Техника, тактика и методика спортивной тренировки
УУК (УДК, 1ЮС): 796.332: 092.29
И.о. доцента С.У. НАЗАРОВ1
'Институт переподготовки и повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту, город Ташкент, Узбекистан
Информация для связи с автором:
sobir_1974@mail.ru
Аннотация
ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
Annotation
В данной статье показанно влияние физичесой активность на организм юных футболистов на начальном этапе подготовки. Это связано с тем, что физическая нагрузка, которую школьники получают во время 2-2,5-часовой тренировки после 6-часовой умственной нагрузки в школе, может негативно сказаться на их функциональном состоянии. Влияние нагрузки на организм юных спортсменов следует постоянно контролировать с помощью нескольких различных критериев тестирования, чтобы поддерживать их функциональный статус, физические и технические качества подготовки.
Ключевые слова: тестирование, физическая работоспособность, игровые действия, физическая подготовка, технические действия.
Маколада ёш футболчиларнинг жисмоний ва функционал ^олатларини эътиборга олиш, берилаётган жисмоний юкламалар улар сотлигига салбий таъсир килиши мумкинлиги тутрисида тухталиб утилган. Чунки укувчилар мактабда 6 соатлик аклий юклама олган-дан кейин 2-2,5 соатлик укув-маштулот давомида олаётган жисмоний юклама уларнинг функционал ^олатларига салбий таъсир килиши мумкин. Ёш спортчиларни функционал ^олати, жисмоний сифатларини ва техник тайёргарлигини доимий назорат килиб туриш укув-маштулот жараёнини самарали олиб боришга замин яратади.
Калит сузлар: тест синовлари, жисмоний юкламалар, уйин царакатлари, жисмоний тайёргарлик, техник царакатлар.
The article investigates that the physical activity of young players can negatively affect their health. This is due to the fact that the physical activity that schoolchildren receive during 2-2.5 hours of training after 6 hours of mental stress at school can negatively affect their functional state. Young athletes should be continuously monitored using several different test criteria to maintain their functional status, physical fitness and technical fitness.
Keywords: Testing, physical working abilities, game actions, physical training, technical actions.
В последнее время в нашей стране создаётся большая сеть специализированных классов по футболу, создаются футбольные академии и СДЮСШ.
Следует отметить, что нагрузки футболистов юношеского возраста приближается к нагрузкам взрослых спортсменов. Однако, большие тренировочные и соревновательные нагрузки предъявляют детям не полностью сформированным функциям систем организма юных футболистов. Однако, большие тренировочные и соревновательные нагрузки даются юным футболистам, у которых не полностью сформированны функции системы организма. Кроме того, такие физические нагрузки, как правило, осуществляются на фоне напряженной умственной деятельности в школе. Все это может вызвать значительную перегрузку, отразится, на здоровье и закрыть юным футболистам дорогу в большой спорт (Р.А.Акрамов, 2014) [1].
В связи с применением спортсменами больших-по объёму и интенсивности тренировочных нагрузок, когда проявляется вероятность перенапряжения регуляторных систем организма и появления отрицательных сдвигов в деятельности сердца и других органов и систем, особую актуальность приобретает диагностика функционального состояния организма спортсмена (М.А.Годик, 2010, В.Зелецкий, 2016, Ш.Т.Исеев, 2016) [2,4,5].
Поэтому одной из необходимых предпосылок для оптимального управления тренировочным процессом служит получение исчерпывающей информации о функционировании важнейших систем организма во время учебно-тренировочных занятий (Т.А.Лицен-чук, 2006, В.М. Зациорский, 2011, А.И.Талипджанов, 2014, М. Годик, 2016,) [6,3,7,2].
Цель исследования: определить функциональное состояние, уровень развития физических качеств и техническую подготовленность юных футболистов.
Методы и организация исследования: Нами были проведены исследования на юных футболистах (15-17 лет) футбольной академии футбольного клуба «Пахтакор» (Ташкент).
В подготовительном и соревновательном периодах тренировки определялась физическая работоспособность по тесту PWC170., МПК.
Уровень развития физических качеств определялся с помощью следующих тестов:
- бег 15 м с места;
- бег 30 м с места;
- «Многоскок»;
- прыжок в длину с места;
- комплексный тест «Восьмёрка»
Уровень технико-тактического мастерства юных футболистов вовремя состязании определялся с помощью записи игровых действий на видеокамеру
см о см
ю
го та t
0
w
1
с го
№5-2021
www.fansports.uz
11
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
с последующим анализом количества и качества технико-технических действий.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ полученных данных этапного контроля показал, что величина PWC170-у юных футболистов в подготовительном периоде (январь месяц) составляет в среднем 1087±69,5 кг/мин., индивидуальные показатели колебались в пределах от 714 до 1760 кг /мин. Показатель соответственно МПК составил 2,9±0,21 л/мин.
В процессе подготовительного периода занятия были направлены на развития обшей физической подготовки, развития выносливости и специальной тренированности. Под влиянием систематических и постепенно нарастающих нагрузок, по мере нарастания тренированности, повторное обследования в соревновательном периоде показали определенные положительные сдвиги. Так, например, величина PWC170 в этот период составила в среднем 1251±47,1 кг/мин, индивидуальные показатели колебались в пределах от 833 кг/мин до 1960 кг/мин. Показатели МПК также изменились. Средняя величина МПК составила 3,4±0,16 л/мин.
Результаты педагогического тестирования в подготовительном и в соревновательном периодах представлены в таблица
Таблица
Результаты педагогического тестирования юных футболистов
№ Тесты Периоды
Подгот-ный Сорев-ный Разница
1. Бег 15 м (с) 2,6 2,4 0,2
2. Бег 30 м (с) 4,78 4,61 0,17
3. Прыжок в длину с места (см) 226 238 12
4. «Многоскок» (см) 694 719 25
5. «Восьмёрка» (с) 12,1 11,7 0,4
СМ О СМ
Ю
ГО
га t
0 Q. W
1
Из таблица видно, что результаты педагогического тестирования в подготовительном периоде в среднем составили: бег на 15 м-2,6; бег на 30 м - 4,78 с.; прыжок в длину с места 226 см, «Мно-госкок» 694 см, тест «Восьмёрка» 12,1 с.
В соревновательном периоде в этих показателях наблюдались определенные сдвиги: бег на 15 м-2,4 секунд, бег 30 м-4,61 секунд, прыжок в длину с ме-ста-238 см, «Многоскок»-719 см, тест «Восьмёрка» 11,7 секунд.
Контроль технико - тактической подготовленности показал, что команда юных футболистов в среднем за игру выполняет 580-646 технических приёмов, процент неточных действий составляет при этом 34-36%. Количество коротких передач составляет 190-219. Это говорить о том, что короткие передачи являются наиболее часто применяемые в игре юными футболистами.
Анализ результатов соревновательной деятель-
ности юных футболистов показал, что уже в этом возрасте обнаруживаются специфика применения отдельных технических приёмов.
Защитники-чаще всего применяют такие технические приёмы как: короткие и средние передачи мяча, отбор мяча, игра головой, перехват мяча.
Реже используют длинные передачи, удар в ворота.
При этом наиболее высокий процент неточных действий падает на выполнения длинных передач, отбор мяча, игра головой, обводки противника.
Полузащитники -короткие, средние, длинные передачи мяча, ведение и обводка противника. Реже используют-отбор мяча, игру головой, перехват, удары по воротам. Наибольший процент неточных действий допускают при выполнении длинных передач, обводки противника, игры головой, удары в ворота.
Нападающие-чаше пользуются короткими и средними передачами, ударами в ворота. Реже-ве-дением, обводкой, длинными передачами мяча, отбором мяча.
Следует отметить, что в этом возрасте обнаруживается не только специфика применения технических приёмов, но и способы их выполнения. Обусловаливается это тем, что игроки различного игрового амплуа выполняют технические приёмы в неодинаковых игровых условиях. Так, например, нападаюшие все приёмы выполняют при постоянном жестком противобортсве соперника, при дефиците времени и пространства, особенно в зоне нападения при завершении атак.
Заключение. Контроль технических действий игроков в соревнованиях свидетельствует о том, что в этих сложных условиях юные футболисти выполнять технические приёмы точно и быстро, качественно не могут. На наш взглядь это является следствием несоответствия между тренировочной и соревновательной деятельностью юных футболистов. Для устранения этого несоответствия необходимо в учебно тренировочном процессе больше использовать упражнение с сопротивлением, игровые упражнения приблеженные к условиям игры.
Полученные нами материал показал, что определение физической работоспособности по тесту PWC170; МПК, физической и технической подготовки, позволили наиболее эффективно планировать и оптимизировать учебно-тренировочный процесс юных футболистов.
Литература:
1. Акрамов Р.А. Исследования методов отбора переспектовных юных футболистов. Ташкент, 2014.
2. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов. М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2006. - 272 с.
3. Зациорский В.М. Педагогической контроль в тренировочном процессе. Москва, 2011.
4. Зелецкий В. Энциклопедия тестирования. Киев, 2016
5. Исеев Ш.Т. Теория и методика футбола. Ташкент, 2016
6. Лиценчук Т.А. Управление подготовки футболистов. Киев, 2003
7. Талипджанов А.И. Современная система подготовки футболистов высокой квалификации. Ташкент, 2014
12
www.fansports.uz
№5-2021