Научная статья на тему 'Оценка эффективности взаимодействия бизнеса, государства и некоммерческого сектора в системе межсекторного социального партнерства'

Оценка эффективности взаимодействия бизнеса, государства и некоммерческого сектора в системе межсекторного социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
775
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖСЕКТОРНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / CROSS-SECTORAL SOCIAL PARTNERSHIP / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / EFFICIENCY OF INTERACTION / БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВО / STATE / НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР / NON-PROFIT SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмин А.В., Егерев С.В.

Взаимодействие бизнеса с государством и некоммерческим сектором рассматривается авторами как составная часть межсекторного социального партнерства В рамках данной публикации определены основные критерии и методика оценки эффективности такого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузьмин А.В., Егерев С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluating the effectiveness of interaction between business, state and non-profit sector in the cross-sectoral social partnership

The interaction of business with the state and non-profit sector is seen as an integral part of cross-sectoral social partnership. Within this publication are set out the main criteria and methodology for assessing the effectiveness of such interaction.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности взаимодействия бизнеса, государства и некоммерческого сектора в системе межсекторного социального партнерства»

государство,, бизнес

и некоммерческий сектор

оценка эффективности взаимодействия

бизнеса, государства и некоммерческого сектора в системе межсекторного

социального партнерства

__Аннотация

Взаимодействие бизнеса с государством и некоммерческим сектором рассматривается авторами как составная часть межсекторного социального партнерства. В рамках данной публикации определены основные критерии и методика оценки эффективности такого взаимодействия.

Кузьмин А.В.

ассистент кафедры экономической теории Alexey.Kuzmin@ novsu.ru, alexei-novgu@mail.ru

Егерев С.В.

аспирант кафедры экономической теории adresat_nov@mail.ru

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

Межсекторное социальное партнерство можно определить как конструктивное взаимодействие трех секторов экономики (государство, бизнес и некоммерческий сектор) при решении социальных проблем, выгодное каждой из сторон в отдельности и всем в целом.

Представители каждого сектора в различной степени осознают свою ответственность, имеют разные возможности и ресурсы для помощи и зачастую по-разному представляют саму сущность социальных проблем. Однако несмотря на все различия и противоречия, сотрудничество необходимо, так как по отдельности ни один из секторов не может преодолеть социальные барьеры. Поэтому эффективность взаимодействия между всеми секторами экономики будет отражать эффективность социального партнерства в целом. Таким образом, одним из вариантов определения уровня эффективности социального партнерства является оценка эффективности взаимодействия бизнеса с государством и некоммерческим сектором.

российское предпринимательство, 2009, № 5 (1)

Государство и бизнес

Относительно взаимодействия первого и второго секторов необходимо отметить, что уже не один год власть и бизнес постоянно говорят о необходимости наладить диалог друг с другом, при этом каждая сторона понимает «социальную ответственность бизнеса» по-своему. Однако разногласий в видении конечных целей у бизнес-сообщества и государства практически нет. Проблема заключается в том, чтобы бизнес и государство слышали друг друга. В различные периоды времени взаимодействие бизнес-структур и органов власти в России складывалось по-разному, а также имели место разноречивые цели и содержание, что непосредственно сказывалось на развитии общества. Характер взаимодействия власти и бизнеса является одним из важнейших индикаторов состояния общества, и чем оно эффективнее, тем выше уровень благосостояния населения. Поэтому необходима оценка эффективности взаимодействия органов власти и бизнес-структур, особенно в региональном аспекте.

Определим следующие критерии уровня эффективности взаимодействия государства и бизнеса:

- наличие эффективных форм взаимодействия;

- удельный вес крупных предприятий региона, имеющих соглашения с региональными и местными властями;

- количество проведенных совместных мероприятий;

- основной инициатор совместных мероприятий;

- удельный вес благотворительной помощи региональным и местным властям от общего объема средств, направленных бизнесом на социальные цели;

- количество совместно реализуемых проектов;

- уровень выполнения взаимных обязательств и достижения общих целей.

Ключевые слова

межсекторное

социальное

партнерство;

социальная

ответственность

бизнеса;

эффективность

взаимодействия;

бизнес;

государство;

некоммерческий

сектор

Keywords:

cross-sectoral social partnership; social responsibility of business; efficiency of interaction; business; State;

non-profit sector

государство и бизнес

проблема

нес

Эффективность взаимодействия заключается власти и бизнеса в регионе _в том, чтобы На основании вышеперечисленных критери-

_бизнес ев предлагается следующая методика оценки

и государство эффективности взаимодействия власти и биз-_слышали неса в регионе.

_друг друга 1. Необходимо выявить все формы взаимо_ действия власти и бизнеса. Наиболее эффек-

_ тивными считаются соглашения о социальном

_ партнерстве, о сотрудничестве, совместное

_ участие в конференциях, форумах, диалогах и

_ пр. Наименее эффективным инструментом вза-

_ имодействия является использование админис-

_ тративного ресурса. Здесь следует отметить, что

_ если нет соглашений о партнерстве между биз-

_ несом и органами власти, то это свидетельству_ ет о низкой эффективности взаимодействия.

2. Рассчитать процент соглашений между региональными органами власти и крупными предприятиями области от общего количества крупных компаний региона. Соответственно, чем выше процент соглашений, тем больше эффективность от взаимодействия власти и бизнеса.

3. Определить общее количество совместно проведенных мероприятий с целью установления диалога региональной власти и бизнеса. Если мероприятия отсутствуют, то взаимодействие неэффективно.

4. Исходя из предыдущего положения, следует выявить:

- процент мероприятий, организованных органами власти;

- процент мероприятий, организованных бизнес-сообществом;

- процент мероприятий, организованных третьей стороной (НКО, СМИ). Это позволит узнать о заинтересованности сторон в диалоге и его основном инициаторе.

5. Определить суммарный объем средств, выделяемых бизнес-структурами на реализацию социальных программ и благотворительную деятельность.

6. Рассчитать долю от общего объема средств, перечисляемую в качестве благотворительности региональным и местным органам власти. Этот показатель будет отражать уровень ини-

исков предпринимательство, 2009, № 5 (1)

циативности бизнеса в реализации внешних социальных программ. Если, предположим, данный показатель равен 100%, то это говорит о бюджетозамещающей модели взаимодействия власти и бизнеса в социальной сфере, а если данный показатель равен 0%, то это свидетельствует о полной реализации бизнесом собственных внешних социальных инициатив.

7. Определить количество совместно реализуемых социальных проектов власти и бизнеса, а также проектов по частно-государственному партнерству. Наличие таких проектов может свидетельствовать о высоком уровне эффективности взаимодействия власти и бизнеса.

8. Оценка результатов взаимодействия: определить уровень выполнения соглашений и договоренностей власти и бизнеса, достигнуты ли общие цели при реализации совместных проектов.

9. Дается комплексная оценка эффективности взаимодействия органов власти и бизнес-сообщества.

Посредством данной методики можно сравнивать уровень эффективности взаимодействия власти и бизнеса в различных регионах.

Бизнес и некоммерческий сектор

Что касается взаимодействия бизнеса и некоммерческого сектора, то необходимо отметить, что их взаимоотношения развивались неоднозначно и постоянно претерпевали изменения. Связано это с изменениями в правовой, политической и социально-экономической сферах страны.

На практике существует достаточно широкий круг сложившихся форм взаимодействия бизнеса и некоммерческого сектора:

- различные системы грантов;

- стипендиальные программы;

- системы адресной помощи, в том числе получение некоммерческими организациями финансовой помощи;

- «шефство» над конкретными организациями;

- информационное взаимодействие на уровне индивидуальных встреч руководителей предприятий и некоммерческих организаций (НКО);

характер

взаимодействия

власти и бизнеса

является одним

из важнейших

индикаторов

состояния

общества,

и чем оно

эффективнее,

тем выше уровень

благосостояния

населения

государство и бизнес

бизнес

ш

К

- участие в форумах, конференциях, круглых столах;

Оценка эффективности взаимодействия бизнеса и некоммерческого сектора может проводиться по следующим критериям:

- наличие совместных проектов бизнеса и НКО;

- уровень вовлеченности в диалог бизнеса и НКО;

- удельный вес выделяемых средств для реализации социальных программ через НКО от общего объема средств, направленных на социальные цели бизнесом;

- уровень выполнения взаимных обязательств и достижения общих целей при реализации совместных социальных проектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффективность взаимодействия бизнеса и некоммерческого сектора

В соответствии с указанными критериями можно выделить следующие этапы оценки эффективности взаимодействия бизнеса и НКО.

1. Необходимо выявить все существующие формы взаимодействия бизнеса и НКО. Наиболее эффективной формой взаимодействия считается организация конкурсов проектов некоммерческих организаций для получения грантов.

2. Определить количество совместно реализуемых социальных проектов и программ.

3. Определить уровень информационного взаимодействия: от индивидуальных встреч до общественного диалога указанных секторов.

4. Рассчитать долю выделяемых средств для реализации социальных программ через НКО от общего объема средств, направленных бизнесом на социальные цели. Данный показатель будет отражать уровень привлечения некоммерческих организаций бизнесом с целью реализации внешних социальных программ и проектов. Если данный показатель равен 0%, то это свидетельствует о том, что бизнес не прибегает к помощи НКО для реализации социальных программ. А если данный показатель равен 100 %, то это означает, что бизнес полностью реализует внешние социальные инициативы через НКО.

сийское предпринимательство, 2009, № 5 (1)

5. Далее определяется уровень выполнения взаимных обязательств и достижения общих целей при реализации совместных социальных проектов бизнеса и НКО.

6. Проводится оценка эффективности взаимодействия бизнеса и НКО на основании результатов предыдущих этапов оценки. Необходимо отметить, что предложенные пошаговые алгоритмы оценки эффективности взаимодействия бизнеса с властью и НКО предназначены в основном для использования в региональном аспекте, а также являются относительно нетрудоемкими и легко реализуемыми, но только в тех случаях, когда информация о социальной деятельности компании максимально доступна для анализа.

В заключение следует отметить, что оценка эффективности взаимодействия бизнеса, государства и некоммерческого сектора является составной частью комплексной оценки эффективности социальной ответственности бизнеса и социального партнерства.

Литература

1. Якимец В.Н. Межсекторное социальное партнерство: основы, теории, принципы, механизмы. - М.: Едиториал УРСС, 2004.

...оценка

эффективности

взаимодействия

бизнеса,

государства

и некоммерческого

сектора является

составной частью

комплексной оценки

эффективности

социальной

ответственности

бизнеса

и социального

партнерства

Kuzmin A.V.

assistant at the Department of the economic theory, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University Egerev 5.V.

post-graduate student, Department of economic theory, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University

State, business and non-profit sector

Evaluating the effectiveness of interaction between business, state and non-profit sector in the cross-sectoral social partnership

_Annotation

The interaction of business with the state and non-profit sector is seen as an integral part of cross-sectoral social partnership. Within this publication are set out the main criteria and methodology for assessing the effectiveness of such interaction.

государство и бизнес

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.