Научная статья на тему 'Оценка экономической эффективности оптимизации бизнес-процессов в звеньях цепи поставок'

Оценка экономической эффективности оптимизации бизнес-процессов в звеньях цепи поставок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1174
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / ЦЕПИ ПОСТАВОК / ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСПРОЦЕССОВ / ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЦЕССА / СТОИМОСТЬ ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грачев С. А.

в статье предлагается методика оценки экономической эффективности оптимизации бизнес-процессов в звеньях цепи поставок, разработанная на основе синтеза методов сбора мнений участников (опросы, анкетирование, мозговой штурм), методов графоаналитического моделирования (матрицы, деревья), методов экспертных оценок, PERT/Time анализа, ABC-костинга, а также экспресс-методов оценки бизнес-процессов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка экономической эффективности оптимизации бизнес-процессов в звеньях цепи поставок»

2. Бузник В.М. Фторполимерные материалы: применение в нефтегазовом комплексе (Сер. «Академические чтения», вып.61) - М.: Изд-во «НЕФТЬ и ГАЗ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2009. - 31 с.

3. Исследования и разработки, обеспечивающие создание конкурентоспособных полимерных композиционных материалов на основе углеродного волокна // Эл. Источник: http: // www.compozit.su>f/news/97/641361/632226.pdf

4. World Energy Outlook 2011// IEA, 2011. - 696 P.

5. S. Black. Composites Alive And Well In Offshore Oil Applications // Composites Technology. 2006. Vol. 2.- 7 P.

6. P. Laney. Use of Composite Pipe Materials in the Transportation of Natural Gas // INEEL Field Work Proposal # 4340-70, 2002. - 69 P.

7. Energy Technologies at the Cutting Edge // IEA, 2007. - 113 P.

С.А. Грачев

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ЗВЕНЬЯХ ЦЕПИ ПОСТАВОК

EVALUATION OF ECONOMIC EFFICIENCY OPTIMATION OF BUSINESS PROCESS IN THE SUPPLY CHAIN LEVELS

Аннотация: в статье предлагается методика оценки экономической эффективности оптимизации бизнес-процессов в звеньях цепи поставок, разработанная на основе синтеза методов сбора мнений участников (опросы, анкетирование, мозговой штурм), методов графоаналитического моделирования (матрицы, деревья), методов экспертных оценок, PERT/Time анализа, ABC-костинга, а также экспресс-методов оценки бизнес-процессов.

Ключевые слова: бизнес-процессы, цепи поставок, эффективность бизнес-процессов, время выполнения процесса, стоимость процесса.

Annotation: this article describes the methods of estimating the economic efficiency of optimization of business processes in the supply chain, developed on the basis of synthesis methods for collecting the views of participants (interviews, questionnaires, brainstorming), graph-analytical modeling methods (matrix, trees), the methods of expert estimates, PERT/Time analysis, ABC-costing, as well as express methods for assessing the business processes.

Keywords: business processes, supply chain, efficiency of business processes, process run-time, cost of the process.

Система измерений, составляющая базу для оценки и анализа бизнес-процессов, должна быть определена и согласована до перехода к реализация проекта, так как она применима на двух этапах - на этапе анализа модели предприятия «как есть» и на этапе оценки эффективности всего предприятия. На этапе анализа модели «как есть» оценивается эффективность бизнес-процессов (контрольные параметры), а на этапе оценки эффективности проекта реинжиниринга оценивается результат его проведения (как изменились контрольные параметры).

В статье приведена разработанная методика по оценке экономической эффективности бизнес-процессов, основанная на показателях удовлетворенности качеством, стоимости и времени, и выбора приоритетных процессов для проведения мероприятия по оптимизации бизнес-процессов в звеньях цепи поставок. Важность

© С. А. Грачев, 2012

процессов определяется руководством организации с учетом их приоритетности по ожиданиям и требованиям потребителей. Показатели удовлетворенности качеством рассчитываются по оценкам потребителей процесса. Оценка затрат времени и стоимости на выполнение каждого процесса производится на основе изучения ресурсов, потребляемых процессом и временем его выполнения.

В данной методике акцент сделан на расчет и анализ экономической эффективности основных бизнес-процессов, в получении результатов которых заинтересованы внешние (первичные) потребители, но на ее основе таким же образом может быть проведен анализ как вспомогательных, так и обслуживающих процессов на основе опросов внутренних потребителей.

На первом этапе определяется важность потребителей и соответственно ей присваивается удельный вес каждому классу внешних потребителей.

1с = ±С] = 1

г=1

где 1с - общий удельный вес классов внешних потребителей (в долях);

С1 - удельный вес важности ькласса потребителей (в долях);

1 - класс потребителей от 1 до п, п - общее количество потребителей.

2) На втором этапе производится опрос каждого класса внешних потребителей с целью определить ожидаемые показатели качества и их важность.

Строится дерево ожидаемого качества, определяется процент важности (ценности или весомости) для каждого показателя (см. табл. 1)

Таблица 1

Дерево ожидаемого качества для всех классов внешних потребителей_

Класс 1 С1 (в долях) Показатели качества j 0^1 (в %)

Внешние потребители Класс 1 С: Показатель 1 Qwu

Показатель 2 0^2,1

Показатель ] Qwk,l

1 1 £ 100%

Класс п Сп Показатель 1 Qwl,n

Показатель 2 Qw2,n

Показатель ) QWk,n

¿0% = }=1 100%

п I С, 1=1 = 1 1 (£о** )= ,=1 }=1 100%*п

3) На третьем этапе определяются показатели удовлетворенности потребителей качеством путем выяснения степени их удовлетворенности по выявленным заранее требованиям. Строится дерево воспринимаемого качества, показатели удовлетворенности каждым показателем в процентном выражении определяются с помощью методов сбора мнений участников, например, путем проведения опросов, а затем рассчитывается средневзвешенная удовлетворенность качеством по каждой ветви (см. табл. 2).

Таблица 2

Дерево воспринимаемого качества для всех классов внешних потребителей

Класс 1 С1 (в долях) Показатели качества j (в %)

Внешние потребители Класс 1 С1 Показатель 1

Показатель 2 0^2,1

Показатель ] 0вк,1

==м- Со 1 1 100%

Класс п Сп Показатель 1

Показатель 2 0Э2,п

Показатель ] 0Эк,п

iQsJn = }=1 100%

п I С, 1=1 = 1 I ) = ,=1 J=1 100%*п

4) На четвертом этапе производится объединение показателей важности и показателей удовлетворенности качеством путем построения матрицы выявления приоритетных областей для проведения реинжиниринга по показателю качества, в

которой по оси абсцисс откладывается средневзвешенная важность ^показателя QwJ■, а

по оси ординат - отклонение показателя удовлетворенности потребителя качеством от целевого уровня, которое рассчитывается по формуле:

ЛQ = QsJ -Qs0,

где - отклонение показателя удовлетворенности от целевого уровня (в %);

QsJ - средневзвешенная удовлетворенность потребителей ^показателем

качеством (в %); Qs0 - определенный руководством целевой уровень показателя удовлетворенности потребителя качеством (в %).

5) После выявления приоритетных областей для проведения реинжиниринга необходимо выявить процессы, связанные с каждой ветвью дерева воспринимаемого качества, и особенно те, что связаны с приоритетными областями, выявленными на предыдущем этапе, а также степень воздействия ( К^ ) каждого процесса на

соответствующую ему ветвь дерева. Степень воздействия ( К^ ) определяется

экспертным путем (см. табл. 3), где ] - показатель качества от 1 до к, к - общее количество показателей качества; ъ - процессы от 1 до т, т- общее количество процессов.

Таблица 3

Процессы, связанные с ветвями дерева воспринимаемого качества

Процессы jz Rjz (в %) Показатель качества j Qsj (в %) QWj (в %)

Процесс 1,1 Ru

Процесс 1,2 R1,2 Показатель 1 Qs1 Qw1

Процесс 1,m R1,m

m I R1z = z=1 100%

Процесс k,1 Rk ,1

Показатель k Qsk Qwk

Процесс k,m Rk ,m

m I Rmz = z=1 100%

6) На этом этапе определяется важность процессов, связанных с каждой ветвью дерева воспринимаемого качества по следующей формуле:

IP

= Rjz * ^ Jz 100

Где

IpJz - важностьjz-процесса (в %);

RJz - степень воздействия jz-процесса на соответствующую ему ветвь

дерева качества (в %) Qwj - средневзвешенная важность j-показателя качества соответствия jz-процессу ветви дерева качества (в %).

7) На данном этапе выявляются приоритетные процессы, требующие проведения соответствующих корректирующих действий или реинжиниринга путем построения матрицы выявления приоритетных процессов по показателю удовлетворенности потребителей качеством.

8) Определение эффективности процессов по показателю времени и соответствующей ей приоритетности осуществляется в следующей последовательности:

- проводится анализ времени выполнения процесса посредством метода PERT/Time-анализа.

- выявляются процессы, требующие проведения реинжиниринга путем построения матрицы выявления приоритетных процессов по показателю времени.

9) Выбор приоритетных процессов, требующих реинжиниринга на данном этапе, проводится по показателям эффективности процесса по стоимости.

Если в деятельности предприятия существует непропорциональное поглощение затрат разными продуктами, ведущее к искажению себестоимости и производству убыточных продуктов и услуг, следовательно, могут существовать убыточные процессы. С помощью пооперационного исчисления себестоимости или метода-ABC (Acivity Based Costing) рассчитываются затраты на выполнение каждого процесса, что

делается на основе изучения ресурсов потребляемых процессов. После чего определяется вклад каждого процесса в создание каждого продукта, либо в обслуживание каждого клиента, на основе чего рассчитывается себестоимость продуктов, деталей и клиентов. Применяя АВС-метод, определим стоимость каждого бизнес-процесса предприятия, что позволит выявить наиболее дорогие процессы с целью их первоочередного совершенствования.

10) Полученные данные по эффективности и приоритетности процессов сводятся в единую таблицу (см. табл. 4) для одновременного анализа всех построенных матриц и определения интегрального ранга процесса.

Таблица 4

Сводная таблица по расчету суммарного ранга процесса

Матрица выявления приоритетных процессов по качественным показателям

По удовлетворенности потребителя качеством По проблемности процесса По степени возможности проведения изменений По сложности процесса По процессности

8 Н о о в

н 8 Л И

3 я о го

й о

о

Я О

1-

я й

о я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ц е

«и н

^ о о Цат

^ к Сг1

й §

„ о

й а

я 8

л 8

& ^ й Й « 3

а |8

х 3 в

н

н 8 Л О 8

Я

8 £

8

8

Я

а и

х 2

« К

в й

к н ^ £

£ а

8 И § с

о р с

» 8 8 8 а и И Д о а 8

о М

8 Н о о Е 8 О

н о

сЗ 2

Зона

максимальной критичности

Зона

умеренной критичности

Зона слабой критичности

N

Сложив ранги процесса по каждой из матриц, получим интегральный ранг процесса, характеризующий совокупность экономическую эффективность бизнес-процесса:

Я

интЫ

^ ЯтЫ

т=1

Где

Я

интЫ

Я

тЫ

т

- интегральный ранг процесса N

- ранг процесса N по матрице т;

- матрица от 1 до 8.

Процесс с минимальным числом интегрального ранга будет наименее эффективным и наиболее приоритетным, требующим проведения реинжиниринга. Процесс с максимальным числом суммарного ранга является наиболее эффективным и наименее приоритетным. В случае, если двум и более процессам будет присвоен одинаковый интегральный ранг, метод совершенствования процессов, указанный для данного ранга, будет применим к каждому из них на равных уровнях. Последовательность расчетов по предлагаемой методике представлена на рисунке.

1

9.1. Определение стоимости ресурсов, потребляемых процессами

2. Определение полной стоимости ресурсов и процессов

,анные по стоимостиЛ процессов и ресурсову

P, rj,

9.4. Построение матрицы приоритетных процессов по показателю эффективности

9.3. Расчет показателя эффективности

Данные по выходам ~

Рис. Модель расчета эффективности бизнес-процессов

При реализации методики использованы следующие методы - методы сбора мнений участников (опросы, анкетирование, мозговой штурм), методы графоаналитического моделирования (матрицы, деревья), методы экспертных оценок [7], метод PERT/Time анализа [1, 5], метод ABC [2, 4, 6]. Дополнением методики

послужили разработки К. К. Чупрова и его экспресс - методов оценки бизнес -процессов [8] и С. М. Ковалева и В. М. Ковалева [3].

В основании данной методики лежат основные математические алгоритмы, теория вероятностей и математической статистики. Методика направлена на расчет экономической эффективности бизнес - процессов, складывающейся из трех оценок -эффективности процессов по времени, эффективности процессов по стоимости и эффективности процессов по качеству. Предложенная методика по оценке экономической эффективности бизнес - процессов позволяет определить наиболее критические и приоритетные процессы для проведения их реинжиниринга и те процессы, что не требуют таких кардинальных мер, но имеют резерв для их совершенствования и в дальнейшем, будут последующими кандидатами на изменения. Кроме, того, получив такие контрольные параметры, как эффективность процессов по стоимости, времени и качеству, руководство и рабочая группа по РБП получают возможность оценить эффективность всего проекта, измерив эффективность бизнес-процессов, подвергнутых ренжинирингу и сравнив с показателями.

Литература

1. Дихтелле, Г. Управление проектами: [Текст]: в 2 т. / Г. Дихтелле; пер. С нем. - СПб.: Бизнес-пресса, 2004. Т.1.

2. Ивлев, В.А. АВС/АВМ/АВВ методы и системы [текст] / В.А. Ивлев, Т В. Попова. - М.: «1С:Паблишинг». 2007. 207 с.

3. Ковалев, С.М. Выбор бизнес-процессов для оптимизации / С.М. Ковалев, В.М. Ковалев // Консультант директора. 2005. № 5.

4. Козлов А.С. Проектирование и исследование бизнес-процессов: [текст]: учебное пособие / А.С. Козлов. - М.: Флинта: МПС, 2006. - 272 с.

5. Козловский, В. А. Производственный и операционный менеджмент. [Текст]: учебник / В.А. Козловский, Т.В. Маринина, В.М. Макаров. - СПб.: Специальная Литература, 1998. - 366 с.

6. Кузьмина, Е.А., Кузьмина А.М. Функционально-стоимостной анализ и метод АВС / Е. А. Кузьмина, А.М. Кузьмин // Методы менеджмента качества. 2002. № 12, с.6-10.

7. Ромашкина Г.Ф., Татарова Г.В. Коэффициент конкордации в анализе социологических данных / Г.Ф. Ромашкина, Т.В. Татарова // Социология: Методология, методы, математические модели. 2005. № 20, с.131-158

8. Чупров, К.К. Экспресс-метод диагностики бизнес-процессов компании / К.К. Чупров // Консультант директора. 2005. № 20, с.6-10.

Д. В. Губанова Т.Е. Мусатова

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК РЕЗУЛЬТИРУЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

COMPETITIVENESS AS THE RESULTING ECONOMIC CATEGORY

Аннотация: в статье рассматриваются понятия конкурентоспособности страны, отрасли, предприятия, продукции (услуги), приводятся основные методы оценки конкурентоспособности.

© Д.В. Губанова, Т.Е. Мусатова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.