Научная статья на тему 'Оценка финансово-бюджетной безопасности региона'

Оценка финансово-бюджетной безопасности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
916
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА / ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власенко Елена Олеговна

Рассматриваются принципы финансово-бюджетной безопасности региона. Предложена система оценки финансово-бюджетной безопасности региона, основанная на показателях, характеризующих параметры бюджетной сбалансированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the financial and budget security of the region. The author suggests system for assessing the financial and budget security of the region, based on indicators characterizing the parameters of the budget balance.

Текст научной работы на тему «Оценка финансово-бюджетной безопасности региона»

4

^иск-менеджмект^иэкономическаябезопасность^

УДК 336.14

Е.О. Власенко

ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

В современных условиях вопросы финансово-бюджетной безопасности на региональном уровне приобретают особое социально-экономическое значение. Бюджетно-налоговый сегмент является основой функционирования любой территории, от него зависит устойчивость финансовой системы, способность этой системы обеспечивать регион финансовыми ресурсами, достаточными для выполнения задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления. Однако в настоящее время отсутствует универсальный способ оценки финансово-бюджетной безопасности на региональном уровне, который бы всесторонне охватывал основные параметры бюджетного процесса, позволял анализировать качество и эффективность проводимой политики управления бюджетными средствами.

Обеспечение финансово-бюджетной безопасности региона осуществляется через поддержание финансовой стабильности, которая выражается в сбалансированности бюджетной системы субъекта РФ, в снижении уровня государственного долга, обеспечении финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности на территории региона, возможности реагировать на изменения внешней среды.

Под финансово-бюджетной безопасностью региона, на наш взгляд, следует понимать способность органов государственной власти и местного самоуправления осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику, направленную на обеспечение стабильности финансовой системы региона, создание условий для устойчивого экономического развития, предотвращение сбоев в обеспечении основных участников экономической деятельности финансовыми ресурсами.

В основе достижения финансово-бюджетной безопасности лежит ряд принципов, соблюдение

которых дает возможность снизить риск угрозы финансово-бюджетной безопасности, а также является условием использования бюджетных средств с максимальной пользой для развития региона. Принцип финансово-бюджетной безопасности может быть определен как исходное положение, выражающее наиболее существенные особенности состояния финансовой системы, предопределяющие критерии и индикаторы финансовой безопасности. По нашему мнению, необходимо выделить следующие основополагающие принципы финансово-бюджетной безопасности региона.

1. Принцип самостоятельности органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления. Данный принцип перекликается с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий, закрепленным в Федеральном законе № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» [2].

Органы власти субъекта РФ и органы местного самоуправления самостоятельно определяют приоритетные направления экономического развития, бюджетно-налоговой и инвестиционной политики. Данный принцип предполагает также работу органов власти в направлении снижения зависимости от федерального центра, других субъектов РФ, интересов вертикально-интегрированных корпораций.

Самостоятельность органов власти обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет органам власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.

^ЖаучнО-Технические^ведомости^СПбГПуЗ'^20

2. Принцип сбалансированности бюджетной системы субъекта РФ. Сбалансированность бюджетной системы региона представляет собой такое состояние бюджетной системы, при котором достигается равенство между суммарной величиной бюджетных поступлений и объемом производимых расходов у всех бюджетов бюджетной системы региона, устранены несоответствия между расходными функциями и доходными поступлениями регионального и местных бюджетов, не различаются уровень потребления, доступность и качество услуг в муниципальных образованиях. При этом объемы государственного и консолидированного муниципального долгов находятся в экономически безопасных пределах, на всех уровнях региональной бюджетной системы отсутствует просроченная кредиторская задолженность.

3. Принцип оптимального и эффективного использования бюджетных средств. Предполагает наличие в регионе оптимальной налоговой и долговой нагрузки, эффективность использования бюджетных средств и привлеченных заимствований, результативность и высокую отдачу от инвестиционных проектов, реализуемых в регионе.

На наш взгляд, ключевым принципом финансово-бюджетной безопасности является принцип сбалансированности бюджетной системы региона. Данный принцип выражается показателями, характеризующими параметры бюджетной сбалансированности (бюджетные доходы, расходы, межбюджетные трансферты, государственный долг, кредиторская задолженность) и качество бюджетного планирования. На основе расчета количественных и качественных значений индикаторов, определяющих эффективность механизма обеспечения сбалансированности региональной бюджетной системы, можно оценить уровень бюджетно-налоговой безопасности в регионе.

Показатели оценки финансово-бюджетной безопасности региона, представленные здесь схемой, позволяют осуществлять регулярный мониторинг и прогнозирование факторов, влияющих на уровень угроз безопасности региона, а также реализовать необходимый

комплекс мер по снижению уровня этих угроз.

Данная система показателей требует пояснений:

1. Коэффициент налоговой нагрузки (1.2) рассчитывается как отношение поступления налогов и сборов в бюджетную систему региона к ВРП.

2. Коэффициент автономии (1.4) характеризует долю собственных доходов в общем объеме доходов бюджета субъекта РФ.

3. Величина, отражающая эффективность заимствований (3.4), представляет собой разницу между поступлениями по системе государственного кредита и выплатами (погашение задолженности), отнесенную к выплатам.

4. При расчете показателей 2.4-2.6, 3.7, 5.2 объем бюджетных расходов необходимо уменьшить на величину расходов бюджета, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ.

5. Эффективность выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований (4.5) представляет собой отношение среднего уровня расчетной бюджетной обеспеченности пяти наиболее обеспеченных муниципальных образований после выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований к среднему уровню расчетной бюджетной обеспеченности пяти наименее обеспеченных муниципальных образований после выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований [3].

6. Средняя долговая нагрузка на местные бюджеты (5.1) представляет собой отношение консолидированного муниципального долга к совокупной величине доходов местных бюджетов, уменьшенной на объем расходов местных бюджетов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ [3].

7. Расчет коэффициента равномерности расходов (6.2) представляет собой разницу расходов бюджета в IV квартале и среднего объема бюджетных расходов за 1-111 кварталы, отнесенную к среднему объему бюджетных расходов за 1-111 кварталы отчетного года [4].

4

Риск-менеджмент и экономическая безопасность.

Показатели оценки финансово-бюджетной безопасности региона

Такая система оценки финансово-бюджетной безопасности региона характеризует связь бюджетного регулирования с социально-экономической ситуацией в регионе, позволяет сделать вывод о долговой и инвестиционной политике субъекта РФ, об уровне развития

программно-целевых методов организации деятельности органов власти субъекта РФ.

Учитывая принцип оптимальности и эффективности использования бюджетных средств, для вышеперечисленных показателей следует определять значения, при достижении которых возника-

Научно-технические ведомости СПбГПУ 3' 2012. Экономические науки

ет угроза финансово-бюджетной безопасности. При этом их критическая величина на определенной территории свидетельствует о необходимости оперативного вмешательства органов управления с целью изменения опасных тенденций.

Предложенная система показателей финансово-бюджетной безопасности региона дает

возможность всесторонне оценивать вероятные угрозы безопасности, выявлять системные пробелы в обеспечении стабильности финансовой системы региона, позволяет формировать условия для реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития субъекта РФ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон № 145-ФЗ от 31.07.1998 г. (с изменениями и дополнениями). - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».

2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федер. закон № 184-ФЗ от 06.10.1999 г. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».

3. Об утверждении методики проведения оценки

результатов, достигнутых субъектами Российской Федерации в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, и динамики данных результатов [Электронный ресурс]: приказ Минфина РФ № 73н от 29.06.2011 г. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».

4. Оценка качества бюджетного планирования и равномерности расходов субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] // «ГосМенеджмент». - Режим доступа: http://www.a-econom.com/jgm/ news?show_id=10805

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.