Научная статья на тему 'Оценка эффективности вложений в информационно-телекоммуникационные технологии онлайнового электронного бизнеса'

Оценка эффективности вложений в информационно-телекоммуникационные технологии онлайнового электронного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙНОВЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОНЛАЙНОВИЙ ЕЛЕКТРОННИЙ БіЗНЕС / іНФОРМАЦіЙНО-ТЕЛЕКОМУНіКАЦіЙНі ТЕХНОЛОГії / ЕЛЕКТРОННі іНФОРМАЦіЙНі РЕСУРСИ / ЕФЕКТИВНіСТЬ / ELECTRONIC INFORMATION RESOURCES / ON-LINE ELECTRONIC BUSINESS / EFFICIENCY / INFORMATION-TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Винарик Л.С., Щедрин А.Н.

Розглянуто підходи до оцінки ефективності вкладень в інформаційно-телекомунікаційні технології онлайнового електронного бізнесу (далі ОЕБ). Запропоновані способи оцінки дозволять усунути недоліки контролю за даними інвестиціями, запобігти неефективному і неощадливому використанню ресурсів, підвищити ефективність ОЕБ.Рассмотрены подходы к оценке эффективности вложений в информационно-телекоммуникационные технологии онлайнового электронного бизнеса (ОЭБ). Предложенные способы оценки позволят устранить недостатки контроля над данными инвестициями, предотвратят неэффективное и неэкономное использование ресурсов, повысят эффективность ОЭБ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to estimation of efficiency of investments in the information-telecommunication technologies of on-line electronic business are considered (further OEB). The methods of estimation offered in the paper will allow to remove the drawbacks of control over above investments, prevent inefficient and noneconomic use of resources, increase the efficiency of OEB.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности вложений в информационно-телекоммуникационные технологии онлайнового электронного бизнеса»

Л.С. Винарик, А.Н. Щедрин

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛОЖЕНИЙ В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОНЛАЙНОВОГО ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА

Серьёзной проблемой управления бизнесом в современных условиях является резкое возрастание потребностей бизнеса и объектов экономической деятельности в получении объективных, достоверных, своевременных электронных информационных ресурсов (далее -ЭИР) о реальном положении дел в той или иной отрасли, регионе, субъекте хозяйствования.

Имеющееся поле официальной статистической информации не перекрывает информационные потребности пользователей. Ощущается недостаточность в ЭИР, низкая оперативность их получения, достоверность по тому или иному конкретному бизнес-процессу.

К онлайновому электронному бизнесу (далее - ОЭБ), как одной из новых форм хозяйствования, проявляется повышенное внимание во всем мире [2; 3].

Стратегия по выводу в ОЭБ производимой продукции должна учитывать всё многообразие рынков потребительских товаров и услуг, а значит, становиться все более дифференцированной. Потребителя интересуют товары с новыми потребительскими свойствами, причем скорость замены одних свойств другими, более предподчтительными, значительно возросла -производители аналогичного товара уже не могут конкурировать только в ценовом диапазоне, до бесконечности снижая уровень рентабельности своих продаж. Между участниками бизнеса начинается борьба за потребителя в неценовом секторе, и основной задачей становится улучшение и изменение потребительских свойств выпускаемой продукции. В итоге это приводит к сокращению цикла жизни товара, а соответственно, и производственно-технических циклов, заставляет выпускать товары небольшими партиями, увеличивая при этом производство дифференцированной продукции, разработанной и произведенной для особых групп потребителей.

Подобные инновационные изменения становятся нормой для производителей дифференцированной продукции потребительского бизнеса. Субъекты хозяйствования, ставшие на путь использования ОЭБ, нуждаются, прежде всего, в оперативном управлении производственными процессами, так как сокращение продолжительности жизненного цикла товара на рынке непосредственно оказывает влияние на производственно-технологические процессы выпуска продукции соответствующей изменениям потребительского спроса.

Основой функционирования ОЭБ являются информационно-телекоммуникационные технологии (далее - ИТТ), производительность которых трудно измерить. По оценкам специалистов, результативность 90% информационных операций определить не возможно. Однако то, что нельзя измерить, нельзя проконтролировать. Согласно оценкам около 50 % затрат на информационные системы не являются необходимыми. Кроме того, в большинстве субъектов хозяйствования нет доступа к такой ключевой информации, как средняя стоимость поддержки информационных систем в рабочем состоянии, устранения дефектов программного обеспечения, ремонта техники, обучения персонала [1].

Информационные затраты стали предметом исследований экономической теории только в ХХ веке, что связано с информатизацией экономических систем. Эта проблема уже продолжительное время находится в поле зрения зарубежных и украинских ученых. Научным изучением данной проблемы в

разных аспектах занимались и занимаются

С. Коэн, К. Дальман, Х. Демсец, Е.В. Попов, О.А. Кобелев, А.В. Юрасов, Н.Г. Чумаченко, О.Г. Белорус, О.В. Зернецкая, О.К. Скаленко и др.

Цель данной статьи - предложить подходы к оценке эффективности вложений в ИТТ для ведения ОЭБ, обратив тем самым внимание руководителей субъектов хозяйствования и управленцев высокого уровня на необходимость таких расчетов с целью устранения недостатков в контроле над данными инвестициями, предотвращения неэффективного и неэкономного использования ресурсов, повышения эффективности ОЭБ.

Измерить затраты и определить эффективность вложений в ИТТ можно тремя способами.

Первый способ характеризует вложения в ИТТ и определяется, например, как отношение

© Винарик Леонид Самойлович - кандидат экономических наук; Щедрин Александр Николаевич - кандидат экономических наук. Институт экономики промышленности НАН Украины, Донецк.

совокупных инвестиций в ИТТ к общим производственным затратам или чистому доходу. При таком подходе основная трудность состоит в выявлении технологии и оборудования, которые относятся к информационному.

Второй способ предполагает деление ИТТ-инвестиций на разные компоненты. Его преимущество состоит в том, что он разрешает затраты на каждый компонент ИТТ анализировать в отдельности и сравнивать между собой.

Третий способ предполагает изучение состояния эксплуатации разных ИТТ-компонентов: какие технологии и каким образом используются, в каких функциональных областях. Наряду с количественными показателями такой подход учитывает и качественные.

С 1988 г. журнал «Computerworld» ежегодно сравнивает субъекты хозяйствования по показателю эффективности их информационных систем. Субъекты хозяйствования ранжируются соответственно по 6-ти показателям, совокупность которых образовывает индекс эффективности ИТТ. Индекс состоит из следующих показателей, «вес» каждого из которых выражается в процентах (в сумме 100%):

1. ИТТ-бюджет - годовой бюджет ИТТ в процентах от средних доходов субъекта хозяйствования - 30 %.

2. Рыночная ценность - современность оборудования, которая измеряется как отношение в

процентах текущей рыночной стоимости оборудования к доходам субъекта хозяйствования - 15 %.

3. Прибыль субъекта хозяйствования за последние 5 лет - 15%.

4. Цена персонала - затраты на персонал в процентах от ИТТ-бюджета. Имеется в виду, что чем выше затраты на персонал, тем выше его производительность - 10 %.

5. Стоимость обучения персонала в процентах от ИТТ-бюджета - 15 %.

6. Доступ пользователя - степень доступа пользователя к ИТТ, измеренный как отношения количества компьютеров к общему количеству сотрудников - 15 %.

Первый показатель относится к общим инвестициям в ИТТ, второй, четвертый и пятый - к компонентам инвестиций в ИТТ, а шестой определяет степень доступности к ИТТ-компонентам.

Таким образом, при формировании индекса использованы все три способа измерения. Конечно, индекс небезупречный. Содержание понятия «эффективность ИТТ» не определено, нет четкого обоснования «веса», который присваивается каждому из показателей. Субъекты хозяйствования могут передавать обработку и сохранение своей информации другим соответствующим структурам. Не учтена также часть информационно-технологических ресурсов, которая выделяется на разработку прикладного программного обеспечения, а это важный индикатор того, в какой мере они назначаются для достижения успехов в конкурентной борьбе.

Для оценки степени использования ИТТ предлагаются разные количественные модели. Одна из них представляет эффективность системы в сроках стоимости и степени использования компонентов. Она полезна для выявления узких мест системы, определения экономических последствий для ее участников и эксплуатации, для выявления недогруженности или перегрузки и т.д. Модель рассматривает компьютерную деятельность как функцию стоимости и степени использования оборудования, учитывает качество и характер программного обеспечения, уровень подготовки сотрудников. Оправданием последнего является тот факт, что, как показывают годовые статистические отчеты, на оплату персонала направляется 30-50% от затрат на ИТТ [6].

Хотя отдельные субъекты хозяйствования достигли определенного успеха, однако общий выигрыш, к сожалению, небольшой. Это, конечно, не означает, что не нужно вкладывать средства в ИТТ. Преимущества, которые они предоставляют, не сводятся к чисто экономическим.

Большинство субъектов хозяйствования (по некоторым оценкам, до 95%) не используют никаких стандартных подходов к измерению эффективности своих инвестиций в ИТТ. Те, кто старается измерить производительность своих ИТТ-систем, используют непригодное, субъективное метрическое свидетельство и редко связывают вложения в ИТТ с общими показателями деловой активности. Этому есть ряд объяснений. Во-первых, существует временной лаг между развитием системы и его влиянием на деятельность субъекта хозяйствования. Он затрудняет установление связи затрат на создание системы с полученными от нее преимуществами и доходами. Во-вторых, большинство вложений в ИТТ приносят нематериальные, неуловимые в стоимостном измерении преимущества.

Поскольку инвестиции вкладываются для достижения именно конкурентного преимущества, иногда вообще нет смысла в измерении величины повышения производительности в результате их внедрения. Субъекты хозяйствования просто должны иметь эти системы - не

важно, по какой цене. Тем не менее без подобной оценки субъекты хозяйствования в меньшей степени осознают пережитое ими общее снижение эффективности [7].

Напрашивается вывод, что недостаток контроля над инвестициями в ИТТ приводит к неэффективному и неэкономному использованию ресурсов. Следует заметить, что для Украины характерно именно это явление. Специалисты, выходя из своих собственных задач развития разных компьютеризированных комплексов, чаще всего лишь в отдельности связанных с достижением общей цели субъекта хозяйствования, запрашивают средства, а высшее руководство предоставляет их, не всегда задаваясь вопросом о влиянии этих вложений на рост производительности. В рыночных условиях такой подход имеет свою бесперспективность.

Парадокс производительности, которая наиболее четко проявилась в середине 90-х годов ХХ века, подтверждает тот факт, что современные способы инвестирования в ИТТ не дают надлежащего эффекта. Некоторые субъекты хозяйствования стараются найти альтернативу своим собственным вложениям, переходя к обработке своих информационных ресурсов в других фирмах.

Эти подходы могут привести и к успеху, и к провалу. Однако оценивать тем или другим способом свои инвестиции необходимо, чтобы спасти свой субъект хозяйствования и собственные средства.

Тем не менее, наверное, успех субъекта хозяйствования в будущем во многом будет определяться тем, как он реализует возможности ИТТ. Большей частью эти технологии одинаковые, различие в том, насколько эффективно они используются. Окончательное решение о внедрении ИТТ должно принимать руководство субъекта хозяйствования, а не специалисты по ИТТ.

Однако на деле руководители высокого уровня редко обращают внимание на эти задачи. Во-первых, потому, что в них нет достаточной информации из ряда ключевых вопросов: какие существуют возможности для получения преимуществ в бизнесе с помощью инновационного использования ИТТ; как обратить эти возможности в реальные преимущества; как получить большую отдачу от уже сделанных в ИТТ вложений. Во-вторых, в большинстве крупных субъектах хозяйствования решения, связанные с развитием ИТТ, принимаются лишь на уровне соответствующих отделов или еще ниже. В-третьих, оценка нового проекта делается изолировано, вне общей стратегии субъекта хозяйствования. Главным и наиболее распространенным результатом неправильного подхода к проблемам развития ИТТ является инвестирование ежегодно возрастающих средств в обслуживание, модернизацию и управление устаревшими ИТТ, а не концентрация ресурсов на главных направлениях их развития.

Реальная стоимость ИТТ становится важной проблемой для субъектов хозяйствования во всем мире. Речь идет не только о первоначальных затратах на приобретение оборудования, но и о затратах на управление и обслуживание системы. Движение к снижению цен было инициировано покупателями, поглощенными заботами о размерах затрат на сопровождение системы на протяжении ее жизненного цикла, потом этот импульс был перенят производителями и поставщиками оборудования. По данной причине поставщики оборудования строят свои системы с таким расчетом, чтобы повысить их управляемость и сократить затраты на обслуживание [5].

Снизить стоимость содержания ИТТ поможет их упрощение, вложение средств в обучение персонала работе за компьютеризированным рабочим местом, разработка новых средств управления системами и т.д. Однако вопросы стоимости и цены не должны быть главными при решении проблемы перехода в ОЭБ. Основные дебаты должны идти вокруг вопросов об информационно-технологической инфраструктуре и способах удовлетворения деловых запросов. Реальные преимущества лежат не только в плоскости экономии средств, но и в возможностях, которые они обеспечивают для создания прибыли, повышения гибкости и более быстрого вхождения в ОЭБ.

Литература

1. Гапоненко А. Повышение эффективности информационных технологий управления предприятиями / А. Гапоненко // Информационные ресурсы России. - 2004. - № 4. - С. 13-15.

2. Журавлёв Т.Ю. Эффективность электронного рынка / Т.Ю. Журавлёв. - М.: ВИНИТИ, 2003. - С. 143-149.

3. Злобш С.В. Св^овий та втизняний досвщ оргашзацп систем електронно! комерци /С.В. Злобин // Науково-техшчна шформащя. - 2007. - № 3. - С. 36-41.

4. Кобелев О.А. Электронная коммерция / О.А. Кобелев, Г.Я. Резго, В.И. Скиба. - М.: Перспектива, 2003. - 428 с.

5. Стрелец И.А. Новая экономика и информационные технологии / И.А. Стрелец. - М.: Экзамен, 2003. - 254 с.

6. Ухин Д. Оценка перспектив электронной коммерции (в мире) / Д. Ухин // [http://www.m4u.webprovider.com/articles/ecperspecives.htm].

7. Шинкаренко П. Повышение эффективности бизнеса при исследовании систем электронного документооборота / П. Шинкаренко // Проблемы теории и практики управления. -2007. - № 11. - С. 78-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.