ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВЕСТИБУЛЯРНОГО АНАЛИЗАТОРА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Мусалимова Рида Сагитовна
канд. биол. наук, доцент кафедры биоэкологии и биологического образования Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы,
РФ, г. Уфа E-mail: [email protected] Мухамадеева Айгуль Амировна студент естественно-географического факультета Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
EVALUATION OF FUNCTIONAL STATE OF STUDENTS VESTIBULAR ANALYZER IN PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL
Musalimova Rida
candidate of biol. Science, assistant professor in department of bioecology and biological education of Bashkir State Pedagogical University named after
M. Akmulla, Russia, Ufa Mukhamadeeva Aigul
student of natural-geographical faculty of Bashkir State Pedagogical University
named after M. Akmulla, Russia, Ufa
АННОТАЦИЯ
В работе приводятся результаты оценки состояния вестибулярного анализатора студентов, которая проводилась с использованием пробы «вертикального» и «горизонтального письма», а также результаты изучения вестибулярной устойчивости студентов на вращательную нагрузку по показателям сердечно-сосудистой системы.
ABSTRACT
The paper presents the results of assessing the state of students vestibular analyzer, which was carried out using a test of "vertical" and "horizontal writing", also the results of the study of students vestibular stability to rotational load through the terms of cardiovascular system.
Ключевые слова: вестибулярные пробы; вестибулярная устойчивость; студенты.
Keywords: vestibular tests; vestibular stability; students.
Изучению воздействия вестибулярных раздражений на организм человека и выявлению различных вегетативных рефлексов посвящено значительное число исследований. Большинство работ направлены на изучение влияния отдельных видов спорта на становление вестибулярных функций, а также влиянию функционального состояния вестибулярной системы на двигательные возможности спортсменов.
Целью нашего исследования явилась оценка функционального состояния вестибулярного анализатора студентов, не занимающихся систематически спортом. В исследовании приняли участие 44 студентки (юноши в эксперименте не участвовали в виду их малочисленности в группах). Средний возраст испытуемых варьировал от 20 до 23 лет и в среднем составил 21,4±0,6 лет. Исследования проводились с добровольного согласия испытуемых в унифицированных условиях в первой половине дня на базе кабинета Физиологии человека и животных. Испытуемые были предварительно ознакомлены с основными задачами исследования, условиями и методами проведения экспериментов.
Методика исследования включала выявление признаков вестибулярной дисфункции с использованием пробы вертикального и горизонтального письма («пишущие тесты») [4, с. 256], а также исследование функциональной устойчивости вестибулярного анализатора путем оценки сдвигов артериального давления и пульса при вращательных нагрузках [2, с. 118—120; 5, с. 60—62].
Математическую обработку результатов исследования проводили с использованием прикладной программы Microsoft Excel Windows 2007. Для оценки достоверности различий использовали ¿-критерий Стьюдента с определением уровня значимостир (р<0,05).
Для выявления расстройств функций вестибулярного анализатора используют пробы «вертикального» и «горизонтального письма». Пробы позволяют определить направление спонтанного отклонения рук при написании ряда цифр. Результат оценивается по величине угла отклонения столбика цифр вправо или влево от вертикали или горизонтали.
Величина угла отклонения столбика цифр при пробе «горизонтальное письмо» варьировало от 0 градусов до 15 градусов и в среднем значение угла отклонения составило 4,1±3,6 градусов (рис. 1). Отклонение по горизонтали свыше 5 градусов связывают с нарушениями со стороны эллиптического мешочка [1].
■ горизонтальное письмо ■ вертикальное письмо
Рисунок 1. Средние значения величины угла отклонения при пробах «горизонтальное письмо» и «вертикальное письмо»
Величина угла отклонения столбика цифр при пробе «вертикальное письмо» варьировало от 1 градуса до 24 градусов, средний угол отклонения — 10,2±6,2 градусов (рис. 1). Отклонения по вертикали свыше 10 градусов свидетельствуют об асимметрии тонуса мышц, что связывают с поражением вестибулярного аппарата, в частности с нарушением функции сферического мешочка [1].
Средние значения угла отклонения при «горизонтальном письме» указывают на отсутствие дисфункций со стороны вестибулярного аппарата, тогда как при «горизонтальном письме» отмечены незначительные отклонения. Среди испытуемых выявлена определенная доля лиц, у которых имеются признаки вестибулярной дисфункции при «горизонтальном письме» — у
25,0 % испытуемых, при «вертикальном письме» — у 40,9 % испытуемых. У большинства испытуемых, как при «горизонтальном письме», так и при «вертикальном письме» признаки вестибулярной дисфункции не обнаружены — 75,0 % и 59,1 %, соответственно (рис. 2).
Рисунок 2. Результаты пробы «пишущие тесты» 96
При вращении вокруг вертикальной оси под влиянием энергии возрастающих или убывающих угловых ускорений происходит возбуждение рецепторов вестибулярного аппарата. Это является причиной возникновения особых рефлекторных реакций [3, c. 139]. Многочисленные связи вестибулярного аппарата с различными отделами центральной нервной системы обеспечивают разнообразие рефлексов, возникающих при его адекватном раздражении. Это тонические рефлексы скелетных мышц шеи, туловища, конечностей, глазных мышц и вегетативные рефлексы внутренних органов — сердца, желудочно-кишечного тракта, сосудов [4, c. 253].
Для оценки вестибулярной устойчивости согласно методике Лозанова Н.Н. и Байченко И.П. [2, c. 118—120; 5, c. 60—62] используются значения частоты сердечных сокращений за 10 секундные интервалы времени и показатели артериального давления. ЧСС испытуемых в покое в среднем составило 13,2±1,6 ударов за 10 секунд, после вращательной нагрузки она достоверно (р<0,05) увеличилась до 14,1±1,9 ударов за 10 секунд. Повышение частоты сердечных сокращений после вращательной нагрузки составило 0,9±1,7 уд/мин (табл. 1).
Систолическое артериальное давление испытуемых в покое равнялось в среднем 110,8±8,7 мм.рт.ст., после вращательной нагрузки оно достоверно (р<0,05) увеличилось до 116,7±11,8 мм.рт.ст. Повышение показателя систолического давления после вращательной нагрузки составило 5,9±10,5 мм.рт.ст. (табл. 1). Диастолическое артериальное давление в покое равнялось в среднем 69,4±8,1 мм.рт.ст., после физической нагрузки оно достоверно (р<0,05) увеличилось до 75,2±8,0 мм.рт.ст. Повышение показателя диастолического давления после вращательной нагрузки составило 5,8±9,2 мм.рт.ст.
Таблица 1.
Физиологические показатели в исходном состоянии (покой) и после
вращательной нагрузки, М±т
Показатели Условия эксперимента
покой вращательная нагрузка изменение
Частота сердечных сокращений (ЧСС), уд/10 сек 13,2±1,6* 14,1±1,9* 0,9±1,7
Систолическое артериальное давление (САД), мм.рт.ст 110,8±8,7* 116,7±11,8* 5,9±10,5
Диастолическое артериальное давление (ДАД), мм.рт.ст 69,4±8,1* 75,2±8,0* 5,8±9,2
Примечание: * — достоверность различий между показателями в покое и после вращательной нагрузки (р <0,05)
Артериальное давление и частота сердечных сокращений в ответ на вестибулярное раздражение у разных испытуемых увеличивались, уменьшались или оставались без изменений, но средние величины изменений показателей имеют определенную направленность, ЧСС, САД и ДАД в ответ на вестибулярную нагрузку достоверно (р<0,05) повышаются.
По данным, полученным до и после вращательной пробы, определяли вестибулярную устойчивость по методике Лозанова-Байченко, в которой учитываются результаты вегетативных рефлексов (изменение ЧСС и АД) на вращательную пробу. В качестве показателя принимается разность (отрицательная или положительная) между величинами пульса и АД до и после
вестибулярного раздражения. По комбинациям изменений АД и ЧСС по специальной таблице оценивается вестибулярная устойчивость в баллах: ниже 3 баллов — недостаточная функциональная устойчивость вестибулярного анализатора, от 3 до 4,5 балла — достаточная устойчивость, выше 4,5 балла — отличная устойчивость вестибулярного анализатора [2, с. 118—120; 5, с. 60— 62].
Показатель вестибулярной устойчивости испытуемых варьировал в пределах от 0,75 до 5 баллов и в среднем составил 3,5±1,1 баллов (рис. 3), среднее значение вестибулярной устойчивости испытуемых свидетельствует о достаточной функциональной устойчивости их вестибулярного анализатора.
Рисунок 3. Средний показатель вестибулярной устойчивости
Вестибулярная устойчивость
,9,1 □ недостаточная
устойчивость
□ достаточная устойчивость
□ отличная устойчивость
Рисунок 4. Доля лиц с различными видами вестибулярной устойчивости на
вращательную нагрузку, %
Доля лиц с достаточной устойчивостью вестибулярного анализатора составило среди испытуемых 68,2 %, 9,1 % испытуемых имеют отличную устойчивость, у 22,7 % испытуемых выявлена недостаточная функциональная устойчивость вестибулярного анализатора (рис. 4).
В целом, можно отметить, что полученные показатели указывают на достаточную вестибулярную устойчивость у подавляющего большинства испытуемых. По результатам исследования (проба «пишущие тесты», вестибулярная устойчивость по методике Лозанова-Байченко) у 40,9 % студентов выявлены признаки вестибулярной дисфункции при «вертикальном письме», у 25 % — при «горизонтальном письме», при раздражении вестибулярного анализатора выявлена недостаточная устойчивость вестибулярного аппарата у 22,7 % студентов.
Список литературы:
1. Величина угла // Спонтанный нистагм и другие вегетативные нарушения [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://frankieandgina.com/page/40/?email=EmailHere. — 23.03.2014.
2. Практикум по общей физиологии и физиологии спорта: пособие для институтов физической культуры / под ред. А.Б. Гандельсмана. изд. 2-е, перераб. М.: Физкультура и спорт, 1973. — 152 с.
3. Рохлов B.C., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 160 с.
4. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: учебное пособие /Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 336 с.
5. Саваневский Н.К., Хомич Г.Е Практикум по физиологии поведения: учебное пособие / под ред. Н.К. Саваневского Минск: Новое знание, М.: ИНФРА-М, 2014. — 160 с.