Научная статья на тему 'Оценка функционального почечного резерва методом острой пероральной нагрузки соевым изолятом'

Оценка функционального почечного резерва методом острой пероральной нагрузки соевым изолятом Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Нефрология
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Перевезенцева Ю. Б., Бекмаматова Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка функционального почечного резерва методом острой пероральной нагрузки соевым изолятом»

Таким образом, внутреннее применение ГН у детей с ДМН способствует улучшению функционального состояния почек, что проявляется в увеличении суточного диуреза. нормализации показателей ионного обмена фосфора и хлора, отсутствии изменений показателей аммиака и титруемых кислот, соответственно, рН мочи, достоверном снижении экскреции оксалатов и мочевой кислоты, что позволяет рекомендовать применение данной минеральной волы при любых вариантах ДМН.

137. Л.Е.Панин, О.Н.Потеряева, О.П.Шевкопляс

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АПОПРОТЕИНА А-1 В МОЧЕ БОЛЬНЫХ С ИНСУЛИНОНЕЗАВИСИМЫМ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ г. Новосибирск, Россия

L.E.Panin, О.N.Poteryaeva, O.P.Shevkoplyas DETERMINATION OF APOPROTEIN A-l IN URINE OF PATIENTS WITH INSULIN-INDEPENDENT DIABETES MELLITUS

У больных с инсулинонезависимым сахарным диабетом (ИНЗСД) развитие почечной недостаточности наблюдается в 20 раз чаше по сравнению с обшей популяцией [Дженнингс П.. 1995]. Определение низкомолекулярных белков моче (а,- и р2-микроглобулинов. ретинол-связываюшего белка и др.) является ценным клиническим инструментом для оценки функциональных нарушений почек. С этой целью мы предлагаем использовать твердофазный иммуноферменгный анализ для определения в моче аполипопротеин А-1 (апоА-1). Ранее нами было показано,что в неконцентрировапной моче здоровых лип содержание апоА-1 соста&чяет 32,5±3.0 мкг/л, у полярников Антарктиды — 534+57 мкг/л, а при выполнении ими дозированной физической нагрузки в виде степ-тс-ста выделение низкомолскулярного аиолипопротеина с мочой усиливается — 938±118 мкг/л (р<0.001).

Нами была обследована моча больных с ИНСД. всего 20 человек. Из биохимических анализов крови известно, что мочевина, в среднем, составляет 6,3+0,3 ммоль/л. кре-атинин крови — 78.6±7,3 мкмоль/л, мочевая кислота — 282,8±16.8 мкмоль/л, что соответствует физиологической норме. Только у 3 больных была обнаружена микроальбуминурия в моче иммунологическим методом с применением полосок с антителами, меченными коллоидным золотом против человеческого альбумина (Boehringer Mannheim, Германия). При этом содержание апоА-1 в моче было, в среднем, 1699±297 мкг/л. Ранее нами было показано, что содержание данного белка в моче у больных с хронической почечной недостаточностью составляла 3848+211 мкг/л [Потеряева, 1998], что в 117 раз превышало норму.

Таким образом, использованный метод по чувствительности превосходит рутинные методы исследования почечной патологии. Метод позволяет обнаруживать следовые количества белка, что особенно важно для диагностики бессимптомной стадии диабетической нефропатии.

138. Д.Г.Пеньков, Н.Д.Савенкова ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОЧЕЧНОГО РЕЗЕРВА У ДЕТЕЙ С ЕДИНСТВЕННОЙ ВРОЖДЕННОЙ ПОЧКОЙ И ПОСЛЕ НЕФРЭКТОМИИ КОНТРАЛАТЕРАЛЬНОЙ ПО ПОВОДУ ГИДРОНЕФРОЗА И МУЛЬТИКИСТОЗА Санкт-Петербург, Россия

D.G.Penkov, N.D.Savenkova

INVESTIGATION OF THE FUNCTIONAL RENAL RESERVE IN CHILDREN WITH A SOLITARY CONGENITAL KIDNEY AND AFTER NEPHRECTOMY OF THE CONTRALATERAL KIDNEY FOR HYDRONEPHROSIS AND MULT1CYSTOSIS

Целью работы является исследование функционального почечного резерва (ФПР) у 72 детей с единственной поч-

кой, из них вследствие аплазии 31 (17 — мальчики. 14 — девочки). вследствие нефрэктомии по поводу гидронефроза 26 (19 — мальчиков, 7 — девочки), вследствие мудьтикис-тоза 15 (8 — мальчиков, 7 — девочек), с использованием метода J.P.Bosch (1983) — острая проба с нагрузкой белком из расчёта 1,5 г на 1 кг массы тела. В качестве белкового материала использовали отварную не соленую говядину 5 г/кг. Определяли скорость клубочковой фильтрации (СКФ) по пробе Реберга до и после потребления отварной говядины через 3 ч. Увеличение СКФ на 5% от базального уровня и более указывает на сохраненную резервную способность почки отвечать на повышенную нагрузку белком, менее 5% — на истошение резервной способности. Всем пациентам исследуемых групп проведено: ультразвуковое исследование почек и мочевого пузыря, экскреторная уро-графия, цистография. реиография.

Результаты. Через 3 ч после проведения острой перо-ральной нагрузки белком в группе с единственной врожденной почкой отмечено возрастание уровня клубочковой фильтрации от 9 до 281 мл/мин. Исходный уровень клубочковой фильтрации 97,3 мл/мин±4.5 мл/мин. Через три часа после нагрузки 207,4 мл/мин±15,6 мл/мин. Величина функционального почечного резерва составила — 114,4%±12,2%.

В группе с гидронефрозом исходный уровень клубочковой фильтрации — 119,9 мл/мин+10.3 мл/мин, через 3 ч после нагрузки — 189,2 мл/мин+13,5 мл/мин. Величина функционального почечного резерва составила — 67.25е± 10,4%. У детей (2) с уретерогидронефрозом III-1V степени без признаков микробно-воспалительного процесса зарегистрировано снижение уровня клубочковой фильтрации после нагрузки белком, что указывает на истощение функционального почечного резерва.

После проведения острой пероральной нагрузки белком в группе детей с единственной почкой вследствие нефрэктомии по поводу мультикистоза отмечено возрастание уровня клубочковой фильтрации от 24 до 228 мл/мин. Исходный уровень клубочковой фильтрации — 94,7 мл/мин±7,7 мл/мин, через 3 ч после нагрузки — 185,6 мл/мин±21,2 мл/мин. Величина функционального почечного резерва составила 97,2%±19,3%.

Выводы. У детей с единственной почкой вследствие аплазии и нефрэктомии контралатеральной но поводу мультикистоза по методу Bosch [19831 выявлен достаточный ФПР, т. е. запасная мощность почки отвечать, на повышенную нагрузку белком сохранена.

Выявлены статистически достоверно различные величины ФПР у детей с единственной врожденной почкой в сравнении с величинами ФПР у детей с нефрэктомией по поводу гидронефроза (таким образом запасная мощность почки отвечать на повышенную нагрузку белком у детей с нефрэктомией по поводу гидронефроза снижена в сравнении с пациентами с единственной врожденной почкой).

139. Ю.Б.Перевезенцева, Л.Г.Бекмаматова ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОЧЕЧНОГО РЕЗЕРВА МЕТОДОМ ОСТРОЙ ПЕРОРАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ СОЕВЫМ ИЗОЛЯТОМ

Санкт-Петербург, Россия Yu.B.Perevezenlseva, L. G.Bekmamatova ASSESSMENT OF THE FUNCTIONAL RENAL RESERVE BY THE METHOD OF ACUTE PERORAL LOADING WITH THE SOY-BEAN ISOLATE

В условиях дневного нефрологического стационара ГДДЦ изучался функциональный почечный резерв методом острой пероральной нагрузки соевым изолятом SUPRO-940. на 91% состоящим из белка, в дозе 1 г белка на 1 кг массы тела. Определяли базальную СКФ и прирост СКФ

спустя 2 и 4 часа после нагрузки. Обследовано 7 пациентов с вторично сморщенной почкой, 4 больных хроническим пиелонефритом вне обострения. Контрольную группу составили 6 практически здоровых детей той же возрастной группы (6—15 лет). Результаты проведенного исследования показали, что нагрузка растительным белком (соевый концентрат) вызывает у здоровых детей отчетливое увеличение СКФ и составляет 11 %—57,2%, в среднем 36.6%. По данным разных авторов, увеличение СКФ у здоровых лиц в ответ на нагрузку мясным белком составляет 10-60%. Полученные данные позволяют сделать вывод, что растительные и животные белки одинаково стимулируют прирост СКФ у здоровых, однако соевые препараты более удобны в дозировании и применении, обладают неплохими вкусовыми качествами и, что немаловажно, значительно дешевле. У 7 обследованных пациентов с вторично сморщенной почкой прирост СКФ составил, в среднем, 5,53±1,2%, что свидетельствует о сниженном ПФР по шкале, предложенной В.А.Роговым и соавт. Также для этих больных было характерно сохранение гиперфильтрации через 4 ч после белковой нагрузки. При определении ПФР у 4 больных с хроническим пиелонефритом без признаков сморщивания прирост СКФ после белковой нагрузки составил от 20,6% до 62,4% (в среднем, 41,5±12,3%), что свидетельствует о сохранном ПФР в настоящее время.

140. Ю.Б.Перевезенцева, Н.Н.Смирнова ЭТАПЫ ДИАГНОСТИКИ ВТОРИЧНО СМОРЩЕННОЙ ПОЧКИ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОГО ДЕТСКОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Санкт-Петербург, Россия

Yu. В. Perevezentseva, N. N. Smirnova STAGES OF DIAGNOSING THE ARTERIOLOSCLEROTIC KIDNEY UNDER CONDITIONS OF THE CITY CHILDREN'S DIAGNOSTIC CENTER OF ST.PETERSBURG

Вторичное сморщивание почки является результатом хронических воспалительных или дистрофических заболеваний клубочков, канальцев и стромы почки, т. е. исходом хронического гломерулонефрита или хронического тубуло-интерстициального нефрита ( в частности, пиелонефрита). Морфологической основой сморщивания является нефрос-клероз, т. е. разрастание соединительной ткани. Причинами вторичного сморщивания почек в детском возрасте чаще всего служат пузырно-мочеточниково-лоханочный реф-люкс (ПМЛР), гидронефротическая трансформация или хронический пиелонефрит. Вторичное сморщивание почки составляет 68% среди детей с первоначальным диагнозом «малая» почка [Кирюхина. Л.В., 1999]. У детей с ПМЛР III—IV степени сморщивание почек отмечалось в 90% [Балалаев И.Ю., 1997]. Эти больные составляют 5-10% от пациентов, находящихся на гемодиализе [Bccker G. и Kincaid-Smith P., 1993].

Материал и методы обследования. В условиях дневного нефрологического стационара ГДДЦ за период сентябрь 1999 — сентябрь 2000 г. обследованы 960 неврологических больных, из которых у 126 больных (13,1%) диагностирован ПМЛР и у 17 пациентов (1,7%) выявлено вторичное сморщивание почки ( 9 девочек и 8 мальчиков). Средний возраст пациентов составил 10,7 лет, средний возраст установления диагноза сморщивания почки — 9,9 лет. Большинству пациентов диагноз сморщивания был установлен впервые. Всем больным с подозрением на сморщивание почки ( указание на асимметрию размеров почек по УЗИ, наличие ИМВП, высоких степеней ПМЛР и гидронефроза по данным предыдущих обследований) проводилось клинико-анамнестическое обследование, включавшее подробный анамнез жизни и заболевания, выявление отягощенной по

нефрологической патологии наследственности, осмотр, контроль артериального давления, такие общие исследования как клинический анализ крови, общий анализ мочи, посев мочи. Наиболее часто высеваемой в моче флорой явились E.coli и Streptococcus. Для постановки диагноза сморщивания почки использовались методы ультразвукового исследования почек, включающие наряду с первичным УЗИ метод неинвазивной оценки состояния ренального кровотока — дуплескное допплсровское сканирование (ДДС) с последовательной локацией ствола почечной артерии в проекции почечного синуса, сегментарных и междолевых ветвей, луговых артерий. Проводились внутривенная урография и ангиореносцинтиграфия. Причина сморщивания почки устанавливалась с помощью рентгено-урологи-ческого обследования (цистографии и внутривенной уро-графии). Функциональное состояние почек оценивалось по пробе Реберга, данным ацидоаммониогенеза, суточной потере белка.

Результаты чередования. У 13 из 17 пациентов (76.4%) причиной сморщивания стал пузырно-мочеточниково-ло-ханочный рефлюкс, что соответствует данным других исследователей ( 76,9%), причем у большинства из них (70,5%) имел место левосторонний рефлюкс и, соответственно, сморщивание левой почки. Таким образом, сморщивание почки развивается у 10,3% пациентов с ПМЛР. Как правило, это пациенты с высокой степенью ПМЛР (III-V). У 2 пациентов (11,7%) причина сморщивания не установлена (в анамнезе не было указаний на наличие мочевой инфекции, не найдено органической патологии по данным цистографии и урографии, но при тщательном расспросе и анализе амбулаторной карты у одного больного отмечались эпизоды немотивированных подъемов температуры тела до фебрильных цифр, при этом патологии в анализах мочи не зафиксировано, а у другого имелась нейрогенная дисфункция мочевого пузыря и энурез. Полученные данные позволяют думать о возможном ПМЛР в анамнезе). У 1 больного имел место гидронефроз высокой степени и у 1 больного — ниелонефритически сморщенная почка. У большинства пациентов дебют ИМВП отмечался на 1-м году жизни (41%), от 1 года до 3 лет — у 17,6%, от 3 до 7 лет — у 17,6% и старше 7 лет — у 2 пациентов (мальчики) — 11,7%. Асимметрия размеров почек по УЗИ выявлена в 41,1% случаев у детей в возрасте до 5 лет, в 47% случаев — у детей от 5 до 10 лег и в 11,7% — старше 10 лет. Подавляющему большинству (58,8%) сразу был установлен диагноз сморщивания почки. У 17,6% диагноз ранее трактовался как малая почка и по 11,7% как гипоплазия и дисплазия почки. У 2 пациентов (11,7%) имела место артериальная гипертензия. Характерными признаками сморщивания почки по УЗИ были: уменьшение размера почки, неровность ее контура, повышенная эхогенноегь паренхимы, нарушение дифференци-ровки кортикального и медуллярного слоев со снижением почечного индекса, снижение толщины паренхимы, деформация ЧЛС. Характерными признаками сморщивания при ДДС в режиме цветного и/или энергетического картирования явились: парциальное обеднение интраренального сосудистого рисунка, лоцирование редких, истонченных, деформированных сегментарных артерий, диффузное обеднение ренального кровотока с преимущественным поражением кортикального слоя. В медуллярном слое паренхимы кровоток был резко снижен (единичные точечные цветовые сигналы). При определении количественных показателей отмечалось повышение конечной диастолической скорости кровотока, диссоциация сосудистых индексов со снижением индекса резистивности (RI) ниже 0,60. На сцинтиграфии сморщенная почка характеризовалась уменьшением размеров, снижением кровенаполнения и функциональной мощности. Функциональные пробы почек не выявили снижения скорости клубочковой фильтрации, по-видимому, за счет компенсаторного увеличения функции контралате-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.