Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ АВТОТРАНСПОРТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ РАЗМЕРА САНИТАРНОГО РАЗРЫВА'

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ АВТОТРАНСПОРТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ РАЗМЕРА САНИТАРНОГО РАЗРЫВА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
25
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Ключевые слова
автодороги / санитарно-защитные зоны / highways / control areas

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — О В. Бударина, З Ф. Сабирова, Н Н. Заброда, З В. Шипулина, А В. Ульянова

В работе представлены результаты оценки соответствия строительства, реконструкции и эксплуатации автомагистралей нормативам с позиции установления размера санитарного разрыва при проведении экспертизы проектных материалов на примере Кольцевой автомобильной дороги (КАД) вокруг Санкт-Петербурга, Западного скоростного диаметра, Е-18 "Скандинавия", трассы высокоскоростной линии нового вида надземного пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF PHYSICAL EXPOSURES OF MOTOR TRANSPORT DURING HYGIENIC EXAMINATION OF DESIGN MATERIALS TO ESTABLISH THE SIZE OF A SANITARY BREAK

The paper presents the results of assessing the conformity of building, reconstruction, and highway maintenance with the standards, by establishing the size of a sanitary break during examination of design materials in case of the Saint Petersburg ring road, the West high-speed diameter, E-18 Scandinavia, surface high-speed line passenger railway routes in Saint Petersburg, etc.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ АВТОТРАНСПОРТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ РАЗМЕРА САНИТАРНОГО РАЗРЫВА»

[игиена и санитария 5/2009

лены структурными изменениями супрамолеку-лярных образований структурированной фазы воды (полиморфные льды), вызванными квантовой переконденсацией закрепленных электромагнитных вихрей на парамагнитные центры вновь образуемой структуры.

Исходя из вышеизложенного, гигиеническая значимость полученных закономерностей заключается в том, что при изменении температурных условий хранения воды происходит перестройка ее супрамолекулярной структуры, в процессе которой ее биологическая ценность изменяется в ту или иную сторону в зависимости от исходного состояния воды. При этом стабильность ее структурно-энергетического состояния сохраняется в пределах

узких интервалов температуры вне температурных

точек фазовых переходов структурированной воды.

Л итература

1. Гагарин С. Г. // Журн. физ. химии. - 1983. - Т. 57, № 9. - С. 2622.

2. Гайдук В. И., Емец Б. Г. // Вест. Харьков, ун-та. — 1978. - № 163. - С. 35-97.

3. Камбурова В. С. Гигиеническая оценка термических способов обработки питьевой воды по влиянию ее на иммунный статус организма: Автореф. дис. ... канд. мед. наук М., 1990.

4. Кочнев И. Н., Винниченко М. Б., Смирнова Л. В. // Молекулярная физика и биофизика водных систем. - Л., 1986. - Вып. 6. - С. 42-52.

Поступила 11.01.09

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2009 УДК 614.7:656.13

О. В. Бударина', 3. Ф. Сабирова2, H. Н. Заброда3, 3. В. Шипулина4, А. В. Ульянова5

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ АВТОТРАНСПОРТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ РАЗМЕРА САНИТАРНОГО РАЗРЫВА

'Ст. науч. сотр., канд. мед. наук, ГУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН, Москва (т. (499) 246-92-10); !вед. науч. сотр., доктор мед. наук, проф., ГУ НИИ ЭЧ и ГОС им. А. Н. Сысина РАМН, (т. (499) 246-92-10); 'канд. мед. наук, доцент кафедры обшей гигиены Курского государственного медицинского университета (т. 8-960-687-38-39); Vr. науч. сотр. ГУ НИИ ЭЧ и ГОС им. А. Н. Сысина РАМН (т. (499) 246-92-10); 5мл. науч. сотр. ГУ НИИ ЭЧ и ГОС им. А. Н. Сысина РАМН (т. (499) 246-92-10)

В работе представлены результаты оценки соответствия строительства, реконструкции и эксплуатации автомагистралей нормативам с позиции установления размера санитарного разрыва при проведении экспертизы проектных материалов на примере Кольцевой автомобильной дороги (КАД) вокруг Санкт-Петербурга, Западного скоростного диаметра, Е-18 "Скандинавия", трассы высокоскоростной линии нового вида надземного пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге и др.

Ключевые слова: автодороги, санитарно-защитные зоны

О. V. Budarina, Z. F. Sabirova, N. N. Zabroda, Z. V. Shipulina, A. V. Ulyanova. - EVALUATION OF PHYSICAL EXPOSURES OF MOTOR TRANSPORT DURING HYGIENIC EXAMINATION OF DESIGN MATERIALS TO ESTABLISH THE SIZE OF A SANITARY BREAK

The paper presents the results of assessing the conformity of building, reconstruction, and highway maintenance with the standards, by establishing the size of a sanitary break during examination of design materials in case of the Saint Petersburg ring road, the West high-speed diameter, E-18 Scandinavia, surface high-speed line passenger railway routes in Saint Petersburg, etc.

Key words: highways, control areas.

Строительство развитой сети автомагистралей в современных условиях, особенно в крупных городах, с одной стороны, является фактором оптимизации условий проживания населения, с другой — влияет на экологическое состояние населенных пунктов.

В соответствии с Законами "Об охране атмосферного воздуха", "О санитарно-эпидемиологиче-ском благополучии населения" здоровье населения является стратегической целью государственной системы управления качеством атмосферного воздуха Российской Федерации, к основным элементам нормативно-правовой базы которой относятся: гигиенические нормативы химических и физических факторов, контроль и оценка состояния окружающей среды; меры предупреждения неблагоприятных воздействий различных факторов: химической, физической, биологической природы на стадии проектирования, строительства и эксплуата-

ции объектов с учетом класса опасности предприятий, организации санитарно-защитной зоны (на ее границе и далее концентрации загрязняющих веществ в воздухе и уровни шума, вибрации, электромагнитного излучения (ЭМИ), инфразвука не должны превышать значений гигиенических нормативов, установленных для условий населенных мест) [3, 4].

Автомагистрали — источники не только химического, но и мощного шумового загрязнения атмосферы. Превышение уровней шума и других физических факторов может негативно воздействовать на состояние здоровья населения, проживающего в ближайших к трассе жилых домах. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила акустический шум как "...звук, оцениваемый негативно и наносящий вред здоровью". При этом в зависимости от уровня звук способен вызывать в организме человека различные реакции: от ощуще-

ния легкого дискомфорта до необратимых изменений вследствие продолжительного и регулярного воздействия. Как отмечают Э. И. Денисов и П. В. Чесалин [I], в условиях акустического дискомфорта (> 40 дБ А) проживает 1/2 городского населения, при этом на 1/3 территории России уровни шума превышают гигиенические нормы (ПДУ). Неблагоприятные в санитарно-эпидемиологическим отношении территории по физическим факторам распределяются следующим образом: шум 83%, электромагнитные поля (ЭМП) 15%, вибрация 2%.

Цель настоящей работы — гигиеническая оценка автомагистралей как источников физических воздействий на окружающую среду и здоровье населения с позиции соответствия их требованиям санитарного законодательства.

Согласно п. 2.6. СанПин 2.2.1./2.1.1-1200-03 "...для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, ... устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее это воздействие до значений гигиенических нормативов (санитарные разрывы)". Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шум, вибрация, ЭМП и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений [5].

Работа выполнена на основе данных экспертной оценки проектных материалов вновь строящихся, реконструируемых и действующих автомагистралей: Кольцевой автомобильной дороги (КАД) вокруг Санкт-Петербурга, Западного скоростного диаметра, Е-18 "Скандинавия", трассы высокоскоростной линии нового вида надземного пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге и др. Установлено, что среди всех факторов, воздействующих на население, акустическая нагрузка является определяющим аргументом в период строительства и последующей эксплуатации автомагистрали при установлении оптимального размера санитарных разрывов, безопасных для населения, проживающего вблизи трасс.

При проектировании автомагистралей уровень шума рассчитывают с учетом таких характеристик, как количество транспортных средств, структура транспортных потоков, их скорость, количество светофоров и др. К примеру, на одном из участков КАД состав движения по типам автомобилей распределяется следующим образом: 60% — легковые инжекторные, 10% — легковые дизельные, 10% — грузовые инжекторные до 3 т, 1% — автобусы карбюраторные, 8% — грузовые дизельные, 1% — автобусы дизельные, 10% — грузовые газобаллонные. Расчет проводят как для существующего положения, так и на перспективу развития автомобильного парка.

В современных градостроительных условиях прокладку автомагистралей планируют по густонаселенным районам городов и населенных пунктов. При этом интенсивность автотранспортных потоков может быть различной и составлять от 160 до 8500 авт/час. В связи с этим расчетные уровни шума могут превышать предельно допустимые уровни, определяемые в СН 2.2.4/2.1.8.562—96 "Шум на

рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки". Согласно нормам [8] эквивалентные уровни звука для шума, создаваемого на территории, непосредственно прилегающей к жилым домам, средствами автомобильного транспорта, принимаются равными 65 дБ А днем (с 7 до 23 ч,) и 55 дБ А ночью (с 23 до 7 ч) внутри жилых помещений — 40 дБ А в дневное и 30 дБ А в ночное время.

Так, эквивалентный уровень шума ночью у ближайшей жилой застройки основного хода КАД (участок автомобильной дороги "Нарва" до пос. Бронка) и развязок варьировался от 40 до 66 дБ А. Для достижения нормативных значений по шуму на проектируемом участке вдоль его хода и развязок была предусмотрена организация полосы зеленых насаждений и установка экрана высотой 4— 7 м общей протяженностью 9990 м (43 360 м2) на первой очереди строительства; дополнительно 2020 м (10 330 м2) к окончанию строительства, озеленение протяженностью 5350 м. В результате проведения шумозащитных мероприятии (озеленение и установка шумозащитных экранов), уровни шума на территориях, прилегающих к жилым зданиям, расположенным на расстоянии 45—50 м от трассы КАД и развязок снизятся до 34—45 дБ А в ночное время. Уровень шума внутри помещения определяют, исходя из уровня шума на фасаде здания и звукоизоляции оконного заполнения, которая при условии обеспечения нормативного воздухообмена при открытой форточке или фрамуге фактически равна 15 дБ А [7]. Таким образом, при достижении нормативного уровня на территории, непосредственно прилегающей к зданию, уровень шума в помещении оказался на 15 дБ А меньше уровня шума на фасаде здания и достиг нормативного значения внутри жилых помещений (30 дБ А для ночного времени).

Для защиты территории жилой застройки и жилых помещений от транспортного шума необходимо предусматривать шумозащитные мероприятия, в том числе установку акустических экранов (АЭ) высотой от 3 до 5 м (эффективность снижения уровня шума до 15 дБ А), остекление фасадных, торцевых и внутридворных элементов жилых домов (эффективность 36—40 дБ А), установку шу-мозащитного остекления зданий в виде стеклопа-кетов с пассивным проветриванием типа "Аэромат" с эффективностью звукоизоляции до 40 дБ А, использование новых материалов и технологий, устройство полос зеленых насаждений вдоль основного хода автодорог и съездов развязок. Указанные мероприятия позволяют снизить шумовое воздействие на зону жилой застройки на 10—20%. Эффективность снижения шума указанными средствами должно обеспечивать соблюдение уровней гигиенических нормативов согласно СН 2.2.4/2.1.8.562— 96 [8]. Так, например, расчеты прогнозируемого уровня акустической нагрузки на 2010 г. и на перспективу (2025 г.) в зоне подключения III—VI района Морского порта Санкт-Петербурга к южному участку Западного скоростного диаметра показали, что для достижения нормативных параметров по уровню шума для селитебных территорий требуемое снижение шума составит на различных участ-

гиена и санитария 5/2009

ках от 14 до 24 дБ А в дневное и 24—34 дБ А в ночное время.

При строительстве объездной дороги (КАД) в Санкт-Петербурге был выбран вариант ее перемещения как можно ближе к центру города, при этом транспортная нагрузка с существующей внутригородской сети магистралей снизится на 30%.

Для минимизации шумового воздействия в период строительства второй очереди кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга (участок от автомобильной дороги "Нарва" до пос. Бронка), применяют противошумные экраны, навесы и палатки для изоляции локальных источников шума, звукоизоляция двигателей машин с помощью защитных кожухов и капотов и др., исключение работы техники на холостом ходу, а также ограничение и запрет производства работ в ночное время, либо применение щадящей технологии.

Для обеспечения нормативного уровня шума внутри жилой застройки (Западный участок скоростного диаметра) в период строительства предусмотрено шумозащитное остекление домов, общей площадью остекления 3690 м2 с эффективностью звукоизоляции 32 дБ А, а также ограждение стройплощадки до начала производства строительных работ бетонным забором, обеспечивающим экранирование шума на уровне 6—7 дБ А.

Оценка воздействия инфразвука на трассе автомобильной дороги Е-18 "Скандинавия", поданным натурных измерений при максимальной интенсивности движения транспортных средств, показала, что уже на расстоянии 15 м уровни инфразвука достигают нормативных значений (90 дБ А).

Измерение уровней вибрации при интенсивности транспортного потока, максимально приближенной к проектируемым показателям, на трассе дороги Е-18 "Скандинавия" показало, что значения виброускорений в среднегеометрических частотах полос 2—63 Гц на расстоянии 30 м составляют 50,0—59,2 дБ А, т. е. не превышают установленных предельно допустимых значений для ночного времени (62—83 дБ А).

На трассе нового вида надземного пассажирского транспорта "Надземный экспресс" для снижения вибрационного воздействия прохождения составов предусмотрена укладка упругого виброгасящего элемента — прокладки из материала БуЬтег фирмы "Се1гпег" (Австрия), что позволит снизить уровень вибрации до 25 дБ А, т. е. величин, не превышающих ПДУ.

В соответствии с современными требованиями на трассе автодорог необходимо высаживать шумо-защитные зеленые насаждения с предпочтительным использованием вечнозеленых хвойных пород

(ель) шахматной посадки с двухъярусным кустарником (терн белый, клен татарский, акация желтая, жимолость) [6].

С целью оценки воздействия проектируемых трасс на окружающую среду при строительстве и эксплуатации объекта разрабатывается программа экологического мониторинга, предусматривающая измерение эквивалентных уровней у фасадов ближайшей жилой застройки и в помещениях жилых зданий в период эксплуатации дорог в соответствии с МУК 4.3.2194-07 [2].

Для безопасности воздействий шума на здоровье населения может быть рекомендована методика оценки риска для здоровья от воздействия шума, основанная на модели индивидуальных порогов действия (нормально-вероятностное распределение частоты эффектов) [9].

Таким образом, шумозащитные мероприятия, проводимые при строительстве, реконструкции и эксплуатации автодорог, позволяют обеспечить соблюдение требований нормативных документов по шуму на селитебной территории и в помещениях.

Литература

1. Денисов Э. И., Чесапин П. В. // Современные проблемы города, методология и пути решения. — М.,

2006. - С. 94-95.

2. Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях: Метод, указания. МУК 4.3.2194—07. — М.,

2007.

3. Пинигин М. А. // Экология производств. — 2006. — № 7. - С. 15-19.

4. Пинигин М. А. // Здоровье здорового человека. Научные основы восстановительной медицины. — М., 2007. - Гл. 26. - С. 284-289.

5. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200—03. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. (Новая редакция). — М., 2008.

6. СНиП П-12—77. Строительные нормы и правила. Ч. II: Нормы проектирования. Защита от шума. — М., 1977.

7. СНиП 23-03—2003. Строительные нормы и правила. Защита от шума. — М., 2003.

8. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562—96, ГСЭН РФ, Федеральные санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы. — М., 1997.

9. Щербо А. П., Киселев А. В., Мельцер А. В., Мякише-ва С. Н. // Методологические проблемы изучения, оценки и регламентирования физических факторов в гигиене окружающей среды. — М., 2008. — С. 268-270.

Поступила 12.04.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.