Научная статья на тему 'Оценка факторов конкурентоспосбности вуза в современных условиях'

Оценка факторов конкурентоспосбности вуза в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА / МОНИТОРИНГ ВУЗОВ / ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА ВУЗА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / COMPETITIVENESS OF THE UNIVERSITY / EXTERNAL AND INTERNAL FACTORS OF COMPETITIVENESS OF THE UNIVERSITY / UNIVERSITY MONITORING / INDICATORS OF COMPETITIVENESS / EDUCATIONAL ACTIVITIES / RESEARCH ACTIVITIES / MARKETING ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY / THE EFFECTIVENESS OF THE INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резник Галина Александровна, Пономаренко Юлия Сергеевна, Парамонова Лидия Сергеевна

В данной статье исследованы теоретические подходы к изучению конкурентоспособности вузов. Представлены результаты мониторинга государственных вузов Пензы по шести основным показателям конкурентоспособности. Представлены результаты исследования государственных вузов Пензы. В статье рассмотрены характерные особенности непосредственно рынка образовательных услуг, определяющие внешнюю среду вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of factors of competitiveness university in modern conditions

This article explores the theoretical approaches to the study of the competitiveness of universities. The results of the monitoring of public universities Penza six main indicators of competitiveness. The results of investigation of state universities Penza. The article describes the characteristics of the education market directly determining the external environment of the university.

Текст научной работы на тему «Оценка факторов конкурентоспосбности вуза в современных условиях»

Выпуск 1 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ Выпуск 1 - 2015 январь - март http://mir-nauki.com/issue-1-2015.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/12PMN115.pdf

УДК [378+001]:659.113.23

Резник Г алина Александровна

ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»

Россия, Пенза Профессор, доктор экономических E-mail: reznikga@gmail.com

Пономаренко Юлия Сергеевна

ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»

Кафедры «Маркетинг и экономическая теория»

Россия, Пенза

Директор Центра маркетинга и непрерывного образования

Кандидат экономических наук

Парамонова Лидия Сергеевна

ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»

Россия, Пенза Студентка группы «Мен-41»

Оценка факторов конкурентоспосбности вуза в современных условиях

Аннотация. В данной статье исследованы теоретические подходы к изучению конкурентоспособности вузов. Представлены результаты мониторинга государственных вузов Пензы по шести основным показателям конкурентоспособности. Представлены результаты исследования государственных вузов Пензы. В статье рассмотрены характерные особенности непосредственно рынка образовательных услуг, определяющие внешнюю среду вуза.

Ключевые слова: конкурентоспособность вуза; внешние и внутренние факторы конкурентоспособности вуза; мониторинг вузов; показатели конкурентоспособности; образовательная деятельность; научно-исследовательская деятельность; маркетинговая среда вуза; эффективность деятельности высших учебных заведений.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Резник Г.А., Пономаренко Ю.С., Парамонова Л.С. Оценка факторов конкурентоспосбности вуза в современных условиях // Интернет-журнал «Мир науки» 2015 №1 http://mir-nauki.com/PDF/12PMN115.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

1

12PMN115

Выпуск 1 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

Подписание Россией Болонской декларации актуализировало проблему конкурентоспособности российских вузов. Реформирование высшей школы обусловлено процессами глобализации и интеграции в мировое образовательное пространство. Данные процессы позволили российским вузам расширить формы взаимодействия с субъектами образовательных услуг, повысить качество образовательных услуг за счёт внедрения инновационных образовательных технологий, расширить мобильность студентов и преподавателей, повысить конкурентоспособность выпускников вузов на мировом рынке труда.

Условия внешней нестабильной среды вузов предъявляют дополнительные требования к формированию их конкурентной среды. Под конкурентной средой понимается условия функционирования вузов на рынке образовательных услуг, с учетом их конкурентных преимуществ. Формирование конкурентной среды невозможно без развития конкуренции.

Одним из постулатов экономической теории является понимание конкуренции как неотъемлемого элемента функционирования рыночной экономики. Идеи о распространении отношений конкуренции на сферу высшего образования появились сравнительно недавно и завоевывают все большую популярность среди специалистов. Так, например, М. Киннелл и Д. Макдугалл полагают, что вузы вынуждены в современных условиях уподобиться предприятиям, которые могут и обанкротиться, если не будут учитывать изменения, происходящие в окружающей среде [4, с. 34].

Конкурентоспособность применительно к вузу представляет собой потенциальную способность вуза конкурировать с вузами-конкурентами по ключевым показателям: научноисследовательская деятельность, международная деятельность, финансово-экономическая деятельность, инфраструктуру вуза и трудоустройство выпускников.

Современное образование характеризуется большим выбором и высокой конкуренцией предоставляемых образовательных услуг со стороны как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений. В современных социально-экономических условиях внешняя среда высших учебных заведений претерпела значительные изменения. Прежде всего, подверглись изменению факторы внешней среды вуза, определяющие формирование и последующее развитие отличительных преимуществ вуза и являющиеся по своей сути особенностями современной конкурентной среды вуза и факторами его конкурентоспособности.

Оценка уровня конкурентоспособности вуза происходит на основе анализа внешних и внутренних факторов. Под внешними факторами понимают любые факторы, находящиеся вне контроля вуза, т.е. вся совокупность факторов, которые воздействуют или могут воздействовать определенным образом на вуз и его цели и которые должны учитываться при оценке эффективности образовательных услуг. Внешние факторы не поддаются воздействию со стороны вуза, но требуют обязательного учета в оценке его конкурентоспособности и в выборе маркетинговой стратегии. Условия внешней среды - основа внутреннего стратегического планирования и управления вузом в условиях рыночной экономики. Они определяют стратегические цели и тенденции развития высшего учебного заведения. К внешним факторам можно отнести: государственное регулирование системы образования; политические факторы; нормативно-правовое обеспечение; региональные факторы, научнотехнологические и инновационные (уровень экономического и научно-технического развития региона); социально-демографические; природно-географические факторы и прочие.

К внутренним факторам в сфере образования относятся: уровень качества

предоставляемых образовательных услуг; эффективность образовательных услуг; доступность ресурсной базы; финансовая деятельность; научная деятельность; организационная структура

2

12PMN115

Выпуск 1 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

вуза; образовательные технологии, уровень квалификации профессорско-преподавательского состава; инвестиционные факторы и т.д. [1, с.4].

Вся внешняя маркетинговая среда университета может быть разделена на внешнюю мега-, макро-, микросреду. Маркетинговая среда вуза- совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами вуза и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.

Факторы мега- и макросреды идентичны, но они имеют различную динамику и национальную специфику. Микросреда у каждого региона своя, и «набор» факторов, которые оказывают непосредственное влияние, на качество образовательных услуг соответственно будет различен. Макросреда едина для всех вузов страны, и она на современном этапе весьма специфична, остановимся на ее рассмотрении более подробно.

Перечисленные выше факторы различаются по уровню, степени и характеру воздействия на функционирование вуза. Их влияние зависит от характеристик и особенностей вуза, определяемых его профессиональной направленностью, потребностями рынка труда в подготовке квалифицированных специалистов.

На повышение конкурентоспособности вуза оказывает влияние его статус (федеральный вуз, научно-исследовательский вуз и др.), влияющий на достижение установленных норм используемых показателей, утвержденных Министерством образования РФ.

Высокое качество услуг, оказываемых за счет средств потребителей, в условиях устойчивого спроса позволяет вузу увеличивать предложение и осуществлять отбор абитуриентов, тем самым, повышая качество образования в аспекте условий производства и, опосредованно, в аспекте результатов, что положительно влияет на конкурентоспособность вуза. Кроме того, выручка от продажи образовательных услуг позволяет вузу поддерживать, а также развивать материальную базу (повышать качество условий производства), что также положительно влияет на конкурентоспособность.

Что касается образовательных услуг, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, то в данном случае фактором конкурентоспособности (в аспекте качества услуг) вуза является стопроцентное заполнение бюджетных мест, что при определенных маркетинговых усилиях не представляет труда, поскольку государство перераспределяет бюджетные места, ориентируясь на требования рынка, на основании чего можно утверждать, что студенты, обучающиеся на бюджетной основе всегда будут востребованными специалистами, что в свою очередь повысит уровень конкурентоспособности вуза.

Помимо потребителей большую роль в деятельности вуза играют партнеры и конкуренты. Партнерами могут выступать филиалы и представительства вуза, предприятия, органы государственной власти, общественные организации, совместными усилиями решающие общие задачи.

Анализ конкурентной среды на основе показателей, утвержденных Министерством образования РФ, на примере 4 Пензенских вузов за 2012-2013 гг. позволил выявить потенциальные возможности повышения конкурентоспособности анализируемых вузов.

Мониторинг вузов был проведен по шести основным показателям[5]:

• образовательная деятельность (средний балл единого государственного экзамена студентов, средний балл студентов, принятых по результатам ЕГЭ, минимальный балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме, численность студентов, принятых на условиях целевого приема, численность аспирантов вуза в расчете на 100 студентов и другое);

3

12PMN115

Выпуск 1 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

• научно-исследовательская деятельность (Объем НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника (далее НИР), объем НИОКР и средств, направленных на творческие проекты, в расчете на одного НПР, количество цитирований статей, изданных за последние 5 лет, количество опубликованных за отчетный год статей в научной периодике и другое);

• международная деятельность (удельный вес численности иностранных студентов, удельный вес численности иностранных студентов из СНГ, объем средств, полученных вузом на выполнение НИОКР от иностранных граждан, объем средств от образовательной деятельности, полученных вузом от иностранных граждан и другое);

• финансово-экономическая деятельность (доходы вуза из всех источников в расчете на одного НПР, доходы вуза из средств от приносящей доход деятельности в расчете на одного НПР, отношение среднего заработка НПР в вузе (из всех источников) к средней заработной плате по экономике региона, доходы вуза из всех источников в расчете на численность студентов);

• инфраструктура (общая площадь учебно-лабораторных помещений в расчете на одного студента, количество персональных компьютеров в расчете на одного студента, удельный вес стоимости машин и оборудования (не старше 5 лет) вуза в общей стоимости машин и оборудования, количество экземпляров печатных учебных изданий (включая учебники и учебные пособия) из общего количества единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного студента);

• трудоустройство (удельный вес численности выпускников вуза, которые в течение первого года обращались в службы занятости и трудоустроились, удельный вес численности выпускников вуза, которые в течение первого года обращались в службы занятости и были признаны безработными, удельный вес нетрудоустроенных в течение года выпускников отчетного года очной формы обучения.

Чтобы студент мог устроиться на хорошую высокооплачиваемую работу необходимо, чтобы он имел стаж практической деятельности. Поэтому следует больше внимания уделять практической подготовке студентов, формированию навыков реальной деятельности в условиях рыночной экономики. Вузовская подготовка в большей степени должна соответствовать современным требованиям производства. Для этого целесообразно привлекать специалистов-практиков к работе на постоянной основе. Кроме того, реальная практическая подготовка студента в полной мере может быть осуществлена при реальном трудоустройстве по специальности в фирму или организацию на условиях неполной занятости. Вуз должен содействовать такому трудоустройству.

Развитие научно-исследовательской деятельности: университет играет роль

регионального научно-инновационного центра, в котором сконцентрированы высококвалифицированные научно-педагогические кадры, научная и информационная инфраструктура, методы, средства и технологии, определенные ресурсы и многолетние связи с научным сообществом, активными бизнес-структурами и промышленными предприятиями.

Вузовская наука отличается от академической тем, что большая часть научных разработок и исследований осуществляется преподавателями, которые параллельно с реализацией учебного процесса занимаются научно-исследовательской деятельностью в составе временных творческих коллективов в свободное от учебной работы время, и только небольшая часть научно-исследовательских работ проводится специализированными

4

12PMN115

Выпуск 1 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

структурными подразделениями вузов - научно-исследовательскими центрами, лабораториями и т.д. Учебная работа в вузе для преподавателя всегда была и есть наиболее приоритетной, наука интересовала, как правило, в первую очередь в качестве средства получения ученой степени, а уже во вторую - реализовались научно-исследовательские интересы преподавателей.

На сегодняшний день в вузовской науке многое изменилось. Развитие национальной инновационной системы невозможно без усиления научно-исследовательской деятельности вузов. В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. подчеркивается необходимость активизации участия студентов и преподавателей вузов в исследовательской деятельности. В связи с вышеизложенным, «научно-исследовательская деятельность и создаваемые в ее процессе инновационные продукты становятся одним из важнейших и ценнейших активов для привлечения дополнительного финансирования не только для обеспечения собственно научной и поисковой работы, но и для поддержания экономической устойчивости всего университета в целом»

Развитие международной деятельности вуза - обеспечение качества образовательной и научно-исследовательской деятельности, соответствующего современным мировым требованиям. Международная деятельность в вузе является обеспечивающим процессом, который не влияет на стоимость образовательных услуг, но способствует созданию необходимых условий для функционирования основных процессов (образовательного и научно-исследовательского), выполнению миссии и реализации стратегии организации. Для развития международной деятельности в вузе необходимо создать соответствующую инфраструктуру. Инфраструктура международной деятельности вуза должна включать в себя международные службы, отделы, центры, базу данных международных образовательных программ, грантов, конкурсов, конференций, нормативно-правовую базу и др.

Сегодня конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг во многом зависит от его стремления быть инновационным. Формирование современной инфраструктуры управления позволит модернизировать систему управления вузом; совершенствовать нормативно-правовую базу; внедрить систему информационного и интерактивного администрирования; сформировать структурные подразделения по приоритетным

направлениям; управлять качеством фундаментальных и прикладных исследований; расширить сеть предоставления образовательных услуг.

Социальное партнерство между учебным заведением и работодателем традиционно является одним из механизмов, обеспечивающих качество профессиональной подготовки. Учеба становится результативнее, если к студентам проявляет интерес учреждение, по направлению которого они обучаются. Этому способствуют встречи руководителей с обучающимися, уточнение предстоящего содержания профессиональной деятельности, участие в решении социально-бытовых проблем будущих сотрудников.

Продвижение вуза на рынок образовательных услуг может осуществляться за счет повышения его имиджа. Маркетинговое позиционирование высшего учебного заведения в условиях нестабильной внешней среды требует не только совершенствования маркетингового инструментария, но и более активного использования в ходе конкурентной борьбы уникальных направлений подготовки студентов, не дублируемых ВУЗами-конкурентами. Необходимо выявить и развить уникальные преимущества вуза. К их числу могут быть также отнесены: поддержка научной активности в рамках высших учебных заведений; инновационная деятельность; сотрудничество с региональными, российскими и иностранными партнерами; дополнительные возможности образовательного учреждения. Так же, при развитии каждого из рассмотренных факторов необходимо еще учитывать и ценовую политику вуза. В нее рекомендуется включить системы льгот для многодетных семей или семей с потерей кормильца, а так же выплаты поощрений для успешно обучающихся студентов-контрактников.

5

12PMN115

Выпуск 1 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

К характерным особенностям непосредственно рынка образовательных услуг, определяющим внешнюю среду вуза, можно отнести следующее:

1. Высокий уровень нормативно-правового обеспечения. Деятельность образовательных учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования определяется в настоящее время комплексом федеральных законов, рядом постановлений Правительства РФ, нормативными документами Минобразования и Министерства финансов РФ. Содержание образовательных программ регламентируется системой Государственных образовательных стандартов.

2. Обязательное лицензирование всех видов образовательной деятельности: эта процедура необходима при реализации как основных, так и дополнительных образовательных программ.

3. Большое количество вузов и других образовательных учреждений, производящих аналогичные образовательные услуги, каждый из которых удовлетворяет (в большинстве отраслей знаний) небольшую долю спроса. Данная особенность рынка образовательных услуг предполагает, что у потребителя имеется возможность выбора, что обеспечивает конкуренцию субъектов рынка.

4. Реализация большинства образовательных услуг на недостаточно известном рынке, т.к. ВУЗы далеко не всегда точно знают своего потребителя, его численность, потребительские предпочтения и т.д. Этим можно объяснить ежегодно наблюдаемые «неожиданные» для вуза взлеты или наоборот падения конкурса на ту или иную специальность.

5. Осуществление государством на рынке образовательных услуг щадящей фискальной политики. Действующим законодательством для образовательных учреждений установлен целый комплекс налоговых льгот: льготы по НДС на все виды образовательных услуг, льготы по налогу на прибыль в случае ее реинвестирования в учебный процесс, освобождение от налога на землю и др.

6. Действие принципа «разных возможностей», заключающегося в законодательно заложенной позитивной дискриминации отдельных образовательных учреждений. Согласно этому принципу, колледжи, например, не могут реализовывать программы высшего профессионального образования, что с одной стороны, положительно сказывается на образовательном процессе, а с другой - снижает интенсивность конкурентной борьбы.

7. Высокая степень регионализации, выражающейся в том, что потребителями услуг вуза являются большей частью жители того региона (или соседних с ним регионов), в котором функционирует вуз.

8. Низкие входные барьеры на рынок образовательных услуг для вновь созданных образовательных учреждений. Это связано с отсутствием четких критериев при лицензировании направлений и специальностей, сложившимися различиями в «правилах игры» для государственных и негосударственных образовательных учреждений, низкой информированностью и правовой культурой потенциальных потребителей образовательных услуг.

Так как внешняя среда оказывает значительное влияние на образовательный процесс, необходимы постоянные ее мониторинг и поиск методов адаптации к ее изменениям, т.е. достижение устойчивого состояния. Следует помнить, что перечисленные факторы могут, как повышать, так и снижать конкурентоспособность вуза. Факторы - это то, что способствует превращению возможностей в действительность. В связи с этим необходимо проводить систематический мониторинг внешней среды и поиск методов адаптации к ее изменениям.

6

12PMN115

Выпуск 1 - 2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

Таким образом, сегодня на деятельность вуза оказывает влияние целый комплекс динамично развивающихся факторов, которые обусловлены особенностями внешней среды вузов, влияющих на их конкурентоспособность на рынке образовательных услуг: подписание болонской декларации; уменьшение числа потенциальных абитуриентов; научно-технический прогресс; увеличение; интенсивное привлечение иностранных студентов в вуз; повышение покупательской способности население и др.

Результаты сравнительного анализа эффективности деятельности государственных вузов Пензенского региона за 2012-2013 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели мониторинга вузов г.Пензы за 2012-2013 гг.[5]

Показатели мониторинга

1

2

Наимено

вание

вуза

о

4

ю

к

X

ч

ей

X

ч е

8 8

аЗ

СО

О

S3

Он

ю

О

§

х

X

ч

о

н

Л

ч

ч

ей

ю

о

X

ю

о

X

н о

,, о

cd W « S

О X

СО Ж

ей о Он Н

ю о О ^

о

X

X

аЗ

.3.

аЗ «

О -О

S

£ со о

п .

D (D

4 н о ч о о

5 ч

§ „

4 о (L) X

fe Ю

« g

О tr

ей >4 ей о

Он Е-н

ю о О ^

ч

ей

X

ч

о

Он

ей

X

<D ^ <D

S ч

л £ н ч Н

о X О

щ | а

Л Ч В Ч d У о 4 =В Ноо о н

е >й

о

ю

о

о

X

ей

X

к

е

ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ей

X

О

о

4

К

5 о к о

X

§ ^ Л X Л

н о н

О S О

о Н о S S S

4 О ,£ О Щ в

Н О Р

5 « Н

о

ю

ей &

Он

^ Тз4

5 ч Н

>1 Й и Он к §

н л Ё о ч S

4 Ч Ч

Он s >s ■8* Я о X о Н

5 W >,

о

ю

н

о

54

о

Он

н

о

Л

ч Н

ей й в о

w Й «

^ ч ч

4 5В О Р

а о н

не £

о

ч

год

2012

2013

2012

2013

2012

2013

2012

2013

2012 2013

2012 2013

ПГУ

62,4

67,14

122,5

103,69

4,5

4,63

1338,

57

1478,2

14,77

15,58

98,2

98,6

ПГУА

С

61,2

63,71

222,7

107,19

2,31

2,91

1132,

85

1387,3

9,09

11,51

98,8

98,8

ПГТУ

60,9

66,35

91,57

91,38

0,25

0,45

1295,

53

1274,9

9

9,78

11,7

98,3

98,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПГСХ

А

52,3

57,52

53,55

74,67

0,27

0,2

1187,

9

1346,1

18,78 20,44

97,1

98,13

3

4

5

6

Результаты исследования государственных вузов Пензы за прошедшие 2 года, позволили выявить тенденцию роста общего показателя образовательной деятельности вузов (см. рис.1). Динамика роста развития образовательной деятельности ПГУАС увеличилась на 1,04%, что свидетельствует о повышении эффективности образовательной деятельности университета.

7

12PMN115

Выпуск 1 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

70

60

50

40

30

20

10

0

ПГУ ПГУАС ПГТУ ПГСХА

■ 201 2

Рис. 1. "Показателиразвития образовательной деятельности в государственных

вузах Пензы 2012/13 гг. (баллы)"

Повышение социальной и экономической устойчивости вуза может быть осуществлено за счет развития научно-исследовательской деятельности вуза, как источника внебюджетных доходов. Динамика развития научно-исследовательской деятельности Пензенских государственных вузов представлена на рисунке 2.

Рис. 2. "Показатели научно-исследовательской деятельности в государственных

вузах Пензы 2012/13 гг. (тыс.руб.")

Результаты исследования научно-исследовательской деятельности государственных вузов Пензы позволили выявить, что в ПГУАС за анализируемые два года снизился этот показатель. Этот факт должен был бы найти свое отражение в снижении количества научных публикации профессорско-преподавательского состава, но результаты исследования публикационной активности профессорско-преподавательского состава ПГУАС за 2011-2013 годы свидетельствуют о том, что, несмотря на общую тенденцию снижения научно -исследовательской деятельности вуза, количество публикаций заметно растет (см. рис.3).

8

12PMN115

Мир Науки

научный интернет-журнал

Выпуск 1 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

3500

3000

2500

2000

1500

1000

500

0

J С \с ■ п

1

315 1261

422

2011 2012 1

709

2189

2013

I число публикаций ВАК

Рис. 3. "Показатели публикационной активности ПГУАС за 2011-2013 гг.”

Снижение результатов научно-исследовательской деятельности и рост показателей публикационной активности в значительной мере обусловлен сложившейся в современных условиях ситуацией: резко возросло количество журналов, в т.ч. электронных, которые публикуют статьи без рецензий, появилась возможность использовать информацию, взятую из интернета.

Международная деятельность, как фактор устойчивого развития университета, помогает современным вузам войти в мировое университетское образовательное пространство и активно развиваться в его рамках. Развитие студенческой мобильности и привлечение иностранных студентов в российские вузы повышает уровень конкурентоспособности.

Показатели развития международной деятельности пензенских государственных вузов представлены на рисунке 4.

5

4.5 4

3.5 3

2.5 2

1.5 1

0,5

0

^ ^ 4,63

пгу пгуас пгту пгсха

■ 201 2

Рис. 4. Показатели развития международной деятельности в государственных

вузах Пензы 2012/13 гг.

9

12PMN115

Выпуск 1 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

Результаты исследования международной деятельности государственных вузов Пензы позволили выявить тенденцию роста привлечения иностранных студентов в ПГУАС. Результаты исследования динамики численности иностранных студентов в ПУГ АС в 2011 -2013 годах свидетельствует об увеличении количества иностранных студентов, обучающихся на очной форме обучения на 28,6%. Это свидетельствует об эффективной политики продвижения в странах ближнего и дальнего зарубежья, целью которой является привлечение иностранных студентов.

Финансовая устойчивость является одной из ключевых задач для вузов. Выполнение университетами своих миссий и реагирование на современные вызовы в сложной и глобальной среде возможно при условии, если образовательные учреждения имеют стабильные потоки доходов и управляемую финансовую структуру.

Показатели развития финансово-экономической деятельности пензенских государственных вузов представлены на рисунке 5.

1600

1400

1200

1000

800

600

400

200

0

пгу пгуас пгту пгсха

■ 2012 ■ 2013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 5. "Показателиразвития финансово-экономической деятельности в государственных вузах Пензы 2012/13 гг."

Результаты исследования финансово-экономической деятельности позволили выявить в ПГУАС повышение показателя на 254,45 тыс.руб. Это свидетельствует о росте поступления в вуз внебюджетных средств и повышения финансовой устойчивости вуза.

Необходимым условием обеспечения комфортных условий для продуктивного обучения и комфортного проживания студентов является развитая инфраструктура вуза. Показатели развития инфраструктуры пензенских государственных вузов представлена на рисунке 6.

10

12PMN115

Выпуск 1 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

25

20

15

10

5

0

пгу пгуас пгту пгсха

■ 2012 ■ 2013

Рис. 6. "Динамика развития инфраструктуры в государственных вузах Пензы 2012/13 гг."

Результаты исследования инфраструктуры государственных вузов Пензы позволили выявить развитие по сравнению с 2012 годом. В ПГУАС показатель инфраструктуры вырос на 2,4%. За последние годы в вузе произошло усиление материально-технической базы университета за счет увеличения общей площади учебно-лабораторных помещений в расчете на одного студента, увеличения удельного веса стоимости новых (не старше 5 лет) машин и оборудования, увеличения количества персональных компьютеров в расчете на одного студента и увеличения экземпляров печатных учебных изданий из общего количества единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного студента.

Показатели трудоустройства выпускников пензенских государственных вузов представлены на рисунке 7.

99

98.5 98

97.5 97

96.5 96

пгу

пгуас

пгту

пгсха

■ 2012 ■ 2013

Рис. 7. "Показатели трудоустройства выпускников государственных

вузах Пензы 2012/13 гг."

11

12PMN115

Выпуск 1 - 2015 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

Продукт, который вуз производит на рынок труда, это выпускники различных направлений подготовки. Вузы, принявшие участие в исследовании, проводят подготовку по разным направлениям, в частности ПГУАС имеет преимущество над своими конкурентами, так как только он выпускает специалистов строительных, архитектурных направлений и направления дизайна.

Итоги оценки эффективности деятельности высших учебных заведений, проводимой в соответствии с утвержденными критериями, учитываются Министерством образования и науки России, учредителями вузов (негосударственных вузов) при принятии решений о финансировании учебных заведений, формировании государственного задания оптимизации сети вузов.

Таким образом, результаты мониторинга вузов позволили выявить потенциальные возможности повышения их конкурентоспособности. Результаты мониторинга 2013 года свидетельствуют о достаточно высоком уровне конкурентоспособности вуза по ряду факторов: по образовательной деятельности, международной деятельности, финансово-экономической деятельности, развитости инфраструктуры, трудоустройство выпускников. Всё это позволило ПГУАС занять пятое место в группе строительных вузов по рейтинговой оценке результатов их деятельности.

12

12PMN115

Выпуск 1 - 2015 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

ЛИТЕРАТУРА

1. Белинская М.Н. Факторы оценки конкурентоспособности государственных вузов // Вестник СамГУ, 2013. № 1. С. 4.

2. Савенкова Ю.С. Управление конкурентоспособностью вуза в современных социально-экономических условиях // Вопросы образования, 2009. №4. С. 182198

3. Федорова Е.А. Конкурентоспособность вузов // Императив модернизации, 2011. №3. С. 34-38

4. Резник Г.А, Пономаренко Ю.С. Трудоустройство выпускников как ключевая

функция и фактор выбора вуза // Опыт и проблемы социально-экономических преобразований в условиях трансформации общества: регион, город,

предприятие: сборник статей XII Международной научно-практической

конференции - Пенза РИО ПГСХА, 2014. С. 57-62.

5. Информационная система анализа деятельности образовательных организаций высшего образования [сайт]. URL: http://miccedu.ru/monitoring (дата обращения:

20.10.2014).

13

12PMN115

Выпуск 1 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

Reznik Galina Aleksandrovna

Penza State University of Architecture and Construction

Russia, Penza E-mail: reznikga@gmail.com

Ponomarenko Yuliya Sergeevna

Penza State University of Architecture and Construction

Russia, Penza

Paramonova Lidiya Sergeevna

Penza State University of Architecture and Construction

Russia, Penza

Estimation of factors of competitiveness university

in modern conditions

Abstract. This article explores the theoretical approaches to the study of the competitiveness of universities. The results of the monitoring of public universities Penza six main indicators of competitiveness. The results of investigation of state universities Penza. The article describes the characteristics of the education market directly determining the external environment of the university.

Keywords: competitiveness of the university; external and internal factors of competitiveness of the university; university monitoring; indicators of competitiveness; educational activities; research activities; marketing environment of the university; the effectiveness of the institutions of higher education.

14

12PMN115

Выпуск 1 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

15

12PMN115

Выпуск 1 - 2015 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

REFERENCES

1. Belinskaya M.N. Faktory otsenki konkurentosposobnosti gosudarstvennykh vuzov // Vestnik SamGU, 2013. № 1. S. 4.

2. Savenkova Yu.S. Upravlenie konkurentosposobnost'yu vuza v sovremennykh sotsial'no-ekonomicheskikh usloviyakh // Voprosy obrazovaniya, 2009. №4. S. 182198

3. Fedorova E.A. Konkurentosposobnost' vuzov // Imperativ modernizatsii, 2011. №3. S. 34-38

4. Reznik G.A, Ponomarenko Yu.S. Trudoustroystvo vypusknikov kak klyuchevaya funktsiya i faktor vybora vuza // Opyt i problemy sotsial'no-ekonomicheskikh preobrazovaniy v usloviyakh transformatsii obshchestva: region, gorod, predpriyatie: sbornik statey XII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii - Penza RIO PGSKhA, 2014. S. 57-62.

5. Informatsionnaya sistema analiza deyatel'nosti obrazovatel'nykh organizatsiy vysshego

obrazovaniya [sayt]. URL: http://miccedu.ru/monitoring (data obrashcheniya:

20.10.2014).

16

12PMN115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.