ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ, НАДЕЖНОСТИ И КАЧЕСТВА МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ АВТОБУСА ISUZU Едгоров Ж.Н.1, Тожибаев А.А.2
1Едгоров Жамолиддин Намозович - магистрант, направление: эксплуатация автомобильного транспорта и дорожно-транспортных машин
(автомобильный транспорт);
2Тожибаев Абдунаби Абдурахмонович - кандидат технических наук, доцент, кафедра технической эксплуатации автомобилей, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: одним из приоритетов развития машиностроительной отрасли является производство надежной и долговечной автомобильной техники. В статье раскрывается порядок оценки экономической эффективности, конкурентоспособности и качества муфты сцепления автобуса Ш^и. Модель оценки строится на сочетании характеристик: экономическая эффективность, надежность и качество муфты сцепления.
Ключевые слова: автобус Ш^и, муфта сцепления, экономическая эффективность, надежность, качество, конкурентоспособность.
Надежность и качество всего транспортного средства и его комплектующих во многом определяют экономическую эффективность. Если конструирование автомобиля проводить с максимальным учетом всех имеющихся в распоряжении технологических возможностей, себестоимость производства существенно возрастает, эксплуатация готового изделия обходится дороже. Поэтому от конструктора требуется соблюсти баланс - обеспечить необходимый уровень надежности, качества при умеренном уровне затрат [1]. Рассмотрим проблему расчета экономической эффективности муфты сцепления автобуса Ши2и.
Определяющим при оценке надежности любой машины или механизма является то, насколько долговечны, безотказны и пригодны к ремонту те узлы и детали, которые наиболее подвержены нагрузкам и износу. Это утверждение справедливо и для фрикционных муфт сцепления автобуса Ши2и.
Муфта сцепления, называемая также муфтой выключения сцепления или нажимной муфтой, является элементом системы сцепления в автомобилях с ручным управлением трансмиссией. Она обеспечивает выключение сцепления при переключении передач.
В число функций муфты сцепления входят:
• крепление и точное расположение подшипника выключения сцепления;
• защита подшипника выключения сцепления от износа и выхода из строя, к которым может привести прямой контакт вилки с ним;
• передача усилия от вилки выключения сцепления к подшипнику и затем к лепесткам диафрагменной пружины.
Из всех элементов муфты сцепления наиболее быстро выходят из строя фрикционные накладки. Потому от их долговечности, в первую очередь, и зависит надежность работы самого узла. Фрикционными накладками во время работы сцепления поглощается большое количество энергии, они принимают на себя основной удар, защищая от износа и поломок более дорогие детали. Поскольку накладки изнашиваются достаточно быстро, их ресурс заметно уступает ресурсу
двигателей до первого капитального ремонта. Потому продление срока службы пар трения является важной задачей, решение которой является фактором повышения надежности автобуса ISUZU.
Первоочередной и в то же время сложной задачей является определение оптимальных параметров муфты сцепления. Основная проблема видится в том, что конструкторам необходимо совместить требования, которые, по сути, противоречат друг другу. С одной стороны, следует работать над уменьшением габаритных размеров, усилия и хода выключения, а также соотношения массы узла к мощности. С другой, требуется обеспечение поглощения значительного количества энергии и передачи большого крутящего момента [2]. Выполнение данных условий при разработке муфты сцепления является обязательным, иначе достичь необходимых надежности, долговечности и экономической эффективности транспортного средства будет сложно.
Мы предлагаем следующий порядок оценки экономической эффективности, конкурентоспособности и качества муфты сцепления автобуса ISUZU:
1. Определение экономической эффективности муфты сцепления за все время эксплуатации: периодом между приобретением изделия и его списанием. При этом рассматриваются 3 варианта покупки муфты: за средства компании, в лизинг, в кредит.
2. Оценка уровня качества фрикционного узла.
3. Оценка конкурентоспособности муфты сцепления.
4. Моделирование уровня экономической эффективности, конкурентоспособности и качества изделия.
Предложенная схема целесообразна при проведении предварительных расчетов экономической эффективности и оценивания возможного экономического эффекта.
Еще до конструкторского проектирования изделия следует предварительно рассчитать, насколько экономически эффективной, качественной и конкурентоспособной окажется разрабатываемая муфта сцепления. По результатам таких предварительных расчетов делается технико-экономическое обоснование проектирования узла, затем они учитываются при планировании разработки.
На следующем этапе после того, как изделие разработано, определяют его возможный экономический эффект. Для этого необходимо использовать реальные технико-экономические характеристики муфты и данные о наибольших объемах эксплуатации узла. Собираются данные по всем имеющимся конструкторским решениям, сравнивается возможный экономический эффект каждого из них, после чего делаются выводы о целесообразности запуска в эксплуатацию того или иного изделия.
На основании данного анализа можно утверждать, что разрабатываемое или готовое к запуску в эксплуатацию изделие отвечает запросам потребителя, то есть его использование и обслуживание достаточно удобно и выгодно, предлагаемая модель отличается конкурентоспособностью, то есть быть дешевле в обслуживании и ремонте, чем аналогичные изделия.
Список литературы
1. Чудаева А.А. Надежность и срок службы оборудования как экономическая
категория // Вестник ОГУ, 2009. № 8. C. 150-155.
2. Токтаганов Т.Т. Исследование влияния параметров муфт сцепления на характер и
интенсивность тепловыделения муфты // Наука и техника Казахстана, 2005. № 3.
С. 149-155.