Научная статья на тему 'Оценка финансово-бюджетной устойчивости муниципальных образований'

Оценка финансово-бюджетной устойчивости муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
879
111
Поделиться
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / ДЕФИЦИТ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ / FINANCIALLY-BUDGETARY STABILITY / LOCAL BUDGET / MUNICIPAL UNITS / BALANCE / DEFICIT / RESULT-ORIENTED BUDGETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокина Татьяна Владимировна

Рассмотрена финансово-бюджетная устойчивость муниципальных образований и ее значение в управлении муниципальными финансами. Представлена методика оценки и анализ данных финансово-бюджетной устойчивости муниципальных образований на примере Иркутской области.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сорокина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ESTIMATION OF FINANCIALLY-BUDGETARY STABILITY OF MUNICIPAL UNITS

Financially-budgetary stability of municipal units and its value in management of the municipal finance is considered. The technique of an estimation and the analysis of the data of financially-budgetary stability of municipal units on an example of the Irkutsk region is presented.

Текст научной работы на тему «Оценка финансово-бюджетной устойчивости муниципальных образований»

©

тН

о

(N

УДК 336.1:352 ББК 65.261.7

ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОИ УСТОЙЧИВОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Рассмотрена финансово-бюджетная устойчивость муниципальных образований и ее значение в управлении муниципальными финансами. Представлена методика оценки и анализ данных финансовобюджетной устойчивости муниципальных образований на примере Иркутской области.

Ключевые слова: финансово-бюджетная устойчивость, местные бюджеты, муниципальные образования, сбалансированность, дефицит, бюджетирование, ориентированное на результат.

T.V. Sorokina

ESTIMATION OF FINANCIALLY-BUDGETARY STABILITY OF MUNICIPAL UNITS

Financially-budgetary stability of municipal units and its value in management of the municipal finance is considered. The technique of an estimation and the analysis of the data of financially-budgetary stability of municipal units on an example of the Irkutsk region is presented.

Keywords: Financially-budgetary stability, local budget, municipal units, balance, deficit, Result-oriented Budgeting.

SSI

Zsl

KS г

MhSI

HSS

H5i

Ой"

%<s ^ 1

5s 1

S I

8s! ИН 25 о

СнО!

£я§|

E40 I ЙИ-І Sffle

К

H

H

о

H

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PQ

CO

H

Возможности социально-экономического развития муниципальных образований в условиях реформирования местного самоуправления и бюджетного процесса в значительной степени определяет уровень финансово-бюджетной устойчивости. Оценка данного параметра является обязательным этапом современного муниципального бюджетного менеджмента, поскольку позволяет установить качество планирования, исполнения местного бюджета, а также регулирования и контроля.

Финансово-бюджетная устойчивость — это характеристика стабильности финансового положения, бюджетной обеспеченности и сбалансированности муниципального образования, обеспечиваемая высокой долей собственных источников в общей сумме используемых бюджетных средств.

Анализ финансовой устойчивости является важной составляющей оценки финансового состояния муниципального образования, при котором определенная структура и объем финансовых и бюджетных ресурсов органа местного самоуправления создают возможности для реализации установленных целей и задач его социально-экономического развития в определенном периоде времени.

Представим показатель финансово-бюджетной устойчивости муниципальных образований в виде матрицы параметров, значения которой равны нулю или единице в зависимости от выполнения заданных условий. При этом определенный набор полученных данных должен соответствовать установленному типу устойчивости.

© Т.В. Сорокина, 2010

©

тН

О

«К1

2нё Яч >

МнЗ|

нйе

«31

НА

ОЙ"

^ 1

5к 1

^ Л £ ё§! ь Е

« ^ I

8Н! Й§ о

ЕнО а

*МЦ МО I £И4

нее

И

н

н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

н

м

со

Н

В расчет включены следующие показатели:

1. Уровень бюджетной сбалансированности территории. Все предельные значения данного показателя матрицы установлены в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

1.1. Доля дефицита в доходах местного бюджета без учета финансовой помощи:

дефицит бюджета

'деф _-------------------------------------------------100 %.

ф доходы бюджета - безвозмездные поступления

Если йдеф >10%, то выбирается 0; если йдеф < 10%, то выбирается 1.

Таким образом, дефицит местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений [1, ст. 92].

1.2. Уровень расходов на обслуживание муниципального долга:

расходы на обслуживание муниципального долга расходы бюджета всего - расходы за счет субвенций

100%

-100%

Если 'род > 15%, то выбирается 0; если 'род < 15%, то выбирается 1.

Данный критерий выбран в связи с тем, что предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга в очередном финансовом году по плану и по результатам исполнения бюджета не должен превышать 15% объема расходов соответствующего бюджета, за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [1, ст. 111].

1.3. Предельный размер муниципального долга:

' _ муниципальный долг

прд доходы бюджета - безвозмездные поступления

Если йпрд > 100%, то выбирается 0; если йпрд < 100%, то выбирается 1.

Условия расчета данного показателя означают, что предельный объем муниципального долга не должен превышать общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений [1, ст. 107].

По результатам вычисления параметров сбалансированности в матрицу ставится преобладающее из трех полученных коэффициентов: 0 или 1.

2. Уровень финансовой зависимости:

безвозмездные поступления

'_

-100%.

фп доходы бюджета - безвозмездные поступления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если йфп > 50%, то в матрицу ставится 0; если йфп < 50%, то в матрицу ставится 1.

3. Уровень бюджетной обеспеченности представляет собой показатель dбо, который равен величине относительной бюджетной обеспеченности по методике расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований [2].

Если йбо > 1, то в матрицу ставится 1; если йбо < 1, то в матрицу ставится 0.

%

«

Ю 4. Сводный коэффициент бюджетной устойчивости включает три по-

казателя:

4.1. Коэффициент бюджетного покрытия характеризует, насколько

О расходы местного бюджета обеспечены доходами:

® к _ доходы бюджета

^ бп расходы бюджета

Если Кбп > 1, то выбирается 1; если Кбп < 1, то выбирается 0.

4.2. Коэффициент бюджетной задолженности:

К _ кредиторская задолженность бз расходы бюджета

Если Кбп > 0, то выбирается 0; если Кбп = 0, то выбирается 1.

При расчете данного показателя основным критерием является наличие кредиторской задолженности по бюджетным обязательствам муниципального образования.

4.3. Коэффициент автономии характеризует долю собственных доходов местного бюджета в общем объеме доходов:

чистые операционные доходы

Кавт _------д----д 3“^.--------------100%,

доходы бюджета где чистые операционные доходы — доходы местного бюджета за исключением субвенций.

Если Кавт > 50%, то выбирается 1; если Кавт < 50%, то выбирается 0.

В результате расчетов сводного коэффициента бюджетной устойчивости в матрицу ставится преобладающее из трех полученных значений: 0 или 1.

Полученные четыре показателя матрицы характеризуют уровень «к? бюджетной устойчивости муниципального образования. При этом необ-

| ходимо анализировать как плановые, так и фактические значения, так

" ' как они могут быть различны.

ын 13 ^ *

Важным параметром, отражающим результативность управления | финансовым потенциалом и финансовыми ресурсами муниципалитета,

| является следующий показатель.

| 5. Уровень финансовой ресурсоотдачи, который рассчитывается

как:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

« цг |

°к§ о _ темп роста финансовых ресурсов

й _

Вфр

фр темп роста финансового потенциала

МО I

Если Ифр > 1, то в матрицу ставится 1; если Бфр < 1, то в матрицу ставится 0.

Полученные значения (0 или 1) пяти показателей включаются в матрицу, на основании которой устанавливается один из следующих типов финансово-бюджетной устойчивости:

- абсолютно-устойчивое состояние, когда в матрице все 5 единиц:

Ц {1, 1, 1, 1, 1};

- устойчивое состояние, когда в матрице один — 0, остальные значения — 1 при любом расположении цифр: {0, 1, 1, 1, 1};

- неустойчивое состояние, когда в матрице два или три нуля при

Н любом расположении значений: {0, 1, 0, 0, 1}; {1, 1, 0, 0, 1}; {0, 1, 0, 1, 1}

и т.д.

©

тН

О

- кризисное состояние, когда в матрице одна единица при любом расположении или все нули: {0, 0, 0, 0, 1} или {0, 0, 0, 0, 0}.

Представленные в таблице данные характеризуют финансовое состояние городских округов Иркутской области по фактическому исполнению за 2008-2009 гг. как преимущественно неустойчивое. При этом в 2009 г. уровень устойчивости у городов Саянск и Черемхово снизился. В значительной степени это связано с ухудшением финансового положения муниципальных образований в результате влияния кризиса.

Динамика финансово-бюджетной устойчивости городских округов

Иркутской области

Городской округ Год

2008 2009

Братск 1 0 0 0 1 неуст 1 1 0 0 0 неуст

Иркутск 1 1 1 0 1 неуст 1 1 1 0 0 неуст

Усолье-Сибирское 1 0 0 0 1 неуст 1 0 0 0 0 неуст

Саянск 1 0 1 1 1 уст 1 0 1 1 0 неуст

Свирск 1 0 1 0 1 неуст 1 0 1 0 0 неуст

Тулун 1 0 1 0 неуст 1 0 1 0 0 неуст

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Черемхово 1 0 1 1 1 уст 1 0 1 1 0 неуст

Зима 0 0 1 0 1 неуст 1 0 1 0 0 неуст

Усть-Илимск 1 0 0 0 1 неуст 1 0 0 0 1 неуст

Источник: составлено автором по данным Министерства финансов Иркутской области [3].

«К1

ЯЧ г

МнЗ|

нйе

нД

НА

ОЙ"

^ 1

1

«Л*

^1 «Я41 8Н! ЕнО а

£мі|

МО I

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

Анализ финансово-бюджетной устойчивости в настоящее время активно используется в рамках программ социально-экономического развития для измерения результативности проводимой финансовой и бюджетной политики муниципалитетов. Кроме того оценку такого рода параметров применяют банки и другие кредитные организации для определения кредитоспособности и платежеспособности территории в случае предоставления органу местного самоуправления кредитов на финансирование дефицита местного бюджета.

Показатели финансово-бюджетной устойчивости отражают качество управления муниципальными финансами и могут быть использованы для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, а также при расчете величины иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых муниципальным образованиям Иркутской области, осуществляющим эффективное управление бюджетными средствами [2, ст. 61].

Список использованной литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изм. и доп.). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты: закон Иркутской области от 23 июля 2008 г. № 56-оз ФЗ (с изм. и доп.). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс ».

3. Официальный сайт Министерства финансов Иркутской области. — URL: http://www.gfu.ru.

О

тН

О

(N

Bibliography (transliterated)

1. Byudzhetnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon ot 31 iyulya 1998 g. № 145-FZ (s izm. i dop.). [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul’tantPlyus».

2. O mezhbyudzhetnykh transfertakh i normativakh otchislenii dokhodov v mestnye byudzhety: Zakon Irkutskoi oblasti ot 23 iyulya 2008 g. № 56-oz FZ (s izm. i dop.). [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul’tantPlyus».

3. Ofitsial’nyi sait Ministerstva finansov Irkutskoi oblasti. — URL: http:// www.gfu.ru.

SSI

Zsl

KS г

MhSI

HSS

H3l

ОЙ"

%<s ^ 1

5s 1

^ Л £

S I

8s! ин g! о

СнО!

kS !|| E40 I £И4

Sffle

К

H

H

о

H

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PQ

CO

H

Информация об авторе

Сорокина Татьяна Владимировна — кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры финансов Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск, e-mail: natvros@mail.ru.

Author

Sorokina Tatyana Vladimirovna — PhD in Economics, Associate Professor, Candidate for Doctor’s Degree, Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: natvros@mail.ru.