УДК 612.1
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2020-22-1-70-74
ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНОСОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА
Николаева1 Е.Н., Александрова1 М.В., Колосова2 О.Н., Саввина1 И.Л.
1 - ФГАОУ ВО «Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», Медицинский институт, г. Якутск, Российская Федерация 2 - Институт биологических проблем криолитозоны СО РАН, г. Якутск, Российская Федерация
ASSESSMENT OF THE FUNCTIONAL STATE OF THE CARDIOVASCULAR SYSTEM AND THE LEVEL OF ANXIETY OF STUDENTS IN THE HUMANITIES AND NATURAL SCIENCES IN THE NORTH
Nikolaeva1 E.N.,Alexandrova1 M.V.,Kolosova2 O.N.,Savvina11.L.
1 - North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Medical Institute, Yakutsk, Russian Federation 2 - Institute for Biological Problems of Cryolithozone SB RAS, Yakutsk, Russian Federation
Аннотация. Цель данной работы - изучение параметров функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ССС), тонуса вегетативной нервной системы и уровня тревожности организма студентов 1 курса гуманитарного и естественнонаучного профиля образования кучебному процессу в вузе в условиях Севера. В исследовании принимали участие девушки-студентки 1-го курса медицинского института (п=24) и института психологии (п=24) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова из числа добровольцев в возрасте от 17 до 19 лет, коренной национальности (якуты). Измеряли следующие параметры ССС: систолическое, диастолическое, среднее и пульсовое артериальное давление, частоту сердечных сокращений (ЧСС), рассчитывали индекс Робинсона, коэффициент экономичности кровообращения, коэффициент выносливости, систолический и минутный объемы кровообращения, вегетативный индекс Кердо. Исследование ситуативной и личностной тревожности организма проводилось с помощью опросника Спилбер-гера в модификации Ханина. Результаты наших исследований показали что, обучение в медицинском вузе сопровождается повышением уровня тревожности и, как следствие, усилением напряжения механизмов регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы и более низким уровнем ее функциональных возможностей по
Annotation. The aim of this work was to study the parameters of the functional state of the cardiovascular system, the tone of the autonomic nervous system, and the psychoemotional state of the body of the adaptation of first-year students of the humanitarian and natural sciences education to the educational process at the university in the North. The study involved female students of the 1st year of the Medical Institute (n = 24) and the Institute of Psychology (n = 24) of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov from among volunteers aged 17 to 19 years, of indigenous nationality. The following CCC parameters were measured: systolic, diastolic, mean and pulse arterial pressure, heart rate, Robinson index, coefficient of blood circulation efficiency, endurance coefficient, systolic and minute volume of blood circulation, and Kerdo vegetative index were calculated. The study of the psychoemotional state of the body was carried out using the Spielberger questionnaire in the modification of Hanin. The results of our research have shown that training in a medical university is accompanied by an increase in the level of anxiety and, as a consequence, an increase in the tension of the mechanisms of regulation of the cardiovascular system and a lower level of its functionality compared to students studying in a university of humanitarian profile. The specifics of education in a medical university and the high degree of complexity of education, perhaps,
—--—
~ 70 ~
сравнению со студентами, обучающимися в вузе гуманитарного профиля. Специфика обучения в медицинском вузе и высокая степень сложности обучения, возможно, обусловливают напряжение регуляторных систем организма, что может стать в последующем причиной дезорганизации адаптационных процессов и повышения риска формирования психосоматических заболеваний.
Ключевые слова: студенты, адаптация, тревожность, сердечно-сосудистая система, функциональное состояние, Север.
determine the tension of the regulatory systems of the body, which may later become a cause of disruption of adaptation processes and increase the risk of psychosomatic diseases.
Keywords: students, adaptation, anxiety, cardiovascular system, functional state, North.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Николаева Е.Н. Психофизиологические особенности адаптации студентов при обучении в вузе в условиях Севера: дис. ... канд. биол. наук. Якутск. 2006.
[2] Агаджанян Н.А., Руженкова И.В., Старшинов Ю.П. и др. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы юношеского возраста // Ж-л Физиология человека. 1997. №1. С.93-98.
[3] Николаева Е.Н., Колосова О.Н., Саввина Л.Э. Исследование вегетативного и психоэмоционального состояния организма учащихся старших классов / Периодический научный сборник «Современные тенденции развития науки и технологий». Белгород: ООО «Эпицентр». 2016. №4-2. С.61-64.
[4] Зарченко П.Ю., Федоров А.И. Психофизиологические особенности адаптации обучающихся в различных условиях обучения с учетом типа функциональной конституции / Материалы XXIII съезда физиологического общества им. И.П. Павлова с международным участием. Воронеж. 2017. С.1428-1430.
[5] Калюнов В.Н., Миклуш Т.А. Практикум по физиологии человека и животных: уч.пособие. Минск: БГПУ. 2004. 152 с.
[6] Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. — СПб.: Речь. 2005. С.44-49.
[7] Красильникова В.А., Айзман Р.И. Морфофункцио-нальные показатели первокурсников Тувинского государственного университета городской и сельской местности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т.7. №5. С.178-192.
[8] Иванов С.А., Невзорова Е.В., Гулин А.В. Количественная оценка функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов. 2017. Т. 22. Вып. 6. С.1535-1540.
REFERENCES
[1] Nikolaeva E.N. Psihofiziologicheskie osobennosti adaptacii studentov pri obuchenii v vuze v usloviyah Severa: dis. ... kand. biol. nauk. YAkutsk. 2006.
[2] Agadzhanyan N.A., Ruzhenkova I.V., Starshinov YU.P. i dr. Osobennosti adaptacii serdechno-sosud-istoj sistemy yunosheskogo vozrasta // ZH-l Fizi-ologiya cheloveka. 1997. №1. S.93-98.
[3] Nikolaeva E.N., Kolosova O.N., Savvina L.E. Issledo-vanie vegetativnogo i psihoemocional'nogo sos-toyaniya organizma uchashchihsya starshih klassov / Periodicheskij nauchnyj sbornik «Sovremennye tendencii razvitiya nauki i tekhnologij». Belgorod: OOO «Epicentr». 2016. №4-2. S.61-64.
[4] Zarchenko P.YU., Fedorov A.I. Psihofiziologicheskie osobennosti adaptacii obuchayushchihsya v razlich-nyh usloviyah obucheniya s uchetom tipa funkcion-al'noj konstitucii / Materialy XXIII s"ezda fiziolog-icheskogo obshchestva im. I.P. Pavlova s mezhdu-narodnym uchastiem. Voronezh. 2017. S.1428-1430.
[5] Kalyunov V.N., Miklush T.A. Praktikum po fiziologii cheloveka i zhivotnyh: uch.posobie. Minsk: BGPU.
2004. 152 s.
[6] Batarshev A.V. Bazovye psihologicheskie svojstva i samoopredelenie lichnosti: Prakticheskoe rukovod-stvo po psihologicheskoj diagnostike. — SPb.: Rech'.
2005. S.44-49.
[7] Krasil'nikova V.A., Ajzman R.I. Morfofunkcional'nye pokazateli pervokursnikov Tuvinskogo gosudar-stvennogo universiteta gorodskoj i sel'skoj mestnosti // Vestnik Novosibirskogo gos. ped. uni-versiteta. 2017. T.7. №5. S.178-192.
[8] Ivanov S.A., Nevzorova E.V., Gulin A.V. Kolichestven-naya ocenka funkcional'nyh vozmozhnostej ser-dechno-sosudistoj sistemy // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki. Tambov. 2017. T. 22. Vyp. 6. S.1535-1540.
Введение. Начало обучения в вузе, сопровождающееся изменением социально-бытовых условий, высокими умственными и психоэмоциональными нагрузками наряду с
экстремальными климато-географическими факторами Севера, обусловливает значительное напряжение регуляторных систем организма, обеспечивающих оптимальную в
—--—
~ 71 ~
данных условиях адаптацию человека [1]. Одним из важнейших критериев, характеризующих состояние приспособительных процессов организма, является состояние изменения вегетативных показателей организма, в частности показателей сердечно-сосудистой системы, которая обеспечивает не только адаптацию организма, но и его умственную и физическую работоспособность. Достижение нового уровня функционирования организма в изменившихся условиях среды происходит за счет напряжения регуляторных механизмов, требующих мобилизации функциональных резервов сердечно-сосудистой системы. Постоянное воздействие негативных факторов, сопровождающих обучение, может привести к истощению функциональных резервов сердечно-сосудистой системы, нарушению гомео-стаза и формированию различных патологических процессов. Вегетативная нервная система выступает как основной регуляторный механизм, влияющий на функциональное состояние органов и систем при адаптации организма к условиям внешней среды [2]. Постоянное психоэмоциональное напряжение организма студентов, обусловленное необходимостью переработки огромного количества информации в условиях дефицита времени, значительным количеством зачетов и т.д., так же может привести к нарушению адаптивно-приспособительных реакций и, следовательно, к снижению качества обучения и формированию психосоматических заболеваний [1,3].
В последнее время уделяется внимание исследованиям функционального состояния адаптационных систем у студентов с различной профильной подготовкой, так как содержание образовательной программы, методика преподавания имеют свою специфику и особенности, связанные с профилем вуза и факультета. В связи с этим важное значение приобретает вопрос о возможности специфического влияния содержания образовательной программы на основные компоненты адаптационного процесса [4].
Целью настоящего исследования является изучение особенностей функционального состояния сердечно-сосудистой системы и тревожности у студентов 1 курса
гуманитарного и естественнонаучного профиля обучения в условиях Севера.
Материалы и методы. Объектом исследования были девушки якутки -студентки 1-го курсов медицинского института (МИ) (n=24) и института психологии (ИП) (n=24) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в возрасте от 17 до 19 лет. Исследования проводились в первой половине дня во время учебной деятельности (с 8.00 до 11.00 часов). Оценивались следующие показатели функционального состояния сердечнососудистой системы (ССС): частота сердечных сокращений (ЧСС), систолическое, диастоли-ческое, среднее и пульсовое давление (САД, ДАД, АДср и ПД), коэффициент выносливости (КВ), индекс Робинсона (ДП), коэффициент экономичности кровообращения (КЭК), систолический объем кровообращения (СО), минутный объем кровообращения (МОК) и вегетативный индекс Кердо (ВИК) [5]. Уровень тревожности организма определяли с помощью опросника ситуативной (СТ) и личностной (ЛТ) тревожности Спилбергера-Ханина [6].
Статистическая обработка проводилась с помощью программы «StatPlus2007 Professional». Количественные данные представлены в виде средних показателей (М) и стандартной ошибки среднего (m). Статистическую значимость различий определяли по парному t-критерию Стьюдента для несвязанных совокупностей и точному критерию Фишера для относительных величин, наличие корреляционной связи определяли по критерию корреляции Пирсона.
Исследование проводилось в соответствии с этическими рекомендациями Хельсин-ской декларации Всемирной медицинской ассоциации и «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993г.).
Результаты и их обсуждение: Сердечно-сосудистая система, обеспечивающая организм кислородом и питательными веществами, является одним из главных маркеров приспособительной деятельности организма, определяя его функциональное состояние и резервные возможности. Показатели ССС у студенток ИП и МИ имеют некоторые отличия. У девушек, обучающихся в ИП, выявляются
—--—
~ 72 ~
достоверно более высокие средние показатели уровня систолического (САД) и
диастолического (ДАД) артериального давления по сравнению со студентками МИ (табл.1).
Таблица 1
Показатели сердечно-сосудистой системы у студентов (М±т)
показатели ИП 1 курс МИ 1 курс примечания
n = 24 n = 24
ЧСС, уд/мин 75,87±1,93 79,08±2,24 р=0,28
САД, мм.рт.ст. 122,37±1,44* 112,43±2,28* р=0,006
ДАД, мм.рт.ст. 81,08±1,56* 70,47±1,25* р=0,000003
АДср, мм.рт.ст. 94,25±1,46* 84,15±1,5* р=0,000001
ПД, мм.рт.ст. 41,29±1,44 41,95±2,14 р=0,79
ДП - индекс Робинсона 92,12±2,35 88,73±2,82 р=0,36
КЭК, у.е. 3115,54±119,35 3300,78±180,01 р=0,39
КВ, у.е. 19,05±1,01 20,01±1,21 р=0,54
СО, мл 44,20±1,83 49,81±2,06 р=0,047
МОК, л/мин 3,33±0,14* 3,92±0,19* р=0,02
индекс Кердо, у.е. -8,33* 9,4* р=0,0003
Показатель ДП или индекса Робинсона характеризует систолическую работу сердца и отражает экономичность деятельности сердца в условиях относительного покоя, и может служить косвенной оценкой резервных возможностей миокарда и функционального состояния ССС. Чем ниже величина ДП, тем выше функциональные возможности организма [7]. Установлено, что у студенток обеих групп ДП соответствует средним показателям, что свидетельствует об оптимальном расходовании резервов миокарда. Однако в группе студенток МИ индекс Робинсона на 12% выше, чем у студенток ИП. Хотя данное отличие является статистически недостоверным (р=36), он может указывать на понижение эффективности работы и снижение адаптационного реагирования ССС организма студенток медиков.
Показатели КЭК и КВ, характеризующие функциональную активность кровообращения и выносливость ССС, в обеих исследуемых группах выше нормативных значений [8]. У студенток ИП КЭК выше верхней границы нормы на 19,82%, у студенток МИ выше на 26,95%. Величина КВ у студенток ИП выше на 18,75%, у студенток МИ - на 25%. Полученные результаты свидетельствуют о более выраженном уровне утомления и снижении функциональной активности системы кровообращения у студенток МИ.
Результаты средних показателей СО и МОК в обеих группах находятся в пределах физиологической нормы. Учитывая, что МОК зависит от значений СО и ЧСС, нами был проведен корреляционный анализ с целью определения доли вклада СО и ЧСС в процесс формирования МОК. Выявлено, что увеличение МОК происходит за счет доли вклада СО у студенток ИП (г=0,63), и особенно сильная связь между этими параметрами обнаруживается у студенток МИ (г=0,81).
Результаты анализа величины вегетативного индекса Кердо свидетельствуют о том, что 67% студенток ИП выявляется ваготония и средняя величина индекса Кердо составляет -8,33 усл.ед., что свидетельствует о более экономных затратах энергетических и функциональных резервов организма, и, соответственно, о достаточно благоприятном течении адаптивных процессов в организме. У 65% девушек, обучающихся в МИ, выявляется симпатикотония, средняя величина индекса Кердо составляет +9,4 усл.ед.. Данные результаты свидетельствуют о напряжении систем вегетативной регуляции ССС с повышенной затратой энергетических ресурсов организма.
На функциональное состояние организма и регуляцию ССС оказывает серьезное влияние психическое состояние человека в частности, уровень тревожности. Анализ результатов
—--—
~ 73 ~
уровня СТ и ЛТ в исследуемых группах показал, что у более 50% студенток МИ отмечается высокий уровень СТ, в то время как у студенток ИП высокий уровень СТ выявляется в 27%
случаев (г=0,006). У 70% студенток МИ выявлен высокий уровень ЛТ, что в 2,33 раза выше, чем у студенток ИП (30%) (г=0,001) (рис.1).
80
70
I
1_
39 i i
27
19
*
1 Ш: 1
МИ
ИП
ситуативная тревожность
МИ
ИП
личностная тревожность
Я высокий Передний □ низкий
Рис.1. Распределение студентов по уровню ситуативной и личностной тревожности (в %)
Величина среднего балла уровня СТ у студентов ИП и МИ не имеет достоверных различий, но величина среднего балла ЛТ в исследуемых группах достоверно отличалась (р=0,006) и была выше у студенток МИ (табл.2).
Таблица 2.
Показатели уровня тревожности у студентов (М±m)
Уровень тревожности ИП 1 курс n=24 МИ 1 курс n=24 примечания
СТ низкий 25,8±1,24* 22±1,41* р=0,048
СТ средний 37±1,01 37±1,61 р=1,00
СТ высокий 51,57±2,49 52,82±1,48 р=0,66
ЛТ низкий 29±0 0
ЛТ средний 40,9±1,15 41±1,23 р=0,95
ЛТ высокий 50,93±1,26* 55,25±1,34* р=0,006
Заключение. Таким образом, результаты сравнительного исследования параметров функционального состояния ССС и психоэмоционального состояния студентов 1 курса ИП и МИ, указывают на более низкие функциональные возможности ССС у студенток МИ, и, вероятно, более высокое напряжение течения адаптационных процессов, которое может привести к истощению функциональных резервов организма и возникновению дезадаптивных процессов. Более высокий
уровень тревожности у студентов МИ можно связать с высокой степенью сложности обучения в медицинском институте. Результаты высокого уровня тревожности, и как следствие этого, повышение функциональной активности ССС является свидетельством более высокого уровня психоэмоционального напряжения у студенток МИ в результате высокой степени сложности обучения в медицинском институте, что требует от организма высоких психо-физиологических затрат.
—--—
~ 74 ~