Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПЕРСОНАЛА: САМОЧУВСТВИЕ РАБОТНИКОВ И ПРЕЗЕНТЕИЗМ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ'

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПЕРСОНАЛА: САМОЧУВСТВИЕ РАБОТНИКОВ И ПРЕЗЕНТЕИЗМ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЧУВСТВИЕ ПЕРСОНАЛА / ПРЕЗЕНТЕИЗМ / ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПЕРСОНАЛА / ЗДОРОВЬЕ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фрелих М.В., Федорова А.Э.

Статья посвящена исследованию факторов, оказывающих негативное влияние на самочувствие работников на рабочем месте. Особое внимание уделено проблеме презентеизма на примере крупного металлургического предприятия. Обзор зарубежных и отечественных публикаций позволяет сделать вывод о том, что до настоящего времени специалисты не располагают надежным и валидным инструментарием изучения феномена презентеизма в организациях. Целью представленного в статье исследования является изучение влияния факторов внутриорганизационной среды на самочувствие персонала и оценки уровня презентеизма на предприятии. Эмпирические данные получены посредством проведения социологического опроса разных категорий работников, а также оценки влияния презентеизма на экономические показатели исследуемого предприятия. Для последующего углубленного исследования проблемы здоровья на рабочем месте, авторами разработан исследовательский инструмент, основанный на использовании цифрового сервиса, позволяющий производить мониторинг самочувствия работников методом самооценки, обусловливающего уровень физического и психосоциального благополучия персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фрелих М.В., Федорова А.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF PHYSICAL AND PSYCHOSOCIAL WELL-BEING OF PERSONNEL: EMPLOYEES’ SELF-FEELING AND PRESENTEEISM AT WORK

The article is devoted to the study of factors that have a negative impact on the well-being of employees in the workplace. Special attention is paid to the problem of presenteeism on the example of a large metallurgical enterprise. A review of foreign and domestic publications allows concluding that until now specialists do not have reliable and valid tools for studying the presenteeism phenomenon in organizations. The purpose of the research presented in the paper is to examine influence of the factors of the intra-organizational environment on the personnel well-being and assess the level of presenteeism at the enterprise. Empirical data were obtained by conducting a sociological survey of various categories of workers, as well as assessing the impact of presenteeism on the economic indicators of the studied enterprise. For the subsequent in-depth study of health problems in the workplace, the authors have developed a research tool based on the use of a digital service, which allows monitoring the self-feeling of employees by the self-assessment method, which determines the level of physical and psychosocial well-being of staff.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПЕРСОНАЛА: САМОЧУВСТВИЕ РАБОТНИКОВ И ПРЕЗЕНТЕИЗМ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ»

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПЕРСОНАЛА: САМОЧУВСТВИЕ РАБОТНИКОВ И ПРЕЗЕНТЕИЗМ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

EVALUATION OF PHYSICAL AND PSYCHOSOCIAL WELL-BEING OF PERSONNEL: EMPLOYEES' SELF-FEELING AND PRESENTEEISM AT WORK

ПОЛУЧЕНО 23.04.2021 ОДОБРЕНО 14.05.2021 ОПУБЛИКОВАНО 30.08.2021

ФРЕЛИХ М.В.

Магистрант кафедры управления персоналом и психологии, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург

FRELIKH M.V.

Master's Degree Student,

HR & Psychology Department,

Ural Federal University named after

the First President ofRussia B.N. Yeltsin,

Yekaterinburg

УДК 331.44 DOI 10.12737/2305-7807-2021 -10-4-14-19

ФЕДОРОВА А.Э.

Канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры управления персоналом и психологии ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург

FEDOROVA A.E.

Candidate ofEconomic Sciences, HR & Psychology Department, Ural Federal University named after the First President ofRussia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg

e-mail: marina.frelih@gmail.com

e-mail: A.E.Fedorova@urfu.ru

Аннотация

Статья посвящена исследованию факторов, оказывающих негативное влияние на самочувствие работников на рабочем месте. Особое внимание уделено проблеме презентеизма на примере крупного металлургического предприятия. Обзор зарубежных и отечественных публикаций позволяет сделать вывод о том, что до настоящего времени специалисты не располагают надежным и валидным инструментарием изучения феномена презентеизма в организациях. Целью представленного в статье исследования является изучение влияния факторов внутриорга-низационной среды на самочувствие персонала и оценки уровня презентеизма на предприятии. Эмпирические данные получены посредством социологического опроса разных категорий работников, а также оценки влияния презентеизма на экономические показатели исследуемого предприятия. Для последующего углубленного исследования проблемы здоровья на рабочем месте разработан исследовательский инструмент, основанный на использовании цифрового сервиса, позволяющий проводить мониторинг самочувствия работников методом самооценки, обусловливающего уровень физического и психосоциального благополучия персонала.

Ключевые слова: самочувствие персонала, презентеизм, физическое и психологическое благополучие персонала, здоровье на рабочем месте. Abstract

The article is devoted to the study of factors that have a negative impact on the well-being of employees in the workplace. Special attention is paid to the problem of presenteeism on the example of a large metallurgical enterprise. A review of foreign and domestic publications allows concluding that until now specialists do not have reliable and valid tools for studying the presenteeism phenomenon in organizations. The purpose of the research presented in the paper is to examine influence of the factors of the intra-organizational environment on the personnel well-being and assess the level of presenteeism at the enterprise. Empirical data were obtained by conducting a sociological survey of various categories of workers, as well as assessing the impact of presenteeism on the economic indicators of the studied enterprise. For the subsequent in-depth study of health problems in the workplace, the authors have developed a research tool based on the use of a digital service, which allows monitoring the self-feeling of employees by the self-assessment method, which determines the level of physical and psychosocial well-being of staff.

bywords: self-feeling of employees, presenteeism, physical and psychological well-being of staff, health at the workplace.

1. обзор литературы

В рамках концепции социального загрязнения от экономической деятельности хозяйствующих субъектов рассматриваются причинно-следственные связи между токсическими факторами трудовой сферы и негативными изменениями в состоянии физического и психосоциального самочувствия работников [3]. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Сегодня все больше внимания уделяется явлению, которое обозначает снижение производительности работника во время выполнения им обязанностей на рабо-

чем месте по причине плохого самочувствия или болезни, называемое презентеизмом (от англ. present — присутствовать) [2].

Д. Гоулман выявил вредные для здоровья эмоции: постоянная тревога, длительные периоды пессимизма и печали, напряжение и враждебность, стресс, тревожность и депрессия. Все эти состояния отрицательно влияют на самочувствие человека [7]. Презентеизм напрямую связан с уровнем стресса на работе, утверждают Э. Госслен, Л. Лемир и У. Корней. Чем больше задач, дедлайнов, давления со стороны начальства, страх потерять свое рабочее место, тем выше вероятность переработок и, как следствие, эмоционального выгорания. Ученые провели сравнительный анализ презен-теизма и абсентеизма (отсутствие человека на работе по ува-

жительным и неуважительным причинам) и пришли к выводу, что больше не всегда лучше [8].

Г. Аронсон и К. Густафсон в рамках своего исследования феномена презентеизма провели опрос среди 3800 сотрудников. Треть респондентов сообщили, что они выходили на работу два или более раз в течение предыдущего года в болезненном состоянии. Ученые предполагают, что чаще всего так поступают люди с низким ежемесячным уровнем дохода, а также работники из социальной сферы [5]. С. Палмер обнаружил, что каждая организация в Великобритании страдает от психических расстройств и плохого здоровья сотрудников [11, 12]. Исследователи смогли оценить экономический ущерб, который работодатель несет ежегодно: около 26 млрд фунтов стерлингов, или 1035 фунтов стерлингов на каждого сотрудника (11).

Очевидно, что презентеизм оказывает прямое влияние на потери производительности труда. Например, потери вследствие снижения продуктивности работников, связанного с проблемами их психического здоровья, в соответствии с результатами исследования Р. Гетцеля, в 5,1 раза больше, чем эквивалентные потери в результате прогулов [9]. В. Стюарт, оценивая непроизводительные затраты рабочего времени американских рабочих, страдающих депрессией, обнаружил, что презентеизм в 4 раза превышает количество часов абсентеизма [13].

Очевидно, что презентеизм на рабочем месте становится острой проблемой, так как роль здоровья работников [10] не подлежит сомнению и поэтому требует внимания ученых и практиков [4]. Согласно исследованию Ли-совской А.Ю., научная база Google Scholar по состоянию на 2016 г. содержала по теме презентеизма 14 500 статей на английском языке, 44 — на русском языке. При этом отечественные авторы рассматривают презентеизм в медицинском контексте, т.е. как аспект влияния болезни на трудоспособность [1]. В 2021 г. научная база дает сведения о наличии уже порядка 31 300 статей (из них 170 — на русском языке), т.е. рост публикаций составил более чем 2 раза.

Несмотря на растущую актуальность проблемы, отсутствие валидного исследовательского инструментария существенным образом затрудняет изучение феномена презен-теизма на рабочем месте [1].

2. методы исследования

Оценка уровня физического и психосоциального благополучия персонала проведена на одном из крупных металлургических предприятий Уральского федерального округа (УрФО), которое занимает лидирующие позиции на российском рынке черной металлургии и занимается производством холоднокатаной электротехнической, трансформаторной стали. Общая численность предприятия составляет более 1300 чел., средний возраст персонала — 42 года.

Социологическое исследование проведено в марте 2021 г. посредством онлайн-анкетирования разных категорий работников. Одной из задач исследования является поиск ответа на вопросы, какой уровень презентеизма имеет место на исследуемом предприятии, какие экономические потери несет предприятие вследствие данной проблемы? Анкета состоит из 17 закрытых и полузакрытых вопросов.

Ввиду особенностей занятости работников выборка на предприятии была стихийной и в целом составила 169 респондентов, из них 129 мужчин (76,3%) и 40 женщин (23,7%). Структура респондентов по возрасту включает следующие группы: до 30 лет — 60 чел. (35,5%), от 31 до 45 лет — 90 чел. (53,3%), от 46 до 55 — 16 чел. (9,5%), от 56 до 65 лет — 3 чел. (1,8%). Уровень образования респонден-

тов характеризуется следующими показателями: основное общее — 14 чел. (8,3%), начальное профессиональное — 13 чел. (7,7%), среднее профессиональное — 68 чел. (40,2%), высшее профессиональное: бакалавриат — 57 чел. (33,7%), магистратура — 10 чел. (5,9%), специалитет — 10 чел. 5,9%), послевузовское образование (аспирантура/докторантура) — 1 чел. (0,6%). Распределение респондентов по категориям персонала: рабочий — 109 чел. (64,5%), стажер — 1 чел. (0,6%), специалист — 53 чел. (31,4%), руководитель отдела — 5 чел. (3%), топ-менеджер — 1 чел. (0,6%).

3. результаты исследования

Среди прочих вопросов анкеты особый интерес для данного исследования представляет вопрос, содержащий просьбу к респондентам оценить влияние работы на их физическое и психологическое здоровье (табл. 1).

Таблица 1

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Ваша работа отражается на Вашем физическом и психологическом здоровье?», % ответивших

Вариант ответа Никогда Редко Часто Постоянно

Ухудшение самочувствия из-за стрессов на рабочем месте 46,8 30,8 17,2 5,3

Ухудшение самочувствия из-за высокой интенсивности работы 45,6 26 23,1 5,3

Постоянное ухудшение самочувствия на рабочем месте 60,9 27,2 8,3 3,6

Нарушение сна (бессонница) из-за проблем на работе 59,8 21,9 11,8 6,5

Переедание/ожирение из-за проблем на работе 69,2 21,3 5,3 4,1

Потеря веса из-за проблем на работе 73,9 17,8 6,5 1,8

Головные боли из-за проблем на работе 55,6 30,2 10,7 3,6

Усталость и упадок сил на рабочем месте 55,6 29,6 10,7 4,1

Депрессия на рабочем месте 69,8 16 8,9 5,3

Профессиональное выгорание 63,9 25,4 7,7 3

Боли в спине на рабочем месте 55 24,3 14,2 6,5

Необходимость выходить на работу даже с плохим самочувствием 55 24,9 15,4 4,7

Отсутствие какого-либо влияния работы на здоровье 67,5 24,3 3 5,3

Около 50% респондентов отмечают, что работа никогда не оказывает негативного влияния на их здоровье. Редкие случаи, когда работа оказывает какое-либо негативное воздействие на физическое и психологическое здоровье (20—30%). Наибольшее количество оценок неблагоприятного влияния работы включают: проблемы со спиной (20,7%), необходимость работать заболевшим (20,1%), ухудшение самочувствия из-за стрессов на рабочем месте (22,5%), высокая интенсивность работы (28,4%). Четверть респондентов считают, что работа оказывает негативное воздействие на их физическое и психологическое здоровье довольно часто или даже постоянно.

Полученные в ходе опроса ответы сгруппированы по возрастным категориям работников. Очевидно, что половина респондентов в среднем работают 6—15 дней при плохом самочувствии. Чуть больше четверти отметили 0—5 дней. Большее количество дней отметили 17,5% респондентов.

Наличие профессионального заболевания/травмы, полученного на рабочем месте, имеют 18%. Наибольшая доля респондентов, выбравших данный ответ, приходится на возраст от 31 до 55 лет (табл. 2 и 3).

Таблица 2

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как бы Вы оценили, какое в среднем количество рабочих дней в году Вы работаете при плохом самочувствии?», % ответивших

Вариант ответа Возрастная группа респондентов Итого

До 30 лет 31-45 лет 46-55 лет 56-65 лет

0-5 дней 8,3 17,8 4,4 — 30,5

6-15 дней 20,8 27,2 3,4 0,6 52

16-30 дней 1,2 6,7 2,6 2,6 13,1

Более 30 дней 1,6 2,8 — — 4,4

Таблица 3

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Было ли у Вас профессиональное заболевание/травма, полученное на рабочем месте?», % от ответивших

Вариант ответа Возрастная группа респондентов Итого

До 30 лет 31-45 лет 46-55 лет 56-65 лет

Да 3,4 7,5 6,6 0,6 18,1

Нет 32,6 46,2 2,5 0,6 81,9

Результат мониторингового исследования позволяет рассчитать относительные экономические потери предприятия вследствие малопроизводительных затрат времени, когда сотрудник находится в состоянии плохого самочувствия, болезни и нетрудоспособности, но при этом выходит на работу. Для расчета стоимости «непродуктивного времяпрепровождения» на рабочем месте за основу взяты полученные показатели на вопрос: «Как бы Вы оценили, какое в среднем количество рабочих дней в году Вы работаете при плохом самочувствии?». Данные представлены на рис. 1.

Чаще всего респонденты отмечают 5 дней (23 респондента) и 10 дней (25 респондентов) работы при плохом самочувствии. Отдельные респонденты указали 146 и 365 дней в году, но данные случаи единичны. Лишь 13% общего числа ответивших указали, что рабочих дней при плохом самочувствии не было.

Расчеты показывают, что малопроизводительные затраты рабочего времени респондентов составляют в совокупности 21 тыс. часов в год. Для определения относительных экономических потерь предприятия использован показатель среднемесячной заработной платы сотрудников, составляющей 63 тыс. руб., и средней стоимости часа — 383,8 руб. Таким образом, приблизительная оценка экономических потерь исследуемого предприятия по причине презентеизма на рабочем месте составляет 8059,8 тыс. руб. в год.

разработка инструментария мониторинга самочувствия работников

Полученные результаты позволили выявить новые области изучаемой проблемы, подлежащие дальнейшему исследованию. Для мониторинга самочувствия работников разработан инструмент — чат-бот на мессенджере Telegram, отвечающий требованиям простоты и удобства использования. Чат-боты помогают быстро получить нужную информацию, они рассылают PUSH уведомления, помогают пройти тестирование и получить обратную связь. Целью функционала данного чат-бота является самооценка самочувствия работников в течение дня.

В целях проведения мониторинга на добровольной основе необходимо организовать фокус-группу, включающую сотрудников разных структурных подразделений предприятия, мужчин и женщин в возрасте от 20 до 60 лет. В течение исследуемого периода респонденты ежедневно, в определенное время утром и вечером будут опрошены при помощи чат-бота, используя инструкцию, с которой можно также ознакомиться в чат-боте.

Оценка состояния производится путем отправки символа — «смайлика», который закодирован. Также составлен перечень факторов, которые могут указывать на изменение самочувствия сотрудников. Факторы, влияющие на изменение самочувствия сотрудников, объединены в пять групп: начальство, коллеги, клиенты, технологические (духота в кабинете, сквозняк, сломанный стул и т.д.) и личные факторы. В конце рабочего дня в случае изменения самочувствия помимо символа, указывался фактор, который, по мнению респондента, оказал влияние на изменение его самочувствия (табл. 4).

Таблица 4

Техническое задание по разработке и навигации чат-бота в Telegram

Добрый день! Это Чат-бот, разработанный для мониторинга изменения самочувствия сотрудников на рабочем месте. Чтобы ознакомиться с инструкцией, кликните на кнопку «Инструкция» ниже, чтобы перейти к опросу, кликните на кнопку «Начать»

Инструкция Начать

Данный опрос необходимо проходить 2 раза в день: утром и вечером. Для характеристика текущего состояния Вам необходимо оценивать свое самочувствие смайликами: чувствую себя прекрасно ©

Количество дней работы в году при плохом самочувствии, Рис. 1. Распределение ответов с указанием количества дней работы респондентов при плохом самочувствии

Окончание табл. 4

что-то не очень, но жить можно У чувствую себя плохо, сил совсем нет □ В конце дня также необходимо выбрать фактор (при ухудшении самочувствия) из перечня предложенных, которые влияют в данный момент на Ваше самочувствие:

1) начальство

2) коллеги

3) персонал

4) технологические факторы (духота в кабинете, сквозняк, сломанный стул и т.д.)

5) личное

Нажмите «Начать», чтобы перейти к опросу

Выберите время, когда Вы проводите оценку Вашего самочувствия

Утро

Оцените Ваше самочувствие в данный момент

чувствую себя прекрасно что-то не очень, но жить можно чувствую себя плохо, сил совсем нет

Благодарим за ответ! Для начала вечерней оценки самочувствия просто нажмите /start

Вечер

Оцените Ваше самочувствие в данный момент

чувствую себя прекрасно что-то не очень, но жить можно чувствую себя плохо, сил совсем нет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выберите фактор, который повлиял на изменение Вашего самочувствия

Начальство

Коллеги

Персонал

Технологические факторы (духота в кабинете, сквозняк, сломанный стул и т.д.) Личное

Благодарим за ответ! Для начала утренней оценки самочувствия просто нажмите /start

На рис. 2—7 представлен принцип работы чат-бота для измерения самочувствия работников на рабочих местах в течение дня.

<- MC Мониторинг самочув... . ^^ Мониторинг самочув... .

бот * бот *

Инструкция

Данный опрос необходимо проходить 2 раза в день: утром и вечером.

Для характеристика текущего состояния, Вам необходимо оценивать свое самочувствие смайликами:

- чувствую себя прекрасно ^ - что-то не очень, но жить можно ^ - чувствую себя плохо, сил совсем нет

В конце дня также необходимо выбрать фактор (при ухудшении самочувствия) из перечня предложенных, которые влияют в данный момент на Ваше самочувствие:

1)начальство J

2) коллеги &

(3J Сообщение

смаиликами:

- чувствую себя прекрасно

^ - что-то не очень, но жить можно

- чувствую себя плохо, сил совсем нет

В конце дня также необходимо выбрать фактор (при ухудшении самочувствия) из перечня предложенных, которые влияют в данный момент на Ваше самочувствие:

1)начальство 3

2) коллеги Д

3) персонал ©

4) технологические факторы (духота в кабинете, сквозняк, сломанный стул и т.д.)

5) личное ¿я

Нажмите "Начать", чтобы перейти к опросу ^

®

Q^ [Зообщени

®

Рис. 3. Инструкция по работе чат-бота

Рис. 2. Приветствие чат-бота

Рис. 4. Оценка самочувствия утром

Одно из преимуществ чат-бота — это возможность сохранять данные, использовать их для дальнейшей обработки и интерпретации.

В заключение следует подчеркнуть, что суммарно большое количество дней персонал проводит на работе при плохом психологическом или физическом самочувствии. Это в свою очередь пагубно влияет на экономические показатели предприятия. На основе обобщения зарубежных и российских исследований феномена презентеизма обозначены дальнейшие направления представленного в статье исследования. Разработан инструмент для оценки самочувствия сотрудника на рабочем месте, который позволяет проводить скриннинговую оценку по изменению самочувствия персонала на протяжении дня в течение определен-

MTSRUS л ?.@СО R1& 76% №10:46 MIS RUS .,

мс Мониторинг самочув... . j

бот

Мониторинг самочув...

бот

ñ т

Благодарим за ответ!

Для начала вечерней оценки

самочувствия, просто нажмите /

start -fc 10:451

/start 10;46v4/

Благодарим за ответ!

Для начала вечерней оценки

самочувствия, просто нажмите /

start -ь 10:45 J

/start югдб^

Добрый день! Это Чат-бот, разработанный для мониторинга изменения самочувствия сотрудников на рабочем месте. Чтобы ознакомиться с инструкцией, кликните на кнопку "Инструкция" ниже, чтобы перейти к опросу, кликните на кнопку "Начать" ^

Добрый день! Это Чат-бот, разработанный для мониторинга изменения самочувствия сотрудников на рабочем месте. Чтобы ознакомиться с инструкцией, кликните на кнопку "Инструкция" ниже, чтобы перейти к опросу, кликните на кнопку "Начать"

Начать

Выберите время, когда Вы производите оценку Вашего самочувствия

(Т^ (зообщени

в

(сообщение

Инструкция

о

Утро Вечер

О □

Рис. 5. Завершение оценки самочувствия утром и переход к оценке самочувствия вечером

<- МС МонитоРингсамочУв- :

бот *

Выберите фактор, который повлиял на изменение Вашего самочувствия

_10:46 J

личное т

Благодарим за ответ!

Для начала утренней оценки

самочувствия, просто нажмите /

I start На__ш4бИ

Сообщение @ (о)

сГ| @ 0 О & О -

X А Я ®

1234567890

[% Iх I ~ 11 |[|]I«W<WT1

ЙЦУКЕНГШЩЗХЪ

# & • ♦ г. 1 " (1 ' > гт

Ы в A П p 0 л Д Ж

p Г/1 - $

я 4 С M и т ь Б ю

123 (Q)

Русский

О

т

Рис. 7. Завершение оценки самочувствия вечером

MTS RUS .л Ч @ « О III S 76%* } 10:46 MTS RUS j) 9,04(1 1а$76%ИИ0:4б

Мониторингсамочув.. бот Мониторинг самочув. . . бот "

па рвов-гстл Чтобы ознакомиться с инструкцией, кликните на кнопку "Инструкция" Оцените Ваше самочувствие в данный момент

ниже, чтобы перейти к опросу, кликните на кнопку "Начать"

Начать 1046v^

Выберите время, когда Вы производите оценку Вашего самочувствия

Вечер

Оцените Ваше самочувствие в данный момент

• •

Выберите фактор, который повлиял на изменение Вашего самочувствия

0 Сообщение

©

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

& Сообщение

э

начальство ■■ коллеги £

персонал О

технологические факторы (духота в кабинете, сквозняк, сломанный стул и

Назад

Рис. 6. Оценка самочувствия вечером и выбор фактора влияния

ного периода. Аккумулирование и анализ информации на основе проведенной самооценки респондентов об изменениях физического и психологического самочувствия в чат-боте позволит сформировать представление о масштабах презентеизма на предприятии и разработать управленческие механизмы.

литература

1. Карпович Ю.В., Лепихина Т.Л. Модель управления здоровьем работников промышленных предприятий Пермского края // Актуальные проблемы экономики управления в современном обществе: сб. ст. IV ежегод. всерос.

с междунар. участием науч.-практ. конф., г. Пермь, 28 окт. 2010 г. — Пермь: Перм. ин-т экономики и финансов, 2010. — Вып. 4. — С. 311-314.

2. Лисовская А.Ю. Отсутствие присутствия: о необходимости исследования феномена презентеизма // Организационная психология. — 2016. — Т 6. — № 4. — С. 53-64.

3. Мельцер А.В., Чащин В.П., Лахгайн Б., Ерастова Н.В., Ко-пылкова А.С. Здоровье работников: вопросы абсентеизма и презентеизма (обзор литературы) // Профил. и клин. мед. — 2018. — № 2 (67). — С. 5-12.

4. Федорова А.Э. Трансформация трудовых отношений: факторы социального загрязнения: коллективная монография / под редакцией А.Э. Федоровой. — Екатеринбург: ЮНИКА, 2019. — 178 с.

5. Федорова А.Э., Морохов Н.Д. Здоровье и благополучие на рабочем месте: результаты скрининга на основе самооценки работников предприятия // Вестник Омского университета. — 2019. — Т. 17. — № 3. — С. 125-134.

6. Aronsson G., Gustafsson K., Dallner M. Sick but yet at work. An empirical study of sickness presenteeism. J. Epidemiol Community Health. 2000 Jul; 54(7): 502-509

7. Diener E., Seligman M.E.P. Beyond money. Toward an economy of well-Being. Psychological Science in the Public Interest. 2004. № 5 (1). рр. 1-31.

8. Goleman D. Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ. Bantam Books, 1996.

9. Gosselin E., Lemyre L., Corneil W. Presenteeism and absenteeism: differentiated understanding of related phenomena. J. Occup. Health Psychol. 2013 Jan;18(1): 75-86.

10. Health, absence, disability and presenteeism cost estimates of certain physical and mental health conditions affecting U.S. employers / R. Goetzel et al. Journal of Occupational and Environmental Medicine. — 2004. — № 46 (4). — Р. 398-412.

11. Palmer S. Occupational stress. The Health and Safety Practitioner. 2009. № 7(8). рр. 16-18.

12. Palmer S., Cooper C., Thomas K. Model of organisational stress for use within an occupational health education/promotion or wellbeing programme. Health and Safety Executive. 2003. pp. 31-40.

13. Stewart W, Matousek D., Verdon C. The American Productivity Audit and the Campaign for Work and Health. Journal of Occupational and Environmental Medicine. — 2003. — № 45 (12). Pp .1234-1246.

references

1. Karpovich Yu.V., Lepikhina TP. Model' upravleniya zdorov'em rabotnikov promyshlennykh predpriyatii Permskogo kraya [Health management model for workers of industrial enterprises of the Perm Krai]. Aktual'nye problemy ekonomiki upravleniya v sovremennom obshchestve [Actual problems of management economics in modern society]. Perm, Perm Institute of Economics and Finance Publ., 2010, I. 4, pp. 311-314.

2. Lisovskaya A.Y. Otsutstvie prisutstviya: o neobkhodimosti issle-dovaniya fenomena prezenteizma [Lack of presence: on the need to study the phenomenon of presenteeism]. Organizatsionnaya psi-khologiya [Organizational psychology]. 2016, I. 6, (4), pp. 53-64.

3. Mel'tser A.V., Chashchin V.P., Lakhgain B., Erastova N.V., Kopylkova A.S. Zdorov'e rabotnikov: voprosy absenteizma i prezenteizma (obzor literatury) [Employee health: issues of absenteeism and presenteeism]. Profilakticheskaya i klini-cheskaya meditsina [Preventive and clinical medicine]. 2018, I. 2 (67), pp. 5-12.

4. Fedorova A.E. Transformatsiya trudovykh otnosheniy: faktory sotsial'nogo zagryazneniya [Transformation of labor relations: factors of social pollution]. Yekaterinburg: YUNIKA Publ., 2019. 178 p.

5. Fedorova A.E., Morokhov N.D. Zdorov'e i blagopolechie na rabochem meste: rezul'taty skrininga na osnove samoot-

senki rabotnikov predpriyatiya [Health and Wellness in the Workplace: Screening Results Based on the Self-Assessment of Workers in the Enterprise]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Ekonomika» [Omsk University Bulletin. Series "Economics"]. 2019, I. 17 (3), pp. 125-134.

6. Aronsson G., Gustafsson K., Dallner M. Sick but yet at work. An empirical study of sickness presenteeism. J Epidemiol Community Health. 2000 Jul; 54(7), pp. 502-509.

7. Diener E., Seligman M.E.P. Beyond money. Toward an economy of well-Being. Psychological Science in the Public Interest. 2004. I. 5 (1), pp. 1-31.

8. Goleman D. Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ. Bantam Books, 1996.

9. Gosselin E., Lemyre L., Corneil W. Presenteeism and absenteeism: differentiated understanding of related phenomena. J Occup Health Psychol. 2013, 18(1). pp. 75-86.

10. Health, absence, disability and presenteeism cost estimates of certain physical and mental health conditions affecting U.S. employers / R. Goetzel et al. Journal of Occupational and Environmental Medicine. 2004, I. 46 (4). pp. 398-412.

11. Palmer S. Occupational stress. The Health and Safety Practitioner. 2009. I. 7(8). pp. 16-18.

12. Palmer S., Cooper C., Thomas K. Model of organisational stress for use within an occupational health education/promotion or wellbeing programme. Health and Safety Executive. 2003. pp. 31-40.

13. Stewart W, Matousek D., Verdon C. The American Productivity Audit and the Campaign for Work and Health. Journal of Occupational and Environmental Medicine. — 2003. — I. 45 (12). pp. 1234-1246.

Нивел П., Ламорт Б.

цели и ключевые результаты. полное руководство по внедрению okr

М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021,256 с.

С этой книгой OKR — система постановки целей и оценки ключевых результатов — станет для вашей компании ключевым ресурсом, обеспечивающим устойчивый рост.

OKR помогает сотрудникам работать вместе и концентрировать усилия, чтобы обеспечивать своей компании рост и развитие. С помощью ключевых результатов вы раскроете, как выглядит достигнутая цель. А посылы типа «делай лучше» или «старайся больше» трансформируете в четкие измеримые маркеры. OKR — это универсальный инструмент для компаний, которые хотят добиваться качественных целей и делать так, чтобы каждая команда видела результаты своих усилий.

Эту книгу Пол Нивен и Бен Ламорт написали, чтобы заполнить пропасть между теорией и практикой. Они обстоятельно рассказывают, что такое OKR и как они возникли, почему они обеспечивают гибкость в бизнес-среде и каким именно образом следует внедрять их в вашей компании. Вы узнаете, как мировые лидеры используют OKR каждый день, чтобы помочь командам и сотрудникам расширить свое видение, прокачать мышцы целеполагания и достичь результатов, соответствующих их потенциалу.

Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э.

эмоциональное лидерство. искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта

М.: Альпина Паблишер, 2020, 304 с.

О том, что эмоции лидеров обладают заразительной силой. Когда лидер излучает энергию и энтузиазм, предприятие процветает; если сеет разрушение и дисгармонию — бизнес идет ко дну. Используя данные многолетних наблюдений за компаниями мирового уровня, авторы показывают, что «эмоциональные лидеры» — будь то управляющие, менеджеры или политики — отличаются не только профессиональным мастерством и проницательностью, но и умением налаживать контакты с людьми: вдохновлять, воодушевлять, пробуждать азарт, поддерживать высокую мотивацию и преданность делу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.