Научная статья на тему 'Оценка экономического потенциала эффективности функционирования предприятий и отраслей сферы услуг'

Оценка экономического потенциала эффективности функционирования предприятий и отраслей сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
456
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / РЕСУРСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пушная Д. В., Юсупов Р. М.

В статье предлагается уточненная система показателей, характеризующих эффективность деятельности и экономический потенциал предприятий и отраслей сферы услуг. Отражены этапы и методы комплексной оценки результативного показателя социально-экономического потенциала отраслей сервисной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка экономического потенциала эффективности функционирования предприятий и отраслей сферы услуг»

Оценка экономического потенциала эффективности функционирования

предприятий и отраслей сферы услуг.

Пушная Д.В., Юсупов Р.М.

Аспиранты

Кисловодского института экономики и права.

Ключевые слова: Сфера услуг, ресурсы, экономический потенциал, эффективность оказания услуг, система показателей.

Краткая аннотация. В статье предлагается уточненная система показателей, характеризующих эффективность деятельности и экономический потенциал предприятий и отраслей сферы услуг. Отражены этапы и методы комплексной оценки результативного показателя -социально-экономического потенциала отраслей сервисной экономики.

Fur Д. В., Юсупов of Р.М. Graduate students of the Kislovodsk institute of economy and right.

Estimation of economic potential of enterprises and industries of

service business

Keywords: service Business, resources, economic potential, efficiency of providing of services, system of indexes.

Short annotation. In the article the specified system is offered of indexes, characterizing efficiency of activity and economic potential of enterprises and industries of service business. The stages and methods of complex estimation of effective index are reflected - socio-economic potential of industries of service economy.

Специфическая особенность процессов, происходящих на рынке услуг, заключается в том, что результатом его функционирования является

удовлетворение покупательского спроса непосредственно в момент оказания услуг, а также в том, что услуги не накапливаются в запасах; кроме того эффект от функционирования этого рынка проявляется не только в сфере услуг, но и за ее пределами, в сопряженных отраслях и сферах деятельности.

Проведенные ученными и специалистами исследования эволюции сферы услуг показывают, что эти процессы протекают в странах с разным уровнем общественного развития неодинаково. Так, для стран с транзитивной экономикой, находящихся на индустриальной стадии развития, характерен бурный рост занятости в сфере услуг при сохранении довольно высокой доли занятых в строительстве и промышленности. Для постиндустриальных стран, наоборот, характерен перелив кадров в сферу услуг не только из сельского хозяйства, но и промышленности и строительства.

В России создание социально-ориентированной экономики затруднено в силу таких обстоятельств, как: крайне нерациональная структура экономики со слабым развитием отраслей, ориентированных на потребительский рынок; значительное отставание от современного технического уровня в ряде отраслей, не позволяющее удовлетворить на высоком уровне потребности населения; необходимость значительных инвестиций для технического перевооружения экономики.

Социальное положение населения выступает следствием не только социальной политики государства, но и общего уровня развития, как страны, так и региона, а также текущей хозяйственной конъюнктуры. В связи с этим весьма важным является исследование и дальнейшее развитие методов оценки результатов экономической деятельности сферы услуг, эффективности предоставления и удовлетворения спроса на услуги, их влияния на уровень жизни населения.

Особенности развития сферы услуг в России обусловливают необходимость активизации роли государства в направлении трансформации эволюционных процессов. Она должна быть, прежде всего,

сконцентрирована на выборе приоритетов и перераспределении ресурсов между секторами экономики с учетом их значимости для каждого конкретного исторического этапа и направлена на устранение возникающих диспропорций между объемом и структурой общественных потребностей и производственных возможностей.

Экономическая политика должна быть ориентирована на инновационную модель развития сферы услуг. В ней необходимо предусмотреть последовательное преобразование структуры национального капитал и затрат на фундаментальные и прикладные научно-технические разработки с учетом приоритетного развития сферы услуг.

Главной целью концепции экономической политики в ближайшее время должно стать устойчивое направленное развитие сферы услуг, которое означает такое качественное состояние этой сверхсложной неравновесной системы, в которой на протяжении длительного периода под воздействием внешних и внутренних факторов не нарушаются рациональные комбинации между её основными элементами: объектами (трудовые, финансовые, материальные, информационные и др. ресурсы) и субъектами (государство, отрасли, предприятия всех форм собственности, частные предприниматели, домашние хозяйства, население).

Отмечая большой вклад в развитие экономики и анализа сферы услуг отечественными и зарубежными учеными [3-5; 7; 8; 10], а также, несмотря на достигнутые успехи в сфере услуг, необходимо сказать, что эта отрасль нуждается в более интенсивном развитии, особенно, в настоящее время.

Все вышеизложенное показывает, что совершенствование методов оценки и системы показателей, характеризующих потенциальные возможности развития рынка сферы услуг, эффективности деятельности предприятий и отраслей сервисной экономики, является весьма актуальной задачей.

Исходным направлением анализа рынка потребительских услуг населению является характеристика его экономического потенциала.

Экономический потенциал отраслей сферы услуг — это совокупная способность трудовых, материально-технических, финансовых и других ресурсов сферы обращения обеспечивать достижение наивысших результатов и эффективности функционирования потребительского рынка.

На рис 1 представлена уточненная нами структурная схема оценки экономического потенциала сферы услуг.

На схеме экономический потенциал предприятий и отраслей сферы услуг включает в себя четыре блока составляющих: ресурсной, рыночной (или маркетинговой), социальной и инфраструктурной. Показатели, характеризующие эти составляющие потенциалы, указаны на рисунке по каждому блоку.

Так, блок 1 - Ресурсная составляющая экономического потенциала -характеризуется показателями объемов и эффективности использования ресурсных потенциалов: трудового, производственного, финансового, организационно-управленческого и инновационного.

Блок 2 - Рыночная (или маркетинговая) составляющая экономического потенциала - характеризуется показателями уровня цен и тарифов на оказываемые услуги, эластичность спроса и предложения, а также объемом рынка услуг, качеством услуг и платежеспособностью населения.

Блок 3 - Социальная составляющая - характеризуется показателями влияния сферы услуг на изменение объема ВВП (ВРП, ВОП) (по каждой отрасли) и влиянием реализованных услуг (также по каждой отрасли) на изменение показателей социально-экономического развития общества (региона).

Блок 4 - Инфраструктурная составляющая - характеризуется количеством предприятий и организаций, оказывающих услуги (по каждой отрасли), технической оснащенностью, а также транспортом и связью, информационным обеспечением.

1. РЕСУРСНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Оценка динамики объемов и эффективности использования составляющих ресурсных потенциалов:

- Трудовой;

- Производственный;

- Финансовый;

- Организационно-управленческий; -Инновационный.

2. РЫНОЧНАЯ (МАРКЕТИНГОВАЯ) СОСТАВЛЯЮЩАЯ

- Оценка динамики уровня цен и тарифов на услуги;

- Эластичность спроса и предложения;

- Объем рынка услуг;

- Качество услуг;

- Платежеспособность населения;

- Оценка поведения потребителя на рынке услуг.

3. СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

- Оценка влияния на прирост показателя ВВП (ВРП; ВОП);

- Динамика объемов налоговых отчислений в бюджеты различных уровней;

- Оценка влияния на прирост показателей социально-экономического развития.

4. ИНФРАСТРУКТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

- Число предприятий и организаций, оказывающих услуги;

- Техническая оснащенность; Обеспеченность транспортом и связью;

- Информационное обеспечение

(по отраслям).

5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

6. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ И ОТРАСЛЕЙ СФЕРЫ УСЛУГ

Рис. 1. Структурная схема оценки экономического потенциала предприятий и отраслей сферы услуг (авт.)

Блок 5 - включает в себя показатели экономической эффективности производства услуг (интенсивность использования ресурсов, рентабельность и прибыль, относительная экономия затрат).

Блок 6 отражает результаты комплексной оценки социально-экономического потенциала по каждой отрасли и по сфере услуг в целом.

Учитывая специфику системы показателей и оценки такого рода системы, характеризуемой, как многофакторная система со сложными и разнородными взаимосвязями, используем для проведения комплексной оценки методы корреляционно-регрессионного анализа (по аналогии с оценкой, проведенной авторами работы [1].

В качестве связующего показателя между блоками 1-5 предлагаем принять показатель объема реализованных услуг (по каждой отрасли или по сфере услуг в целом) на душу населения - например, ВПОТР* - валовой отраслевой продукт одной из отраслей сферы услуг/на душу населения, или СВПСФУ - совокупный валовой продукт по всем отраслям сферы услуг/на душу нас. (табл.1)

В таблице 1 представлены результаты анализа динамики показателя СВПСФУ/душу нас. для РФ за 2005-2011 г.г., как одного из важнейших показателей, характеризующих социально-экономический потенциал сферы услуг.

Анализ показывает, что этот показатель в период с 2005 г. по 2011 год вырос в 2,74 раза (с 61,6 до 168,7 млн. руб. на чел), что еще раз свидетельствует о той роли сферы услуг, которую она играет в развитии экономики страны, а также о важности оценки потенциальных возможностей развития этой сферы в будущем периоде.

Далее примем допущение, что зависимость показателя СВПСФУ/душу нас. от частных показателей каждого из блоков 1-5 является прямолинейной.

Запишем уравнение связи в следующем виде: [7]

Таблица 1 - Анализ динамики объемов совокупного валового продукта по всем отраслям сферы услуг за 2005-2011 г.г.

Показатели 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год

Валовой продукт по субъектам РФ (в текущих ценах), (млрд. руб.) 18034,3 22492,1 27963,9 33908,7 32007,2,5 37398,5 45224,2

100,0 *124,7 *124,3 *121,2 *94,3 *116,8 *120,9

Численность населения РФ (тыс. чел.) 143474,2 142753,5 142221,0 142008,8 141904,0 141914,5 142905,2

Доля совокупного валового продукта по всем отраслям сферы услуг (СВПсфу) в РФ 49,0 50,8 51,0 51,0 50,1 51,6 53,3

*103,7 *100,4 *100,0 *98,2 *103,0 *103,3

Объем совокупного валового продукта сферы услуг, (млрд. руб.) 8836,7 11426,0 14261,6 17293,4 16035,6 19297,6 24104,5

*129,3 *124,8 *121,3 *92.7 *120,3 *125,0

Объем СВПСФУ на одного человека (млн. руб./чел) 61,6 80,0 100,3 121,8 113,0 136,0 168,7

129,8 125,4 121,4 92,8 120,3 124,0

* - цепные темпы роста, в %.

Ист.: авт. расчеты (по материалам Федеральной службы государственной статистики РФ)

У(х) = а + вх

Здесь: y - показатель ВПСФУ*;

x - частные показатели блоков 1-5, характеризующие составляющие (блоки 1-4) экономического потенциала и показатели блока 5, характеризующие экономическую эффективность оказываемых отраслью услуг.

Решая эту систему уравнений, определяем зависимость между изменением этого результативного показателя (ВПОТР/душу нас. или СВПСФУ/душу нас.) и составляющими показателями каждого из пяти блоков - с 1 по 5.

Таким образом, будут выявлены взаимосвязи между изменениями показателей составляющих экономического потенциала сферы услуг (ресурсной, рыночной, социальной и инфраструктурной) и показателями экономической эффективности, построенные на зависимостях от одного и того же результативного показателя.

Далее, по полученным значениям прогнозного ВОП, на основании решения системы уравнений регрессии, можно определить прогнозные значения комплексного показателя социально-экономического потенциала сферы услуг, как в целом по стране (или региону), так и отдельно по каждой отрасли.

Литература.

1. Булгакова Л.Н. Совершенствование методов оценки потенциала устойчивого развития региона // Управление экономическими системами. - 2014. - №2. - Режим электронного доступа: URL: http://uecs.mcnip.ru.

2. Гандерова Е.А. Формирование сферы услуг в условиях новой экономики России // Проблемы современной экономики. - 2010. - №4.

3. Классификатор ОКВЭД 2009 - 2011 (последняя редакция), утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и

метрологии от 22.11.2007 N 329-ст (Вводится в действие на период с 2009-01-01 до 2011-01-01), продлен до 2015 г..

4. Кликич Л.М. Особенности и закономерности эволюции сферы услуг: канд. дисс.- Уфа: 2005.

5. Поздняков В.Я., Казаков С.В. Экономика отрасли. - М.: ИНФРА-М, 2008.

6. Экономика предприятия /под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

7. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2009.

8. Соловьева Л.В. Сфера услуг и ее влияние на качество жизни населения: теоретико-методологические основы, методический инструментарий оценки и концепция развития: автореферат докт. дисс.- Белгород, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.