Научная статья на тему 'Оценка эффективности внедрения систем мультимедиа и информационно- коммуникационных технологий (микт) в педагогический процесс'

Оценка эффективности внедрения систем мультимедиа и информационно- коммуникационных технологий (микт) в педагогический процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИА ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / MULTIMEDIA OF EDUCATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / EFFICIENCY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочкарев Анатолий Владимирович

Современное внедрение систем мультимедиа и информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс требует рационального подхода и расчета показателей эффективности, построенного на математическом анализе. В статье описывается способ определения эффективности применения систем мультимедиа и информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности. Система апробирована на примере подготовки учащихся пятых классов к Всероссийской проверочной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бочкарев Анатолий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency mark of introduction the multimedia systems and information and communication technologies in the pedagogical process

The multimedia systems and information communication technologies modern introduction of in the educational process requires a rational approach and calculation of indicators built on mathematical analysis. The article describes a method for determining the effectiveness of multimedia systems and information and communication technologies in pedagogical activity. The system is tested on the example of All-Russian testing work in history of students at grade 5.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности внедрения систем мультимедиа и информационно- коммуникационных технологий (микт) в педагогический процесс»

Перспективы Науки и Образования. 2018. 1 (31)

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Дата публикации: 1.03.2018 № 1 (31). С. 205-207. УДК 37

А. В. Бочкарев

Оценка эффективности внедрения систем мультимедиа и информационно-коммуникационных технологий (МИКТ) в педагогический процесс

Современное внедрение систем мультимедиа и информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс требует рационального подхода и расчета показателей эффективности, построенного на математическом анализе. В статье описывается способ определения эффективности применения систем мультимедиа и информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности. Система апробирована на примере подготовки учащихся пятых классов к Всероссийской проверочной работе.

Ключевые слова: мультимедиа образования, информационно коммуникативные технологии, эффективность образования

Perspectives of Science & Education. 2018. 1 (31)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Accepted: 18 January 2018 Published: 1 March 2018 No. 1 (31). pp. 205-207.

A . V. B oc H KA R EV

Efficiency mark of introduction the multimedia systems and information and communication technologies in the pedagogical process

The multimedia systems and information communication technologies modern introduction of in the educational process requires a rational approach and calculation of indicators built on mathematical analysis. The article describes a method for determining the effectiveness of multimedia systems and information and communication technologies in pedagogical activity. The system is tested on the example of All-Russian testing work in history of students at grade 5.

Keywords: multimedia of education, information and communication technologies, efficiency of education

современных условиях развития технического обеспечения образовательной среды система школьного обучения находится на стадии освоения новых принципов построения педагогической деятельности. Изменения, вызванные введением в образовательную среду информационно-коммуникативных технологий, предполагают расчет общей эффективности образовательного процесса, и как следствие выбор методики соответствующих измерений. Внедрение систем мультимедиа и информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс связанно с значительными экономическими затратами и требует рационального подхода и расчета технико-экономических показателей, построенных на математическом анализе. Научные работы [5; 6; 7; 8; 9] выявляют методику определения эффективности обучения построенного на принципах применения информационных образо-

вательных технологий, которые заключаются в оценке технических и экономических компонентов обучения, а также дидактической и воспитательной результативности использования МИКТ, при этом определение эффективности осуществляется путем анализа текущих эмпирических данных математическими расчётами.

Отметим отсутствие, разработанной системы параметров, позволяющих точно оценить процесс приобретения знаний навыков и умений обучаемыми. Проблема фиксации дидактических и воспитательных изменений заключается в многообразии подходов к анализу учебной и воспитательной деятельности объекта образовательного процесса, находящегося в состоянии непрерывного изменения [2; 3]. Поэтому важно определить систему единых параметров, позволяющих определять эффективность организации учебной деятельности в образовательном учреждении.

Перспективы Науки и Образования. 2018. 1 (31)

Анализ определения эффективности использования МИКТ в педагогическом процессе, строится на определении качества воспитания, уровня мотивация к обучению, творческой активности и успеваемости, что позволяет решать задачи по оценке полезности применения информационных технологий более точно [1]. При подходе к оценке эффективности применения МИКТ (Э ) целесоо-

г * микт' ^

бразно исходить из следующей системы расчета предложенной П.И. Образцовым [7]:

Э = (С - С ) / С , (1)

микт * э к' ' к' * '

где, Эмикт - суммарная эффективность применения МИКТ;

Сэ - сумма оценок, экспериментальной группы по итогам Отчетного периода;

Ск- сумма оценок, полученных контрольной группой, по итогам отчетного периода;

Оценка эффектности проходит по окончании обучения непосредственно и через заданный интервал времени, чтобы определить уровень остаточных знаний учеников, в форме отсроченного контроля, при этом необходимо учитывать разницу временных затрат на обучении:

Э

((Сэ - Ск) / Ск) Квр , (2)

где, Кв - коэффициент разницы временных затрат обучения между контрольной и рядовой группами, определяется видом:

К =Т /Т , (3)

вр к р

Этот вид анализа дает в достаточной степени объектные результаты. Однако, чтобы расширить точность определения эффективности МИКТ в расчет имеет смысл внедрить коэффициент оценки (уровня знаний) Ко:

К =К / К , (4)

о микт т

где, Кмикт - оценка контрольной группы, прошедшей обучение с использованием МИКТ;

Кт - оценка группу традиционного обучения.

Значение коэффициента Ко должно быть больше единицы, причем чем он больше, тем эффективное использование МИКТ.

В качестве второго коэффициента, оценки использования МИКТ, является коэффициент времени Кт определяемый как отношение времени, затраченного на изучение темы с применением МИКТ, ко времени, затраченному при традиционном обучении:

К = Т / Т, (5)

т микт т

где, Тмикт - время усвоения учебного материала с применением МИК технологий;

Тт - время усвоения учебного материала с использованием традиционной технологии обучения. Эффективное применение МИКТ технологий при коэффициенте времени Тт меньшем единицы.

Расчеты коэффициентов объективно позволяют оценить использование систем мультимедиа и информационно коммуникативных технологий. При этом, необходимо иметь достаточную выборку из опытных данных, чтобы дать квалифицированную оценку.

В 2016-17 учебном году при подготовке к «Всероссийской проверочной работе по истории» нами была совершена попытка определить эффективность усвоения нового материала с применением систем мультимедиа и информационно-коммуникационных технологий в пятых классах. Были выбраны контрольная и традиционная группа из 25 человек каждая (параллельные классы одинаковой успеваемости). В контрольной группе были применены планы уроков с расширенным использованием систем мультимедиа и информационно-коммуникативных технологий (помимо медиа проектора, мультимедийной доски, были подготовлены интерактивные задания и применена система сетевого взаимодействия, основанная на использовании групповых рассылок заданий и интернет ресурсов позволяющих педагогу получать карту успеваемости ученика). По результатам контроля средний балл группы традиционного обучения составил 4.2 балла, экспериментальной группы 4.7 балла. Таким образом, сравнительный анализ эффективности применения МИКТ по выражению (1) составил Э = 4.7 - 4.2

г * ' микт ср. а.

/ 4.2 = 0.12. Эффективность с учетом времени остался так же 0.12 т.к. время затраченное на обучение в обоих группах ограничивалось 2 учебными часами в неделю. Коэффициент оценки (уровня знаний) Ко определился 1.11 (формула 4) при равной доле временных затрат на обучение. Данные показатели демонстрируют положительный эффект применения МИКТ в подготовке школьников к Всероссийской проверочной работе по истории. Однако для фундаментального исследования единичный результата не может дать достоверных данных, для чего требуется более подробная выборка.

Анализ эффективности использования систем мультимедиа и информационно-коммуникативных технологий в педагогической среде требует акцента не на оценке конечного результата, а на условиях реализации процесса обучения в целом, что дает возможность отобразить динамику учебной деятельности.

Perspectives of Science & Education. 2018. 1 (31)

ЛИТЕРАТУРА

1. Андронов В. П. Значение прогностических способностей для профессионального самоопределения старшеклассников / В.П. Андронов, М.С. Ионова // Интеграция образования. 2015. № 1 (78). С. 118-123.

2. Бочкарев А. В. Влияния социокультурной среды на формирования мировоззрения // АсШа^аепсе. 2016. Т. 2. № 11. С.

3. Бочкарев А.В. Анализ подростковой компетентности в сфере финансовой грамотности // Сборник статей VIII международной научно-практической конференции «Advances in Science and Technology». 2017. С. 255-256.

4. Бочкарев А.В. Тенденции и перспективы трансформации образования под воздействием мультимедийных информационно-компьютерных технологий // Вестник научных конференций. 2017. № 3-6 (19). С. 31-32.

5. Зенкина С. В. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты: дис. ... докт. пед. наук : 13.00.02. M, 2007. 300 с.

6. Ильченко O.A. Организационно-педагогические условия сетевого обучения. М., 2002. 215 с.

7. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. 278 с.

8. Кортиева Д. В. Формирование ценностных ориентаций подростков в процессе медиаобразования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Пятигорск, 2009. 200 с.

9. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. СПб.: Питер, 2004. 263 с.

10. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М., 1980. 230 с.

11. Штеймарк О. В. Повышение качества знаний студентов педагогического вуза средствами цифровых образовательных ресурсов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Москва, 2011. 178 с.

1. Andronov V. P. Znachenie prognosticheskikh sposobnostei dlya professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov [The value of prognostic abilities for professional self-determination of senior pupils]. Integratsiya obrazovaniya - Integration of education. 2015. no. 1 (78). pp. 118-123. (in Russian).

2. Bochkarev A. V. Vliyaniya sotsiokul'turnoi sredy na formirovaniya mirovozzreniya [Influences of the socio-cultural environment on the formation of the world outlook]. Actualscience. 2016. V 2. no. 11. pp. 18-19. (in Russian).

3. Bochkarev A.V. Analiz podrostkovoi kompetentnosti v sfere finansovoi gramotnosti // Sbornik statei VIII mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Advances in Science and Technology» [Analysis of adolescent competence in the field of financial literacy // Collection of articles of the VIII International Scientific and Practical Conference "Advances in Science and Technology"]. 2017. pp. 255-256.

4. Bochkarev A.V. Tendentsii i perspektivy transformatsii obrazovaniya pod vozdeistviem mul'timediinykh informatsionno-komp'yuternykh tekhnologii [Tendencies and perspectives of the transformation of education under the influence of multimedia information and computer technologies]. Vestnik nauchnykh konferentsii - Bulletin of scientific conferences. 2017. no. 3-6 (19). pp. 31-32.

5. Zenkina S. V. Pedagogicheskie osnovy orientatsii informatsionno-kommunikatsionnoi sredy na novye obrazovatel'nye rezul'taty: dis.... dokt. ped. nauk: 13.00.02 [Pedagogical bases of orientation of the information and communication environment on new educational results: Diss. Doct. Ped. Sciences]. Moscow, 2007. 300 p.

6. Il'chenko O.A. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya setevogo obucheniya [Organizational and pedagogical conditions of network learning]. Moscow, 2002. 215 p.

7. Klarin M.V. Innovatsionnye modeli obucheniya v zarubezhnykh pedagogicheskikh poiskakh [Innovative models of teaching in foreign pedagogical searches]. Moscow, 1994. 278 p.

8. Kortieva D. V. Formirovanie tsennostnykh orientatsii podrostkov v protsesse mediaobrazovaniya: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 [The formation of value orientations of adolescents in the process of media education: Diss. PhD of Ped. Sciences]. Pyatigorsk, 2009. 200 s.

9. Obraztsov P.I. Metody imetodologiyapsikhologo-pedagogicheskogo issledovaniya [Methods and methodology of psychological and pedagogical research]. Saint-Petersburg, Piter Publ., 2004. 263 p.

10. Pidkasistyi P.I. Samostoyatel'naya poznavatel'naya deyatel'nost' shkol'nikov v obuchenii [Independent cognitive activity of schoolchildren in teaching]. Moscow, 1980. 230 p.

11. Shteimark O. V. Povyshenie kachestva znaniistudentovpedagogicheskogo vuzasredstvami tsifrovykh obrazovatel'nykh resursov : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01 [Improving the quality of knowledge of students of a pedagogical university by means of digital educational resources: Diss. PhD of Ped. Sciences]. Moscow, 2011. 178 p.

18-19.

REFERENCES

Информация об авторе Бочкарев Анатолий Владимирович

(Россия, Саранск) Аспирант МГУ им. Н. П. Огарёва

Information about the author

Bochkarev Anatoly Vladimirovich

(Russia, Saransk) Graduate student Ogarev Mordovia State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.