2016, том 18 [12]
УДК: 616.1-053.2
ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СТЕП-ТЕСТА И ПРОБЫ МАРТИНЕ-КУШЕЛЕВСКОГО
1 2 3
С.В. Михайлова , Ю.Г. Кузмичев , Н.В. Жулин
'ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал Арзамас, Российская Федерация
2ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» Нижний Новгород, Российская Федерация
3Центр здоровья для детей Арзамас, Российская Федерация
Аннотация. В статье представлены результаты функционального тестирования с применением пробы Мартине-Кушелевского и Гарвардского степ-теста, проведенного среди 370 студентов 17—22 лет. Полученные показатели функционального состояния современных студентов представлены в виде одномерных центильных шкал. Оценочные таблицы необходимы для оценки функционального состояния ведущих систем организма в последующей организации адекватных режимов физических нагрузок.
Ключевые слова: студенты, функциональное состояние, функциональные пробы, оценочные таблицы.
Функциональные пробы с дозированной физической нагрузкой позволяют получить объективные данные о функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы и полезны в практическом отношении: они характеризуют восстановительные процессы, что дает информацию для оценки функциональной готовности студента. Кроме того, по сдвигам частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления (АД) можно косвенно судить о характере реакции на нагрузку и даже выявить ранние нарушения работоспособности. Динамические исследования с использованием проб позволяют наблюдать за тренированностью, а также изучать характер адаптации ССС к меняющимся условиям среды.
Функциональные пробы с дозированной нагрузкой (проба Мартине-Кушелевского, Гарвард-
ский степ-тест, проба Руфье и др) обычно применяют при массовых исследованиях лиц, занимающихся физической культурой и спортом [1].
Физическое развитие (ФР) подрастающего поколения требует систематического наблюдения, что подтверждается Постановлением Правительства РФ № 916 от 29.12.2001 г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» [2]. Для контроля ФР первостепенное значение имеет наличие нормативов и стандартов, которые формируются на основе статистического анализа распределения показателей у студентов, отобранных сообразно с принятыми критериями здоровья, социального и экологического благополучия [3].
~ 36 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
Михайлова С.В., Кузмичев Ю.Г., Жулин Н.В. Оценка функционального состояния студентов...
----—
Це ль исследования — изучить особенности функционального состояния студентов по результатам выполнения пробы Мартине-Кушелевского и степ-теста.
Материалы и методы. Разработка нормативов проводилась по результатам проведения функциональных проб Мартине-Кушелевского и Гарвардского степ-теста у 370 студентов 17— 22 лет.
Проведен расчет и оценка показателей пробы Мартине-Кушелевского: время восстановления ЧСС и АД, приросты показателей ЧСС, САД, ДАД, ПАД, показатель качества реакции (ПКР), степень напряжения организма (СНО), индекс сердечной деятельности (F). Проведен расчет и оценка показателей степ-теста: время восстановления ЧСС и АД, приросты ЧСС, САД, ДАД, ПАД индекс сердечной деятельности (F) [2,3].
По результатам обследования создана персонифицированная база данных, статистическая обработка проводилась с использованием программ офисного пакета «EXCEL v8.00» и «Version 4.03 Primer of Biostatistics».
Таблица 1
Одномерные центильные шкалы для оценки функциональных проб
Показатели Минимум максимум Оценка показателей по центильным интервалам
1 2 3 4 5 6 7 8
Центили
3(5) 10 25 50 75 90 97(95)
ЮНОШИ 17 лет
Проба Мартине-Кушелевского (%)
1. Время восстановления ЧСС, сек 50—190 65 75 95 110 140 160 180
2. Время восстановления АД, сек 80—260 85 105 125 140 160 190 260
3. Изменение ЧСС 14,3—94,4 17,3 23,0 31,2 44,3 62,4 85,5 94,4
4. Изменение систолического АД 0,7—52,7 6,6 10,3 14,6 19,9 32,3 43,3 48,5
5. Изменение диастолического АД -22,5—29,0 -13,0 -9,1 0,3 6,3 14,8 22,6 28,7
6. Изменение пульсового АД 5,8—140,3 5,8 7,7 22,2 42,6 76,7 87,4 113,7
7. Показатель качества реакции 0,06—1,75 0,13 0,18 0,32 0,48 0,59 0,88 0,97
8. Степень напряжения организма 15,9—66,1 23,0 24,6 29,0 36,0 43,1 47,2 59,8
9. Индекс сердечной деятельности (Б) 1,8—17,7 2,0 3,9 5,7 7,8 9,9 11,8 15,5
Степ-тест (%)
1. Время восстановления ЧСС, сек 270—620 300 330 380 430 475 540 600
2. Время восстановления АД, сек 240—600 250 270 300 360 390 440 480
3. Изменение ЧСС 83,1—178,6 87,0 93,5 97,6 117,6 144,4 167,2 173,3
4. Изменение систолического АД 10,8—41,8 12,8 15,2 22,8 27,7 30,5 35,1 41,2
5. Изменение диастолического АД -19,5—49,2 -16,2 -10,1 -4,6 -1,8 10,9 25,7 43,3
6. Изменение пульсового АД 15,2—140,0 20,0 31,7 51,1 70,6 85,4 102,7 131,3
7. Индекс степ-теста (Б) 49,4—87,6 50,8 56,3 60,5 66,0 78,0 86,3 87,0
~ 37 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Результаты исследования. Полученные результаты проведенных проб характеризуют функциональное состояние кардио-респираторной системы на малые нагрузки у студенческой молодежи. Теоретическая основа тестов — физиологическая закономерность, согласно которой продолжительность работы на ЧСС 150—170 уд/мин и скорость восстановления ЧСС после выполнения физической нагрузки надежно характеризуют функциональные возможности кардио-респираторной системы и как следствие — уровень общей физической работоспособности (Б) организма.
Учитывая наличие статистически достоверных различий по показателям физического развития у большинства студентов до 21 года, разработали нормативы функциональных проб для студентов 17 лет, 18 лет, 19 лет, 20 лет, 21 год и старше, которые представлены на https://life-safety.ru. Показатели функциональных проб для студентов 17 лет представлены в табл. 1.
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 12
---g»c«o»9--
Окончание таблицы 1
Показатели Минимум максимум Оценка показателей по центильным интервалам
1 2 3 4 5 6 7 8
Центили
3(5) 10 25 50 75 90 97(95)
ДЕВУШКИ 17 лет
Проба Мартине-Кушелевского (%)
1. Время восстановления ЧСС, сек 60—200 90 100 110 120 150 180 200
2. Время восстановления АД, сек 110—270 120 125 130 150 175 195 230
3. Изменение ЧСС 25,0—106,5 32,5 39,8 48,4 55,8 66,7 81,8 88,0
4. Изменение систолического АД 8,0—52,0 8,9 11,9 17,9 28,4 40,4 48,7 51,1
5. Изменение диастолического АД -20,1—41,9 -8,6 -0,4 2,6 7,6 14,2 20,0 22,9
6. Изменение пульсового АД 5,8—139,1 15,6 32,5 48,7 56,4 64,3 70,0 87,8
7. Показатель качества реакции 0,04—1,28 0,13 0,19 0,35 0,44 0,58 0,75 1,06
8. Степень напряжения организма 17,6—68,4 20,6 25,0 29,9 36,4 43,5 53,2 60,2
9. Индекс сердечной деятельности (Р) 2,4 — 15,0 3,0 4,8 6,6 8,1 10,5 12,7 14,4
Степ-тест (%)
1. Время восстановления ЧСС, сек 210—720 240 300 370 440 500 550 680
2. Время восстановления АД, сек 200—640 200 250 340 380 420 450 540
3. Изменение ЧСС 65,0—200,0 78,4 88,7 109,0 125,5 143,4 160,9 174,2
4. Изменение систолического АД 15,0—46,2 18,2 20,4 24,0 29,9 34,8 41,0 45,3
5. Изменение диастолического АД -20,8—25,0 -9,1 -7,5 -3,9 2,08 10,0 14,3 20,5
6. Изменение пульсового АД 23,1—179,3 34,5 42,9 55,8 77,5 87,9 104,8 128,6
7. Индекс степ-теста (р) 48,8—86,3 49,4 50,8 59,7 64,2 69,4 76,4 77,9
Заключение. Исследование физического развития с определением уровня функциональных резервов позволяет значительно углубить информацию как о морфофункциональном статусе организма человека, степени его дееспособности, так и процессах формирования отклонений в ходе возрастного развития. Отмеченные физиологические закономерности в развитии функций организма имеют значение для анализа онтогенетического развития, для оценки функционального состояния ведущих систем организма в последующей организации адекватных режимов физических нагрузок (физическое воспитание, спот или лечебная физическая культура).
ЛИТЕРАТУРА
1. Функциональные резервы организма детей и подростков. Методы исследования и оценки: учебное пособие / Н.Г. Чекалова [и др.]. Н. Новгород: Издательство НижГМА, 2010. 164 с.
2. Постановление Правительства РФ № 916 от 29.12.2001 г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи». М., 2001.
3. Методы исследования и оценки функциональных резервов организма детей и подростков: методические указания / Н.Г. Чекалова [и др.]. Н. Новгород: Издательство НижГМА, 2009. 88 с.
~ 38 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
Михайлова С.В., Кузмичев Ю.Г., Жулин Н.В. Оценка функционального состояния студентов...
----—
ASSESSMENT OF FUNCTIONAL STATUS OF STUDENTS ON THE RESULTS OF STEP-TEST AND SAMPLE MARTIN KUSHELEVSKIY
S.V. Mikhailova1, Ju.G. Kuzmichev2, N. V. Zhulin3
lFSAEI HE «National Research Nizhny Novgorod State University named N.I. Lobachevsky», Arzamas branch, Arzamas, Russia
2FSBIHPE «Nizhny Novgorod State Medical Academy», Nizhny Novgorod, Russia 3Health Centre for Children, Arzamas, Russia
Annotation. The article presents the results of a functional test using a sample-Martin Kushelevsky and Harvard step test conducted among 370 students 17—22 years old. These indicators of the functional state of modern students are represented in the form of one-dimensional centile scale. Scorecards are needed to assess the functional state of the body's major systems in the subsequent organization of appropriate modes of exercise.
Key words: students, functional status, functional tests, score cards.
REFERENCES
1. Funkcional'nye rezervy organizma detej i podrost-kov. Metody issledovaniya i ocenki: uchebnoe posobie / N.G. CHekalova [i dr.]. N. Novgorod: Izdatel'stvo NizhGMA, 2010. 164 s.
2. Postanovlenie Pravitel'stva RF № 916 ot 29.12.2001 g. «Ob obshcherossijskoj sisteme monitoringa
sostoyaniya fizicheskogo zdorov'ya naseleniya, fizichesko-go razvitiya detej, podrostkov i molodezhi». M., 2001.
3. Metody issledovaniya i ocenki funkcional'nyh rezervov organizma detej i podrostkov: metodicheskie uka-zaniya / N.G. CHekalova [i dr.]. N. Novgorod: Izdatel'stvo NizhGMA, 2009. 88 s.