Научная статья на тему 'Оценка экономической привлекательности предприятий по критерию доверительности рыночных отношений'

Оценка экономической привлекательности предприятий по критерию доверительности рыночных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БИЗНЕС-ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурзагалина Г.М.

Ведение предпринимательской деятельности в условиях современного рынка требует привлечения инвестиций. Без роста объемов инвестиций не приходится говорить о развитии и долгосрочном росте предпринимательских структур. Привлечение инвестиций является результатом инвестиционной деятельности, которые ведут предприятия реципиенты. Инвестиционная деятельность предполагает с одной стороны деятельность инвесторов, а с другой стороны, деятельность хозяйствующих субъектов, привлекающих инвестиции. Поэтому руководство предприятий стремится повысить инвестиционную привлекательность путем организации конкурентоспособной деятельности. В свою очередь инвесторы анализируют и оценивают деятельность объектов инвестиций, используя либо стандартные методики, либо собственные методики по выбору деловых партнеров. Оценка потенциала предприятия предоставляет возможность иметь представление о динамике роста стоимости предприятия в будущем. На основе этой информации потенциальный инвестор принимает решение о сотрудничестве и оправдывает свои действия по оказанию определенного уровня доверия анализируемому предприятию. По нашему мнению, возможность увеличения капитала предприятия и будет являться потенциалом предприятия. Соединить комплексно качественные и количественные показатели возможно при помощи факторно-индексного анализа, используя методы экономико-математического моделирования и инструменты статистического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка экономической привлекательности предприятий по критерию доверительности рыночных отношений»

Оценка экономической привлекательности предприятий по критерию доверительности рыночных отношений

Мурзагалина Гульназ Миннуловна,

кандидат экономических наук, доцент, декан экономического факультета Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, gulnazmur@yandex.ru

Ведение предпринимательской деятельности в условиях современного рынка требует привлечения инвестиций. Без роста объемов инвестиций не приходится говорить о развитии и долгосрочном росте предпринимательских структур. Привлечение инвестиций является результатом инвестиционной деятельности, которые ведут предприятия реципиенты. Инвестиционная деятельность предполагает с одной стороны деятельность инвесторов, а с другой стороны, деятельность хозяйствующих субъектов, привлекающих инвестиции. Поэтому руководство предприятий стремится повысить инвестиционную привлекательность путем организации конкурентоспособной деятельности. В свою очередь инвесторы анализируют и оценивают деятельность объектов инвестиций, используя либо стандартные методики, либо собственные методики по выбору деловых партнеров. Оценка потенциала предприятия предоставляет возможность иметь представление о динамике роста стоимости предприятия в будущем. На основе этой информации потенциальный инвестор принимает решение о сотрудничестве и оправдывает свои действия по оказанию определенного уровня доверия анализируемому предприятию. По нашему мнению, возможность увеличения капитала предприятия и будет являться потенциалом предприятия. Соединить комплексно качественные и количественные показатели возможно при помощи факторно-индексного анализа, используя методы экономико-математического моделирования и инструменты статистического анализа. Ключевые слова: экономика, предпринимательство, бизнес-технологии, предпринимательская культура.

Ведение предпринимательской деятельности в условиях современного рынка требует привлечения инвестиций. Без роста объемов инвестиций не приходится говорить о развитии и долгосрочном росте предпринимательских структур. Привлечение инвестиций является результатом инвестиционной деятельности, которые ведут предприятия реципиенты. Стоит отметить, что результат этой деятельности выражается в уровне доверия, который оказывают инвесторы. И чем выше этот уровень, тем больше возможностей у хозяйствующего субъекта к привлечению инвестиций.

Можно сразу предположить, что существует определенная функциональная связь между уровнем доверия, инвестиционной привлекательностью и инвестиционной активностью. Но как утверждают авторы работы «Доверие при инвестировании пред-принимательств». [1]

Осуществление инвестиционной деятельности всегда сопряжено с рисками. При этом у обоих сторон всегда существуют альтернативы для выбора того или иного контрагента. В этом случае мы можем говорить о ситуации доверия. На сегодняшний день выявлена зависимость между уровнем риска оказания доверия или недоверия и результатом. При положительном результате в условиях высокого уровня риска генерируется высокий уровень доверия. При негативном же результате всякое доверие исчезает. При низком уровне риска независимо от результатов существует всегда низкий уровень доверия. В этом случае речь можно вести не о доверии, а об уверенности в обязательном достижении запланированного результата.

В свою очередь инвестиционная привлекательность зависит от предъявляемых инвестором требований к объекту инвестирования. Причем у каждого инвестора свои требования, но к счастью существуют единые ожидания к потенциальным партнерам, генерируемые культурой инвестиционной деятельности. Данные ожидания инвестора облачаются в показатели деятельности объекта инвестирования. При чем для разного рода объектов инвестирования разные требования, а, следовательно, и показатели.

На уровень доверия к хозяйствующему субъекту в первую очередь влияет состояние внешней среды, в условиях которой он осуществляет предпринимательскую деятельность. Речь идет в данном случае об инвестиционном климате региона и факторах на него влияющих. И. М. Волков и М. В. Грачева утверждают, что понятие инвестиционного климата включает в себя совокупность экономических, социальных, политических и культурных условий, обеспечивающих коммерческую привлекательность вложений в ту или иную страну или регион. По мнению авторов работы. [2]

Согласно мнению специалистов журнала «Эксперт», инвестиционный потенциал формируется как совокупность объективных предпосылок для инвестиций. Потенциал включает в себя комплекс макроэкономических показателей, например, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и др. [3].

Ведя речь о потенциале, стоит отметить, что потенциал представляет собой возможность увеличения стоимости предприятия. В свою очередь данная возможность зависит от множества факторов, которые необходимо учитывать отдельно. Бесспорным является тот факт, что привлечение инвестиций является основным условием реализации потенциала.

Для оценки потенциала предприятия необходимо ориентироваться на динамику изменений составляющих капитала предприятия. К таким составляющим мы относим все ресурсы, которые, будучи вовлечены в процесс производства, становятся его факторами. По мнению Л.С. Сосненко экономический потенциал складывается из имущественного потенциала и уровня финансовой эффективности использования капитала предприятия. При эффективном использовании имущества формируется положительный финансовый результат что свидетельствует о реализации экономического потенциала [4].

О £

ю

5

V 2

сч cJ

£

Б

а

2 ©

Имущественного подхода при измерении потенциала предприятия придерживается и В.В. Ковалев, который утверждает, что необходимо проводить стоимостную оценку потенциала путем стоимостного измерения имеющихся активов. Помимо этого необходима идентификация источников формирования, как имеющихся активов, так и новых активов. При их наличии можно говорить о наличии потенциала увеличения стоимости предприятия. Причем активы предприятия должны быть обеспечены собственным капиталом предприятия. В этом случае можно говорить об устойчивом финансовом состоянии предприятия. Здесь автор подразумевает необходимость ограничения рисков при реализации потенциала предприятия. Например, инвестиционные расходы должны быть покрыты по крайней мере будущими денежными потоками [5].

Продолжая данную мысль, приведем мнение Б.М. Мочалова. Он утверждает, что экономический потенциал зависит от совокупности имеющихся ресурсов и той величины добавленной стоимости, которую можно потенциально получить при их эффективном использовании [6].

Такого же мнения В.В. Кузнецов. Он полагает, что потенциал является совокупностью следующих составляющих: ? средства, имеющиеся в наличии; ? средства, которые могут быть мобилизованы и использованы для достижения определенной цели, решения какой-либо задачи (экономической, военной, инновационной, научной и т. д.);

? возможности отдельного лица, общества, государства, предприятия и т. д. [7].

Исходя из этого положения, можно сказать, что потенциал это не только ресурсы, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы для решения какой-то задачи, но и существующие возможности предприятия.

Отметим, что оценка потенциала предприятия предоставляет возможность иметь представление о динамике роста стоимости предприятия в будущем. На основе этой информации потенциальный инвестор принимает решение о сотрудничестве и оправдывает свои действия по оказанию определенного уровня доверия анализируемому предприятию. По нашему мнению, возможность увеличения капитала предприятия и будет являться потенциалом предприятия. Другой вопрос как реализовать эту возможность.

В данной ситуации возможно предприятию необходим импульс со сторо-

Таблица 1

Составляющие элементы потенциала

предприятия

Элемент потенциала Сущность анализа

Интеллектуальный потенциал Оценка человеческого капитала Оценка структурных активов Оценка интеллектуальной собственности Оценка имиджа предприятия

Организационный потенциал Оценка уровня организации производства

Финансовый потенциал Оценка ликвидности и платежеспособности Оценка финансовой устойчивости Оценка результатов работы предприятия

Рыночный потенциал Оценка показателей, характеризующих позицию предприятия на рынке

Производственный потенциал Оценка основных и оборотных фондов Оценка земельных ресурсов Оценка уровня квалификации кадров

ны, в виде предоставления заемных средств или привлечения партнеров, обладающих финансовыми, интеллектуальными, кадровыми и другими ресурсами, привлечение которых может привести к реализации потенциала предприятия.

Именно на основе анализа изменения комплексного капитала предприятия можно судить о потенциале развития предприятия и уровне доверия к нему со стороны инвесторов и деловых партнеров. Таким образом, можно сказать, что для анализа эффективности взаимоотношений необходима система оценок, учитывающих человеческий, кадровый, организационный, финансовый и рыночный потенциал анализируемого предприятия. В таблице 1 выделены составляющие элементы потенциала предприятия, которые, на наш взгляд, целесообразно проанализировать.

Как видно из таблицы 1, анализ потенциала предприятия подразумевает оценку большинства составляющих капитала предприятия. Помимо оценки настоящей стоимости предприятия можно оценить будущую стоимость предприятия. Имея в своем распоряжении данные о динамике показателей, темпах изменения составляющих капитала в зависимости от эластичности инвестиций по отношению к финансовым результатам составить экономико-математическую модель прогнозирования стоимости в будущем не составит большого труда. Чем больше величина потенциала предприятия, тем выше инвестиционная мощность анализируемого предприятия. Показателем инвестиционной мощности предприятия могут являться рентабельность инвестиций, соотношение инвестированных средств к величине будущего денежного потока и т.д.

Таким образом, управляя динамикой экономического потенциала возможно воздействовать на инвестиционную при-

влекательность и уровень доверия, оказываемый со стороны инвесторов. Особый интерес в плане отмеченного представляет определение инвестиционной привлекательности Э.И. Крылова. По его мнению, инвестиционную привлекательность характеризует эффективность управления имуществом предприятия, его финансовая устойчивость, платежеспособность, способность к увеличению конкурентоспособности путем повышения рентабельности капитала [8].

Отметим, что финансовое состояние рассматриваемых предприятий в большинстве случаев интересует инвесторов не в такой степени как показатели денежного потока, его стабильность и т.д. Например инвестиционные компании, занимающиеся венчурным инвестированием в первую очередь анализируют следующие показатели: стабильность генерации денежного потока; отраслевая принадлежность; производимый продукт; применение инновационных технологий в производстве; возможный эффект синергии и пр.

Мы считаем, что при оценке кредитоспособности и вынесении решения о целесообразности инвестирования необходимо также ориентироваться на качественные характеристики деятельности предприятия. При возможности данные характеристики должны быть переведены в количественные показатели. Речь идет о таких показателях как деловая репутация заемщика, качество продуктов, услуг, имидж предприятия и т.д. При чем особое внимание следует уделять не самим показателям, а изменению показателей, как количественных финансовых показателей, так и качественных показателей. Благоприятная динамика их изменения будет свидетельствовать о положительных сдвигах экономических процессов, происходящих внутри предприятия, что является положительным сигна-

лом для участников экономических отношений, касающиеся инвестирования или осуществления совместной деятельности в рамках партнерских отношений.

Также очень важно учитывать инвестиционные риски. Так Д.А. Ендовицкий приходит к мнению, что в большинстве определений инвестиционной привлекательности не прослеживается взаимосвязь между инвестиционными рисками и инвестиционной привлекательностью. Хотя именно наличие и уровень инвестиционных рисков имеют определяющее значение при принятии решения об инвестировании. Актуальность определения инвестиционных рисков в рамках нашего исследования определяется еще и тем, что доверие может генерироваться лишь в случае их наличия. Продолжая, приведем определение, который дает Д.А. Ендовицкий: «...это такое состояние организации, при котором у потенциального собственника капитала(инвестора, кредитора, лизингодателя и пр.) возникает желание пойти на определенный риск и обеспечить приток инвестиций в монетарной и (или) немонетарной форме» [9].

Ключевыми словами в данном определении являются «.возникает желание пойти на определенный риск и обеспечить приток инвестиций». Считаем, что это ситуация когда у собственника капитала есть доверие к объекту инвестирования. Другими словами можно сказать, что инвестиции не придут на его предприятие без наличия к нему уровня доверия со стороны инвестора. Поэтому можно сказать, что доверие является своеобразным фактором, без которого немыслимо привлечение инвестиций. Данное положение вытекает из формулы производственной функции, согласно которой зависимость объема производства в стоимостном выражении (V) от его факторов, к которым можно причислить и существующий уровень доверия со стороны потенциальных партнеров, можно выразить следующим образом:

V=КТ, К, М, НТ, ПТ, УД) (1)

где Т - трудовые ресурсы; К - капитал; М - материальные ресурсы; НТ -научно-технический уровень производства; ПТ - производительность труда; УД - уровень доверия [20].

На инвестиционную привлекательность предпринимательских структур влияет множество факторов. Упрощенно их можно разделить на внешние и внутренние. К внутренним факторам следует относить те, которые генерируются самой предпринимательской структурой. На данные факторы она может влиять. К

ним можно отнести: состав персонала, его квалификация, наличие и возможность выпуска инновационной продукции, ценовая политика, финансовая политика и пр. Внешние факторы образует внешняя среда и на них предпринимательская структура влиять не может. К примеру это социально-политическая, экономическая ситуация в регионе, стране, политика Центрального Банка Российской Федерации, налоговая политика РФ, культура потребления населения и многие другие факторы.

Большинство ученых-экономистов сходятся во мнении, что для улучшения инвестиционного климата в стране, а следовательно повышения инвестиционной привлекательности страны, региона и российских предприятий необходима генерация определенных институтов. Например, А.А. Котуков считает, что в нашей стране необходим пересмотр всей институциональной составляющей. Настоящая среда, в которой действуют предприятия, достаточно агрессивна и предприниматели вынуждены к ней приспосабливаться и выживать, а не развиваться [10].

Мы согласны с тем, что в нашей стране необходимо проводить эффективные институциональные преобразования. Их результатом могут являться: стабильность и предсказуемость налоговой политики, защищенность предпринимателей, развитие партнерских отношений в системе координат «бизнес-общество-государство», согласованность государственных реформ с интересами бизнеса и общества, формирование бизнес-лобби, прозрачность бюджетной и судебной системы, полная независимость СМИ и т.д.

Негативно влияет на привлечение инвестиций в сферу малого и среднего бизнеса наличие в нашей стране обособленных монополий. В период с 2008 г. по 2016 г. объем ВВП, производимый крупными предприятиями, увеличился на треть и составляет около 87% (данные Росстата). Причем вклад в ВВП малого бизнеса оказался почти неизменным. Если учесть инфляционный фактор, то в реальном выражении вклад малого бизнеса снизился. Приведенные данные свидетельствуют о разбалансированности российской экономики. Такая структура экономики делает невозможным перелив капитала из одной отрасли в другую. Так как большинство крупных предприятий государственные, то большая часть инвестиционных ресурсов государства направляются на поддержание государ-

ственных предприятий. Данное обстоятельство влечет за собой проблему инвестиционного перераспределения национального богатства. Инновационные отрасли испытывают огромный дефицит финансовых ресурсов. Ситуацию усугубляют принятие санкций со стороны наших зарубежных партнеров, ограничивающих возможности финансирования за рубежом и притока внешних инвестиций. Одним из институциональных ограничителем в Российской экономике является рост теневой экономики, что свидетельствует о потере доверия к официальным институтам. Проведя опрос респондентов, проводимого в рамках данного исследования, можно сделать вывод, что у предпринимателей снижается уровень доверия к налоговой системе, ее справедливости, к надзорным государственным органам. В итоге большинство предпринимателей ликвидируют официально свои предприятия, продолжая производить продукцию и оказывать услуги «в тени». Неслучайно по данным Центрального Банка объем теневых банкиров за последние десять лет увеличился на 159%. Так называемые «теневики» не имеют возможности кредитоваться в официальных финансово-кредитных учреждениях, что рождает спрос на финансовые ресурсы на «теневом» кредитном рынке. По оценкам Всемирного банка, объем теневой экономики России 49% ВВП. Перечисленные социально-экономические явления происходящие в нашей стране снижают инвестиционную привлекательность российских предприятий не только в глазах зарубежных инвесторов, но и отечественных. В итоге платежный баланс РФ, по данным ЦБ РФ стремится к отрицательным значениям, так как сальдо движения капитала, который год имеет огромные отрицательные значения (превышает экспорт товаров и услуг). Приведенные данные со всей очевидностью подчеркивают актуальность повышения инвестиционной привлекательности за счет перестройки институциональной составляющей российской социально-политической системы.

Большое влияние на инвестиционную привлекательность страны оказывает государственная инвестиционная политика. Посредством организационных мер по созданию институтов и правовых инструментов, можно обеспечить приток капитала. Это предполагает выстраивание единой организационной системы инвестиций в рамках национальной экономики, а также выработку основных рычагов правовой защиты вложений в

0 3

ю

S

V 2

сч cJ

£

Б

а

2 ©

реальный сектор экономики (сферу малого и среднего бизнеса).

В обеспечении инвестиционной политики предлагается выделять следующие инструменты инвестиционного развития (рисунок 1).

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» предусматривает участие государства только в создании, благоприятных условий для инвестиционной деятельности путем совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и ее использования.

То есть, из представленных выше инструментов используются только два. Более полное использование инструментов инвестиционного развития является резервом повышения инвестиционной привлекательности российской экономики в целом и предпринимательских структур в частности.

Рассматривая внутренние факторы инвестиционной привлекательности, в первую очередь стоит обращать на те показатели, которые интересны потенциальным инвесторам. Инвесторы стремятся получить максимальную отдачу на вложенный капитал, которая определена степенью риска. В качестве такой отдачи не всегда выступает денежное вознаграждение. Здесь стоит заметить, что реализуя проект, каждый инвестор преследует свои цели. Среди основных инвесторов можно выделить государство, банки, прямые инвесторы, у которых цели инвестирования могут различаться. Исходя из изложенного, на основе изучения научных трудов различных авторов, выделим критерии и показатели, предъявляемые различными группами инвесторов, при оценке инвестиционной привлекательности, заполнив таблицу 2.

По мнению М.С. Кувшинова в первую очередь предприятие должно иметь инвестиционную привлекательность для того, чтобы вести речь о целях инвестиционного проекта [11].

Кувшинов М.С. утверждает, что даже при низком уровне инвестиционной привлекательности страны и региона предприятие может привлекать инвестиции за счет предложения инвесторам лучших условий и проектов для инвестирования. Подчеркнем, что участники деловых отношений действуют рационально и стремятся к максимизации полезности экономических взаимоотношений. Поэтому при выборе контрагента проводится анализ их делового потенциала. В первую очередь проводится оценка экономичес-

Рисунок 1 - Инструменты инвестиционного развития малого и среднего бизнеса

Таблица 2

Критерии инвесторов,

влияющих на инвестиционную привлекательность предприятия

Вид инвестора

Государство

Возможность решения социально-экономических задач, обеспечения инфраструктуры функционирования экономики, развития инновационных производств, науки и техники, обеспечения социальной стабильности

Банки и иные заемные инвесторы

Прямые инвесторы

Критерии и показатели, влияющие па инвестиционную привлекательность предприятия_

Кредитоспособность, платежеспособность и финансовая устойчивость, финансовое положение компании с оценкой финансовых коэффициентов устойчивости, ликвидности и Др.

Кредитная история предприятия, обеспеченность кредита, вид деятельности и тип компании, деловые качест ва ее команды, дополнительные финансовые возможности, масштабность деятельности и размер капитала, условия, в которых сопсргпастся кредитная сделка, возможность осуществления контроля со стороны источника заемных средств_

Стратегия развития предприятия, рост капитализации, деловая репут ация, перспекгивы роста с точки зрения потоков наличности,- открытость и понятность бизнеса, четко сформулированная стратегия развития, опытный и успешный менеджмент, владельцев предприятия, готовых к сотрудничеству, хорошие позиции в бизнесе и правительстве, отсутствие камого-либо криминала или нарушений законодательства в работе предприятия. определенный уровень корпоративной кулыуры_

кой эффективности предпринимательской деятельности. Результаты такой оценки интересны всем участникам экономических отношений: предпринимателю, инвесторам, финансово-кредитным учреждениям, покупателям и др.

Среди основных показателей финансово-хозяйственной деятельности они

выделяют: показатели рентабельности, финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности и пр. Основные показатели, используемые для оценки финансового состояния предприятия, представлены в таблице 3.

Отметим, что использование в оценке инвестиционной привлекательности

Таблица 3

Основные показатели, используемые для оценки финансового состояния предприятия

Показатели [ Расчет

Показатели, харавсге ризующие финансовые результаты

Выручка от реализации продукции, руб.

Прибыль (убыток) от реализации, руб.

Чистая прибыль (убыток), руб.

Показатели эффективности деятельности

Коэффициент рентабельности продаж (ROS)>% Отношение прибыли от продаж к выручке (без НДС)

Коэффициент рентабельности активов (ROA), % Отношение чистой прибыли к активам

Коэффициент рентабельности капитала (ROE), % Отношение чистой прибыли к собственному капиталу

Показатели, характеризующие имущественное положение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля внеоборотных активов во всем имуществе, % Отношение внеоборотных активов ко всем активам

Доля оборотных активов во всем имуществе, % Отношение оборотных активов ко всем активам

Доля наиболее ликвидных активов во всем имуществе, % Отношение суммы денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к активам

Доля дебиторской задолженности во веем имуществе, % Отношение дебиторской задолженности к активам

Показатели характеризующие состояние источников имущества

Доля заемных средств в пассивах, % Отношение суммы долгосрочных и краткосрочных обязательств к пассивам

Доля кредиторской задолженности в пассивах, % Отношение кредиторской задолженности к пассивам

Показатели ликвидности

Коэффициент текущей ликвидности Отношение суммы ¡всех оборотных активов к краткосрочным обязательствам

Коэффициент срочной ликвидности Отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, суммы дебиторской задолженности к краткосрочным обязательствам

Коэффициент абсолютной ликвидности Отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным пассивам

Показатели финансовой устойчивости

Коэффициент автономии (финансовой независимо сти)_ Отношение собственного капитала к активам

Соотношение доли заемных и собственных средств Отношение всех обязательств предприятия к собственным средствам

Собственный оборотный капитал, руб. Собственный капитал плюс долгосрочные кредиты минус внеоборотные активы

Коэффициент обеспеченности собственным оборотным капиталом Отношение собственного оборотного капитала к общей величине оборотных активов предприятия

только этих показателей не позволяет сформировать полное представление о потенциале и инвестиционной привлекательности предпринимательской структуры. Мы считаем, что данные показатели должны быть дополнены показателями, отражающие качественные характеристики рассматриваемого объекта инвестирования. К таким характеристикам можно отнести: квалификацию персонала, наличие сформировавшегося спроса на продукцию данной предпринимательской структуры, сотрудничество с ведущими компаниями, месторасположение предприятий и т.д. В итоге, опираясь на финансовые показатели, предприятие оценивается лишь надежность потенциального партнера. Потенциал делового сотрудничества же остается неоцененным, хотя инвесторов вопросы эффективности делового сотрудничества интересуют не менее чем вопросы надежности.

Исходя из вышеизложенного, скажем, что необходимость разработки методики оценки инвестиционной привлекатель-

ности предпринимательской структуры, которая учитывает как количественны, так и качественные характеристики приобретает все большее значение. Отметим, что такая методика должна иметь комплексный характер.

По мнению автора работы «Влияние фактора доверительности на эффективность рыночных отношений» в аграрном секторе экономики при построении комплексной методологии оценки предприятий показатели должны отражать изменения различных процессов, протекающих в социально-экономической сфере. Необходимо охватить все сферы жизни экономики предприятия, так как меняются не только ценовые соотношения, объемы производства и торговли, но также и социальные характеристики экономики предприятия. Поэтому, экономические процессы необходимо отслеживать во всех сферах, где доступны оперативные статистические данные, характеризующие деловую активность предприятия. Экономические показатели по своему содержанию представляют собой коли-

чественную оценку функционирования хозяйственных систем. Благодаря этой оценке принимаются управленческие решения, направленные на повышение эффективности и надежности работы любого предприятия. И чем разумнее эти показатели, тем более действенными являются принимаемые решения [12].

Анализ зарубежных работ по исследуемой проблематике показал, что популярные методы оценки инвестиционной привлекательности, учитывающие как количественные, так и качественные характеристики строятся на основе оценки стоимости организации. Г.А. Ярин справедливо отмечает, что на Западе в качестве основного критерия эффективности деятельности рассматривают не прибыль, а стоимость компании [13].

При анализе инвестиционной привлекательности необходимо рассматривать динамику стоимости: как меняется стоимость в течение определенного периода времени и какие факторы имеют наибольшее влияние на ее величину. Мы согласны с тем, что стоимость в силу своей конечности отражает всё, что произошло с компанией. Например, стоимость акций компании может измениться от различных факторов, не имеющих фундаментального отношения к деятельности компании. На решение инвесторов может повлиять даже информация относительно размеров дома, в котором проживает генеральный директор компании: чем больше площадь дома - тем меньше доверие инвесторов, соответственно стоимость акций может снизиться.

На стоимость компании на наш взгляд большое влияние оказывает уровень квалификации менеджмента предприятия. Важны не имеющиеся конкурентные преимущества предприятия, а способность менеджмента сгенерировать новые конкурентные преимущества. Результативность менеджмента в этом случае скажется на приращении или уменьшении стоимости компании. Буквально такой тезис заложен в таком популярном методе оценке экономической эффективности и инвестиционной привлекательности как метод экономической добавленной стоимости (EVA).

Расчет экономической добавленной стоимости ведется по следующей формуле:

EVA=NOPAT - WACC*IC, (2)

где EVA - экономическая добавленная стоимость, NOPAT - чистая операционная прибыль после уплаты налогов, WACC - средневзвешенная стоимость капитала, lC - инвестированный капитал.

О

3

ю i

V 2

сч cJ

£

Б

а

Сравнивая показатель экономической добавленной стоимости в динамике возможно определять помимо общей эффективности предприятия дополнительно судить об эффективности менеджмента компании. К сожалению данный метод не позволяет судить и оценивать факторы, влияющие непосредственной на инвестиционную привлекательность в отдельности. На наш взгляд соединить комплексно качественные и количественные показатели возможно при помощи факторно-индексного анализа, используя методы экономико-математического моделирования и инструменты статистического анализа. Алгоритм оценки может быть следующим:

- идентификация факторов, оказывающих влияние на инвестиционную привлекательность предприятия, определяющих уровень доверия инвесторов;

- унификация шкалы измерения;

- корреляционно-регрессионный анализ;

- построения индекса доверия.

Литература

1. Ларионов, В.Г. Доверие при инвестировании предпринимательств // В.Г. Ларионов, А.В. Цыренов, Д.Г. Бордоев / Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - Вып. 2а. - С. 37-42.

2. Волков, А. С. Создание рыночной стоимости и инвестиционной привлекательности / А. Волков, М.Куликов, А.Марченко. - М.: Вершина, 2007. - 304 с.

3. Ларионов А.В., Коновалова М.Е. Роль интеллектуального капитала в современном кризисе банковской системы РФ. // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2017. №12 (158) . С.5-11.

4. Сосненко Л.С. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Краткий курс / Л.С. Соснен-ко. - М.: КноРус, 2007. - С. 123.

5. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 432 с.

6. Экономический потенциал развитого социализма / Под ред. Б.М. Моча-лова. - М., 1982.

7. Культура и безопасность предпринимательской деятельности /Попов А.Н., Гибадулин Р.Х., Видгоф Б.Е. и др. - Челябинск: ЧГАКИ, 2003.

8. Крылов, Э.И.. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия / Э.И.Крылов, В.М.Власова, М.Г.Егорова. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 192 с.

9. Анализ инвестиционной привлекательности организации: научное издание / Д.А. Ендовицкий, В.А. Бабушкин, Н.А. Батурина и др.; под ред. Д.А. Ендо-вицкого. - М.: КНОРУС, 2010. - 376 с.

10. Котуков, А.А. Формирование институциональных предпосылок активизации отечественного рынка инвестиций / А.А. Котуков // Финансы и кредит. - N43, 2009. - С. 41-44.

11. Кувшинов, М.С. Основы теории формирования инвестиционного климата предприятий: монография / М.С. Кувшинов. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. - 256 с.

12. Фазлаев, И.Т. Влияние фактора доверительности на эффективность рыночных отношений в аграрном секторе экономики (на материалах Республики Башкортостан): диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / И.Т. Фазлаев. - Ижевск. -УдГУ, 2010. - 179 с.

13. Ярин Г.А. Экономика предприятия (в малом и среднем бизнесе) / Г.А. Ярин. - Екатеринбург: УрГЭУ, 2002. -473 с.

Assessment of the economic attractiveness of enterprises according to the criterion of trust in market relations Mursagalina G.M.

Bashkir state University

Doing business in today's market requires attracting investment. Without an increase in investment, there is no need to talk about the development and long-term growth of business structures. Attraction of investments is the result of investment activities carried out by the recipient companies. Investment activity involves on the one hand the activities of investors, and on the other hand, the activities of economic entities that attract investment. Therefore, the management of enterprises seeks to increase the investment attractiveness by organizing competitive activities. In turn, investors analyze and evaluate the activities of investment objects, using either standard methods or their own methods for choosing business partners.

Assessment of the potential of the enterprise provides an opportunity to have an idea of the dynamics of growth of the enterprise value in the future. Based on this information, a potential investor decides on cooperation and justifies its actions to provide a certain level of confidence in the analyzed enterprise. In our opinion, the possibility of increasing the capital of the enterprise will be the potential of the enterprise. It is possible to connect complex qualitative and quantitative indicators by means of factor-index analysis, using methods of economic and mathematical modeling and tools of the statistical analysis. Key words: economy, entrepreneurship, business

technologies, entrepreneurial culture References

1. Larionov, V.G. Confidence in investing entrepreneurship // VG Larionov, A.V. Tsyrenov, D.G. Bordoev / Bulletin of the Buryat State University. - 2015. - Vol. 2a - pp. 3742.

2. Volkov, A. S. Creating market value and

investment attractiveness / A. Volkov, M. Kulikov, A. Marchenko. - M .: Vershina, 2007.

- 304 p.

3. Larionov A.V., Konovalova M.E. The role of

intellectual capital in the modern crisis of the banking system of the Russian Federation. // Bulletin of the Samara State University of Economics. 2017. No. 12 (158). P.5-11.

4. Sosnenko L.S. Comprehensive economic analysis

of economic activity. Short course / L.S. Sosnenko. - M .: KnoRus, 2007. - p. 123.

5. Kovalev V.V. Financial Analysis: Methods and

Procedures. - M .: Finance and Statistics, 2001. - 432 p.

6. The economic potential of developed socialism /

ed. B.M. Mochalova. - M., 1982.

7. Culture and security of entrepreneurial activity /

Popov A.N., Gibadulin R.Kh., Vidgof B.Ye. et al. - Chelyabinsk: PGAE, 2003.

8. Krylov, E.I. .. Analysis of the financial condition

and investment attractiveness of the enterprise / E.I.Krylov, V.M.Vlasova, MGG Egorova. - M .: Finance and Statistics, 2003.

- 192 p.

9. Analysis of the investment attractiveness of the

organization: scientific publication / D.A. Endovitsky, V.A. Babushkin, N.A. Baturin and others; by ed. YES. Endovitsky. - M .: KNORUS, 2010. - 376 p.

10. Kotukov, A.A. Formation of institutional prerequisites for enhancing the domestic investment market / A.A. Kotukov // Finance and credit. - №43, 2009. - P. 41-44.

11. Kuvshinov, M.S. Fundamentals of the theory of formation of the investment climate of enterprises: monograph / M.S. Jugs. -Chelyabinsk: Publishing house of SUSU, 2009.

- 256 p.

12. Fazlaev, I.T. The influence of the trust factor on the efficiency of market relations in the agrarian sector of the economy (on the materials of the Republic of Bashkortostan): dissertation for the degree of candidate of economic sciences / I.T. Fazlaev. - Izhevsk. -UdSU, 2010. - 179 p.

13. Yarin G.A. Enterprise economy (in small and medium business) / G.A. Yarin. - Ekaterinburg: USUE, 2002. - 473 p.

2 о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.