Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПЕРИОД РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСА COVID-19'

ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПЕРИОД РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСА COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КОРОНАВИРУС / COVID-19 / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / КРИЗИС / HEALTH CARE / MEDICAL ORGANIZATIONS / CORONAVIRUS / FINANCING / MANDATORY HEALTH INSURANCE / CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Базарова И.Н., Ендовицкая Ю.В.

Здравоохранение, как преимущественно государственная система, объективно подвержена серьезному регулированию в особых условиях функционирования, к которым относится и распространение коронавирусной инфекции COVID-19. Немаловажно и то, что прямому или косвенному регулированию подвергается и частная система здравоохранения. При этом порой государственные органы вынуждены прибегать к «ручному управлению», последствия которых и для государственного, и для частного здравоохранения не всегда однозначны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Базарова И.Н., Ендовицкая Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF PUBLIC POLICY IN RELATION TO CERTAIN ISSUESOF HEALTHCARE FUNCTIONING DURING THE SPREAD OF COVID-19 CORONAVIRUS

Health care, as a predominantly public system, is objectively subject to serious regulation in special operating conditions, which include the spread of COVID-19 coronavirus infection. It is also important that the private healthcare system is also subject to direct or indirect regulation. At the same time, public authorities are sometimes forced to resort to "manual management", the consequences of which are not always clear for both public and private health care.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПЕРИОД РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСА COVID-19»

От редакции:

мы завершаем публиковать материалы авторов Аналитического доклада ФГБу «цнииоиз» минздрава россии «влияние коронавируса COVID-19 на ситуацию в российском здравоохранении». в данном номере внимание обращено на политику государства в отношении ряда вопросов функционирования здравоохранения в условиях борьбы с коронавирусом.

Шеф-редактор Н.Г. Куракова

в.и. Огародубов,

д.м.н., профессор, академик РАН, директор ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия Ф.Н. Кадыров,

д.э.н., заместитель директора ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России;

ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, НИУ «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия О.В. Обухова,

к.п.н., заведующая отделением экономики и ресурсного обеспечения здравоохранения ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия И.Н. Базарова,

научный сотрудник отделения экономики и ресурсного обеспечения здравоохранения ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия Ю.В. Ендовицкая,

младший научный сотрудник отделения экономики и ресурсного обеспечения здравоохранения ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России; НИУ «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия

оценка государственной политики в отношении отдельных вопросов функционирования здравоохранения в период распространения коронавируса ооую-лэ

УДК 614.02

Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н, Обухова О.В., Базарова И.Н., Ендовицкая Ю.В. Оценка государственной политики в отношении отдельных вопросов функционирования здравоохранения в период распространения коронавируса Covid-19 (ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия; ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, г. Санкт-Петербург, Россия; НИУ «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия)

Аннотация. Здравоохранение, как преимущественно государственная система, объективно подвержена серьезному регулированию в особых условиях функционирования, к которым относится и распространение коронавирусной инфекции COVID-19. Немаловажно и то, что прямому или косвенному регулированию подвергается и частная система здравоохранения. При этом порой государственные органы вынуждены прибегать к «ручному управлению», последствия которых и для государственного, и для частного здравоохранения не всегда однозначны.

Ключевые слова: здравоохранение, медицинские организации, коронавирус, COVID-19, финансирование, обязательное медицинское страхование, кризис.

С

#хс

введение

ктивная деятельность государства в решении многочисленных проблем, возникших на фоне распространения коронавирусной инфекции кСОУЮ-19, требует серьезного пристального изучения и анализа, на что потребуется длительное время. Но уже сейчас можно дать некоторые оценки

© В.И. Стародубов, Ф.Н. Кадыров, О.В. Обухова, И.Н. Базарова, Ю.В. Ендовицкая, 2020 г.

А:

потребуе

№В

2020

Менедже,

и высказать предложения по совершенствованию регулирования ряда сфер, связанных с борьбой с коронавирусом. Некоторые из них были рассмотрены в предыдущих публикациях.

Общая оценка эффективности деятельности государственных органов в период ликвидации распространения коронавируса C□VID-^9

В прошлых статьях было показано, что имеется целый ряд объективных факторов, замедливших на первых этапах скорость распространения COVID-19 в Российской Федерации. Поэтому эффективность деятельности государственных органов нельзя оценивать по показателям заболеваемости и смертности населения. Более объективными показателями для этого являются, на наш взгляд, такие как:

1. Оперативность реагирования на ситуацию. Оперативность принятия решений, на наш взгляд, была невиданно высокой, порой вызывающей удивление и явное уважение. Однако это, в первую очередь, касается федерального уровня. На уровне субъектов Российской Федерации, к сожалению, часто приходилось сталкиваться с фактами ожидания документов, разъяснений со стороны федеральных властей и т.д.

2. Принятие нормативно-правовых актов, меняющих правовое регулирование в определенных сферах на период коронавируса. Нормотворческая активность была очень высокой - были внесены изменения в многочисленные нормативные правовые акты.

3. Комплексность принимаемых мер. В этом отношении также можно дать положительную оценку - был разработан ряд пакетов мер, направленных на поддержку:

- различных отраслей экономики;

- населения;

- здравоохранения и т.д.

4. Степень исполнения принимаемых решений, которую можно оценивать по быстроте и полноте реализации принимаемых мер. Анализ показывает, что в ряде сфер степень исполнения решений является недостаточной. Это касается, например:

- мер по соблюдению самоизоляции граждан. К сожалению, предоставление нерабочих дней многими было воспринято как

дополнительный оплачиваемый отпуск с прогулками, посещением гостей и т.д. Очевидно, нужно было сразу же принимать более жесткие требования по соблюдению самоизоляции. Другими словами, на наш взгляд, мог бы быть использован более жесткий подход к ограничительным мерам на период распространения коронавируса (у нас же жесткость мер усиливалась постепенно по мере осознания государством недостаточной эффективности предыдущих мер), что способствовало бы более быстрому достижению стабилизации с заболеваемостью коронавирусом;

- поведения банковского сектора в части выполнения решений по поддержке бизнеса и населения, поведение которого нередко можно рассматривать как скрытый саботаж.

5. Достаточность принимаемых мер. В предыдущих публикациях мы довольно детально анализировали достаточность принимаемых мер по тем или иным направлениям, поэтому не будем повторяться. Отметим лишь, что не все меры, на наш взгляд, были достаточными. Это видно хотя бы из того, что по одним и тем же вопросам приходилось принимать дополнительные нормативные правовые акты, вносить изменения в принятые и т.д. Впрочем, во-многом это связано с тем, что ожидаемый период распространения коронавируса оказался длительнее, чем ожидалось ранее.

Тем не менее, на общем фоне положительной оценки действий государственных органов, необходимо отметить и ряд серьезных просчетов. Отметим только некоторые из них:

1) Запоздалость признания распространения нового коронавируса серьезной угрозой. Отношение к проблеме изменилось лишь после того, как 11 марта 2020 года ВОЗ признала распространение COVID-19 пандемией, хотя информация о вспышке заболевания в Китае появилась еще в конце 2019 года. Были упущены сроки на самом первом этапе. Прежде всего это касается закрытия внешних границ и введения «масочного» режима.

2) «Соцсоревнование» многих субъектов Российской Федерации по поводу того, у кого меньше заболевших и смертей от COVID-19, в том числе путем подталкивания медицинских организаций к занижению статистики по коронавирусу. Это крайне негативная ситуация, не только искажающая реальную

енеджер № В

здравоохранения 2020

статистику распространения коронавируса, но и наносящая прямой вред здоровью граждан. Например, под давлением вышестоящих органов многие медицинские организации сознательно сдерживают объемы проведения МРТ легких, лабораторных исследований даже для своих сотрудников, результатом чего являются осложнения и смертельные исходы, которых можно было бы избежать. Нужно четкое понимание того, что пока вакцины и лекарств от COVID-19 нет, нельзя оценивать работу как медицинских организаций, так и регионов по показателям заболеваемости и смертности. В противном случае указанные факты будут только множиться.

3) Показательные и неоправданно жесткие меры в отношении многих руководителей медицинских организаций. Например, тех, из которых сбежали больные с коронавирусом, как это было в отношении главного врача инфекционной больницы в Санкт-Петербурге. Это и уголовные дела на главных врачей больниц, которые не в полном объеме осуществили выплаты стимулирующего характера за счет федеральных средств, причиной чего зачастую являлось либо отсутствие средств, либо запутанный порядок их начисления и т.д.

4) Неоднозначность формулировок ряда нормативных правовых актов, которые привели к многочисленным конфликтным ситуациям. Прежде всего это касается вышеуказанных федеральных выплат стимулирующего характера за работу с коронавирусом. Так, в Распоряжение Правительства Российской Федерации № 976-р, в соответствии с которым выделялись средства на так называемые «президентские выплаты», уже трижды вносились изменения.

5) Перегибы в ограничениях деятельности в сфере здравоохранения, например, в части предварительных и периодических про-фосмотров.

Рассмотрим некоторые из перечисленных проблем более детально.

Риски разбалансировки системы финансового обеспечения медицинских организаций

Одна из ключевых финансовых угроз, с которой приходится сталкиваться общественному здравоохранению - это разбалансировка системы

финансового обеспечения медицинских организаций, которая состоит из многочисленных элементов (источников и каналов финансирования) и складывалась многие годы. Перепрофилирование, изменение штатных расписаний, сокращение одних групп расходов и появление новых, выпадающие доходы (из-за сокращения объемов плановой медицинской помощи, приостановки профосмотров и т.д.) приводят к серьезным различиям в реальном финансовом положении медицинских организаций, что не способствует эффективной работе всей системы здравоохранения в целом.

Все это приводит к необходимости временного отказа от сложившихся способов финансового обеспечения и применения методов «ручного управления». Примером может служить предоставление права территориальным фондам обязательного медицинского страхования оказывать финансовую поддержку медицинским организациям, имеющим выпадающие доходы из-за снижения объемов деятельности. Однако при этом порядок этой компенсации, критерии оценки необходимости финансовой помощи и ее объемов не определены.

Другой пример. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. № 1390-р посвящено поддержке в 2020 году федеральных бюджетных и автономных учреждений, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Перечень этих отраслей утвержден Постановлением Правительства от 3 апреля 2020 года № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции». Правительство включило в соответствующий перечень:

- деятельность санаторно-курортных организаций;

- стоматологическую практику.

В соответствии с Распоряжением № 1390-р в период приостановления (частичного приостановления) их деятельности при принятии мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, ряд расходов автономных и бюджетных учреждений осуществляется

№В

2020

Менедже,

независимо от объема оказанных ими государственных услуг (выполненных работ). Речь идет о следующих расходах:

- расходы по оплате труда работников этих учреждений в целях обеспечения уровня оплаты труда, установленного трудовым законодательством Российской Федерации;

- налоги и сборы, страховые взносы, установленные законодательством Российской Федерации;

- расходы, связанные с оплатой коммунальных услуг и содержанием имущества, в том числе за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности такого учреждения, утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Другими словами, финансирование перечисленных расходов осуществляется независимо от объемов деятельности.

Данное решение в целом можно оценить как положительное.

При этом, целесообразно было бы это же решение распространить не только на федеральные автономные и бюджетные учреждения, но и на соответствующие типы учреждений субъектов Российской Федерации.

Наконец, необходимо подобные решения принимать не в расчете на конкретную ситуацию (например, «в 2020 году»), а как один из возможных вариантов, который должен быть закреплен законодательно и при необходимости оперативно задействован при возникновении аналогичных ситуаций.

Далее. Одной из наиболее очевидных ожидаемых проблем является снижение следующих расходов региональных бюджетов на здравоохранение:

- сокращение расходов на ремонтные работы;

- сокращение расходов на приобретение оборудования, не используемого напрямую на борьбу с коронавирусом.

Необходимо также отметить неоднозначные последствия массовых поставок оборудования, лекарственных препаратов и т.д. в медицинские организации для борьбы с коронавирусом. Суть проблемы заключается в том, что часть поставляемого в настоящее время оборудования для

борьбы с коронавирусом сможет использоваться и после окончания распространения коронавиру-са для оказания медицинской помощи по другим профилям, но далеко не всё. То есть, в настоящее время имеет место узкая направленность многих видов затрат, ориентированных на инфекционные, пульмонологические, реанимационные отделения. В сумме это достаточно большие средства, но у медицинских организаций уже сейчас зачастую возникают проблемы не с аппаратами ИВЛ и т.д., а с иной техникой, необходимой для лечения других заболеваний.

Есть серьезные опасения того, что субъекты Российской Федерации на запросы подведомственных учреждений по поставке аппаратуры, будут ссылаться на суммы поставленного для борьбы с коронавирусом оборудования и не выделять средства на приобретение оборудования на другие цели.

Очевидно, что в ближайшее время закупленное дорогостоящее оборудование обернется значительной финансовой проблемой для медицинских организаций в связи с необходимостью его обслуживания, сопровождения и т.д. Для системы здравоохранения региона дополнительные расходы будут связаны с необходимостью выделения дополнительных средств на содержание вновь введенных в эксплуатацию медицинских организаций.

«Перегибы» в деятельности государственных органов

Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2020 № 710-р (далее - Распоряжение 710-р) в целях обеспечения охраны здоровья населения и нераспространения новой корона-вирусной инфекции (СОУЮ-19) на территории Российской Федерации временно приостановлено проведение всероссийской диспансеризации взрослого населения, предусмотренной в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2019 г. № 1391-р. Речь идет о временном приостановлении проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации определенных групп взрослого населения в медицинских организациях, участвующих в реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Аналогичное положение содержится в Постановлении Правительства от 3 апреля 2020 г. № 432 «Об особенностях реализации базовой

енеджер № В

здравоохранения 2020

программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коро-навирусной инфекцией» (далее - Постановление № 432). В нем говорится: «Приостанавливается проведение профилактических мероприятий в части диспансеризации, в том числе пребывающих в стационарных организациях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство) в приемную или патронатную семью, и профилактических медицинских осмотров граждан, в том числе несовершеннолетних».

Как видим, ни Распоряжение № 710-р, ни Постановление № 432 не приостанавливали ни предварительных или периодических профосмо-тров, ни профосмотров в частных медицинских организациях.

Минздрав России в приказе от 19 марта 2020 года № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» предписал приостановку проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации без указания - каких именно. На наш взгляд, эта нечеткость формулировок и создала проблемы - большинство субъектов Российской Федерации запретили медицинским организациям проведение на своих территориях всех видов профилактических мероприятий. Зачастую эти ограничения касались медицинских организаций любых организационно-правовых форм, включая частные медицинские организации.

Обращаем внимание на то, что в приказе № 198н говорится о приостановке профосмотров и диспансеризации только в отношении медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара. Иные медицинские организации (стационарные и т.д.) по-прежнему имеют право заниматься проведением предварительных профосмотров.

Это же касается и частных медицинских организаций - федеральными нормативными правовыми актами профсмотры (кроме входящих в программу госгарантий) не запрещены.

Тем не менее, очевидно, что неоднозначные формулировки приказа № 198н привели

к возникновению серьёзных проблем не только у многих медицинских организаций, но и у работодателей.

Минтруд России по этому поводу выпустил письмо от 10.04.2020 № 15-2/10/В-2842, в котором полагает, что запреты не должны касаться проверки здоровья работников, деятельность которых связана:

- с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды;

- воспитанием и обучением детей;

- коммунальным и бытовым обслуживанием населения;

- работами на высоте;

- занятостью на рабочих местах с классом условий труда 3.3 и 3.4.

Также, по мнению Минтруда, нельзя обойтись без медосмотров в начале, в течение или в конце рабочего дня либо смены.

Ситуацию разрядил Приказ Минздрава России от 18 мая 2020 г. № 455н «О внесении изменения в порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденный приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н».

В соответствии с этим приказом № 455н пункт 16 приказа № 302н изложен в следующей редакции: «Периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, указанные в Перечне факторов и Перечне работ. В случае введения в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации проведение периодических осмотров, указанных в Перечне факторов и Перечне работ (за исключением пунктов 14-26 Перечня работ, а также случаев, когда условия труда отнесены к подклассам 3.3 и 3.4 в соответствии с ФЗ от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», по решению работодателя может быть отложено, но не более, чем на 6 месяцев». То есть, было четко определено - какие виды профосмотров могут временно не проводиться, а какие должны проводиться в полном объеме.

№ 6

2020

Менедже,

Политика государства в отношении частных медицинских организаций в период борьбы с коронавирусом

Основные проблемы, с которыми столкнулись частные медицинские организации в период борьбы с коронавирусом, заключаются в следующем:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- падение спроса на платные медицинские услуги;

- сокращение объемов медицинской помощи и падение доходов в системе обязательного медицинского страхования для тех частных медицинских организаций, которые работают в ОМС;

- дополнительные затраты для всех медицинских организаций (независимо от того, занимаются ли они непосредственно лечением коронавируса или нет) на средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства и аппаратуру и т.д., направленные на предупреждение инфицирования сотрудников и пациентов;

- сложность или невозможность смены профиля на период распространения коронавируса.

Как мы видим, проблемы частных медицинских организаций в целом оказались схожими с проблемами государственных (муниципальных) учреждений.

Тем не менее, из-за того, что большинство частных медицинских организаций не работают в ОМС или имеют небольшой удельный вес доходов от ОМС, потери для частного сектора оказались гораздо более серьезными, чем для государственного.

Не случайно, частные клиники попросили Правительство России внести их в список наиболее пострадавших отраслей из-за пандемии корона-вируса. Под письмом подписались Национальная ассоциация негосударственных медицинских организаций, Ассоциация стоматологических организаций и медицинских работников, другие объединения и крупные компании, а также представители «Опоры России».

меры по поддержке частного медицинского бизнеса и оценка их достаточности

Постановление Правительства от 3 апреля 2020 года № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной

инфекции» включило в соответствующий перечень «Стоматологическую практику».

Однако это только частичное решение проблемы, поскольку данное постановление касается оказания помощи заемщикам, относящимся к субъектам малого и среднего предпринимательства, причем только одного профиля.

Многие частные медицинские организации смогут воспользоваться мерами по поддержке малого и среднего бизнеса (снижение страховых взносов с 30% до 15% и т.д.), а также иными другими мерами по поддержке бизнеса.

Частично к мерам по поддержке частного медицинского бизнеса можно отнести расширение участия частных медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования. В соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ, статья 15 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» дополнена частью 21 следующего содержания:

«21. В условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе установить срок подачи уведомления о включении медицинской организации в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, отличный от предусмотренного частью 2 настоящей статьи. Информация о сроках и порядке подачи указанного уведомления размещается территориальным фондом на своем официальном сайте в сети Интернет».

Это означает возможность оперативного включения частных (а также федеральных) клиник в систему ОМС в особом порядке (при наличии такой необходимости). Однако широкого вовлечения частных клиник в ОМС, как и ожидалось, не произошло, хотя бы потому, что частные клиники оказывают преимущественно амбулаторно-поли-клиническую помощь, потребность в которой в настоящее время как раз снижается. Таким образом, внеплановое включение частных клиник в систему ОМС коснулось незначительного числа частных медицинских организаций и направлено все же, в первую очередь, не на поддержку частного здравоохранения, а на решение государственных задач

енеджер № В

здравоохранения 2020

по борьбе с коронавирусом на случай нехватки мощностей государственного здравоохранения.

Поэтому еще одной мерой, способствующей частичной финансовой поддержке частных клиник, можно считать подключение ряда из них непосредственно к лечению пациентов с коронавирусом COVID-19. Так, Частное учреждение здравоохранения «Клиническая больница «РЖД-Медицина» имени Н.А. Семашко» было включено в перечень медицинских организаций, которые могут принять участие в оказании медицинской помощи пациентам с коронавирусом. Основанием для этого явилось распоряжение Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 844-р «Об утверждении перечней организаций и их структурных подразделений, осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, и частных медицинских организаций, которые перепрофилируются для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую корона-вирусную инфекцию COVID-19 в стационарных условиях». Правда указанная больница хоть и является по статусу частной, на практике ее можно назвать «прогосударственной» или «квазичастной», поскольку она создана акционерным обществом, 100% акций которого принадлежат государству.

Больных с COVID-19 и его симптомами в Москве готовы госпитализировать и некоторые другие частные клиники1.

При этом частные медицинские организации достаточно активно подключились к проведению тестирования населения на наличие коронавируса. При этом ряд частных медицинских организаций (обычно те, которые выполняют функции централизованных лабораторий) осуществляют тестирование в рамках ОМС по соответствующим тарифам, другие же осуществляют тестирование лишь на платной основе.

Еще одной возможной временной нишей является проведение обязательных предварительных, периодических и иных профосмотров, которые государственные медицинские организации практически прекратили осуществлять (зачастую - необоснованно).

Одним из возможных вариантов как сокращения части затрат частных клиник, так и поддержки государственного здравоохранения, испы-

1 https://ko.ru/artides/skolko-stoit-chastnoe-lechenie-covid-19

тывающего кадровый дефицит, могло бы быть временное привлечение медицинского персонала частных медицинских организаций к работе государственных медицинских организаций. Однако действующее трудовое законодательство препятствует применению наиболее подходящих для этого форм, таких как:

- заключение договоров гражданско-правового характера;

- заёмный труд;

- совместительство более, чем на 0,5 ставки (что не позволяет сотруднику частной клиники работать по совместительству на полную ставку в государственном учреждении при приостановке деятельности частной клиники).

В трудовое законодательство необходимо внести изменения, допускающие использование подобных форм на период чрезвычайных ситуаций или их предупреждения.

В целом, на наш взгляд, требуется более детальная оценка влияния распространения коро-навируса на частное здравоохранение и соответствующая финансовая и иная его поддержка, исходя из следующего:

- частный медицинский бизнес - составная часть бизнеса, обеспечивающего рабочие места, пополняющего бюджеты налогами, взносами и т.д., и заслуживает поддержки, как и любой другой бизнес;

- частное здравоохранение относится к одной из наиболее пострадавших от коронавируса сфер так называемого «второго эшелона» (где к первому относится туризм, гостиничный бизнес, общественное питание, транспорт и др.);

- частное здравоохранение является серьезным резервом государства на период чрезвычайных ситуаций, и его сохранение является общегосударственной задачей (особенно с учетом дефицита медицинских кадров в государственном секторе по целому ряду специальностей);

- частное здравоохранение - составная часть здравоохранения, оказывающая все возрастающие объемы медицинской помощи. Поэтому сокращение потенциала частного здравоохранения означало бы сокращение совокупного здравоохранения -ухудшение возможности оказания медицинской помощи;

№ 6

2020

Менедже,

граждане, обращающиеся в частные клиники, уменьшают нагрузку на государственное здравоохранение и обеспечивают тем самым экономию общественных ресурсов. Поэтому для государства выгодно поддерживать частное здравоохранение.

Выводы

1. Россия обладает достаточным экономическим, научным, технологическим потенциалом для успешной борьбы с распространением коронави-руса. Но этим потенциалом нужно грамотно распорядиться.

2. Финансовое положение России на современном этапе позволяет выделить ресурсы, необходимые для борьбы с коронавирусом на современном этапе.

3. Материально-техническая база здравоохранения значительно укрепилась (хотя и не во всех сферах: в ряде случаев перераспределение средств на закупку оборудования, необходимого для борьбы

с коронавирусом, отдалило плановые закупки других видов оборудования и т.д.).

4. Ситуация с коронавирусом может иметь негативный отложенный результат, связанный с приостановкой профосмотров, диспансеризации, плановой медицинской помощи. Это, скорее всего, вызовет всплеск заболеваемости.

5. Нормативно-правовая база функционирования как экономики в целом, так и здравоохранения оказалась не в полной мере готовой к условиям распространения коронавируса. Она подверглась большой модернизации. Однако многие проблемы, связанные с нормативно-правовым регулированием, все еще остаются нерешенными.

6. Опыт борьбы с коронавирусом СОУЮ-19 позволит повысить готовность страны к возможным будущим эпидемиям и пандемиям.

7. Нынешняя ситуация несет для здравоохранения дополнительные вызовы, но и открывает новые возможности, которыми нужно грамотно воспользоваться.

к#

UDC 614.02

Starodubov V.I., Kadyrov F.N., Obukhova O.V, Bazarova I.N., Endovitskaya Yu.V. Assessment of public policy in relation to certain issues of healthcare functioning during the spread of COVID-19 Coronavirus (Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia; North-Eastern State Medical University named after I.I. Mechnikov, Saint-Petersburg, Russia; HSE University, Moscow, Russia)

Abstract. Health care, as a predominantly public system, is objectively subject to serious regulation in special operating conditions, which include the spread of COVID-19 coronavirus infection. It is also important that the private healthcare system is also subject to direct or indirect regulation. At the same time, public authorities are sometimes forced to resort to "manual management", the consequences of which are not always clear for both public and private health care. Keywords: Health care, medical organizations, coronavirus, COVID-19, financing, mandatory health insurance, crisis.

енеджер № 6

здравоохранения 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.