Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ'

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА / ИНДИКАТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПОРОГОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ИНДИКАТОРОВ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бескровная Оксана Владимировна

В статье рассмотрены существующие методические подходы к оценке экономической безопасности региона. Обзор методик показал, что они различаются между собой показателями оценки, их пороговыми значениями, применяемыми методами анализа отобранных индикаторов. С учетом того, что экономическая безопасность представляет собой конкретно-историческую категорию, в статье предлагается при отборе показателей для оценки опираться на действующие нормативно-правовые акты, определяющие направления социально-экономического развития России и связанные с различными аспектами экономической безопасности. В соответствии с предложенным подходом в статье была разработана система индикаторов экономической безопасности региона и их пороговых значений. Выбор Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в качестве базового документа для формирования системы индикаторов экономической безопасности региона представляется обоснованным, поскольку именно на обеспечении национальных интересов построена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. На основе разработанной системы индикаторов была проведена оценка экономической безопасности Магаданской области, выявлены основные зоны рисков. Основная угроза экономической безопасности Магаданской области связана с демографическими показателями и показателями, отражающими качество жизни в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SECURITY ASSESSMENT OF THE MAGADAN REGION

The article considers the existing methodological approaches to assessing the economic security of the region. The review of methods showed that they differ from each other in terms of the indicators involved in assessment, their threshold values, and methods used to analyze the selected indicators Taking into account the fact that economic security is a specifi historical category, the article proposes, when selecting indicators for evaluation, to rely on the current regulatory legal acts that determine direction of the Russia's socio-economic development and are related to different aspects of economicsecurity. In accordance with the proposed approach, the article developed a system of indicators of economic security of the region and their threshold values. The choice as a base document for the formation of a system of indicators of the «Decree on the national goals of Russia until 2030» seems reasonable since it is precisely on ensuring national interests that the “National Security Strategy of the Russian Federation” is built. Based on the developed system of indicators, assessment of the economic security of the Magadan Region was carried out, and the main risk zones were identifi The main threat to economic security of the Magadan region is associated with demographic indicators and indicators that refl the quality of life in the region.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ»

Научная статья УДК 338.22(571.65)

doi:10.22394/1818-4049-2022-101-4-122-129

Оценка экономической безопасности Магаданской области

Оксана Владимировна Бескровная

Северо-Восточный государственный университет, Магадан, Россия oksanaakulich@gmail.com

Аннотация. В статье рассмотрены существующие методические подходы к оценке экономической безопасности региона. Обзор методик показал, что они различаются между собой показателями оценки, их пороговыми значениями, применяемыми методами анализа отобранных индикаторов. С учетом того, что экономическая безопасность представляет собой конкретно-историческую категорию, в статье предлагается при отборе показателей для оценки опираться на действующие нормативно-правовые акты, определяющие направления социально-экономического развития России и связанные с различными аспектами экономической безопасности. В соответствии с предложенным подходом в статье была разработана система индикаторов экономической безопасности региона и их пороговых значений. Выбор Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года.» в качестве базового документа для формирования системы индикаторов экономической безопасности региона представляется обоснованным, поскольку именно на обеспечении национальных интересов построена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. На основе разработанной системы индикаторов была проведена оценка экономической безопасности Магаданской области, выявлены основные зоны рисков. Основная угроза экономической безопасности Магаданской области связана с демографическими показателями и показателями, отражающими качество жизни в регионе.

Ключевые слова: экономическая безопасность региона, индикаторы экономической безопасности, пороговые значения индикаторов, методика оценки экономической безопасности, Магаданская область

Для цитирования: Бескровная А. В. Оценка экономической безопасности Магаданской области // Власть и управление на Востоке России. 2022. № 4 (101). С. 122-129. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2022-101-4-122-129

Economic security assessment of the Magadan region

Oksana V. Beskrovnaya

The North-Eastern State University, Magadan, Russia oksanaakulich@gmail.com

Abstract. The article considers the existing methodological approaches to assessing the economic security of the region. The review of methods showed that they differ from each other in terms of the indicators involved in assessment, their threshold values, and methods used to analyze the selected indicators Taking into account the fact that economic security is a specific historical category, the article proposes, when selecting indicators for evaluation, to rely on the current regulatory legal acts that determine direction of the Russia's socio-economic development and are related to different aspects of economic

security. In accordance with the proposed approach, the article developed a system of indicators of economic security of the region and their threshold values. The choice as a base document for the formation of a system of indicators of the «Decree on the national goals of Russia until 2030» seems reasonable since it is precisely on ensuring national interests that the "National Security Strategy of the Russian Federation" is built. Based on the developed system of indicators, assessment of the economic security of the Magadan Region was carried out, and the main risk zones were identified. The main threat to economic security of the Magadan region is associated with demographic indicators and indicators that reflect the quality of life in the region.

Keywords: economic security of the region, indicators of economic security, threshold values of indicators, methodology for assessing economic security

For citation: Beskrovnaya O. V. Economic security assessment of the Magadan region // Power and Administration in the East of Russia. 2022. No. 4 (101). Pp. 122129. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2022-101-4-122-129

Введение

Проблемы экономической безопасности на протяжении последних десятилетий являются объектом многих научных исследований и разработок. Несмотря на многочисленность публикаций, остаются дискуссионными вопросы как сущности самой категории «экономическая безопасность региона», так и оценки, и мониторинга состояния экономической безопасности отдельных субъектов экономики. Если в отношении страновой безопасности существует более-менее устоявшаяся система индикаторов и их пороговых значений, то применительно к региональному уровню существует значительный разброс мнений относительно того, какие индикаторы должны включаться в оценку, и каковы их пороговые значения.

Давая определения понятию «экономическая безопасность региона», авторы выделяют различные ее аспекты. Так, Т. Ю. Феофилова связывает экономическую безопасность региона с обеспечением стандартизированных (эталонных) потребностей населения [Феофилова, 2013]. Многие авторы подчеркивают, что экономической безопасности региона присущи свойства устойчивости [Ру-денко, 2019] или конкурентоспособности [Маханько, 2017].

Таким образом, экономическая безопасность региона достигается при обеспечении, с одной стороны, поступательного социально-экономического развития территории и защищенности интересов населения, бизнеса, общества в

целом от внутренних и внешних угроз, с другой, способности своевременно выявлять и противостоять этим угрозам.

Магаданская область расположена на Крайнем Северо-Востоке России. Регион богат запасами минеральных ресурсов, а прибрежная зона позволяет снабжать рыбо- и морепродуктами не только собственное население, но и отправлять значительную часть уловов в другие регионы страны и на экспорт. В то же время из-за суровых природно-климатических условий Магаданскую область можно отнести к зонам с экстремальными условиями для проживания. Высокие издержки производства делают продукцию региональных производителей неконкурентоспособной на внешних рынках. А относительная изолированность от центральных регионов страны (отсутствует железнодорожное сообщение) повышает риски обеспечения продовольствием и другими товарами в зимнее время. Таким образом, проблема обеспечения экономической безопасности становится вопросом жизненной необходимости для территории.

Материалы и методы исследования

Многие ученые, изучающие проблемы экономической безопасности региона, предложили собственные методические подходы к проведению оценки и мониторинга экономической безопасности. Методики разных авторов разнятся количеством индикаторов, которые используются в целях оценки. В рассмотренных статьях, посвященных данной проблеме, количество индикаторов коле-

блется от 14 до 40, которые группируются в 2 - 5 блоков, различающихся наименованиями, но, как правило, отражающими производственно-финансовые и социально-демографические аспекты экономической безопасности. Конечно, чем больший круг показателей участвует в оценке, тем более точно можно определить состояние экономической безопасности в регионе и выявить имеющиеся угрозы. Однако следует отметить, что у многих авторов набор оцениваемых индикаторов определяется степенью доступности статистической информации.

Важной научной задачей, решаемой при разработке методики оценки экономической безопасности, является определение пороговых значений индикаторов, которые представлены в ряде статей [ Сен-чагов, 2011; Калина, 2014; Руденко, 2019]. Поскольку регионы России обладают существенными различиями, связанными с географическим положением, природными ресурсами, отраслевой структурой экономики, плотностью населения и т. д., предлагать единые пороговые значения для всех регионов представляется некорректным. На наш взгляд, заслуживает внимания предложение, сделанное А. А. Быковым, использовать в качестве пороговых средние по федеральным округам значения соответствующих показателей или взвешивать региональные показатели по численности населения региона [Стратегические ..., 2005].

Определить круг оцениваемых показателей можно, опираясь на нормативно-правовые акты, задающие ориентиры социально-экономического развития России. Этот подход может быть оправдан, так как экономическая безопасность является конкретно-исторической категорией, следовательно, как индикаторы экономической безопасности, так и их пороговые значения, меняются с течением времени и в связи со сменой целей, отражающих содержание каждого этапа развития страны. Так, например, следуя Указу о национальных целях раз-

вития Российской Федерации на период до 2030 г.1, можно сгруппировать национальные приоритеты, охватывающие различные аспекты экономической безопасности, в следующие блоки: «Демографические показатели», «Показатели качества жизни», «Показатели предпринимательской деятельности», «Показатели цифровизации экономики». При этом отбор индикаторов для каждого блока можно произвести с учетом набора целевых показателей, содержащихся в Указе. Результаты исследования Для оценки экономической безопасности сначала были рассмотрены в динамике социально-экономические показатели Магаданской области, представленные в таблице 1. Затем были проанализированы индикаторы экономической безопасности в сравнении с пороговыми значениями (табл. 2).

Анализ динамики социально-экономических показателей Магаданской области позволил сделать следующие выводы:

среди финансово-экономических показателей имеют стабильную положительную тенденцию только показатель ВРП и показатель соотношения дефицита (профицита) консолидированного бюджета и ВРП. Также наблюдается постоянное превышение экспорта над импортом, которое к концу анализируемого периода все же немного снизилось. Остальные показатели либо имеют отрицательную тенденцию (инвестиции в основной капитал, доля убыточных предприятий, индекс потребительских цен), либо неустойчивую динамику с небольшим положительным трендом (степень износа основных средств, индекс промышленного производства);

среди социально-демографических показателей имеют устойчивую положительную тенденцию показатели доходов, что свидетельствует об определенном повышении качества жизни, что также косвенно подтверждается ростом показателя ожидаемой продолжительности жизни. Однако данных положительных

1 Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О националь-нъх целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». http://pravo.gov.ru/ news/o_natsionalnykh_tselyakh_rczwtiya_rossiyskoyfederatsii_na_period_do_2030_goda_22%20 %£>0%Б8%£>1%8Е%£>0%ББ%£>1%8^%202020%20%£>0%Б3%2010%3Л31%3Л01/

Таблица 1

Социально-экономические показатели Магаданской области

Наименование показателя 2016 2017 2018 2019 2020 Темп роста за анализируемый период, % Тенденция изменения показателя (+/ -)

Финансово-экономические показатели

Валовой региональный продукт (ВРП), млрд руб. 152,2 161,9 176,4 213,6 284,1 186,0 +

Объем ВРП на душу населения, тыс. руб. 1054,3 1117,5 1236,3 1524,0 2035,2 193,0 +

Инвестиции в основной капитал, млн руб. 41798 44184 41237 44 436 34885 83,5 -

Инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. руб. 286,4 305,1 404,0 254,4 318,3 111,1 +

Индекс промышленного производства, % 101,9 107,7 109,6 112,6 105,7 103,7 +

Степень износа основных фондов, % 40,7 42,3 36,0 36,6 40,0 98,3 +

Доля убыточных организаций, в % к общей численности организаций 34,5 23,2 38,3 36,2 35,8 103,7

Коэффициент покрытия импорта экспортом** 8,1 5,8 6,3 6,6 5,5 67,9

Дефицит (-), профицит (+) консолидированного бюджета, в % к ВРП** - 4,6 - 5,7 - 0,62 - 0,46 +0,24 в 19 раз +

Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), % 103,7 103,1 104,7 102,6 105,0 101,3

Социально-демографические показатели

Численность населения, тыс. чел. 146,3 145,6 144,1 141,2 139,0 95,5 -

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в % от общей численности населения) 13,3 11,6 9,5 9,3 8,7 65,4 +

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 63,56 63,41 69,6 69,7 69,0 108,6 +

Уровень безработицы, % 4,4 5,2 5,0 4,6 5,6 127,3 -

Численность студентов вузов на 10000 населения, чел. 246 225 217 194 185 75,2

Показатели, отражающие состояние инновационного потенциала

Доля высокотехнологичной продукции в ВРП, % 13,1 12,9 13,1 12,1 9,9 75,6 -

Доля расходов на НИОКР в ВРП, %** 0,43 0,43 0,46 0,37 0,29 67,4 -

Численность занятых в науке в % к занятым в экономике** 0,7 0,66 0,6 0,6 0,59 84,3

* жирным шрифтом выделены показатели, которые свидетельствуют о наличии рисков;

** показатели, рассчитанные автором.

Источник.: составлено автором [Стратегическиериски..., 2005].

* фактическое значение для порогового «Не более/ не менее 100% от среднего значения по России» рассчитывается как процентное соотношение показателя для Магаданской области и среднего значения по России;

** жирным шрифтом выделены показатели, имеющие фактические значения ниже пороговых.

Источник: составлено автором

Таблица 2

Пороговые значения индикаторов экономической безопасности региона и их фактические значения в 2020 г. для Магаданской области

Наименование показателя Пороговое значение Фактическое значение* 2020 г.

Показатели успешности предпринимательской деятельности

Объем ВРП на душу населения Не менее 100% от среднего значения по России 318

Доля инвестиций в основной капитал в ВРП, в % Не менее 100% от среднего значения по России 57,2

Доля численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в общей численности занятых, в % Не менее 100% от среднего значения по России 91,1

Демографические показатели

Условный коэффициент депопуляции Не более 1 1,33

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 78 лет 69

Уровень бедности, в % к численности населения Не более 100% от среднего значения по России 71,9

Показатели качества жизни

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, квадратных метров 33 м2 29,4

Доля утилизированных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем объеме образовавшихся отходов производства и потребления, % Не менее 100% от среднего значения по России 51,2

Доля уловленных и обезвреженных выбросов в атмосферу в общем количестве выбросов, % Не менее 100% от среднего значения по России 81,0

Доля региональных или межмуниципальных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, % Не менее 100% от среднего значения по России 61,6

Доля протяженности освященных улиц, % Не менее 100% от среднего значения по России 75,8

Расходы на образование в % к ВРП 10% 3,98

Уровень безработицы, в % Не более 4% 5,6

Показатели, цифровизации экономики

Домохозяйства, имеющие широкополосный доступ к сети Интернет, в % от общего числа домохозяйств Не менее 100% от среднего значения по России 108,1

Организации, имеющие широкополосный доступ к сети Интернет, в % от общего числа организаций Не менее 100% от среднего значения по России 100,4

тенденций явно недостаточно, чтобы превратить регион в привлекательный для проживания. Уезжают в первую очередь молодые люди, о чем свидетельствует отрицательная динамика показателя

численности студентов вузов на 10 000 населения. Вслед за детьми переезжают и родители. Отток населения продолжается, что при одновременном росте условного коэффициента депопуляции

грозит обезлюдиванием территории;

все показатели, характеризующие способность региона продуцировать инновации, имеют отрицательную тенденцию.

Подтвердить правильность сделанных оценок можно, сравнив фактические значения индикаторов экономической безопасности с пороговыми (табл. 2). Оценка производилась для 2020 г. в связи с тем, что это последний год, по которому имеется наиболее полный набор статистических данных. Для определения пороговых значений индикаторов были применены разные подходы: в качестве пороговых значений были взяты либо общероссийские показатели, либо нормативные значения.

Как следует из данных таблицы 2, среди показателей, характеризующих успешность предпринимательской деятельности в регионе, в зоне риска находится показатель доли инвестиций в основной капитал в ВРП, который составляет 57,2% от общероссийского показателя. Отстает от общероссийских значений и показатель доли численности занятых в малом бизнесе в общей численности занятых.

Худшая ситуация с показателями, характеризующими качество жизни. Все индикаторы существенно отклоняются от пороговых значений. Значение показателей, характеризующих качество городской среды, состояние дорог, уровень переработки отходов, долю уловленных вредных выбросов, существенно ниже общероссийских значений.

Обеспеченность жильем ниже законодательно установленного значения в 33 м2, однако если сравнивать со средним для России значением (25,8 м2), то ситуацию можно считать неплохой. В то же время надо принимать во внимание, что в данном показателе не учитываются такие характеристики, как качество жилья, его соответствие современным требованиям, которые могут быть обеспечены в основном при новом строительстве. А по показателю ввода жилья среди регионов России Магаданская область занимает 84 место (0,025 м2 на человека в 2019 г.). Для сравнения, в среднем по России этот показатель составлял в том же году 0,520 м2.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляет 69 лет при пороговом значении 78 лет. Это свидетельствует о пониженной жизнеспособности населения.

Уровень безработицы составляет 5,6% при безопасном для экономики России уровне в 4%. Этот показатель повышался в последние 2 года. Даже при условии, что уровень безработицы в среднем по России составляет 7,8%, мы можем отнести его к угрозам экономической безопасности, учитывая миграционную картину в регионе.

Выводы

Проведенный анализ показателей экономической безопасности позволяет сделать следующие выводы:

1. Наибольшие угрозы экономической безопасности сосредоточены в демографической и социальной сферах. Магаданская область остается непривлекательной для жизни населения, что в недалеком будущем будет препятствовать сохранению геополитического влияния России в этом богатейшем ресурсами регионе.

2. В условиях растущего санкционно-го давления на Россию и объявленным Правительством курсом на импортоза-мещение отставание показателей Магаданской области, характеризующих инновационный потенциал, от пороговых значений представляет собой зону риска экономической безопасности.

3. Хотя индикаторы, отражающие рост производства и доходов, в Магаданской области превышают среднероссийские показатели, этого недостаточно, чтобы переломить миграционные настроения населения.

Возможно, снижению рисков и повышению экономической безопасности поможет участие региона в Национальных проектах, в рамках которых на цели повышения качества жизни, образование, медицину, улучшения демографической ситуации, экологии, состояния транспортной инфраструктуры планируется тратить порядка 2 млрд рублей ежегодно. Эффект от реализации Национальных проектов носит отложенный характер и судить о нем можно будет через несколько лет. Пока же демографические показатели продолжают ухудшаться.

Опыт других северных регионов показывает, что одним из факторов, способных сдержать отток населения, является наличие университета на территории региона. В Магадане функционирует Северо-Восточный государственный университет, деятельность которого направлена на обеспечение потребности региона в квалифицированных кадрах как для

основных отраслей экономики, так и для социальной сферы. По мнению автора, региональным органам власти необходимо проявлять большую заинтересованность в сохранении и развитии единственной образовательной организации высшего образования в регионе, в том числе с целью изменения миграционного оттока молодого населения Магаданской области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список источников:

1. Иванов А. В. Методика оценки экономической безопасности региона // Региональная экономика: теория и практика. 2012. №48 (279). С. 47-56.

2. Калина А. В., Савельева И. П. Формирование пороговых значений индикативных показателей экономической безопасности России и ее регионов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2014. Т. 8. № 4. С. 15-24.

3. Маханько Г. В., Назаренко Н. А., Чичканева Е. С. Оценка экономической безопасности региона (на примере Краснодарского края) // Научный журнал КубГАУ. 2017. №128 (04). URL: http://ej.kubagro.ru/2017/04/pdf/48.pdf (дата обращения 28.08.2022).

4. Руденко М. Н., Чернявский С. В., Аликина Е. Б., Иванова О. Г. Теоретические аспекты экономической безопасности: критерии и индикаторы/ / Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2019. № 48. С. 38-49.

5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http:// https://www.gks.ru/folder/210 (дата обращения 28.08.2022).

6. Сенчагов В. К., Максимов Ю. М., Митяков С. Н., Митякова О. И. Инновационные преобразования как императив экономической безопасности региона: система индикаторов // Инновации. 2011. № 5 (151). С. 56-61.

7. Стратегические риски России: оценки и прогноз / МЧС России; под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. М.: Деловой экспресс, 2005. 392 с.

8. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 г.». URL: https://base.garant.ru/74404210/ (дата обращения 28.08.2022).

9. Феофилова Т. Ю. Комплексная оценка экономической безопасности региона // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2014. Выпуск 4 (23). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/kompleksnaya-otsenka-ekonomicheskoy-bezopasnosti-regiona/viewer (дата обращения 28.08.2022)

10. Феофилова Т. Ю. Система экономической безопасности региона: понятие и структура // Журнал правовых и экономических исследований. 2013. № 4. С. 184-188.

References

1. Ivanov A. V. (2012) Methods for assessing the economic security of the region Regional'naya ekonomika: teoriya ipraktika [Regional economy: theory and practice]. No. 48 (279): 47-56. (In Russ.)

2. Kalina A. V., Savelyeva I. P. (2014) Formation of threshold values of indicative indicators of the economic security of Russia and its regions Vestnik YUUrGU. Seriya «Ekonomika i menedzhment» [Bulletin YuUrGU. Series "Economics and Management"]. Vol. 8. No. 4: 15-24. (In Russ.)

3. Makhanko G. V., Nazarenko N. A., Chichkaneva E. S. (2017) Evaluation of the economic security of the region (on the example of the Krasnodar Territory) Nauchnyy zhurnal KubGAU [Scientific journal of KubGAU]. No. 128 (04). URL: http://ej.kubagro. ru/2017/04/pdf/48.pdf (accessed 28.08.2022). (In Russ.)

4. Rudenko M. N., Chernyavsky S. V., Alikina E. B., Ivanova O. G. (2019) Theoretical aspects of economic security: criteria and indicators Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo universiteta. Ekonomika [Bulletin of the Tomsk State University. Economy]. No. 48: 38-49. (In Russ.)

5. Official website of the Federal State Statistics Service. URL: http://www.gks.ru/ folder/210 (accessed 28.08.2022). (In Russ.)

6. Senchagov V. K., Maksimov Yu. M., Mityakov S. N., Mityakova O. I. (2011) Innovative transformations as an imperative for the economic security of the region: a system of indicators Innovatsii [Innovations]. No. 5 (151): 56-61. (In Russ.)

7. Strategic risks of Russia: assessments and forecast. EMERCOM of Russia; under total ed. Yu.L. Vorobyov. Moscow: Business Express, 2005. 392 p. (In Russ.)

8. Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 N 474 "On the National Development Goals of the Russian Federation until 2030". URL: https://base. garant.ru/74404210/ (accessed 28.08.2022). (In Russ.)

9. Feofilova T. Yu. (2014) Comprehensive assessment of the economic security of the region. Internet journal "NAUKOVEDENIE". Issue 4 (23). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/kompleksnaya-otsenka-ekonomicheskoy-bezopasnosti-regiona/viewer (Accessed 08/28/2022) (In Russ.)

10. Feofilova T. Yu. (2013) System of economic security of the region: concept and structure Zhurnal pravovykh i ekonomicheskikh issledovaniy [Journal of legal and economic research]. No. 4: 184-188. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 15.09.2022; одобрена после рецензирования 20.10.2022; принята к публикации 24.10.2022.

The article was submitted 15.09.2022; approved after reviewing 20.10.2022; accepted for publication 24.10.2022.

Информация об авторе

О. В. Бескровная - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики, Северо-Восточный государственный университет.

Information about the author

O. V. Beskrovnaya - Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the chair of Economics, the North-Eastern State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.