УДК 336.6: 339.13
ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АНАЛИЗА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ И МАТРИЦЫ ОБЛАСТЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
© 2017
Бушуева Марина Александровна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, филиал в Иваново (153004, Россия, Иваново, Дзержинского, 53, e-mail: bushuev@dsn.ru) Масюк Наталья Николаевна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, Гоголя, 41, e-mail: masyukn@gmail.com) Скарга Екатерина Сергеевна, магистрант кафедры экономики Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, филиал в Иваново (153004, Россия, Иваново, Дзержинского, 53, e-mail: katerinaskarga@gmail.com)
Аннотация. Экономическая устойчивость - одно из важнейших условий стабильного функционирования и развития российских торговых организаций в рамках развивающейся рыночной экономики. Комплексный подход к разработке наиболее приемлемых вариантов управления экономической устойчивостью, учитывающий опыт развитых стран, специфику сферы торговли, факторы воздействия внешней среды, может стать основой разработки общей долговременной стратегии экономического развития организаций. Исследование экономической устойчивости является базовым для выработки качественных направлений финансово-экономической политики организации, от выбора которых зависит эффективность принимаемых управленческих решений. Современная экономическая литература, в настоящее время, не дает четкого определения понятию «экономическая устойчивость» и предлагает различный набор показателей, позволяющих определить ее уровень. Данная статья содержит описание методики оценки экономической устойчивости организации с использованием анализа показателей функциональных составляющих и матрицы оценки экономической устойчивости, адаптированной к специфике торговых организаций. В работе выявлены факторы и проблемы управления экономической устойчивостью торговых организаций малых городов; рассмотрены показатели оценки функциональных составляющих экономической устойчивости, учитывающие специфику торговых организаций; предложена адаптация методики оценки экономической устойчивости к особенностям предприятий торговой сферы.
Ключевые слова: экономическая устойчивость, матрица функциональных составляющих, матрица областей экономической устойчивости организации, потенциал, эффективность, торговые организации малых городов.
EVALUATION OF ECONOMIC SUSTAINABILITY OF TRADE ORGANIZATIONS USING THE ANALYSIS OF THE FUNCTIONAL COMPONENTS AND THE MATRIX OF THE AREAS OF ECONOMIC SUSTAINABILITY
© 2017
Bushueva Marina Aleksandrovna, Candidate of Economical Science, Associate Professor, Associate Professor of Economics Department Russian Economic University by G.V. Plekhanov, branch in Ivanovo (153004, Ivanovo, Dzerzhinsky str., 53, e-mail:bushuev@dsn.ru) Masyuk Natalya Nikolaevna, Doctor of Economical Science, Professor, Professor of Management Department,
Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol str., 41, e-mail: masyukn@gmail.com) Skarga Ekaterina Sergeevna, master student of Economics Department Russian Economic University by G.V. Plekhanov, branch in Ivanovo (153004, Ivanovo, Dzerzhinsky str., 53,e-mail: katerinaskarga@gmail.com)
Abstract. Economic sustainability is one of the most important conditions for the stable functioning and development of Russian trade organizations within the framework of a developing market economy. An integrated approach to the development of the most acceptable options for managing economic sustainability, taking into account the experience of developed countries, the specifics of the trade sphere, the factors of the external environment, can form the basis for the development of a common long-term strategy for the economic development of organizations. The study of economic sustainability is the basis for the development of qualitative directions of the financial and economic policy of the organization, the choice of which determines the effectiveness of management decisions. Modern economic literature, at the present time, does not provide a clear definition of the concept of "economic sustainability" and offers a different set of indicators to determine its level. This article contains a description of the methodology for assessing the economic sustainability of an organization using the analysis of indicators of functional components and the matrix of assessing economic stability, adapted to the specifics of trade organizations. In work factors and problems of management of economic stability of trade organizations of small cities are revealed. The indicators of the evaluation of the functional components of economic sustainability, taking into account the specifics of trade organizations; an adaptation of the methodology for assessing economic sustainability to the peculiarities of the enterprises of the commercial sphere was proposed.
Keywords: Economic stability, the matrix of functional components, the matrix of areas of economic stability of the organization, the potential, efficiency, trade organizations of small cities.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
В современной литературе экономическая устойчивость включает в себя проявляемое в экономическом росте развитие, или, по-другому, положительные тенденции в изменении нормативного уровня совокупных показателей финансового и экономического развития организации за анализируемый период времени. Экономический рост описывается как общими, так и частными показателями. Уровень экономической устой-
чивости организации в современных условиях становится определяющим фактором ее функционирования. Состояние экономики напрямую зависит от стабильности финансового состояния отдельной организации, устойчивость которой исключает вероятность появления череды замедляющих общую деловую активность неплатежей.
Однако методология оценки экономической устойчивости имеет ряд недоработок, к примеру, некоторые из известных методик не адаптированы для практического
применения с учетом специфики сферы ведения бизнеса. Так, например, недостаточно рассмотрены и описаны методологические аспекты оценки и укрепления экономической устойчивости торговых организаций, ведущих свою деятельность в малых городах.
Поэтому необходимо осуществлять поиск, анализ и систематизацию факторов, способствующих предотвращению нарушений экономической устойчивости организаций, своевременное выявление которых позволяет:
- выбирать перспективные направления повышения экономической устойчивости;
- оценивать результаты примененных рычагов управления и при необходимости как сглаживать их негативные последствия, так и нивелировать ошибочные/дисфункциональные управленческие воздействия.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Под экономической устойчивостью организации принято понимать такое ее состояние, при котором в процессе развития сохраняется равновесие всех элементов организации как экономической системы.
Теоретические и практические аспекты оценки экономической устойчивости организации и управления ею рассмотрены в работах В.И. Бариленко [1], В.И. Подлесных, И.А. Борисовой [2], К.Н. Мингалиева [3], А.В. Коняшовой и Г.С. Мерзликиной [4,5] и др. [6-9]. Проблемы стабильности в условиях экономического роста рассматривают также многие зарубежные ученые, в частности J. Creel, P. Hubert, F. Labondance [10], R. Perciun, A. Stratan, A. Timush [11], H. Abdi, L.J. Williams [12], D.G. Baur, N.N. Schulze [13], G.Fink, P. Haiss, & G.Vuksic [14], M. Fung, [15] и другие.
Направление экономической мысли, первоначально связанное с проблемой ограниченности ресурсов, с течением времени трансформировалось в отдельную дисциплину, называемую «economic security of state» (экономическая устойчивость государства), которая рассматривала факторы, влияющие на устойчивость экономического развития в масштабе страны или региона [16].
Экономическая устойчивость включает проявляемое в экономическом росте развитие, или, иначе говоря, положительные тенденции в изменении нормативного уровня совокупных показателей финансового и экономического развития организации за анализируемый период времени [17]. Проблемы экономической устойчивости организаций возникают вследствие того, что оперативные меры, обычно осуществляемые в изменяющихся условиях, позволяют на короткое время удерживать состояние организаций стабильным, но не меняют ситуации кардинально. Это означает, что они связаны, с одной стороны, с недостаточным видением перспектив развития организации, а с другой - с узостью применяемого подхода к диагностированию существующего положения и прогнозированию изменения внешних факторов [18].
Изучение различных методических подходов к выявлению и оценке факторов повышения экономической устойчивости позволило наметить общие подходы к классификации, с учетом современных требований к управлению организацией. [19-21].
Неотъемлемой и важной частью анализа внешнего окружения организации является исследование особенностей, вытекающих из ее отраслевой принадлежности. Специфика оценки устойчивости предприятий сферы торговли рассмотрена в работах [22-24].
Анализ экономической литературы показал отсутствие единого понимания термина «экономическая устойчивость» и частое смешение понятий «экономическая» и «финансовая устойчивость» [25].
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью настоящей статьи является описание авторской методики оценки экономической устойчивости органи-
зации с использованием анализа функциональных составляющих и матрицы областей экономической устойчивости.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
В данной статье излагается методика оценки экономической устойчивости торговой организации, основанная на анализе функциональных составляющих экономической устойчивости и ее оценки при помощи матрицы областей экономической устойчивости, адаптированных для применения организациями торговой сферы малых городов.
В настоящее время интересы исследователей, посвященные проблем обеспечения экономической устойчивости организаций сферы торговли, направлены, в первую очередь, на крупные города, в то время как региональные рынки остаются малоизученными. В провинции по-прежнему процветает малый и средний бизнес, в котором также необходимо развитие современных высокоэффективных форм торговли, поскольку в небольших городах и поселках, как и во всей России, население расходует большую часть денежных средств на приобретение товаров широкого потребления.
Сегодня ряду особенностей розничной торговли не уделяется достаточного внимания, например, внедрению новых форм обслуживания, современной планировке магазинов, анализу покупательских потоков, рекламе в местах продаж, влиянию на доходность магазина его месторасположения, выкладки товаров и др. Эти особенности хорошо описаны в теории, но на практике учитываются недостаточно, особенно применительно к условиям малых городов.
В проведенном исследовании при рассмотрении факторов и проблем управления экономической устойчивостью торговых организаций малых городов Ивановской области, как типичных представителей малого и среднего торгового бизнеса Центральной России, было выявлено следующее.
Преобладающим типом розничных торговых организаций в малых городах Ивановской области являются магазины со смешанным или смешанно-специализированным ассортиментом, зарегистрированные в форме индивидуального предпринимательства. В качественном отношении разнообразие невелико, так, среди современных форматов магазинов можно выделить только универсамы и специализированные магазины.
В универсамах (которые по размерам торговой площади правильнее называть мини-универсамами) используются современные системы сканирования товаров, автоматические линии по фасовке продуктов, в некоторых организовано собственное производство. Покупателей в таких магазинах привлекают насыщенный ассортимент и комфортное время работы (вплоть до круглосуточного графика). К недостаткам относятся проблемные подъезд и парковка автомобилей, т.к. универсамы обычно располагаются в центральной части города; нерациональная и неудобная планировка торговых залов, соответствующая планировке зданий, в которых они расположены (например, удлиненная буква «Г», обуславливающая неудобные узкие проходы, «мертвые» зоны в углах магазинов и за колоннами и др.).
Деятельность специализированных магазинов характеризуется несколькими уникальными особенностями: одновременно глубина и узость профессионально сформированного ассортимента, которая, с одной стороны, является преимуществом, а с другой - создает достаточно большие трудности в привлечении и удержании потребителей, стремящихся все покупать в одном месте; а также высокий уровень квалификации персонала, являющийся обязательным для большинства магазинов подобного формата. Это значительно увеличивает затраты, а соответственно, и усложняет конкуренцию с другими форматами розничных торговых организаций.
Узкоспециализированные или имеющие обособлен-
ный ассортимент магазины могут успешно развиваться и в небольшом городе, часто за счет представления смешанного ассортимента товаров. Многие магазины непродовольственных товаров первоначально задумывались как специализированные (строительные материалы, хозяйственные товары и т.п.), но через некоторое время ассортимент в них расширился, и на долю основного товара стало приходиться не более 20-30% торговой площади. Характерными чертами такого магазина являются свободная планировка (часто какой-либо план во внутреннем устройстве отсутствует) и смешанное обслуживание.
Важнейшей составляющей маркетинга в розничной торговле выступает сервис, который проявляется в расширении спектра услуг, а также особом внимании к покупателям. В настоящее время комплекс услуг, предлагаемый в магазинах малых городов, небольшой.
Около 80% дохода организации розничной торговли обеспечивается за счет постоянных покупателей. При этом важную роль играют продавцы, особенно в маленьком городе, где многие жители знают друг друга. У провинциальной торговли - «женское лицо», т. к. большая часть продавцов магазинов именно женщины. Мужчины-продавцы составляют не более 10%, это, в основном, продавцы автозапчастей, бытовой техники, компьютеров. Средний возраст продавца - 30 лет, образование - среднее специальное.
В настоящее время люди стремятся более рационально тратить свое время, следовательно, необходимо увеличивать количество магазинов самообслуживания, предлагать услуги по доставке товаров на дом, а также открывать торговые комплексы в пригородах, что должно быть удобным для владельцев автомобилей - как жителей города, так и проезжающих.
Обеспечение экономической устойчивости деятельности индивидуальных предпринимателей в сфере розничной торговли невозможно без повышения уровня обслуживания. В первую очередь необходимо обратить внимание на бесплатную доставку товаров, их установку и обучение пользованию ими. С изменением графика рабочего времени и продолжительности рабочего дня многих категорий работающих связано появление магазинов, функционирующих не только в дневное, но и в вечернее и ночное время. Однако почти половина магазинов в малых городах Ивановской области закрывается в 18-19 часов, и только некоторые продовольственные магазины и универсамы работают до 22 часов. Создается впечатление, что продавцы и владельцы магазинов не заинтересованы в большом количестве клиентов. Нередко возникают проблемы с разменом денег, особенно утром и во время сдачи выручки, поэтому покупатели с крупными купюрами в таких магазинах нежелательны.
Оценку степени влияния факторов на экономическую устойчивость малых торговых организаций целесообразно провести экспертным методом попарного сопоставления факторов, выявление которых может производиться, например, с помощью SWOT-анализа. Способ попарного сопоставления предполагает, что эксперт получает матрицу, в которой по вертикали и горизонтали проставлены номера объектов экспертизы (факторов деятельности).
В настоящем исследовании наиболее значимыми факторами, имеющими влияние на экономическую устойчивость торговой организации малых городов, оказались следующие.
1. Отсутствие возможности применения «трафик-торговли» из-за недостаточности покупательского платежеспособного спроса на предлагаемые товары в малом городе.
2. Режим работы магазинов, не адаптированный под график работы основного числа потребителей.
3. Использование устаревших форматов торговли и отсутствие в их рамках потенциала обновления и роста.
4. Потребность потенциального покупателя в по-
стоянно обновляемом ассортименте товаров, которую невозможно удовлетворить в полном объеме из-за отсутствия достаточного количество торговых площадей.
5. Малая осведомленность потребителей о проводимых акциях, предлагаемых дополнительных услугах, привозе товара и т.п.
6. Ментальность жителей малого города, не готовых потратить 3-4 часа на дорогу «туда-обратно» в крупный город/областной центр ради того, чтобы совершить покупки в специализированном магазине, сравнить ассортимент и т.п.
Процедура оценки экономической устойчивости предполагает сопоставление количественных и качественных характеристик показателей системы со значениями, необходимыми для экономической устойчивости.
В целях уменьшения степени предпринимательского риска путем ликвидации зависимости от единственного вида продукции или единственного рынка торговые организации малых городов часто применяют концентрический тип диверсификации или стратегию связанной диверсификации, что подразумевает расширение ассортимента за счет материалов и направлений деятельности. Это позволяет более эффективно или полно использовать существующие технологии и ресурсы организации, реализацию сопутствующих товаров, оказание дополнительных услуг. Основным преимуществом подобной стратегии является получение доступа к готовым бизнес-решениям, повышающим эффективность использования имеющихся ресурсов, а также снижающим конкуренцию в выбранном сегменте.
В рамках разных подходов к определению понятия «экономическая устойчивость» предлагаются различные методики оценки экономической устойчивости. Большинство ученых исходит из тождественности понятий экономической устойчивости и финансовой устойчивости, поэтому предлагаются похожие методики их оценки[26].
Основными функциональными составляющими, характеризующими экономическую устойчивость организации, являются обеспечение оптимальной величины прибыли, достаточной для развития финансово-хозяйственной деятельности на основе самофинансирования, и формирование собственного оборотного капитала в размерах, позволяющих обеспечить высокие темпы роста товарооборота, а также усиление своих позиций среди конкурентов на основе стратегического планирования и профессионального менеджмента. Поэтому, устойчивость экономического развития организации можно конкретизировать как обеспечение его рентабельной коммерческой деятельности за счет повышения эффективности использования имеющихся в его распоряжении ресурсов и эффективного управления имеющимися ресурсами на протяжении всего периода существования [27].
Устойчивое экономическое развитие организации тесно связано с такими экономическими категориями как рост, кризис, риск, инвестиции, инновации. Любая организация имеет две тенденции своего существования - функционирование и развитие. Под функционированием организации подразумевается поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих его целостность, качественную определенность. Под развитием понимается приобретение организацией нового качества, укрепляющего его жизнедеятельность, укрепляющего его позиции в условиях постоянно изменяющейся среды и возможность существовать и оставаться доходным. Функционирование организации и ее развитие взаимосвязаны теснейшим образом и отражают диалектическое единство. Взаимосвязь неизбежных в деятельности организации конфликтов и разрешающих их компромиссов ведет к новым виткам развития организации, сглаживая управленческие дисфункции [28], которые представляют угрозу и, в конечном итоге, мо-
гут привезти, к банкротству [Пров]. Функционирование сдерживает развитие и, в то же время, является его питательной средой, развитие разрушает многие процессы функционирования (иногда это происходит через кризисные явления), но в то же время создает условия для еще более устойчивого их осуществления. Кризис выступает как важнейший инструмент механизма саморегулирования рыночной экономики в целом и отдельно взятой организации в частности. Он обнаруживает не только предел, но и дает импульс развитию, выполняя при этом стимулирующую функцию.
Для организации торговли наиболее важны такие функциональные составляющие, как реализация товаров, финансовое и имущественное положение организации. Поэтому, для осуществления системной оценки необходимо разработать комплекс показателей, которые будут наилучшим образом характеризовать основные функциональные составляющие торговой организации по отдельности и во взаимосвязи друг с другом и которые имеют существенное влияние для разработки рекомендаций на будущее. Помимо этого, необходимо разработать систему критериев оценки и пороговых значений для выбранных показателей, благодаря которым организация могла бы быть отнесена к успешно развивающимся или наоборот [29].
Таблица 1 - Форма анализа экономической устойчивости торговых организаций по функциональным составляющим
Наименование показателя Оценка
1. Рыночная устойчивость
Критерий «Потенциал»
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности коэффициент оборачиваемости дебитор ской задолженности
Дивер сификация
Критерий а Эффективность»
Темп изменения физического объема продаж
Всего
2. Финансовая-устойчивость
Критерий «Потенциал»
Коэффициент текущей ликвидности
Коэффициент абсолютной ликвидности
Коэффициент маневренности
Коэффициент автономии
Коэффициент обеспеченности собственными средствами
Чистый оборотный капитал краткосрочные обязательства
Критерий 1г Эффективность»
Рентабельность продаж
Рентабельность активов
Рентабельность собственного капитала
Коэффициент финансового рычага
Всего
3. Социальнаяустойчивость
Критерий «Потенциал»
Коэффициент текучести кадров
Предоставление социального пакета
Средняя заработная плата по предприятию/ Средняя заработная плата по региону
Критерий «Эффективность»
Производительность труда
Всего
4. Коммерческаяустойчивость
Критерий «Потенциал»
Темп роста товарооборота
Коэффициент новизны ассортимента
Коэффициент оборачиваемости товарных запасов
Критерий «Эффективность»
Коэффициент рентабельности товарооборота
Эффективность торговой услуги
Итого
учитывающую состояние товарооборота, ассортимента, товарных запасов и эффективности реализационной деятельности. В таблице 1 представлен перечень показателей в рамках соответствующих функциональных стратегий. Оценка дается каждому показателю с позиции соответствия (1) либо несоответствия (0) нормативному/ рекомендуемому/желаемому значению.
Базовая нормативная матрица оценки экономической устойчивости торговой организации формируется исходя из условия, что все показатели, входящие в таблицу 1, соответствуют требованиям экономической устойчивости (имеют значение 1).
Таблица 2 - Исходная нормативная матрица оценки экономической устойчивости организации
Функциональная составляющая Критерий экономической устойчивости Итоговая оценка
потенциала Эффективность деятельности
Рыночная устойчиво сть 2 1 3
Финансовая устойчивость б 4 10
С оциальная устойчиво сть 3 1 4
Коммерческая устойчивость 3 2 5
Итоговая оценка в баллах 14 3 22
На основании нормативной матрицы формируется матрица оценки экономической устойчивости конкретной организации. По ее результатам определяется область, занимаемая торговой организацией в матрице областей экономической устойчивости развития (рис. 1).
Р 5
-
£
-1+ 4
•компенсационная «Пер епективная» «Идеальная»
» устойчивость устойчивость устойчивость
«Растущая» «Оптимальная» «Наследуемая»
устойчивость устойчивость устойчивость
Пр едкризисно е «Неактивная» Неэ ффектиБно е
состояние устойчивость развитие
12 13
Помкцмал
Предлагаемая для оценки экономической устойчивости торговой организации методика включает четыре функциональных составляющих. Рыночная устойчивость складывается из показателей эффективности продаж, потенциал зависит от оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженностей и их соотношении, а также диверсификации деятельности. Финансовая устойчивость складывается из потенциала в погашении обязательств, наличии доли собственных оборотных средств в общей величине собственных средств и показателей финансовой зависимости, соотношения чистого оборотного капитала к краткосрочным обязательствам, а также из эффективности продаж, использования активов, собственного и заемного капитала (коэффициент финансового рычага). Социальная устойчивость складывается из потенциала обеспечения кадрами, наличия социального пакета и конкурентного уровня заработной платы, а также эффективности производительности труда.
В дополнение к вышеперечисленным, авторы предлагают ввести в методику коммерческую устойчивость,
Рисунок 1 - Матрица областей экономической устойчивости
Каждый из квадрантов характеризует сочетание имеющегося потенциала экономической устойчивости организации и эффективности его использования. В зависимости от попадания в конкретный квадрант, организация признается благополучной либо имеющей затруднения определенного рода и глубины, и получает рекомендации по поиску перспективных действий и направлений развития.
Состояние объекта по отношению к воздействиям внешнего характера характеризует, на наш взгляд, понятие «устойчивость». Состояние, при котором равные внешние воздействия и внутренние сдвиги изменяют его с минимальным отклонением от прежнего, является более устойчивым. Внутренние свойства обеспечивают объекту устойчивость к внешним воздействиям, и качество внутренней структуры объекта, соответственно, внешне проявляется степенью его устойчивости. Повысить уровень устойчивости к различным воздействующим факторам возможно путем совершенствования непосредственно самого объекта. Совокупность единичных и отдельных равновесий в составе деятельности хозяйствующего субъекта образует его общую экономическую устойчивость, уровень которой повышается с ростом частных устойчивых равновесий, который обеспечивается в условиях заключения локального компромисса и выбора одного из возможных альтернативных сценариев развития [30].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
1. Предложенная методика оценки экономической устойчивости торговой организации на основе анализа функциональных составляющих и матрицы областей экономической устойчивости является количественной методикой смешанного типа, которая в полном объеме
соблюдает требование оптимальности числа показателей, так как величина показателей характеризует экономическую деятельность, при этом имеется возможность дополнения или изменения отдельных показателей.
2. По мнению авторов, использование вышеописанной методики позволит осуществлять комплексное управление экономической устойчивости торговой организации с проведением ее промежуточных оценок и корректировкой управленческих воздействий с учетом специфики торговой сферы.
3. Дальнейшие исследования предполагается проводить в направлении совершенствования показателей функциональных стратегий и идентификации сценариев изменения экономической устойчивости торговых организаций для дальнейшего использования результатов при разработке стратегии их развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бариленко В.И. Информационно-аналитическое обеспечение устойчивого развития экономических субъектов: монография. М.: Русайнс, 2015. 160 с.
2. Подлесных В.И., Борисова И.А. Обеспечение устойчивого развития предпринимательских структур на основе организационно-экономических нововведений: монография. М.: Русайнс, 2015. 180 с.
3. Теория и практика управления финансовой устойчивостью российских компаний: монография. /коллектив авторов; под ред. К.Н. Мингалиева. М.: Русайнс, 2016. 274 с.
4. Коняшова А.В., Мерзликина Г.С. Методика оценки уровня экономической устойчивости развития предприятий / Бизнес. Образование. Право. 2012. № 4 (21). С. 174 - 179.
5. Коняшова А.В. Показатели оценки функциональных составляющих экономической устойчивости развития предприятия / Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 8 (299). С. 123 - 128.
6. Зингер О.А., Ильясова А.В. Исследование проблемы оценки экономической устойчивости предприятия // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 403-408.
7. Коваленко О.Г. Управление финансовой устойчивостью предприятия // Карельский научный журнал.
2013. № 4. С. 13-16.
8. Белоусова А.А. Ставка рефинансирования как инструмент регулирования экономической устойчивости // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 1. С. 174-178.
9. Совалева Н.А. Управление финансовой устойчивостью хозяйствующего субъекта // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 88-90.
10. Creel J., Hubert P., Labondance F. Financial stability and economic performance. Economic Modeling. 2015. №48. P. 25-40.
11. Perciun R., Stratan A., Timush A. The methodology of financial stability assessment of Republic of Moldova through macroeconomic indicators. Procedia Economics and Finance. 2014. №2. P. 383-392.
12. Abdi H., Williams L.J. Principal component analysis. Wiley Interdisciplinary Reviews: Computational Statistics. 2010. №1. P. 433-459.
13. Baur D.G., Schulze N.N. Financial market stability. A test. Journal of International Financial Markets Institutions and Money. 2009. №19 (3). P. 506-519.
14. Fink G., Haiss P., & Vuksic G. Contribution of financial market segments at different stages of development: Transition, cohesion and mature economies compared. Journal of Financial Stability, 2009. №5. P. 431-455.
15. Fung M. Financial development and economic growth: Convergence or divergence? Journal of International Money and Finance. 2009. №5(28-1). P. 56-67.
16. Поветкина Н.А. Финансовая устойчивость как финансово-правовая категория. // Финансовое право.
2014. №12. С. 29-37.
17. Розанова Н.М. Экономика фирмы. // В 2 ч. Ч.1.
Фирма как основной субъект экономики: учебник. М.: Юрайт, 2017. 187 с.
18. Шальнева М. Финансовая устойчивость организации: особенности классификации и факторы, влияющие на ее обеспечение. //Финансовая жизнь. 2014. №1. С. 79-85.
19. Солдатова Н.Ф. Предпринимательство: устойчивость в условиях глобального кризиса. // Российское предпринимательство. 2014. №11. С. 13-21.
20. Милкова О.И. Экономика и организация предприятия: учебник и практикум. М.: Юрайт, 2017. 473 с.
21. Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия: учебник. М.: Дашков и Ко, 2016. 253 с.
22. Кнышова Е.Н., Панфилова Е.Е. Экономика организации. М.: Инфра-М, 2015. 336 с.
23. Федосова Р.Н. Оценка факторов риска, оказывающих влияние на устойчивость организации // Эффективное антикризисное управление. 2014. №6. С. 100-103.
24. Чалдаева Л.А. Экономика предприятия: учебник и практикум. М.: Юрайт, 2015. 435 с.
25. Раздорожный А.А. Экономика организации (предприятия) // Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2016. 95 с.
26. Щурина С.В. Финансовая устойчивость компании: проблемы и решения. //Финансы и кредит. 2016. №42. С. 43-60.
27. Скороход Н.В. Финансовая устойчивость: содержание, формы проявления и оценка. //Экономические науки. 2014. №1. С. 105-108.
28. Бушуева М.А., Масюк Н.Н., Брагина З.В. Нивелирование управленческих дисфункций как основа конфликтно-компромиссной методологии // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-3 (53-3). С. 430432.
29. МасюкН.Н.,ПроворовА.В.Предпринимательство: угрозы и возможности. Федеральное агентство по образованию Российской Федерацииб ГОУ ВПО «Ивановская гос. Текстильная акад.». Иваново, 2008.
30. Бушуева М.А., Коровин Д.И., Масюк Н.Н. Финансовые мотивации участников кластера и способы принятия решений на основе локальных компромиссов // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2013. № 2 (344). С. 15-22.
Статья поступила в редакцию 13.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.