©
тН
о
(N
УДК 336.1:352 ББК 65.261.7
ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОИ УСТОЙЧИВОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Рассмотрена финансово-бюджетная устойчивость муниципальных образований и ее значение в управлении муниципальными финансами. Представлена методика оценки и анализ данных финансовобюджетной устойчивости муниципальных образований на примере Иркутской области.
Ключевые слова: финансово-бюджетная устойчивость, местные бюджеты, муниципальные образования, сбалансированность, дефицит, бюджетирование, ориентированное на результат.
T.V. Sorokina
ESTIMATION OF FINANCIALLY-BUDGETARY STABILITY OF MUNICIPAL UNITS
Financially-budgetary stability of municipal units and its value in management of the municipal finance is considered. The technique of an estimation and the analysis of the data of financially-budgetary stability of municipal units on an example of the Irkutsk region is presented.
Keywords: Financially-budgetary stability, local budget, municipal units, balance, deficit, Result-oriented Budgeting.
SSI
Zsl
KS г
MhSI
HSS
H5i
Ой"
%<s ^ 1
5s 1
S I
8s! ИН 25 о
СнО!
£я§|
E40 I ЙИ-І Sffle
К
H
H
о
H
PQ
CO
H
Возможности социально-экономического развития муниципальных образований в условиях реформирования местного самоуправления и бюджетного процесса в значительной степени определяет уровень финансово-бюджетной устойчивости. Оценка данного параметра является обязательным этапом современного муниципального бюджетного менеджмента, поскольку позволяет установить качество планирования, исполнения местного бюджета, а также регулирования и контроля.
Финансово-бюджетная устойчивость — это характеристика стабильности финансового положения, бюджетной обеспеченности и сбалансированности муниципального образования, обеспечиваемая высокой долей собственных источников в общей сумме используемых бюджетных средств.
Анализ финансовой устойчивости является важной составляющей оценки финансового состояния муниципального образования, при котором определенная структура и объем финансовых и бюджетных ресурсов органа местного самоуправления создают возможности для реализации установленных целей и задач его социально-экономического развития в определенном периоде времени.
Представим показатель финансово-бюджетной устойчивости муниципальных образований в виде матрицы параметров, значения которой равны нулю или единице в зависимости от выполнения заданных условий. При этом определенный набор полученных данных должен соответствовать установленному типу устойчивости.
© Т.В. Сорокина, 2010
©
тН
О
<М
«К1
2нё Яч >
МнЗ|
нйе
«31
НА
ОЙ"
^ 1
5к 1
^ Л £ ё§! ь Е
« ^ I
8Н! Й§ о
ЕнО а
*МЦ МО I £И4
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
В расчет включены следующие показатели:
1. Уровень бюджетной сбалансированности территории. Все предельные значения данного показателя матрицы установлены в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.
1.1. Доля дефицита в доходах местного бюджета без учета финансовой помощи:
дефицит бюджета
'деф _-------------------------------------------------100 %.
ф доходы бюджета - безвозмездные поступления
Если йдеф >10%, то выбирается 0; если йдеф < 10%, то выбирается 1.
Таким образом, дефицит местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений [1, ст. 92].
1.2. Уровень расходов на обслуживание муниципального долга:
расходы на обслуживание муниципального долга расходы бюджета всего - расходы за счет субвенций
100%
-100%
Если 'род > 15%, то выбирается 0; если 'род < 15%, то выбирается 1.
Данный критерий выбран в связи с тем, что предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга в очередном финансовом году по плану и по результатам исполнения бюджета не должен превышать 15% объема расходов соответствующего бюджета, за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [1, ст. 111].
1.3. Предельный размер муниципального долга:
' _ муниципальный долг
прд доходы бюджета - безвозмездные поступления
Если йпрд > 100%, то выбирается 0; если йпрд < 100%, то выбирается 1.
Условия расчета данного показателя означают, что предельный объем муниципального долга не должен превышать общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений [1, ст. 107].
По результатам вычисления параметров сбалансированности в матрицу ставится преобладающее из трех полученных коэффициентов: 0 или 1.
2. Уровень финансовой зависимости:
безвозмездные поступления
'_
-100%.
фп доходы бюджета - безвозмездные поступления
Если йфп > 50%, то в матрицу ставится 0; если йфп < 50%, то в матрицу ставится 1.
3. Уровень бюджетной обеспеченности представляет собой показатель dбо, который равен величине относительной бюджетной обеспеченности по методике расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований [2].
Если йбо > 1, то в матрицу ставится 1; если йбо < 1, то в матрицу ставится 0.
%
«
Ю 4. Сводный коэффициент бюджетной устойчивости включает три по-
казателя:
4.1. Коэффициент бюджетного покрытия характеризует, насколько
О расходы местного бюджета обеспечены доходами:
® к _ доходы бюджета
^ бп расходы бюджета
Если Кбп > 1, то выбирается 1; если Кбп < 1, то выбирается 0.
4.2. Коэффициент бюджетной задолженности:
К _ кредиторская задолженность бз расходы бюджета
Если Кбп > 0, то выбирается 0; если Кбп = 0, то выбирается 1.
При расчете данного показателя основным критерием является наличие кредиторской задолженности по бюджетным обязательствам муниципального образования.
4.3. Коэффициент автономии характеризует долю собственных доходов местного бюджета в общем объеме доходов:
чистые операционные доходы
Кавт _------д----д 3“^.--------------100%,
доходы бюджета где чистые операционные доходы — доходы местного бюджета за исключением субвенций.
Если Кавт > 50%, то выбирается 1; если Кавт < 50%, то выбирается 0.
В результате расчетов сводного коэффициента бюджетной устойчивости в матрицу ставится преобладающее из трех полученных значений: 0 или 1.
Полученные четыре показателя матрицы характеризуют уровень «к? бюджетной устойчивости муниципального образования. При этом необ-
| ходимо анализировать как плановые, так и фактические значения, так
" ' как они могут быть различны.
ын 13 ^ *
Важным параметром, отражающим результативность управления | финансовым потенциалом и финансовыми ресурсами муниципалитета,
| является следующий показатель.
| 5. Уровень финансовой ресурсоотдачи, который рассчитывается
как:
« цг |
°к§ о _ темп роста финансовых ресурсов
й _
Вфр
фр темп роста финансового потенциала
МО I
Если Ифр > 1, то в матрицу ставится 1; если Бфр < 1, то в матрицу ставится 0.
Полученные значения (0 или 1) пяти показателей включаются в матрицу, на основании которой устанавливается один из следующих типов финансово-бюджетной устойчивости:
- абсолютно-устойчивое состояние, когда в матрице все 5 единиц:
Ц {1, 1, 1, 1, 1};
- устойчивое состояние, когда в матрице один — 0, остальные значения — 1 при любом расположении цифр: {0, 1, 1, 1, 1};
- неустойчивое состояние, когда в матрице два или три нуля при
Н любом расположении значений: {0, 1, 0, 0, 1}; {1, 1, 0, 0, 1}; {0, 1, 0, 1, 1}
и т.д.
©
тН
О
<М
- кризисное состояние, когда в матрице одна единица при любом расположении или все нули: {0, 0, 0, 0, 1} или {0, 0, 0, 0, 0}.
Представленные в таблице данные характеризуют финансовое состояние городских округов Иркутской области по фактическому исполнению за 2008-2009 гг. как преимущественно неустойчивое. При этом в 2009 г. уровень устойчивости у городов Саянск и Черемхово снизился. В значительной степени это связано с ухудшением финансового положения муниципальных образований в результате влияния кризиса.
Динамика финансово-бюджетной устойчивости городских округов
Иркутской области
Городской округ Год
2008 2009
Братск 1 0 0 0 1 неуст 1 1 0 0 0 неуст
Иркутск 1 1 1 0 1 неуст 1 1 1 0 0 неуст
Усолье-Сибирское 1 0 0 0 1 неуст 1 0 0 0 0 неуст
Саянск 1 0 1 1 1 уст 1 0 1 1 0 неуст
Свирск 1 0 1 0 1 неуст 1 0 1 0 0 неуст
Тулун 1 0 1 0 неуст 1 0 1 0 0 неуст
Черемхово 1 0 1 1 1 уст 1 0 1 1 0 неуст
Зима 0 0 1 0 1 неуст 1 0 1 0 0 неуст
Усть-Илимск 1 0 0 0 1 неуст 1 0 0 0 1 неуст
Источник: составлено автором по данным Министерства финансов Иркутской области [3].
«К1
ЯЧ г
МнЗ|
нйе
нД
НА
ОЙ"
^ 1
1
«Л*
^1 «Я41 8Н! ЕнО а
£мі|
МО I
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
Анализ финансово-бюджетной устойчивости в настоящее время активно используется в рамках программ социально-экономического развития для измерения результативности проводимой финансовой и бюджетной политики муниципалитетов. Кроме того оценку такого рода параметров применяют банки и другие кредитные организации для определения кредитоспособности и платежеспособности территории в случае предоставления органу местного самоуправления кредитов на финансирование дефицита местного бюджета.
Показатели финансово-бюджетной устойчивости отражают качество управления муниципальными финансами и могут быть использованы для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, а также при расчете величины иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых муниципальным образованиям Иркутской области, осуществляющим эффективное управление бюджетными средствами [2, ст. 61].
Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изм. и доп.). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс».
2. О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты: закон Иркутской области от 23 июля 2008 г. № 56-оз ФЗ (с изм. и доп.). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс ».
3. Официальный сайт Министерства финансов Иркутской области. — URL: http://www.gfu.ru.
О
тН
О
(N
Bibliography (transliterated)
1. Byudzhetnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon ot 31 iyulya 1998 g. № 145-FZ (s izm. i dop.). [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul’tantPlyus».
2. O mezhbyudzhetnykh transfertakh i normativakh otchislenii dokhodov v mestnye byudzhety: Zakon Irkutskoi oblasti ot 23 iyulya 2008 g. № 56-oz FZ (s izm. i dop.). [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul’tantPlyus».
3. Ofitsial’nyi sait Ministerstva finansov Irkutskoi oblasti. — URL: http:// www.gfu.ru.
SSI
Zsl
KS г
MhSI
HSS
H3l
ОЙ"
%<s ^ 1
5s 1
^ Л £
S I
8s! ин g! о
СнО!
kS !|| E40 I £И4
Sffle
К
H
H
о
H
PQ
CO
H
Информация об авторе
Сорокина Татьяна Владимировна — кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры финансов Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск, e-mail: [email protected].
Author
Sorokina Tatyana Vladimirovna — PhD in Economics, Associate Professor, Candidate for Doctor’s Degree, Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: [email protected].