Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ'

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРОБА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонова Ирина Михайловна

В статье представлены результаты исследований особенностей функционального состояния студентов, обучающихся в транспортном вузе, в период дистанционного обучения. Обоснована необходимость обучения студентов самостоятельному анализу физической и функциональной подготовленности, путем проведения функциональных проб. Рассмотрены особенности занятий по предмету «Физическая культура и спорт», с применением в учебном процессе информационных технологий, при помощи которых можно хранить необходимую информацию, планировать и проводить контроль занятий физической культурой, следить за состоянием здоровья студентов, их физической подготовленностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симонова Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE FUNCTIONAL STATE OF STUDENTS OF A TRANSPORT UNIVERSITY DURING A PANDEMIC

The article substantiates the necessity of teaching students to conduct an independent analysis of physical and functional fitness during distance learning at a university. The features of classes on the subject "Physical culture and sports" in this format are considered, with the use of information technologies in the educational process, with the help of which it is possible to store the necessary information, plan and monitor physical education classes, monitor the health of students, their physical fitness.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ»

УДК 796.011.3

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ

Ирина Михайловна Симонова, старший преподаватель, Уральский государственный университет путей сообщения Екатеринбург

Аннотация

В статье представлены результаты исследований особенностей функционального состояния студентов, обучающихся в транспортном вузе, в период дистанционного обучения. Обоснована необходимость обучения студентов самостоятельному анализу физической и функциональной подготовленности, путем проведения функциональных проб. Рассмотрены особенности занятий по предмету «Физическая культура и спорт», с применением в учебном процессе информационных технологий, при помощи которых можно хранить необходимую информацию, планировать и проводить контроль занятий физической культурой, следить за состоянием здоровья студентов, их физической подготовленностью.

Ключевые слова: студенты, физическая культура, здоровье, дистанционное обучение, информационные технологии, функциональная проба.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p373-376

ASSESSMENT OF THE FUNCTIONAL STATE OF STUDENTS OF A TRANSPORT UNIVERSITY DURING A PANDEMIC

Irina Mikhailovna Simonova, the senior teacher, Ural State University of Railway Transport,

Yekaterinburg

Abstract

The article substantiates the necessity of teaching students to conduct an independent analysis of physical and functional fitness during distance learning at a university. The features of classes on the subject "Physical culture and sports" in this format are considered, with the use of information technologies in the educational process, with the help of which it is possible to store the necessary information, plan and monitor physical education classes, monitor the health of students, their physical fitness.

Keywords: students, physical culture, health, distance learning, information technology, functional

test.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение проблемы, касающейся здоровья студентов транспортного вуза во время обучения, делает ее более актуальной, в связи с изменившимися условиями распространения COVID-19. Одним из перспективных направлений в профессиональном образовании, является нестандартный подход к учебному процессу, внедрение новых педагогических технологий во время дистанционного обучения в высшей школе, основанного на применении информационных технологий [1].

В учебный процесс по физическому воспитанию студентов в период дистанционного обучения, для успешного решения поставленных задач улучшения здоровья обучающихся, необходимо включить проведение функциональных проб для самостоятельного контроля своего физического и функционального состояния [2]. В отличие от многих гуманитарных и технических дисциплин, преподавателям по физическому воспитанию необходимо находить решения для реализации образовательной программы по физической культуре, чтобы дистанционные занятия были не менее эффективны, чем контактные [3]. Введение дистанционного обучения и самоизоляции ограничивает занятия студентов двигательной активностью на улицах, спортивных площадках, в спортивных залах, и единственным местом для занятий физической культурой является их место проживания, что негативно сказывается на их здоровье. Учитывая специфику будущей

профессиональной деятельности выпускника транспортного вуза, считаем необходимым, в учебном процессе уделить особое внимание изучению вопроса физического и функционального состояния здоровья студентов, особенно первокурсников [4]. Функциональное состояние студентов является показателем, определяющим уровень их здоровья, жизнедеятельности, то есть системный ответ организма на физическую нагрузку.

Цель исследования: определение функционального состояния студентов первого курса в образовательном процессе по предмету «Физическая культура и спорт» в период дистанционного обучения в вузе.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В начале проводимого эксперимента, при опросе студентов, нами было выяснено, что из 40 человек, участвующих в нашем исследовании, 82% учащихся являются иногородними. Большинство студентов, 60% из опрошенных, начали более серьезно относиться к своему здоровью во время пандемии, 85% учащихся подтвердили удобные бытовые условия для занятий в режиме онлайн по лекционному курсу. Все студенты имеют возможность выполнять утреннюю гимнастику, комплексы физических упражнений, выполнять функциональные пробы в домашних условиях для самостоятельного контроля своего здоровья.

Для достижения цели исследования, были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, наблюдение, проведение функциональной пробы, сравнительный анализ. Для оценки физического здоровья использовалась методика, разработанная Е. А. Пироговой (1986), позволяющая производить экспресс-оценку уровня физического и функционального состояния по показателям системы кровообращения. Физическая работоспособность и функциональное состояние студентов оценивались по результатам проведения шестимоментной пробы.

Педагогический эксперимент проводился в Уральском государственном университете путей сообщения, в течение учебного года. В исследовании приняли участие студенты 1 курса электротехнического факультета (п=40), занимающиеся по программе «Физическая культура и спорт (элективные дисциплины)», относящиеся по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Исследование проводилось в период временного перехода на дистанционное обучение.

Научное исследование, проводимое на протяжении учебного года, предусматривало несколько этапов.

Первый этап - провести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, подготовить процедуру констатирующего эксперимента, подобрать методики тестирования функционального состояния. Изучить проблемы состояния физической подготовленности и здоровья, обучить проведению шестимоментной пробы студентов вуза, перешедших на дистанционное обучение. Функциональную пробу, согласно планированию учебного процесса, студенты самостоятельно провели в 1 семестре учебного года (сентябрь).

Второй этап - на основе теоретического анализа проблемы и выявленных данных констатирующего эксперимента, определить средства и методы, применение которых будут оказывать положительное влияние на функциональное состояние студентов во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом. Провести анализ проведения студентами функциональной шестимоментной пробы в домашних условиях. Проанализировать особенности физического состояния студентов, участвующих в исследовании, выявить изменения уровня их физической работоспособности и готовности к физической нагрузке в конце семестра (декабрь).

Третий этап - провести сравнительный анализ уровня работоспособности студентов, самостоятельно выполняющих функциональную пробу в начале и в конце педагогического эксперимента, обработать полученные результаты и сделать выводы по научному

исследованию. Для получения более достоверных результатов, контрольное выполнение пробы в конце исследования проводилось в онлайн режиме, в виртуальных классах.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В период всего экспериментального срока работа велась в электронной информационно-образовательной среде Blackboard, теоретические и практические занятия проводились в виртуальном классе.

Для более эффективной реализации дистанционного обучения, занятия со студентами проводились по нижеизложенной методике.

Определялись задачи каждого занятия, проверялись задания в текстовом виде, составлялись презентации и показ их в виртуальном классе, проводился инструктаж выполнения физических упражнений в домашних условиях в целях профилактики травматизма, ряд упражнений и функциональные пробы проводились в виде фото или видео на платформе Blackboard (в виртуальном классе). Для достижения поставленной цели, определено функциональное состояние студентов первого курса в период дистанционного обучения в вузе. Оценка функционального состояния студентов была основана на результатах проведения функциональной шестимоментной пробы сердечно-сосудистой системы в начале и в конце педагогического эксперимента.

35 I-32-

_27_

-1-

30 25 20 15 10 5 0

Высоко тренированный Средне тренированный Плохо тренированный Проблемы со здоровьем человек(300-350) человек(350-400) человек(400-450) (450-500)

■ Начало семестра ■ Конец семестра

Рисунок - Результаты проведения функциональной шестимоментной пробы

В результате констатирующего эксперимента, в начале учебного года (сентябрь), выявлено, что у двух студентов уровень работоспособности - высокий. У 80% студентов показатель - средний уровень, четыре человека имеют плохой уровень работоспособности сердца, у двух студентов выявлены отклонения в здоровье.

В конце 1 семестра, показатели физической работоспособности, хоть и незначительно, но ухудшились.

Проведя сравнительный анализ результатов функциональной пробы в начале и в конце семестра, получены следующие результаты.

Хорошо тренированный человек - у одного из студентов ухудшился результат. Показатель средне тренированный, по сравнению с началом семестра, выявлен у 27 человек (67%). Результат плохо тренированный человек - в начале исследования было четыре человека, в конце исследования таких студентов стало 11 (28%). Результат нетренированный человек или имеющий серьезные отклонения в здоровье, был выявлен у двух человек вначале семестра, а в конце семестра один из студентов улучшил свой результат (показатель его работоспособности стал - средне тренированный человек).

Считаем необходимым во время дистанционного обучения в вузе осуществлять комплексный мониторинг функционального и физического состояния студентов, уровня их работоспособности, который позволит улучшить эффективность занятий любой двигательной деятельностью без вреда для здоровья. При этом необходимо помнить, что самостоятельные занятия физической культурой нельзя проводить без врачебного контроля или самоконтроля и самооценки своего организма.

ВЫВОДЫ

Подводя итог проделанного исследования, можно сделать вывод, что физическая работоспособность студентов первокурсников, занимающихся физической культурой по программе «ОФП» в период дистанционного обучения, в конце педагогического эксперимента незначительно снизилась. Особое внимание хотелось бы обратить на самостоятельные занятия физической деятельностью, выполнение студентами теоретических и практических домашних заданий. Считаем, что в занятия студентов, временно занимающихся дистанционно, для более качественной организации занятий по программе элективного курса, с применением методики самостоятельной работы студентов электронной информационно-образовательной среде Blackboard, целесообразно включать проведение разнообразных функциональных проб.

Данные, полученные в ходе педагогического эксперимента, позволяют заключить, что структура учебных занятий с использованием информационных средств, создают условия индивидуализации и активизации студентов к самостоятельной работе и самостоятельному контролю своего здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев В.И., Роль интернет-ресурсов в построении элективной физической культуры / В.И. Григорьев, В.А. Чистяков, А.А. Обвинцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 9 (175). - С. 58-64.

2. Марчук С.А., Физическое воспитание студентов с использованием информационных технологий в условиях пандемии / С.А. Марчук // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 2 (192). - С. 177-181.

3. Мишнева С. Д., Значимость информационных технологий в образовательном процессе / С. Д. Мишнева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 2 (192). - С. 206209.

4. Усольцева С.Л., Компьютерные технологии в развитии ведущих физических способностей студентов / С. Л. Усольцева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 249-254.

REFERENCES

1. Grigoriev, V.I., Chistyakov, V.A. and Obvintsev, A.A. (2019), "The role of Internet resources in the construction of elective physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (175), pp. 58-64.

2. Marchuk, S.A. (2021), "Physical education of students using information technologies in a pandemic", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (192), pp. 177-181.

3. Mishneva, S.D. (2021), "The importance of information technology in the educational process", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (192), pp. 206-209.

4. Usoltseva, S.L. (2015) /'Computer technologies in the development of students' leading physical abilities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (129), pp. 249-254.

Контактная информация: ikaliuta@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.01.2022

УДК 796.015.11

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО СРЕДСТВАМ КОМПЛЕКСИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ

УПРАЖНЕНИЙ

Сергей Александрович Синенко, кандидат педагогических наук, преподаватель, Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета МВД России; Вячеслав Валерьевич Чмыхов, кандидат педагогических наук, заслуженный работник физи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.