Игнатова Т.В.,
д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономической теории и предпринимательства, Южно-Российский институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
E-mail: [email protected] Добаев А. И.,
к.э.н., эксперт Центра региональных исследований, Институт социологии и реги-оноведения ФГАУВО «Южный федеральный университет» E-mail: [email protected]
ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЕ «ХАВАЛА» В КОНТЕКСТЕ
ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В настоящей статье авторами на основании изученного мирового опыта предлагается классификация систем переводов денег и ценностей (СПДЦ), рассматривается место системы «хавала», дается превентивная оценка связи системы «хавала» с финансированием терроризма, обобщаются финансово-экономические угрозы национальной безопасности, характерные для системы «хавала».
Ключевые слова: системы переводов денег или ценностей, услуги по переводу денег или ценностей, неформальные системы перевода денег, неформальные системы перевода денежных средств, система «хавала», экономическая безопасность, финансовая безопасность
Ignatova T. V., Dobaev A.I.
ASSESSMENT OF FINANACIAL
TRANSACTIONS THROUGH INTERNATIONAL HAVALA SYSTEM IN THE CONTEXT OF PREVENTING THE THREATS TO NATIONAL SECURITY
In this article the author on the basis of international experience suggests classifica-
tion of transactions carried out by the money or value transfer systems (MVTS), the author studies the role of Hawala system, the preventive assessment of the connection of the Ha-wala system with the terrorism financing is given, and threats to national security caused by Hawala system are summarized.
Keywords: money or value transfer systems, money or value transfer service, informal money transfer systems, informal funds transfer systems, hawala system, payment instruments of hawala system, economic security, national security.
Система «хавала» является одним из видов систем переводов денег и ценностей (далее СПДЦ), имеющая устойчивые исторические, этнические, культурные и религиозные связи со странами Ближнего и Среднего Востока (прежде всего, Афганистаном, Пакистаном, Ираном, Ираком, Саудовской Аравией, и ОАЭ). Система «хавала», как и большинство других СПДЦ, с момента своего образования и на протяжения многих веков обслуживала торговые взаимоотношения (в т.ч. внешнеторговые), создавая условия для своевременных и безопасных взаимных расчетов. В основе функционирования системы «хавала» лежит принцип компенсирующего сальдо, который заключается в переводе денег от отправителя из страны «А» («ОА») или в переводе денег в качестве оплаты за оказанные услуги от другого отправителя из страны «Б» («ОБ»). «Хаваладар» из страны «А» («ХА») получает деньги в одной валюте от «ОА» и в ответ «ХА» дает «ОА» пароль. «ХА» оповещает контрагента («ха-валадара») в стране «Б» («ХБ»), чтобы «ХБ» передал соответствующую сумму в местной валюте получателю («ПБ»), который должен назвать пароль, чтобы забрать деньги. После завершения перевода начинается стадия уравнивания взаимных обязательств между «хаваладарами» [1].
Значительное воздействие на систему «хавала» в XX-XXI вв. оказал технический прогресс и появление сети Интернет, что привело к формированию современной модернизированной модели осуществления переводов посредством системы «ха-
вала». В рамках этой модели операторы системы «хавала» (далее - «хаваладары») используют банки и современные платежные системы, основанные на сети Интернет. Именно это обстоятельство расширило возможности «хаваладаров» и обеспечило их разнообразным платежным инструментарием, что позволяет реализовы-вать сложные экономические схемы уравнивания образовавшихся взаимных обязательств в географически отдаленных друг от друга странах [2-4].
Для ранее перечисленных стран, где активно работают «хаваладары», характерна высокая террористическая активность. В этой связи в целом ряде научных исследований, выступлений руководителей и статей в авторитетных международных изданиях в последние десятилетия (особенно, после терактов в США в 11.09.2001 г.) констатировалось использование системы «хавала» в преступной деятельности [5]: финансировании терроризма; легализации преступных доходов; уходе от валютного и налогового контроля; иных видах теневой экономики, таких как наркобизнес, контрабанда (драгоценных камней, драгоценных металлов), торговля оружием и др.
В 2002 г. специалистами ООН объем ежегодно переводимых денежных средств посредством системы «хавала» оценивался в 200 млрд. долл. США [6]. Принимая во внимание затраты на проведение теракта во Всемирном торговом центре в США, которые, по экспертным оценкам, достигли 500 тыс. долл. США (то есть около 0,00025% от суммы денежных средств, переведенных в 2002 г. посредством системы «хавала»), и установленные в ходе расследования (они отражены в итоговом документе «The 9/11 Commission Report» [7]) факты использования членами «Аль-Каиды» и их деловыми связями системы «хавала» на подготовительном этапе, версия о циркуляции в системе «хавала» существенной доли грязных денежных средств нашла широкую поддержку среди ученых и практиков.
В этой связи видится целесообразным рассмотреть систему «хавала» в кри-
минологическом плане c позиций угроз национальной безопасности. Необходимо отметить, что в ряде исследований российских ученых констатируется использование системы «хавала» в преступной деятельности, однако не дается ее криминологическая классификация [8]. Представляется, что точная криминологическая классификация системы «хавала» позволит должным образом выстроить комплекс мер, направленных на предотвращение использования возможностей системы в преступной деятельности [9]. Следует констатировать, что наиболее точную классификацию системы «хавала», имеющую наибольшее практическое значение, предложили эксперты ФАТФ [10], которые выделяют следующие ее виды:
1. Традиционный (англ. - Pure Traditional) - «хаваладар» обслуживает законные потребности, циркулирующие в системе деньги преимущественно легального происхождения;
2. Трансформирующийся, гибридный (англ. - Hybrid traditional) - иногда не совсем законная, поскольку «хаваладар» может участвовать в противоправной деятельности неумышленно;
3. Преступный (англ. - Criminal) -«хаваладар» сознательно выступает в роли организатора преступного канала (финансирования террористических группировок; легализации преступных доходов; незаконного вывода денежных средств из страны) или соучастника, оказывая вышеуказанные услуги преступникам.
Кроме того заслуживает внимания и позиция профессора криминологии Северо-Восточного университета США (Northeastern University) Н. Пассаса, эксперта в области СПДЦ, который проводит параллели между моделями системы «хавала» и их использованием в преступной деятельности [11]. Так, он выделяет:
- Неофициальные системы перевода денежных средств (англ. - Informal Funds Transfer Systems, НСПДС) - традиционные («древние») системы, которые тесно переплетены с культурными особенностями определенной этнической группы. Операторы НСПДС приспособились к новым ре-
алиям и возможностям, что привело к диверсификации платежных инструментов и экономических схем, но фактически сам механизм не изменился. Автор допускает, что «хаваладары», осуществляющие операции преимущественно в рамках традиционной модели системы «хавала», могут переводить грязные деньги / ценности, или осуществлять финансовые операции в преступных интересах, однако их объем незначителен.
- Неофициальные методы перевода ценностей (англ. - Informal Value Transfer Methods, НМПЦ) получили мощный толчок к развитию, благодаря возникновению и развитию сети Интернет, передовых технологий и развитию процессов глобализации, а также окончанию «холодной войны». Здесь исследователь предполагает, что «хаваладары», осуществляющие операции в рамках современной модели системы «хавала» (в больших объемах чем в рамках традиционной модели), могут вероятнее более переводить грязные деньги/ценности, или осуществлять финансовые операции в преступных интересах.
- Область пересечения НСПДС и НМПЦ. Н. Пассас считает, что в рамках цепочки переводов (межгосударственной, межрегиональной) могут быть задействованы «хаваладары», осуществляющие операции как в рамках традиционной модели системы «хавала», так и в рамках современной, «хаваладары» также могут переводить грязные деньги/ценности или осуществлять финансовые операции в преступных интересах. Исследователь также подразумевает, что выделенная им область пересечения НСПДС и НМПЦ является достаточно сложной одновременно в нескольких ракурсах. Во-первых, направление движения в рамках этой области может идти как от развитых стран в сторону развивающихся, так и наоборот. Во-вторых, в рамках цепочек переводов может использоваться самый разнообразный платежный инструментарий [12]. В-третьих, схемы уравнивания взаимных обязательств между «хаваладарами» могут быть самыми разнообразными, хотя изначальный умысел операторов - преступный. Таким обра-
зом, в рамках пересечения НСПДС и НМПЦ не существует четких финансово-экономических ограничений, что необходимо учитывать при регулировании системы «хавала».
По мнению Н. Пассаса, наибольшую угрозу безопасности государств представляет область пересечения НСПДС и НМПЦ, а также НМПЦ. Это связано с высокой экономической эффективностью и большими имеющимися возможностями для перевода операторами денежных средств в крупном и особо крупном размере, в том числе преступного происхождения.
Существуют и более простые криминологические классификации системы «хавала», предлагаемые другими авторитетными исследователями. Так, П. Джост и Х. Сандху [13] разделяют систему «хавала» на:
1. «Белую систему «хавала»» (англ. -White Hawala), в рамках которой циркулируют деньги легального происхождения.
2. «Черную систему «хавала»» (англ. -Black Hawala), посредством которой переводятся деньги нелегального происхождения, что представляет угрозу безопасности.
Ввиду важности рассматриваемого аспекта необходимо детальнее рассмотреть криминологическую классификацию,
предложенную экспертами ФАТФ. Так, традиционный (англ. - Pure Traditional) вид системы «хавала» распространен в странах Южной Азии и Среднего Востока. Ведь под «хавалой» подразумевают именно систему «хавала» в традиционном понимании (традиционную модель) - ту, которую уже очень давно используют в торговле на больших расстояниях. Традиционная система «хавала» функционирует уже много веков в экономиках стран указанного региона, где ее не регулируют и где до сих в некоторых странах она используется для финансирования торговли и для осуществления переводов денег. В отдельных странах ее регулируют, но преимущественно она функционирует автономно.
Заказчиками операций выступают малообеспеченные слои населения - мигранты определенных этнических групп, которые осуществляют трудовую деятель-
ность в других странах. Например, переводы посредством «традиционного» вида системы «хавала» широко распространены в ОАЭ, так как там осуществляют трудовую деятельность значительное количество трудовых мигрантов из других азиатских стран (Индии, Пакистана и др.).
Традиционный вид системы «хавала» востребован среди мигрантов определенных этнических групп по следующим причинам: наличия этнических, земляческих и даже семейственных связей с «хавалада-рами», что повышает доверие к ним; затрудненного доступа (для отправителей и получателей) к официальным банковским учреждениям.
В своем большинстве операторы традиционного вида системы «хавала» приспособились к новым реалиям и возможностям, что в результате привело к диверсификации и к усложнению используемых ими платежных инструментов и экономических схем, хотя фактически сам механизм не изменился.
Операторы традиционного вида системы «хавала» переводят деньги легального происхождения, оказывают востребованные услуги по переводу денег и по финансированию торговли малообеспеченным клиентам, преимущественно законопослушным. Традиционный вид системы «хавала» достаточно регулируется и в развитых странах Запада, и в богатых государствах - членах «Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива» (далее - ССАГПЗ).
Из-за того, что операторами традиционного вида системы «хавала» деньги переводятся в небольшом размере в силу невысокой платежеспособности заказчиков, традиционный вид системы «хавала» представляет относительно невысокую угрозу безопасности в плане возможной легализации преступных доходов и финансирования терроризма. В то же время недостаточный уровень регулирования этого вида системы «хавала» все же может представлять определенные риски.
«Хаваладары» трансформирующегося вида (англ. - Hybrid traditional) системы «хавала» отличаются от уже рассмот-
ренного вида тем, что могут умышленно или неумышленно быть вовлечены в переводы денег незаконного происхождения через границы.
Назначение рассматриваемого вида заключается не в том, чтобы переводить деньги преступного происхождения. Однако возможны факты смешивания располагаемых «хаваладаром» денег законного и незаконного происхождения, полученных в результате совершения экономических преступлений (перевод денег, образующихся в результате ухода от уплаты налогов, или в целях обхода действующего в стране валютного режима, а также, возможно, существующих санкций).
Операторы этого вида системы «хавала» не являются членами организованных преступных группировок или сообществ. В своей деятельности они используют те инструменты и схемы уравнивания взаимных обязательств и обеспечения переводов, что и операторы традиционного вида. Этот вид системы «хавала» развивается там, где есть неудовлетворенный спрос на переводы, где операторы этого вида системы «хавала» могут взаимодействовать с другими операторами СПДЦ.
По мнению Н.Пассаса, для проводимых в рамках трансформирующегося вида системы «хавала» операций характерно то, что они [11]:
- происходят в официальной финансовой системе, но при этом почти не оставляют следов в ней;
- не требуют наличия широко разветвленной сети людей, вовлеченных в деятельность, связанную с ее осуществлением (большинство операций могут быть осуществлены группой из нескольких лиц как единовременно, так и постоянно);
- зачастую встроены в легальную или легально-выглядящую торговую схему (отсюда вытекает возможность осуществлять значительные переводы ценностей);
- носят преступный характер, при этом разные виды преступности переплетаются (к примеру: уход от налогообложения, вывод капитала, обход эмбарго, контрабанда);
- обладают способностью переводить деньги в крупном и особо крупном размере (значительно превосходят объем денег, обычно переправляемых через данный вид «хавалы»).
Преступный вид (англ. - Criminal) системы «хавала» отличается тем, что посредством него переводятся деньги в особо крупном размере между людьми разных этнических и социальных групп, а также из различных стран. Этот вид используется для того, чтобы переводить деньги в страны с развитой и регулируемой банковской системой [10].
В некоторых странах обоснованно существуют опасения, что система «хавала» может использоваться в преступной деятельности. Операторы системы «хавала» в этом случае фактически являются преступниками. Этот вид системы «хавала» нередко контролируется организованными преступными группировками (далее - ОПТ). Переводимые в рамках него деньги образуются в результате совершения преступлений. В этой связи именно этот вид системы «хавала» представляет возможную угрозу безопасности в плане возможного использования для легализации преступных доходов, или для финансирования терроризма.
Преступный вид системы «хавала» зачастую является составным, т.е. одним из направлений преступной деятельности, созданным с целью обеспечения финансовой инфраструктурой членов ОПТ, совершающих другие преступления.
Следует констатировать, что «традиционный» и «трансформирующийся» виды системы «хавала» могут трансформироваться в преступный. В частности, по мере увеличения объемов денег, которыми оперирует «хаваладар», его возможности могут стать привлекательными для преступников, которые будут стремиться взять его под свой контроль и в последующем производить через него свои операции.
Н. Пассас подчеркивает, что возможности системы «хавала» делают ее привлекательной для транснациональных преступных группировок и террористов. На практике преступный вид системы «хавала»
проявляется в осуществлении следующей деятельности [11]: переправке обеспеченных ценностей (кредитные карточки, проплаченные карты оплаты за телефонную связь и различные услуги, подарочные сертификаты); проведении электронных платежей (основанных на сети Интернет); отправке дорогостоящих ликвидных товаров; опционной торговле; использовании кредитных/дебетовых карт одновременно несколькими пользователями; использовании брокерских, корреспондентских счетов и банковских гарантий. При этом зачастую фиксируется фиктивный характер цепочки переводов и совершаемых сделок, что несет угрозы финансовой безопасности вовлеченных стран.
Мировой криминологический опыт свидетельствует о том, что когда систему «хавала» используют в противоправных целях, то «хаваладары» в цепочку совершаемых операций вовлекают следующие элементы:
- подставные счета («bename» accounts);
- офшорные счета (offshore accounts);
- коммерческие организации, зарегистрированные на подставных лиц (shell companies).
Для более глубокого осмысления системы «хавала» следует четко понимать назначение переводов, проходящих через нее. Пусть переводы в рамках системы «хавала» осуществляются по направлениям от пункта «А» к пункту «Б». При этом, как правило, точкой «А» являются развитые страны, а «Б» - развивающиеся.
Как правило, из пункта «А» посредством системы «хавала» деньги отправляются на следующие цели [10-11; 14-16].
1. Первостепенные нужды родственников рабочих мигрантов (питание, коммунальные услуги). С их точки зрения система «хавала» не только дешевле и быстрее, но и доступнее официального банковского сектора. Через систему «хавала» можно перевести деньги в отдаленные села Пакистана или Бангладеш, где нет официальной финансовой инфраструктуры, за короткий временной промежуток. В тех случаях, когда существуют сомнения
относительно возможности осуществления перевода в определенное место назначения, «хаваладар» может осуществить перевод, заплатив свои деньги, и только после получения денег получателем перевода взять деньги и комиссионные сборы со своего клиента.
2. Личные затраты. Сюда следует отнести расходы, связанные с туризмом, медицинским обслуживанием, оплатой за обучение, затраты на бракосочетание.
3. Переводы гуманитарных, неправительственных, благотворительных организаций в зонах конфликта. СПДЦ и система «хавала» зачастую являются единственным каналом, через который можно осуществить перевод денег в страны и из стран, где идут военные действия или испытывающих последствия войн. В таких странах, как Афганистан и Сомали, где слабая банковская система, большинство благотворительных организаций используют именно неформальный финансовый сектор для осуществления международных и внутренних переводов. Для подавляющего большинства упомянутых организаций (за исключением наиболее крупных) стоимость перевода денег имеет значение, что также стимулирует использование системы «хавала». Конечно, руководители НПО или их представительств при командировании в страны, находящиеся в зоне конфликта, часто берут с собой деньги в крупном и особо крупном размерах в наличной форме. Данные суммы предназначаются для покрытия текущих издержек, связанных с деятельностью представительства НПО, но не могут, как правило, перекрывать возникающие потребности на незапланированные нужды.
4. Оплата импорта / экспорта.
5. Личные инвестиции за рубеж. Оплата услуг, оказанных за границей.
В этом ракурсе система «хавала» используется, прежде всего, для обхода экономических санкций и законодательства, направленного на борьбу с выводом капитала за рубеж.
В тех случаях, когда система «хавала» используется в преступных целях
(преступный вид системы «хавала»), переводы осуществляются для [11; 15]:
- переправки доходов, полученных от ведения преступного бизнеса, в другие страны для их легализации и возможного последующего реинвестирования в официальный сектор страны совершения предикатных преступлений;
- уклонения от уплаты налогов, государственных пошлин, таможенных сборов и сокращения тарифных издержек;
- финансирования террористических групп (на их инфраструктурные и непосредственные затраты) [16].
В свою очередь, переводы из пункта «Б» посредством СПДЦ и системы «хавала» предназначаются для [10-11]: оплаты за обучение и лечение; компенсации туристических затрат (в случае если они отправляют суммы большие, чем разрешает валютный контроль); оплаты импорта / экспорта.
В тех случаях, когда система «хавала» используется в преступных целях, переводимые деньги предназначаются для переправки взяток госслужащим; уклонения от уплаты налогов, государственных пошлин, таможенных сборов и сокращения тарифных издержек; вывода денег за рубеж для приобретения ликвидной собственности; возврата легализованных денег, принадлежащих членам организованных преступных групп.
Таким образом, всегда существует вероятность того, что если из пункта «А» отправляют «чистые» деньги, то «грязными» деньгами могут расплачиваться в пункте «Б», причем как на стадии уравнивания взаимных обязательств между «ха-валадарами», так и при обеспечении исполнения перевода (выдачи денег). Таким образом, всегда существует риск загрязнения «чистых» денег.
Размер комиссии, взимаемый за оказание переводов в рамках системы «хавала», существенно варьируется от 0 до 25%. На цену перевода влияют следующие факторы:
- местонахождение конечного получателя (в отдаленные места комиссия выше);
- размер переводимых денег (когда отправитель желает перевести большие
суммы, «хаваладары», как правило, предоставляют скидки на оказываемые услуги);
- характер взаимоотношений между клиентом и «хаваладаром»;
- частота и регулярность переводов;
- срочность перевода (прямо пропорционально);
- предоплата или оплата по факту получения денег;
- валюта платежа и ее курс (местная или свободно-конвертируемая);
- ситуация в «стране-получателе» денег (в странах, где финансовая инфраструктура слаборазвита или идут войны/революции, или введено эмбарго, санкции и пр., тарифы взимаются более высокие);
- отношение правоохранительных органов к системе «хавала»;
- осведомленность «хаваладара», относительно того, имеют ли переводимые деньги преступное происхождение.
С экономической точки зрения, операторам системы «хавала» удается удерживать столь невысокую комиссию, взимаемую за осуществление переводов, прежде всего, по морально-религиозным причинам, благодаря диверсификации источников прибыли, а также нередко из-за отсутствия государственного регулирования и соответствующего налогообложения.
На размер комиссии, взимаемой «ха-валадарами», оказывают существенное воздействие центральные институты исламской экономики. В мировой практике встречались случаи, когда «хаваладары» были вовлечены в операции системы «хавала» вообще без каких-либо прямых финансовых выгод для себя. Это может происходить в благотворительных и рекламных (ради основного бизнеса) целях и из чувств сострадания к бедному мигранту из своей этнической группы.
Мировой опыт свидетельствует, что «хаваладары» имеют разветвленные и стабильные источники образования доходов в результате [17]:
- получаемой разницы на курсах обмена валют;
- микрофинансирования (финансирования законной и незаконной торговли);
- размещения денег заказчиков под депозит;
- продажи свободных наличных денег;
- содержания небольших филиалов этнических банков (в этом случае основной услугой выступает обмен валюты);
- осуществления экспортно-импортных операций;
- торговли (драгоценными камнями и металлами, ювелирными изделиями, антиквариатом, коврами, сувенирами, книгами и цветами);
- оказания туристических, телефонных (в т.ч. факсимильных, телеграфных, Интернет) и риэлторских услуг;
- ведения гостиничного и ломбардного бизнеса, аптечного, содержания всевозможных салонов (красоты, цветов) и точек продажи билетов;
- содержания заправочных станций;
- выводе денежных средств за рубеж;
- легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем.
Таким образом, можно выделить следующие пять особенностей, характерных для системы «хавала», которые несут потенциальную угрозу безопасности финансово-экономической системы на глобальном и национальном уровне.
1. Каждый «хаваладар» использует доступные и удобные для него платежные инструменты, экономические схемы для уравнивания встречных требований и осуществления переводов.
2. Переводы через систему «хавала» могут вовлекать большое количество посредников и задействованных стран (особенно, если уравнивание взаимных обязательств происходит по треугольной конфигурации).
3. Предметом расчета между «хава-ладарами» могут выступать неучтенные активы (наличные деньги, драгоценные камни и драгоценные металлы и другие ликвидные ценности). Также могут использоваться виды бизнеса, которые не регулируются надзорными органами, таким образом, выпадая за пределы официальной банковской системы.
4. Материальные ценности, переводимые через систему «хавала», могут видоизменяться (деньги в наличной форме -деньги в безналичной форме - ликвидные материальные активы).
5. Процесс взаимных расчетов (наравне с использованием переводов) важен как объект регулирования со стороны правоохранительных и надзорных органов с точки зрения противодействия возможному «загрязнению» денег.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Добаев А.И. Система «хавала»: экономическая природа, механизм функционирования // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2016. - №2. - С. 123-132.
2. Беккин Р.И. Хавала - важный инструмент в экономических отношениях на мусульманском Востоке // Проблемы современной экономки. - 2005. - №3/4. -С. 407-408.
3. Глущенко Г.И. Хавала - пережиток прошлого на службе глобализации // МЭиМО. - 2004. - №3. - С. 18-26.
4. Игнатова Т.В., Добаев А.И. Исламская экономика и эволюция системы «хавала» // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. - 2016. - Т.12. -№4. - С. 149 - 170.
5. Gillespie J. Follow the Money: Tracing Terrorist Assets. Seminar on International Finance. Harvard Law School, 2002. - p.8.
6. Greenburg D. The 9/11 Commission Report, 2002. - p.114/. URL: https://9-11commission.gov/report/911Report.pdf / (дата обращения 02.03.2017г.).
7. United Nations Security Council Committee pursuant to UNSC Resolution 1267 (1999), 22 September 2002. - Р. 15.
8. Хохлов И.И. Тень и свет хавалы // Военно-промышленный курьер. - 2007. -№16 (182). - С. 3-4. URL: www.vpk-news.ru/articles/4318 (дата обращения 24.02.2017г.).
9. Латов Ю.В., Наумов ЮГ. Роль организованной преступности в финансировании терроризма и экстремизма // Вестник РАЕН. - 2016. - №4. - С. 53-57.
10. The Role of Hawala and Other Similar Service Providers in Money Laundering and Terrorist Financing. FATF Report, October 2013. - P.14.
11. Passas N. Informal Value Transfer Systems, Terrorism and Money Laundering/ A Report to the National Institute of Justice. Northeastern University, 2003. - P.47. URL: https://www.ncjrs.gov/pdffiles1/nij/grants/208 301.pdf / (дата обращения 11.02.2017г.).
12. Добаев А.И. Платежный инструментарий системы «хавала», используемый для уравнивания взаимных обязательств и обеспечения исполнения переводов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. -2016. - №4. - С. 112-120.
13. Jost P., Sandhu H. The Hawala Alternative Remittance System and its Role in Money Laundering. Prepared be the Financial Crimes Enforcement Network in cooperation with INTERPOL/FOPAC, 2000. - 27 p. URL: http://amnet.co.il/joomla/attachments/ FinCEN-Hawala-rpt.pdf / (дата обращения 12.02.2017г.).
14. Howlett C. Investigation and Control of Money Laundering via Alternative Remittance and Underground Banking Systems. Sydney: Churchill Fellowship. 2001. -35 p. URL: https://www.ncjrs.gov/pdffiles1/ 190720.pdf (дата обращения 02.03.2017г.).
15. El Qorchi M., Maimbo S.M., Wilson J. Informal funds transfer systems: an analysis of the informal Hawala system / Washington, D.C.: International Monetary Fund, 2003. - P.6.
16. Maimbo S.M. The Money Exchange Dealers of Kabul: a Study of the Hawala System in Afghanistan / Washington D.C.. : The World Bank, 2003. - P.5.
17. 2005 Money Services Business Industry Survey Study for Financial Crimes Enforcement Network (FinCEN). Prepared by KPMG LLP Economic and Valuation Services Washington, D.C. Office, 26 September, 2005. - 59 p. - URL: https://www.fincen.gov/sites/default/files/fede ral_register_notice/31cfr12272004.pdf_/ (дата обращения 17.02.2017г.).
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Dobaev A. I. the hawala System: the economic nature, the mechanism of operation of State and municipal management. Proceedings of the SKAGS. - 2016. - No. 2. - S. 123-132.
2. Bekkin R. I. Hawala is an important instrument in economic relations in the Muslim East // problems of the co-temporal economy. - 2005. - No. 3/4. - S. 407-408.
3. Glushchenko G. I. Hawala-a relic of the past in the service of globalization / / Meimo. - 2004. - No. 3. - S. 18-26.
4. Ignatova T. V., Dobaev A. I. Islamskaya Economics and evolution of "ha-Val" system // Islam in the modern world: national and international political aspects. - 2016. -Vol. 12. - No. 4. - P. 149 - 170.
5. Gillespie J. Follow the Money: Tracing Terrorist Assets. Seminar on International Finance. Harvard Law School, 2002. - p.8.
6. Greenburg D. The 9/11 Commission Report, 2002. - p.114/. URL: https://9-11commission.gov/report/911Report.pdf / (accessed 02.03.2017).
7. United Nations Security Council Committee pursuant to UNSC Resolution 1267 (1999), 22 September 2002. - P. 15.
8.Khokhlov I. I. Shadow and light of hawala // Military industrial courier. - 2007. -No. 16 (182). - P. 3-4. URL: www.vpk-news.ru/articles/4318 (accessed 24.02.2017).
9. Latov Yu. V., Naumov Yu. G. PR-ganitano crime in financing terrorism and extremism // Bulletin of the Academy of natural Sciences. - 2016. - No. 4. - P. 53-57.
10. The Role of Hawala and Other Similar Service Providers in Money Laundering and Terrorist Financing. FATF Report, October 2013. - P.14.
11. Passas N. Informal Value Transfer Systems, Terrorism and Money Laundering/ A Report to the National Institute of Justice.
Northeastern University, 2003. - P.47. URL: https://www.ncjrs.gov/pdffiles1/nij/grants/208 301.pdf (дата обращения 11.02.2017г.).
12. Dobaev A. I. Payment instruments hawala system used for the adjustment of mutual obligations and enforcement of the translations // of the State and municipal management. Proceedings of the SKAGS. -2016. - No. 4. - P. 112-120.
13. Jost P., Sandhu H. The Hawala Alternative Remittance System and its Role in Money Laundering. Prepared be the Financial Crimes Enforcement Network in cooperation with INTERPOL/FOPAC, 2000. - 27 p. URL: http://amnet.co.il/joomla/attachments/ FinCEN-Hawala-rpt.pdf / (дата обращения 12.02.2017г.).
14. Howlett C. Investigation and Control of Money Laundering via Alternative Remittance and Underground Banking Systems. Sydney: Churchill Fellowship. 2001. -35 p. URL: https://www.ncjrs.gov/pdffiles1/ 190720.pdf (дата обращения 02.03.2017г.).
15. El Qorchi M., Maimbo S.M., Wilson J. Informal funds transfer systems: an analysis of the informal Hawala system / Washington, D.C.: International Monetary Fund, 2003. - P.6.
16. Maimbo S.M. The Money Exchange Dealers of Kabul: a Study of the Hawala System in Afghanistan / Washington D.C.. : The World Bank, 2003. - P.5.
17. 2005 Money Services Business Industry Survey Study for Financial Crimes Enforcement Network (FinCEN). Prepared by KPMG LLP Economic and Valuation Services Washington, D.C. Office, 26 September, 2005. - 59 p.
URL:https://www.fincen.gov/sites/default/file s/federal_register_notice/31 cfr12272004.pdfj (дата обращения 17.02.2017г.)