Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ФАКТОРОВ МАКРОСРЕДЫ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО УПРАВЛЕНИЯ СПРОСОМ НА ПОТРЕБЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И ГАЗА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ'

ОЦЕНКА ФАКТОРОВ МАКРОСРЕДЫ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО УПРАВЛЕНИЯ СПРОСОМ НА ПОТРЕБЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И ГАЗА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ СПРОСОМ / КОМПЛЕКСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СПРОСОМ / ПОТРЕБЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ / ПОТРЕБЛЕНИЕ ГАЗА / PESTEL-АНАЛИЗ / МАКРОСРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дзюба А.П.

Актуальность представленного исследования определяется потребностью экономики России во внедрении передовых методов повышения энергетической эффективности, одним из которых является система управления спросом на потребление электроэнергии и газа. Цель работы - выявить комплекс факторов макросреды, оказывающих ограничивающее влияние на внедрение комплексной системы управления спросом на потребление электроэнергии и природного газа в масштабах экономики России. Методы исследования: метод анализа, синтеза, аналитической группировки. Опираясь на PESTEL-анализ, автором была выполнена классификация всего спектра факторов по шести категориям: политические, экономические, социокультурные, технологические, экологические и правовые. Для каждого фактора на основе четырёх признаков степени значимости была определена степень влияния на проект введения системы управления спросом. На основе матрицы влияния все факторы были проранжированы по степени влияния и вероятности наступления и распределены по приоритетам влияния (высокий, средний и низкий). Для факторов высокого и среднего приоритета были разработан комплекс упреждающих воздействий, включающий административно-контрольные, нормативно-правовые и инновационные мероприятия. Выявленные факторы, а также их детальный анализ и классификация составляют основу для разработки методологического обеспечения комплексной модели управления спросом на потребление электроэнергии и газа в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF MACRO ENVIRONMENT FACTORS AFFECTING THE IMPLEMENTATION OF THE COMPLEX DEMAND MANAGEMENT SYSTEM ON THE CONSUMPTION OF ELECTRIC ENERGY AND GAS ON THE TERRITORY OF RUSSIA

The relevance of the presented research is determined by the demand of the Russian economy in the implementation of advanced methods for improving energy efficiency, one of which is the demand management system for electricity and gas consumption. Objective: to identify a set of macroenvironmental factors that have a limiting effect on the implementation of an integrated demand management system for the consumption of electricity and natural gas in the scale of the Russian economy. Research methods: method of analysis, synthesis, analytical grouping. Results of the research: Based on the PESTEL-analysis, the author carried out a classification of the entire spectrum of factors into six categories: political, economic, socio-cultural, technological, environmental and legal. For each factor, on the basis of four signs of degree of importance, the degree of influence on the project of introducing a demand management system was determined. Based on the influence matrix, all factors were ranked by degree of influence and probability of occurrence and were prioritized (high, medium and low). For the factors of high and medium priority, a complex of preemptive actions was developed, including administrative control, regulatory and innovative measures. The identified factors, as well as their detailed analysis and classification, form the basis for the development of methodological support for an integrated demand management model for electricity and gas consumption in Russia.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ФАКТОРОВ МАКРОСРЕДЫ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО УПРАВЛЕНИЯ СПРОСОМ НА ПОТРЕБЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И ГАЗА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ»

УДК 332.1; 338.4

doi:10.52210/2224669X_2021_2_74

ОЦЕНКА ФАКТОРОВ МАКРОСРЕДЫ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО УПРАВЛЕНИЯ СПРОСОМ НА ПОТРЕБЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И ГАЗА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

А.П. Дзюба

Аннотация. Актуальность представленного исследования определяется потребностью экономики России во внедрении передовых методов повышения энергетической эффективности, одним из которых является система управления спросом на потребление электроэнергии и газа. Цель работы - выявить комплекс факторов макросреды, оказывающих ограничивающее влияние на внедрение комплексной системы управления спросом на потребление электроэнергии и природного газа в масштабах экономики России. Методы исследования: метод анализа, синтеза, аналитической группировки. Опираясь на PESTEL-анализ, автором была выполнена классификация всего спектра факторов по шести категориям: политические, экономические, социокультурные, технологические, экологические и правовые. Для каждого фактора на основе четырёх признаков степени значимости была определена степень влияния на проект введения системы управления спросом. На основе матрицы влияния все факторы были проранжированы по степени влияния и вероятности наступления и распределены по приоритетам влияния (высокий, средний и низкий). Для факторов высокого и среднего приоритета были разработан комплекс упреждающих воздействий, включающий административно-контрольные, нормативно-правовые и инновационные мероприятия. Выявленные факторы, а также их детальный анализ и классификация составляют основу для разработки методологического обеспечения комплексной модели управления спросом на потребление электроэнергии и газа в России.

Ключевые слова: энергоэффективность, энергосбережение, управление спросом, комплексное управление спросом, потребление электроэнергии, потребление газа, PESTEL-анализ, макросреда.

ESTIMATION OF MACRO ENVIRONMENT FACTORS AFFECTING THE IMPLEMENTATION OF THE COMPLEX DEMAND MANAGEMENT SYSTEM ON THE CONSUMPTION OF ELECTRIC ENERGY AND GAS ON THE TERRITORY OF RUSSIA

A.P. Dziuba

Abstract. The relevance of the presented research is determined by the demand of the Russian economy in the implementation of advanced methods for improving

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

energy efficiency, one of which is the demand management system for electricity and gas consumption. Objective: to identify a set of macroenvironmental factors that have a limiting effect on the implementation of an integrated demand management system for the consumption of electricity and natural gas in the scale of the Russian economy. Research methods: method of analysis, synthesis, analytical grouping. Results of the research: Based on the PESTEL-analysis, the author carried out a classification of the entire spectrum of factors into six categories: political, economic, socio-cultural, technological, environmental and legal. For each factor, on the basis of four signs of degree of importance, the degree of influence on the project of introducing a demand management system was determined. Based on the influence matrix, all factors were ranked by degree of influence and probability of occurrence and were prioritized (high, medium and low). For the factors of high and medium priority, a complex of preemptive actions was developed, including administrative control, regulatory and innovative measures. The identified factors, as well as their detailed analysis and classification, form the basis for the development of methodological support for an integrated demand management model for electricity and gas consumption in Russia.

Keywords: energy efficiency, energy saving, demand management, integrated demand management, electricity consumption, gas consumption, PESTEL analysis, macroenvironment.

Одним из базовых направлений стратегического инновационного развития большинства стран мира является реализация политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности [16; 17]. Мероприятия в области повышения энергетической эффективности, в свою очередь, делятся на производственно-технические (основанные на применении энергопотребляющего оборудования с более высоким КПД) и организационно-экономические (основой которых является повышение эффективности потребления энергоресурсов за счет применения более совершенных форм управления технологическими процессами обращения энергетических ресурсов) [3].

Одним из наиболее эффективных и распространенных организационно-экономических методов повышения энергетической эффективности является управление спросом на потребление электрической энергии [5; 9].

Управление спросом на потребление электрической энергии является инициативной формой экономического взаимодействия между субъектами электроэнергетики и потребителей электриче-

ской энергии, направленного на выравнивание графиков спроса на электропотребление конечных потребителей, приводящее к снижению совокупных затрат на обеспечение конечной стоимости электрической энергии [6]. В мире управление спросом обозначается терминами Energy demand management, demand-side management или demand-side response [18; 21]. Методы и модели управления спросом на потребление электрической энергии применяется более чем в 30 странах мира, таких как США, Канада, страны Европейского Союза, Австралия, Япония, Бразилия и пр. [15; 19; 20].

Учитывая специфику электроэнергетики и экономик стран мира, характер применяемых методов и моделей управления спросом является различным. Применительно к особенностям управления спросом к специфике электроэнергетики и экономик стран мира можно отнести следующие:

- общий объем спроса на электропотребление [4];

- характеристики неравномерности спроса на электропотребление на разных временных периодах [1];

- структура потребителей электроэнергии, формирующих параметры спроса [11];

- структура генерирующих мощностей электроэнергии, обеспечивающих покрытие нагрузки [2];

- факторы, влияющие на параметры спроса на электропотребление;

- взаимосвязь спроса на электропотребление со спросом на смежные виды энергоресурсов;

В России, несмотря на существенный потенциал повышения энергетической эффективности посредством применения механизма управления спросом на электропотребление, модели и методы управления спросом находятся на начальном этапе обсуждения общих направлений концепции. При этом, ученые СССР еще в начале 1930-х гг. выполняли исследования, направленные на повышение экономичности функционирования строящейся союзной энергосистемы посредством формирования в энергосистеме потребителей-регуляторов нагрузки. Среди ученых того времени, посвятивших свои исследования выравниванию графиков электрической нагрузки, можно выделить С.А. Кукель-Краевского [12], Б.А. Гуревича [7], Б.И. Кикодзе [8]. Из-за необходимости выхода на высокие темпы

промышленного роста после Великой Отечественной войны, задача выравнивания графиков электроэнергии была отложена.

В период СССР было достаточно много исследований, посвященных выравниванию графиков спроса на газ. Среди таких работ можно выделить труды ученых Л.А. Мелентьева [13], Б.А. Козырева [10], В.А. Смирнова [14].

В процессе анализа экономических, региональных и технологических параметров потребления энергоресурсов в России было выявлено, что параметры потребления природного газа в России во многом сходны с аналогичным факторами потребления электрической энергии. На рисунке 1 представлена диаграмма параметров посуточного спроса на потребление электроэнергии за 2017 г., а на рисунке 2 - диаграмма посуточного спроса на потребление природного газа электрогенерацией России за 2017 г. Как видно из графиков, характеристики спроса на электроэнергию и природный газ имеют существенную схожесть, что вызвано наличием единых

3 500000 -

МВтч 3 000 000 -

2 500 000 -

2 000 000 ■

1500 000 ■

1000000

янв. февр. март апр. май июнь июль авг. сент. окт. ноя. дек.

Рисунок 1. График посуточного спроса на потребление электроэнергии в России за 2017 г. (масштабы изменены)

600 ООО

500 ООО

400 000

300 ООО

200 ООО

100 ООО

тыс.куб. м

V к / V

к Ч/ ч / / "V

\ А р

1 (Мп, 1

т- - - - - - - - - - -1

янв. февр. март апр. май июн. июль авг. сент. окт. ноя. дек.

Рисунок 2. Посуточное спроса на потребление природного газа электрогенерацией в России за 2017 г.

потребителей электроэнергии и природного газа, общностью состава влияющих факторов, а также взаимозависимостью спроса на электроэнергию и природный газ.

Также, учитывая высокие затраты потребления природного газа в рамках экономики России и высокую долю потребления природного газа на выработку электроэнергии, выравнивание спроса на потребление электроэнергии позволит выровнять спрос на потребление природного газа, и наоборот, что подчеркивает их взаимное влияние и возможность комплексного управления спросом данными энергоресурсами, что позволит увеличить экономический эффект от выравнивания графиков (рисунок 3).

Учитывая то, что электроэнергетика и газовая промышленность России охватывают все сферы деятельности национальной экономики и участвуют во всех социально-экономических процессах, одним из базовых направлений анализа препятствий на пути к внедрению

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Рисунок 3. Структура потребления первичных энергоресурсов

экономикой России а) общая структура потребления первичных энергоресурсов; б) структура потребления природного газа

системы управления спросом на потребление энергетических ресурсов является оценка факторов макросреды.

Одним из эффективных инструментов анализа макросреды любого проекта является PESTEL-анализ - это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) технологических (Technological), экоологических (Ecological) и правовых (Legal) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании либо на отдельный проект.

В таблице 1 представлены систематизированные автором факторы влияния макросреды России на введение системы комплексного управления спросом на потребление электроэнергии и природного газа (УС). Как видно из перечня выявленных факторов, их количество достаточно существенно в каждой категории влияния, за исключением блока экологических факторов, так как со стороны экологической среды нет препятствий на внедрение системы управления спросом.

Таблица 1

Факторы влияния макросреды России на введение системы комплексного управления спросом (УС) на потребление электроэнергии и природного газа

Political Политическая среда Economic Экономическая среда Social-Culture Социокультурная среда

- зависимость отраслей электроэнергетики и газовой промышленности от государственных механизмов регулирования; - возможное принятие регулятивных решений в пользу тех или иных субъектов электроэнергетики либо газовой промышленности; - возможное влияние отдельных субъектов электроэнергетики на сдерживание введения системы УС через политические ресурсы; - возможное влияние субъектов газовой инфраструктуры на сдерживание введения системы УС через политические ресурсы - снижение прибыли у отдельных субъектов электроэнергетики и газовой промышленности в результате УС; - возможность повышения величины затрат на закупку электроэнергии и газа отдельных потребителей; - усложнение процессов расчетов стоимости производства продукции и оказания услуг в структурах отраслей электроэнергетики и газовой промышленности; - возможность компенсации снижения затрат субъектов электроэнергетики и газовой промышленности за счет других резервов - отсутствие у потребителей культуры контроля затрат на закупку электроэнергии и газа; - отсутствие у потребителей энергоресурсов механизмов управления собственным спросом на потребление электроэнергии и газа; - отсутствие у промышленных предприятий управленческих взаимосвязей между энергетическими службами и производственными подразделениями, при помощи которых производится управление спросом

Technological Технологическая среда Ecological Экологическая среда Legal Правовая среда

- отсутствие на уровне Единой энергосистемы России и Единой системы газоснабжения России требуемых технических средств управления спросом; - отсутствие у потребителей электроэнергии и газа технических средств контроля и управления собственным спросом на потребление энергоресурсов; - отсутствие технической возможности регулирования собственных графиков нагрузки у потребителей электроэнергии; - возможное снижение параметров надежности системы электроснабжения и газоснабжения на различных уровнях управления - управление спросом на потребление электроэнергии и газа не оказывает негативного влияния на экологическую среду - отсутствие нормативно-правовой базы управления спросом; - необходимость интегрирования нормативно-правовой базы управления спросом с действующими нормативными актами в области электроэнергетики и газоснабжения; - необходимость пересмотра механизмов оптового рынка электроэнергии; - необходимость пересмотра политики тарифного регулирования и контроля вследствие введения механизмов УС

Каждый из перечисленных факторов был проанализирован по признаку степени значимости влияния на проект. Анализ проводился по следующим критериям: по времени влияния, по типу влияния, по динамике влияния и по значимости влияния факторов с использованием приведенных ниже кодировок. По времени:

- влияет в настоящее время, закончит влиять (в течение 12 месяцев) - Н;

- влияет сейчас и продолжит свое влияние (более 12 месяцев) -Н\Б;

- будет иметь значение в будущем - Б;

- кратковременно влияет - КВ.

По типу:

- положительно влияет +;

- отрицательно влияет -.

По динамике:

- влияет и увеличивает влияние >;

- влияет с постоянной значимостью =;

- влияет, но уменьшает влияние <.

Относительная значимость:

- критический: угрожают существованию проекта;

- очень важный: вызывают изменения в деятельности проекта;

- важный: влекут некоторые (ограниченные) изменения в деятельности;

- существенный: влияют, но не требуют значимых изменений;

- неважный: не оказывающие значительного влияния на проект.

В таблице 2 представлены результаты оценки значимости влияния факторов макросреды России на введение системы комплексного управления спросом (далее УС) на потребление электроэнергии и природного газа.

Таблица 2

Определение значимости влияния факторов макросреды России на введение системы комплексного управления спросом (УС) на потребление электроэнергии и природного

газа в России

Значимость влияния

Факторы внешней среды по времени по типу по динамике относит. значимость Влияние на проект

1. Политическая среда

1.1 Зависимость отраслей электроэнергетики и газовой промышленности от государственных механизмов регулирования Н\Б - < Важный Высокая вероятность отсутствия возможностей для реализации проекта УС

Возможное принятие регуля- « ы н Снижение ожи-

тивных решений в пользу тех н е даемых эффектов

1.2 или иных субъектов электроэнергетики либо газовой промышленности Б < н с е а уС от УС для всех потребителей энергоресурсов

1.3 Возможное влияние отдельных субъектов электроэнергетики на сдерживание введения системы УС через политические ресурсы Б - > Существенный Высокая вероятность ограничения развития механизмов УС

1.4 Возможное влияние субъектов газовой инфраструктуры на сдерживание введения системы УС через политические ресурсы Б - > Существенный Высокая вероятность ограничения развития механизмов УС

2. Экономическая среда

й ы н Возможное влияние

Снижение прибыли у от- на сдерживание вне-

дельных субъектов электро- н е дрения УС со сто-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.1 энергетики и газовой промышленности в результате УС Б > н с е щ уС роны субъектов электроэнергетики и газовой промышленности

Возможное влияние

Возможность повышения й на сдерживание вне-

2.2 величины затрат на закупку электроэнергии и газа отдельных потребителей КВ > ы я 1 В дрения УС со стороны некоторых потребителей энергоресурсов

Значимость влияния

Факторы внешней среды по времени по типу по динамике относит. значимость Влияние на проект

2.3 Усложнение процессов расчетов стоимости производства продукции и оказания услуг в структурах отраслей электроэнергетики и газовой промышленности КВ - > Существенный Усложнение внедрения механизмов УС в операционную деятельность предприятий

2.4 Возможность компенсации снижения затрат субъектов электроэнергетики и газовой промышленности за счет других резервов Б - > Существенный Отсутствие получения ожидаемого эффекта от УС

3. Социокультурная среда

3.1 Отсутствие у потребителей культуры контроля затрат на закупку электроэнергии и газа К - > Неважный Отсутствие получения ожидаемого эффекта от УС

3.2 Отсутствие у потребителей энергоресурсов механизмов управления собственным спросом на потребление электроэнергии и газа Н - > Неважный Завышение затрат на закупку энергоресурсов у потребителей

3.3 Отсутствие у промышленных предприятий управленческих взаимосвязей между энергетическими службами и производственными подразделениями, при помощи которых производится управление спросом Н - > Неважный Отсутствие получения ожидаемого эффекта от УС

4. Технологическая среда

4.1 Отсутствие на уровне Единой энергосистемы России и Единой системы газоснабжения России требуемых технических средств управления спросом Н - < Очень важный Увеличение сроков внедрения систему УС

4.2 Отсутствие у потребителей электроэнергии и газа технических средств контроля и управления собственным спросом на потребление энергоресурсов Н - < Важный Увеличение сроков внедрения систему УС

Значимость влияния

Факторы внешней среды по времени по типу по динамике относит. значимость Влияние на проект

4.3 Отсутствие технической возможности регулирования собственных графиков нагрузки у потребителей электроэнергии Н - < Важный Увеличение сроков внедрения систему УС, снижение величины ожидаемого эффекта от регулирования

4.4 Возможное снижение параметров надежности системы электроснабжения и газоснабжения на различных уровнях управления Н\Б - > Критический Увеличение сроков внедрения систему УС, снижение величины ожидаемого эффекта от регулирования

5. Экологическая среда

5.1 Управление спросом на потребление электроэнергии и газа не оказывает негативного влияния на экологическую среду Н\Б + > Неважный Позволяет ускорить сроки внедрения системы УС

6. Правовая среда

6.1 Отсутствие нормативно-правовой базы управления спросом Н - < Очень важный Увеличение сроков внедрения систему УС

6.2 Необходимость интегрирования нормативно-правовой базы управления спросом с действующими нормативными актами в области электроэнергетики и газоснабжения Н - < Очень важный Увеличение сроков внедрения систему УС

6.3 Необходимость пересмотра механизмов оптового рынка электроэнергии Н - < Очень важный Увеличение сроков внедрения систему УС

6.4 Необходимость пересмотра политики тарифного регулирования и контроля вследствие введения механизмов УС Н - < Важный Увеличение сроков внедрения систему УС

Результаты проведенной классификации были сведены в матрицу влияния факторов макросреды, представленную в таблице 3, в которой также проведена классификация приоритетов управления факторами на нескольких уровнях.

Высокий приоритет - высокая вероятность наступления и сильное и среднее ожидаемое влияние фактора, а также средняя вероятность наступления и сильное влияние фактора.

Средний приоритет - низкая вероятность наступления и сильное ожидаемое влияние, средняя вероятность наступления и среднее ожидаемое влияние, а также высокая вероятность наступления и слабое ожидаемое влияние факторов.

Низкий приоритет - оставшиеся ячейки за исключением высокого и среднего приоритета влияния факторов макросреды.

Таблица 3

Матрица влияния факторов макросреды

Ожидаемое влияние / Вероятность наступления Сильное влияние Среднее влияние Слабое влияние

Высокая вероятность 2.1, 6.1, 6.2 3.2, 6.3, 6.4 2.3, 3.1, 3.3, 5.1

Средняя вероятность 1.1, 1.2, 4.1, 4.4 2.2, 4.2, 4.3 2.4

Низкая вероятность 1.3, 1.4

Как видно из матрицы влияния факторов макросреды, большинство факторов были определены в категорию высокого и среднего приоритета, что говорит о высокой значимости выявленных факторов для успешной реализации проекта и необходимости разработки комплексных действий по их исключению. В категорию низкого приоритета попал всего один фактор.

Рассмотрим практическое применение полученных решений.

Для выявленных факторов высокого и среднего приоритета были разработаны упреждающие воздействия, которые сведены в таблице 4.

Таблица 4

Упреждающие воздействия на выявленные факторы внешней среды

№ фактора в табл. 1.2 Факторы внешней среды Упреждающие воздействия

Факторы высокого приоритета

1 2.1 Снижение прибыли у отдельных субъектов электроэнергетики и газовой промышленности в результате УС Разработка механизмов направленных на сохранение прибыли отдельных субъектов в процессе внедрения системы УС

2 6.1 Отсутствие нормативно-правовой базы управления спросом Разработка нормативной базы

3 6.2 Необходимость интегрирования нормативно-правовой базы управления спросом с действующими нормативными актами в области электроэнергетики и газоснабжения Необходимость контроля комплексного внедрения нормативной базы

4 1.1 Зависимость отраслей электроэнергетики и газовой промышленности от государственных механизмов регулирования Совершенствование нормативной базы государственного регулирования энергетики

5 1.2 Возможное принятие регулятивных решений в пользу тех или иных субъектов электроэнергетики либо газовой промышленности Усиление контроля за внедрением УС со стороны антимонопольных органов

6 4.1 Отсутствие на уровне Единой энергосистемы России и Единой системы газоснабжения России требуемых технических средств управления спросом Опережающая технологическая модернизация ЕЭС и ЕСГ России

7 4.4 Возможное снижение параметров надежности системы электроснабжения и газоснабжения на различных уровнях управления Повышение уровня контроля за надежностью функционирования ЕЭС и ЕСГ на всех уровнях управления

8 3.2 Отсутствие у потребителей энергоресурсов механизмов управления собственным спросом на потребление электроэнергии и газа Стимулирование к технологической и организационной модернизации потребителей электроэнергии и газа

9 6.3 Необходимость пересмотра механизмов оптового рынка электроэнергии Принятие мер для введения заблаговременных изменений в процессы обращения электроэнергии в рамках энергорынков

№ фактора в табл. 1.2 Факторы внешней среды Упреждающие воздействия

10 6.4 Необходимость пересмотра политики тарифного регулирования и контроля вследствие введения механизмов УС Принятие мер для введения заблаговременных изменений в политику тарифного регулирования в области энергоснабжения

Факторы среднего приоритета

1 1.3 Возможное влияние отдельных субъектов электроэнергетики на сдерживание введения системы УС через политические ресурсы Усиление контроля за субъектами электроэнергетики со стороны антимонопольных органов

2 1.4 Возможное влияние субъектов газовой инфраструктуры на сдерживание введения системы УС через политические ресурсы Усиление контроля за субъектами газового комплекса со стороны антимонопольных органов

3 2.2 Возможность повышения величины затрат на закупку электроэнергии и газа отдельных потребителей Анализ различных сценариев деятельности различных потребителей энергоресурсов в процессе участия в УС

4 4.2 Отсутствие у потребителей электроэнергии и газа технических средств контроля и управления собственным спросом на потребление энергоресурсов Стимулирование к технологической и организационной модернизации потребителей электроэнергии и газа

5 4.3 Отсутствие технической возможности регулирования собственных графиков нагрузки у потребителей электроэнергии Стимулирование к технологической и организационной модернизации потребителей электроэнергии и газа

6 2.3 Усложнение процессов расчетов стоимости производства продукции и оказания услуг в структурах отраслей электроэнергетики и газовой промышленности Стимулирование к технологической модернизации потребителей электроэнергии и газа

7 3.1 Отсутствие у потребителей культуры контроля затрат на закупку электроэнергии и газа Стимулирование к технологической и организационной модернизации потребителей электроэнергии и газа

№ фактора в табл. 1.2 Факторы внешней среды Упреждающие воздействия

8 3.3 Отсутствие у промышленных предприятий управленческих взаимосвязей между энергетическими службами и производственными подразделениями, при помощи которых производится управление спросом Стимулирование к технологической и организационной модернизации потребителей электроэнергии и газа

9 5.1 Управление спросом на потребление электроэнергии и газа не оказывает негативного влияния на экологическую среду Применение аргумента эколо-гичности в процессе продвижения программ УС

Разработанные упреждающие воздействия на предупреждение влияния факторов макросреды, ограничивающих развитие механизмов комплексного управления спросом на электроэнергию и природный газ в России, могут быть разделены на три основные направления:

1. Административно-контрольные - связанные с совершенствованием законодательной и контрольной деятельности за функционированием субъектов электроэнергетики и газовой промышленности.

2. Нормативно-правовые - связанные с совершенствованием законодательной и регламентирующей деятельности субъектов электроэнергетики и газовой промышленности.

3. Инновационные - связанные с совершенствованием технологической и организационной модернизации деятельности электроэнергетики и газового комплекса, а также модернизации внутренних процессов на уровне потребителей энергоресурсов.

Комплексное применение всех трех выявленных направлений упреждающих воздействий позволит повысить эффективность внедрения системы комплексного управления спросом на потребление энергоресурсов в рамках экономики России и ослабить влияние факторов внешней среды на реализацию проекта УС.

На основании проведенного исследования можно сделать ряд выводов:

1. Выявленная в результате проведения PESTEL-анализа классификация факторов внешней среды, влияющих на внедрение системы управления спросом на потребление энергоресурсов в России, позволила наиболее широко и объективно определить перечень факторов с наибольшей степенью влияния на проект.

2. Описание возможных последствий от влияния каждого фактора внешней среды на реализацию проекта внедрения УС на основе таблицы значимости и влияния позволило определить наиболее значимые последствия от действия того или иного фактора.

3. Классификация факторов по признакам величины ожидаемого влияния и вероятности наступления позволила определить степень приоритетности работы с факторами по трем группам: высокий, средний и низкий, что определило направления для разработки упреждающих воздействий.

4. Разработка упреждающих воздействий для каждого влияющего фактора позволяет заблаговременно планировать требуемые мероприятия, направленные на эффективную реализацию проекта внедрения комплексной системы УС.

5. Классификация упреждающих воздействий по схожим направлениям, на административно-контрольные, нормативно-правовые и инновационные, позволяет разрабатывать комплексные программы внедрения системы управления спросом, нивелируя негативное влияние максимального количества факторов внешней среды.

Результаты исследования целесообразно использовать при разработке системы управления спросом на энергоресурсы на всех уровнях управления с целью сокращения сроков и затрат на реализацию данного проекта и повышения эго экономической эффективности в масштабах экономики страны в целом.

Библиографический список

1. Баев И.А., Соловьева И.А., Дзюба А.П. Методические основы оценки и анализа электроинфраструктурного потенциала регионов России // Экономика региона. 2017. № 3.

2. Брайтенбах К.Х. Выравнивание графиков нагрузки электроэнергетических систем управляемыми системами аккумуляционного электротеплоснабжения: автореф. дис. ... канд. техн. наук. 1981.

3. ДзюбаА.П., Соловьева И.А. Особенности управления спросом на энергоресурсы в России // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом 2018. № 11.

4. Дзюба А.П., Соловьева И.А. Резервы использования свободных энергетических мощностей в регионах России // Вестник науки Сибири. 2018. № 3 (30).

5. Гительман Л.Д., Ратников Б.Е., КожевниковМ.В. Управление спросом на электроэнергию: адаптация зарубежного опыта в России // Эффективное антикризисное управление. 2013. № 1 (176).

6. Гительман Л.Д. Электроэнергетика: умное партнерство с потребителем: монография. М., 2016.

7. Гуревич Б.А. Роль потребителей электроэнергии в повышении использования установленной мощности электроэнегретических систем // Статья в сборнике резолюции Всесоюзной конференции по составлению генплана электрификации СССР. 1932.

8. Кикодзе Б.И. Проблема использования периодической энергии электрических станций. М., 1933.

9. Кобец Б.Б. Инновационное развитие электроэнергетики на базе концепции SMART GRID. М., 2010.

10. КозыревБ.А., ВетроваЛ.А. Выбор оптимального метода регулирования неравномерности газопотребления на примере города Ленинграда. М., 1965.

11. Копытов Ю.В. Оптимизация режимов электропотребления - резерв экономии топливно-энергетических ресурсов // Повышение надежности и качества электро- и теплоснабжения г. Москвы: сборник. М., 1983.

12. Кукель-Краевский С.А. Технико-экономические основы планирования потребителей-регуляторов нагрузки. М.; Л., 1935.

13. Мелентьев Л.А., Штейнгауз Е.О. Экономика энергетики СССР. М., 1959.

14. Смирнов В.А., Александров А.В., Фурман И.Я. Резервы крупной газотранспортной системы. М., 1969.

15. Guardia E. C. QueirozA.R., Marangon Lima J.W. Estimation of electricity elasticity for demand rates and load curve in Brazil // Power and Energy Society General Meeting. 2010.

16. Han F. Urban agglomeration economies and industrial energy efficiency // Energy. 2018. November. Vol. 162.1.

17. Mimouni K. What drives energy efficiency? New evidence from financial crises // Energy Policy. 2018. November. Vol. 122.

18. Rivers N. Jaccard N. Electric Utility Demand Side Management in Canada // 2011. № 4. Vol. 32.

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

19. Shariatzadeh F. Manda P., Srivastava A.K. Demand response for sustainable energy systems: A review, application and implementation strategy // Renewable and Sustainable Energy Reviews. 2015. May. Vol. 45.

20. Torriti J. Demand response experience in Europe: Policies, programmes and implementation // Energy. 2010. April. Vol. 35. Is. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Wang J. Demand response in China / J. Wang, C.N. Bloyd, Z. Hu, Z. Tand // Energy. 2010. April. Vol. 35. Is. 4.

А.П. Дзюба

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник кафедра финансовые технологии Южно-Уральский государственный университет (НИУ) E-mail: Dzyuba-a@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.