестом не справились 29,17% детей, а в 2018 году - 19,15%. Поскольку начало сенситивного периода развития прыгучести приходится на 8-9 лет, то выявленный прогресс может быть объяснен, по-нашему мнению, уменьшением норматива в новой редакции комплекса требований бронзового значка для девочек.

Тест «подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине» выполнили все дошкольники, как на первом, так и на втором этапе исследования, причем на золотой значок в первом случае было показано 35,41% результатов, во втором - 36,17%. Начало сенситивного периода развития силы рук соответствует возрасту 7 лет.

Тест «наклон вперед из положения, стоя прямыми ногами на полу», оцениваемый в баллах в 2017 году, в 2018 году был заменен тестом «наклон вперед из положения стоя на

гимнастической скамье» и оценивался в сантиметрах. С обоими тестами все дети успешно справились: в первом случае золотому значку соответствовало 45,83% результатов, во втором - 57,45%. Такие показатели в значительно мере объясняются совпадением времени тестирования с сенситивным периодом развитием гибкости у дошкольников.

Определенные проблемы возникли при выполнении теста «метание теннисного мяча в цель с дистанции 6 м». У всех детей на обоих этапах возникали проблемы с выполнением замаха и конечной фазы броска. В виду значительного отдаления начала сенситивного периода развития умения выполнять движения на точность с расстоянии от возраста тестирования старших дошкольников, в новой редакции комплекса ГТО были упрощены требований для девочек, и этот фактор позволил улучшить общие показатели: в 2017 году было 12,5% результатов на золотой значок, в 2018 - 25,53%, однако в обоих случаях был определен и процент не справившихся с тестом детей, соответственно, 20,83% и 14,89%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате тестирования физической подготовленности детей на первом и втором этапах исследования выявлено, что дошкольники обоих детских садов достоверно не различались по качеству подготовленности к освоению нормативных требований 1 ступени ГТО (р >0,05), что свидетельствует о равноценной эффективности обеих примерных программ «От рождения до школы» и «Детство» (область «физическое развитие»). В обоих периодах достоверных различий процентных долей детей, готовых к выполнению тестов ГТО 1 ступени, но занимавшихся по разным программам, по ф- критерию Фишера не выявлено (р >0,05). Совпадение тестов ГТО 1 ступени с сенситивными периодами развити-ями физических качеств детей 6-7 лет в значительной степени благоприятно сказывается на достижении положительных результатов.

Недостаточное внимание развитию выносливости и отсутствие возможности обеспечения качественной лыжной подготовки дошкольников значительно снизило процент потенциальных значкистов ГТО в 2018 году. Реальной является возможность проведения тестирования плавательной подготовленности детей 6-7 лет, поскольку требования по этому тесту являются весьма доступными, а направленность физкультурно-оздоровительной деятельности ДОУ в данном направлении обеспечит формирование у детей жизненно-важных навыка [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Карпов, В.Ю. Плавание: исторический обзор : учебно-методическое пособие / В.Ю. Карпов, О.Ю. Савельева ; Самарск. гос. пед. ун-т. - Самара : [б.и.], 2002. - 168 с.

2. Комплекс ГТО: индивидуализация, доступность, критерии эффективности / В.А. Куди-нова, В.Ю. Карпов, А.А. Кудинов, А.В. Корнев // Теория и практика физической культуры. - 2018. -№ 5. - С. 59-61.

3. Правдов, М.А. Модель взаимодействия дошкольных образовательных организаций и начальной школы по подготовке детей к сдаче норм комплекса ГТО первой ступени / М.А. Правдов, Н.Н. Нежкина, И.В. Рябова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 119-125.

4. Особенности обеспечения учебного процесса по плаванию с детьми старшего дошкольного возраста в ДЮСШ и фитнес-клубах / О.Ю. Савельева, В.Ю. Карпов, Ф.Р. Сибгатулина, Р.В. Козьяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 211-217.

5. Синявский, Н.И. Мониторинг физической подготовки детей дошкольного возраста к выполнению нормативов всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО / Н.И. Синявский, А.В. Фурсов, А.А. Камартдинова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 177-182.

6. Физическая подготовленность дошкольников в выполнении нормативных требований ВФСК ГТО / Н.И. Синявский, А.В. Фурсов, Н.Н. Безноско, И.С. Садыков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 12 (154). - С. 259-262.

7. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». - Режим доступа : https://www.gto.ru/ (дата обращения: 09.02.2018).

REFERENCES

1. Karpov, V. Yu. and Savelieva, O.Yu. (2002), Swimming: the historical review: Tutorial, publishing house SSPU, Samara.

2. Kudinova, VA., Karpov, V.Yu., Kudinov, A.A. and Kornev, A.V. (2018), "GTO-complex test: individualization, accessibility and efficiency criteria", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 20.

3. Pravdov, M.A., Nezhkina, N.N. and Ryabova, I.V. (2015), "Model of interaction of the preschool educational organizations and elementary school on training of children for delivery of norms of the GTO complex of the first step", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.120, No.2, pp. 119-125.

4. Savelieva, O.Yu., Karpov, V.Yu., Sibgatulina, F.R. and Kozyakov, R.V. (2017), "Providing features of educational process in swimming with preschool age children at the youth sport schools and fitness clubs", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.144, No.2, pp. 211-217.

5. Sinyavskiy, N.I., Fursov, A.V. and Kamartdinova, A.A. (2015), "Monitoring of physical preparedness of preschool children for standards performance of All-Russian Physical and Culture complex GTO", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol.124, No.6, pp.177-182.

6. Sinyavskiy N.I., Fursov, A.V., Beznosko, N.N. and Sadykov, I.S. (2017), "Physical readiness of preschool children in implementation of standard requirements of VFSK GTO", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 154, No. 12, pp.259-262.

7. All-Russian physical culture and sports complex "Ready for labor and defense" (GTO-complex), available at: http://www.gto.ru/ (accessed 09 February 2019).

Контактная информация: vu2014@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.02.2019

УДК 796.288

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЧНОСТИ БРОСКОВЫХ ДВИЖЕНИЙ БИТЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДОШНОГО СПОРТА)

Елена Владимировна Карташова, старший преподаватель, Елена Николаевна Кара-сева, кандидат педагогических наук, Елецкий педагогический университет им. И.А. Бунина; Елена Николаевна Чернышева, кандидат педагогических наук, профессор, Великолукская государственная сельскохозяйственная академия

Аннотация

Целью исследования являлось совершенствование процесса формирования точности броско-вых движений биты в городошном спорте у обучающихся вуза, в рамках элективных дисциплин по физической культуре и спорту. Практический эксперимент показал, что выполнение броска с помощью техники «скручивания» представляется более надёжным для начинающих занимающихся и предсказуемым с точки достижения результативности броска, чем техника «силовой бросок рукой».

Ключевые слова: городошный спорт, двигательная активность, программа обучения, техника броска, способ разгона биты.

FORMATION OF ACCURACY OF THROWING BAT MOVEMENTS AMONG STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION (ON THE EXAMPLE OF

URBAN SPORTS)

Elena Vladimirovna Kartashova, the senior teacher, Elena Nikolaevna Karaseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Yelets State University of I.A. Bunin;

Elena Nikolaevna Chernysheva, the candidate of pedagogical sciences, professor Velikie Luki State Agricultural Academy

Annotation

Research objective was improvement of process of formation of accuracy of throwing movements in gorodoshny sport at students of higher education institution within elective disciplines on physical culture and sport. The practical experiment showed that performance of the throw by means of the twisting method is represented more reliable for the beginners, who are engaged, and predictable from a point of achievement of effectiveness of a throw, than the "power throw hand" method.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.