Научная статья на тему 'Оценка экономической эффективности инновационного бизнеса'

Оценка экономической эффективности инновационного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
402
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА / ECONOMIC EFFICIENCY / THE MARKET ECONOMY / INNOVATION BUSINESS / THE EFFECTIVENESS OF INVESTMENT ACTIVITIES / CRITERIA FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF THE BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусев Андрей Алексеевич

Рассматриваются подходы к определению эффективности инновационного бизнеса и предлагается авторская концепция оценки эффективности бизнеса посредством использования интеграции наиболее перспективных из известных оценочных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE ECONOMIC VIABILITY OF INNOVATIVE BUSINESS APPROACHES

The paper examines approaches to the definition of business innovation efficiency and offers an original concept of business efficiency estimation by integrating the most promising of the known performance indicators.

Текст научной работы на тему «Оценка экономической эффективности инновационного бизнеса»

УДК 330.322.2

Оценка экономической эффективности инновационного бизнеса

Рассматриваются подходы к определению эффективности инновационного бизнеса и предлагается авторская концепция оценки эффективности бизнеса посредством использования интеграции наиболее перспективных из известных оценочных показателей.

Ключевые слова: экономическая эффективность; рыночная экономика; инновационный бизнес; эффективность инвестиционной деятельности; критерии оценки эффективности бизнеса.

The paper examines approaches to the definition of business innovation efficiency and offers an original concept of business efficiency estimation by integrating the most promising of the known performance indicators.

Keywords: economic efficiency; the market economy; innovation business; the effectiveness of investment activities; criteria for evaluating the effectiveness of the business.

Гусев Андрей Алексеевич

канд. экон. наук, доцент кафедры «Оценка и управление собственностью» Финансового университета E-mail: gusevaa@yandex.ru

Проблемы выбора критериев для оценки эффективности бизнеса

Оценка экономической эффективности и целесообразности дальнейшей реализации инновационных проектов является одним из самых сложных и актуальных вопросов современного менеджмента. Как объединить все имеющиеся идеи в общую систему оценки эффективности? Самый простой способ ответа на этот вопрос — применять такие показатели эффективности, которые полностью соответствовали бы требованиям адекватных показателей оценки эффективности бизнеса и в то же самое время точно и адекватно отражали бы процесс создания добавленной рыночной стоимости.

В общем плане исследования, направленные на поиск показателей оценки экономической эффективности бизнеса, призваны решить две проблемы.

Первая проблема связана с самим определением понятия «эффективность». Если проанализировать взгляды ряда специалистов на оценку эффективности, то можно сделать вывод о неоднозначности их подходов к определению данного термина, а также нечеткости понятийного аппарата.

Для ее решения необходимо точно определить предмет «оценки эффективности бизнеса» и ввести его в систему стратегического и оперативного управления большинства компаний.

Говоря об оценке эффективности, не следует забывать, что само понятие «оценка» однозначно подразумевает нечто измеримое, а значит, оценивать эффективность можно только в измеряемых понятиях. Причем измерение эффективности - это процесс количественного измерения выполненного действия, а само измерение - процесс определения количества.

Однако что же мы будем оценивать?Сам термин «оценка эффективности» многозначен. Мы привыкли под ним чаще всего понимать «оценку эффективности инвестиционных проектов» или «оценку эффективности хозяйственной деятельности предприятия».

В целом основные подходы к определению понятия«оценка эффективности» в экономической сфере сведены в табл. 1.

Таблица 1

Оценка эффективности - многообразие подходов к ее определению

№ п/п Название подхода к оценке эффективности Суть подхода Основные критерии и показатели эффективности

1 Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия Эффективность деятельности рассматривается с позиции традиционного финансово-экономического анализа. Под эффективностью подразумеваются результативность хозяйствования и связь между затратами, понесенными в процессе производства, и его результатом. Предприятие работает эффективно, если его доходы превышают расходы на производство. Показатель эффективности представляет собой отношение результата к затратам или ресурсам В условиях плановой экономики - это показатели производственной эффективности (производительность труда, фондоотдача и др.). В рыночной экономике -это показатели финансовой эффективности (прибыль - лучший показатель эффективности и главная цель субъекта хозяйствования) и различные показатели рентабельности

2 Оценка эффективности инвестиционных проектов Эффективность деятельности рассматривается с позиции инвестиционного анализа на основе анализа инвестиционной деятельности компании Показатели базируются на учетной величине денежных поступлений (простые статистические методы) или на дисконтированных доходах с учетом временной компоненты денежных потоков (которые близки к экономической оценке эффективности): • простой и дисконтированный срок окупаемости инвестиций; • индекс рентабельности (profitability index); • чистая приведенная стоимость (NPV); • внутренняя ставка доходности (IRR) и др.

3 Оценка экономической эффективности бизнеса Эффективность всего бизнеса рассматривается с позиции стоимостных выгод заинтересованных в бизнесе сторон (чаще всего инвесторов или акционеров). Эффективность деятельности оценивается в рамках оценки и управления стоимостью бизнеса, и приращение стоимости является лучшим способом оценки эффективности деятельности компании в целом Показатели: • фундаментальная стоимость или капитализация; • EVA, SVA и др.

4 Оценка эффективности с акцентом на внутренние или внешние процессы Примеры: • оценка эффективности рынков (А. Дамодаран); • оценка эффективности внедрения и использования инноваций (А. Трифилова); • оценка эффективности с позиции совместного инвестирования средств участниками и эффективности вложения каждого из них, оценка эффективности компании при внедрении инновационного проекта (Ю. Косачев); • многосторонний взгляд на качественную оценку эффективности с различных сторон деятельности (организационный, кадровый, информационные и другие аспекты) компании (И. Прокопенко, Л. Макаревич); • оценка эффективности с точки зрения работы персонала, психологических аспектов управления, взаимодействия с людьми и др. (Огарев, Армстронг)

В настоящей статье под оценкой эффективности мы будем понимать прежде всего оценку экономической эффективности бизнеса или то, что на английском языке означает Performance Measurement.

Возвращаясь к определению эффективности, среди главных факторов, способствующих росту экономической эффективности бизнеса, назовем:

• внедрение современных методов оценки эффективности менеджмента;

• контроль за эффективностью менеджмента. При этом значимыми критериями оценки эффективности управления являются:

• качество планирования;

• скорость и качество принятия решений;

• контроль и мотивация выполнения решений;

Таблица 2

Анализ существующих критериев оценки эффективности бизнеса

Требования к идеальным критериям оценки эффективности1 Финансовые показатели (ROA, ROI, ROS, ROE, NPV, EBIT, P\E и др.) Показатели рыночной и добавленной стоимости (EV, MVA, EVA и др.) Нефинансовые показатели (удовлетворенность персонала, клиентов и др.) Сбалансированная система показателей Показатели затрат и стоимости бизнес-процессов (посредством АВС) Показатели в системе комбинированной оценки EVA-BSC-ABC Показатели клиентской рентабельности АВРА

1. Минимальность показателелей + + - - - - +

2. Охват прошлого и текущего состояния бизнеса + + + + + + +

3. Охват будущего состояния бизнеса - + + + +/- + +

4. Взаимосвязь со стратегией и ключевыми факторами успеха - + +/- + - + +

5. Учет интересов всех заинтересованных сторон - +/- - +/- +/- + -

6. Значимость, адекватность, последовательность и стабильность показателей, установление целевых значений +/- (в зависимости от компетентности менеджмента и специфики бизнеса)

7. Возможность распространения по всем уровням организации - - - + + + +

8. Возможность объединения в сводные показатели и детализации в частные показатели + - - - + - +

9. Применимость к компенсации и персоналу + + - - - + +

10. Простота внедрения + + - - - - -

ИТОГО 5+ 6 + 2 + 4 + 3 + 6 + 7 +

(не считая «+/-») 4 - 2 - 6 - 4 - 4 - 3 - 2 -

• прозрачность управленческой информации и ее причинно-следственная связь, иными словами, информация должна формироваться и прогнозироваться на всех уровнях управления.

Итак, оценка эффективности - это нечто большее, чем количественное измерение достигнутых результатов и процессов функционирования. Главный же вопрос оценки эффективности в современных условиях должен формулироваться сле-

дующим образом: можно ли делать верные оценки экономической эффективности, пользуясь наиболее широко распространенными показателями?

Вторая проблема имеет несколько иной характер. Известно, что в недалеком прошлом делались попытки измерения эффективности функционирования компании с помощью двух типов критериев: единичных и множественных. Причем оценка с помощью единичного показателя выполняет-

1 ABPA - Activity Based Profitability Analysis (создана и описана М.В.Мейером в 2002 г.).

ся либо посредством какого-либо показателя стоимости компании (EVA, MVA), либо посредством некоторого интегрированного показателя. Но основной вопрос заключается в том, каким образом свести в один показатель показатели финансового (выражаемые через денежные потоки) и нефинансового характера? Обстоятельного ответа на этот вопрос на данный момент нет.

В настоящее время превалирует точка зрения, согласно которой ни один единичный показатель не способен отразить все аспекты, влияющие на эффективность бизнес-системы, и предпочтительнее использовать множественные показатели оценки эффективности. Но все не так просто: чем больше показателей, тем сложнее собирать данные для их измерения, разрабатывать методики и системы их измерения, комбинировать эти показатели в агрегированную оценку общей эффективности и т. д.

В табл. 2 сравниваются все наиболее известные и часто применяемые (за исключением ABPA) системы оценки эффективности на основе преобладающих типов показателей. Ярко выраженное наличие определенного свойства из крайней левой графы фиксируется знаком «+», отсутствие свойства - знаком «-», неопределенность или возможность различных характеристик в зависимости от специфики бизнеса, качества управления и прочих факторов - знаком «+/-». Следует отметить, что характеристики систем оценки эффективности делались согласно их техническим аспектам и использованию в большинстве компаний и, конечно, могут отличаться от приведенных в табл. 2 в условиях какой-то конкретной организации.

На основании таблицы можно сделать вывод, что наиболее близкими к идеальной на настоящем этапе развития менеджмента являются системы оценки эффективности бизнеса на основе АВРА, а также EVA (и напрашивается идея о возможности их объединения).

Авторская концепция оценки эффективности бизнеса

Процесс поиска идеальных показателей эффективности постоянно продолжается, появляются новые авторские подходы к исследованию данной проблемы, публикуются результаты новых исследований. Автор настоящей статьи предлагает свою концепцию оценки эффективности бизнеса посредством интеграции наиболее перспективных из известных оценочных показателей.

Главной целью управления компанией является увеличение ее рыночной стоимости, а эффективность деятельности определяется величиной ее приращения [1]. Таким образом, рыночная стоимость компании и оценка ее экономической эффективности тесно взаимосвязаны.

В соответствии с тем, что для управления стоимостью наиболее целесообразно использовать показатели на основе экономической прибыли, которые, с одной стороны, в наибольшей степени коррелируют с рыночной оценкой стоимости, а с другой стороны, могут быть использованы в оперативном управлении компанией [2], эффективность системы VBM может быть достигнута при подчинении всех значимых управленческих решений единой цели, что предполагает наличие единого критерия, на основе которого делается оценка эффективности и строится система мотивации топ-менеджмента, в качестве которого в современных российских условиях, учитывая высокую степень распространенности, апробирования и доверия к нему, автор считает целесообразным использование показателя EVA. Основное преимущество его применения в рамках управления стоимостью компании связано с адекватным и нетрудоемким определением степени достижения компанией цели, направленной на увеличение рыночной стоимости.

В настоящее время превалирует точка зрения, согласно которой ни один единичный показатель не способен отразить все аспекты, влияющие на эффективность бизнес-системы, и предпочтительнее использовать множественные показатели оценки эффективности

Таким образом, показатель EVA отражает успехи менеджмента по достижению стратегической цели бизнеса — максимизации стоимости компании. При этом задача определения рычагов воздействия на стоимость сводится к установлению финансовых факторов, которые в наибольшей степени влияют на экономическую добавленную стоимость.

При этом все ключевые финансовые факторы EVA можно подразделить на две группы:

• показатели, отражающие эффективность операционной деятельности;

• показатели, отражающие эффективность инвестиционной и финансовой деятельности.

Такое разделение показателей выражает различные способы закрепления ответственности за достижение поставленных целей. Так, эффективность операционной деятельности отражает результаты основной деятельности компании по увеличению продаж, снижению издержек или повышению производительности. Предполагается, что улучшение данных показателей в подобающей степени может быть достигнуто за счет деятель -ности операционного персонала, занятого непосредственно на производстве, а также в зоне обслуживания потребителей. Эффективность инвестиционной деятельности отражает действенность инвестиционных проектов, связанных с инвестированием денежных средств в реальные активы на срок более одного года. Как правило, данная группа показателей закрепляется за директором по стратегии и директором по маркетингу, поскольку именно они часто принимают решения о расши-

рении бизнеса и стимулировании продаж. Группа показателей эффективности финансовой деятельности фактически представляет собой прерогативу финансового директора и отражает эффективность его работы по привлечению различных источников финансирования компании, размещению свободных денежных средств на фондовом рынке и управлению оборотным капиталом.

Изложенный выше механизм разделения показателей позволяет более четко выделить все факторы, формирующие базу для оценки эффективности бизнеса и создания системы управления эффективностью, которая должна включать инвестиционно-финансовую и маркетинговую подсистемы.

Литература

1. Гусев А.А. Стоимость бизнеса в системе оценки стратегических управленческих решений. М.: РИОР, 2012.

2. Гусев А.А. Эффективность бизнеса в стоимостной оценке стратегических решений. М.: Локус Станди, 2012.

Из выступления В. В. Путина на Инвестиционном форуме «Россия зовет» 2 октября 2012 г.

Даже в период глобального кризиса мы не ограничивали свободу движения капитала, хотя, конечно, искушения такие были, и эксперты нам говорили об этом, что в принципе, чтобы защитить себя, можно было бы пойти на эти ограничения, но мы не сделали этого, потому что считали, что тактические потери могут обернуться стратегическими. И лучше потерпеть, лучше собраться с силами, но выстоять в этой сложной ситуации.

Нужно переходить к новому технологическому укладу. Ресурсы роста за счет использования ранее созданных мощностей практически исчерпаны. Об этом говорит и низкая по масштабам последних 20 лет безработица. Это, мы считаем, конечно, достижение экономическое и социальное, но это и указывает нам на то, что на прежних ресурсах дальше работать уже не представляется возможным. У нас 5,1 процента безработица, один из самых низких показателей в Европе, да и в мире, наверно, тоже. Дальнейший рост возможен только за счет инвестиций как в создание новых производств, так и модернизацию действующих, и, конечно, вложений в развитие человеческого капитала.

Мы ставим задачу к 2020 году создать или обновить не менее 25 миллионов рабочих мест. Кстати говоря, это инициатива одного из предпринимательских объединений - полагаю, абсолютно правильная. На первый взгляд, это выглядит очень сложно, может быть - даже неподъемно, но мы вместе с этой организацией и наши эксперты посчитали - это вполне возможно. Имеется в виду не создание совершенно новых, а обновление, реструктуризация уже имеющихся рабочих мест. Все это вместе может привести к такой большой цифре - 25 миллионов, причем и качественных, и хорошо оплачиваемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.