Научная статья на тему 'Оценка емкости современного отечественного рынка продукции хмелеводства'

Оценка емкости современного отечественного рынка продукции хмелеводства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕМКОСТЬ РЫНКА / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / РЫНОК ХМЕЛЯ / ПИВОВАРЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / MARKET SIZE / MARKET RESEARCH / EXPORT / IMPORT / MARKET HOPS / BREWING INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каратаева Оксана Григорьевна

Рассмотрены современные проблемы рынка хмелевого сырья, предлагается методика и расчет емкости рынка хмеля. Особое внимание уделено маркетинговым исследованиям пивоваренной, пищевой, фармацевтической промышленности, которые зависят от отрасли хмелеводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rated capacity of the modern domestic market products hop

The modern market issues hop raw materials, the technique and calculation of market capacity of hops. Particular attention is paid to marketing research, brewery, food and pharmaceutical industries, which depend on the hop industry.

Текст научной работы на тему «Оценка емкости современного отечественного рынка продукции хмелеводства»

Экономические результаты внедрения мероприятий

Таблица 2

Показатели Год

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Объем сырья на производство молока и кисломолочной продукции, т 8745 9875 10 245 10 727 11 021 12 641 14 356 15 669

Возврат готовой продукции, т 56,0 52,3 63,5 67,6 26,4 13,5 12,9 13,8

Прибыль от реализации продукции, тыс. р. 34 980 39 502 40 981 43 293 47 717 57 704 75 592 14 3072

Потери от возврата готовой продукции, тыс. р. 783,6 785,1 1 143,3 1 486,7 633,7 93,3 81,9 84,4

Количество перераспределенного молока, тыс. т - _ _ _ 310,5 964,8 1024,3 1150.1

Дополнительная прибыль от реализации перераспределенного молока, тыс. р. _ _ _ _ 2311 8965 10 024 13 000

Основные выводы и предложения

1. При формировании производственных программ молокоперерабатывающих предприятий АПК необходимо учитывать сезонные колебания объемов производства сырого молока, которые возрастают до 40 %, и потребительского спроса на молочную и кисломолочную продукцию, которые снижаются на 12.. .18 % в летний период.

2. Для снижения негативного влияния факторов сезонности возможности корректировки молокоперерабатывающие предприятия должны иметь запас производственных мощностей в размере не менее 50 % от суточной производительности основного технологического оборудования. При этом должна быть обеспечена эффективная загрузка имеющихся производственных мощностей предприятия по технологическим линиям: производства молока и кисломолочной продукции — не ниже 5.10 %

от максимальной производительности оборудования; сметаны 40.50 %, сыра — 20 %, сливочного масла — 200 % (при двухсменной загрузке оборудования).

3. Дополнительная прибыль от внедрения результатов исследования по корректировке производственной программы молокоперерабатывающих предприятий в зависимости от сезонного увеличения объемов производства молока и снижения сезонного спроса на молочную продукцию составляет более 13 млн р., что окупает дополнительные капиталовложения на замену технологической линии производства творога менее чем за один год.

Список литературы

1. Рынок оборудования для переработки молока / Молочная промышленность. — 2005. — № 9. — С. 23.

2. Оборудование для производства и переработки молока: справочник-каталог / В.И. Трухачёв [и др.]. — Ставрополь: Агрус, 2005. — 440 с.

УДК 65.015.13: 631.35; 633.791 (470.344)

О.Г. Каратаева, ст. преподаватель

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

ОЦЕНКА ЕМКОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА ПРОДУКЦИИ ХМЕЛЕВОДСТВА

В современных условиях развития экономики Российской Федерации большое значение имеет маркетинговый рынок — комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей населения и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка. Существуют отдельные проблемы на рынке хмелевого сырья, вызванные конкуренцией и монополизмом в отрасли.

110

Экономическая эффективность хмелеводства зависит от оценки емкости рынка и отрасли.

Емкость рынка—это возможный объем спроса (продажи) на товар при данном уровне цен и в данном временном интервале. При расчете этого показателя допускают, что потребление товара равно его производству.

Основным направлением развития производства хмеля является возделывание его на промышленной основе.

Емкость рынка Е можно рассчитать по формуле [1]:

Ер = П + З + И - Э;

где П — объем производства; З — запасы хмеля; И — импорт хмеля; Э — экспорт хмеля.

140 000 120 000 100 000 80 000 60 000 40 000

20 000 0

Маркетинговые исследования показали, что основная причина потери рынков сбыта, — это резкое ухудшение качества хмеля и продуктов его переработки. Высокотехнологичные предприятия пивоиндустрии в связи с отсутствием внутреннего рынка хмеля стали закупать импортный.

С учетом складывающейся конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка в ближайшее десятилетие ожидается спрос как на гранулы хмеля, так и на его экстракт. Значительную долю рынка хмеля и продуктов его переработки занимает пивоваренная промышленность. На рис. 1 представлено производство солодового пива в далах (1 дал соответствует 10 л), его прирост в процентах к соответствующему месяцу прошлого года и прирост в процентном соотношении к отчетному периоду прошлого года в количественном и денежном эквиваленте, на рис. 2 — экспорт и импорт (по данным Росстат).

Данные рис. 1 показывают, что в 2007 году произошел рост производства на 15 %, а в 2008 году уменьшались объемы производства на 340 тыс. дал за год. Импорт пива составил в 2006 г. — 21 014 тыс. дал, 2007 г. — 24 964 тыс. дал, 2008 г. — 30 755 тыс. дал; экспорт 2006 г. — 13 559 тыс. дал, 2007 г. — 20 461 тыс. дал, 2008 г. — 22 902 тыс. дал.

В отрасли наблюдается незначительный спад производства пива в 2008 году, увеличение как импорта, так и экспорта пива. Удельный вес импорта к экспорту составил: в 2006 г. — 64,5 %; 2007 г. — 81,9 %; 2008 г. — 74,4 %. Более наглядно показано на рис. 2.

По данным компании «Бизнес Аналитик», происходит изменение географии производства и потребления пива. Пивной рынок будет расти за счет увеличения объема производства в следующих регионах: Поволжье, Урал, Сибирь, так как пивоваренные компании размещены преимущественно в крупных потребительских центрах этих регионов. Региональная динамика производства пива достаточно четко следует за развитием локальных рынков. Кроме того, существенное влияние на перераспределение производства оказали инвестиционные проекты «Балтики», которые были за-

18

16

14

12

10

8

6

4

2

0

2007

месяц,%

2008 1=1 2009 —X—период, %

Рис. 1. Производство пива в 2007-2009 гг., тыс. дал

вершены в 2008 году. Ключевое значение для российского производства пива имели сокращение выпуска в крупнейших и насыщенных региональных рынках Москвы и Санкт-Петербурга, который был компенсирован ростом производства в Сибири и Поволжье.

Подробно следует остановиться на производстве пива в Приволжском округе, так как Чувашская Республика является субъектом этого региона. На долю Чувашии приходится 78 % производимого пива в республике: 93 % пива реализуется в Чувашской Республике и 7 % — в соседних регионах. Самый крупный производитель пива на локальном рынке — ОАО «Букет Чувашии». На этом заводе была проведена модернизация производства. В частности, в апреле 2007 г. запущена новая линия по розливу баночного пива, а в 2008 г. — приобретена дополнительная линия розлива в ПЭТ упаковку. В табл. 1 представлена динамика и удельный вес производства пива на пивоваренных заводах Чувашской Республики.

1 500 000

1 000 000

500 000

Импорт

Производство

□ Экспорт

2007

210 140

1 143 731

135 590

2008

249 640

1 128 591

204 610

2009

307 550

901 923

229 020

Рис. 2. Соотношение производства экспорта и импорта пива за 2007-2009 гг., тыс. дал

0

Таблица 1

Динамика и удельный вес производства пива

Год ОАО «Букет Чувашии» ОАО «Янтарь» ЗАО ЧПК «Булгарь-хмель» Всего, тыс. дал

тыс. дал в % тыс. дал % тыс. дал %

2004 2997 89,1 364 10,9 _ _ 3341

2005 3142 88,9 393 11,1 _ _ 3535

2006 3895 90,2 425 9,8 _ _ 4320

2007 4260 90,9 428 9,1 _ _ 4688

2008 3894 78,1 375 7,5 720 14,4 4989

Таблица 2

Объем закупок хмеля, т

Предприятие Год

2005 2006 2007

ОАО «Букет Чувашии» 48,6 21,9 _

ОАО «Янтарь» 4,0 8,0 14,7

Всего 52,6 29,9 14,7

По итогам 2008 года Поволжье стало одной из ключевых точек роста как для производства, так и для рынка пива России. Наибольший вес в региональных продажах имеет Республика Татарстан. Самарская область стала вторым регионом по приросту производства пива в России. Данные исследования показывают, что на общем

фоне по России (в Поволжье) высокие показатели у Неіпекеп. С учетом технологий варки пива пивоваренные заводы в Чувашской Республике производили закупки хмеля (при базисной альфа-кислоте 3,5 %) за последние три года в следующих объемах (табл. 2).

Проведенный анализ показывает, чтобы Россия не импортировала пиво, необходимо производить еще дополнительно 40 000 тыс. дал пива. Технология производства пива предусматривает использование 20 г хмеля на 1 л пива или 200 г хмеля на 1 дал пива.

С учетом потребления хмеля по другим отраслям (хлебобулочная, медецинская и др.) емкость рынка Ер отрасли составит 33 402 т. При производстве такого количества хмеля Россия не будет зависеть от зарубежных поставщиков.

Список литературы

1. Андреева, О.Д. Технология бизнеса: маркетинг: учеб. пособие / О.Д. Андреева. — М.: Дело, 2000. — 224 с.

УДК 631.4

В.Н. Кузьмин, канд. экон. наук

ФГНУ «Российский научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований по инженерно-техническому обеспечению агропромышленного комплекса»

ИНИЦИАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕЛЬХОЗМАШИНОСТРОЕНИЯ ПО УТИЛИЗАЦИИ ТЕХНИКИ

Успешное осуществление государственной программы по утилизации легковых автомобилей побудило предприятия сельхозмашиностроения использовать этот механизм стимулирования для увеличения реализации своей продукции.

В июне 2010 г. концерн «Тракторные заводы» (КТЗ) предложил региональным властям Нижегородской области начать программу утилизации старой сельхозтехники за собственные и средства регионального бюджета на паритетных началах. Сельхозтоваропроизводителю необходимо предъявить акт списания (утилизации) зерноуборочного или кормоуборочного комбайна старше десяти лет и получить сертификат от «Агромашхолдинга» (подразделение КТЗ) в размере 250 тыс. р. на покуп-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

112

ку нового комбайна «Енисей». После приобретения машины покупатель получает еще 250 тыс. р. из областного бюджета. В итоге скидка составляет 15.20 % от первоначальной стоимости техники. В 2010 г. Нижегородская область и «Агромашхол-динг» планируют выделить на программу по 25 млн р. Эта программа также была запущена в Самарской и Пензенской областях, Красноярском крае, ведутся переговоры с властями других регионов. КТЗ готов в 2010 г. потратить на утилизацию до 200 млн р., задействовав для этого собственные производственные мощности.

ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» в мае 2010 г. предложило сельхозтоваропроизводителям программу «Модернизация АПК» —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.