Научная статья на тему 'Оценка экономической эффективности и безопасности подразделений вневедомственной охраны при ОВД'

Оценка экономической эффективности и безопасности подразделений вневедомственной охраны при ОВД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
396
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вневедомственная охрана / Экономическая безопасность / дебиторская задолженность / социально-экономический эффект / Величина ущерба / Конкуренция / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / non-departmental security service / economical security / notes payable / social and economical effect / amount of damage / Competition / Economic efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратюков Сергей Владимирович, Стаурский Евгений Станиславович

Статья посвящена рассмотрению современной ситуации, которая сложилась на рынке охранных услуг. Приводится информация о динамике основных показателей экономической эффективности и безопасности подразделений вневедомственной охраны. По мнению авторов, следует уточнить и дополнить систему действующих контролируемых показателей в целях количественного анализа ситуации и выработки оптимальных управленческих решений по дальнейшему совершенствованию службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кондратюков Сергей Владимирович, Стаурский Евгений Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of the contemporary situation on the guarding services market. The author provides information on the dynamics of the principal indices of economic efficiency and safety of the non-departmental security service.In the opinion of the author one should specify and amend the existing system of the monitored indices for the purpose of a quantitative analysis of the situation and development of optimal administrative decisions for further improvement of the service.

Текст научной работы на тему «Оценка экономической эффективности и безопасности подразделений вневедомственной охраны при ОВД»

УДК 338.465.2 © С. В. Кондратюков, Е. С. Стаурский, 2011

Оценка экономической эффективности и безопасности подразделений вневедомственной охраны при ОВД

С. В. Кондратюков, Е. С. Стаурский *

Статья посвящена рассмотрению современной ситуации, которая сложилась на рынке охранных услуг. Приводится информация о динамике основных показателей экономической эффективности и безопасности подразделений вневедомственной охраны. По мнению авторов, следует уточнить и дополнить систему действующих контролируемых показателей в целях количественного анализа ситуации и выработки оптимальных управленческих решений по дальнейшему совершенствованию службы.

Ключевые слова: вневедомственная охрана, экономическая безопасность, дебиторская задолженность, социальноэкономический эффект, величина ущерба, конкуренция, рентабельность.

В условиях рынка и возрастающей конкуренции со стороны частных охранных организаций (ЧОО) подразделения вневедомственной охраны с 2004 г. переведены на сметно-бюджетное финансирование, что требует новых подходов к оценке их положения как государственной охранной структуры. В настоящее время некоторое ограничение финансовоэкономической самостоятельности вневедомственной охраны, зависимость от централизованного

финансирования охранных мероприятий сужают возможности службы по обеспечению конкурентоспособности на рынке указанных услуг.

Продолжается тенденция ухода из-под вневедомственной охраны ряда коммерческих банков и крупных платежеспособных объектов. Процесс перехода успешных на рынке хозяйственных структур под защиту негосударственной системы безопасности (прежде всего, ЧОО) осуществляется зачастую

В нашем журнале публикуются впервые.

*

Таблица

Динамика основных показателей экономической эффективности и безопасности подразделений вневедомственной охраны, тыс. руб.

Показатели 2004 2005 2006 2007 2008

* Доход 35044763 37150307 36073882 40055186 44183403

и и Дебиторская задолженность 1084652 934337 867314 637200 621662

Он (% от дохода) (3,1) (2,5) (2,4) (1,6) (1,4)

3 £ Доход 375929 467662 381008 430559 466825

3 «в Я Дебиторская задолженность 6923 7657 3814 3135 6735

Г\ 40 О о (% от дохода) (1,8) (1,9) (1,0) (0,7) (1,4)

бывшими сотрудниками вневедомственной охраны, ставшими руководителями бизнесструктур и сохранившими устойчивые связи с хозяйственными органами.

Однако возникающие дебиторские задолженности за оказанные службой охранные услуги не позволяют своевременно формировать доходную часть бюджета, осуществлять полное финансирование подразделений, внедрять инновации и успешно конкурировать с частными охранными структурами, которые более мобильны в части предложения новых защитных технологий, в том числе иностранного производства.

Это снижает уровень экономической безопасности вневедомственной охраны по сравнению с частными предприятиями, которые в условиях свободного выбора клиентов практически не имеют дебиторской задолженности. Так, по состоянию на 1 апреля 2008 г. вневедомственная охрана имела дебиторскую задолженность по России на сумму более 1,08 млрд рублей, или 10,5% от всех полученных доходов. В результате этого служба не способна оперативно использовать заработанные средства на развитие материально-технической базы и материальное стимулирование личного состава.

Традиционная тарифная политика, построенная в основном на затратных принципах расчета смет на оказание охранных услуг, не обеспечивает службе достижения высоких показателей эффективности в результате существенного завышения стоимости защитных мероприятий. Расчет численности сотрудников для закрытия поста ведется по старым нормам (7,18 ед. на один круглосуточный пост). Тарифы на физическую вневедомственную охрану в несколько раз превышают тарифы ЧОО на оказание аналогичных услуг из-за большого количества обязательных расходных статей на содержание личного состава, а также включения в них накладных расходов в размере 24%.

При этом реальное денежное содержание младшего начальствующего состава, от которого в итоге зависят надежность охраны и другие качественные параметры оказываемых услуг, в большинстве слу-

чаев не соответствует заработной плате сотрудников ЧОО.

В таблице приведена динамика основных показателей экономической эффективности и безопасности подразделений вневедомственной охраны по России и Омской области (полученный доход и дебиторская задолженность).

Как видно из приведенных данных (по официальной статистике ДГЗИ МВД России), наблюдается устойчивая тенденция роста полученных доходов и сокращения уровня дебиторской задолженности в целом по России. Однако по отдельным регионам, в частности по Омской области, показатель уровня экономической безопасности — доля дебиторской задолженности в доходах — нестабилен и резко вырос (в два раза) по итогам 2008 г., что связано с кризисными явлениями в экономике (отсутствием необходимых денежных средств у реальных потребителей услуг). Такая же тенденция проявляется и в других регионах, например в Республике Алтай уровень дебиторской задолженности в доходах вневедомственной охраны за 2008 г. составил 2,6%.

Кроме того, такой показатель экономической эффективности, как рентабельность оказания услуг, в период 2004-2005 гг. имел следующие значения по России: 11,4% — 2004 г., 7,9% — 2005 г.; по Омской области: 16,5% — 2004 г., 2,8 % — 2005 г. Тенденция снижения рентабельности ниже установленного 5-процентного уровня, что влечет невозможность обеспечения обязательств охраны по возмещению ущерба и одновременно налагает дополнительные расходы на бюджет. Таким образом, несмотря на формальный рост доходов (в статистике — без учета темпов инфляции), проблемы современного формирования таких основных показателей экономической эффективности государственной охранной организации, как фактически полученные доходы и рентабельность, остаются актуальными, особенно в кризисной экономике. Кроме того, динамика и полнота погашения дебиторской задолженности субъектов хозяйствования перед вневедомственной охраной несимметрична по регионам в связи с разными условиями их развития.

Все перечисленные проблемы деятельности вневедомственной охраны в условиях сметнобюджетного финансирования не способствуют росту конкурентоспособности службы на рынке, замедляют оборот денежных средств, необходимых для модернизации физической и технической охраны объектов, снижают доходную часть федерального бюджета '.

Принимая во внимание свершившийся факт демонополизации рынка охранных услуг, формирование равных условий хозяйствования для вневедомственной охраны и частных организаций, следует перейти к новым методам управления показателями деятельности службы, чтобы не только обеспечить существование государственной структуры в системе милиции общественной безопасности, но и повысить ее эффективность и безопасность для достижения конкурентоспособности. Это будет способствовать надежной защите объектов и эффективной работе сотрудников по раскрытию преступлений и охране общественного порядка в зоне постов и маршрутов патрулирования.

Для объективной комплексной оценки деятельности подразделений вневедомственной охраны на рынке в условиях интенсивной конкуренции со стороны ЧОО следует уточнить и дополнить систему действующих контролируемых показателей в целях количественного анализа ситуации и выработки оптимальных управленческих решений по дальнейшему совершенствованию службы.

В настоящее время основными отчетными показателями экономической эффективности подразделений вневедомственной охраны являются:

— план по сбору доходов, устанавливаемый на каждый год региональными УВД;

— поступивший доход за охранные услуги;

— величина перечисленных в бюджет доходов от оказания охранных и дополнительных услуг (по данным Федерального казначейства);

— фактические показатели (%) перевыполнения (недовыполнения) плана по доходам;

— фактические расходы службы;

— рентабельность оказания охранных услуг службой;

— величина дебиторской задолженности, ее структура по охраняемым объектам и доля в полученных доходах;

— динамика приема под охрану и ухода объектов;

— величина доходов, полученных за оказание дополнительных услуг (охрана и сопровождение грузов, денежных средств).

Уровень эффективности республиканских, краевых, областных УВО оценивается по величине данных показателей в сравнении со средними зна-

чениями, вычисленными по федеральным округам и стране в целом.

Как видно из приведенных выше показателей, контролируемых (а значит, и управляемых) Департаментом государственной защиты имущества МВД России (ДГЗИ), уровень экономической эффективности и безопасности службы вневедомственной охраны оценивается только в рамках своей структуры. Он практически не корректируется с учетом динамики рынка охранных услуг в целом и по регионам, связанной с поведением основных конкурентов — ЧОО.

Так, в списке официальных показателей отсутствуют следующие важные характеристики, определяющие место охранной организации на рынке: доля вневедомственной охраны на рынке охранных услуг (по количеству охраняемых объектов и по объему полученных доходов); рентабельность оказания услуг и ее динамика (в сравнении с рентабельностью частных охранных организаций); уровень тарифов на услуги по сравнению со стоимостью охраны ЧОО; качественные параметры услуг (надежность охраны, перечень предлагаемых услуг и их комплексность).

В специальной литературе (журналы «Мир безопасности», «Охрана», «Охранная деятельность») не всегда приводятся даже приближенные (экспертные) значения этих показателей, что затрудняет проведение объективного анализа и делает неопределенным процесс принятия решений. Противоречивость статистических данных по отечественному рынку безопасности приводит к неоднозначной оценке роли государственных организаций и частного бизнеса со стороны законодателей. Несовершенство законодательной базы и лоббирование интересов определенных крупных структур не способствуют становлению цивилизованных рыночных отношений и обеспечению высокой защищенности объектов охраны.

В соответствии с Постановлением Правительства России от 2 ноября 2009 г. № 886 «О внесении изменений в Приложение № 1 Постановления Правительства № 587 от 14.08.1992 г.» существенно увеличен перечень объектов, подлежащих государственной охране. Реализация данного нормативного акта потребует существенного увеличения численности вневедомственной охраны и совершенствования ее материальной базы.

В этот перечень 2 включены такие объекты: аэропорты и объекты их инфраструктуры; объекты по производству, хранению, распространению и утилизации военной техники, боевого и служебного оружия и его основных частей, патронов и боеприпасов к нему, взрывчатых веществ; объекты по разработке, производству, испытанию, хранению, эксплуатации и утилизации изделий космической техники; гидротехнические сооружения, коллекторы

водохранилищ, водопроводные станции и объекты водоподготовки в крупных промышленных центрах, в населенных пунктах краевого и областного подчинения; объекты электроэнергетики — гидроэлектростанции и др.

Очевидно, что организация надежной защиты таких особо важных объектов требует современных инженерных комплексов охраны и высококвалифицированных сотрудников, особенно в условиях сохраняющейся террористической опасности.

По данным исследователей 3, в 2007 г. под вневедомственной охраной находилось свыше 400 тыс. объектов и 1,5 млн квартир граждан, а доля службы на рынке оценивалась экспертами в 30-40%. При этом указывается, что в Рос сии зарегистрировано около 3 млн юридических лиц, доля вневедомственной охраны по количеству охраняемых объектов составляет примерно 13%, а доминирующее положение службы на рынке охранных услуг утрачено окончательно. В то же время в системе службы негосударственной безопасности уже занято около 1 млн человек, которые формируют св ыше 24 тыс. охранных структур 4.

Следует отметить, что объективность приведенных данных трудно оценить в связи с отсутствием достоверной информации по негосударственному сектору безопасности, тем более по полученным доходам и количеству охраняемых объектов ЧОО.

Сведения, имеющиеся в распоряжении лицензионно-разрешительной службы МВД по количеству охраняемых частными организациями объектов, лишь в первом приближении соответствуют действительности, а реальная величина полученных доходов ЧОО является коммерч еской тайной и может быть оценена только при сопоставлении официальной информации налоговой службы и фактической бухгалтерской отчетности.

Усиление конкуренции требует анализа этих статистических данных по отдельным регионам и включения доли охранной организации (вневедомственной охраны) на соответ ствующем региональном рынке в систему действу ющих отчетных показателей. Это позволи т со стороны центра (ДГЗИ МВД России) оптимально корректировать плановые и отчетные показатели подразделений службы с учетом динамики рыночной конъюнктуры в реальном масштабе времени.

Кроме того, целесообразно дополнить систему действующих показателей де ятельности вневедомственной охраны новыми критериями, оценивающими социально-экономический эффект. Так, следует учитывать количество и динамику приема под охрану особо важных объектов и объектов жизнеобеспечения, что в условиях сохраняющейся террористической опасности позволит не только вы-

полнить требования нормативных документов, но и оценить деловую активность руководителей службы по организации защиты этих объектов.

Социально-экономический эффект участия сотрудников подразделений вневедомственной охраны (ОВО) в раскрытии преступлений (предотвращенных и раскрытых) можно оценить коэффициентом:

К

УРП

количество преступлении количество сотрудников ОВО

(1)

Очевидно, чем выше данный коэффициент, тем активнее личный состав подразделения осуществляет охрану общественного порядка в зонах постов и маршрутов патрулирования. При этом количество предотвращенных (раскрытых) преступлени й можно заменить количлством задержанных правонарушителей.

Критерием понесенны х затрат службы при раскрытии преступлений (предотвращенных и раскрытых) может служить следующий показатель:

коллчество срестусленлй

СРП =~ . (2)

фактические затраты службы

При этом обратный показатель — 1/СРП — будет оценивать среднюю «стоимость» одного раскрытого преступления.

Целесообразно оценивать надежность предоставляемых защитных меровриятий, а также величину предотвращенного ущерба собственникам охраняемых объектов и его динамику.

Разработанный нами показатель уровня экономической безопасности организации, оказывающей охранные услуги (коэффициент надежности охраны объектов — КНО), характеризует степень защищенности объектов охраны и влияет на вел ичину материального возмещения ущер ба организацией в случае краж и иных преступных посягательств. Данный показатель рассчитывается следующим образом:

ПНО -

1 + п

ИИ

1 + С

(3)

где КПП — количество предотвращенных (раскрытых) преступлений сотрудниками организации на охраняемых объектах за определенный промежуток времени;

С — количество сов ершенных преступлений на охраняемых объектах за определенный период.

При снижении уровня данного коэффициента ниже единицы растет угроза защищенности охраняе-

мых объектов, что влечет за собой увеличение возмещения ущерба хоаяйствующим субъектам со стороны вневедомственной охраны и ЧОО из-за ненадлежащего выполнения договорных обязательств.

Следующий показатель (величина возмещения материального ущерба — ВВУ) при сопоставлении с полученным доходом определяет уровень экономической безопасности организации, зависит от надежности охраны объектов и материального возмещения ущерба при ненадлежащем выполнении договорных обязательств.

Расчет данного показателя представим следующим выражением:

Вву = (С - Кпп) х Мо , (4)

где МО — величина материальной ответственности организации в соответствии с договором.

Очевидно, что при С > КПП растет размер возмещаемого ущерба потребителям, что ставит под угрозу финансовую устойчивость организации. При

обеспечении 100-процентной надежности охраны С = КПП, показатель ВВУ = 0.

Разработанные нам показатели должны дополнить существующую систему оценки деятельности охранных организаций и способствовать оптимальному управлению ими в условиях интенсивной конкуренции.

1 Кондратюков С. В., Опальский А. П. О формировании системы показателей экономической эффективности и безопасности подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел в условиях конкуренции // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009. № 2. С. 72-76.

2 О внесении изменений в Приложение № 1 Постановления Правительства № 587 от 14.08.1992 г. : постановление Правительства России от 2 ноября 2009 г. № 886. ООО «НПП Гарант-Сервис-Университет».

3 Жаворонков В. Прогнозы на будущее // Мир безопасности. 2007. № 9. С. 30-33.

4 Законодательство, практика и проблемы в деятельности негосударственных структур охраны и безопасности // Охранная деятельность. 2007. № 7. С. 56-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.