Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПОВЕДЕНИЕ СОТРУДНИКОВ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭВАКУАЦИИ'

ОЦЕНКА ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПОВЕДЕНИЕ СОТРУДНИКОВ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭВАКУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
70
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВАКУАЦИЯ / МАССОВОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ЛЮДЕЙ / ПОВЕДЕНИЕ ПРИ ПОЖАРЕ / ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ ИНСТРУКТАЖ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ПЛАНИРОВКА / ПУТЬ ЭВАКУАЦИИ / АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ефимов Андрей Александрович, Шихалев Денис Владимирович

Тема. Анализ пожаров и исследований в области эвакуации показал, что в настоящее время существует ряд проблем при эвакуации людей из торгово-развлекательных центров (ТРЦ), в частности, персонал данных объектов не всегда имеет соответствующую подготовку, а также практические навыки действий при возникновении пожара. Целью исследования является установление факторов, влияющих на организацию эвакуации из ТРЦ. Для достижения поставленной цели необходимо было провести опрос руководителей и сотрудников службы безопасности, опрос персонала магазинов ТРЦ, и проанализировать полученные результаты. Выбор данной категории респондентов обусловлен тем, что именно от них в большинстве случаев зависит принятие решений эвакуирующимися. Методы. Для формализации процесса принятия решений и получения данных о знаниях и установках персонала ТРЦ в области организации и управления эвакуацией, выявления их количественных параметров использован метод опроса. Результаты. В ходе исследования проведен опрос руководителей и сотрудников службы безопасности (768 респондентов). Выявлены важные факты в области организации процесса эвакуации. Формализован порядок действий служащих при организации эвакуации. Установлены алгоритмы действий сотрудников службы безопасности при возникновении пожара. Область применения результатов. Полученные результаты опроса будут применены при разработке информационно-аналитической системы поддержки принятия управленческих решений при организации эвакуации из ТРЦ. Выводы. В ходе дальнейшей работы планируется внедрение полученных алгоритмов в симулятор процесса эвакуации при проведении моделирования, что позволит определить оптимальные стратегии действий по организации эвакуации людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ефимов Андрей Александрович, Шихалев Денис Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF FACTORS INFLUENCING THE BEHAVIOR OF SECURITY PERSONNEL OF SHOPPING AND ENTERTAINMENT CENTERS IN EVACUATION ORGANIZATION

Purpose. The analysis of fires and research in the field of evacuation has shown that at present there are a number of problems in evacuating people from shopping and entertainment centers, in particular, the personnel of these facilities do not always have the appropriate training, as well as practical skills required to act in case of fire. The purpose of the study is to determine the factors evacuation organization from shopping and entertainment centers. To achieve this goal it was necessary to conduct a survey of managers, security personnel, and the staff of shopping and entertainment centers, and analyze the obtained results. The choice of this category of respondents is due to the fact that in most cases they are the ones who the decision-making by evacuees depends on. Methods. To formalize the decision-making process and obtain data on knowledge and attitude of the staff of shopping and entertainment centers in the field of organizing and managing evacuation, identifying their quantitative parameters, the survey method has been used. Findings. In the course of the study, a survey of managers and the security staff members (768 respondents) was conducted. The important facts in the field of organizing evacuation process have been identified. The procedure of employees’ actions in organizing evacuation has been formalized. Algorithms for actions of security staff members in case of fire have been determined. Research application field. In the course of further work, it is planned to implement the obtained algorithms into the simulator of the evacuation process during the simulation, which will make it possible to determine the optimal strategies for organizing evacuation of people. Conclusions. In the course of further work, it is planned to implement the obtained algorithms into the simulator of the evacuation process during the simulation, which will make it possible to determine the optimal strategies for organizing evacuation of people.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПОВЕДЕНИЕ СОТРУДНИКОВ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭВАКУАЦИИ»

БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА

LABOR SAFETY

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 614.842

DOI 10.25257/FE.2022.3.63-72

® А. А. ЕФИМОВ1, Д. В. ШИХАЛЕВ1

1 Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

Оценка факторов, влияющих на поведение сотрудников службы безопасности торгово-развлекательных центров

при организации эвакуации

АННОТАЦИЯ

Тема. Анализ пожаров и исследований в области эвакуации показал, что в настоящее время существует ряд проблем при эвакуации людей из торгово-развлекательных центров (ТРЦ), в частности, персонал данных объектов не всегда имеет соответствующую подготовку, а также практические навыки действий при возникновении пожара. Целью исследования является установление факторов, влияющих на организацию эвакуации из ТРЦ. Для достижения поставленной цели необходимо было провести опрос руководителей и сотрудников службы безопасности, опрос персонала магазинов ТРЦ, и проанализировать полученные результаты.

Выбор данной категории респондентов обусловлен тем, что именно от них в большинстве случаев зависит принятие решений эвакуирующимися.

Методы. Для формализации процесса принятия решений и получения данных о знаниях и установках персонала ТРЦ в области организации и управления эвакуацией, выявления их количественных параметров использован метод опроса.

Результаты. В ходе исследования проведен опрос руководителей и сотрудников службы безопасности (768 респон-

дентов). Выявлены важные факты в области организации процесса эвакуации. Формализован порядок действий служащих при организации эвакуации. Установлены алгоритмы действий сотрудников службы безопасности при возникновении пожара.

Область применения результатов. Полученные результаты опроса будут применены при разработке информационно-аналитической системы поддержки принятия управленческих решений при организации эвакуации из ТРЦ.

Выводы. В ходе дальнейшей работы планируется внедрение полученных алгоритмов в симулятор процесса эвакуации при проведении моделирования, что позволит определить оптимальные стратегии действий по организации эвакуации людей.

Ключевые слова: эвакуация, массовое пребывание людей, поведение при пожаре, противопожарный инструктаж, анкетирование, планировка, путь эвакуации, алгоритм действий

© A.A. EFIMOV1, D.V. SHIKHALEV1

1 State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

Assessment of factors influencing the behavior of security personnel of shopping and entertainment centers

in evacuation organization

ABSTRACT

Purpose. The analysis of fires and research in the field of evacuation has shown that at present there are a number of problems in evacuating people from shopping and entertainment centers, in particular, the personnel of these facilities do not always have the appropriate training, as well as practical skills required to act in case of fire. The purpose of the study is to determine the factors evacuation organization from shopping and entertainment centers. To achieve this goal it was necessary to conduct a survey of managers, security personnel, and the staff of shopping and entertainment centers, and analyze the obtained results.

The choice of this category of respondents is due to the fact that in most cases they are the ones who the decision-making by evacuees depends on.

Methods. To formalize the decision-making process and obtain data on knowledge and attitude of the staff of shopping

and entertainment centers in the field of organizing and managing evacuation, identifying their quantitative parameters, the survey method has been used.

Findings. In the course of the study, a survey of managers and the security staff members (768 respondents) was conducted. The important facts in the field of organizing evacuation process have been identified. The procedure of employees' actions in organizing evacuation has been formalized. Algorithms for actions of security staff members in case of fire have been determined.

Research application field. In the course of further work, it is planned to implement the obtained algorithms into the simulator of the evacuation process during the simulation, which will make it possible to determine the optimal strategies for organizing evacuation of people.

Conclusions. In the course of further work, it is planned to implement the obtained algorithms into the simulator

FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2022. No. 3

of the evacuation process during the simulation, which will make it possible to determine the optimal strategies for organizing evacuation of people.

Key words: evacuation, mass stay of people, behavior in case of fire, fire-fighting instruction, survey, planning, evacuation route, algorithm of actions

ВВЕДЕНИЕ

Увеличение количества ежегодно вводимых в эксплуатацию зданий торгового назначения, а также усложнение их объёмно-планировочных решений определяет необходимость повышения уровня пожарной безопасности людей, находящихся на данных объектах. При возникновении пожара одним из основных мероприятий обеспечения безопасности посетителей в торгово-развлекательных центрах является организация своевременной и беспрепятственной эвакуации.

Результаты исследований [1-4], проведённых в разных странах, свидетельствуют о том, что при получении сигнала о пожаре человек не сразу приступает к эвакуации. Первые действия зачастую приводят к задержке времени начала эвакуации, которое может достигать относительно высоких значений. Например, при учебной эвакуации в жилом здании оно составило 8,6 мин [5], а при пожаре в здании Всемирного торгового центра -25,6 мин [6]. Решающую роль при эвакуации зачастую оказывают эффективные действия персонала решающую роль при эвакуации. От них зависит время начала движения к выходам, выбор маршрута движения, эмоциональное состояние посетителей и т. п.

Анализ пожаров и неанонсированных эва-куаций показал, что персонал не всегда подготовлен и обучен, практическим навыкам действий при возникновении пожара [7-10]. Ранее авторами были определены субъекты управления организацией эвакуации из ТРЦ руководитель и сотрудники службы безопасности, а также персонал магазинов (менеджеры, продавцы-консультанты, кассиры). Именно от данных категорий работников в большинстве случаев зависит принятие решений эвакуирующимися.

Целью исследования является установление факторов, влияющих на организацию эвакуации из торгово-развлекательных центров. Для достижения поставленной цели необходимо проведение опроса представленных выше категорий персонала. Проведённое исследование состоит из двух частей: опрос руководителя и сотрудников службы безопасности, а также опрос персонала магазинов торгово-развлекательных центров. В данной работе представлены результаты первой части исследования.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Опрос сотрудников службы безопасности ТРЦ проведён в соответствии с ранее предложенной методикой, которая представлена в работе [11]. С учётом опыта проведения подобных исследований сформулированы следующие основные этапы:

- формулировка цели и задач опроса;

- разработка опросной анкеты;

- подбор респондентов в соответствии с их компетенциями;

- распространение и сбор анкет;

- обработка полученных данных;

- интерпретация полученных результатов для лиц, принимающих решение.

Сбор данных осуществлялся по специально разработанной опросной анкете, состоящей из 35 вопросов, направленных на выявление особенностей поведения при получении сигнала о пожаре и текущих способах организации и управления эвакуацией посетителей ТРЦ. Исследование проводилось в период с января по июнь 2021 года на территории Российской Федерации в зданиях торгово-развлекательных центров. Опрос осуществлялся индивидуально с каждым респондентом из рассматриваемой категории (руководитель и сотрудники службы безопасности). Графически структура системы управления в ТРЦ представлена на рисунке 1.

Ответы на вопросы вносились в автоматизированную форму, обобщались в итоговую таблицу и впоследствии анализировались. Необходимый размер репрезентативной выборки, определённый в работе [11], составил 384 респондента на каждую категорию персонала. Всего было опрошено 768 респондентов (руководители и сотрудники службы безопасности). Информация, характеризующая социальный портрет интервьюируемых, представлена в таблице 1.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что большинство сотрудников службы безопасности — мужчины с техническим образованием (67 %), более половины из которых (55 %) имеют возраст от 45 до 60 лет. Для оценки влияния

Диаграмма распределения ответов респондентов на вопрос: «Проводятся ли в торгово-развлекательных центрах полноценные практические тренировки по эвакуации людей?» представлена на рисунке 2.

Рисунок 1. Структура системы управления в ТРЦ: I - руководитель объекта; II - руководитель магазина ТРЦ; III - руководитель службы безопасности; 1 - старший менеджер магазина; 2, 3 - сотрудники магазина; 4 - старший смены охраны ТРЦ; 5, 6 - сотрудники службы безопасности; 7 - оператор мониторной комнаты Figure 1. The structure of the management system in the shopping and entertainment center: 1 - head of the facility; 2 - head of the shopping and entertainment center; 3 - head of the security service; 4 - the senior manager of the store; 5 - the store staff; 6 - the senior security guard of the mall; 7 - security staff; 8 - the operator of the monitor room

Таблица 1 (Table 1)

Социальный портрет интервьюируемых Social profile of interviewees

Параметр Значение, %

Пол Мужчина 92

Женщина 8

Общее 27

Уровень образования Среднее специальное 49

Высшее 24

Направление Техническое 67

подготовки Гуманитарное 33

18-25 3

Возрастная 25-45 38

категория 45-60 55

Свыше 60 4

До 1 года 11

Опыт работы От 1 до 3 лет 18

Свыше 3 лет 71

Практически все сотрудники службы безопасности (97 %) утверждают, что они своевременно проходят противопожарный инструктаж, и с ними периодически проводятся практические тренировки по эвакуации людей из здания, что соответствует требованиям действующих правил

Рисунок 2. Ответы респондентов на вопрос: «Проводятся ли полноценные практические тренировки по эвакуации людей из здания?»:

■ - да, тренировки проходят в полном объёме; ■ - нет, тренировки имеют формальный характер;

■ - практические тренировки не проводились Figure 2. Respondents' answers to the question:

"Are there full-scale practical trainings on evacuating people from the building?": ■ - yes, the trainings are held in full; ■ - no, the trainings are formal; ■ - practical trainings were not conducted

(Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1 479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее ППР)).

Анализ рисунка 3 показал, что только 11 % респондентов имеют опыт работы до 1 года. Важно отметить, что у подавляющего числа сотрудников службы безопасности (71 %) опыт работы в данном направлении составляет более 3 лет, что позволяет сделать вывод о том, что они в достаточной мере ознакомлены с планировкой объекта, знают

Рисунок 3. Опыт работы респондентов в данном направлении:

■ - до 1 года; ■ - от 1 до 3 лет; ■ - свыше 3 лет Figure 3. Respondents' work experience in this area:

■ - up to 1 year; ■ - from 1 to 3 years; ■ - over 3 years

FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2022. No. 3

месторасположение эвакуационных выходов и первичных средств пожаротушения.

Результаты опроса позволяют сделать вывод, что сотрудники службы безопасности достаточно проинформированы о том, что при возникновении пожара на объекте их непосредственной задачей будет являться организация эвакуации посетителей торгово-развлекательных центров. Лишь небольшое количество респондентов (3 %) не считают своей обязанностью организацию эвакуации людей при пожаре.

Однако установлено, что 97 % интервьюеров никогда не сталкивались с реальной обстановкой пожара, что подтверждается исследованием [12]. Данный факт может негативно отразиться на их поведении при пожаре. Поэтому вопрос качественной подготовки сотрудников службы безопасности к действиям по организации эвакуации является одним из наиболее приоритетных.

Большинство сотрудников службы безопасности (78 %) уверены, что посетителям известен порядок действий в случае пожара в ТРЦ. В то же время результаты исследования [13] свидетельствуют об обратном посетители не владеют информацией о месторасположении эвакуационных выходов и недостаточно знакомы с планировкой объекта. Таким образом, возникает определённое противоречие - сотрудники службы безопасности считают, что посетители знают, что делать при пожаре, в то время как посетители будут ожидать указаний от персонала.

В рамках индивидуального интервьюирования сотрудники службы безопасности без затруднений называли эвакуационные выходы из здания с их примерным ориентиром. А полученные результаты опроса показали, что 99 % служащих знают план эвакуации из здания, что может быть связано со знанием планировки ТРЦ и опытом работы в данном месте. Так, на вопрос о том, насколько вы знакомы с планировкой здания, получены следующие данные:

59,9 % — полностью знакомы;

35,7 % — довольно хорошо знакомы;

4,4 % — малознакомы.

В таблице 2 обобщены данные о действиях сотрудников службы безопасности при возникновении пожара. Необходимо было указать, каким будет их первое действие при срабатывании пожарной сигнализации. При этом рассматривались две ситуации:

1. Охранник находится непосредственно в той зоне, где сработала пожарная сигнализация.

2. Сигнал сработал вне зоны ответственности сотрудника службы безопасности.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что поведение сотрудника службы безопасности при срабатывании пожарной сигнализации зависит от зоны, где он находится. Данный факт подтверждался ранее в исследовании [7], где авторами проведён детальный анализ действий персонала в рамках пяти неанонсированных эвакуаций. Полученные в ходе опроса данные показали, что большинство служащих приступят к эвакуации посетителей, однако если сигнал сработает не в зоне их ответственности, вероятность этого действия снижается (48,4 %). Важно отметить, что 12,8 % сотрудников службы безопасности (50 респондентов) в такой ситуации покинут здание, а остальная часть сотрудников будет звонить в пожарную охрану (20,1 %), искать дополнительную информацию (11,2 %), обсуждать возникшую ситуацию с коллегами (6 %) и т. д. Данный факт можно объяснить тем, что персонал стремится получить более точную информацию перед тем, как начать активные действия по эвакуации людей. Такое поведение противоречит требованиям ППР, согласно которым при обнаружении пожара или признаков горения в здании необходимо сначала сообщить в пожарную охрану, а затем принять меры по эвакуации людей.

В рамках исследования была получена информация о поведении сотрудников службы

Таблица 2 (Table 2)

Первые действия сотрудников охраны при активации сирены пожарной сигнализации The first actions of the security personnel when the fire alarm siren is activated, taking into account the zone in which they were

Значение, %

Действия сотрудников Если пожарная сигнализация сработала непосредственно в той зоне, где они находились Если пожарная сигнализация сработала в другой зоне

Эвакуировать посетителей 65,6 48,4

Сообщить в пожарную охрану 17,7 20,1

Ждать/искать дополнительную информацию 9,1 11,2

Покинуть здание 3,6 12,8

Исследовать территорию (выявить причину) 1,6 0,6

Дать указания коллегам 1,3 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сообщить старшему смены 0,8 0,8

Игнорировать 0,3 0,3

безопасности при обнаружении пламени/дыма на путях эвакуации. Результаты опроса представлены в таблице 3.

Анализ данных показал, что на принятие решений во время эвакуации людей больше влияет наличие дыма, чем видимое пламя. При обнаружении дыма на путях эвакуации действия сотрудников службы безопасности скорее будут направлены на использование другого эвакуационного выхода (93,8 %), а небольшая часть служащих приступят к тушению пожара (3,9 %). Что касается поведения при обнаружении пламени на путях эвакуации, то процент персонала, который приступит к тушению пламени, гораздо выше (13,5 %). Также стоит отметить, что незначительное число служащих (2,9 %) в такой ситуации запросят помощь. Это может означать, что они оценили ситуацию как слишком сложную для них и решили, что для эффективного контроля ситуации им нужна помощь коллег.

В ходе опроса необходимо было установить наличие в ТРЦ согласованного плана действий по эвакуации людей. Так, на вопрос об этом получены следующие данные:

95,6 % - да, есть утверждённая инструкция;

4,2 % - да, есть устная договорённость с коллегами;

0,2 % - нет.

Полученные данные свидетельствуют о том, что на объектах существуют инструкции для персонала о действиях по эвакуации людей. Однако анализ содержания инструкций показал, что они разъясняют действия персонала при пожаре, но не порядок действий по организации эвакуации. В них не установлена степень участия персонала в процессе эвакуации, не определены задачи служащих по организации такого процесса даже в общем виде. Существующие инструкции нуждаются в существенной переработке. Это подтверждается тем, что на вопрос «На основании какой информации Вы будете производить действия по организации эвакуации» лишь 0,3 % персонала готовы строго придерживаться инструкции по эвакуации. Ответы респондентов представлены в таблице 4.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что большая часть сотрудников службы безопасности возлагает все управленческие решения по организации эффективной эвакуации посетителей на одного человека - старшего смены охраны на объекте. Конечно, в случае такой экстремальной ситуации, как пожар, одному человеку будет тяжело быстро оценить ситуацию в целом здании и принять верное управленческое реше-

Таблица 3 (Table 3) Действия сотрудников охраны при обнаружении пламени/дыма на путях эвакуации Actions of the security personnel when flame/smoke is detected on the evacuation routes

Действия сотрудников Значение, %

Если пожарная сигнализация сработала непосредственно в той зоне, где они находились Если пожарная сигнализация сработала в другой зоне

Использование другого эвакуационного выхода 82 93,8

Попытка потушить пожар 13,5 3,9

Запрос помощи 2,9 -

Другое 1,6 2,3

Таблица 4 (Table 4) Информация, на основе которой персонал будет производить эвакуацию людей Information on the basis of which the staff will evacuate people

Источник информации Значение, %

Указания старшего смены 60,7

Указания старшего смены и инструкция по эвакуации ТРЦ 22,1

Собственное мнение 6,8

Собственное мнение и указания старшего смены 5,7

Затрудняюсь ответить 3,1

Указания старшего смены + + имеющийся план эвакуации 0,5

Собственное мнение + мнение окружающих 0,5

Инструкция по эвакуации 0,3

Мнение окружающих 0,3

ние по организации эвакуации людей. Поэтому важно разработать такую инструкцию действий персонала торгово-развлекательных центров по организации своевременной эвакуации людей, в которой будет чётко определён алгоритм действий и степень участия каждого сотрудника в этом процессе в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Опрос сотрудников службы безопасности подтверждает, что на данный момент лишь незначительная часть служащих знает, как действовать в таких ситуациях.

FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2022. No. 3

Информация о порядке выбора сотрудниками службы безопасности пути движения, по которому будет организована эвакуация, представлена в таблице 5.

Результаты ответов свидетельствуют о том, что практически все сотрудники службы безопасности (90 %) придерживаются выбора ближайшего пути эвакуации. Однако такой подход может привести к образованию высокой плотности скопления людей и, как следствие, к увеличению времени эвакуации. В исследовании [14] был предложен алгоритм безопасного маршрута эвакуации, который зависит от таких показателей, как плотность людского потока, опасный фактор пожара и длина маршрута. Установлено, что применение предложенного подхода к управлению эвакуацией людей при пожаре позволяет уменьшить время эвакуации до 64 % за счёт равномерного распределения людей к эвакуационным выходам и отсутствия образования скоплений людей высокой плотности [14]. Таким образом, выбор ближайшего пути эвакуации может привести к увеличению её времени и не всегда целесообразен.

Респондентам предлагалось ответить на вопрос о процессе управления людьми во время эвакуации. Диаграмма распределения ответов отображена на рисунке 4.

Данные, представленные на рисунке 4, демонстрируют, что сотрудники службы безопасности управляют людьми, как правило, голосом и жестами. Однако в условиях реального пожара данные методы могут быть неэффективны. Жесты служащих не всегда могут быть заметны и понятны посетителям. Для более интенсивного воздействия на эвакуируемых необходимо применение специальных технических средств, к примеру, ручных громкоговорителей. Важно отметить, что управленческие решения сотрудников службы безопасности не должны противоречить содержанию специальных текстов системы организации и управления эвакуацией во всех зонах пожарного оповещения. Для достижения согласованности в их действиях необходимо проведение инструктажей. При учебных эвакуациях следует использовать ручные громкоговорители (мегафоны). Результаты опроса показали, что лишь 22 % респондентов будут применять подобные технические средства. Это, скорее, связано с наличием данных устройств на объекте.

Метод «роль ведущего» заключается в том, что служащий выбирает группу посетителей и следует с ними до эвакуационного выхода из здания. Данный способ выбрали лишь 9,5 % сотрудников охраны. Основная их часть готова указывать жес-

Таблица 5 (Table 5) Критерий выбора пути движения при организации эвакуации The criterion for choosing the route of movement in organizing evacuation

Критерий выбора Значение, %

Ближайший 90

Ближайший безопасный 3

Безопасный 2,1

Наиболее знакомый 1,6

Затрудняюсь ответить 1,3

Ближайший наиболее знакомый 0,8

Отсутствие открытого пламени и задымления 0,4

Наиболее удобный 0,4

Противоположный опасному 0,4

Способ управления людьми Голосом и силой Голосом, жестами и силой Голосом, жестами, силой и роль ведущего Роль ведущего Затрудняюсь ответить Жестами Голосом и роль ведущего с помощью Мегафона Голосом, жестами и роль ведущего с помощью Мегафона + жестов Голосом Голосом и жестами

0,4 0,5 0,5 |1 11,6

■ 3

■ 3

0 5 10 15 20 25 30 35 40 Количество респондентов, %

Рисунок 4. Ответы на вопрос «Как Вы планируете управлять людьми во время эвакуации?» Figure 4. Answers to the question "How do you plan to manage people during evacuation?"

тами и голосом на местонахождение эвакуационных выходов, что, в свою очередь, увеличивает вероятность возникновения неопределённости среди посетителей во время эвакуации. Также установлен факт, что 1,4 % персонала не исключают применение силы, если она понадобится в процессе организации эвакуации.

Поведение людей носит вероятностный характер [15-17], поэтому действия сотрудников службы безопасности в ТРЦ представлены на вероятностной основе. В рамках данного исследования процесс принятия решений формализован в виде деревьев, где инициирующим событием

5

40

Эвакуировать людей (Р = 0,27)

нЗ

Тушить пожар (Р = 0,24)

Тушить пожар (Р = 0,0

Покинуть здание (Р = 0,03) | ■►I Эвакуировать людей (Р = 0,04) »1 Конец (Р = 0,04)

Сообщить должностным лицам

(Р = 0,03)

I Эвакуировать людей (Р = 0,12) Н~"~\ ^

■►I Эвакуировать людей (Р = 0,03) Тушить пожар (Р = 0,07)

—Тушить пожар (Р = 0,03) I

Тушить пожар (Р = 0,09)

Активировать ИПР (Р = 0,03)

и;

Сообщить в пожарную охрану (Р = 0,03)

Эвакуировать людей (Р = 0,07) I

J Эвакуировать людей (Р = 0,05) L

Сообщить должностным лицам

(Р = 0,04)

Тушить пожар (Р = 0,03)

Ждать дальнейших указаний (Р = 0,06)

Сообщить в пожарную охрану (Р = 0,04)

Сообщить должностным лицам (Р = 0,03)

—Ы Эвакуировать людей (Р = 0,03) I-

Конец (Р = 0,05)

■►I Эвакуировать людей (Р = 0,06)

Конец (Р = 0,03) ■►I Эвакуировать людей (Р = 0,03)

■►I Эвакуировать людей (Р = 0,03)

Тушить пожар (Р = 0,05)

Эвакуировать людей (Р = 0,04) [■

1 Эвакуировать людей (Р = 0,03) f

-►I Тушить пожар (Р = 0,04) -►I Тушить пожар (Р = 0,03)

Встретить пожарную охрану (Р = 0,03)

Встретить пожарную охрану (Р = 0,06)

Тушить пожар (Р = 0,03) Тушить пожар (Р = 0,03)

Охрана материальных ценностей (Р = 0,05)

Тушить пожар (Р = 0,04)

Встретить пожарную охрану (Р = 0,03)

Встретить пожарную охрану (Р = 0,04)

Ждать дальнейших указаний (Р = 0,03)

Охрана материальных ценностей (Р = 0,03)

Собраться в точке сбора (Р = 0,04)

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗВАКУАЦИИ ЛЮДЕЙ

Сведем отсутствуют (направление да ьнейшего исследования)

УПРАВЛЕНИЕ ЗВАКУАЦИЕЙ ЛЮДЕЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Голосом и жестами (Р = 0,4)

Мегафон

(Р = 0,04)

Голосом (Р = 0,23)

+

Голосом и «роль ведущего» (Р = 0,03)

Мегафон + жестами (Р = 0,18)

Жестами (Р = 0,03)

Голосом, жестами + + «роль ведущего» (Р = 0,05)

Затрудняюсь ответить (Р = 0,016)

«Роль ведущего» (Р = 0,01)

Голосом, жестами, силой и «роль ведущего» (Р = 0,005)

Голосом, жестами и силой (Р = 0,005)

Голосом и силой (Р = 0,004)

Рисунок 5. Последовательность действий службы безопасности при организации и управлении эвакуацией людей Figure 5. The sequence of actions of the security personnel in organizing and managing evacuation of people

выступал сигнал о пожаре. На рисунке 5 показаны полученные алгоритмы принятия решений.

В представленных алгоритмах впервые формализован порядок действий сотрудников службы безопасности при организации эвакуации. Данные алгоритмы могут стать базовой основой для проведения исследований в области управления процессом организации эвакуации и применяться как при разработке инструкций для персонала объекта, так и при компьютерном моделировании поведения людей при пожаре.

Результаты исследований [12, 18] свидетельствуют о том, что на поведение людей

при пожаре влияют такие факторы, как пол и возраст. Например, в работе [18] авторами было установлено, что мужчины совершают больше действий, направленных на борьбу с пожаром, чем женщины, и более склонны рисковать жизнью ради спасения людей. Ввиду того, что большинство респондентов настоящего исследования составляют мужчины в возрасте от 45 до 60 лет, установить влияние пола и возраста на организацию эвакуации посетителей ТРЦ не является возможным. Для установления данной зависимости в рамках дальнейшего исследования планируется проведение дополнительного опроса.

FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2022. No. 3

В заключительной стадии опроса респондентам было предложено указать дополнительные замечания, наблюдения или предложения, связанные с задачей организации эвакуации. Неоднократно отмечалась необходимость увеличения периодичности и качества проведения тренировок по эвакуации, разграничения зоны ответственности между сотрудниками службы безопасности, а также проведения инструктажа и доведения алгоритма действий по организации эвакуации до каждого служащего перед заступлением на дежурство.

ВЫВОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЫ

Анализ отечественных и зарубежных исследований в области эвакуации людей из зданий при пожаре позволил установить, что действия персонала значительно влияют на поведение посетителей при пожаре. Для определения факторов, влияющих на организацию эвакуации людей из ТРЦ, был проведён опрос руководителей и сотрудников службы безопасности (768 респондентов).

Детальный анализ результатов опроса показал, что 97 % служащих никогда не сталкивались с реальной обстановкой пожара. Большинство из них (78 %) считает, что посетители достаточно информированы о порядке действий при эвакуа-

ции, и данный факт может негативно повлиять на рассматриваемый процесс. Полученные сведения свидетельствуют о том, что на объектах существуют инструкции по действиям персонала при эвакуации людей. Однако анализ содержания инструкций показал, что в них не изложен порядок действий по организации эвакуации, следовательно, инструкции нуждаются в существенной переработке.

Определено, что почти все сотрудники службы безопасности (90 %) склонны к выбору ближайшего маршрута движения при организации эвакуации, что не всегда является наиболее эффективным. Установлены способы управления людьми при пожаре и вероятность их применения персоналом. Формализован порядок действий сотрудников службы безопасности при организации эвакуации. Установлены алгоритмы действий сотрудников службы безопасности при возникновении пожара.

Полученные результаты будут применены при разработке информационно-аналитической системы поддержки принятия управленческих решений при организации эвакуации. В частности, в дальнейших исследованиях планируется внедрить алгоритмы в симулятор процесса эвакуации для проведения моделирования эвакуации при пожаре в торгово-развлекательных центров, что позволит определить оптимальные стратегии действий по организации эвакуации людей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Меркушкина Т. Г., Самошин Д. А, Хасуева З. С, Зыкова М. Ю. Особенности эвакуации людей из современных офисных зданий при пожаре [Электронный ресурс] // Технологии техносферной безопасности. 2015. Вып. 5 (63). С. 73-81. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26249906 (дата обращения 01.08.2022).

2. Fahy R. F, Proulx G. Toward creating a database on delay times to start evacuation and walking speeds for use in evacuation modeling // 2nd International Conference on Human Behavior in Fire. Boston. 2001. Pp. 175-184.

3. Purser D. A, Bensilum M. Quantification of behaviour for engineering design standards and escape time calculations // Safety science. 2001. Vol. 38. No. 2. Pp. 157-182.

4. Самошин Д. А, Холщевников В. В. Проблемы нормирования времени начала эвакуации // Пожаровзрывобезопасность. 2016. Т. 25, № 5. С. 37-51. DOI: 10.18322/PVB.2016.25.05.37-51

5. Proulx G, Fahy R. F. The time delay to start evacuation: review of five case studies // Fire Safety Science. 1997. Т. 5. С. 783-794.

6. Proulx G, Fahy R. Human Behaviour in the World Trade Centre Evacuation // Fire Safety Science-Proceedings of the 5th International Symposium. 1997. Pp. 713-724.

7. Шильдс Д. Т., Холщевников В. В., Самошин Д. А. Поведение персонала торговых комплексов при пожаре. Часть 1. Анализ реальных пожаров и видеозаписей неанонсированных эвакуаций с целью количественного и качественного описания влияния персонала на ход эвакуации // Пожаровзрывобезопас-ность. 2005. Т. 14, № 1. С. 44-52.

8. Шильдс Д. Т., Бойс К. Е, Холщевников В. В., Само-шин Д. А. Поведение персонала торговых комплексов при по-

жаре. Часть II. Действия в смоделированной ситуации «пожар в торговом комплексе» // Пожаровзрывобезопасность. 2005. Т. 14, № 3. С. 47-58.

9. Шильдс Т. Дж, Бойс К. Е., Самошин Д. А. Исследование эвакуации из торговых комплексов // Пожаровзрывобезопасность. 2002. Т. 11, № 6. С. 57-66.

10. Ефимов А. А. Проблемы принятия управленческих решений при организации и управлении эвакуацией людей при пожарах в торгово-развлекательных центрах // Материалы международной научно-технической конференции «Системы безопасности». 2020. № 29. С. 88-92.

11. Ефимов А. А., Шихалев Д. В., Григорян Р. А. Методика опроса персонала торгово-развлекательных центров для формализации процесса принятия решений по организации и управлению эвакуацией // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2021. №. 2. С. 54-60. D0I:10.25257/FE.2021.2.54-60

12. Дутов В. И. Психофизиологические и гигиенические аспекты деятельности человека при пожаре. М.: СЦЕМП «Защита», 1993. 202 с.

13. Carattin E. Wayfinding architectural criteria for the design of complex environments in emergency scenarios // Advanced research workshop proceedings. Santander. 2011. Pp. 209-222.

14. Шихалев Д. В., Хабибулин Р. Ш., Кемлох Вагум А. У, Крэйби М. Алгоритм определения безопасных маршрутов движения людей при пожаре [Электронный ресурс] // Технологии техносферной безопасности. 2015. Вып. 4 (62). С. 48-57. Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=25846403 (дата обращения 01.08.2022).

15. Oberijé N, Kobes M., Weges J., Post J. Fire in euroborg football stadium: analysis of human behavior // Proceedings of the Fourth International Symposium on Human Behaviour in Fire. Cambridge. 2009. Pp. 323-334.

16. Liang J. Analysis on peoples evacuating behavior during the building fire // Fire Science and Technology. 2009. Vol. 28. № 11. Pp. 866-869.

17. Brennan P. Modelling Cue Recognition and Pre-Evacuation Response // Proceedings of the 6th International Symposium on Fire Safety Science. France, University of Poitiers, 1999. Pp. 1029-1040.

18. Самошин Д. А, Истратов Р. Н. Оценка уровня противопожарной подготовки сотрудников медико-реабилитационного учреждения на примере персонала больниц // Пожаровзрывобезопасность. 2013. Т. 22, №. 4. С. 52-56.

REFERENCES

1. Merkushkina T.G., Samoshin D.A., Khasueva Z.S., Zykova M.Yu. Features evacuation of people from modern office buildings in case of fire. Tekhnologii tekhnosfernoy bezopasnosti -Technology of Technosphere Safety, 2015, no. 5(63), pp. 73-81 (in Russ.).

2. Fahy R.F., Proulx G. Toward creating a database on delay times to start evacuation and walking speeds for use in evacuation modeling. 2nd International Conference on Human Behavior in Fire. Boston. 2001, pp. 175-184.

3. Purser D.A., Bensilum M. Quantification of behaviour for engineering design standards and escape time calculations. Safety science. 2001, vol. 38, no. 2, pp. 157-182.

4. Samoshin D.A., Kholshchevnikov V.V. Problems of regulation of time to start evacuation. Pozharovzryvobezopasnost - Fire and explosion safety, 2016, vol. 25, no. 5, pp. 37-51 (in Russ.). DOI: 10.18322/PVB.2016.25.05.37-51

5. Proulx G., Fahy R.F. The time delay to start evacuation: review of five case studies. Fire Safety Science. 1997, vol. 5, pp. 783-794.

6. Proulx G., Fahy R. Human Behaviour in the World Trade Centre Evacuation. Fire Safety Science-Proceedings of the Fifth International Symposium. 1997, pp. 713-724.

7. Shilds D.T., Kholshchevnikov V.V., Samoshin D.A. Behavior of the personnel of shopping complexes in case of fire. Part I. Analysis of real fires and video recordings of unannounced evacuations in order to quantify and qualitatively describe the impact of personnel on the evacuation process. Pozharovzryvobezopasnost -Fire and Explosion Safety, 2005, vol. 14, no. 1, pp. 44-52 (in Russ.).

8. Shilds D.T., Kholshchevnikov V.V., Samoshin D.A. Behavior of the staff of shopping malls in case of fire. Part II. Actions in the simulated situation "Fire in a shopping complex". Pozharovzryvobezopasnost - Fire and Explosion Safety, 2005, vol. 14, no. 3, pp. 47-58 (in Russ.).

9. Shields T.J., Boyce K.E., Samoshin D.A. Study of evacuation from retail stores. Pozharovzryvobezopasnost - Fire and Explosion Safety, 2002, vol. 11, no. 6, pp. 57-66 (in Russ.).

10. Efimov A.A. Problems of management decision making in organization and management of evacuation of people in the fire

in shopping and entertainment centers. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-tekhnicheskoi konferentsii "Sistemy bezopasnosti" (Proceedings of International Scientific-Technical Conference "Safety Systems"), 2020, no 29, pp. 88-92 (in Russ.).

11. Efimov A.A., Shikhalev D.V., Grigoryan RA Survey procedure of shopping and entertainment centers staff for formalizing the decision-making process on the organization and evacuation management. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya - Fire and Emergencies: Prevention, Elimination, 2021, no. 2, pp. 54-60 (in Russ.). DOI: 10.25257/FE.2021.2.54-60

12. Dutov V.I. Psikhofiziologicheskie i gigienicheskie aspekty deiatelnosti cheloveka pri pozhare [Psychophysiological and hygienic aspects of human activity in case of Fire]. Moscow, SCEMP "Protection" Publ., 1993. 202 p.

13. Carattin E. Wayfinding architectural criteria for the design of complex environments in emergency scenarios. Advanced research workshop proceedings. Santander. 2011, pp. 209-222 (in Russ.).

14. Shikhalev D.V., Khabibulin R.Sh., Kemloh Wagoum A.U., Chraibi M. Algorithm of definition of the safest routes in case of fire. Tekhnologii tekhnosfernoy bezopasnosti - Technology of Technosphere Safety, 2015, no. 4, pp. 48-57 (in Russ.).

15. Oberijé N. et al. Fire in euroborg football stadium: analysis of human behavior. Proceedings of the Fourth International Symposium on Human Behaviour in Fire. Cambridge. 2009, pp. 323-334.

16. Liang J. Analysis on people's evacuating behavior during the building fire. Fire Science and Technology. 2009, vol. 28, no 11, pp. 866-869.

17. Brennan P. Modelling Cue Recognition and Pre-Evacuation Response. Proceedings of the Sixth International Symposium on Fire Safety Science. France, University of Poitiers Publ., 1999, pp. 1029-1040.

18. Samoshin D.A., Istratov R.N. An evaluation of medical personnel fire training base on example of hospital staff. Pozharovzryvobezopasnost - Fire and Explosion Safety, 2013, vol. 22, no. 4, pp. 52-56 (in Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ Андрей Александрович ЕФИМОВ Н

Адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров,

Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация

SPIN-код: 8359-3361

AuthorlD: 1024424

ORCID: 0000-0003-9023-1518

Н supportsystem.01@rambler.ru

Денис Владимирович ШИХАЛЕВ

Кандидат технических наук,

начальник научно-исследовательского отдела учебно-научного комплекса

автоматизированных систем и информационных технологий,

Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация

SPIN-код: 5753-5600

AuthorlD: 693266

ORCID: 0000-0003-2205-0706

Scopus ID: 56203665400

Researcher ID: B-2878-2016

evacsystem@gmail.com

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Andrey A. EFIMOV H

Postgraduate student of research and teaching staff training faculty,

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation

SPIN-KOA: 8359-3361

AuthorlD: 1024424

ORCID: 0000-0003-9023-1518

H supportsystem.01@rambler.ru

Denis V. SHIKHALEV

PhD in Engineering,

Head of the Research Department of the educational

and scientific complex of automated systems and information technologies,

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation

SPIN-KOA: 5753-5600

AuthorlD: 693266

ORCID: 0000-0003-2205-0706

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Scopus ID: 56203665400

Researcher ID: B-2878-2016

evacsystem@gmail.com

FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2022. No. 3

Поступила в редакцию 27.05.2022 Принята к публикации 20.07.2022

Received 27.05.2022 Accepted 20.07.2022

Для цитирования:

Ефимов А. А, Шихалев Д. В. Оценка факторов, влияющих на поведение сотрудников службы безопасности торгово-развлекательных центров при организации эвакуации // Пожары и чрезвычайные ситуации: предупреждение, ликвидация. 2022. № 3. С. 63-72. Э01:10.25257^Е.2022.3.63-72

For citation:

Efimov A.A., Shikhalev D.V. Assessment of factors Influencing

the behavior of security personnel of shopping

and entertainment centers in evacuation organization.

Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya -

Fire and emergencies: prevention, elimination, 2022, no. 3, pp. 63-72.

DO1:10.25257/FE.2022.3.63-72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.