Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛУБРИКАЦИИ РЕЛЬСОВ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НАСЕЛЕНИЕ ШУМА ОТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И ПУТИ'

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛУБРИКАЦИИ РЕЛЬСОВ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НАСЕЛЕНИЕ ШУМА ОТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И ПУТИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
8
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
шуза / подвижной состав / эффективность / лубрикация рельсов / рельсосмазыватель / noise / rolling stock / effectiveness / rail lubrication / rail lubrication system

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Панин Андрей Юрьевич, Панин Юрий Алектинович, Иванова Наталия Георгиевна, Трифонов Алексей Валерьевич, Пономарев Андрей Сергеевич

В современном мире на здоровье человека все больше сказываются техногенные факторы, в том числе такие, как шум, производимый подвижным составом железных дорог при проходе им селитебных территорий, особенно в ночное врезая суток. Данный вопрос находится на контроле Правительства Российской Федерации, поэтому на уровне соответствующих ведомств предпринимаются определенные действия с целью снижения остроты этой проблемы. В статье приведен расчет экономической эффективности одного из шумозащитных мероприятий, осуществляемых на подвижном составе (в источнике шумообразования) а именно применение лубрикации рельсов стационарными устройствами лубрикации по разработанной АО «ВНИКТИ» методике. В качестве эффекта оценивалось снижение годового ущерба населению селитебной территории за счет снижения уровня шумового излучения железнодорожного транспорта, экономического эффекта для условной городской агломерации (микрорайона) с условным количеством жителей, плотности застройки и условным количеством прохода поездов по селитебной территории. Кроме того, введен понижающий коэффициент на количество жителей условной городской агломерации, находящихся под вредным влиянием шума подвижного состава, с учетом того, что порядка 50 %из них составляют жители пенсионного возраста и дети. При этом дети, как правило, посещают детские дошкольные учреждения и школы, расположенные внутри той же территории, но имеющие низкую этажность и вследствие этого пониженное шумовое воздействие. В результате расчет а получен экономический эффект от применения стационарных рельсосмазывателей, работающих по технологии комплементарной (комбинированной) технологии лубрикации рельсов, который обеспечивает окупаемость затрат на вложение этой технологии в течение 1,1 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Панин Андрей Юрьевич, Панин Юрий Алектинович, Иванова Наталия Георгиевна, Трифонов Алексей Валерьевич, Пономарев Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE ECONOMIC EFFICIENCY OF RAIL LUBRICATION TO REDUCE THE IMPACT OF NOISE ON THE POPULATION FROM THE INTERACTION OF ROLLING STOCK AND TRACK

In the modern world human health has been increasingly impacted by anthropogenic factors like railway pass-by noise in residential areas, at night in particular. The Russian Federation Government has been in control of the problem with a number cf responsible agencies taking actions to lessen the severity cf the issue. The article provides the results of a cost effectiveness analysis for a railway noise mitigation measure implemented on board the vehicle (at source), namely, the application of rail lubricants via stationary rail lubrication systems following a method developed at the Scientific-Research and Design-Technology Institute of Rolling Stock, Joint Stock Company (JSC « VNIKTI»). The effectiveness was estimated in terms of a decrease in annual levels of community annoyance in residential areas following a reduction in railway noise radiation, as well as of the economic effect for a nominal urban community (housing area) with a nominal number of residents, a nominal housing density and a nominal number of train passings through the area. A reduction factor per number of people living in the residential area affected by railway noise was also introduced, account taken of the fact that around 50 % of the population are elderly people and young children. Meanwhile children in general attend kindergartens and schools located within the same residential area bat inside more low-rise buildings which minimizes their exposure to noise. The economic effect of applying stationary rail lubrication systems based on complementary (combined) rail lubrication technology proved to ensure returns of investment with 13 months.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛУБРИКАЦИИ РЕЛЬСОВ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НАСЕЛЕНИЕ ШУМА ОТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И ПУТИ»

УДК 628.517.2:625.143(045)

А. Ю. Панин, Ю. А. Панин, Н. Г. Иванова, А. В. Трифонов, А. С. Пономарев

х^ционерное общество «Научно-ис следовательский и конструкт орско-технологический институт подвижен ого состава» (АО «ВНИКТИ»), г. Коломна, Российская Федерация

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛУБРИКАЦИИ РЕЛЬСОВ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НАСЕЛЕНИЕ ШУМА ОТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И ПУТИ

Аннотщия. В современном мире на здоровье человека все больше сказываются техногенные факторы, в том числе такие, как шум, гроизводизмый подвижньш составом железных дорог при гроходе изм селитебных территорий, особенно в ночное врезмя суток. Данный вогрос находится на контроле Правительства Российской Федерации, поэтому на уровне соответствующих ведомств предпринимаются определенные действия с целью снижения остроты этой проблемы.

В статье приведен расчет экономической эффективности одного из шузмоз ащитных мероприятий, осущест&ояезмых на подвижен ом состаее (в источнике шумосбразованил), а изменно применение рубрикации рельсов стационарньши устройствами лубрихации по разработанной АО яВНИКТИ» методике. В качестве эффекта оценивалось снижение годового ущерба населению селитебной территории за счет снижения уровня щузлового излучения железнодорожного транспорта, экономического эффекта для условной городской агломерации (¿микрорайона) с условньш холичествозм жителей, плотности застройки и условным количествозм прохода поездов по селитебной территории. Крозме того, введен понижающий коэффициент на количество жителей условной городской аглозмераг^и, находящихся под вредньш влияниезм шузма подвижного состава, с учетом того, что порядка 50% из них составляют жители пенсионного возраста и дети. При этом дети, как уравило, посещают детские дошкольные учреждения и школы, расположенные внутри той же территории, но изаеющие низкую этажность и вследствие этого пониженное шумовое воздействие.

В результате расчет а по/учен экономический эффект от применения стационарных рельсосзмазывателей, работающих по технологии козмплезментарной (козмбинированной) технологии лубриксции рельсов, который сбеспечивает окупаезмость затрат на вложение этой технологии в течение 1,1 года

Ключевые слова: шузм, подвижной состав, эффективность, лубрикациярельсов, рельсосзмазыватель.

Audrey Y и. Jfanin, Yuri A. Jfanin, JNataliya G. Ivan ova, Alexey V. Triionov,

Audrey S. Ponomarev

Joint Stock С ompany «Scientific Research and De sign-Technological Institute of Rolling S to ck» (JSC «VNIKTI»),

Kolotrma, the Russian Federation

ASSESSMENT OF THE ECONOMIC EFFICIENCY OF RAIL LUBRICATION TO REDUCE THE IMPACT OF NOISE ON THE POPULATION FROM THE INTERACTION OF ROLLING STOCK AND TRACK

Abstract In the modern world human health has been increasingly impacted by anthropogenic factors like railway pass-by noise in residential areas, at night m particular. The Russian Federation Government has been in control of the problem with a number of responsible agencies taking actions to lessen the severity of the issue.

The article provides the results of a cost effectiveness analysis for a railway noise mitigation measure implemented on board the vehicle (at source), namely, the application of rail lubricants via stationary rail lubrication systems following a method developed at the Scientific-Research and Design-Technology Institute of Rolling Stock, Joint Stock Company (JSC # VNIKTI?/) The effectiveness was estimated in terms of a decrease in annual levels of community annoyance in residential areas following a reduction in railway noise radiation, as well as of the economic effectfor a nominal urban community (housing area) with a nominal number of residents, a nominal housing density and a nominal number of train passings through the area. A reduction factor per number ofpeople living in the residential area affected by railway noise was also introduced, account taken of the feet that around 50 % of the population are elderly people and young children. Meanwhile children in general attend kindergartens and schools located within the same residential area but inside more low-rise buildings which minimizes their exposure to noise.

The economic effect cf applying stationary rail lubrication systems based on complementary (combined) rail lubrication technology proved to ensure returns cf investment with 13 months.

Keywords: noise, rolling stock, effectiveness, rail lubrication, rail lubrication system.

jgg|§|§§| шшш ^^ ИЗВЕСТИЯ Транссиба 65

Проблема воздействия на человека внешнего шума, излучаемого, в частности, железнодорожным подвижным составом, значительно обостряется в связи с массовыми жилыми застройками городских территорий, которые примыкаютк железнодорожным путям. Строительство жилых комплексов в непосредственной близости от железных дорог по причинам вполне понятным, более чем оправдано с экономической точки зрения застройщика.

Однако население этих жилых комплексов в ближайшей перспективе будет нести определенное бремя воздействия на психику человека непрерывного шумоизлучения железнодорожного подвижного состава, что, в свою очередь, ведет к различным типам заболеваний.

Решение данной проблемы обозначено в Указе Президента РФ о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года от 21 июля 2020 год а № 474 в части создания комфортной и безопасной среды для жизни [1].

ОАО «РЖД», являясь национальным железнодорожным перевозчиком и владельцем железнодорожной инфраструктуры, стремится поддерживать высокий уровень экологической безопасности и ответственности своей деятельности. В п. 6.2 экологической стратегии ОАО «РЖД» [2] предусмотрены целевые ориентиры ОАО «РЖД» в области защиты от шума.

Согласно этому документу одним из целевых ориентиров ОАО «РЖД» в области защиты от шума является снижение уровня шумового воздействия на окружающую среду.

Этого можно достичь за счет таких мероприятий, как:

- проведение исследований и составление шумовых карт в населенных пунктах, на основании которых можно будет ранжировать риски шумового воздействия и разрабатывать первоочередные мероприятия по их устранению;

- работы по рельсошлифованию, обточке бандажа колеса, смазыванию рельса;

- укладка у пру г их рельсовьп скреплений;

- укладка бесстыкового пути;

- замена чугунных тормозных колодок композитными;

- оснащение лабораторий центров охраны окружающей среды дополнительным оборудованием для контроля шума;

- установка шумозащитных экранов;

- лесонасаждение;

- разработка и внедрение новых нормативов, направленных на нормирование и снижение уровня шума;

- разработка и внедрение новых технологий, способствующих снижению уровня шума;

- модернизация подвижного состава.

Одними из эффективных и малозатратных способов решения проблемы внешнего шума подвижного состава являются технологии лубрикации зон контактов колес подвижного состава с рельсами стационарными рельс осмазывателями.

Рельсосмазывание разделяется на технологии лубрикации кривых участков пути на следующие виды смазывания контактных поверхностей зон контактов колес с рельсами:

традиционная лубрикация (лубрикантом с низким коэф фициентом трения смазывается внутренняя грань наружного рель;а в кривой);

ТОК-лубрикация (модификатором трения с коэффициентом трения 0,18 - 0,25 смазываются поверхности катания головок внутреннего и наружного рельсов);

комбинированная лубрикация (лубрикантом с низким коэффициентом трения смазывается внутренняя грань наружного рельса в кривой, а модификатором трения с коэффициентом трения 0,18 - 0,25 смазывается поверхность катания головки внутреннего рельса);

к о мпл е ме нтар наялубрикация(лубр иканто м с н из ки м к оэ ф ф и ц ие нто м тре н ия с маз ыв ается внутренняя грань наружного рельса в кривой, а модификатором трения с коэффициентом трения 0,18 - 0,25 смазываются поверхности катания головок обоих рельсов).

Рисунок 1 - Нанесение модификатора трения на поверхность катания головки рель с а

Рисунок 2 -Нанесениелубриканта на боковую грань головки наружного рельса в кривой

По результатам ранее проведенных экспериментов [3] наибольший эффект по снижению шума ожидается от применения комбинированной и комплементарной лубрикаций. Однако по условиям безопасности, например, если прекратится лубрикация поверхности катания головки внутреннего рельса и возникнет отворачивающий в противоположную сторону поворота момент сил, влияющий на вписывание тележки подвижного состава в кривой участок пути, можно рекомендовать комбинированную лубрикацию.

На рисунках 1 и 2 представлена технология нанесения модификатора трения на поверхность катания головки рельса перед началом кривой и на боковую грань головки рельса в кривом участке пути (США).

Кроме снижения шумового воздействия лубрикация имеет дополнительные эффектообразующие факторы, такие, как снижение износа поверхности катания колес и рельсов и, соответственно, увеличение их межремонтных периодов и срока службы.

В данной работе представлена оценка применения комплементарной лубрикации рельсов (как варианта комбинированной, но более затратного; такая токнология тоже применяется за рубежом) стационарными рельс ос мазывателями для повышения экономической эффективности снижения воздействия шума на население селитебных территорий городов.

Оценка экономической эффективности снижения шумового воздействия на население от применения стационарных рельсосмаэывателей. Для реализации комплементарной технологии лубрикации рельсов комплекс стационарных рельсосмазывателей устанавливается в кривых участкгх пути и состоит из следующего оборудования:

- двух рельсосмазывателей для лубрикации боковой грани левого и правого рельсов (на ближайшей условно правой кривей и следом расположенной условно левой кривой);

- рельсосмазывателя для лубрикации поверхностей катания обоих рельсов.

По результатам полигонных испытаний, проведенных АО «ВНИКТИ» в 2021 г., дальность разноса смазочного материала составляет до 4 - 6 км, что позволяет в значительной степени снизить боковые силы, а также практически исключить вибрации, образование волнообразного износа рельсов и высокочастотный визг. Снижение уровня шумового воздействия оценивается в 10 - 13 дБА [3].

При определении экономического эффекта от снижения уровня внешнего шума подвижного состава за счет применения комплементарной (комбинированной) лубрикации рельсов в качестве годового эффекта принято снижение экономической оценки годового ущерба от транспортного шума, вызываемого железнодорожным транспортом. В данной статье приведен расчет экономического эффекта для условной городской агломерации (микрорайона) с условным количеством жителей, плотности застройки и условным количеством прохода поездов по селитебной территории.

Годовой ущерб от транспортного шума (У?), наносимый населению в год I представляет собой стоимостную оценку социального ущерба, вызываемого воздействием шума на

||В|§|| ШдШ ^^ ИЗВЕСТИЯ Транссиба 67

-—

население. Она учитывает прежде всего экономические потери, связанные с ухудшением здоровья людей и понижением их работоспособности вследствие воздействия шума, и может быть ориентировочно определена по формуле:

;хшу. г шах

^ = У* + У* = 25 л ( ЬА) ' 1иьл) + 1/=2 в *( 1л) ' \ (1Л), (1)

где Ц?3*, Ьд3*- максимальные эквивалентные уровни звука за длительный период ночного и дневного времени, соответственно, дБА; ¿ = 25 -уровень звука за длительный период ночного или дневного времени, равный 25 дБА, не вызывающий потери здоровья из-за воздействия шума на человека; - число людей, проживающих в помещениях, в которых

эквивалентный уровень ночных шумов имеет значение между целыми числами Ь и Ь + 1, Ь < ¿н< Ь + 1; Л&(£) - число людей, проживающих в помещениях, в которых уровень дневных шумов имеет значение, равное или лежащее между целыми числами Ь и £ + 1, £ < ¿д < £ + 1; А(П), В{П) - показатели экономического ущерба, вызванного пребыванием человека в помещении с уровнями ночных и дневных шумов соответственно в пределах от Ь до Ь + 1.

Для учета влияния внутреннего шума в жилых помещениях применяют значения показателя В{П), которые учитывают вероятность перекрывания уровня внешних шумов шумами от внутренних источников при различных значениях уровня суммарного внутреннего шума [3].

Значения показателей экономического ущерба А{П), В{П), В{П), представленные в таблице 1, приняты в соответствии с данными таблицы 29 ОДМ 218.2.013-2011 методических рекомендаций [4], приведенными к уровню 2023 г. с учетом индекса потребительских цен.

Таблица 1 - Показатели экономического ущерба от пребывания человека в помещении с уровнем звука (руб./чел. в год)

Уровень звука!^ ДБА Экономический ущерб, вызванный пребыванием человеке в помещении с уровнем звука ¿д руб./чел. в год (в ценах 2010 г.) С учетом индекса потребительских цен на тов ары и услуги (з а 2011 г. - 09.2023 г.)

в ночное время Ж1а) в дневное время В(Ь.<4) в дневное время ¿(141 в ночное в ремя ЖХа) в дневное время В(141 в дневное время В(1а)

35 3120 760 51 7432 1772 119

40 6370 1330 133 142 9 9 3111 311

41 7230 1460 204 16910 3415 477

45 11730 2130 640 27435 4922 1497

42 16520 2760 1160 32779 6455 2713

49 12590 3000 1320 43420 7017 3222

50 20750 3260 1630 42532 7625 3212

52 25900 3230 2220 60572 2952 5192

53 22900 4150 2570 67594 9706 6011

54 32230 4500 2970 75323 10525 6947

5 2 - 6120 5020 - 14314 11741

62 - 2270 7550 - 19343 17659

63 - 2900 2190 - 20216 19156

65 - 10320 9630 - 24137 22524

66 - 11100 10430 - 25962 243 9 5

Кроме этого в расчет введен понижающий коэффициент (в данном случае к= 0,7) с учетом того, что порядка 50% жителей условной городской агломерации составляют пенсионеры и дети. При этом дети, как правило, посещают детские дошкольные учреждения и школы, расположенные внутри той же территории, но имеющие низкую этажность и вследствие этого пониженное шумовое воздействие.

Экономическая оценка годового ущерба от шума, наносимого населению, проживающему на территории условного микрорайона:

¡нора

2024

- площадь прямоугольного микрорайона - 27 га (600 м х 450 м);

- жилой фонд - 160 тыс. м2;

- средняя этажность застройки - 12 этажей;

- население - 11 тыс. чел.;

-доминирующий источник шума в жилых помещениях микрорайона - железнодорожная линия;

- размеры движения составляют грузовые поезда - четыре поезда в сутки, в том числе в ночное время - три состава; пассажирские поезда - шесть поездов в сутки, из них в ночное время - три поезда;

- значение максимального эквивалентного звука за наиболее шумный час дневного времени составило Ь™ах = 80 дБА; для ночного времени - Ц?** = 61 дБА. Значения эквивалентного уровня шума составят: 1Э0КВ = 80 - 5 = 75 дБА, Ьэнкв = 61 -5 = 62 дБА.

В качестве базового рассмотрен вариант без проведенияшумопоглощающих мероприятий в источнике воз никн ове ния шума железнодорожного транспорта (без применения л у брикаци и рельсов).

В таблицах 2, 3 приведены расчеты базового варианта экономической оценки годового ущерба от действия шума на население условного микрорайона в ночное и дневное время суток, при этом значения эквивалентного уровня шума рассмотрены внутри жилых помещений.

Таблица 2 - Расчет величины годового ущерба базового варианта от в содействия ночного шума на население

Значения Ь А-ля к* жилых помещениях, дБх^ Значения 1а. дБх^ 1а<1ш<1а+\ руб./чел. в год Численность населения чел. Экономический ущерб Щ1а), тыс. руб.

35,0 35 7432 3000 22314,0

40,3 40 14299 4500 67045,5

45,0 45 2 7 435 1500 41152,5

52,5 52 60572 2000 121156,0

Всего 11000 251662,0

Таблица 3 - Расчет величины годового ущерба базового варианта от в содействия дневного тумана население

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значения ¿-Аах д в я-силых помещениях, дБх^ Значения ¿а, дБх^ 1А< Ш< ¿А+ 1 Ща>, руб./чел. в год Численность населения Щ¿а), чел. Экономический ущерб Щ4> -ЩЦ), тыс. руб.

42,0 42 2713 3000 2139,0

53,3 53 6011 4500 27 0 49,5

52,0 52 11741 1500 17611,5

65,5 65 22524 2000 45042,0

Всего 11000 97 2 42,0

Суммарная экономическая оценка годового ущерба от действия внешних шумов на население в базовом варианте составит: У(. = У^ 4- У^ = 251 668 + 97 848 = 349 516 тыс. руб. или с учетом понижающего коэффициента У?баз = 0,7 ■ 349 516 = 244 663,23 тыс. руб. в год.

В таблицах 4 и 5 приведен расчет экономической оценки ущерба от действия шума на население с учетом применения стационарных рельсосмазывателей.

Таблица 4 - Расчет величины годового ущерба от в содействия ночного шума на население с учетом применения стационарных рельсосмазывателей

Значения ¿Аш Н В жилых помещениях, дБх^ Значения 1а, дБх^ 1а<1ш<1а+\ руб./чел. в год Численность населения чел. Экономический ущерб А(1а} Щ1а), тыс. руб.

32,5 32 4491 3000 13473,0

32,0 32 11437 4500 51466,5

43,5 43 21635 1500 32452,5

47,0 47 34592 2000 69124,0

Всего 11000 166576,0

||В|§|| ШдШ ^^ ИЗВЕСТИЯ Транссиба 69

Таблица 5 - Расчет в еличины годового ущерба от в содействия дневного шума на население с учетом применения стационарных рельсосмазвпзателей

Значения ¿-АЯХдБ жилых помещениях, дБх^ Значения 1а, дБх^ и< Ьш< 1лК руб./чел. в год Численноств населения ШлЬ, чел. Экономический ущерб ¿(1^'Щд), тыс. руб.

45,3 45 1497 3000 4491,0

48,0 48 2713 4500 12208,5

50,2 50 3812 1500 5718,0

56,5 56 9098 2000 18196,0

Всего 11000 40613,5

Суммарная экономическая оценка годового ущерба от действия внешних шумов на население с учетом применения стационарных рельсосмазывателей составит: = 4- Уы = = 166 576 + 40 613,5 = 207 189,5 тыс. руб. или с учетом понижающего коэффициента У* рельс — 0,7 • 207 189,5= 145032,65 тыс. руб. в год.

Таким образом, снижение экономического ущерба от действия внешних шумов на население с учетом применения стационарного рельсосмазывателя составит: ДУ? ргпьс = У»б» --У?репье = 244 661,2- 145032,65 = 99 628,55 тыс. руб. в год.

Исходные данные для расчета эффективности применения устройств стационарных рельсосмазывателей в кривом участке пути приведены в таблице 6.

Данные для расчета приведенывценах2023г.и имеют приблизительные к оригинальным значения в целях устранения скрытой рекламы производителя.

Таблица 6 - Исходные данные для расчегазатрат жизненного цикла стационарного релвсосмазвгвателя

№ п/п Н аименов анш показ ател ей Единица измерения Значения показателей

1 Стоимоств релвсосмазвгвателя для лубрикации боковой грани рельса ТВ1С. руб. без НДС 583,33

2 Количестворелвсосмазвгвателей для лубрикации боковой грани рельса ед. 2,00

3 Стоимоств релвсосмазвгвателя для лубрикации поверхности катания ТВ1С. руб. без НДС 1500,00

4 Количество рельсосмазвгвателей для лубрикации поверхности катания ед. 1,00

5 Стоимоств смазки: - лубриканта; - модификат ора тр ения ТВ1С. руб./16 кг (без НДС) 25,00 35,83

6 Расход смазок: - лубриканта; - мо д ификат ора тр ения г/1000 осей 200,00 300,00

7 Периодичноств обслуживания и ремонта лет 2,50

8 Стоимоств обслуживания и ремонта % от первоначал вной стоимости объекта 15,00

9 Срок службы оборудования лет 10,00

Величина инвестиций в приобретение и установку оборудования рельсосмазывателя стационарного в кривом участке пути рассчитывается по выражению:

К (1С) = Сб.г • Я6.Г+ С* К • Па.*, (2)

где Сб.г, Сл.к - стоимость рельсосмазывателя для лубрикации боковой грани рельса и поверхности катания соответственно (см. таблицу 1); «б.г, «п. к - количество рельсосмазывателей для лубрикации боковой грани рельса и поверхности катания соответственно (см. таблицу 1).

Величина инвестиций в приобретение и установку оборудования рельсос мазывателя стационарного в кривом участке пути составит: К(1С) = 583,33-2 + 1500-1 = 2666,66 тыс. руб.

Стоимость условных затрат на проведение НИОКР, в том числе полигонных испытаний, составляет 9750 тыс. руб. (без НДС).

Расчет затрат на смазочные материалы (на 1000 осей) выполнен по формуле:

И"см=Сп/16-^+а/16-^ (3)

где Сп, См - стоимость 16 кг смазки лубриканта и модификатора трения соответственно (см. таблицу 1), тыс. руб.; qn, qK -расход лубриканта и модификатора трения соответственно (см. таблицу 1), кг.

Затраты на смазочные материалы на 1000 осей составят: И'Ск = 25/16 ■ 0,2 + 35,83/16 - 0,3 = 0,984 тыс. руб./ 1000 осей.

Количество осей подвижного состава составит 1532 ед. в сутки исходя из размеров условного движения в сутки четырех грузовых поездов (состав из 71 вагона + двухсекционный локомотив) и шести пассажирских составов (односекционный шестиосный локомотив + 13 вагонов).

Исходя из этого годовые расходы на смазочные материалы составят: Нем = 0,984 х х 1532/1000 • 365 = 550,23 тыс. руб. в год.

Затраты на техническое обслуживание и ремонт оборудования рельс ос мазывателя рассчитаны исходя из периодичности и стоимости регламентных работ.

Техническое обслуживание и ремонт оборудования рельсосмазывателя осуществляются с периодичностью в 2,5 года, стоимость его составляет порядка 15% от стоимости оборудования, т. е. 400 тыс. руб.

Расчет стоимости жизненного цикла мероприятия по применению технологии стационарного рельсосмазывания в кривых участках пути приведен в таблице 7.

Таблица 7 - Расчет стоимости жизненного цикла мероприятия по применению технологии стационарного рельсосмазывания в криввк участках пути

Год Инвестиции Годовые текущие затраты Коэффициент диск онтиров ания Стоимость жизненного цикла, тыс. руб.

НИОКР закупка и монтаж оборудования смаз очные материалы техническое обслуживание и ремонт

0 9750 2666,66 1,00000 12416,66

1 550,23 0,26133 473,93

2 550,23 0,74129 402,21

3 550,23 400 0,63901 607,21

4 550,23 0,55040 302,25

5 550,23 400 0,47407 450,42

б 550,23 0,40233 224,62

7 550,23 0,35171 193,52

2 550,23 400 0,30294 227,26

9 550,23 0,26093 143,57

10 550,23 0,2 2 475 123,66

Итого 9750 2666,66 5502,30 1200 15632,62

Стоимость жизненного цикла стационарного рельс ос мазывателя за срок службы 10 лет составит 15,63 млн руб., или 1,563 млн руб. в год (с учетом дисконтирования).

Па рисунке 3 представлены результаты расчета чистого дисконтированного дохода от применения технологии стационарного рельсосмазывания в кривых участках пути, при этом

||В|§|| ШШШ 1ТТПГГТ1П 1ранссиЬа 71

в качестве годового эффекта выступает снижение ущерба населению условного городского микрорайона от снижения шумового воздействия.

.ОДЫ

Рисунок 3 - Чистый дисконтированный дох од от применения технологии комплементарной (комбинированной) лубрикации рельсов стационарньпчмрелвсосма'звгвателягч'шв криввк участках пути

По результатам расчета экономической эффективности снижения шумового воздействия на население от применения стационарных рельсосмазывателей чистый дисконтированный доход составил 464114,71 тыс. руб. за расчетный период 10 лет, при этом срок окупаемости затрат составит 1,1 года.

Таким образом, применение технологии комплементарной (комбинированной) лубрикации рельсов способствует снижению уровня вредного воздействия на население условного микрорайона, примыкающего к железным дорогам, и несет чистый дисконтированный доход 464,1 млн руб. при сроке окупаемости затрат 1,1 года, с начала эксплуатации за расчетный период 10 лет. Как видно из результатов расчета, технология лубрикации рельсов комплементарная, а значит, и комбинированная, которая еще дешевле, несет весьма ощутимую выгоду при ее реализации.

Условный микрорайон, на который производился расчет, необходимо распространить на всю селитебную территорию, примыкающую к железнодорожным путям. При этом необходимо изменить количество проходящих поездов по этой территории, количество стационарных рельсосмазывателей и затрат на их обслуживание и ввести поправочные коэффициенты, учитывающие количество жителей и плотность застройки.

Внедрение технологии лубрикации рельсов для снижения воздействия шума от взаимодействия подвижного состава и пути может быть выгодным для населения, но затраты на нее будут реализовываться через коммерческие организации. В связи с этим основным механизмом финансирования внедрения описанной технологии лубрикации может являться государственный программно-целевой подход.

В ЕС бюджетное эк о инвестирование реализовано с помощью целевых программ, направленных на развитие экологической и климатической политик, содействие перехода к экономике замкнутого цикла в цехом и поддержку ресурс оэф фективных экологически чистых технологий в частности [5].

Например, финансирование программ осуществляется в виде субсидий, договоров о государственных закупках или прямого кредитования для крупных проектов.

Кроме того, на уровне институциональной поддержки возможно использование механизма государственно-частного партнерства, обеспечивающего сочетание частного и государственного финансирования при реализации инфраструктурных проектов.

Международный опыт раз вития рынков эк о инвестирования свидетельствует о необходимости в первую очередь обеспечения скоординированности действий всех заинтересованных сторон посредством создания единого центра, обеспечивающего взаимодействие и координацию между инициаторами «зеленых» проектов, инвесторами и регуляторами на государственном уровне [5].

Список литературы

1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474. - 2020. - 4 с. - Текст : непосредственный.

2. Экологическая стратегия ОАО «Российские железные дороги» на период до 2017 года и на перспективу до 2030 года : распоряжение ОАО «РЖД» от 12.05.2014 № 1143 р. // ОАО «Российские железные дороги» : [сайт]. - Текст : электронный. — URL: https://fpc.ru«'api/media'' resources/c/79/l 21/1032?action=downbad (дата обращения: 01.07.2024).

3. Лубрикация рельсов и снижение уровня внешнего шума / B.C. Коссов, Ю. А. Панин, А. В. Трифонов [и др.]. - Текст: непосредственный//Железнодорожный транспорт. -2022. -№ 10. - С. 18-19. - EDM: SUPTZP.

4. ОДМ 218.2.013-2011. Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам. Утверждено Распоряжением Росавтодора № 995-р от 13.12.2012. - Москва : Росавтодор, 2011. - 160 с. - Текст : непосредственный.

5. Майкова, С. Э. Государственные и рыночные механизмы поддержки эко-инвестирования: опыт зарубежных стран / С. Э. Майкова. - Текст : непосредственный // Интернет-журнал «Отходы и ресурсы». - 2021. - Т. 8. - № 2. - https: //re sources, to day/PDF/ 03ECOR221.pdf, DOl: 10.1Ь862Ш.ЬСО.К221 (дата обращения: 01.07.2024).

References

1. On the Russian Federatior. national development goals for 2030: Russian Federation Presidential Decree № 474 dated July 21, 2020. Moscow, 2020. 4 p. (In Russian).

2. Ekologicksskaia strategiia ОАО «Rossiishe zheleznye dorogi» na period do 2017 goda i na perspektivu do 2030 goda : rasporiazhenie ОАО «RZkD» ot 12.05.2014 № 1143 r. [Environmental strategy of JSC Russian Railways for the period up to 2017 and for the long term up to 2030: order of JSC Russian Railways dated 12.05.2014 No. 1143 г]. Available at: https://fpc.ru/api/media/resource£/c/79/121/1082? action=download (accessed 01.07.2024).

3. Kossov V.S., Panin Yu.A., Trifonov A.V., Ponomarev A.S., Panin A. Yu. Rail lubrication and pass-by noise reduction. Zheleznodcrozhnyi transport - Railway transport, 2022, no. 10, pp. 18-19, EDN: SUPTZP (In Russian).

4. ODM (Road industrial methodical document) 218.2.013-2011. Recommended practice for protecting neighboring areas from roadway noise. Approved by the Order Jsf°995-p dated December, 13, 2012 of the Federal Road Transport Agency. Moscow, Rosavtodor Publ., 2011. 160 p. (In Russian).

5. MaykovaS.E. (2021). State and market mechanisms to support eco-investment: the experience of foreign countries. Russian Journal of Resources, Conservation andRecycling, [online], vol. 8, no. 2. Available at: https://re sources, to day/PDF/0 3ECOR221.pdf (In Russian), DOI: 10.15862/03ECOR221 (accessed 01.07.2024).

2U24

ИЗВЕСТИЯ Транссиба 73

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Панин Андрей Юрьевич

АО «Научно-исследовательский и конструкторское ехнологический институт подвижного состава» (АО «ВНИКТИ»).

Октябрьской революции ул., д. 410, г. Коломна, Московская область, 140 402, Российская Федерация.

Инженер I категории.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тел.: +7 (496) 612-22-42, доб. 12-04.

Е- таП: р атп- аи@утки. с от

Панин Юрии х\лектнновнч

АО «Научно-исследовательский и конструкторское ехнологический институт подвижного состава» (АО «ВНИКТИ»).

Октябрьской революции ул., д. 410, г. Коломна, Московская область, 140 402, Российская Федерация.

Кандидат технических наук, заведующий отделом.

Тел.: +7 (496) 612-22-42, доб. 11 -20.

Е-таП: [email protected]

Иванова Наталия Георгневна

АО «Научно-исследовательский и конструкторское ехнологический институт подвия-ного состава» (АО «ВНИКТИ»).

Октябрьской революции ул., д. 410, г. Коломна, Московская область, 140 402, Российская Федерация.

Кандидат экономических наук, заведующая лабораторией.

Тел.: +7 (496) 612-22-42, доб. 12-29.

Е-таП: [email protected]

Грифонов х\лексен Валерьевич

АО «Научно-исследовательский и конструкторское ехнологический институт подвия-ного состава» (АО «ВНИКТИ»).

Октябрьской революции ул., д. 410, г. Коломна, Московская область, 140 402, Российская Федерация.

Кандидат технических наук, заместитель заведующего отделом

Тел.: +7 (496) 612-22-42, доб. 11 -20.

Е-таП: [email protected]

Пономар ев *\ндр ей Сер геевнч

АО «Научно-исследовательский и конструкторское ехнологический институт подвия-ного состава» (АО «ВНИКТИ»).

Октябрьской революции ул., д. 410, г. Коломна, Московская область, 140 402, Российская Федерация.

3 ав е д ующий л аб ор ат орией.

Тел.: +7 (496) 612-22-42.

Е-таП: [email protected]

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СГАТШ

Оценка экономической эффективности лубрика-ции рельсов для снижения воздействия на население шума от взаимодействия подвижного состава и пути / А. Ю. Панин, Ю. А. Панин, Н. Г.Иванова [и др.]. -Текст : непосредственный // Известия Транссиба. -2024. -№ 3 (59). - С. 65 -74.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Panin Audrey Yuryevich

JSC «Scientific-Research and De sign-Technology Institute of Rolling Stock» (JSC «VNIKTI»).

410, Oktyabrskoy Revolutsii st., Kolomna, 140402, the Russian Federation

Grade I Engineer.

Phone: +7 (496) 612-22-42, ext 12-04.

E-mail: [email protected]

Panin Y lui Alektinov ich

JSC «Scientific-Research and De sign-Technology Institute of Rolling Stock» (JSC «VNIKTI»).

410, Oktyabrskoy Revolutsii st., Kolomna, 140402, the Russian Federation

Ph. D. in Engineering, head of department.

Phone: +7 (496) 612-22-42, ext 11-20.

E-mail: [email protected]

Ivanova Natalia Georgievna

JSC «Scientific-Research and De sign-Technology Institute of Rolling Stock» (JSC «VNIKTI»).

410, Oktyabrskoy Revolutsii st., Kolomna, 140402, the Russian Federation

Ph. D. in Economics, head of laboratory.

Phone: +7 (496) 612-22-42, ext 12-29.

E-m ail : i vano va- ng@ vnikti. com

Tiifonov Alexey YalerlevIch

JSC «Scientific-Research and De sign-Technology Institute of Rolling Stock» (JSC «VNIKTI»).

410, Oktyabrskoy Revolutsii st., Kolomna, 140402, the Russian Federation

Ph. D. in Engineering deputy head of department

Phone: +7 (496) 612-22-42, ext 11-20.

E-mail: [email protected]

Ponomarev And rev Sergeevich

JSC «Scientific-Research and De sign-Technology Institute of Rolling Stock» (JSC «VNIKTI»).

410, Oktyabrskoy Revolutsii st., Kolomna, 140402, the Russian Federation

Head of Laboratory.

Phone:+7 (496) 612-22-42.

E-mail: [email protected]

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Panin A.Yu, Panin YuA., Ivanova N.G., Trifo-nov xAV., Ponomarev A.S. /\ssessment of the economic efficiency of rail lubrication to reduce the impact of noise on the population from the interaction of rolling stock and track. Jour no! of Tramsib -Raj'/way Studies, 2024, no. 3 (59), pp. 65-74 (InRussian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.