Научная статья на тему 'Оценка физической подготовленности мальчиков периода второго детства г. Тюмень с нарушением прикуса и дефектом речи на начальном этапе занятий физкультурой и спортом'

Оценка физической подготовленности мальчиков периода второго детства г. Тюмень с нарушением прикуса и дефектом речи на начальном этапе занятий физкультурой и спортом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
162
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BOYS / THE SECOND CHILDHOOD / MALOCCLUSION / PHYSICAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воронцова Ирина Леонидовна, Прокопьев Николай Яковлевич, Колунин Евгений Тимофеевич

В статье представлены результаты сравнительного исследования уровня физической подготовленности мальчиков 8-12 лет г. Тюмень, имеющих нарушения прикуса и дефекты речи и их сверстников с нормальным развитием зубо-челюстной системы. Оценка уровня физической подготовленности изучена с использованием стандартных тестов. Установлено, что уровень физической подготовленности мальчиков не зависит от нарушений прикуса и дефектов речи и соответствует возрастным физиологическим значениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Воронцова Ирина Леонидовна, Прокопьев Николай Яковлевич, Колунин Евгений Тимофеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of physical fitness period second childhood boys Tyumen with bite and speech defects at an early stage of physical training and sports

The article presents the results of a comparative study of physical fitness for boys 8-12 years Tyumen with malocclusion and speech defects and their peers with normal development of the teeth-maxillous system. Evaluation of the level of physical fitness is studied using standard tests. Found that the level of physical fitness boys does not depend on occlusion abnormality and speech defects and corresponds to age-related physiological values.

Текст научной работы на тему «Оценка физической подготовленности мальчиков периода второго детства г. Тюмень с нарушением прикуса и дефектом речи на начальном этапе занятий физкультурой и спортом»

УДК 616.314.26 - 007.271-089.23

ASSESSMENT OF PHYSICAL FITNESS PERIOD SECOND CHILDHOOD BOYS TYUMEN WITH BITE AND SPEECH DEFECTS AT AN EARLY STAGE OF PHYSICAL TRAINING

AND SPORTS

Vorontsovа Irina Leonidovna, dentist, Medical Center «Astra-Med», Tyumen,

Astramed2009@mail.ru

Procopiev Nikolay Yakovlevich, doctor of medical sciences, Professor, Tyumen State University, Department of physical education and sports management, Pronik44@mail.ru

Kolunin Eugene Timofeevich, candidate of biological sciences, аssociate рrofessor, head of Department of skiing, Tyumen State University, kolunin2@mail.ru

Abstract. The article presents the results of a comparative study of physical fitness for boys 8-12 years Tyumen with malocclusion and speech defects and their peers with normal development of the teeth-maxillous system. Evaluation of the level of physical fitness is studied using standard tests. Found that the level of physical fitness boys does not depend on occlusion abnormality and speech defects and corresponds to age-related physiological values.

Keywords: boys, the second childhood, malocclusion, physical preparation.

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МАЛЬЧИКОВ ПЕРИОДА ВТОРОГО ДЕТСТВА Г. ТЮМЕНЬ С НАРУШЕНИЕМ ПРИКУСА И ДЕФЕКТОМ РЕЧИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ И

СПОРТОМ

Воронцова Ирина Леонидовна, врач стоматолог, Медицинский центр «Астра-Мед»,

г. Тюмень. Astramed2009@mail.ru

Прокопьев Николай Яковлевич, доктор медицинских наук, профессор, кафедра управления физической культурой и спортом, Тюменский государственный университет, Pronik44@mail.ru

Колунин Евгений Тимофеевич, кандидат биологических наук, доцент, кафедра лыжного спорта, заведующий, Тюменский государственный университет,

kolunin2@mail.ru

Аннотация. В статье представлены результаты сравнительного исследования уровня физической подготовленности мальчиков 8-12 лет г. Тюмень, имеющих нарушения прикуса и дефекты речи и их сверстников с нормальным развитием зубочелюстной системы. Оценка уровня физической подготовленности изучена с использованием стандартных тестов. Установлено, что уровень физической подготовленности мальчиков не зависит от нарушений прикуса и дефектов речи и соответствует возрастным физиологическим значениям.

Ключевые слова: мальчики, период второго детства, нарушения прикуса, физическая подготовленность.

Актуальность исследования. Оценка показателей морфофункционального состояния и физической подготовленности детей и подростков занимает прочные позиции в системе социальногигиенического обследования населения различных регионов страны. Врожденная патология челюстно-лицевой области всегда привлекала внимание специалистов различного профиля [3, 4, 6, 8, 10]. Пороки развития челюстно-лицевой области [2, 9] часто приводят к различным по степени клинических проявлений нарушениям речи и даже функции внешнего и носового дыхания [1, 7]. Переход из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу у всех детей сопряжен с рядом психических, физических и функциональных изменений. От того, как быстро ребенок адаптируется к условиям школьного обучения, зависит его морфофункциональное состояние, одним из важнейших показателей которого является физическая подготовленность. Исследований, отражающих физическую подготовленность мальчиков периода второго детства, проживающих в г. Тюмень, имеющих различные клинические проявления нарушения прикуса, на начальном этапе занятий физкультурой и спортом, нет.

Цель исследования: в системе комплексной морфофункциональной оценки мальчиков периода второго детства г. Тюмень изучить влияние нарушений прикуса и дефектов речи на их физическую подготовленность и сравнить с показателями здоровых сверстников.

Материал и методы исследования. Изучение физической подготовленности проведено у 96 мальчиков (основная группа -ОГ) периода второго детства (8-12 лет), имеющих различные по степени выраженности клинических проявлений нарушения прикуса, приведшие к возникновению дефектов речи. В качестве контроля (контрольная группа - КГ) обследовано 98 мальчиков того же возраста, входящих в первую и вторую группу здоровья (табл. 1), не имеющих нарушений прикуса и дефектов речи. Все мальчики являются коренными жителями г. Тюмень, родители которых на протяжении трех поколений постоянно проживали в городе, и обучаются в общеобразовательных школах.

Таблица 1.

Численный и возрастной состав мальчиков периода второго

детства

г. Тюмень ОГ и КГ

Возраст, лет ОГ КГ

8 17 14

9 20 26

10 18 22

11 22 19

12 19 17

Всего: 96 98

Для оценки уровня физической подготовленности контрольные испытания у мальчиков проводились в начале основной части занятия после 10-15 минутной разминки. При проведении контрольных тестов были определенны следующие положения: испытания должны быть доступны для всех мальчиков, а условия проведения тестов для всех одинаковыми, каждый тест должен измеряться в объективных величинах. Для изучения физической подготовленности нами взяты широко используемые в практике детского спорта надежные и воспроизводимые тесты [5]: бег на 30 метров; челночный бег 3 х 10 метров; прыжок в длину с места двумя ногами; подтягивание на перекладине.

Результаты исследования обработаны на персональном компьютере с использованием математического анализа по общепринятым методам вариационной статистики. Определялись: среднее арифметическое значение и ошибка средней арифметической. О достоверности возрастных различий судили по параметрическому 1-критерию Стьюдента. Достоверными считали различия при уровне значимости р<0,05.

Исследования соответствовали Приказу МЗ РФ за № 226 от 19.06.2003 года «Правила клинической практики в РФ». Соблюдены принципы добровольности, прав и свобод личности, гарантированных статьями 21 и 22 Конституции РФ.

Результаты и обсуждение.

Тестирования физической подготовленности мальчиков (табл. 2, 3) сравниваемых групп показали, что в связи с увеличением возраста она повышалась. За период с 8 до 12 лет скорость пробегания дистанции в 30 метров у мальчиков ОГ в абсолютных значениях сократилась на 0,78 сек, у мальчиков КГ - на 0,79 сек, что

представлено на рис. 1. На основании данного теста можно заключить, что нарушения прикуса и связанные с ним нарушения речи не влияют скоростные качества мальчиков периода второго детства.

Таблица 2.

Динамика возрастной физической подготовленности мальчиков г. Тюмень ОГ ^ ± m)

Тест Возраст, лет

8 9 10 11 12

бег на 30 метров 6,79±0,12 6,48±0,14 6,30±0,11 6,11±0,15 6,01±0,15

возрастной прирост - 0,31 0,18 0,18 0,10

челночный бег 8,95±0,16 8,73±0,15 8,63±0,16 8,54±0,11 8,47±0,12

возрастной прирост - 0,22 0,10 0,09 0,05

прыжок в длину с места 122,2±4,3 131,3±3,9 143,9±3,0 150,8±3,2 161,1±3,8

возрастной прирост - 9,1 12,6 6,9 10,3

подтягивание на перекладине 4,9±0,3 5,7±0,4 6,4±0,4 7,5±0,3 8,2±0,4

возрастной прирост - 0,8 0,7 1,1 0,7

Рис. 1. Динамика возрастных изменений скорости пробегания дистанции 30 метров мальчиками ОГ и КГ.

0,35

0,3

0,25

0,2

0,15

0,1

0,05

0

0,3

0,1

9 лет

10 лет

11 лет

12 лет

КГ

Таблица 3.

Динамика возрастной физической подготовленности

_____мальчиков г. Тюмень КГ (М ± т)___________________

Тест Возраст, лет

8 9 10 11 12

бег на 30 метров 6,81±0,12 6,51±0,15 6,33±0,13 6,13±0,14 6,02±0,13

возрастной прирост - 0,30 0,18 0,20 0,11

челночный бег 8,92±0,14 8,72±0,14 8,61±0,15 8,53±0,13 8,45±0,11

возрастной прирост - 0,20 0,11 0,8 0,8

прыжок в длину с места 124,7±3,8 132,6±3,7 144,6±3,3 151,5±3,4 162,3±4,0

возрастной прирост - 7,9 12 6,9 10,8

подтягивание на перекладине 4,8±0,4 5,8±0,3 6,7±0,5 7,6±0,3 8,4±0,4

возрастной прирост - 1,0 0,9 0,9 0,8

Тестирование мальчиков сравниваемых групп в челночном беге свидетельствовало о том, что в абсолютных значениях скорость выполнения теста была практически одинаковой. В связи с увеличением возраста скорость преодоления дистанции 3х10 метров достоверно (р<0,05) увеличивалась, причем у всех мальчиков. Динамика возрастного прироста свидетельствовала о том, что чем старше мальчики, тем выше их скоростные способности (рис. 2).

Рис. 2. Динамика возрастных изменений скорости в челночном беге мальчиков ОГ и КГ.

Исследования показали достоверное (р<0,05) увеличение дальности прыжка в длину с места двумя ногами у всех мальчиков.

115

Дальность прыжка у мальчиков ОГ за период с 8 до 12 лет увеличилась в абсолютных значениях на 38,9 см, у их сверстников КГ на 37,6 см. Следует отметить, что различий в увеличении прыжка в длину с места двумя ногами по годам между мальчиками сравниваемых групп мы не выявили (рис. 3).

Рис. 3. Динамика возрастных изменений прыжка в длину с места двумя ногами мальчиков ОГ и КГ.

За возрастной период с 8 до 12 лет достоверно увеличились (р<0,05) силовые кондиции мальчиков сравниваемых групп, что выражается в увеличении числа подтягиваний на перекладине. В абсолютных значениях мальчики 12 лет ОГ подтянулись на перекладине на 3,3 раза больше, чем в возрасте 8 лет. У мальчиков КГ этот показатель соответственно составил 3,6 раза. Что касается возрастного прироста числа подтягиваний на перекладине по годам, то у всех мальчиков сравниваемых групп в абсолютных значениях он был одинаковым (рис. 4).

Рис. 4. Динамика возрастных изменений подтягиваний на перекладине мальчиков ОГ и КГ.

Исследование физической подготовленности мальчиков периода второго детства имеет не только теоретическое значение для возрастной физиологии, но и практическое для сохранения здоровья подрастающего поколения как резерва важнейшего компонента производительных сил - работающего населения.

Выводы:

1. Физическая подготовленность мальчиков периода второго детства проживающих в г. Тюмень, находится в соответствии с физиологическими проявлениями роста и развития детей.

2. Нарушения прикуса и связанные с ним нарушения речи не влияют на физическую подготовленность мальчиков периода второго детства, что следует учитывать как преподавателям физ-воспитания в общеобразовательных школах, так и тренерам детско-юношеских спортивных школ.

3. Мальчики с нарушениями прикуса могут свободно заниматься физической культурой как на уроках физической культуры в образовательных учреждениях, так и специализированных ДЮСШ.

4. Несмотря на то, что используемые нами тесты для оценки физической подготовленности мальчиков достаточно широко используются в педагогической практике, они сегодняшний, но не завтрашний день. Именно простые в исполнении и доступные каждому ребенку тесты должны шире использоваться в спортивнопедагогической практике.

Литература.

1. Адамчик А. А. Ортодонтическое лечение детей и подростков с аномалиями прикуса и его влияние на функцию внешнего дыхания и ритма сердца: автореферат дисс. ... канд. мед. наук /А. А. Адамчик. - М., 2000. - 21 с.

2. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков /И. И. Ермакова. - М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1996. - 144 с.

3. Ешиев А. М. Анализ рождаемости детей с патологиями челюстно-лицевой области по родильным домам г. Ош /А. М. Ешиев, Г. К. Кенжебаева, А. К. Давыдова. // Молодой ученый. - 2013. - №5. - С. 797-799.

4. Касаткина А. Л. Клинико-эпидемиологическая характеритика врожденных пороков развития челюстно-лицевой области на тер-

ритории Волгограда и Волгоградской области: автореферат дисс. ... канд. мед. наук /А. Л. Касаткина. - Волгоград, 2000. - 17с.

5. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя /В. И. Лях. - М.: ООО «Фирма издательство АСТ», 1998. - 272 с.

6. Нелюбина О. В. Клинико-анатомическое обоснование хирургического лечения детей с врожденной расщелиной губы и нёба: дисс. ... канд. мед. наук /О. В. Нелюбина. - Москва, 2012. - 92 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Пантелеева Е. В. Оценка функции носового дыхания у пациентов с глубокой резцовой окклюзией (дизокклюзией) 7-12 лет до и после ортодонтического лечения с помощью ЛМ - активатора /Е. В. Пантелеева, Л. В. Польма. //Ортодонтия, 2009. - № 1(45). - С. 1316.

8. Шайдуллин И. М. Стоматологический статус школьников с нарушением физического развития, проживающих в сельской местности /И. М. Шайдуллин, Н. Х. Хамитова. // Казанский медицинский журнал, 2012. Том 93. - № 4. - С. 632-633.

9. Neumann H. J. Development of lip, jaw, palatal and uvular clefts / H. J. Neumann. // Zahntechnik (Berl). 1990. - 23(6) - P. 271-274.

10. Thilander B. Prevalence of malocclusion and orthodontic treatment need in children and adolescents in Bogota, Colombia. An epidemiological study related to different stages of dental development / B. Thilander, L. Pena, C. Infante, S. S. Parada, C. de Mayorga. //Eur J Or-thod, 2001. 23 (2). - 153-167.

Статья поступила в редакцию 29.01.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.